Сладков лесные сказки конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экологический проект

по произведениям Н.Сладкова

Актуальность

Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. и в этом случае нам поможет художественная литература.

Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Один из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является Н.В. Сладков. произведения Николая Ивановича Сладкова отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов, можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц.

Вид проекта : краткосрочный, познавательный.

Сроки реализации : 1 неделя.

Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.

Познакомить детей с писателем -природоведом Н.Сладковым.

Формировать у детей представления о жизни лесных животных (медведь, заяц, еж) и птиц (синица, дятел, филин), насекомых (бабочка, комар, муравьи).

Обогатить словарь детей словами и выражениями по теме проекта: волков ноги кормят, насекомыши, замешкался, патока, вода просочилась, медведушко, неслух, натуралист и т.д.

Развивать у детей память и умение воспринимать литературный текст.

Вызвать у детей желание продолжать читать другие произведения Н.Сладкова.

Формировать познавательный интерес к природе через ознакомление с художественной литературой.

Ожидаемый результат :

Интерес к образу жизни лесных животных, птиц, насекомых и особенностям их поведения.

Желание продолжать знакомиться с произведениями Н.Сладкова.

Этапы :

Предварительная работа:

Изготовление буклета о Н.И.Сладкове для родителей.

Работа с родителями: организация выставки художественной литературы Н.Сладкова.

Цель – познакомить родителей с произведениями Н.Сладкова, рекомендовать данные произведения к домашнему чтению с детьми, повысить компетентность родителей в использовании художественной литературы для воспитания правильного отношения к природе.

Практический этап.

Цель – познакомить детей с писателем-природоведом Н.Сладковым, особенностями его творчества.

Цель – продолжать формировать целостное представление о среде обитания лесных животных, птиц, насекомых; закреплять навыки аппликации; сплочение детского коллектива через значимость работы каждого.

Заключительный этап. Итоговое занятие по развитию речи.

Цель – обобщить и уточнить знания детей о животных, птицах, насекомых, о которых они узнали в произведениях Н.Сладкова.

- воспитывать уважение к животному миру нашего леса, воспитывать желание читать литературу о природе.

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

II. Повторение и применение знаний

1.– Что вы можете сказать о букве С?

- Назовите фамилию писателя на эту букву. (Николай Сладков)

– О чем произведения Сладкова?

– Найдите в Букваре произведения Н. Сладкова. (работа в паре)

- В каком произведении Н. Сладкова идет спор о том, кто лесу друг?

( Проблема , надо прочитать новое произведение)

2. Работа в тетради для печатания (с. 49).

1) Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит,

Постучит – и легче.

2)Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки ворошит?

Голоском речистым, чистым,

Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом.

(Дети отгадывают загадки, открываются иллюстрации птиц, карточки со словами Клёст Дятел ).

Звуко-буквенный анализ слова КЛЁСТ.

– Сегодня мы будем работать по книге.

1) Подготовительная работа.

– Чем питаются ЭТИ ПТИЦЫ? (Клёст – семенами шишек, дятел – насекомыми.)

– Наверное, поэтому и клюв у них разный по форме. Опишите, какой клюв у каждой птицы. Интересно, о чём будет сказка? Какое открытие сделает каждый из нас?

Вопросы после чтения.

- Что нового узнали о Клесте? о Дятле?

- О чем заспорили птицы?

- Кто больше нужен лесу?

У .- Какую проблему будем решать?

Кто лесу друг, а кто лесу враг?

3) Повторное чтение сказки.

Разрешим проблему. Мальчики выступят в защиту Клеста, а девочки – в защиту Дятла. Для этого вам надо прочитать сказку, найти и подчеркнуть предложения в защиту героев. (Слабочитающие дети читают выделенные части текста)

щепки летят чешуйки отгибаю

лес рубишь семена достаю

осину исковырял лес сажаю

4) – Кто выступил в защиту Дятла?

Проведем аукцион : кто назовет всех защитников дятла.

  • Бабочки-траурницы
  • Муравьи
  • Синички длиннохвостые
  • Поползень
  • Сыч
  • Синички-Гаички

- Прочитайте, как защитили Дятла герои.

– О каких птицах узнали? (О Поползне, Сыче, Синичке-гаечке.)

– Как по ходу сказки называют Дятла? (Враг, долбонос, строитель.)

– Убедят ли Клеста все жители леса в том, что Дятел – друг леса? Почему вы так думаете?

4) Пересказ сказки по плану, записанному на доске, и ключевым словам. (или инсценировние)

Сколько частей в сказке?

Опорные слова: стамеска, кривая отвёртка, Осину спас, пробоинки в Берёзе, сок, от голода спас, Бабочка-траурница, муравей, синички, в деревьях дупла, Поползень, меньше лесных вредителей, Сыч, морозильник для мышей, Синички-Гаички, в мороз прятались, след простыл.

5) Итоговое тестирование с пультами

– С каким настроением заканчиваете урок?

– Кому захотелось прочитать другие сказки Н. Сладкова?

7) Выборочный пересказ (возможно, и чтение) по иллюстрациям.

Художник книги. Вопросы после рассматривания.

– Что вы узнали о птицах?

– Кто понравился больше? Чем?

– Какие открытия сделали для себя, познакомившись со сказкой?

- В каком произведении Н. Сладкова идет спор о том, кто лесу друг?

8) Творческое задание.

– Как вы думаете, кто защитил бы Дятла от обвинения Клеста в том, что он своей громкой песней мешает отдыхать всему лесу?

– Что мы сейчас делали?

– Что нового узнали?

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание .

ΙII. Домашнее задание (по желанию)

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока чтения.

– Какие проблемы мы решали?

– Чему новому научились?

– Над чем ещё придётся поработать?

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

– Чему научились на уроке?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– У кого после урока есть самооценка в еженедельнике?

– За что вы её получили?

Н.С.Сладков, вникая в повадки и характер животных, зовет жить в желании разгадывать загадки, чтобы встревожить воображение. В его книгах много вопросов, на которые можно ответить сразу и тех, на которые предстоит отвечать всю жизнь.


Предварительный просмотр:

- Смотрю, Дятел, на твой нос и сравниваю со своим, - сказал Клёст. – Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвёртки. И все-таки мой кривой получше твоего прямого будет.

- И чего в нем, кривом, хорошего? – отвернулся дятел. – А из-под моего, прямого, только щепки летят!

- В этом-то и беда! – воскликнул Клёст. – Ты стамеской своей деревья портишь, а я отверткой кривой всего лишь чешуйки на шишках отгибаю, семена достаю. Глядишь, одно-другое семечко уроню, - оно и прорастет. Выходит, я лес сажаю, а ты – враг. И все из-за твоего прямого носа!

Дятел от обиды даже долбить перестал.

- Полюбуйся-ка на свои труды! – не унимается Клёст. – Осину исковырял словно её топором тесали.

- Осина больная была. Я ее от сверлильщиков и точильщиков разных спасал. Этим вот самым носом.

- Спасибо, Дятел, - проскрипела Осина. – От смерти спас – совсем засыхала.

Клёст от удивления клюв свой кривой разинул.

- Но он, долбонос, и здоровые деревья калечит! Вон как Берёзу изрешетил – словно дробью прострелянная. Вся берёза в слезах.

- Не слезы это, - прошелестела Берёза. – Просто капельки сока выступили из пробоин. Пробоинки заплывут, я и думать о них забуду.

- А я не забуду! – пискнула Бабочка-траурница. – Капельки эти весной от голода меня спасли. Спасибо, Береза!

- Спасибо, Дятел, - замахали усиками муравьи. – Целебный берёзовый сок нам силы вернул – очень мы за зиму отощали.

- Спасибо, Берёза и Дятел, - запищали синички белощёкие, долгохвостые и хохлатые. - Славно мы сладким соком поугощались!

Все кричали, пищали, свистели. Только Дятел смотрел на Клеста и молчал.

А Клёст не хотел молчать, так и вертел своим кривым носом.

- Ты, - кричит, - глубокие дупла в деревьях выдалбливаешь! А сколько вас, дятлов, в лесу? Каждый по дуплу – и весь лес дырявый. Я, значит сажаю, а вы дырявите!

- Чем больше дупел в лесу, - крикнул Поползень, - тем больше нас, дуплогнёздников! А чем больше нас – тем меньше лесных вредителей – тем лесу лучше! А чем лучше лесу – тем лучше всем! И тебе, Клёст, тоже!

- Слыхал? – повернулся Дятел к Клесту.

Клёст только крылышками развел.

- У-го-годил Дятел и мне! – выкрикнул Сыч. – В дуплах у меня морозильники. Мышей и полёвок зимой замораживаю. Про запас. А от них лесу вред.

- Слыхал? – снова Дятел Клеста спросил.

Тут Синичка-Гаичка пищит:

- Гай, гай, где бы мы, пичужки, в мороз и вьюгу зимой прятались, где бы зимнюю ночь коротали? Спасибо ему, строителю-долбоносу!

- Слыхал? - повернулся Дятел к клесту.

А того уже и след простыл.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


фрагмент урока обучения грамоте (литературное чтение)

публикую фрагмент урока, на котором показываю, как организовать работу в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе.

Календарно - тематическое планирование по программе "Школа России".


Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с], [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи.


План-конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе. Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. ФГОС. УМК "Школа России" автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская

Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся ссогласными звуками [т], [ т\'] , буквами Т,т, развития речи.Тип урока: решение учебной з.


Обучение грамоте. Внеклассное чтение. "День героев Отечества".

Внеклассное чтение для обучающихся 1 класса, посвящённое Дню героев Отечества. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности у обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;

регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Автор: Кондратьева Марина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок внеклассного чтения в 1 классе "Н.Сладков "Лесные сказки"
Раздел: начальное образование

Урок внеклассного чтения в 1 классе.

Учитель Кондратьева Марина Валерьевна

I. Оргмомент
. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои!
II.Актуализация знаний.
–Куда же мы отправимся сегодня в путешествие? (В лес.) А вот кого мы встретим в лесу, вы узнаете, отгадав загадку. А кого в лесу недаром Называют санитаром? О себе загадку нам Загадать он хочет сам: – По деревьям я скачу, Проверяю их, лечу. Клювом я стучу: тук-тук. Где тут, где тут вредный жук? От меня спастись не пробуй, У меня язык особый. У меня на нём крючки. (Дятел) – Что вы знаете про дятла?
Слайд

ученика.
Дятел имеет пёструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими когтями, хвост похожий на клинышек который служит опорой. Клюв у дятла прямой, крепкий и острый. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Гнездо самец и самка делают совместно, выдалбливая его в стволе осины, ольхи или берёзы. Ночью дятлы
отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла. Дятел очень полезная птица, он избавляет деревья от насекомых-короедов. За день съедает 750-900 короедов. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птичкам.
Учитель:
А ещё дятла называют – санитаром леса! Почему? Дятел выбраковывает больные, заражённые вредителями деревья. По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору. Язык у птицы покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых.
Учитель
: А о ком эта загадка? Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Клё! Клё!Клё! – поёт со свистом. (Клёст)
Слайд

Учитель
: Что вы знаете о клестах? А хотите узнать?
Рассказ ученика.
Это клёст багряно-бурый, Отродясь он не был хмурым Целый день трещать готов: – Не боюсь я холодов. Д.Белоус Это своеобразная таёжная птица, размером с воробья. У клеста необычное строение клюва, как у попугая: нижняя и верхняя части изогнуты в разные стороны. Этот клюв специально приспособлен для того, чтобы добывать семена из шишек. Но крючковатость появляется только у взрослых птиц. Клесты вьют гнёзда в густых ветках на вершине ели. Гнёзда двойные, как рамы в окнах для того, чтобы в гнезде было тепло, так как клесты выводят своих птенцов в самые лютые зимние морозы. Когда на дворе очень холодно, то птенцов согревает живая печка – мама, а топливо (корм) доставляет отец. За время своего существования клесты научились очень ловко расправляться с шишками – ведь за короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек.
-Какое открытие сделал каждый из вас для себя, прослушав рассказы

р а б о т а

п р о в о д и т с я

ч т е н и я

с к а з к и .
В сказке встречаются трудные слова, мы научимся их сейчас читать. Стамеска-инструмент для работы по дереву, про-рас-тёт кривая отвёртка-инструмент ис-ко-вы-рял пробоинка - дырка про-скри-пе-ла дробь - металлические шарики про-ше-лес-те-ла топором тесали - срубили верхний слой дерева берёста - кора берёзы след простыл-исчез очень быстро
Повторное чтение сказки.
Виды чтения: по цепочке, за учителем, по абзацам, жужжащее чтение.
Вопросы после чтения.
–С чего всё началось? –С чем сравнивает клюв Дятла и свой клюв Клёст? (Со стамеской и кривыми отвёртками).
Слайд.
–Как Клёст лес сажает? –От кого спас Осину Дятел? А Берёзу? –Как помогли Дятел и Берёза Бабочке-траурнице? Синичкам, муравьям? –Пользу или вред приносит Дятел, когда выдалбливает дупла? –О каких птицах узнали? (О поползне, сыче, синичке-гаичке) –Как по ходу сказки называют Дятла? (Враг, долбонос, строитель) –Убедят ли Клеста все жители леса в том, что Дятел – друг леса? Почему вы так думаете? –Какие
открытия
сделали для себя, познакомившись со сказкой?
Ребята, а дома проведёте исследование таблицы, в которой постараетесь найти зашифрованные слова.
В

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с ФГОС, с элементами проблемного обучения. Данный урок проведен в рамках программы "Обучение грамоте. Урок 91. Тема. Внеклассное чтение Н. Сладков. "Лесные сказки".УМК "Школа 2100"". В содержание урока включены элементы обучения первоклассников универсальным учебным действиям. Ученики вскрыли проблему, определили план действий для решения проблемы, выполнили задания, рассуждали, анализировалили и сделали выводы.


Муниципальное автономное ощеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №4

г. Искитима Новосибирской области

Тенологическая карта урока № 91


Цели. Задачи. Ресурсы.

- формируем умение формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;

-формируем умение различать парные и непарные согласные звуки;

-формируем умение анализировать текст.

- Образовательные. Познакомить учащихся с творчеством писателя Н.И. Сладкова, прививать интереса к чтению.

-Развивающие. Способствовать развитию воображения, внимания, мышления, памяти, устной речи, создавать условия для развития коммуникативных навыков, способствовать развитию читательского интереса, наблюдательности.

-Воспитательные. Способствовать развитию работать в паре, группе; воспитывать любовь к малой родине, чувства гордости за великих людей нашей Родины, эмоционально откликаться на прочитанное, способность сопереживать героям.

-Портрет, книга Н.Сладкова, иллюстрации с изображением птиц клеста и дятла, карточки с заданием, наглядный материал.

Фронтальная работа (Ф), индивидуальная работа (И), работа в парах ( П), групповая работа (Г)

Формы организации учебной деятельности

Технология проведения

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I.Организационный момент.

Выполняют задания учителя, делают открытия.

ся на деятельность.

Организует учащихся на продук

ность во время урока.

Организует эмоциональный настрой учащихся.

-Наш замечательный день продолжается. На ваших столах лежат волшебные конвертики, в них вы увидите самых умных, сообразительных, самых находчивых детей. Откройте потихоньку эти конвертики. Кто же эти дети?

-С таким настроением и начнем наш урок.

I. Актуализация знаний. (4 мин)

Методы: формирования интереса к учению.

Делают предположения о теме произведения по фамилии автора.

Прогнозируют предстоящую работу.

Организует учащихся на продуктивную деятельность во время урока.

Организует актуализацию знаний.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Сегодня на урок литературного чтения вы приготовили не букварь, а другую книгу.

--Посмотрите на портрет и прочитайте автора произведения, с которым мы сегодня знакомимся (ПОРТРЕТ СЛАДКОВА)

-Как вы думаете, какие открытия мы сделаем сегодня на уроке?

-Вам готовы совершить открытия?

-Что поможет нам в этом?

свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД).

Уметь находить ответы на вопросы , используя свой жизненный опыт.

(Познавательные УУД).

Уметь прогнозировать предстоящую работу.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД).

II. Совместное открытие новых знаний. (19 мин)

Методы: анализ жизненной ситуации, дискуссия.

Читают текст произведения; ориентируются на страницах книги.

Организует работу с текстом произведения по технологии продуктивного чтения.

Читайте также: