Смысловые группы наречий 7 класс конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Учитель. Ребята, сегодня мы работаем на распечатанных листах, которые приготовлены специально для урока. В них вы будете производить все необходимые действия и разборы, а в конце урока сдадите на проверку. (см. Приложение)

II. Работа с эпиграфом и повторение ранее изученного о наречии (фронтальный опрос)

  1. По каким признакам вы определили, что это наречия?
  2. Дать определение наречию как части речи.
  3. Синтаксическая роль наречия в предложении?
  4. На какие 2 основные разряда можно разделить все наречия по лексическому значению?
  5. В свою очередь обстоятельственные делятся на.
  6. А определительные на.

– К эпиграфу мы еще вернемся позже, а сейчас небольшое тестирование.

III. Тестирование “Наречие-это. ”

  1. Наречие – это самостоятельная часть речи.
  2. Наречие – служебная часть речи.
  3. Наречие не имеет окончания.
  4. Наречие – изменяемая часть речи.
  5. Наречие обозначает признак предмета по действию
  6. Наречие обозначает признак действия.
  7. В предложении наречие играет роль обстоятельства.
  8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?
  9. Наречие имеет форму слова.
  10. Наречия можно разделить на смысловые группы.

Задание: обменялись друг с другом листочками и проверили работы .На доске вывешены правильные ответы, сравните их с тем, что у вас получилось. (см. Рис. 1)

IV. Комплексная работа с текстом

  1. А почему он затрагивает вопрос о поэзии?
  2. Что такое поэзия? Вспомните, на уроках литературы мы говорили об этом.

Давайте сегодня попробуем увидеть красоту во всем, что нас окружает, что нам кажется таким обыденным и неприметным на первый взгляд. Я прочитаю текст, а вы попробуйте сформулировать его тему.

(Чтение текста учителем.)

Одуванчик

Встало Солнышко спозаранку умылось дождичком и пошло гулять по небу. Взмахнуло оно золотым рукавом сразу брызнули на землю солнечные пылинки засветились на лугах на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики.

Одуванчик, если внимательно пр. глядеться, очень похож(?) на солнце.Созд. ется ощущение, что ми(л,лл)ионы маленьких детей взялись рисовать солнце, и у всех получает(?)ся по-разному. А основа всё же одна: кругленький центр, а (от) него в разные стороны ра(с,з)ходятся лучи.

Этот цветок, растущий повсюду, полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, напоминающий по вкусу кофе.Кроме этого, делают варенье и мед, а это очень вкусно.

Вот такой маленький посланец солнца озаряет землю своим золотым светом.

Задания к тексту.

    Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
  1. Что такое текст?
  2. Сформулируйте тему данного текста.
  3. Выделить микротемы текста.
  4. К какому типу вы отнесете этот текст?
  5. К какому стилю речи он относится? Почему ?
  6. Найти художественные средства, используемые автором?

(Метафора: одуванчики-огоньки олицетворения: Солнышко встало, умылось, пошло гулять, пылинки брызнули эпитеты: солнечные пылинки, веселые огоньки, золотым светом сравнения: одуванчик похож на солнце )

Вывод: кажется, совершенно незаметный цветок – одуванчик, автор опоэтизировал, и он уже предстает перед нами совершенно в другом свете – в образе посланника солнца. (см. Рис. 2)

    В предложениях 1-го абзаца расставить знаки препинания и объяснить графически их постановку.
  1. Составить схему 2-го предложения и устно дать ему характеристику.
  2. В предложениях 2-го абзаца вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
  3. В 3-м абзаце найти обороты, осложняющие предложения и доказать правильность постановки знаков препинания .
  4. Какие это обороты? Выделить их графически.
  5. Выделить суффиксы причастий, определить вид и время, страдательное или действительное.

. По ходу работы с текстом ищем и подчеркиваем наречия, определяя смысловую группу (можно пользоваться таблицей ).

– Вернемся опять к эпиграфу и определим, подчеркнутые наречия можно отнести к какой группе? Обратите внимание на наречие ТАМ. Обозначает ли оно признак действия?

К каким наречиям его можно отнести? (Указательные.)

– А какие еще вы знаете наречия, не обозначающие признак действия? (Отрицательные и неопределенные, вопросительные)?

V. Работа по развитию речи

А) Теперь давайте с вами попробуем сами опоэтизировать на первый взгляд неприметные предметы. Например, осенние листья. Обратите внимание на предложение, написанное в ваших распечатках.

Листья падают с дерева.

– Можно ли по этому предложению представить, какие это листья, как они падают, какого они цвета? Конечно, нет. Наша задача состоит в том, чтобы красиво и наглядно описать этот процесс, а также более красочно представить тот предмет, о котором мы говорим.

– Что же мы для этого должны сделать?

Давайте попробуем добавить эпитеты, распространить действия, добавив деепричастия или деепричастные обороты, употребить наречия, которые также украсят наше предложение.

(По ходу продумывания предложения на доске учитель записывает наречия, которые можно употребить, например, плавно, медленно, тихо, бесшумно, красиво, печально).

– Записываем полученное предложение .

Разноцветные листья плавно кружились в воздухе, оторвавшись от ветки.

– Вот теперь вы можете себе представить картину падающих листьев?

Б) Теперь посмотрите на фотографию. Здесь фотограф уже нашел и запечатлел кленовые листья, упавшие на мокрую скамейку.(см. Рис. 3)

Давайте еще немного пофантазируем и придумаем продолжение к уже написанному нами предложению, но оно должно соответствовать данной фотографии. Не забудьте употребить наречия в данном предложении.

Они бесшумно упали на мокрую скамейку, печально ожидая своей дальнейшей участи.

Не забудьте определить синтаксическую роль наречия и смысловую группу.

В) А вот еще как можно написать об одиноком осеннем листке, который оторвался от ветки и начал свой путь в неизвестность.

Я вам хочу прочитать небольшое стихотворение, где о листке говорится, как о живом существе.

Осенний лист

Последний лист кружится в воздухе, летает,
Гонимый ветром вдаль по мостовой,
О чем он думает, о чем мечтает?
Кто унесет его, поманит за собой?

Быть может, он прилепится к окошку
И будет там ждать участи своей,
А может ляжет на промокшую дорожку
И затеряется среди дождей.

А может в парке, средь листвы опавшей,
Он вспомнит о вчерашнем дне
И загрустит о том, что он однажды
Сорвался с дерева, попал в небытие.

Но что поделать, коль назначено природой
Весной рождаться, летом зеленеть,
А поздней осенью с ветвей срываться
И в путь неведомый лететь.

VI. Итог урока

Учитель. Итак, сегодня на уроке мы сумели доказать, что красоту можно разглядеть в самых обычных вещах, которые нас окружают, и в зависимости от того, как мы охарактеризуем тот или иной предмет, он сможет по-особому заиграть яркими красками. Кроме того, мы повторили смысловые группы наречий, а также убедились в том, что наречия могут вносить свой вклад в красоту речи.

VII. Домашнее задание

Учитель. По данному началу придумать продолжение, употребив в тексте как можно больше наречий и определив их смысловую группу.

Недаром говорится, что в самом обычном и, на первый взгляд, неприметном предмете можно увидеть необыкновенную красоту. Ее можно разглядеть и в одиноко стоящем дереве, и в речке, бегущей куда-то.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Смысловые группы наречий. 7 класс

Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол, по словам А.С Пушкина.

Как вы понимаете слово живописует? (Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.) Работа со словарем?

Объясните смысл высказывания Пушкина. Или дать этот вопрос сейчас, а вернуться к ответу – на этапе рефлексии. Каким образом наречие живописует глагол?

1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ).

- Прослушайте стихотворение Осипа Беленького

– Давайте прочитаем стихотворение и посмотрим.

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

Мороз кусает! Что его укус –

Знакомые проделки и повадки!

Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –

Пломбирны, восхитительны и сладки!

- Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

- Чувством радости, счастья, восторженности!

Подумайте, что вносит наречие в текст? (наречия придают образность и красочность, выразительность нашей речи).

- Я вам желаю такого же настроения на протяжении всего урока.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

- Обратимся к первой строчке стихотворения и определим, слова какой части речи встречаются в этих сточках чаще других? (замедленно, почти, на весу)

- Назовите их.

- Дать определение наречию, как части речи. На слайде о происхождении слова наречия.

- Назовите словосочетания с наречиями, задайте вопрос.

На СЛАЙДЕ: плывут (как?) замедленно, плывут (как?) на весу, на весу (в какой степени?) почти, плывут (как?) тихо, беззаботно, они (где?) повсюду, трогают (как?) щекотно.

- Давайте посмотрим, что обозначает каждое из наречий. Можем ли мы их объединить? По какому принципу? Попробуйте сформулировать тему.

(Записывают тему урока: смысловые группы наречий).

3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ.

-Обратимся к учебнику, прочитаем материал, отмечая информацию: известную информацию отмечаем +, новую – V , если есть вопросы - ? (На Слайде).

-Заполните кластер. Сколько смысловых групп наречий существует? Некоторые дети заполняют кластер у доски. 1ч. – группы. 2ч – обстоятельственные. 1ч. – определительные + вопросы.

Разряды наречий



















4. Объяснение кластера в игровом формате.

Сегодня мы с вами попробуем себя в роли детективов и попробуем найти таинственного вора.

Что такое обстоятельственные наречия? Представьте, что мы с вами раскрываем дело. О любом деле мы можем спросить: каковы обстоятельства этого дела? Что мы при этом имеем ввиду?

Нам хочется узнать:-каким образом?-когда?-где?-почему?-с какой целью?

Поэтому обстоятельственные наречия могут обозначать образ действия, время, место, причину, цель.

А что значит определительные наречия? Мы можем спросить, у кого угодно дать определение этому действию или происшествию, при этом нам хочется узнать качественные и количественные характеристики этого действия, т.е. как именно оно происходило, в какой мере и в какой степени, поэтому определительные наречия могут обозначать качество, а еще меру и степень.

5. Возьмем любое действие. Например, кто-то украл сосиски. Вам дана таблица, ваша задача провести расследование: кто бы это мог быть? (Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели урока: 1. Обобщить наши знания о наречиях. 2. Ознакомиться с их смысловыми группами.

Утверждения Ответ 1. Наречие — это самостоятельная часть речи. 2. Наречие — служебная часть речи. 3. Наречие не имеет окончание. 4. Наречие — изменяемая часть речи. 5. Наречие обозначает признак предмета по действию. 6. Наречие обозначает признак действия. 7. В предложении наречие играет роль обстоятельства. 8. Наречие может отвечать на вопрос сколько? 9. Наречие может сочетаться с существительными, прилагательными, с другими наречиями и числительными 10. Наречие можно разделить на смысловые группы.

1 ошибка или ни одной - “5” 2 ошибки – “4 3 или 4 ошибки - “3”. Утверждения Ответ 1. Наречие — это самостоятельная часть речи. + 2. Наречие — служебная часть речи. - 3. Наречие не имеет окончание. + 4. Наречие — изменяемая часть речи. - 5. Наречие обозначает признак предмета по действию. - 6. Наречие обозначает признак действия. + 7. В предложении наречие играет роль обстоятельства. + 8. Наречие может отвечать на вопрос сколько? - 9. Наречие может сочетаться с существительными, прилагательными, с другими наречиями и числительными - 10. Наречие можно разделить на смысловые группы. +

Проверка домашнего задания упр.199 стр. 93

1, 3 ГРУППЫ _______________ночью пошёл дождь. Он _________ стучал в окна, ___________ шумел в густой листве деревьев, _____________ журчал в водосточных трубах. ____________он затихал, и _______________ слышно было, как крупные дождевые капли _____________ и ______________ падают в бочку, стоявшую под окном. ____________, как бы набравшись сил, дождь __________начинал лить густыми потоками. (Л. Лагин). Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, солидно, снова, звонко, лихо. 2, 4 ГРУППЫ Тимошка _________ быстро оказался ____________ с ней (Дашей) и, борясь с потоками воды, которые __________ падали _________, несколько раз ___________ отряхнулся, затем сел и _____________ посмотрел на промокшую Дашу. Дождь __________ шумел в листьях яблони, _____________ всё кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные _______________водой. (П. Проскурин). Слова для вставки: доверху, очень, по-прежнему, вокруг, рядом, весело, яростно, непрерывно, сверху.

Поздно ночью пошёл дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах. Иногда он затихал, и тогда, слышно было, как крупные дождевые капли солидно и звонко падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками. (Л. Лагин) Тимошка очень быстро оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с потоками воды, которые непрерывно падали сверху, несколько раз яростно отряхнулся, затем сел и весело посмотрел на промокшую Дашу. Дождь по-прежнему шумел в листьях яблони, вокруг все кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные доверху водой. (П. Проскурин).

От функции наречий в предложении : обстоятельственные определительные

наречия образа действия наречия времени наречия места наречия причины наречия цели наречия меры и степени наречия качества действия наречия способа действия

От функции наречий в предложении : обстоятельственные определительные наречия образа действия наречия времени наречия места наречия причины наречия цели наречия меры и степени наречия качества действия наречия способа действия

Группа наречий вопросы примеры наречия образа действия наречия времени наречия места наречия причины наречия цели наречие меры, качества действия наречия качества действия

Упр. 202 стр. 95 Обстоятельственные наречия наречия образа действия как? какимобразом? наречия времени действия когда? с каких пор? до каких пор?

Упр. 203 стр. 95 Составьте и запишите рассказ с наречиями: сначала внимательно предварительно правильно потом вторично устно

Упр. 204 стр. 95 Спишите, ставя пропущенные запятые.

Что нового мы узнали? Какие задания показались вам сложными, а какие — нет? Что вам понравилось на уроке, а что нет? Как выдумаете, что случится, если мы выкинем наречия из предложений?

Наречия вносят свой собственный вклад в красоту речи. Ребята, помните, красоту можно разглядеть в самых обычных вещах, которые нас окружают, и в зависимости от того, как мы охарактеризуем тот или иной предмет, он сможет по-особому заиграть яркими красками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство со смысловыми группами наречий; умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе.

МБОУ Устьнская СОШ Давыдовский филиал

Учитель русского языка Солдатова Г.В.

Пятнадцатое декабря. Классная работа.

Пятнадцатое декабря.

Классная работа.

Прочитайте текст. Определите, какой частью речи являются подчеркнутые слова. Вечером жители горного села ехали домой на автобусе. Накануне прошёл ливень. Неожиданно пассажиры услышали впереди сильный шум. По откосу скалы непрерывно летели камни. Вдруг по-волчьи завыл ветер, и снова хлынул дождь. Ехать дальше было невозможно .

Прочитайте текст. Определите, какой частью речи

являются подчеркнутые слова.

Вечером жители горного села ехали домой на автобусе. Накануне прошёл ливень. Неожиданно пассажиры услышали впереди сильный шум. По откосу скалы непрерывно летели камни. Вдруг по-волчьи завыл ветер, и снова хлынул дождь. Ехать дальше было невозможно .

ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ: - Что обозначают наречия? - На какие вопросы отвечают наречия? - С какими частями речи могут сочетаться наречия? - Каким членом предложения чаще всего бывают наречия?

ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ:

Смысловые группы наречий.

Значения наречий

Вопросы наречий

Примеры наречий

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

где? куда? откуда?

как? каким образом?

почему? отчего? по какой причине?

зачем? для чего?

с какой целью?

сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?

в какой степени?

 Смысловые группы наречий. Значения наречий Вопросы наречий ВРЕМЯ Примеры наречий когда? с каких пор? до каких пор? как долго? где? куда? откуда? как? каким образом? почему? отчего? по какой причине? зачем? для чего? с какой целью? сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере? в какой степени?

Смысловые группы наречий.

Значения наречий

Вопросы наречий

Примеры наречий

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

где? куда? откуда?

как? каким образом?

почему? отчего? по какой причине?

зачем? для чего?

с какой целью?

сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?

в какой степени?

 Смысловые группы наречий. Значения наречий Вопросы наречий ВРЕМЯ Примеры наречий когда? с каких пор? до каких пор? как долго? МЕСТО где? куда? откуда? как? каким образом? почему? отчего? по какой причине? зачем? для чего? с какой целью? сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере? в какой степени?

Смысловые группы наречий.

Значения наречий

Вопросы наречий

Примеры наречий

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

где? куда? откуда?

как? каким образом?

почему? отчего? по какой причине?

зачем? для чего?

с какой целью?

сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?

в какой степени?

 Смысловые группы наречий. Значения наречий Вопросы наречий ВРЕМЯ Примеры наречий когда? с каких пор? до каких пор? как долго? МЕСТО где? куда? откуда? ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ как? каким образом? почему? отчего? по какой причине? зачем? для чего? с какой целью? сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере? в какой степени?

Смысловые группы наречий.

Значения наречий

Вопросы наречий

Примеры наречий

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

где? куда? откуда?

как? каким образом?

почему? отчего? по какой причине?

зачем? для чего?

с какой целью?

сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?

в какой степени?

 Смысловые группы наречий. Значения наречий Вопросы наречий ВРЕМЯ Примеры наречий когда? с каких пор? до каких пор? как долго? МЕСТО где? куда? откуда? ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ как? каким образом? ПРИЧИНЫ почему? отчего? по какой причине? зачем? для чего? с какой целью? сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере? в какой степени?

Смысловые группы наречий.

Значения наречий

Вопросы наречий

Примеры наречий

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

где? куда? откуда?

как? каким образом?

почему? отчего? по какой причине?

зачем? для чего?

с какой целью?

сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?

в какой степени?

 Смысловые группы наречий. Значения наречий Вопросы наречий ВРЕМЯ Примеры наречий когда? с каких пор? до каких пор? как долго? МЕСТО ОБРАЗ где? куда? откуда? ДЕЙСТВИЯ как? каким образом? ПРИЧИНА почему? отчего? по какой причине? ЦЕЛЬ зачем? для чего? с какой целью? сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере? в какой степени?

Смысловые группы наречий.

Значения наречий

Вопросы наречий

Примеры наречий

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

где? куда? откуда?

как? каким образом?

почему? отчего? по какой причине?

зачем? для чего?

с какой целью?

сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?

в какой степени?

 Смысловые группы наречий. Значения наречий Вопросы наречий ВРЕМЯ Примеры наречий когда? с каких пор? до каких пор? как долго? МЕСТО где? куда? откуда? ОБРАЗ ПРИЧИНА ДЕЙСТВИЯ как? каким образом? почему? отчего? по какой причине? ЦЕЛЬ зачем? для чего? с какой целью? МЕРА сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере? в какой степени?

Смысловые группы наречий.

Значения наречий

Вопросы наречий

Примеры наречий

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

где? куда? откуда?

как? каким образом?

почему? отчего? по какой причине?

зачем? для чего?

с какой целью?

сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?

в какой степени?

 Смысловые группы наречий. Значения наречий Вопросы наречий ВРЕМЯ Примеры наречий когда? с каких пор? до каких пор? как долго? МЕСТО где? куда? откуда? ОБРАЗ ПРИЧИНА ДЕЙСТВИЯ как? каким образом? почему? отчего? по какой причине? ЦЕЛЬ зачем? для чего? с какой целью? МЕРА сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере? СТЕПЕНЬ в какой степени?

Смысловые группы наречий.

Значения наречий

Вопросы наречий

Примеры наречий

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

где? куда? откуда?

как? каким образом?

почему? отчего? по какой причине?

зачем? для чего?

с какой целью?

сколько? насколько? во сколько раз? в какой мере?

в какой степени?

ПРИМЕРЫ НАРЕЧИЙ. Сегодня, поутру, неподалёку, наверху, пополам, дважды, нарочно, назло, мгновенно, вдруг, нечаянно, сдуру, очень (сильный), весьма.

ПРИМЕРЫ НАРЕЧИЙ.

Сегодня, поутру, неподалёку, наверху, пополам, дважды, нарочно, назло, мгновенно, вдруг, нечаянно, сдуру, очень (сильный), весьма.

 Смысловые группы наречий. Значения наречий Вопросы наречий ВРЕМЯ Примеры наречий когда? с каких пор? до каких пор? как долго? МЕСТО Сегодня, поутру где? куда? откуда? ОБРАЗ как? каким образом? 4 ПРИЧИНА ДЕЙСТВИЯ Неподалёку, наверху Мгновенно, вдруг почему? отчего? по какой причине? ЦЕЛЬ Нечаянно, сдуру зачем? для чего? с какой целью? МЕРА Назло, нарочно в какой мере? сколько? насколько? во сколько раз? 7 СТЕПЕНЬ Пополам, дважды в какой степени? Очень (сильный), весьма

Смысловые группы наречий.

Значения наречий

Вопросы наречий

Примеры наречий

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

Сегодня, поутру

где? куда? откуда?

как? каким образом?

Неподалёку, наверху

Мгновенно, вдруг

почему? отчего? по какой причине?

Нечаянно, сдуру

зачем? для чего?

с какой целью?

Назло, нарочно

в какой мере? сколько? насколько? во сколько раз?

Пополам, дважды

в какой степени?

Очень (сильный),

 Самостоятельная работа. Выпишите выделенные наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся. Но однажды поутру прискакала кенгуру. Невдалеке тускло блестела река. На берегу реки теперь стало совсем темно . Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло !

Самостоятельная работа.

Выпишите выделенные наречия и укажите, к каким группам по значению они относятся.

Читайте также: