Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем конспект урока 8 класс школа 8 вида

Обновлено: 07.07.2024

Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Дидактическая цель урока: Сформировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Образовательная цель: Обеспечить усвоение учащимися правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

Развивающая цель: Сформировать умение обрабатывать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитательная цель: Воспитать у учащихся умение слушать и вступать в диалог; развитие познавательного интереса.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления изученного материала.

Планируемый результат обучения

Предметные: Вывести алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и научиться применять эти умения при решении учебных задач.

Метапредметные УУД:

Познавательные : сформировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; сформировать умение решать учебные задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении учебных задач.

Регулятивные: понимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Коммуникативные : умение слушать , выражать свои мысли, вступать в диалог.

Личностные: сформировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Воспитательная: воспитание самостоятель-ности, самоконтроля, умения планировать свою деятельность, воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Повторение, закрепление знаний об обыкновенных дробях, их существенных отличительных признаках

Научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Индивидуальная, фронтальная работа, создание проблемной ситуации.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Необходимое оборудование и материалы

Видеопроектор, компьютеры, экран.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Список учебной и дополнительной литературы

2.Математика. Коррекционно-развивающие задания и упражнения (5-9 классы).Составитель С.Е. Степурина.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Психологический настрой детей на урок

Актуализация знаний с последующей мотивацией

- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца (слайд 2). Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди, и пропали за темным лесом (Слайд 3). Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь:

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает: - Съешь моего ржаного пирожка и ответь на эти вопросы - скажу.

- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся. ответь на эти вопросы сама. Девочка не стала отвечать на вопросы, и она побежала. А мы то ребята знаем, что на обратном пути ей все равно придётся отвечать на эти вопросы. Давайте сделаем полезное дело, ответим на эти вопросы.

Актуализация опорных знаний

Мы с вами ребята должны ответить на следующие вопросы:

1) Приведите пример обыкновенной дроби (Ответы учащихся)

2) Назовите числитель дроби.

3) Назовите знаменатель дроби.

4) Что показывает знаменатель.

5) Что показывает числитель.

Тут уже наша девочка подбежала к яблоне (Слайд 6).

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Поешь моего лесного яблочка и ответь на вопросы по математике - скажу.

- У моего батюшки и садовые не едятся. А математику я вообще плохо знаю. И побежала она.

Мы опять остались и должны ответить на следующие вопросы:

Работа по рисункам (Слайды 7-9):

-Какая часть квадрата закрашена?

-Подбери к рисунку соответствующую дробь.

-С помощью рисунка вставь недостающий числитель и знаменатель.

Подготовка к активной деятельности на основном этапе.

Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах:

- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

- Поешь моего простого киселька с молочком и ответь на вопросы по числовому ряду - скажу.

- У моего батюшки и сливочки не едятся, а про числовой ряд и что это такое я вообще не знаю.

Долго она бегала по полям, по лесам.

А мы с вами ребята тут как тут: Рассмотрите числовой ряд по презентации:3/5;7/8;1 ½;9/7;7 3/7. (Слайд 10).

Ответьте на следующие вопросы:

-назвать только правильные дроби;

-назвать только неправильные дроби;

-назвать числитель и знаменатель четвертой дроби;

-назвать смешанные числа.

Создание проблемной ситуации

Вдруг по дороге девочка видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Баба Яга обрадовалась, что и девочка вошла в избушку. (Слайд11).Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла.

Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: Девица, скажи еще решение этого магического квадрата. (Слайды 12-13). Баба-яга меня заколдовала, если ты не найдешь ответ на вопрос, то я погибну. Сидит наша девица, она не знает решение магического квадрата.

А может быть ребята, вы знаете ответ на этот вопрос.

- Ребята прочитайте все дроби записанные в магическом квадрате. Как вы думаете, какое число можно записать вместо вопроса? (Ответы учащихся.)

Тут мышка девочке сказала: Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка взяла братца и побежала. Тут их от злых гусей-лебедей скрыли речка, яблоня и печка. Девочка сказала им спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли.

Но после этого девочка серьезно стала заниматься математикой. Сегодня мы с ней вместе изучаем тему сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд 16)

Пришли к сове в гости на званный обед девочка со своим братцем.На десерт решила сова угостить их яблоками из своего сада. У совы было 10 яблок. Это сколько долей? (10 яблок- это ). А теперь посмотрим, как сова угощала своих гостей.

Сначала сова на тарелку братца и сестры положила 2 доли, а потом еще 5 долей. На тарелке оказалось 7 долей, то есть яблок: + = =

(Слайд18) У совы было 10 яблок. На тарелку положила 10 долей, а потом 4 доли съели. Осталось 6 долей, то есть яблок: - = =

Ребята давайте после получения новых знаний немножко отдохнем!

Наши друзья нам подготовили физкультминутку:

Поднимает руки класс - это раз

Повернулась голова - это два

Руки вниз - вперед смотри - это три

Руки в стороны, пошире, развернули на четыре

С силой их к плечам прижать и немного повращать - это пять

А на шесть - в ладоши хлопнуть

И на семь - ногою топнуть

А на восемь - подтянуться

И на девять - улыбнуться

Что ж заряд хороший есть?

Можно нам теперь и сесть.

Решение задач по новой теме.

Ребята! На следующем этапе мы должны закрепить полученные знания. Сейчас один из вас выходить к доске и мы решаем примеры с комментированием по карточкам:

Работа по учебнику.

Ребята мы сейчас с нашими друзьями решаем примеры по учебнику: № 376, 383,стр105-106

Проверка и оценивание ЗУН ов

Самостоятельная работа

Выполнение 1 и 2 задания

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

- Ребята! Расскажите еще раз нашим друзьям, как выполняется сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Понравилась ли вам математическая сказка. (Ответы учащихся). Оцените свою работу на уроке. (Слайд 24)

Вы хорошо потрудились. Как вы думаете, кого из вас я могу похвалить за урок? Кто себя хочет похвалить, за что? Всем хочу сказать большое спасибо за урок.

- Молодцы! Урок окончен.

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

№ 377(1 строка)., 384(1строка), стр.105-106.

Дополнительная необходимая информация

Учащиеся коррекционных школ на уроках математики быстро устают, в таких случаях некоторые этапы урока можно пропустить, например тестирование или можно выполнить эту работу с сильными учащимися классов коррекции.

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

В последующих уроках можно использовать медиа-, мультимедиа в этапах повторения и закрепления.

Использование ИКТ имеет огромное значение на уроках математики, позволяет сделать уроки незабываемыми, интересными и увлекательными. Для развития гибкости восприятия, способности ученика находить определенные знания и предметы в группе других презентации для уроков коррекционной школы должны быть небольшими и простыми.

Описание мультимедийных компонентов проекта

Путешествие со сказкой.

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux)

Форма (презентация, тест и т.п.)

Размер ресурса (мегабайт)

(компьютер, интерактивная доска и другие.)

Видеопроектор, компьютеры, экран.

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

Название темы или раздела учебного курса

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Мультимедийное сопровождение урока

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Power Point 2010

Цели, задачи дидактического материала

Облачить в современную, увлекательную форму изучаемый материал, создать ситуацию успеха, становясь активным стимулятором познавательного процесса учащихся коррекционных школ. С помощью этой презентации учащиеся повторяют тему дроби, изучают новую тему сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Также у ребят появляется интерес к русским народным сказкам. Красочное оформление презентации развивает эстетическое воспитание учащихся.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Урок математики в 8 классе коррекционной школы VIII вида на тему:

"Все случаи сложения и вычитания обыкновенных дробей

с одинаковыми знаменателями"

«Без знания дробей никто не может

систематизировать знания об обыкновенных дробях;повторить и обобщить все случаи сложения и вычитания обыкновенных дробей;повторить запись и грамотно читать обыкновенные дроби; совершенствовать вычислительные навыки;развивающие:

развивать логическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;вырабатывать самостоятельность в освоении знаний.воспитательные:

воспитывать ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;формировать эмоциональную культуру и культуру общения,воспитывать чувство дружелюбия в классе и умение работать в парах.воспитывать сознательное отношение к учёбе;воспитывать самостоятельность.

доска;карточки с заданиями;таблица результатов;мультимедийная установка в комплекте.

Прочитайте дроби, отдельно назовите неправильные дроби:

Много с числами хлопот,

Уж такой они народ,

Ну, а если станут в ряд,

То с тобой заговорят.

Ты внимательно смотри,

Дроби данные прочти.

Сформулируйте основное свойство дроби. Из дробей, записанных на доске, назовите те дроби, которые являются различными записями числа

Выполните действия в каждом цветном столбце (1-я команда ищет нечётные слова, 2-я – чётные), и Вы получите поговорку. Какую?

Математический диктант – эстафета. Повторяем умножение дробей. По два человека работают у доски, сменяя друг друга (элемент самооценки и участия в проверке).

Самостоятельная работа на листочках, которую проверяют консультанты из числа желающих.

Исключите целое число:

Запишите в виде неправильной дроби:

Гимнастика (физкультминутка). Ученики по очереди называют дробь, определяет её вид и выполняют упражнения.

Правильная дробь – наклон вправо,Неправильная дробь – наклон влево,Смешанное число – приседание.0 – на носочки руки вверх.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазом видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Ученики решают задачу, как эстафету, оценивают свою работу и работу одноклассников.

Что нового вы сегодня узнали?

было интересно…было трудно…теперь я могу…я научился…у меня получилось…я смог…я попробую…меня удивило…

Выберите свой смайлик!

Спасибо всем за урок!

Использованные источники и литература Н. Я. Виленкин, В.И.Жохови др. Математика 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений Мнемозина, 2009 г.Г.И. Глейзер История математики в школеПросвещение, М1964г.А.П.Юшкевич История математики с древнейших времен до начала нового времени Наука, М.1970г. Эк В.В. Математика: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2005.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2007. (мастерская учителя).Трошин В.В. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. М.: Глобус,2008.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: