Сочувствие к крестьянским детям в рассказе и с тургенева бежин луг 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Конспект урока предполагает предварительное прочтение обучающимися части рассказа "Бежин луг" до начала быличек, рассказываемых деревенскими мальчишками. В нем предложен вопросник, позволяющий проверить уровень усвоения школьниками прочитанной части и задание по выработке навыков определения художественно-изобразительных средств. Будет полезен учителю литературы при подготовке к первому уроку по изучению творчества И.С. Тургенева в 6 классе.

Оценить 111 2

обобщить знания обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева;

проверить уровень усвоения первой части текста прочитанного произведения;

развивать навыки поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать;

прививать интерес к изучению произведений русской классической литературы

Методические приёмы: рассказ учителя, работа с вопросниками, выразительное чтение, художественный пересказ, анализ текста.

Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека

хотя бы немного зоркости.

1.Мотивация учебной деятельности. Постановка цели, определение задач урока

1.1. Слово учителя

- Что вспоминал И.С. о своем детстве?

2. Работа над темой урока

2.1. Проверка усвоения прочитанного текста. Работа с вопросником:

1. О каком времени года идет речь в рассказе? (о лете)

2. На кого охотился рассказчик в описываемый ним день? (на тетерева)

3. Почему охотник не смог до ночи попасть домой? (заблудился)

4. Как звали собаку охотника? (Дианка)

6. Кого охотник принял за гуртовщиков? (деревенских мальчишек)

7. Сколько мальчишек стерегло табун? (5)

8. По чем охотник определил, что Федя принадлежал к богатой семье? (по одежде)

9. Чем понравился рассказчику Павлуша? (глядел очень умно и прямо)

10. Какое лицо было у Илюши? (довольно незначительное)

11. Какую часть лица Тургенев выделяет у Кости? (глаза)

12. Кто из детей был младше всех? (Иван)

13. О какой страшилке возобновили дети свой рассказ после того, как все снова расселись у костра? (о домовом)

14. Где, по словам Илюши, он слышал домового? (в старой рольне)

15. Как, по словам Кости, называл Гаврила встретившуюся ему в лесу русалку? (лесное зелье)

2.2. Слово учителя

2.3. Словарная работа

- Как вы думаете, о ком с любовью, воодушевлением, человеколюбием пишет Тургенев в своих рассказах? О крестьянах или помещиках?

2.4. Работа с эпиграфом

- Как вы понимаете слова К. Г. Паустовского? ( Ответы детей)

Действительно, своим сборником Тургенев открыл глаза на крестьянина, как на человека, на личность, а не на бесправное существо, подвластное его хозяину-помещику. Среди рассказов, вошедших в "Записки охотника", "Бежин луг" занимает особое место. Он отличается, прежде всего, выбором героев: это единственный рассказ, в котором в качестве действующих лиц выступают не взрослые, а крестьянские дети.

2.5. Работа с текстом

- Как зовут деревенских мальчишек, с которыми встретился охотник? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня)

- Что они делают? (Стерегут табун возле реки Снежедь на Бежином лугу)

- В какое время суток? (Ночью)

- Любили ли крестьянские дети ходить в ночное? Найдите подтверждение в тексте.

2.7. Работа по теории литературы

- У вас на партах лежат листы с распечаткой этого текста и таблица. Во время чтения отрывка подчеркните слова, нагнетающие тревожность и распределите их в таблице:

Вывод: И.С. Тургенев использует сложный комплекс языковых средств: и эмоционально-выразительные эпитеты (угрюмый мрак, странное чувство, неприятная, неподвижная сырость); и сравнения (ночь росла, как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); и метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо, уныло висело небо:). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает: ночь пугает охотника, создается впечатление, что какая-то сила не дает ему найти дорогу домой. Он облегченно вздохнул, когда увидел огонек костра и силуэты людей возле него.

2.8. Работа с текстом

- Как коротают время дети у костра? (Они рассказывают страшные истории о нечистой силе).

Для ребят, которых охотник встретил у ночного костра, природа с одной стороны – их жизнь, даже праздник, с другой стороны, природа полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил. Так поступали их отцы, деды и прадеды.

Действительно, большая часть произведения посвящена рассказам мальчиков. Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ. О них мы и будем говорить на следующем уроке

Цели: углубить работу над литературными образами, развивать критическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности учащихся: различные виды пересказа, устные ответы на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге, эмоциональный отклик на услышанное, выражение личного отношения к прочитанному и увиденному.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные: научиться составлять характеристику героя, находить нужную информацию в тексте, критически мыслить.

Технологии: проблемное обучение, , здоровьесберегающая, дифференцированное обучение.

Оргмомент. Проверка домашнего задания (пересказ биографии Тургенева в учебнике под редакцией В.Я. Коровиной).

Проверка по рядам.

Первый ряд готовит рассказ о семье Тургеневых. Второй ряд – о воспитании и образовании Тургенева, третий ряд – о знаменитых друзьях и знакомых писателя. (4 минуты на подготовку, 6 минут на опрос учащихся) Опрос, выставление оценок.

1. Назовите время действия рассказа.

А) май Б) июль В) август

2. Чем занимался рассказчик в тот день?

А) охотился Б) писал рассказ В) писал картину

3. Кто сопровождал героя на охоте?

А) приятель Б) собака В) крестьянин

4. Как рассказчик очутился на Бежином лугу?

А) заблудился Б) привела собака В) привел попутчик

5. Кого увидел герой на лугу?

А) крестьянских мужиков Б) погонщиков лошадей В) мальчишек.

6. Сколько было людей у костра?

7. Что они делали одни ночью?

А) сбежали из дома и прятались Б) пасли лошадей В) играли

А) эпитет Б) метафора В) сравнение

А) аллитерация Б) сравнение В) эпитет

10*. Дайте определение одному из слов: ягдташ, гурт, онучи.

(Тест с заданиями разной сложности: на знание текста, на применение знаний о средствах выразительности, на эрудицию)

Ответы: 1б, 2а, 3б, 4а, 5в, 6в, 7б, 8в, 9б, 10: ягдташ – сумка для дичи, гурт – стадо скота, онучи – портянки, обмотки для ног.

На оценку 5 надо сделать 9-10 заданий, на оценку 4 – 7-8, на оценку 3 – 5-6.

Самопроверка. Нескольких учеников можно спросить до самопроверки на оценку.

Лекция учителя. (10 минут)

Цикл – несколько произведений, объединенных темой, рассказчиком и художественными особенностями.

О́черк — одна из разновидностей рассказа, отличающаяся отсутствием конфликта и развитостью описательного изображения.

рассказчик объединяет собой все 25 рассказов,

похожая композиция: описание природы, знакомство с героями, неожиданная концовка,

общая идея: показать индивидуальные, психологические черты русского народа.

В сборнике писатель представил два мира: дикое барство и крестьянскую жизнь. Жестокости дворян Тургенев противопоставил развитый духовный мир крестьян, выявил черты русского национального характера.

Минутка здоровья: упражнение для рук, физкультминутка. (3 минуты)

Работа над темой урока.

Беседа. (10 минут)

Какое впечатление на вас произвел рассказ?

Как вы поняли, зачем автор написал его?

С какой целью Тургенев изобразил крестьянских детей?

Как вы считаете, каково отношение Тургенева к детям?

Найдите слова, подтверждающие сочувственное отношение писателя к детям?

. а все-таки мне он понравился: глядел он очень умно и прямо (о Павлуше).

Костя возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором.

Я невольно полюбовался Павлушей.

Что за славный мальчик! (О Павле)

Он выставил свое свежее личико из-под рогожи. (Уменьшительно-ласкательный суффиксы – признак оценки)

Как вы думаете, почему Тургенев так описывает крестьянских детей?

Почему они ему были интересны?

Как это связано с целью написания рассказа?

С какими фактами биографии связано сочувственное отношение к крестьянам?

Подведение итогов, домашнее задание. (2 минуты)

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока. Литература. 6 класс

Учитель Плетнева И. А.

1. Содержательная. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

2. Деятельностная. Составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков. Показать, как автор относится к своим героям. Выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют детей; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты:

сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию, определять роль пейзажа в тексте, выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах и индивидуально.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Уметь работать в группе.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания.

“ Записки охотника” – по-видимому,

самое долговечное из всего,

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

В прекрасный июльский день, когда погода установилась надолго, Тургенев провел весь день на охоте. Но, возвращаясь домой, он заблудился.

Долго блуждал по ночному лесу, пока не вышел на Бежин луг. Здесь, у костра, он познакомился с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное.

- Почему рассказ так называется?

- Где находится Бежин луг?

Место, которое описывает писатель, действительно существовало, есть и сейчас. Этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской области. Он входил в число земель, принадлежавших отцу писателя, и был знаком Тургеневу с детства.

- Почему луг носит такое имя?

Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которыев 18 веке проживали неподалёку… Есть и такое предположение: Бежиным луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.

- А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?

3.Постановка учебной задачи.

- Как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи?

- Как мы об этом узнаём?

( своё отношение к мальчикам автор передаёт с помощью описания детей)

Цель урока: найти связь между портретами и рассказами мальчиков .

3. Выражение лица

4. Открытие нового знания. Частичная проверка знания текста.

Текстуальный анализ.

Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

Ваня обращает внимание на красоту ночного неба, а до этого так долго молчит: Самый маленький мальчик острее всех чувствует красоту природы. Ваня добрый мальчик: отказывается от предложенного Федей гостинца для сестренки, ценит, что она добрая.

Манера рассказывать мальчиков.

Говорят больше всего Илюша (очень эмоционально):

Что общего у этих детей? ( Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. Они – деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они – дети крепостных крестьян и для них не существует школ).

В чём состоит отличие этих мальчиков? ( У них разные характеры)

Павлуша- смелый, уверенный, умный.

Костя-задумчивый, печальный, любопытный.

Федя – гордый, любопытный.

Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

Сопоставление портретов и рассказов мальчиков. Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

Объясните и запомните значение каждого слова.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях , о событиях прошлых лет.

Поверье – суеверное предание, убеждение, основанное на таком предании или приметах).

Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.

Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.

- Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов мальчиков? (Былички)

5.Работа по тексту.

Сопоставим рассказы Павлуши (Стр.181 учебник) и Илюши (Стр.182 учебник) о светопреставлении (солнечном затмении).

- Чем отличаются эти рассказы? Что добавим к портретам?

(Павлуша был умным мальчиком, поэтому не поддался общему страху, когда началось солнечное затмение. Он смеялся над тем, как суеверные люди приняли бочара Вавилу за Тришку. Поэтому его рассказ ироничный.

Когда рассказывает Илюша, то он сам верит в эти истории, потому что он не может объяснить этого природного явления, так как он суеверный).

- Итак, есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами? Да.

6.Итоги урока.

Кого из мальчиков ты взял бы себе в друзья? Почему?

- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.

(доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)

Итак, какую задачу мы с вами ставили?

Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно?

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные: воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

За­да­чи: закрепить навыки работы над порт­рет­ной ха­рак­те­ри­сти­кой литературного героя; по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; вы­яс­нить, как ис­то­ри­и, рас­ска­зан­ные маль­чи­ка­ми, ха­рак­те­ри­зу­ют их; раз­ви­вать вни­ма­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды; вос­пи­ты­вать вни­ма­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Формы работы: парная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

-Понравился вам рассказ?

Рассказ начинается необычно, герой заблудился.

-А случалось ли вам заблудиться?

-Какие чувства вы при этом испытывали?

-А какие чувства испытывает герой рассказа? Внимательно посмотрим по тексту.

Вывод: герой не поддается панике, хоть ему и было жутко одному ночью в лесу, он продолжает действовать и выходит к людям.

-К кому же он вышел?

3. О чем или о ком мы будем говорить сегодня на уроке? Постарайтесь сформулировать тему урока.

Открываем тетради, пишем тему урока.

А сейчас каждый из вас напишет себе цели и задачи урока. Что бы вы хотели узнать на уроке, чему научиться?

Итак, автор вышел к детям.

4.-Что здесь ночью делают дети?

И вы конечно же увидели параллель между этими двумя произведениями искусства. Эта картина в точности совпадает с тем отрывком, который только что прочитали.

В рассказе 5 мальчиков. Автор дает портретную характеристику каждому мальчику. Сейчас проверим, как вы внимательно читали текст. ( учитель зачитывает небольшие отрывки-описания мальчиков, дети отгадывают).

- Кто из мальчиков больше вам понравился и почему?

- А как вы думаете, кто из мальчиков больше понравился охотнику? Почему? Процитируйте.

В каждом мальчике есть какая-то загадка ,и автор раскрывает ее через поступки, речь, поведение…

- Дайте краткую характеристику-вывод мальчикам, что вы про них поняли, какие они.( работа в парах).

( Федя – с чувством собственного достоинства, больше слушает, чем говорит..

Павлуша – деловит и заботлив, смелый…

Илья – любознательный, боязливый, хороший рассказчик…

Костя – жалостливый. Всем сочувствует…

Ваня – любит природу: цветы, звезды…)

6. - Как коротают время мальчики у костра?

- В рассказе дети рассказывают 11 быличек. Рассказ какого мальчика показался вам наиболее интересным и почему?

Вывод: рассказы ребят открывают нам мир, который окружает ребят, таким, каким он живет в и х представлении. И то, что с ними происходит, они стремятся осмыслить, понять. Они ищут ответы на события, которые происходят с ними.

- Как вы считаете, верят ли мальчики в то, о чем рассказывают? Почему?

Вывод: Они искренне верят в былички, т.к. ежедневно сталкиваются с неожиданными и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового, лешего, таинственные голоса погибших людей, ночные звуки и крики. Крестьянские дети в то время нигде не учились, были неграмотными, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд. Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное. А затем они упорно настаивают на том, что кажется им совершеннейшим фактом.

-Чему в рассказах мальчиков вы верите? Почему?

- Что в рассказах мальчиков показалось забавным, смешным?

8. Рефлексия. Вернемся к целям и задачам, которые вы себе ставили и записали в тетрадь.

Читайте также: