Слитное и раздельное написание наречий конспект урока 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: ознакомить со слитным и раздельным написанием приставок в наречиях; отработать правописные умения и навыки.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Высокая культура разговорной и письменной речи,

хорошее знание и чутьё родного языка. —

самая лучшая опора, самое верное подспорье

и самая надежная рекомендация для каждого человека

в его общественной и творческой деятельности.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• В чём состоит секрет названия наречия?

• Какие случаи правописания наречий являются для вас самыми трудными? Почему?

2. Практическая работа: индивидуальная работа по карточкам

а) Раскрыть скобки.

Тронуться в путь (по)прежнему направлению, тосковать(по)настоящему делу, (по)настоящему отдохнуть, воспринимать (по)своему, исчезнуть (по)немногу, расти (по)прежнему хорошо, идти (по)осеннему лесу, (по)осеннему хмурые дни, приветствовать (по)дружески.

б) Раскрыть скобки.

(По)зимнему пути, одеться (по)зимнему, говорить (по)английски, (по)настоящему испугаться, идти (по)весеннему снегу, (по)праздничному пестрые флаги, (по)праздничному городу, жгло (по)вчерашнему, (по)вчерашнему прогнозу погоды.

в) Раскрыть скобки.

Тепло (по)летнему, разряженный (по)осеннему лес, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.

3. Словарная диктовка с объяснением

Встали задолго; взяли кое-что; свернули вправо; поздороваться по-приятельски; собирали кое-как; по-зимнему холодно; шли по зимнему лесу; нежданно-негаданно; работать по-новому; по новому методу; встретили по-русски; по русскому обычаю.

III. Мотивация учебной деятельности

— Наречия с приставками надо отличать от похожих на них существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

Для образования наречий в качестве производящей основы используются имена существительные во всех падежах: в именительном (шутка сказать), в родительном (доверху), в дательном (кверху), в винительном (вверх), в творительном (верхом), в предложном (наверху). Степень перехода существительных в наречия может быть разной: одни полностью перешли в наречие (пешком, нагишом), другие ещё сохраняют предметное значение и стоят на грани между существительными и наречиями (на ходу, со временем).

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

— Наречия могут быть образованы путём перехода различных частей речи в наречия. В наречия переходят:

1) существительные в винительном и творительном падежах: капельку, чуточку, шёпотом, шагом, рысью, верхом;

2) существительные в косвенных падежах с предлогом: издали (издали — род. п.), сверху (с верху — род. п.), вшутку (в шутку — вин. п.), набок (на бок — вин. п.);

3) некоторые словосочетания: тотчас (тот час), сейчас (сей час).

При переходе в наречия существительных с предлогами эти предлоги становятся приставками, а окончания — суффиксами. Из существительного верх и предлога на образуются наречия наверх и наверху. В этих наречиях верх — корень, на— приставка, -у — суффикс.

Существительные с предлогами переходят в наречия постепенно. Полного слияния предлога с существительным иногда не происходит: по своему значению это слово уже наречие, но пишется оно как существительное с предлогом (раздельно), например: прыгнуть с разбегу, остановиться на миг, поймать на лету. Слова с разбегу, на миг, на лету отвечают на вопрос как?, обозначают признак действия и являются наречиями, но пишутся так, как писались тогда, когда были существительными с предлогами. Написание таких наречий нужно проверять по орфографическому словарю.

Чтобы отличить наречие от похожего на него существительного с предлогом, нужно помнить, что существительное имеет или может иметь при себе пояснительные слова, а наречие не имеет пояснительных слов. Сравните: 1) В дали (существительное с предлогом) голубой столбом уж крутился песок золотой. (М. Лермонтов) — Вдали (наречие) я видел сквозь туман, в снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ. (М. Лермонтов) 2) И я был страшен в этот миг (существительное с предлогом), как барс пустынный. Зол и дик. (М. Лермонтов) — Штабс-капитан так грозно на них прикрикнул, что они вмиг (наречие) разбежались. (М. Лермонтов)

Наречия образуются от числительных — количественных (дважды), собирательных (вдвое, вдвоем, по двое), порядковых (впервые, во-вторых).

В наречия часто переходят глаголы в форме деепричастий (лёжа, шутя, зря).

В наречном значении употребляются фразеологические сочетания различных типов: лицом к лицу, рука об руку, душа в душу, время от времени, крест-накрест, сложа руки, спустя рукава и др.

2. Работа с таблицей

Слитное написание наречий

1. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлога-приставки с наречием

Позавчера, навсегда, донельзя

2. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов- приставок в и на с собирательными числительными

Втрое, впятеро, надвое, натрое, но по воде

3. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов-приставок с краткими прилагательными

Заживо, искусно, запросто, начисто, влево, снова, сгоряча, издавна, досуха

4. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов-приставок с полными прилагательными и местоимениями

Врукопашную, наудалую, врассыпную, вничью, вовсю, вручную, вкрутую

5. Пишутся слитно наречия, имеющие в своём составе такие существительные и такие именные формы, которые не употребляются в современном языке

Наискось, впросак, исподтишка, наспех, наугад, невпопад, невмоготу, поперек, снаружи, чересчур

Раздельное написание наречий

Есть много наречий, образованных от существительных с предлогами, сохранивших раздельное написание (проверяются только по орфографическому словарю)

Без устали, без умолку, на лету, на ходу, с разбегу, с размаху, под мышкой, под спудом, в обрез, до крайности, до упаду

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 182)

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Творческий диктант

Запишите текст, распространив его наречиями. Обозначьте орфограммы в наречиях.

Перед нами девушка, присевшая (на миг) отдохнуть и задумавшаяся о чем-то сокровенном. Её лицо прекрасно своей душевной явностью. Чистый выпуклый лоб, свежие, (слегка) тронутые румянцем щеки, мягкий, прелестный овал лица, робкий взгляд, (чуть) задумчивая улыбка — все будто сияет утренней прозрачностью весны жизни, когда силы человека неисчерпаемы. (Немного) опущенные плечи говорят об усталости, большие натруженные руки (легко и спокойно) лежат на охапке пушистых васильков. Синие, желтовато-золотистые тона сарафана, передника, повязка на голове (нежно) сливаются в тихую гармонию красок.

Поэзия юности (надолго) очаровывает и приковывает к картине. В образе, (мастерски) созданном Венециановым, удивительная сердечность и лучистость.

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнения 466, 471 (письменно).

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Как пишутся наречия, образованные из сочетания предлога с существительным, прилагательным, числительным или местоимением?

• Приведите примеры наречий, которые пишутся слитно, раздельно и через дефис.

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника (С. 181—182).

2. Выполнить упражнение 472 (письменно).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных.

Автор Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ№3", г. Астрахань
Данный урок поможет учителю русского языка в работе над сложной темой,а также позволит учащимся пополнить свои познания в этимологии слов, научит их правильно писать наречия.

Цели: формирование навыка слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных
Задачи :
Образовательные: ознакомить учащихся с некоторыми закономерностями слитного и раздельного написания наречий, формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.
Развивающие: развитие внимания, памяти, аналитического мышления, навыков связной речи.
Воспитательные: создать условия для активного творческого усвоения учебного материала, формировать такие качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.

( Сложением слов: чуть-чуть; суффиксальным, префиксальным, суффиксально-префиксальным способами: кое-где, куда-нибудь, по-зимнему, во-вторых.)
- Как пишутся остальные наречия? (Слитно.)
- Есть ли исключения? ( Есть, наречия, образованные от прилагательных, начинающихся с о-: в открытую и т.д.)
Б) Запись слов с графическим объяснением: давным-давно, кое-куда по-весеннему, в-четвёртых, потому, заживо, в общем, нежданно-негаданно, где-либо, по-городскому, по-дружески, слева, вручную, в оба(смотреть), мало-помалу, по-лисьи, бок о бок, врассыпную, точь-в-точь, во-первых, врукопашную, откуда-нибудь.
В) Самопроверка
4. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных.
А) Слитное написание наречий.
Посмотрите на этот рисунок, как он отражает судьбу наречия дотла? Слайд 1



Сгореть дотла – до основания, полностью, без остатка. От существительного тло – дно.
- Может быть, вы сами приведёте примеры таких наречий? Попробуйте определить из значение.
Набекрень – ( на+бекрень от существительного бекрени – криво, наклонившись на бок) на бок, сдвинув к уху.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 7 классе

1. Создать условия для изучения закономерностей слитного и раздельного

написания наречий; формировать умения находить в словах изучаемую

орфограмму и правильно писать их; отличать наречия от сочетаний

именных частей речи.

2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия

целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

3. Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: урок - исследование.

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, проектор.

формирование умения писать при определённых условиях наречия слитно, раздельно, через дефис;

формирование умения отличать наречие от других частей речи, распределять слова по группам правописания.

I . Организационный момент.

Учитель: Слова Конфуция: «Три пути у человека, чтобы поступить

II . Повторение и обобщение

1) Теоретические вопросы:

- Какое место в русском языке занимают наречия?

- Чем наречия отличаются от других частей речи?

- Изменяются ли наречия?

2) Практическое задание:

- Запись предложения: Генерал чуть-чуть было усмехнулся, но, подумав, приостановился и оглядел еще раз гостя, затем указал ему на стол, сел несколько наискось и в терпеливом ожидании повернулся к гостю.

- Запись наречий, подбор по смыслу: испокон – издавна - издревле; излишне – много – мало; издалека – близко – далеко; высоко – далеко – низко.

III . Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.

записать их и сформулировать правило слитного и раздельного написания

наречий. Как, ребята, поможем им?

На партах у всех раздаточный материал.

(В)догонку, (в)добавок, (на)бекрень, (в)дребезги, (на)обум, (в)открытую,

(в)прикуску, (в)сласть, (ис)подлобья, (до)тла, (в)ничью, (в)заперти,

(в )обнимку, (до)смерти, (на)память, (не)впопад, (без)оглядки, (под)уздцы,

(за)утра, (в)смятку, (на)изусть.

- Сможете вы выполнить просьбу лингвистов ? ( Не зная условий слитного и

раздельного написания наречий можно допустить ошибку).

- Сформулируйте тему и цели урока. (Слитное и раздельное написание

наречий. Знать условия выбора написания).

Объяснение нового материала.

- Правописание наречий – сложнейшая область современного русского

письма, и орфографическое коварство этой группы слов превосходит

разумные границы допустимых сложностей в орфографии, доставляют

большие неудобства на письме.

лингвистов, нужно самим чётко разобраться, от чего произошло наречие и

какие есть правила их написания.

составьте алгоритм выбора условия написания. Работа в парах.

Наречия, образованные соедине -

нием предлогов в и на с

1. Наречия, образованные

соединением других предлогов с

собирательными числительными (по

трое, по одному, на троих).

2. Наречия, образованные

приставочным способом от других

наречий (доныне, напротив, насквозь,

2. Наречия, образованные от

существительных, начинающихся с

гласных, с предлогами (в охапку, в

3. наречия, образованные

способом от прилагательных

(вплотную, вкрутую, зачастую).

3. Наречия, образованные от

прилагательных, начинающихся с

гласных, с предлогами (в открытую,

4. Наречия, образованные

приставочным способом от

существительных, если при них нет

пояснительных слов (вначале, вверх,

4. Наречия, образованные от

сочетаний существительных с

предлогами (с ходу, с лёту, за

границей, под мышками).

5. Наречия в сравнительной степени

5. Наречия, образованные от

сочетаний двух существительных с

предлогами (в конце концов, бок о

бок, с глазу на глаз).

1. Определи сначала, какая это часть речи. Если это наречие, то

пиши слитно пиши раздельно

а) если образовано от существительных и

прилагательных, начинающихся с гласной

(в открытую, в охапку).

б) если образовано от наречий, существительных, прилагательных с предлогами (насквозь);

б) если образовано от существительных с предлогами и сохранило некоторое значение падежной формы (за границей).

в) если образовано от собирательных числительных с предлогами (вдвое, втрое).

Исключение: по одному, по трое.

2. В трудных случаях обращайся к орфографическому словарю.

Проверка. (Правильные ответы выводятся на экран. Проводится работа над

ошибками. Объяснение выполняют учащиеся, пользуясь таблицей).

IV . Закрепление.

Комплексный анализ текста (у доски и в тетрадях):

- От каждого горизонта уходили вдаль дороги. И по ним то в одиночку, то небольшими полосами ползли груженые самосвалы. Машины с трудом выбирались из котлована. Моторы гудели и ревели вразнобой.

Вдали виден лес — в дали голубой скрылся пароход; ввысь поднимается

дым — в высь небесную взлетел голубь; ввек не забыть мне друга — в век

электроники; внакидку носит пальто — в накидку из парчи одета; вовремя

прийти — во время летнего отпуска; кверху поднять голову — к верху

палатки прикрепить флажок; налицо были ошибки — на лицо упала прядь

волос; назавтра будет веселье — на завтра перенести совещание; наверх

подняться — на верх горы взобраться.

Проверка выполнения. Работа над ошибками.

6. Самостоятельная работа. Выполнить тест.

Разобрать по составу: вдаль, в одиночку, с трудом, вразнобой, надсадно, вправо, вверх, еще, удобнее, вскоре, позади.

V . Домашнее задание: правило, упр. №238

VI . Подведение итогов урока

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.12.2016 7129
  • DOCX 63 кбайт
  • 192 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лукинова Лариса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ожидаемые результаты
Мы видим, что написание приставок у наречий своеобразно: приставка может быть написана не только слитно или через дефис, но и раздельно. На этом уроке мы узнаем, какие наречия пишутся с приставкой слитно, а какие — раздельно. Мы научимся правильно писать наречия с разными приставками и сможем отличать наречия от похожих слов других частей речи, которые пишутся иначе.

Впишите правильный ответ.


Какой частью речи является зависимое слово во всех приведённых словосочетаниях?
Ответ: .

Читайте также: