Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем конспект урока 8 класс школа 8 вида
Обновлено: 07.07.2024
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Дидактическая цель урока: Сформировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Образовательная цель: Обеспечить усвоение учащимися правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
Развивающая цель: Сформировать умение обрабатывать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы;
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся умение слушать и вступать в диалог; развитие познавательного интереса.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления изученного материала.
Планируемый результат обучения
Предметные: Вывести алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и научиться применять эти умения при решении учебных задач.
Метапредметные УУД:
Познавательные : сформировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; сформировать умение решать учебные задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении учебных задач.
Регулятивные: понимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Коммуникативные : умение слушать , выражать свои мысли, вступать в диалог.
Личностные: сформировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Воспитательная: воспитание самостоятель-ности, самоконтроля, умения планировать свою деятельность, воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.
Задачи урока (мероприятия, занятия)
Повторение, закрепление знаний об обыкновенных дробях, их существенных отличительных признаках
Научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Индивидуальная, фронтальная работа, создание проблемной ситуации.
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Необходимое оборудование и материалы
Видеопроектор, компьютеры, экран.
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
Список учебной и дополнительной литературы
2.Математика. Коррекционно-развивающие задания и упражнения (5-9 классы).Составитель С.Е. Степурина.
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
Психологический настрой детей на урок
Актуализация знаний с последующей мотивацией
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца (слайд 2). Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди, и пропали за темным лесом (Слайд 3). Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь:
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает: - Съешь моего ржаного пирожка и ответь на эти вопросы - скажу.
- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся. ответь на эти вопросы сама. Девочка не стала отвечать на вопросы, и она побежала. А мы то ребята знаем, что на обратном пути ей все равно придётся отвечать на эти вопросы. Давайте сделаем полезное дело, ответим на эти вопросы.
Актуализация опорных знаний
Мы с вами ребята должны ответить на следующие вопросы:
1) Приведите пример обыкновенной дроби (Ответы учащихся)
2) Назовите числитель дроби.
3) Назовите знаменатель дроби.
4) Что показывает знаменатель.
5) Что показывает числитель.
Тут уже наша девочка подбежала к яблоне (Слайд 6).
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка и ответь на вопросы по математике - скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся. А математику я вообще плохо знаю. И побежала она.
Мы опять остались и должны ответить на следующие вопросы:
Работа по рисункам (Слайды 7-9):
-Какая часть квадрата закрашена?
-Подбери к рисунку соответствующую дробь.
-С помощью рисунка вставь недостающий числитель и знаменатель.
Подготовка к активной деятельности на основном этапе.
Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах:
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего простого киселька с молочком и ответь на вопросы по числовому ряду - скажу.
- У моего батюшки и сливочки не едятся, а про числовой ряд и что это такое я вообще не знаю.
Долго она бегала по полям, по лесам.
А мы с вами ребята тут как тут: Рассмотрите числовой ряд по презентации:3/5;7/8;1 ½;9/7;7 3/7. (Слайд 10).
Ответьте на следующие вопросы:
-назвать только правильные дроби;
-назвать только неправильные дроби;
-назвать числитель и знаменатель четвертой дроби;
-назвать смешанные числа.
Создание проблемной ситуации
Вдруг по дороге девочка видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Баба Яга обрадовалась, что и девочка вошла в избушку. (Слайд11).Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла.
Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: Девица, скажи еще решение этого магического квадрата. (Слайды 12-13). Баба-яга меня заколдовала, если ты не найдешь ответ на вопрос, то я погибну. Сидит наша девица, она не знает решение магического квадрата.
А может быть ребята, вы знаете ответ на этот вопрос.
- Ребята прочитайте все дроби записанные в магическом квадрате. Как вы думаете, какое число можно записать вместо вопроса? (Ответы учащихся.)
Тут мышка девочке сказала: Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка взяла братца и побежала. Тут их от злых гусей-лебедей скрыли речка, яблоня и печка. Девочка сказала им спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли.
Но после этого девочка серьезно стала заниматься математикой. Сегодня мы с ней вместе изучаем тему сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд 16)
Пришли к сове в гости на званный обед девочка со своим братцем.На десерт решила сова угостить их яблоками из своего сада. У совы было 10 яблок. Это сколько долей? (10 яблок- это ). А теперь посмотрим, как сова угощала своих гостей.
Сначала сова на тарелку братца и сестры положила 2 доли, а потом еще 5 долей. На тарелке оказалось 7 долей, то есть яблок: + = =
(Слайд18) У совы было 10 яблок. На тарелку положила 10 долей, а потом 4 доли съели. Осталось 6 долей, то есть яблок: - = =
Ребята давайте после получения новых знаний немножко отдохнем!
Наши друзья нам подготовили физкультминутку:
Поднимает руки класс - это раз
Повернулась голова - это два
Руки вниз - вперед смотри - это три
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре
С силой их к плечам прижать и немного повращать - это пять
А на шесть - в ладоши хлопнуть
И на семь - ногою топнуть
А на восемь - подтянуться
И на девять - улыбнуться
Что ж заряд хороший есть?
Можно нам теперь и сесть.
Решение задач по новой теме.
Ребята! На следующем этапе мы должны закрепить полученные знания. Сейчас один из вас выходить к доске и мы решаем примеры с комментированием по карточкам:
Работа по учебнику.
Ребята мы сейчас с нашими друзьями решаем примеры по учебнику: № 376, 383,стр105-106
Проверка и оценивание ЗУН ов
Самостоятельная работа
Выполнение 1 и 2 задания
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
- Ребята! Расскажите еще раз нашим друзьям, как выполняется сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Понравилась ли вам математическая сказка. (Ответы учащихся). Оцените свою работу на уроке. (Слайд 24)
Вы хорошо потрудились. Как вы думаете, кого из вас я могу похвалить за урок? Кто себя хочет похвалить, за что? Всем хочу сказать большое спасибо за урок.
- Молодцы! Урок окончен.
Домашнее задание (если это необходимо на уроке)
№ 377(1 строка)., 384(1строка), стр.105-106.
Дополнительная необходимая информация
Учащиеся коррекционных школ на уроках математики быстро устают, в таких случаях некоторые этапы урока можно пропустить, например тестирование или можно выполнить эту работу с сильными учащимися классов коррекции.
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы
В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
В последующих уроках можно использовать медиа-, мультимедиа в этапах повторения и закрепления.
Использование ИКТ имеет огромное значение на уроках математики, позволяет сделать уроки незабываемыми, интересными и увлекательными. Для развития гибкости восприятия, способности ученика находить определенные знания и предметы в группе других презентации для уроков коррекционной школы должны быть небольшими и простыми.
Описание мультимедийных компонентов проекта
Путешествие со сказкой.
Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux)
Форма (презентация, тест и т.п.)
Размер ресурса (мегабайт)
(компьютер, интерактивная доска и другие.)
Видеопроектор, компьютеры, экран.
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс
Название темы или раздела учебного курса
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)
(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)
(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)
Мультимедийное сопровождение урока
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал
Microsoft Power Point 2010
Цели, задачи дидактического материала
Облачить в современную, увлекательную форму изучаемый материал, создать ситуацию успеха, становясь активным стимулятором познавательного процесса учащихся коррекционных школ. С помощью этой презентации учащиеся повторяют тему дроби, изучают новую тему сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Также у ребят появляется интерес к русским народным сказкам. Красочное оформление презентации развивает эстетическое воспитание учащихся.
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)
Урок математики в 8 классе коррекционной школы VIII вида на тему:
"Все случаи сложения и вычитания обыкновенных дробей
с одинаковыми знаменателями"
«Без знания дробей никто не может
систематизировать знания об обыкновенных дробях;повторить и обобщить все случаи сложения и вычитания обыкновенных дробей;повторить запись и грамотно читать обыкновенные дроби; совершенствовать вычислительные навыки;развивающие:
развивать логическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;вырабатывать самостоятельность в освоении знаний.воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;формировать эмоциональную культуру и культуру общения,воспитывать чувство дружелюбия в классе и умение работать в парах.воспитывать сознательное отношение к учёбе;воспитывать самостоятельность.
доска;карточки с заданиями;таблица результатов;мультимедийная установка в комплекте.
Прочитайте дроби, отдельно назовите неправильные дроби:
Много с числами хлопот,
Уж такой они народ,
Ну, а если станут в ряд,
То с тобой заговорят.
Ты внимательно смотри,
Дроби данные прочти.
Сформулируйте основное свойство дроби. Из дробей, записанных на доске, назовите те дроби, которые являются различными записями числа
Выполните действия в каждом цветном столбце (1-я команда ищет нечётные слова, 2-я – чётные), и Вы получите поговорку. Какую?
Математический диктант – эстафета. Повторяем умножение дробей. По два человека работают у доски, сменяя друг друга (элемент самооценки и участия в проверке).
Самостоятельная работа на листочках, которую проверяют консультанты из числа желающих.
Исключите целое число:
Запишите в виде неправильной дроби:
Гимнастика (физкультминутка). Ученики по очереди называют дробь, определяет её вид и выполняют упражнения.
Правильная дробь – наклон вправо,Неправильная дробь – наклон влево,Смешанное число – приседание.0 – на носочки руки вверх.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазом видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Ученики решают задачу, как эстафету, оценивают свою работу и работу одноклассников.
Что нового вы сегодня узнали?
было интересно…было трудно…теперь я могу…я научился…у меня получилось…я смог…я попробую…меня удивило…
Выберите свой смайлик!
Спасибо всем за урок!
Использованные источники и литература Н. Я. Виленкин, В.И.Жохови др. Математика 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений Мнемозина, 2009 г.Г.И. Глейзер История математики в школеПросвещение, М1964г.А.П.Юшкевич История математики с древнейших времен до начала нового времени Наука, М.1970г. Эк В.В. Математика: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2005.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2007. (мастерская учителя).Трошин В.В. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. М.: Глобус,2008.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Читайте также: