Социальная информатика информационное общество конспект

Обновлено: 07.07.2024

Информационное общество — это наше с вами современное общество, когда информация и знания обретают высочайшую ценность и становятся продуктом обмена, купли-продажи, воровства, фальсификации, а хранение, анализ, обработка и передача информации являются очень важной сферой человеческой деятельности.

Наше с вами нынешнее общество прямо сейчас переживает глобальную информационную революцию, когда возможность пользоваться качественной информацией на высокой скорости становится нормой, а отсутствие доступа к ней считается критерием бедности и слабого развития. Вы совершенно правы, мы сейчас имеем в виду банальный доступ в интернет. Именно интернет стал двигателем информационной революции и создал вокруг себя информационное общество.

Что такое информационное общество

В процессе популяризации интернета по всему миру, этот термин стали подхватывать не только ученые, но и другие специалисты (учителя, политики, бизнесмены) и даже простые граждане. На сегодняшний день многие понимают, что живут именно в информационном обществе, поэтому сам термин очень спокойно и довольно часто используется в лексиконе многих людей.

Признаки информационного общества

Информационное общество

Информационное общество — это ряд новых проблем

Информационное общество вместе со своим развитием принесло в жизненный уклад ряд новых проблем и понятий:

  • информационный взрыв — это процесс, при котором новая информация поступает в колоссальных объемах и люди не успевают с ней справляться;
  • информационный голод — это процесс, при котором возникают непреодолимые трудности в поиске нужной информации;
  • информационная культура — это умение правильно ориентироваться в информационном пространстве;
  • информационная безопасность — это процесс обеспечения целостности информации от ее несанкционированного использования злоумышленниками и преступниками;
  • информационное неравенство — это процесс неравномерного распространения информации и технологических устройств;
  • недостоверная информация — из-за больших объемов информации становится сложно выделить достоверную информацию от недостоверной и фальсифицированной;
  • тотальный контроль — с развитием технологий усилилось желание многих структур и корпораций осуществлять тотальный цифровой контроль за пользователями интернета;
  • вмешательство в частную жизнь — неправильное использование информационных возможностей грозит вмешательством в частную жизнь человека вплоть до ее полного разрушения;
  • и др.

Информационное общество: перспективы

Информационное общество — это то, что нас окружает сейчас. Поэтому людям остается только констатировать уже произошедшее и смотреть немного в будущее. Признаки информационного общества — это всего лишь наблюдение со стороны над происходящим. Именно так сейчас живут люди в информационном пространстве — пользуются и наблюдают.

На сегодняшний день просто невозможно представить жизнь людей без современных информационных технологий. Если представить на секунду крах интернета по всему миру, то на время рухнет все: промышленность, производство, человеческий уклад и т. д. и понадобятся годы, чтобы восстановить все и начать жить без интернета и информационных технологий. Люди делают все, чтобы этого не произошло, поэтому пока живем и наблюдаем как развивается наше информационное общество.

Говорить о каких-то перспективах очень трудно. На ближайший год-два еще можно что-то предугадать, но на ближайшие 10 лет уже практически нереально — настолько быстро развивается цифровой и информационный мир. Информационному развитию часто сулят много негативного, например, многие утверждают, что оно приведет к унификации людей и к полной потери индивидуальности и духовности. Возможно это и будет так, но, по-нашему мнению, многое зависит от каждого отдельного человека. Как человек будет воспринимать информационный прогресс — такова будет и его жизнь, либо он будет брать о такого прогресса только хорошее и не забывать, что в первую очередь он живет в обществе живых людей, либо все наоборот.

Заключение

Информационное общество — это каждый окружающий вас человек. Хотим мы или нет, но мы живем уже в информационном веке, от которого никуда не денешься. Прогресс был, есть и будет, а людям остается только направлять его в правильное русло, чтобы он приносил только благо обществу.

Что было до информационного общества — мы знаем, как оно развивается — мы видим, а что будет после него — нам остается только догадываться и надеяться, что будет только хорошее.

Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

Информация же является продуктом деятельности современного человека.


Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

Безопасность информационного общества, информации.

Защита интеллектуальной собственности.

Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

все большее влияние на общество средств массовой информации;

информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про

мышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);

Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу

в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:

· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;

· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;

· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;

· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;

· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.

Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.

Информационный кризис — явление, которое стало за­метным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве­
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож­ но без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому про­ цессу ускорения пока не видно.

Приведем несколько примеров проявлений информацион­ ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут у


спевать в них ориентироваться, что порождает дуб­ лирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некото­ рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо­ го анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, прояв­ ляющийся в следующим:

• информационный поток превосходит ограниченные воз­можности человека по восприятию и переработке инфор­ мации;

• возникают экономические, политические и другие барье­ ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре­ ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха­ рактер (информация стоит денег), и юридический (информа­ ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп­ лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Цивилизация в процессе своего развития прошла несколько этапов, на каждом из которых уровень жизнедеятельности как отдельных людей, так и сообществ зависел от их информированности и способности эффективно обрабатывать данные. Этапы создания новых средств и методов обработки данных, повлекших существенные изменения в обществе, то есть которые изменили способ производства, стиль жизни, систему ценностей, называют информационными революциями.


Информационные революции вызвали поэтапный переход от аграрного общества к информационному, где интеллект и знания являются средством и продуктом производства.

Почему общество называют информационным?

Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются данные и знания.

Информационное общество еще называют обществом знаний или обществом глобальной компетентности, поскольку основным требованиям общества XXI века по подготовке конкурентоспособных специалистов относятся:

  • способность к критическому мышлению;
  • универсальные, системные знания;
  • ключевые компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • способность к принятию решений;
  • умение управлять динамическими процессами;
  • умение работать в коллективе (команде)
  • навыки плодотворного общения.

Эти навыки были сформулированы двадцатью ведущими компаниями мира, которые занимаются прогнозированием развития экономики на будущее и разработкой соответствующих средств и технологий для эффективной реализации различных процессов: экономических, социальных, образовательных, — и получили название навыков XXI в.

В информационном обществе приобретения ключевых базовых знаний и навыков, к которым относится, в частности, знание возможностей использования современных компьютерных систем и умение применять их на практике, является залогом успешности и творческой реализации каждого человека. Именно это вызвало появление новой категории культуры — информационной.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с данными и использовать информационно-коммуникационные технологии, современные технические средства и методы для их получения, обработки и передачи.

Информационная культура проявляется у человека:

Информационная культура включает гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки данных с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать полученные сведения качественно, понимать их полезность, достоверность и тому подобное.

Существенный элемент информационной культуры — умение принимать коллективное решение. Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми — важный признак человека информационного общества.

Для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности у каждого человека должна быть сформирована информационная компетентность, которая предполагает способность человека ориентироваться в информационном пространстве, оперировать данными на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий в соответствии с потребностями рынка труда для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Для учеников информационная компетентность может означать сформированное умения эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии для обучения.

Чем занимается информатика как наука и как отрасль деятельности человека?

Основной целью информатики как науки является поиск нового знания в различных областях человеческой деятельности с помощью компьютерной техники.

Информатика — это наука, изучающая структуру и общие свойства данных, а также методы и средства их создания, поиска, хранения, обработки, передачи и использования в различных сферах деятельности человека.

Термин информатика возник в начале 60-х годов XX в. во Франции (от фр. information — информация и automatique — автоматика) для обозначения автоматизированной обработки различных данных. В англоязычных странах этому термину соответствует синоним Computer Science (компьютерные науки), поскольку термин информатика означает не только отражение достижений компьютерной техники, но и связан с процессами передачи и обработки данных различной природы.

Какие технологии называют информационными?

Для эффективной обработки различных данных современной информационно насыщенной среды, которая чрезвычайно стремительно меняется, и принятие на основе полученных результатов своевременных и правильных решений, необходимы новые знания и умения, а точнее — овладение технологиями.

Технология — это совокупность методов и средств реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, выполняемых более или менее однозначно и которые имеют целью достижение высокой эффективности определенного вида деятельности.

Общий уровень развитости и совокупность созданных и использованных технологий является важной составляющей культуры общества, существенно влияет на устойчивость развития экономики, а следовательно является одной из характерных признаков цивилизации.

Информационная технология (ИТ) — совокупность методов и приемов, используемых с целью сбора, хранения, обработки, распространения, отображения и использования различных данных для интересов и потребностей пользователей.

Информационная технология отражает современное представление о процессах преобразования данных в информационном обществе. Она представляет собой совокупность четких целенаправленных действий по обраотке данных с помощью компьютера.

Информационные технологии в своем развитии прошли определенные этапы:

Различные классификации информационных технологий.

Согласно методов и средств обработки данных различают следующую классификацию информационных технологий.

  1. Глобальные — технологии, которые включают модели, методы, способы использования данных в обществе.
  2. Базовые — информационные технологии, ориентированные на конкретную область применения.
  3. Конкретные — технологии, которые прорабатывают данные в процессе выполнения реальных задач пользователя.

Согласно предметных областей, обслуживаемых различают: технологии со сферой применения в бухгалтерском учете, банковской и налоговой деятельности, для обеспечения страхования, электронного правительства, статистики, электронной коммерции, образования, медицины.

Согласно типов данных выделяют технологии для обработки:

  • данных с помощью алгоритмических языков, табличных процессоров, систем управления базами данных;
  • текстов с помощью текстового процессора;
  • графических изображений с помощью графических редакторов;
  • знаний с помощью экспертных систем;
  • объектов реального мира с помощью технологий мультимедиа и тому подобное.

Есть и другие классификации информационных технологий.

Несколько интересных фактов о современном информационном обществе:

Интеллектуальная собственность и авторское право

Интеллектуальная собственность — это результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охраняемые законом.

Рассмотрим основные характеристики интеллектуальной собственности.

К сожалению, не все программные продукты, распространяемые на рынке, являются легальными. С юридической точки зрения к пиратскому программному обеспечению относятся все компьютерные программы, которые распространяются, устанавливаются на компьютеры и используются с нарушением условий их лицензионного соглашения. Например, самостоятельно созданные копии лицензионной программы перестают быть легальными, а подобные действия являются нарушением авторских прав и предусматривают правовую ответственность.

Этические нормы в информационном обществе

Информационная этика связана с моральными проблемами, возникающими в связи с развитием и применением информационных технологий. Информационная этика является составной частью компьютерной этики.

Компьютерная этика связана с рассмотрением технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, рассматриваемые в ней, можно разделить на несколько групп.

Человечество стремительно вступает в информационную эпоху. Одним из критериев перехода общества к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг: если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество стало информационным.

В чем же суть и смысл процесса информатизации? Важным представляется взгляд на информатизацию как на "системно - деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации". По мнению ряда авторов, процесс информатизации должен включать в себя взаимосвязанные процессы: компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также интеллектуализацию - процесс развития способностей людей к восприятию и порождению информации (знания).

Например, по мнению А.И. Ракитова общество считается информационным , если:

- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология; имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Информатизация имеет четкую связь с эколого-безопасным, устойчивым развитием общества.

Информатизация общества является необходимым условием и для реального достижения целей его демократизации, так как только гарантированная законом, а также технически и экономически обеспеченная социальными условиями доступность для всех членов общества средств информационной техники, информационных коммуникаций и национальных информационных ресурсов может обеспечить людям реальные возможности для эффективного творческого труда, практической реализации своих демократических прав и свобод.

Массовая информатизация общества невозможна без ЭВМ с интеллектуальным (дружественным) интересом, базирующемся на достижениях искусственного интеллекта (ИИ). От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний, занимающееся выявлением, структурированием, формализацией знаний для разработки интеллектуальных систем, систем, основанных на знаниях, или экспертных систем(ЭС). ЭС - это компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов и фундаментальные знания в той или иной предметной области, обладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронных консультантов для лиц, принимающих решения.

Проблема информационной безопасности личности, общества, государства.

Главная социальная функция информационной безопасности заключается в обеспечении стабильности и устойчивости социально-экономического и социально-политического развития общества в соответствии с объективно действующими закономерностями и тенденциями при наличии внутренних и внешних угроз. Информационная безопасность всегда анализируется учеными и специалистами в контексте социальной безопасности страны и мира.

В свою очередь главным социальным аспектом содержания информационной безопасности является система направлений, институтов и особенностей функционирования информационных потоков, соответствующих или не соответствующих характеру выполнения субъектами управления своих социальных функций.

При изучении социальных аспектов информационной безопасности важными показателями являются:

- степень информированности различных социальных слоев и групп населения;

- социальные чувства, настроения, стереотипы;

- установки в сфере законопослушания и использования информации;

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.

В качестве опасных воздействий на личность (информационных угроз) могут выступать:

- целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей;

- распространение недостоверной, искаженной, неполной, неоперативной информации;

- использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать широко распространенные сегодня игровые программы на ту или иную установку не представляет труда. Виртуальную систему можно заразить вирусом, который будет кодировать человека на определенные слова (приказы), что позволит получить в дальнейшем социально опасный эффект " зомби ".

При разработке и практической реализации российской государственной политики в сфере информатизации, очевидно, необходимо принять к сведению тот факт, что за рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в рассмотренном выше отношении является компетенцией специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.

Работа с браузером, электронной почтой и телеконференциями .

Браузеры — программы, обеспечивающие взаимодейст­ вие с пользователем и транслирующие его указания в команды, понятные компьютерам сети и соответствующие сетевым протоколам.

Сетевые протоколы — соглашения о правилах обмена данными по сетям.

Электронная почта ( e - mail ). Электронная почта является исторически первой информационной услугой компьютер­ ных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоро­ стных и качественных линий связи.

Принципы её функционирования аналогичны работе обычной почты. Однако электронная почта имеет несколько преимуществ:

• одновременную рассылку писем нескольким абонентам.

Любой пользователь Интернета может получить свой поч­ товый ящик на одном из почтовых серверов Интернета , в котором будут накапливаться передаваемые и получаемые электронные письма.

Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, кроме текста послания оно должно содержать электронный адрес получателя .

Структура адресов электронной почты в Internet :

Домен определяет почтовый компьютер, к которому под­ ключен данный абонент. Домен может включать в себя не­ сколько уровней, разделённых точками. Первый уровень, а к правило, — обозначение страны, второй — обозначение организации и т. д.

Пример. Составные части адреса ivanov @ admin . tstu . ru означают: ivanov — имя абонента;

admin . tstu — адрес сервера почты абонента ( host - name ), где: admin — имя компьютера на почтовом узле, где абонент

ivanov владеет почтовым ящиком; tstu — организация, к которой прикреплён пользователь

ivanov (в нашем случае это сокращение от Tambov

State Technical University); ru — название страны (Russia).

Телеконференции или группы новостей ( Newsgroupe ). В Интернете существует много различных конференций, каж­дая из которых посвящена обсуждению какой-либо пробле­ мы. Каждой конференции выделяется свой почтовый ящик на серверах Интернета , поддерживающих работу телеконфе­ренций. Участники конференции могут посылать свои сооб­ щения на любой из этих серверов, а так как серверы перио­дически обмениваются содержимым почтовых ящиков, материалы конференций в полном объеме доступны на лю­ бом таком сервере.

Название телеконференции состоит из нескольких слов, разделенных точками, последовательно сужающих тему.

Большинство конференций регулируется специальной ре­дакционной коллегией, которая называется модератором. В обязанности модератора входит просмотр посланий и выне­ сение решения — публиковать данные послания (рассылать их участникам группы) или нет.

Пример. Некоторые стандартные обозначения телеконференций:

сотр — конференция, где обсуждается все, что связа­ но с компьютерами и программированием;

Читайте также: