Сладков лесные сказки конспект
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Экологический проект
по произведениям Н.Сладкова
Актуальность
Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. и в этом случае нам поможет художественная литература.
Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Один из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является Н.В. Сладков. произведения Николая Ивановича Сладкова отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов, можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц.
Вид проекта : краткосрочный, познавательный.
Сроки реализации : 1 неделя.
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.
Познакомить детей с писателем -природоведом Н.Сладковым.
Формировать у детей представления о жизни лесных животных (медведь, заяц, еж) и птиц (синица, дятел, филин), насекомых (бабочка, комар, муравьи).
Обогатить словарь детей словами и выражениями по теме проекта: волков ноги кормят, насекомыши, замешкался, патока, вода просочилась, медведушко, неслух, натуралист и т.д.
Развивать у детей память и умение воспринимать литературный текст.
Вызвать у детей желание продолжать читать другие произведения Н.Сладкова.
Формировать познавательный интерес к природе через ознакомление с художественной литературой.
Ожидаемый результат :
Интерес к образу жизни лесных животных, птиц, насекомых и особенностям их поведения.
Желание продолжать знакомиться с произведениями Н.Сладкова.
Этапы :
Предварительная работа:
Изготовление буклета о Н.И.Сладкове для родителей.
Работа с родителями: организация выставки художественной литературы Н.Сладкова.
Цель – познакомить родителей с произведениями Н.Сладкова, рекомендовать данные произведения к домашнему чтению с детьми, повысить компетентность родителей в использовании художественной литературы для воспитания правильного отношения к природе.
Практический этап.
Цель – познакомить детей с писателем-природоведом Н.Сладковым, особенностями его творчества.
Цель – продолжать формировать целостное представление о среде обитания лесных животных, птиц, насекомых; закреплять навыки аппликации; сплочение детского коллектива через значимость работы каждого.
Заключительный этап. Итоговое занятие по развитию речи.
Цель – обобщить и уточнить знания детей о животных, птицах, насекомых, о которых они узнали в произведениях Н.Сладкова.
- воспитывать уважение к животному миру нашего леса, воспитывать желание читать литературу о природе.
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
II. Повторение и применение знаний
1.– Что вы можете сказать о букве С?
- Назовите фамилию писателя на эту букву. (Николай Сладков)
– О чем произведения Сладкова?
– Найдите в Букваре произведения Н. Сладкова. (работа в паре)
- В каком произведении Н. Сладкова идет спор о том, кто лесу друг?
( Проблема , надо прочитать новое произведение)
2. Работа в тетради для печатания (с. 49).
1) Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит – и легче.
2)Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки ворошит?
Голоском речистым, чистым,
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом.
(Дети отгадывают загадки, открываются иллюстрации птиц, карточки со словами Клёст Дятел ).
Звуко-буквенный анализ слова КЛЁСТ.
– Сегодня мы будем работать по книге.
1) Подготовительная работа.
– Чем питаются ЭТИ ПТИЦЫ? (Клёст – семенами шишек, дятел – насекомыми.)
– Наверное, поэтому и клюв у них разный по форме. Опишите, какой клюв у каждой птицы. Интересно, о чём будет сказка? Какое открытие сделает каждый из нас?
Вопросы после чтения.
- Что нового узнали о Клесте? о Дятле?
- О чем заспорили птицы?
- Кто больше нужен лесу?
У .- Какую проблему будем решать?
Кто лесу друг, а кто лесу враг?
3) Повторное чтение сказки.
Разрешим проблему. Мальчики выступят в защиту Клеста, а девочки – в защиту Дятла. Для этого вам надо прочитать сказку, найти и подчеркнуть предложения в защиту героев. (Слабочитающие дети читают выделенные части текста)
щепки летят чешуйки отгибаю
лес рубишь семена достаю
осину исковырял лес сажаю
4) – Кто выступил в защиту Дятла?
Проведем аукцион : кто назовет всех защитников дятла.
- Бабочки-траурницы
- Муравьи
- Синички длиннохвостые
- Поползень
- Сыч
- Синички-Гаички
- Прочитайте, как защитили Дятла герои.
– О каких птицах узнали? (О Поползне, Сыче, Синичке-гаечке.)
– Как по ходу сказки называют Дятла? (Враг, долбонос, строитель.)
– Убедят ли Клеста все жители леса в том, что Дятел – друг леса? Почему вы так думаете?
4) Пересказ сказки по плану, записанному на доске, и ключевым словам. (или инсценировние)
Сколько частей в сказке?
Опорные слова: стамеска, кривая отвёртка, Осину спас, пробоинки в Берёзе, сок, от голода спас, Бабочка-траурница, муравей, синички, в деревьях дупла, Поползень, меньше лесных вредителей, Сыч, морозильник для мышей, Синички-Гаички, в мороз прятались, след простыл.
5) Итоговое тестирование с пультами
– С каким настроением заканчиваете урок?
– Кому захотелось прочитать другие сказки Н. Сладкова?
7) Выборочный пересказ (возможно, и чтение) по иллюстрациям.
Художник книги. Вопросы после рассматривания.
– Что вы узнали о птицах?
– Кто понравился больше? Чем?
– Какие открытия сделали для себя, познакомившись со сказкой?
- В каком произведении Н. Сладкова идет спор о том, кто лесу друг?
8) Творческое задание.
– Как вы думаете, кто защитил бы Дятла от обвинения Клеста в том, что он своей громкой песней мешает отдыхать всему лесу?
– Что мы сейчас делали?
– Что нового узнали?
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание .
ΙII. Домашнее задание (по желанию)
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока чтения.
– Какие проблемы мы решали?
– Чему новому научились?
– Над чем ещё придётся поработать?
– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?
– Чему научились на уроке?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– У кого после урока есть самооценка в еженедельнике?
– За что вы её получили?
Н.С.Сладков, вникая в повадки и характер животных, зовет жить в желании разгадывать загадки, чтобы встревожить воображение. В его книгах много вопросов, на которые можно ответить сразу и тех, на которые предстоит отвечать всю жизнь.
Предварительный просмотр:
- Смотрю, Дятел, на твой нос и сравниваю со своим, - сказал Клёст. – Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвёртки. И все-таки мой кривой получше твоего прямого будет.
- И чего в нем, кривом, хорошего? – отвернулся дятел. – А из-под моего, прямого, только щепки летят!
- В этом-то и беда! – воскликнул Клёст. – Ты стамеской своей деревья портишь, а я отверткой кривой всего лишь чешуйки на шишках отгибаю, семена достаю. Глядишь, одно-другое семечко уроню, - оно и прорастет. Выходит, я лес сажаю, а ты – враг. И все из-за твоего прямого носа!
Дятел от обиды даже долбить перестал.
- Полюбуйся-ка на свои труды! – не унимается Клёст. – Осину исковырял словно её топором тесали.
- Осина больная была. Я ее от сверлильщиков и точильщиков разных спасал. Этим вот самым носом.
- Спасибо, Дятел, - проскрипела Осина. – От смерти спас – совсем засыхала.
Клёст от удивления клюв свой кривой разинул.
- Но он, долбонос, и здоровые деревья калечит! Вон как Берёзу изрешетил – словно дробью прострелянная. Вся берёза в слезах.
- Не слезы это, - прошелестела Берёза. – Просто капельки сока выступили из пробоин. Пробоинки заплывут, я и думать о них забуду.
- А я не забуду! – пискнула Бабочка-траурница. – Капельки эти весной от голода меня спасли. Спасибо, Береза!
- Спасибо, Дятел, - замахали усиками муравьи. – Целебный берёзовый сок нам силы вернул – очень мы за зиму отощали.
- Спасибо, Берёза и Дятел, - запищали синички белощёкие, долгохвостые и хохлатые. - Славно мы сладким соком поугощались!
Все кричали, пищали, свистели. Только Дятел смотрел на Клеста и молчал.
А Клёст не хотел молчать, так и вертел своим кривым носом.
- Ты, - кричит, - глубокие дупла в деревьях выдалбливаешь! А сколько вас, дятлов, в лесу? Каждый по дуплу – и весь лес дырявый. Я, значит сажаю, а вы дырявите!
- Чем больше дупел в лесу, - крикнул Поползень, - тем больше нас, дуплогнёздников! А чем больше нас – тем меньше лесных вредителей – тем лесу лучше! А чем лучше лесу – тем лучше всем! И тебе, Клёст, тоже!
- Слыхал? – повернулся Дятел к Клесту.
Клёст только крылышками развел.
- У-го-годил Дятел и мне! – выкрикнул Сыч. – В дуплах у меня морозильники. Мышей и полёвок зимой замораживаю. Про запас. А от них лесу вред.
- Слыхал? – снова Дятел Клеста спросил.
Тут Синичка-Гаичка пищит:
- Гай, гай, где бы мы, пичужки, в мороз и вьюгу зимой прятались, где бы зимнюю ночь коротали? Спасибо ему, строителю-долбоносу!
- Слыхал? - повернулся Дятел к клесту.
А того уже и след простыл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фрагмент урока обучения грамоте (литературное чтение)
публикую фрагмент урока, на котором показываю, как организовать работу в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе.
Календарно - тематическое планирование по программе "Школа России".
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока
Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с], [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи.
План-конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе. Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. ФГОС. УМК "Школа России" автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская
Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся ссогласными звуками [т], [ т\'] , буквами Т,т, развития речи.Тип урока: решение учебной з.
Обучение грамоте. Внеклассное чтение. "День героев Отечества".
Внеклассное чтение для обучающихся 1 класса, посвящённое Дню героев Отечества. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности у обучающихся.
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
• познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;
• регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
Автор: Кондратьева Марина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок внеклассного чтения в 1 классе "Н.Сладков "Лесные сказки"
Раздел: начальное образование
Урок внеклассного чтения в 1 классе.
Учитель Кондратьева Марина Валерьевна
I. Оргмомент
. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои!
II.Актуализация знаний.
–Куда же мы отправимся сегодня в путешествие? (В лес.) А вот кого мы встретим в лесу, вы узнаете, отгадав загадку. А кого в лесу недаром Называют санитаром? О себе загадку нам Загадать он хочет сам: – По деревьям я скачу, Проверяю их, лечу. Клювом я стучу: тук-тук. Где тут, где тут вредный жук? От меня спастись не пробуй, У меня язык особый. У меня на нём крючки. (Дятел) – Что вы знаете про дятла?
Слайд
ученика.
Дятел имеет пёструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими когтями, хвост похожий на клинышек который служит опорой. Клюв у дятла прямой, крепкий и острый. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Гнездо самец и самка делают совместно, выдалбливая его в стволе осины, ольхи или берёзы. Ночью дятлы
отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла. Дятел очень полезная птица, он избавляет деревья от насекомых-короедов. За день съедает 750-900 короедов. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птичкам.
Учитель:
А ещё дятла называют – санитаром леса! Почему? Дятел выбраковывает больные, заражённые вредителями деревья. По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору. Язык у птицы покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых.
Учитель
: А о ком эта загадка? Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Клё! Клё!Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
Слайд
Учитель
: Что вы знаете о клестах? А хотите узнать?
Рассказ ученика.
Это клёст багряно-бурый, Отродясь он не был хмурым Целый день трещать готов: – Не боюсь я холодов. Д.Белоус Это своеобразная таёжная птица, размером с воробья. У клеста необычное строение клюва, как у попугая: нижняя и верхняя части изогнуты в разные стороны. Этот клюв специально приспособлен для того, чтобы добывать семена из шишек. Но крючковатость появляется только у взрослых птиц. Клесты вьют гнёзда в густых ветках на вершине ели. Гнёзда двойные, как рамы в окнах для того, чтобы в гнезде было тепло, так как клесты выводят своих птенцов в самые лютые зимние морозы. Когда на дворе очень холодно, то птенцов согревает живая печка – мама, а топливо (корм) доставляет отец. За время своего существования клесты научились очень ловко расправляться с шишками – ведь за короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек.
-Какое открытие сделал каждый из вас для себя, прослушав рассказы
р а б о т а
п р о в о д и т с я
ч т е н и я
с к а з к и .
В сказке встречаются трудные слова, мы научимся их сейчас читать. Стамеска-инструмент для работы по дереву, про-рас-тёт кривая отвёртка-инструмент ис-ко-вы-рял пробоинка - дырка про-скри-пе-ла дробь - металлические шарики про-ше-лес-те-ла топором тесали - срубили верхний слой дерева берёста - кора берёзы след простыл-исчез очень быстро
Повторное чтение сказки.
Виды чтения: по цепочке, за учителем, по абзацам, жужжащее чтение.
Вопросы после чтения.
–С чего всё началось? –С чем сравнивает клюв Дятла и свой клюв Клёст? (Со стамеской и кривыми отвёртками).
Слайд.
–Как Клёст лес сажает? –От кого спас Осину Дятел? А Берёзу? –Как помогли Дятел и Берёза Бабочке-траурнице? Синичкам, муравьям? –Пользу или вред приносит Дятел, когда выдалбливает дупла? –О каких птицах узнали? (О поползне, сыче, синичке-гаичке) –Как по ходу сказки называют Дятла? (Враг, долбонос, строитель) –Убедят ли Клеста все жители леса в том, что Дятел – друг леса? Почему вы так думаете? –Какие
открытия
сделали для себя, познакомившись со сказкой?
Ребята, а дома проведёте исследование таблицы, в которой постараетесь найти зашифрованные слова.
В
Урок построен в соответствии с ФГОС, с элементами проблемного обучения. Данный урок проведен в рамках программы "Обучение грамоте. Урок 91. Тема. Внеклассное чтение Н. Сладков. "Лесные сказки".УМК "Школа 2100"". В содержание урока включены элементы обучения первоклассников универсальным учебным действиям. Ученики вскрыли проблему, определили план действий для решения проблемы, выполнили задания, рассуждали, анализировалили и сделали выводы.
Муниципальное автономное ощеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №4
г. Искитима Новосибирской области
Тенологическая карта урока № 91
Цели. Задачи. Ресурсы.
- формируем умение формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;
-формируем умение различать парные и непарные согласные звуки;
-формируем умение анализировать текст.
- Образовательные. Познакомить учащихся с творчеством писателя Н.И. Сладкова, прививать интереса к чтению.
-Развивающие. Способствовать развитию воображения, внимания, мышления, памяти, устной речи, создавать условия для развития коммуникативных навыков, способствовать развитию читательского интереса, наблюдательности.
-Воспитательные. Способствовать развитию работать в паре, группе; воспитывать любовь к малой родине, чувства гордости за великих людей нашей Родины, эмоционально откликаться на прочитанное, способность сопереживать героям.
-Портрет, книга Н.Сладкова, иллюстрации с изображением птиц клеста и дятла, карточки с заданием, наглядный материал.
Фронтальная работа (Ф), индивидуальная работа (И), работа в парах ( П), групповая работа (Г)
Формы организации учебной деятельности
Технология проведения
Деятельность
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
I.Организационный момент.
Выполняют задания учителя, делают открытия.
ся на деятельность.
Организует учащихся на продук
ность во время урока.
Организует эмоциональный настрой учащихся.
-Наш замечательный день продолжается. На ваших столах лежат волшебные конвертики, в них вы увидите самых умных, сообразительных, самых находчивых детей. Откройте потихоньку эти конвертики. Кто же эти дети?
-С таким настроением и начнем наш урок.
I. Актуализация знаний. (4 мин)
Методы: формирования интереса к учению.
Делают предположения о теме произведения по фамилии автора.
Прогнозируют предстоящую работу.
Организует учащихся на продуктивную деятельность во время урока.
Организует актуализацию знаний.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-Сегодня на урок литературного чтения вы приготовили не букварь, а другую книгу.
--Посмотрите на портрет и прочитайте автора произведения, с которым мы сегодня знакомимся (ПОРТРЕТ СЛАДКОВА)
-Как вы думаете, какие открытия мы сделаем сегодня на уроке?
-Вам готовы совершить открытия?
-Что поможет нам в этом?
свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД).
Уметь находить ответы на вопросы , используя свой жизненный опыт.
(Познавательные УУД).
Уметь прогнозировать предстоящую работу.
(Регулятивные УУД)
Умение слушать и понимать речь других.
(Коммуникативные УУД).
II. Совместное открытие новых знаний. (19 мин)
Методы: анализ жизненной ситуации, дискуссия.
Читают текст произведения; ориентируются на страницах книги.
Организует работу с текстом произведения по технологии продуктивного чтения.
Читайте также: