Слово и слог 2 класс рамзаева конспект

Обновлено: 07.07.2024

Развитие умения выделять слоги и правильно членить слова на них.

Развитие текстовых умений.

Воспитание активности, самостоятельности и трудолюбия.

Оборудование: карточки со слогами, чистые бумажки и желтые и голубые карандаши, мультимедийная презентация.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Упражнение 3 (с.72). Ученики читают слова, которые списали: ручка, ручная птица, речка, речная вода, яблочко, яблочный сок.

Работа с учебником (с.73)

2.Объяснение непонятых слов.

3.Выразительное и осмысленное чтение (2-3 раза) текста.

4.Ответы на вопросы.

Минутка чистописания (индивидуальное задание – дети пишут по образцу учителя в тетради)

Постановка учебной задачи.

3.Как вы думаете, имеют ли значение слоги?

Чтение стиха Г. Сангира

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

Сразу станет кисло. (Слайд 2)

4.Дети высказывают мнения и делается вывод:

Слоги тоже сами по себе ничего не значат, но с помощью слогов мы образуем слова. (Слайд 3)

5.Выполнение упражнения 2 (с. 74). (Слайд 4)

Сначала выполняют устно, проверяют по доске и списывают.

- Из скольких слогов состоят эти слова?

6.Физкультминутка . (Слайд 5)

Правила игры заключаются в следующем: у каждого из вас на парте лежит часть какого-либо слова. По сигналу вам надо встать и найти пару среди других участников игры. Пара, у которой получилось слово, встает перед классом в ручеек. Так после поверки мы узнаем победителей. Начали!

Берё-за, оси-на, ряби-на, сос-на, ли-па.

Что обозначают эти слова? (Деревья)

Какие бывают деревья? (Хвойные и лиственные)

Сколько слогов в этих словах?

8.Выполнение упражнения 3 (с. 74).

Выявление роли слов в предложении и слогов в словах. (Слайд 7)

10.Гимнастика для глаз . Гимнастика на слайде: следить глазами за солнышком. (Слайд 8)

6. Итог урока.

- Что вы узнали на уроке?

- Чему сегодня научились?

Найди ошибку в высказывании: (Слайд 9)

Слоги – это части предложения, на которые оно делится при произношении.

В слове столько слогов, сколько в нем согласных.

Чтение правильного высказывания: ( Слайд 10)

Слоги – это части слова, на которые оно делится при произношении.

В слове столько слогов, сколько в нем гласных.

Домашняя работа.

Упражнение 4 (с.74)

Выставление оценок.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

- Оцените свою работу.

Если вы считаете, что усвоили тему на "отлично", нарисуйте себе веселое солнышко.

Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения - солнышко за тучкой.

Если вы считаете, что вам очень трудно переносить слова, то нарисуйте хмурое солнышко. (Слайд 12)

- А теперь прочитайте, что я хотела вам сказать.

Желаю солнечного настроения! (Слайд 13) Презентация к уроку

Образовательные: уточнение представлений обучающихся о слогах как частях слова, на которые оно делится при произношении.
Развивающие: развитие умения различать в слове количество слогов по количеству гласных.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

II. Чистописание.

- Какая буква лишняя? (а).
- Почему? (буква а обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки).

На минутке чистописания будем писать строчную букву а. Определите закономерность и продолжите ряд.

- Что вы знаете о букве а?

Сегодня на уроке в центре внимания у нас с вами будет гласная.

III. Актуализация знаний и формулировка темы урока.

Ветер, ша, дует, кры, сильный

- Внимательно прочитайте, что написано на доске. Разделите написанное на 2 группы.
- Что вы отнесли к первой группе? (ветер, дует, сильный).
- Как можно назвать то, что вы отнесли к первой группе? (слова).
- Что вы отнесли ко второй группе? (ша, кры).
- Как называется то, что вы отнесли ко второй группе? (слог).
- Чем отличается слог от слова? (Слово что-то обозначает, а слоги ничего не обозначают).
- Сформулируйте тему урока. (Слово и слог).

IV. Постановка учебной задачи.

На какие вопросы мы должны найти ответы?

Для этого откройте учебник на с. № 56

- Прочитайте первый вопрос Почемучки. (Что такое слог?).

Сейчас мы постараемся на него ответить.

V. “Открытие” детьми нового знания.

- Что можно составить из слогов? (слова).

Составьте из данных слогов слова. (Крыша).

Запишите это слово и поделите на слоги. (Кры I ша).

- Так, что такое слог? (Слог – часть слова).

Прочитайте этот вывод в учебнике. На какой ещё вопрос мы с вами должны будем ответить?

Для этого прочитайте второй вопрос Почемучки. (Как узнать, сколько в слове слогов?).

Сейчас мы постараемся ответить на этот вопрос. Посмотрите на доске записано слово. Прочитайте его.

Шар

Сколько в слове гласных? (1) А сколько слогов? (1)

Прочитайте следующее слово:

Шарф

Какой звук появился? [ф]
Изменилось ли количество слогов? (нет)
Сколько слогов в этом слове? (1)

Прочитайте ещё одно слово:

Шары

Какой звук появился? (ы)
Сколько стало слогов? (2)

Почему в первом случае появился новый звук, а количество слогов не изменилось? А во втором случае появился новый звук и увеличилось количество слогов? (В первом случае прибавился согласный звук, а во втором гласный звук. Согласный звук слога не образует, а гласный образует слог).

- Значит, как узнать, сколько в слове слогов? (надо знать, сколько в слове гласных звуков).
- Прочитайте вывод в учебнике.

VI. Первичное закрепление.

Сейчас проверим, как вы усвоили знания. Для этого проведём соревнование по рядам. (Задания на листочках). Побеждает команда, которая правильнее и быстрее поделит слова на слоги.

Дорожка записка пилотка
Фабрика кастрюля калитка
Капуста опушка резинка
Постройка закладка ириска
Уточка копейка василёк
Картина скамейка рыбалка

VII. Физминутка.

Услышите слово из одного слога - подпрыгнуть, из двух слогов – присесть.

Куст, сорт, блины, лист, грибы, звери, мост, петух, зерно, крот, дождь.

VIII. Самостоятельная работа.

I Уровень – выписать слова в 3 столбика: в первый – односложные, во второй – двусложные, в третий – трёхсложные.

Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка.

II Уровень – записать слова в тетрадь, восстановив правильный порядок слогов:

РО-СО-КА, БА-СО-КА, ТЁ-КО-НОК, КО-ВА-РО, КУ-ЦА-РИ, ТЕ-НОК-ЛЁ, ПЛЁ-ЦЫ-НОК, ЦА-ОВ.

III Уровень – упр. 99 с. 56

Проверка и оценивание.

САПОХАР, ПЕРАЧЕНЬЕ, ХАДУЛВА, ВАСУРЕНЬЕ, СУГРОХАРИ, ГРУКРЫШИ, КАБРЫКАО, КОРАНФЕТЫ, ПАТУСТИЛА, БАЛИРАНКИ, ПИНОРОЖКИ, ОРЕБРИХИ.

X. Итог.

- Что такое слог?
- Как определить количество слогов?
- В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов?
- В слове 3 согласных и 3 гласных. На сколько слогов можно разделить это слово?
- В слове кот 3 звука и в слове мяу 3 звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Слово и слог.

Цель: Закрепить представление о слоге как части слова;

развивать умение выделять слоги и правильно делить слова на слоги.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова на слоги; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.

Долгожданный дан звонок.

1. Формулирование темы и цели урока.

На доске: МО ЗИ РОЗ ПО МА СНЕГ ЛЕ КРЫ ДРУГ ША

-Что здесь написано?

-Что можно составить из этих слогов?

-Исходя из этого назовите тему урока. (Тема: Слово и слог)

-Зная тему урока и используя опорную запись сформулируйте цели урока.

-Узнать, что такое ….

2. Минутка чистописания.

-Как вы думаете, что будем писать на минутке чистописания?

(Слова: мороз, зима, крыша, поле, снег, друг)

-Напишем число и слова для чистописания.

Что можно составить из слов? (Предложение)

Составьте предложения со словами минутки чистописания.(………)

3. Актуализация знаний.

Какие слова здесь зашифрованы?

Какой звук образует слог: гласный или согласный?

Что общего у слов зима, снег?

Почему в слове зима 2 слога, а в слове снег 1 слог?

Отчего зависит количество слогов в слове?

Что такое слог? (часть слова)

(слушаем на компьютере)

Прочитайте правило на стр. 73 в учебнике (читают все, 1 ученик вслух).

4. Работа по теме урока.

1)Работа с текстом.

Ответы на вопросы.

Чтение 1,2 предложений по слогам.

Сколько слогов может быть в слове? (Слова могут быть односложные, двусложные,…)

Найти в тексте слова из 3 слогов, из 4 слогов (называют, доказывают)

Найти предложение, в котором выражена главная мысль текста.

Выразительное чтение текста. (1 ученик).

Пересказ текста (1 ученик)

Я буду называть слова. Если услышите слово из 1 слога – подпрыгнуть, из 2 слогов -

2 раза присесть, из 3 слогов – 3 хлопка.

Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник.

2) Самостоятельная работа.

стр.74. упр. 2 (самооценка, взаимопроверка)

3)Упражнение (на компьютере)

6. Закрепление изученного материала.

а) Работа в парах (карточки 1, 2,)

Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.

Облака, кора, отмель - …

Пальма, орлы, ерши - …

Много, чучело, носок - …

Составь слова из первых слогов слов. Запиши полученные слова.

Пример: каша, река, тарелка – карета.

молоко, невод, таракан – _____________________

коса, лото, боксёр – __________________________

баран, рана, банка – __________

б) Работа в группе: Работа по схемам. (слова из упр.5)

7. Подведение итогов урока.

Как определить количество слогов в слове?

В слове есть согласные и 1 гласный. Сколько в слове слогов?

В слове 3 согласных и 3 гласных. Сколько в слове слогов?

Как вы считаете, для чего нужно умение делить слова на слоги?

8. Домашнее задание. Выставление оценок.

Сегодня на уроке я узнал…….

Этот урок научил меня…….

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 751 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.02.2017 2112
  • DOCX 15.1 кбайт
  • 23 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мендбаева Зарина Абаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Оборудование: картинки с изображением Фили и Тотоши, предметные картинки, слоги, набор полосок разной длины, грецкие орехи, прищепки.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мы с вами начнем необычно. Сейчас сядет тот, кто назовет свое имя по слогам, отхлопав их количество. (Дети по очереди выполняют задание)

Молодцы! Все справились с заданием! Стоять никто не остался.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Логопед: Сейчас небольшая артикуляционная гимнастика. Только к движениям языка мы еще прибавим движения рук (элементы биоэнергопластики).

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать

- движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик - так, тик - так).

- движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

II. Повторение пройденного материала

Логопед: Из чего состоит текст?

Дети: Из предложений.

Логопед: Из чего состоит предложение?

Дети: Из слов.

Логопед: Сегодня мы узнаем, из чего состоит слово. Слова делятся на части, как апельсин на дольки. Эти дольки и называются СЛОГОМ.

Вы уже знаете, что СЛОГ – это часть слова. Каждое слово состоит из слогов.

1. Определение количества слогов в словах.

Логопед: А как узнать сколько в слове слогов?

Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: А еще какие есть способы определения слогов?

Дети: надо хлопать в ладоши и говорить слово по частям или проговаривать слово положить руку на подбородок.

Логопед: Сейчас я посмотрю, как вы умеете определять количество слогов в словах:

Задание 1 Логопед называет слова, дети считают слоги

названными способами : БУРЯ, НЕБО, СОРОКА, ВОРОНА, ГУ-

СЕНИЦА, КАТЯ, ВИТЯ, МАША, ДОМА, КАТЮША…

Задание 2 Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают их и определяют количество слогов в словах- отгадках

Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и …

Хвост пушистый – краса

Совсем прохудились мои…

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна…

Вывешиваются картинки с изображением сказочных героев.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои –

Задание3 Нам надо подарить им подарки. У нас есть картинки, назва-

ния которых состоят из 2 слогов и из 3 слогов. Как вы ду-

маете, кому из гостей какие картинки достанутся и почему?

Дети: Имя ФИЛЯ состоит из 2 слогов – ему картинки в названиях, которых 2

слога, а ТОТОШЕ – картинки, где слова с 3-мя слогами.

Логопед демонстрирует картинки, а ученики прикрепляют их под изображениями ФИЛИ и ТОТОШИ, объясняя свой выбор (ГРУША, МЫЛО, ЛОПАТА, КУРИЦА, СОБАКА, МАШИНА, РАДУГА, ВАЗА, ПИЛА,ЛЫЖИ)

Физкультминутка

Логопед: Осенняя пора, как известно, время сбора урожая. Давайте и мы с ва-

ми соберем сладких яблок.

Дыхательные упражнения

2. Дифференциация слова и слога

- Ребята, что здесь написано?

Логопед:Что получится, если мы соединим эти слоги?

Дети:Лимоны

Логопед: Значит, сам по себе слог не содержит смысл. А любое слово

имеет определенный смысл .

Задание 4 Ребята, наши гости пришли не с пустыми руками. Найдите

слоги на торте, который нам принесли Филя и Тотоша.

Устно дополним слог до слова, чтобы появился смысл..


Задание 5 Составление новых слов по первым слогам записанных

Читайте также: