Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры конспект логопедического занятия 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • отработать навык выделения гласных звуков из слов;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
  • активизировать словарный запас учащихся.
  • развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;
  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
  • развивать зрительно-моторную координацию.
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.
  • использовать элементы двигательной активности;
  • использовать глазодвигательные упражнения.

Оборудование: Гномы Бим и Бом, предметные картинки на слова различной слоговой структуры, карточки со слогами, пособие “Слоговой поезд”, слайдовая презентация, мультимедийная установка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед:

Здравствуйте, ребята!
Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
Сядет тот, кто назовет
В каждом слове первый слог.
призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я.

На доске выставляем слоги.

Слайд 3.Отработка навыка деления слова на слоги.

II. Постановка цели занятия.

1. Закрепление понятий слог, слово. Отработка навыка деления слова на слоги.

Логопед: Перед нами части слов. Отработка навыка деления слова на слоги.

Кто сложить их все готов?
Без них прожить никак нельзя,
Они как добрые друзья!
Всегда утешат, подбодрят,
Без исключенья всех ребят!

Узнали, что приготовили нам гномики? – Приключения!

Сколько слогов мы сложили? Сколько слогов в слове при-клю-че-ни-я? – 5;

А сколько гласных букв в этом слове? – 5.

Совместно формулируем правило, записываем на доске и в тетради.

Слайд 3. Примеры определения количества слогов.

III. Основная часть.

1. Работа в тетради. Уточнение гласных.

Нет для голоса преград,
Звуки далеко летят,
Гласными мы их зовем,
Свободно тянем и поем.

Гномик придумал секретный шифр, он записывает только гласные буквы из слов.

Слайд 5, 6. Работа по выделению гласных звуков из слов.

2. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря.

Логопед:

Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем!

Слайд 7. Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Если в названии картинки один слог, посади героя в первый вагон (одно окно), два слога – во второй (два окна).

Лиса, кукушка, жук, слон, цыпленок, щенок, белка.

3. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Логопед:

На пути у нас слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И у слова смысл найдем.
У меня в руках ки-ру,
Я порядок изменю (меняем карточки со слогами) – руки.
Ка-ут, тух-пе, га-кни, жа-лу, ник-чай, тел-дя.

Слайд 8. Определение последовательности слогов в словах.

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

4. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Логопед:

Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика –
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока.
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
- Здесь весною было пусто,
Летом выросла . КАПУСТА;
- Собираем мы в лукошко
Очень крупную . КАРТОШКУ;
- Тише, деточка, не плачь,
Я куплю тебе . КАЛАЧ;
- Вот пищит малютка-мышь,
“Растрепался мой”. КАМЫШ.
- Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий . КАБАЧОК;
- Юркнула лягушка в грязь,
А над ней проплыл . КАРАСЬ.

Слайд 9. Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

5. Физминутка.

а) упражнения для глаз.

Мы тихонечко сидим и за ежиком следим;

Слайд 10. Ёжик бегает по периметру экрана, круговые движения, “восьмерки”.

б) двигательные упражнения. Дифференциация понятий “СЛОГ-СЛОВО”.

Логопед:

А теперь мы поиграем,
Слог от слова отличаем.
Слово смысл в себе несет,
Слог в составе лишь идет.

Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.

НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ.

Слайд 11. Иллюстрации к словам.

6. Чтение слов со сложной слоговой структурой.

Отработка навыка слияния слогов. Развитие зрительной координации.

Тренировка слухоречевой памяти.

Логопед: слоги связаны ниточкой дружбы. Прочтите слова, назовите количество слогов.

7. Упражнение в словообразовании и словоизменении. Грамматическая работа.

Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры.

Работа в тетради.

Логопед:

Cлоги – маленькие феи,
Превратить слова сумели.

Слон один и слог один, назовите ласково – слоник – 2 слога, если их стало много- слоники – 3 слога. Запишите цепочку в тетрадь, подчеркните гласные буквы, поделите на слоги.

Слайд 15. Слон-слоник-слоники,

Слайд 16. Дом-домик-домики.

Слайд 17. Стол-столик-столики;

8. Работа над связной речью.

Совершенствование навыка определения позиции слога в слове.

Развитие слухоречевой памяти.

Логопед:

Pечь моя текла, как речка,
Но рассыпалось словечко,
По порядку разложи слоги в слове
Раз,два,три.
Если черточка одна,
В слове первой стать должна.

  • Мы совершили увлекательную гул про ку.
  • Гномы приготовили для нас дар по ки.
  • Молчун принес волшебный даш ран ка.
  • Весельчак нарисовал для всех ны кар ти.

IV. Подведение итога занятия.

За правильный ответ дети получают наклейку с изображением гномов.

-какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- если в слове 1 гласный звук, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- если в слове 2 гласных звука, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- в слове 1 слог, сколько в нем гласных звуков?

Логопед: мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

Цель. Закрепление умения выполнять слоговой анализ и синтез слов.

Задачи. Закрепить умение делить слова на слоги и составлять из слогов слова.

Развивать слуховое восприятие, слуховую память.

Воспитывать позитивное отношение к исправлению речевых ошибок.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Задание. Сядет тот, кто повторит за мной.

2. Дыхательная гимнастика. Работа по таблице дыхания.

-Повторите каждую строчку два раза.

3. Развитие силы голоса. Работа по таблице со звуком А.

4. Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём.

II. Основная часть.

- Из чего состоят слова? (из слогов)

- Сегодня на занятии мы продолжим работать над слоговым составом слова.

2. Актуализация опорных знаний.

• Прочтите слово. УРОЖАЙ

• Разделите слово на слоги. Какое правило нужно помнить, чтобы выполнить это задание?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов).

• Лексическое значение слова.

Урожай – это собранные фрукты, овощи, зерновые культуры.

3. Деление слов на группы.

- Я вас приглашаю на сбор урожая. Итак, собираем в корзину только фрукты. Картинки. Груша, апельсин, капуста, ананас, морковь, огурец, банан, яблоко, лук, лимон, слива.

- Подберите обобщающее слово к оставшимся картинкам. (овощи)

4. Слоговой анализ.

- Разложим фрукты по тарелкам так, чтобы картинки, в названии которых 2 слога были на тарелке с цифрой 2; 3 слога – с цифрой 3.

В огород пойдем, урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

6. Работа в тетради.

- Запишите число, название темы занятия.

Задание. Записать в два столбика слова :

В первый столбик записать два слова, состоящие из двух слогов и два слова, состоящие из трёх слогов.

Выделить гласные, разделить на слоги.

Самостоятельно записать слова во второй столбик.

- Составить картинку, определить, в какой столбик записать слово.

8. Слоговой синтез.

а) Составить из слогов слова. Подобрать к словам обобщающее слово.

На, а, нас; нан, ба; кос, бри, а; ва, сли; град, но, ви.

б) Выписать слова, в которых один из слогов состоит из одной буквы. Слова разделить на слоги.

в) Назвать составленные слова (по памяти) с опорой на обобщающее слово.

- Чему мы учились на занятии?

- Работа над каким заданием вам особенно понравилась?

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект фронтального логопедического занятия в 4 классе

Тема: "Слоговой анализ и синтез слов"

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Образовательные:

закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделении;

развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;

развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение работать в коллективе;

воспитывать стремление к результату деятельности;

воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Оборудование: карточки с заданиями, предметные картинки., индивидуальные карточки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Проговаривание хором:

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?

Ответы детей:

Правильно писать буквы.

Четко произносить звуки.

Проговаривать слова по слогам.

II. Актуализация опорных знаний.

- Сядет тот, кто назовет

II I . Постановка учебной задачи

- Вспомним, какие звуки мы произносили вначале занятия. (А, О, У, И).

- Какие это звуки? (Гласные)

- Почему эти звуки гласные?

- Каким цветом их обозначают на схеме? (Красным цветом)

- Посмотрите на доску. На карточках у меня были записаны слова, но они рассыпались.

КА, ДУШ, КОШ, КНИ, СУМ, ГА, КА, ПО, КА,

- Как называются части, на которые рассыпалось слово? (Слоги)

- Правильно, слоги. Сегодня мы будем работать со слогами, делить слова на слоги, составлять слова из рассыпанных слогов.

- Почему сегодня на занятии нам нужно помнить о гласных звуках, почему мы их повторили?

Называют звуки. Отвечают на вопросы.

Цель занятия - Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записывать слова, состоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.

Читают слоги на карточках (карточки со слогами прикреплены к доске). Составляют слово. Один человек составляет слово у доски. Определяют гласные, количество слогов. Соотносят количество гласных и слогов в словах. Соотносят с предметной картинкой.

Формулируют правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Пальчиковая гимнастика

V . Работа по теме.

А. Запись слов в тетрадь.

– Запишите, полученные слова слово в своих тетрадях, подчеркните гласные буквы.

- Сколько гласных букв? Сколько слогов?

- Посмотрите на следующее рассыпанное слово.

- Соберите слово. Запишите в тетради. Подчеркните гласные буквы.

- Сколько гласных букв? Сколько слогов?

Аналогичная работа с оставшимися словами.

Записывают слово. Самостоятельно подчеркивают гласные буквы.

- Какое слово лишнее? Почему? (Подушка – 3 слога)

- Так какой вывод мы можем сделать, выполнив данное задание?

Б. Деление слов на слоги.

- Запишите слова в три столбика в зависимости от количества слогов (слова записаны на карточках):

Школа, берег, лес, облака, мост, солнышко, дерево, небо

Записывают слова в три столбика в зависимости от количества слогов.

- Молодцы! Вы правильно выполнили задание!

- Как вы определяли количество слогов?

- Расшифруйте названия овощей, переставив слоги местами. Соедините расшифровки с правильно написанными словами.

КАПУСТА ДОР-ПО-МИ

ОГУРЕЦ ТА-КА-ПУС

ПЕРЕЦ ЖАН-БАК-ЛА

СВЁКЛА РЕЦ-О-ГУ

ПОМИДОР КЛА-СВЁК

БАКЛАЖАН РЕЦ-ПЕ

Г. Работа с предложением.

- Как одним словом назвать слова в карточках? (овощи)

А что делают с овощами осенью?

- На доске я записала вопрос, давайте ответим на него.

На доске: Что убрали с полей осенью?

- Как ответим на вопрос?

Определение порядка слов при ответе

Запись предложения в тетради.

- Найдите в предложении слова, в которых три слога (осенью, овощи).

-Как определили количество слогов в этих словах?

VI. Итог занятия

1) Проверка знаний. Тест.

- Поднимите карточки со знаками + или - (согласны или нет с утверждением)

В слове столько слогов, сколько в нем согласных звуков.

В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

Слог обязательно содержит гласную букву.

Слог бывает без согласных букв.

Слог может состоять из одной буквы.

В слове ДОМ 3 слога.

В слове ПАРК 1 слог.

2) Рефлексия

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- Какое правило необходимо запомнить с сегодняшнего занятия?

- Оцените свою работу на занятии

У каждого ученика на парте картонный человечек. И лестница с тремя ступеньками, на которых нарисованы три мордашки:

на верхней - веселая, на средней - спокойная,

на нижней - грустная.

-Кто сегодня не смог правильно сделать все задания, поставьте своего человечка на нижнюю ступеньку.

-Кто иногда ошибался, поставьте человечка на среднюю ступеньку.

-У кого всё получилось, поставьте человечка на верхнюю ступеньку.

-Какое у вас сейчас настроение? Почему?

-Вам понравилось занятие?

-Что больше всего понравилось?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 206 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.12.2018 980
  • DOCX 159 кбайт
  • 29 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гаврилова Светлана Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия, развитие навыков слогового анализа и синтеза, закрепить знания детей о роли гласных звуков, учить дифференцировать слова различной слоговой структуры.

Конспект логопедического занятия в 3 классе

Тема: "Слоговой анализ и синтез слов"

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Образовательные:

закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;

развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;

развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение работать в коллективе;

воспитывать стремление к результату деятельности;

воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, предметные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проговаривание хором:

Звуки чётко произносим.
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.

Логопед: Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?

Ответы детей:

Правильно писать буквы.

Четко произносить звуки.

Проговаривать слова по слогам.

Логопед: Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записыватьсловасостоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.

III. Основная часть

1.Позиционный анализ и синтез слов.

Логопед: Внимательно послушайте и определите:

Логопед: Отгадайте, какую картину нарисовал художник?

Узнаем её название, если правильно назовем и запишем:

первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков), запишем на доске соответствующую букву;О

первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов);В

второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома);О

последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ

второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И

Логопед: Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)

Предъявляется картинка с изображением овощей.

2. Определение количества слогов в слове.

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

3. Выделение первого слога в слове.

Логопед:Прочитайте названия овощей. Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.

На доске предъявляется запись слов:

ПОМИДОР, РЕДИСКА, БАКЛАЖАН, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ЦУКИНИ, КАРТОФЕЛЬ.

Блиц-массаж

Отдохнем немножко – разотрем ладошки.
Чтобы лучше слушать, растираем уши.
Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.

4. Выделение лишнего слога в слове.

Логопед: Слоги решили пошалить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

На доске предъявляется запись слов:

(чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)
Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (упражнение с мячом-ёжиком) Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук. Движения соответствуют тексту

5. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Логопед: Расшифруйте названия овощей, переставив слоги местами. Соедините расшифровки с правильно написанными словами.

На доске предъявляется запись слов:

IV. Подведение итога занятия.

Логопед: Чему мы учились на занятии?

-Какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- Работа над каким заданием вам особенно понравилась?

Читайте также: