Слово и его лексическое значение 6 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКСИКА ЛЕКСИКА." — Транскрипт:

1 СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКСИКА ЛЕКСИКА

2 С Л О В О С Л О В О Слова языка образуют словарный состав его словарный состав, лексику или лексику (лексический состав). Каждое слово что-то обозначает. Это его лексическое значение лексическое значение. лексическое Слово имеет не только лексическое, грамматическое значение но и грамматическое значение. Например, у существительных можно определить род, падеж, число; у глаголов – время, лицо, число.

3 ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА Словарная статья: И г л а, -ы, мн. иглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3. Обычно во мн. ч. Колючки на теле животных. Иглы ежа. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными.

5 О М О Н И М Ы О М О Н И М Ы Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Например: з зз зелёный лук – стрелять из лука. Б о р 1. Словарная статья: Б о р 1. Сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте. В бору водятся глухари. Б о р 2. Б о р 2. Стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле. Стоматолог использует бор.

6 ОМОГРАФЫ, ОМОФОНЫ, ОМОФОРМЫ Омоформы слова, которые одинаково звучат в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Омографы слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (из-за различий в ударении). Омофоны слова, которые звучат одинаково, но пишутся по- разному и имеют разное значение. Лечу самолетом- лечу горло лечу горло ( л е т е т ь и л е ч и т ь). Замок – замок, атлас – атлас П о р о г – п о р о к, б а л - б а л л, т у ш - т у ш ь.

7 С И Н О Н И М Ы С И Н О Н И М Ы В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. родина - отечество, красный – алый, бежать – мчаться. Например: родина - отечество, красный – алый, бежать – мчаться. Синонимы – Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

8 А Н Т О Н И М Ы А Н Т О Н И М Ы Антонимы противоположным лексическим значением Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. ночь – день, свет – тьма, ранний – поздний Например: ночь – день, свет – тьма, ранний – поздний. Контекстуальные антонимы – в условиях контекста овцой волком Контекстуальные антонимы – слова с противоположным значением в условиях контекста. Например: Не считай недруга овцой – считай волком.

9 П А Р О Н И М Ы П А Р О Н И М Ы Паронимы Паронимы – слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению и написанию. адресат – адресант, чужой – чуждый, освоить – усвоить. Например: адресат – адресант, чужой – чуждый, освоить – усвоить. Договор договорённость Договор (подписать договор) – договорённость (достигнутая договорённость), бережный бережливый бережный (бережное отношение) – бережливый (бережливый человек), одеть надеть одеть (одеть ребёнка) – надеть (надеть на себя пальто).

10 УСТАРЕВШИЕ СЛОВА устаревшими Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими. А рхаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены другими словами, названиями того же понятия. Например: уста – губы, о оо очи – глаза. И сторизмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением предметов, признаков, действий, которые они обозначали. Например: боярин, вече, опричник.

11 ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА Заимствованные – Заимствованные – слова, вошедшие в русский язык из других языков. скамья, кровать, кукла, свёкла - жалюзи, километр, форт – Например: скамья, кровать, кукла, свёкла - из греч.; жалюзи, километр, форт – из франц. Словарная статья: Жалюзи, н ескл., ср. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна. Опустить жалюзи. (Из французского.)

12 НЕОЛОГИЗМЫ С развитием науки, техники, общественной жизни появляются различные новые предметы, орудия труда, машины. Вместе с ними в языке возникают и новые слова, называющие их. Словарный состав непрерывно обогащается. Неологизмы – Неологизмы – новые слова, возникающие в процессе развития языка. Например: портал, сайт, стеклоткань.

13 Диалектные слова Диалектизмы – Диалектизмы – слова, употребляемые только жителями той или иной местности. яруга (овраг), бурак (свёкла), кочет (петух), хата (дом), мшара (болото), музга (яма). Например: яруга (овраг), бурак (свёкла), кочет (петух), хата (дом), мшара (болото), музга (яма). Словарная статья: Мшара, -ы, ж. Обл. Болото, поросшее мхом и кустарником. Идти по мшаре.

14 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА Профессионализмы – слова, употребляемые людьми той или иной профессии или специальности. Профессионализмы – слова, употребляемые людьми той или иной профессии или специальности. палитра, наждак, эстамп, втулка, фиксаж, скальпель, негатив, аккорд, карбюратор. Например: палитра, наждак, эстамп, втулка, фиксаж, скальпель, негатив, аккорд, карбюратор. Тубус, -а, м. Спец. Труба в микроскопе, фотоаппарате и т. д. Тубус телескопа. Словарная статья: Тубус, -а, м. Спец. Труба в микроскопе, фотоаппарате и т. д. Тубус телескопа.

16 ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА И ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА Экспрессивная лексика (эмоционально окрашенные слова) душенька, лапушка, сахарок (сахар), кляча (лошадь), врать (лгать), холодина (холод), работяга (работник). Экспрессивная лексика (эмоционально окрашенные слова) – слова, выражающие отношение к предметам, признакам. Эмоциональная окраска может быть ласкательной, неодобрительной, иронической, фамильярной. Например: душенька, лапушка, сахарок (сахар), кляча (лошадь), врать (лгать), холодина (холод), работяга (работник). Просторечные слова – слова, распространенные в разговорной речи. Просторечные слова – слова, распространенные в разговорной речи. трепач, чует, огорошил, зачесал. Например: трепач, чует, огорошил, зачесал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок по теме "Лексическое значение слова"

Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 5 классе по ФГОС и представляет собой сценарий одного из первых уроков по теме «Лексика.

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Лексическое значение слова"

«Существует несколько способов объяснения лексического значения слова:1). Рисунок.2). Подбор синонимов.3). Краткое толкование.


Методическая разработка урока: "Способы объяснения лексического значения слова"


Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы .

Презентация к урокам по теме "Лексическое значение слова"

В данной презентации рассматривается материал по параграфам учебника:Слово и его лексическое значение;Однозначные и многозначные слова;Прямое и переносное значение слов.


Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Формула удачи: улыбка – настроение – вера в себя – результат.

Формула удачи: улыбка – настроение – вера в себя – результат.

Соотнесите слова из первого столбика со словами из правого столбика по образц.

Соотнесите слова из первого столбика со словами из правого столбика по образцу: 6 - в (цифра – буква) 1.Фонетика 2.Пунктуация 3.Графика 4.Синтаксис 5.Лексика 6.Морфемика А)буквы Б)предложение В)слова Г)звуки Д)знаки препинания Е)части слова

Вадим Сергеевич Шефнер Много слов на земле… Есть дневные слова, - В них весен.

Вадим Сергеевич Шефнер Много слов на земле… Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова – словно раны, слова–словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…

Слово и его лексическое значение.

Слово и его лексическое значение.

Дополните фразу: На уроке я хотел бы узнать…, научиться…

Дополните фразу: На уроке я хотел бы узнать…, научиться…

Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений.

Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений. А.С. Пушкин

Узнайте раздел науки о языке по его определению: В этом разделе изучается сло.

Узнайте раздел науки о языке по его определению: В этом разделе изучается слово как основная единица языка и словарный состав. ЛЕКСИКОЛОГИЯ Стр.52 читаем и – в Справочник

Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях

Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях

С Л О В О Слова языка образуют его словарный состав, или лексику (лексический.

С Л О В О Слова языка образуют его словарный состав, или лексику (лексический состав). Каждое слово что-то обозначает. Это его лексическое значение. Слово имеет не только лексическое, но и грамматическое значение. Например, у существительных можно определить род, падеж, число; у глаголов – время, лицо, число.

Смысл слова и есть его лексическое значение. ЗЕЛЕНЩИК ЗАКОПЁРЩИК ДЖОНКА -а, м.

Смысл слова и есть его лексическое значение. ЗЕЛЕНЩИК ЗАКОПЁРЩИК ДЖОНКА -а, муж. торговец зеленью - это тот, кто верховодит, зачинщик

ВНИМАНИЕ – проблема! пос..деть на стуле – пос..деть к старости

ВНИМАНИЕ – проблема! пос..деть на стуле – пос..деть к старости

ВЫВОД В зависимости от лексического значения выбирается та или иная орфограмм.

ВЫВОД В зависимости от лексического значения выбирается та или иная орфограмма в корне слова. Упр. 92

Выполняем упр. 93 (по рядам)

Выполняем упр. 93 (по рядам)

Проверяем Разъясните лексическое значение слова: а)через раскрытие значений ч.

Проверяем Разъясните лексическое значение слова: а)через раскрытие значений частей слова, Лётчик- тот, кто летает на самолёте, руководит полётом. Доброжелательный- тот, кто желает добра. б)через указание на обобщённое понятие и отличительные признаки предмета, Липа-лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и желтоватыми душистыми медоносными цветками. Глагол- самостоятельная часть речи, обозначающая действие. в)через подбор близких по значению слов Дюжина-двенадцать. Вековой- столетний.

ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА Словарная статья: И г л а, -ы, мн. иглы, игл.

ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА Словарная статья: И г л а, -ы, мн. иглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3. Обычно во мн. ч. Колючки на теле животных. Иглы ежа. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными.

Выполняем упр. 94 (устно), упр. 95 (письменно).

Выполняем упр. 94 (устно), упр. 95 (письменно).

ПРОВЕРИМ Какой караван не может двигаться по пустыне? Какую линейку не исполь.

ПРОВЕРИМ Какой караван не может двигаться по пустыне? Какую линейку не используешь для черчения? Из какого автомата нельзя стрелять? 1)Караван судов, 2)отрядная линейка, 3)телефон-автомат.

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ Железные гвозди – гвозди, сделанные из желе.



Домашнее задание Параграф 20, упр.96 + разборы!

Домашнее задание Параграф 20, упр.96 + разборы!

 Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 858 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.09.2017 7753
  • PPTX 2.1 мбайт
  • 895 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жевнерова Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Материал урока позволяет обобщить сведения по лексикологии, полученные в 5 классе, а также углубить представление учащихся о способах толкования лексического значения слова.

Содержимое разработки

Конспект урока в 6 б, в классе 26.09.2018

Слово и его лексическое значение (1 урок)

Тип урока: комбинированный

Цели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;

3)развитие умения работать с толковым словарём;

4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, ,формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, учебник русского языка.

1. Актуализация полученных знаний. Определение темы урока. Лексический анализ слова.

– Сегодня я хочу начать наш урок со слов С.Я. Маршака: “Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. ”. Как вы понимаете смысл этого высказывания? Как вы думаете, а сколько всего слов в русском языке? Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира. А в чем состоит богатство языка? Богатство языка состоит, прежде всего в его словарном составе, т.е. в лексике. А что изучает лексика как наука? Лексика – раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка.

Наша задача – расширять свой словарный запас. А это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И.Токмаковой:

Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим. [1]

Удалось ли мальчику придумать новое слово? Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? Вспомним фонетику: из чего состоит слово?/Из звуков.! Произносим: ([п л’и м], пишем: плим. И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно “ничего не значит”, не имеет смысла! Как по другому называется смысл слова? (Лексическое значение).

2.Определение темы урока. Постановка цели.

Сформулируйте тему урока (Слово и его лексическое значение).

Чему должны научиться на уроке?

Научиться определять лексическое значение слова.

Вспомнить понятия, изученные в разделе лексикология.

Пополнять свой словарный запас.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может! Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, узнать новое слово– значит узнать, понять его лексическое значение. А как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? (необходимо обратиться к толковому словарю).

- Толковые словари могут быть более-менее полными и рассчитанными на тот или иной круг читателей. Самые полные и точные словари называются академическими.

-Ребята, а что можно сказать о человеке, судя по его речи?

Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека (читать, расширять свой словарный запас).

- Запишите предложения (по вариантам), подчеркните грамматическую основу, расставьте, где нужно знаки препинания (1 человек у доски).

Кругом в недосягаемую высь поднимались исполинские деревья, их кроны терялись в зелёном сумраке.

- Какие трудности были? (незнакомые слова). Как решили проблему? (узнали значение слов в толковом словаре).

4. Знакомство с материалом

- Закройте учебники, посмотрите на слайд, помогите восстановить пропуски по памяти:

Все словарные слова образуют состав языка, или ____(лексику).

В зависимости от количества лексических значений слова бывают_____(однозначными, многозначными)

Помимо прямого значения слова могут иметь____(переносное).

Слова, близкие по значению, называют___(синонимами).

Слова с противоположным ЛЗ называются____(антонимы).

Слова, одинаковые по значению и написанию, но разные по ЛЗ называют___(омонимы).

(Взаимопроверка. Меняемся тетрадями, выставляем оценки: нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2-3 ошибки – 3, более 3-х – 2)

5. Проблемная ситуация.

На слайде записи.

Счастье – это чувство высшего удовлетворения.

Счастье – радость, благополучие, блаженство.

- Как вы думаете, какого из данных определений не может быть в толковом словаре?

6.Решение проблемной ситуации. Применение новых знаний.

1) - Для того, чтобы научиться толковать слово, нужно знать способы толкования слов. (обратимся к упр. 93), прочитайте внимательно задание и назовите 3 способа (через раскрытие значений частей слова, отличительные признаки предмета, подбор близких по значению слов). Выполните упр. 93 письменно.

2)- Посмотрите на слайд и скажите, как объяснить разное написание этих слов? (их написание зависит от лексического значения). Сделайте вывод: в чём помогает нам знание лексического значения слов? (в их правильном написании)

Посветить-посвятить

Примерять -примирять

Полоскать – поласкать

- Выполните упр.92 (комментированное письмо).

7. Итог:

-что мы сегодня на уроке узнали нового?

-удалось ли нам достичь поставленной цели?

- какие знания и где вам пригодятся в дальнейшем?

-оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

8. Корректировка и выставление оценок учителем.

9.Д/З: Объясните значение слов любым способом: абориген, цивилизация, экзотика, байдарка.

Читайте также: