Слово как средство создания образа конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Конспект урока по РДЛ для 5 класса

определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства;

развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников;

воспитывать чувство уважения к видам искусства, развивать интерес к культуре своей Родины.

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

II. Подготовка к активной деятельности.

Задумывались ли вы, для чего существует слово? ( Если в русском языке с помощью слов можно донести смысл сказанного, передать свою мысль другому человеку, точнее передать информацию, то в литературе слова помогают создавать художественные образы в литературе)

Какова роль слова в создании образов в литературе ? ( Описывая что-либо словами, мы создаем словесно-художественный образ)

III. Объяснение нового материала.

Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для

создания художественных образов. В словах, в языке любого народа

запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована

мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно

может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.

Ребята, давайте попробуем объяснить смысл пословиц о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить.

От доброго слова язык не отсохнет.

Слово не стрела, а сердце насквозь разит.

IV. Закрепление материала.

Чтобы закрепить данный материал, предлагаю вам такое задание: с помощью слов создать словесно-художественный образ.

Образ человека (фото 1)

Образ природы (фото 2)

Образ времени года (фото 3)

Образ животного (фото 4)

Образ события (фото 5)

Образ предмета (фото 6)

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

Основным средством литературы является слово. Посредством созданных

написанного. Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается

рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание.

V. Рефлексия.

Подводя итоги, письменно ответьте на 3 вопроса. У каждого на парте листочек. Попрошу прочитать про себя вопросы и дать короткий ответ.

Что тебе понравилось на уроке?

Что нового узнал на уроке?

Как слова помогают воссоздать образ героя?

VI . Домашнее задание.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 402 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.05.2020 4265
  • DOCX 21 кбайт
  • 301 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пустынникова Екатерина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Изображение внешности героя. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. В литературе существует два вида портрета - развернутый и разорванный. Первый -обстоятельное описание внешности героя, второй - по ходу развития характера выделяются характерные детали портрета. Иногда представление о внешнем облике героя создается без портретных зарисовок, а с помощью глубокого раскрытия внутреннего мира героя, когда читатель как бы дорисовывает его сам. 1)Портрет

Как и в жизни, характер героя раскрывается прежде всего в том, что он делает, в поступках. Сюжет произведения представляет собой цепь событий, в которых раскрываются характеры героев. О человеке судят не потому, что он говорит о себе, а по его поведению. 2) Поступки

В художественном произведении жизнь героя изображается, как правило, на протяжении определенною периода. Дня того, чтобы раскрыть истоки тех или иных черт характера, писатель нередко приводит биографические сведения, относящиеся к его прошлому 4) Биография героя

Автор произведения выступает в качестве всезнающего комментатора. Он комментирует не только события, но и то, что происходит в душевном мире героев. Этим средством не может воспользоваться автор драматического произведения, поскольку его прямое присутствие не соответствует особенностям драматургии (частично выполняют его ремарки). 5) Авторская характеристика

Это средство широко используется писателями. 6) Характеристика героя другими действующими лицами

У каждого человека есть свой взгляд на мир, свое отношение к жизни и людям, поэтому писатель для полноты характеристики героя освещает его мировоззрение . 7) Мировоззрение героя.

У каждого человека есть свои привычки и манеры, которые проливают свет на его личностные качества. 8) Привычки, манеры.

Вещи , окружающие человека, дают представление о его материальном достатке, профессии, эстетическом вкусе и многом другом. Поэтому писатели широко пользуются этим средством, придавая важное значение так называемым художественным деталям. 10) Вещная характеристика.

сны , письма, дневники, раскрывающие внутренний мир героя 11) Средства психологического анализа

Нередко для характеристики героев писатели используют фамилии или имена, которые соответствуют сущности их характеров. Большими мастерами создания таких фамилий были в русской литературе Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, А. Чехов. Многие из этих фамилий стали нарицательными: Держиморда, Пришибеев, Дерунов и др. 12) Значащая (говорящая ) фамилия

( эмоциональная окраска внутреннего состояния героя) : 13) Пейзаж

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса.


Презентация "Создание художественного образа"

Презентация для сопровождения занятия в театральном кружке (для школьников начальных классов).

Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа

Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя – вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСреди стилей речи особое место занимает стиль художественной литературы. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другой важной чертой этог.

Средства создания природных образов в лирике Ф.Тютчева на примере стихотворения "Летний вечер". Картины природы в музыке, живописи, слове.

Проектная деятельность на уроке.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Конспект урока по родной литературе для 5 класса

1. определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства;

2. развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников;

3. воспитывать чувство уважения к видам искусства, развивать интерес к культуре своей Родины.

Ход урока:

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

II. Подготовка к активной деятельности.

1. Задумывались ли вы, для чего существует слово? ( Если в русском языке с помощью слов можно донести смысл сказанного, передать свою мысль другому человеку, точнее передать информацию, то в литературе слова помогают создавать художественные образы в литературе)

3. Какова роль слова в создании образов в литературе? (Описывая что-либо словами, мы создаем словесно-художественный образ)

III. Объяснение нового материала.

Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для

создания художественных образов. В словах, в языке любого народа

запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована

мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно

может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.

Ребята, давайте попробуем объяснить смысл пословиц о слове:

· Словом можно убить, словом можно спасти,

· Словом можно полки за собой повести.

· Словом можно продать и предать и купить.

· От доброго слова язык не отсохнет.

· Слово не стрела, а сердце насквозь разит.

IV. Закрепление материала.

Чтобы закрепить данный материал, предлагаю вам такое задание: с помощью слов создать словесно-художественный образ.

1. Образ человека (фото 1)

2. Образ природы (фото 2)

3. Образ времени года (фото 3)

4. Образ животного (фото 4)

5. Образ события (фото 5)

6. Образ предмета (фото 6)

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

Основным средством литературы является слово. Посредством созданных

написанного. Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается

рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание.

V. Рефлексия.

Подводя итоги, письменно ответьте на 3 вопроса. У каждого на парте листочек. Попрошу прочитать про себя вопросы и дать короткий ответ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Тема: Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Цель: продолжить формировать умение делить слова для переноса; развивать речь.

Планируемые результаты: уч-ся научатся делить слова для переноса

человечки сели в ряд,

обо всем нам говорят…. Буквы

если ты его отточишь,

нарисуешь всё, что хочешь!

солнце, море, горы, пляж.

что же это. Карандаш

в черном поле заяц белый

прыгал, бегал, петли делал.

след за ним был тоже бел

кто же этот заяц. мел

то я в клетку, то в линейку.

написать по ним сумей-ка. тетрадь

-Раздели слова- отгадки на слоги. Как эти слова можно перенести?

-Все ли слова можно перенести? Почему? (слово мел нельзя перенести, так как оно состоит из одного слога)

На доске записаны слова.

Яма, Юра, ёжик, моя.

-Прочитайте слова. Разделите их на слоги.

-Сколько слогов в каждом слове? 2

-Как переносятся слова с одной строки на другую? По слогам.

-А как эти слова разделить для переноса?

-Назовите тему урока?

4.Закрепление изученного материала.

-Прочитайте на с.37, на что нужно обратить внимание.

-Познакомьтесь еще с одним секретом переноса слов.

-Что нового вы узнали о переносе слов? Что можно сказать о словах яма, Юра, ёжик, моя? Их нельзя переносить.

-Почему? Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку.

-Все ли слова можно разделить для переноса? Назовите слова, которые нельзя разделить для переноса. Запишите эти слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель темы учить видеть значение выбора слова для достижения нужной цели общения; воспитывать любовь и нежное отношение к маме, обогащать словарь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся аргументировано отвечать; доказывать свое мнение; грамотно строить устную речь, используя нужные слова; анализировать, делать выводы, сравнивать; критично относиться к собственному мнению и своей деятельности.

Прозвенел звонок! Начался урок!

Улыбнитесь друг другу и нашей гостье. Я желаю вам успехов в работе на уроке. Садитесь.

Мотивация к деятельности

- Кто из вас мечтает быть образованным, культурным и грамотным?

- Что для этого вам потребуется? Знать русский язык!

Начинаем урок русского языка!

-Откройте тетради по русскому языку.

Приготовьтесь к письму.

-Какие правила нужно соблюдать при письме?

-Проверьте, правильно ли вы сидите за партой? Слайд 2. Запишем число и кл.работа

Чистописание (слайд ) Если букву потерять гусь не сможет гоготать,

Гавкать пес цепной не сможет,

Что за буква, кто поможет?

(дети пишут по образцу в тетради, оценивание друг друга)

Орфографическая работа Слайде 3

Слоги: ща, ши, жи, ча, вот, шки, вель, сы

Составьте из них слова: Чашки, шишки, живот, часы, щавель.

Запишем в свою тетрадь и на доске. Составьте предложение со словом часы.

На стене висят часы. На доске и в тетрадях!

Постановка проблемы урока.

Ребята, прочитайте в учебнике название темы урока с. 12: “Роль слова в общении”.

Проблемный вопрос? Объясните, почему общение людей невозможно без слов. Без слов обойтись можно, но это очень сложно… Слова нужны людям для общения, для передачи какой-то информации.

А что нам сегодня Иван Иванович Самоваров говорит?

Мы с вами поговорим о дорогих, близких словах. (об отношение к маме, о любви к маме)

Почему девочка плакала?

Как описала девочка маму?

А можно ли по этому описанию найти её маму? Почему?

Как вы ответите на вопрос кто лучше всех?

Лучше всех моя мамочка. Слово лучше

Совенок вам подсказывает как надо написать это предложение!

Запишите это предложение так, чтобы оно понравилось вашей маме!

Запись в тетрадь.

Упр 19

Лучше всех моя мамочка. Самооценка.

Как вы чаще всего называете свою маму?

Как вы думаете, какое слово ей буде приятнее слышать?

В старину маму называли еще такими красивыми словами, как (слайд 4) маменька, матушка. Запишите их себе в тетрадочку красиво! Родственные слова.

Чем наполнены слова? лаской, нежностью, любовью

Упр 20

Мама, мамочка, мамуля, матушка, маменька. Самооценка.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайка погулять.

Танец весёлый исполнять,

А вы, дружно повторять!

Упр. 21 Прочитайте стих Виктора Владимировича Лунина про себя, подготовьте читать выразительно стихотворение, выразите свое отношение к маме.

А вы часто маме говорите эти слова?

Спишите первое предложение

Упр 21 Я так тебя люблю! самооценка

Какой знак в конце поставим? Почему?

Упр 22 ( устно)

расскажите о своей маме. Составьте небольшой рассказ, чтобы мы поняли, что вы любите свою маму.

Работаем парами

Нет милее дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Работа над значением пословиц.

Подведение итогов

Что нужно сделать, чтобы мамины глаза всегда были веселыми?

Послушайте стихотворение. Подготовьтесь ответить на вопрос: за что вы любите свою маму?

Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.

Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.

Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.

Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама

Чашки, шишки, живот, часы, щавель.

На стене висят часы.

Лучше всех моя мамочка.

Мама, мамочка, мамуля, матушка, маменька.

Читайте также: