Словосочетание 2 класс конспект
Обновлено: 20.05.2024
Тема: Слово и словосочетание.
Цель: формирование понятия словосочетание, способствовать развитию умения выделять словосочетание в тексте, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
Оценить 847 0
Тема: Слово и словосочетание.
Цель: формирование понятия словосочетание, способствовать развитию умения выделять словосочетание в тексте, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
Планируемые результаты (УУД):
Личностные результаты
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
Регулятивные:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
Познавательные:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
Коммуникативные:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
Материальное обеспечение: учебник русского языка 4 класс, презентация.
Сценарий урока
Мобилиз у ющая часть .
Приветствие.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Актуализация знаний.
1. Домашняя работа (с.46 №77)
– Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание.
2. Чистописание
- Посмотрите на доску.
- Чем интересна эта пара букв? (…)
- Назовите другие парные согласные.
- Из каких элементов состоят эти буквы?
- Откройте тетради. Положите их под наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спины, поставьте на место ноги. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
-Обратите внимание, что наклон букв одинаковый и расстояние между ним.
3. Словарная работа.
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Город, земляника, овощи, картофель, береза, помидор, морковь, ягода, огурец, яблоко.
- Записываем с красной строки Словарная работа:
- Подчеркиваем букву, которую нужно запомнить, ставим ударение.
- Обратите внимание, эти слова пишутся с удвоенной согласной Эль.
- Составьте предложение со словом яблоко.
- Посмотрите, какое предложение составила я.
На столе лежало вкусное яблоко.
- Посмотрите внимательно на доску. Первый вариант разберет это предложение по частям речи, а второй вариант по членам предложения.
-На следующей строчке мы напишем предложение с красной строки.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
1. Постановка темы и цели.
-Прочитайте. Скажите, что написано у меня на доске.
Дорога, весна, снег, поляна.
Долгая дорога, ранняя весна, последний снег, цвести на поляне
-Что написано на 1 строке?
-Что написано на 2 строке?
- Скажите, чем отличается первая строка от второй?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Чему мы должны научиться?
2. Устная работа.
– На с. 47, найдите упр. 79. Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова и сочетания слов.
– Какое название является более точным для каждого предмета – слово или сочетание слов? Объясните, почему.
- Запишите название каждого предмета.
Первичное усвоение новых знаний.
Выявление сущности правила
-На основе упр.79 сделаем вывод, что же такое словосочетание?
2.Работа над формулировкой правила.
-Мы с вами обнаружили, что словосочетание дает более точное описание предмета. Проверим наш вывод, прочитав правило на стр. 47.
– Прочитайте определение. Что называется, словосочетанием?
- Как связаны слова в словосочетании? Приведите свои примеры.
Первичная проверка понимания
– Откройте с. 48, найдите упр. 81. Прочитайте. Что вы прочитали?
– Прочитайте первое словосочетание. Посмотрите, как обозначена связь слов в словосочетании.
– Обратите внимание, что вопрос записан над стрелочкой, показывающей, от какого слова (главное слово в словосочетании) к какому (зависимое слово в словосочетании) задается вопрос.
– От какого слова поставлен вопрос, какое слово является главным?
– Какое слово является зависимым?
– Составьте второе словосочетание.
– Определите главное слово.
– Определите зависимое слово.
– При помощи чего устанавливается связь слов в словосочетании.
Физкультминутка
Первичное закрепление.
2. Работа в парах
– Найдите упр. 82. Прочитайте. Какое задание надо выполнить? Замените одно словосочетание другим, близким по значению.
Ягодный кисель, морковный сок, тетрадный лист, оленьи следы, коровье молоко, земляничное варенье.
3. Словарная работа.
– Прочитайте слово, записанное в нижней части с. 48, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания?
– Это орфограммы. Назовите их.
– Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, которые надо запомнить.
– Составьте и запишите предложение с этим словом.
– Дома заучите правильное написание слова наизусть.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-Посмотрите упражнение, что вам не понятно?
Рефлексия (подведение итогов занятия)
– Над какой темой работали на уроке?
– Что такое словосочетание? Как связаны слова в словосочетании? Какое слово в словосочетании называется главным, а какое – зависимым? Приведите примеры.
– Что выполняли на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Ответы детей: - потерял закладку, новый ученик, сегодня потерял
Сколько слов вы выделили? Два. Можно ли назвать эти два слова целым предложением? Нельзя, потому что они не выражают законченную мысль. Это словосочетания. Значит, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (о словосочетании)
II. Знакомство с темой. Объяснение нового материала.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Давайте найдём главное слово. Поставим крестик. Какое слово зависимое. Зададим вопрос. Поставим стрелочку.
Запах цветов. Что можете сказать о зависимом слове данного словосочетания? (стоит в родительном падеже,т. к. отвечает на вопрос чего?)
Правило! Словосочетание – это сочетание двух слов, объединённых по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого. Словосочетание – это два слова, одно из которых главное, а другое зависимое.
1. Образуйте словосочетания, ставя зависимое слово в нужном падеже. Укажите главное и зависимое слово.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали Раз-два-три.
Ручками похлопали Раз-два-три.
Покрутились, повертелись Раз-два-три.
И за парты все уселись Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять. Открываем, поморгаем
Раз-два-три. И работать продолжаем. (Раз-два-три)
- Прочитайте запись в карточке под цифрами 1,2,3.
1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
2. потерял закладку, сегодня потерял
3. Новый ученик сегодня потерял закладку.
- Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?
- Прочитайте строчку под номером два. Что записано в этой строчке? (Словосочетание.) Это предложение? Почему? Выражает ли эта группа слов законченную мысль?
- Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)
- Внимательно прочитайте запись под цифрой 3. Найдите все словосочетания, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.
Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.
- Чем отличается словосочетание от предложения?
Ответить по схеме: (картинка) нужна/ен Кому? (картинка). Соедините и назовите предложение
Образец: Мастерок нужен каменщику, Кисточки художнику, Ложки повару, Письма почтальону, Лекарства врачу, Кирпич строителю
5. Работа со словосочетанием Ш (раздаточный материал)
Слова с вопросами (картинки со словами-действиями в первом столбике, картинки с инструментами во втором столбике):
Забивают (чем) … Рубят (чем) … Пилят (чем) … Вытаскивают (чем) … Режут (чем) …
Чтение и добавление слов по вопросам устно разными способами: логопед называет слова из 1 столбика, а дети - второго. Логопед называет слова из второго столбика, а дети из первого.
А теперь запишем словосочетания в тетрадь с обязательной записью вопроса в скобке, с выделением окончаний.
III. Итог занятия. Рефлексия
- Ребята, понравилось вам занятие? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?
Логопед: Ребята, оцените свою работу на уроке. На какой вопрос отвечает зависимое слово? Чем выражено главное слово? Чем выражено зависимое слово?
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1А классе, вариант 2.2.
Управление своими эмоциями Притча. Один мудрец, выступая перед слушателями, рассказал им анекдот. Вся аудитория содрогнулась от смеха. Через несколько минут он снова.
Развивающие: – развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память, мышление, речь; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
Воспитательные: - формировать познавательный интерес;
воспитывать аккуратность и ответственное отношение к учению.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер.
Организационный момент.
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть вас!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Друг на дружки посмотрели
И тихонько дружно сели.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Садитесь.
2. Словарная работа.
-Посмотрите на экран.(СЛАЙД) Правильно ли написаны слова.
-Напишите словарные слова, исправив ошибки.
-Поменяйтесь тетрадями. Оцените друг друга. (по шкале оценок)
-Поднимите руки у кого –высокий , у кого- выше среднего, у кого- средний , у кого-низкий уровни.
3. Мотивация и целеполагание.
-Смысл какого слова в названии темы у вас вызывает затруднение?
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-По опорным словам сформулируйте для себя цель, которую постараетесь сегодня достичь. (СЛАЙД)
Я хочу научиться
4.Изучение нового: работа по учебнику с. 31 №10.
-Прочитай двустишие. (хором?)
-Что заметили? (над словом чертополох*)
-Что это значит? Давайте найдём и прочитаем значение этого слова в Толковом словаре. (на какой стр.)
-Читаем задание: Спиши первое предложение. Подчеркни пару главных слов.
- Какое же слово из двух главных командует формой слова в чертополох?
ослик в чертополох влез в чертополох
-В каком сочетании слов есть смысл?
-Можешь ли ты задать вопрос от слова ослик к слову чертополох?
- А от слова влез?
х
влез (куда?) в чертополох
-Эти два слова и будут являться словосочетанием. В словосочетании одно из слов главное т.е. командир, его мы будем обозначать Х, а второе- зависимое т.е. слово-солдат (отметьте в тетр. каранд.)
-Давайте воспользуемся Плакатом Летучей Мыши на с. 32 и прочитаем, что же такое словосочетание.
-Чем же слова в словосочетании отличаются от пары главных слов, т. е. от основы предложения?(высказывания детей)
-Давайте прочитаем, как же думает Маша стр.32 до предложения: Ты с ней соглашаешься?
5. Физминутка для глаз
Мы глазами поколдуем,
Круг огромный нарисуем.
Нарисуем мы окно
И большущее бревно,
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх.
Все зажмурились: раз-два!
Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд-
Это мчится самолёт!
Раз моргнули, два моргнули-
Наши глазки отдохнули!
6. Работа по карточкам в парах , направленная на отработку умения поставить вопрос от главного слова к зависимому.
Задание : Поставьте вопрос от слова-командира к слову-солдату и укажите главное и зависимое слово
дождь (_________?) грибной
книга (__________?) на полке
читают (__________?) журнал
Ребята сверяют результаты своей работы с выполненной у доски работой парой учеников.
Цели: учить выделять словосочетания в предложениях; развивать умение устанавливать связь слов в предложении.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Как называются эти предложения? (Пословицы.)
— Объясните смысл каждой пословицы.
- Докажите, что это сложные предложения. Назовите грамматические основы в каждом предложении.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Спишите, дополните предложения словами, которые поясняют главные члены предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
Надвигалась (какая?) туча. (Где?) блеснула (какая?) молния. (Как?) застучали первые капли дождя.
- Спишите, вставьте пропущенные слова. Какой член предложения пропущен?
В ноябре . первый снег. В дальние страны . птицы. Они . свои гнёзда. Весной птицы вновь. к нам.
Слова для справок: прилетят, выпадает, улетают, покидают.
2. Фронтальная работа
- Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, работает за семерых.
- Как вы узнали, сколько в тексте предложений? Назовите главные члены предложения.
- Подготовьтесь рассказать о подлежащем и сказуемом по плану.
1. Что это такое?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
- Подтвердите свои ответы примерами.
IV. Самоопределение к деятельности
— Найдите лишнюю запись. (Осенний праздник.)
— Почему? (Остальные записи являются простыми нераспространёнными предложениями.)
— Как называется запись, которая оказалась лишней? (Словосочетание.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над связью слов в предложении
— Составьте простое нераспространённое предложение со словом туман. Поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому. (Туман (что сделал?) окутал.)
— Добавьте в это предложение слова, поясняющие подлежащее и сказуемое.
— Туман какой? (Мягкий или густой.)
— Окутал что? (Деревья.)
— Окутал когда? (Утром.)
— Какое предложение получилось? (Густой туман окутал утром деревья.)
— Какие члены предложения мы добавили? (Второстепенные.)
— Запишите это предложение.
2. Работа по учебнику
Упр. 57 (с. 35).
— Прочитайте предложение. Найдите в нём грамматическую основу.
— Какое слово поясняет подлежащее? Поставьте к нему вопрос, запишите. (Пшеница (какая?) густая.)
— Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите. (Созрела (где?) в поле.)
— Как называются эти сочетания слов? (Словосочетания.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слов.)
— Как устанавливается связь слов в словосочетании? (При помощи вопросов.)
— От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому.)
— Как обозначается главное слово в словосочетании? (Крестиком.)
— Как обозначается связь главного слова с зависимым? (Стрелочкой.)
— Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание? (Нет.)
— Найдите в нашем предложении словосочетания. (Густой туман, окутал утром, окутал деревья.)
— Запишите эти словосочетания.
3. Работа со словом из словаря
С неба солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (Пшеница.)
— Это слово вам встретилось в предложении. А что вы знаете об этом растении?
Материал для учителя
Пшеницу выращивали с целью получения питательных зёрен ещё в III тысячелетии до нашей эры. В настоящее время известно более 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культура, которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы — использование её в пекарном производстве. Кроме того, часть урожая идёт на изготовление манной и пшеничной крупы, из твёрдых сортов растения готовят макаронные изделия.
Читайте также: