Слово и словосочетание фразеологизмы 3 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием фразеологизмы; отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.

Планируемые результаты

Уметь:

  • находить в предложении фразеологизмы;
  • отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
  • правильно употреблять фразеологизмы;
  • понятие фразеологизмы;
  • роль фразеологизмов в речи человека.
  • формируютспособность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
ВложениеРазмер
Конспект "Фразеологизмы" 104 КБ
Презентация на тему "Фразеологизмы" 2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 01.10.2019 ФИО учителя Селянина Наталья Викторовна

Школа: 152 ФИ студента Нагорняк Анжелика

Класс: 3 а ФИО методиста Кондратьева Ирина Ивановна

Технологическая карта урока русского языка.

Цели деятельности учителя: Знакомство с понятием фразеологизмы; отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.

  • находить в предложении фразеологизмы;
  • отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
  • правильно употреблять фразеологизмы;
  • понятие фразеологизмы;
  • роль фразеологизмов в речи человека.
  • формиру ют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Методы и приемы

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный : слово учителя

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анжелика Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Итак, давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тонкая тетрадь, карандаш, ручка.

- Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке. Я говорю начало предложения, а вы продолжение.

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …

2. Всё пиши, не отставая,

3. Говорите чётко, внятно,

4. Если хочешь отвечать –

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II.Актуализация знаний и мотивация

определение лексического значения фразеологизмов

(По ходу отгадывания на экране появляются картинки с изображением этих животных.)

Громко лает, а в дом не пускает.

Слышно только КАР да КАР,

Вот и весь репертуар.

В сером армячишке

По двору шныряет,

- Откройте ваши тетради, отступите и запишите число: сегодня 1 октября классная работа.

- Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке.

1 уч-ся – на доске , остальные - в тетради записывают слова в алфавитном порядке:

- Проверим, обозначим орфограмму.

- Поднимите руки, у кого выполнено также?

-Давайте ещё раз посмотрим на слова. Что их объединяет?

В о р о бей, в о рона, за я ц, к о рова, с о бака, с о рока.

Названия животных, сущ, одуш., в ед.ч., с безуд. непроверяемой гласной

высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

III. Постановка учебной задачи

выполнение пробного действия

Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться , как закончится урок

- Как вы поняли эти высказывания?

- Как называются такие выражения в русском языке? Что это ?

– Перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов.

- Для этого уберите все буквосочетания, оставьте только слоги. А из них соберите слово.

Знать, что такое фразеологизм; отличать фразеологизмы, находить фразеологизмы.

Тезаурус: фразеологизмы.

Список литературы:

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 - 14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • отличать фразеологизмы от других слов или словосочетаний;
  • объяснять фразеологизмы;
  • приводить примеры фразеологизмов.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Объясним, что ни означают.



Попробуем выполнить задание.

Соедини картинку и словосочетание.

Водить за нос (обманывать).

Льёт как из ведра (проливной дождь).

Бить баклуши (ничего не делать).

Все эти словосочетания имеют переносное значение. Они означают не то, что есть на самом деле.

Водить за нос – обманывать.

Льёт как из ведра – проливной дождь.

Бить баклуши – ничего не делать.

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словосочетаниями, научимся их объяснять, приводить примеры таких словосочетаний.

Повесил нос – расстроился.

Прикусил язык – замолчал.

Смысл этих выражений не выводится из значений слов, которые их составляют. Такие сочетания слов называют устойчивыми. Устойчивые выражения слов называют фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое – либо слово, иначе изменится смысл: ни свет ни заря, прикусил язык. Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, мы имеем ввиду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов.

Ни свет ни заря означает рано, до рассвета.

Прикусил язык означает замолчал.

Смысл фразеологизмов можно объяснить с помощью словаря фразеологизмов (фразеологический словарь).

Интересна история фразеологизмов.

Например, КАНУТЬ В ЛЕТУ.

В самом начале можно понять, что Лета это не лето, так как это наименование чего-то. Слово Лета переводится с греческого языка, как забвение. Но на самом деле Лета это река в древнегреческой мифологии. Лета являлась одной из рек подземного царства Аида. Умершие попав в подземное царство, пили воду из этой реки и забывали про все произошедшее.

Исходя из этих двух слов, можно сделать вывод, что фразеологизм кануть в Лету означает навсегда исчезнуть из памяти людей. Т.е., если человек канул в Лету, это означает, что он исчез навсегда и не будет больше помнить ничего.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

3 класс. Русский язык. Урок 24.

Тема. Слово и словосочетание. Фразеологизмы

Предметные: получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные: владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Оборудование

Интерактивная доска, проектор

Ход урока

I. Постановка
учебной

Формулирование учебных задач

по названию темы

– «Слово и словосочетание. Что такое

II. Минутка чистописания

Упражнения на детальный анализ строения букв

hello_html_m272790a2.jpg

– Заглавной
и строчной букв П , п .

III. Изучение нового мате-

1. Работа
по учебнику, с. 49, упр. 83

Работа
над упражнением

с целью ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов
(фразеологизмами)

2. Работа
со словарем фразеологизмов: выполнение упр. 84, с. 49

Работа над упражнением с целью ознакомления со словарем фразеологизмов и работы
с ним.

– Обратите внимание, что в учебнике на с. 157–158 помещен фразеологический словарь. В нем даются толкования некоторых фразеологизмов.

– Толкование каких фразеологизмов надо найти в словаре учебника в упр. 84?

- Откройте словарь фразеологизмов.

- Найдите значение устойчивых сочетаний.

Физкультминутка

– Брать на буксир, висеть на телефоне.

– Брать на буксир – помогать отстающему. Висеть на телефоне – часто и долго говорить по телефону.

3. Работа
по учебнику, с. 50, упр. 85

Упражнение в объяснении значения фразеологизмов

– Откройте учебник на с. 50, найдите упр. 85.

- Прочитайте фразеологизмы в левом столбце. Объясните их толкование. Выберите из правого столбца слова, которые объясняют фразеологизмы. Проверьте себя по словарю.

– Выполните письменное задание упражнения

4. Работа
по учебнику, с. 50, упр. 87

Упражнение в объяснении значения фразеологизмов

– Найдите упр. 87. Прочитайте.

- Найдите устойчивые словосочетания (фразеологизмы).

- Объясните, как вы поняли их значение.

М о рской бер е г, дружить с т о вар и щем,

взяться за ум, остаться с носом,

м е двежья берлога, м е двежья услуга,

мягкая меб е ль, с гулькин нос

– Взяться за ум (становиться благоразумнее, рассудительнее), остаться с носом (терпеть неудачу), медвежья услуга (услуга, повлекшая за собой негативные последствия для того, кому она была оказана),
с гулькин нос (очень мало).

IV. Итог урока.

Рефлексия дея-тельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Над какой темой работали на уроке?

- Какую роль выполняют в нашей речи фразеологизмы?

- Какие фразеологизмы вы слышали в устной речи?

– Что выполняли на уроке?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления устойчивых сочетаний слов.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: комбинированный (смешанный).

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный

Задачи урока:

Образовательная:

Развивающие:

Коммуникативные:

- обеспечить возможность формулировать собственное мнение и позицию;

- прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;

Познавательные:

- содействовать поиску необходимой информации;

- помочь строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

Регулятивные:

- помочь в развитии мышления, внимания, памяти

Воспитательные:

- дать установку на здоровый образ жизни;

- способствовать проявлению чувства гордости за свою Родину.

Материально-техническое обеспечение урока:

- карточки с числами для дифференцированной работы;

- карточка с творческим заданием у каждого ученика.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Запишите:21 октября. Классная работа.

Актуализация знаний.

Сегодня мы будем писать буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные. Элементы этих букв пишутся одинаково, а количество их разное.

III. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности.

Послушайте небольшое стихотворение:

Не умеет дятел петь,

Нет у дятла слуха.

Медведь наступил на ухо.( Слайд №3)

- Как вы понимаете это стихотворение?

- Подумайте, что означает выражениемедведь наступил на ухо?.

- Можно заменить его другими словами? Какими? (нет голоса)

- В русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмы.

- Тема нашего урока: фразеологизмы. ( Слайд №4)

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? ( Слайд №5)

Какую роль выполняют фразеологические обороты в русском языке?

- Мы будем учиться наблюдать за фразеологизмами, определять их значения, использовать в устной и письменной речи, а потом выполним с вами интересный проект. Вы на уроке изобр. искусства нарисуете иллюстрацию к одному из понравившихся фразеологизмов. Первые странички вашего иллюстрированного словарика я вам уже подготовила.

IV. Формирование новых понятий и способов действий.

Этимологическая справка.

- Слово фразеологизм произошло путём сложения двух греческих слов

Logos(логос) – понятие, слово.

Таким образом, понятие фразеологизм означает слияние нескольких слов в определенные устойчивые неделимые выражения.

V.Наблюдение за значением фразеологизмов

А) Составить предложения.( слайд №6)

-Давайте понаблюдаем за фр. и составим предложенияпо картинкам, которые перед вами. Что бы не ошибиться, читайте записи под картинками. Я начну, а вы продолжите.

На улице дождь льёт, как из ведра.

Б) Обратите внимание!

- Слова словно детали в мастерской. Они живут-поживают, иногда ими пользуются по отдельности, иногда в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

В) Работа с правилом .(слайд №7)

Слова, составляющие фразеологизм. Теряют своё самостоятельное – отдельное значение. Смысл имеет только всё выражение в целом.

Значения фразеологизмов вы можете узнать во фразеологическом словаре.

Г)Знакомство со словарями.( слайд №8)

Где можно уточнить лексическое значение фраз.

Выставка словарей.

VI. Применение понятий и способов действий.

А).- Прочитайте устойчивое сочетание слов. (слайд №9)

Зарубить на носу;

- Можно ли что- то зарубить на носу?

Заруби на носу: обязательно мой перед едой руки.

( Запомни: обязательно мой перед едой руки.)

- Зачем необходимо мыть руки перед едой?

Б) Переносное значение фраз.

- Как вы думаете у фраз. Прямое или переносное значение.

Соотнесите картинку и фразеологизм.( слайд №10)

- Понаблюдаем дальше за фраз..

- Дети выполнили иллюстрации к некоторым фраз., давайте попробуем определить их лексическое значение.

В)Заменить одним словом.( слайд №11)

Г)Как мы используем фразеологизмы в своей речи.( слайд №12)

Найди в тексте фразеол. И запиши в тетрадь.

VIIДинамическая пауза “Фразеологический зверинец”.( слайд № 14)

- Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Здоров, как … ( бык).

Д) Дифференцированная работа.

- Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из слов для справок. Запишите их в тетрадь.

1. Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.

2.Сёстры Маша и Катя были очень похожи друг на друга.

3.Новая учительница сразу же понравилась ребятам.

4.Гости должны были прийти в самое ближайшее время.

5.В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.( слайд №12)

Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов ( страны).

- Ребята,выберите каждый себе задание. Предложение под номером 1 – это лёгкое задание, если 3,4- посложнее, если 2,5 предложение – это сложное задание.

( №1 – низкий уровень , №3,4 – средний уровень, № 2,5 – высокий уровень)

- Чем знаменита Третьяковская галерея, что сюда приезжают люди со всех концов страны?

Справка: (Слайд №13)

Государственная Третьяковская галерея – это художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекцию картин русских художников.

VIII. Применение понятий и способов действий.

А)Работа с текстом.(Слайд №14)

-Выпиши фраз.из текста. Попробуйте объяснить их.(Слайд №15)

- Прочти текст с обычными словами. Какой больше понравился? Почему?

Б)Отгадай сказку.(Слайд №16)

- Как вы думаете, а в сказках встречаются фраз. ? Из каких сказок эти фраз.?

В). Самостоятельная работа. Восстановление текста.

- Никита с Сашей любятпосещать музеи, кинотеатры, выставки. Ведь мальчики - большие друзья.

Вот что рассказывает Никита о своём друге.



М ой друг Саша живёт от моего дома. Мы с ним – !! ! Наша учительница говорит, что у Саши , ведь учится мой друг на одни пятёрки!

- Подумайте , какие фразеологизмы можно добавить в текст мальчика. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь мини-словариком на доске.

в двух шагах – очень близко,

водить за нос – обманывать,

держать язык за зубами – молчать

задирать нос - слишком важничать,

рукой подать – близко,

с гулькин нос – очень мало,

светлая голова - умница,

ума палата – очень умный,

ходить на голове - шалить

Возможные варианты записи:

Мой друг Саша живёт в двух шагах ( рукой подать) от моего дома. Мы с ним- не разлей вода! Наша учительница говорит, что у Саши – светлая голова ( ума палата) , ведь учится мой друг на одни пятёрки!

- Прочитайте получившиеся тексты.

- Какой ещё фразеологизм встретился в этом рассказе? ( не разлей вода)

Г) Работа с фразеологизмами по карточкам по вариантам.

- Как об этом говорят? Ответьте крылатыми выражениями (в помощь даётся словарь и слово помощник). ( слайд №17)

- О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ(кошка).

живут как кошка с собакой

– ПИСАТЬ НЕРАЗБОРЧИВО, НЕРЯШЛИВО (курица).

писать, как курица лапой

– УСЛУГА, ПРИНОСЯЩАЯ ВМЕСТО ПОМОЩИ ВРЕД (медведь)

медвежья услуга

– О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ (ворона)

белая ворона

– ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)

волчий аппетит

– КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)

пальчики оближешь

- Прочитайте, какие фразеологизмы составили :

живут как кошка с собакой

писать, как курица лапой

медвежья услуга

белая ворона

волчий аппетит

пальчики оближешь

IX. Итог урока. ( слайд №18)

- Какое значение имеют фразеологизмы в русском языке?

- Что такое фразеологизм?

- Чем отличается фразеологизм от свободного сочетания слов?

X. Рефлексия. ( слайд №19)

- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде:

Я устал и вышел из себя.

Я работал, не покладая рук.

Я устал, но взял себя в руки.

Я смотрел на работу класса в оба глаза.

Запишите в свою тетрадь подходящее утверждение.

XIV. (Слайд №20) Дом. зад.: сделать иллюстрацию к понравившемуся фразеологизму.

Читайте также: