Слова антонимы конспект урока 2 класс 21 век

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка:

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания.

1. Организационный момент

-Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

(раздаточные таблицы для развития внимания)

А д у е б м р ш п ы л с н о а х т

В з ж г и е й ю щ ъ ц ф ч я н б а с

З ю ь ч ж г о е и м р п л в ы ж г д

Э ц ъ щ и х ш л т ы д е а о в ф у м ш

П а м к н ы о д б в у е ч я ш з х э ъ п й ф

С к у ц а о г м л в а й у д ж ю м с я ф к н

Ф ы й я м о а в н е м т у г ш щ т м а е ю л р с

Т ч я п н ш м к э ц и о ж з с в б и ф в к н м г и щ

Х я с м и к т н й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э

Й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э я ч с м и т ь б ю э ж д л о р

Верите ли вы, что в верхней строке 6 букв , звонких согласных? (– д, б, м, р, л, н)

Верите ли вы, что во второй строке 3 буквы, обозначающие непарные мягкие согласные? (- й, щ, ч)

Верите ли вы, что в пятой строке 5 гласных букв? (7 – а, ы, о, у, е, я, э)

Верите ли вы, что в последней строке 4 буквы, которые могут обозначать 2 звука? (Нет, таких букв 3:е,я,ю)

3. Чистописание: -

- на минутке чистописания мы потренируем руку, рисуя без отрыва зонтик.

-А теперь вспомним, как правильно писать букву заглавную букву К . Какие звуки она может обозначать? Дайте их характеристику. (Согласная, [ к ] и мягкого звуков[ к , ] , парная глухая)

- Показ написания буквы К учителем:

- Самостоятельно прописать строчку. Подчеркнуть самую красивую правильно написанную букву.

- А сейчас откройте рабочие тетради и запишите дату:

5. Самостоятельная работа у доски. Постановка проблемы.

- на прошлых уроках мы с вами работали со словами- синонимами . Скажите , пожалуйста, какие слова называются синонимами? Приведите примеры. (Слова, близкие по значению и отвечающие на один вопрос)

-соедините синонимы. (Доска)

тихий бесшумный

радость промах

ошибка трусливый

храбрый веселье

- Назовите пару слов, которую мы не соединили? (храбрый-трусливый)

- Почему мы не соединили эти слова?

- Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? (Нет)

- Сравните о значения этих слов, что можете сказать? (обозначают разное, противоположное)

- Итак, у нас остались слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению . приведите ещё примеры подобных слов.

-Как вы думаете, может ли у этих слов быть название ? Как могут называться слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению?

- А теперь я вам подскажу.

- Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить? ( как называются слова, которые обозначают противоположное и отвечают на один и тот же вопрос)

-Какая же будет тема урока? (Антонимы)

- А теперь проверим наши гипотезы, предположения по учебнику на с. 60.

- Назовите тему урока.

- Какие у нас будут задачи, как это узнать? (посмотрим на задания к упражнениям)

7. –Хорошо, посмотрите задания к упражнениям. Так какие задачи на урок? ( узнать, какие слова называют антонимами, научиться находить антонимы, подбирать антонимы к словам).

- Для чего нам надо знать об антонимах? ( Чтобы правильно их употреблять в речи.)

- Зачитайте получившиеся пары слов. Что объединяет эти пары слов?

- Как называются слова, которые обозначают противоположное и отвечают на один и тот же вопрос ?

- Какие слова называют антонимами?

Под весенние напевы
Повернёмся вправо , влево .
Руки вверх , руки вниз !
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.

Произвольная зарядка для глаз.
- Назовите антонимы, которые встретились в физкультминутке

Выполнение упражнений по учебнику.

-напомните тему урока.

- какие слова называют антонимами?

3ряд-упр. 1с.61, 1 и 2 ряд Упр.2. работаем в парах.

- как называются пары слов, которые вы выписывали? Какие слова называют антонимами?

Аналогично проверить работу 1 и 2 ряда.

- Ребята, один мой знакомый подбирал к словам антонимы и вот что у него получилось.

Урок разработан в соответствии с деятельностным методом.

ВложениеРазмер
konspekt_otkr._uroka.docx 67.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11 марта 2012 года

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие новых знаний

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

  1. по источнику знаний : словесные, практические, наглядные;
  2. по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
  3. по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование: бланки , карточки для парной и/или групповой работы; презентация на доске МИМИО,

(самоопределение) к учебной деятельности.

Постановка учебной задачи.

Открытие нового знания.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Физминутка для глаз.

с последующей самопроверкой по эталону.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского. Прочитайте эти слова.

- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

- Чем мы занимаемся на уроках этого блока? (Мы открываем тайны языка)

- Я вам желаю удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка.

- Итак, мы приступаем.

- Возьмите свой бланк. Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам сейчас понадобится для его выполнения. (Умение находить синонимы.)

- Давайте вспомним, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение).

- Молодцы! Прошу вас соединить линиями синонимы.

- Проверим, что у вас получилось. По какому критерию вы можете себя оценить после выполнения этого задания? (Умение находить синонимы.)

- Оцените себя на шкале.

- Обратите внимание на пару слов, которая осталась.

- Почему мы не можем назвать эти слова синонимами? (Потому что у них разное значение)

- Знаете ли вы, как называются эти слова? (Нет)

- Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Узнать, как называются эти слова.)

- Ну, тогда принимаемся за дело. Я предлагаю вам взять карточку и выполнить следующее задание. Какие умения вам потребуются для его выполнения? (умение писать слова с безударной гласной в корне слова и умение писать слова с парной согласной в корне слова)

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.

Окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура

II . Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я, урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.

Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!

Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

Не все известно нам пока.

Работать мы сейчас начнем

И сами до всего дойдем.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

- Для чего нужны слова?

- Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке?

-Какие слова называются синонимами?

- Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными.

- Приведите примеры синонимов, которые являются именами прилагательными.

- Приведите примеры синонимов, которые являются глаголами.

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

- С помощью слов мы общаемся.

- На прошлом уроке мы изучали синонимы.

Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.

- Алфавит – азбука, огонь – пламя, дорога - путь, метель – вьюга.

- Красный – алый, волшебный – чудесный.

- Прыгать – скакать, бросать – кидать, бежать – мчаться

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

Подготовка к формулированию темы урока

Учитель: - Ребята, посмотрите на картинки, давайте их сравним.

- Какое время суток изображено на первой картинке? .. на второй?

- Глядя на выражение лица, скажите какой первый клоун, второй клоун?

Что делает первый клоун? Второй?

Почему вы не можете это сделать?

Что объединяет эти пары слов?

Эти слова противоположные по значению.

Какова же тема нашего урока?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Какие знания и умения нам пригодятся?

Слова с противоположным значением.

Узнавать, как называются эти слова.

Где встречаются слова?

Зачем они нужны?

На какие вопросы отвечают?

Какой частью речи являются?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

Работа со словарём.

Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Что будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – три группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование: карточки для парной и/или групповой работы с разноуровневыми заданиями; презентация

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Самоопределение деятельности.

Цель – активизация учащихся.

Формулируют правила поведения на уроке.

Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке гости, который пришли посмотреть, чему вы научились в школе за неполных 2 года , давайте их поприветствуем. -Садитесь. Вы готовы к уроку? -Книжки, ручки и тетрадки - все лежит у вас в порядке? -С каким настроением вы пришли на урок? (смайл) Прозвенел сейчас звонок , Начинается урок, Постарайтесь всё понять, Много нового узнать. --Какие правила поведения на уроке мы будем соблюдать? Давайте вспомним некоторые из них:

-Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно, на уроках не болтай и пятерки получай!

-Как пришел ты на урок, на язык повесь замок, далеко не прячь ключи, там, где надо, не молчи.

-На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, слушай, не перебивая. Говори все четко, внятно, чтобы было всем понятно.

- Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать, мы должны не забывать, спинку ровненько держать!

- Не бойся ошибиться – ведь ты пришёл учиться,
Не унывай, не мучайся –ведь на ошибках учатся!
-Замечательные правила!

Личностные УУД Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке

II этап .

Актуализация знаний и фиксация затруднения

Цель: обобщить и закрепить знания уч-ся

Образуют пары слов и делят их на группы. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует фронтальную работу, учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

-Я хочу начать наш урок словами замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

-Откройте тетради. Запишите число.

Словарная работа. –Какие слова называют словарными? -Для чего мы с вами каждый раз в начале урока записываем словарные слова и запоминаем?( Словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам, поэтому их необходимо запомнить) -Запишите словарные слова: поставьте ударение, подчеркните ту букву, которую необходимо запомнить. -Запишите словарные слова-синонимы группами. Словарь: скоро, быстро, город, вдруг, столица, здравствуй, Москва, до свидания. -Скажите, все ли слова вы использовали? Почему? (эти 2 слова не являются синонимами)

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий;умение обобщать и классифицировать по признакам

Мы ладошки потрясем, Каждый пальчик разомнем, 12345 Мы начнем опять писать.

Чтоб красиво написать, надо пальчики размять,

12345 За письмо получим пять!

III этап. Постановка учебной задачи

Цель:мотивировать школьников на изучение новых пар слов

Работают с информацией, представленной в учебнике.

Участвуют в обсуждении представленного задания.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует работу по определению темы урока, постановке цели и задач урока.

Работа у доски. -- Ребята, выполните задание. (работа малой группы(3 чел.)детей у доски) -Прочитайте слова, образуйте пары и разделите на группы. - Скажите, что вы знаете о словах первой образованной группы? Дети- ребята, метель -вьюга, плакать- рыдать, учить-зубрить, забавный –смешной. - Кто знает, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение). Мы работали на уроках с синонимами? -Вы с ними знакомы? Вы умеете подбирать синонимы к словам? Задайте вопросы к словам! -Все ли слова подобраны правильно и отвечают на один и тот же вопрос(кто?что? какой?что делать?) -Рассмотрим слова второй группы: Веселый -грустный, молодость –старость, строить-ломать, день-ночь, север-юг -А что это за слова во второй группе? Вы с ними знакомы? Мы с ними работали на уроках русского языка? Можем мы их назвать синонимами? Почему не можем? (Потому что у них разное значение) - Знаете ли вы, как называются эти слова? Хотите узнать? -Тогда определите тему нашего урока.(слова-антонимы) -Какова будет наша цель на уроке? (познакомиться с новыми словами ) - Какие задачи нам перед собой необходимо поставить, чтобы добиться поставленной цели и получить интересующую нас информацию , приобрести новые знания?

Выяснить:1)что такое антонимы и чем они отличаются от синонимов, т.е.какое значение имеют антонимы; 2)второе, являются ли антонимы одной частью речи или разной, т.е.отвечают ли они на один вопрос; 3) для чего нужны слова –антонимы и научиться правилно употреблять их в речи. -А для чего вам нужны эти знания?

Коммуникативные УУД Умение слушать и извлекать нужную информацию Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Умение определять цель деятельности на уроке и решать поставленные задачи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: наблюдать над словами имеющими противоположное значение; ввести термин антонимы; закрепить знания о синонимах, учить использовать их в речи.

Развивающие: способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Воспитывающие: прививать навыки воспитанного человека (вежливость, внимательность, аккуратность).

Образовательные: наблюдать над словами имеющими противоположное значение; ввести термин антонимы; закрепить знания о синонимах, учить использовать их в речи.

Развивающие: способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Воспитывающие: прививать навыки воспитанного человека (вежливость, внимательность, аккуратность).

Организационный момент.

– Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Желаю вам удачи на уроке, потому что с малой удачи начинается большой успех.

Словарная работа.

- запишите слова в тетрадь;

- поставьте знак ударения ,подчеркните орфограммы

3 Актуализация знаний.

- Найдите слова близкие по значению ( мороз- холод)

- Как называются такие слова? (синонимы)

- Что вы знаете о синонимах ? (отвечают на один вопрос, близкие по значению)

- Какие ещё синонимы можем подобрать к слову холод ? (стужа)

-Какие синонимы нам предлагает электронный словарь ? (работа с компьютером)

Подберите к словам 1 столбика синонимы из 2 столбика, соедините стрелочкой.

- Какая пара слов не является синонимами?

4.Изучение нового.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словами. (Слайд 1)

Юбочка с воланами

Платьице с карманами

Кто же это? Девочка.

У него косичек нет,

Парень он серьёзный

Машины, конструктор, велосипед

Кто это? Мальчик.

(Слайд 2) - Эта корзина какая ? – пустая. А эта какая-? – полная

(Слайд 3) - Прочитайте слова . ( Плакать- смеяться)

- Какое значение имеют эти слова? (противоположное)

- В греческом языке АНТИ означает - против.

- Как будет называться тема нашего урока?

( Слайд 4) АНТОНИМЫ

- Будут ли антонимами слова добрый –зло? (нет)

- Почему? Подберите антонимы.

- Попробуйте сформулировать правило, что такое антонимы?

- Проверим себя. Откройте учебник, прочитайте правило.

5. Закрепление. Антонимы часто встречаются в нашей речи.

- выполним устно упражнение № 1.

-А теперь поработаем в парах.

- Подберите подходящие антонимы, закончите пословицы. При необходимости пользуйтесь словарём антонимов. Проверка на доске. (Слайд 5)

2) – Кто заметил антонимы в песне?

3) В загадках (Слайд 6)

- Послушайте отрывки, найдите антонимы.

5)А сколько антонимов в сказках (выставка книг)

Избушка ледяная – лубяная

Маленькие – большие крышечки

Книги: Заюшкина избушка. РНС

Всем вам крышка. Э.Шим

- Для чего мы изучаем антонимы ? (чтобы употреблять в речи, чтобы речь была точной, правильной, красивой)

6) А теперь попробуем подбирать антонимы. Помните, что антонимы должны быть одной частью речи и отвечать на один вопрос.. (работа с интерактивной доской)

Читайте также: