Сказочные образы в музыке 2 класс презентация и конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки во 2 классе по теме

Цель: учить анализировать музыкальное произведение, определяя характер звучания и средства музыкальной выразительности.

– учить внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, определять характер звучания, движение мелодии, темп и громкость музыкального произведения;

– учить петь в унисон в ансамбле, понимать основные дирижерские жесты;

– развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

– развивать певческие навыки и ритмическое чувство в процессе вокально-хоровой работы;

– обогащать словарный запас учащихся;

– воспитывать любовь к музыке России, потребность в общении с искусством.

I . – Ребята, наш урок посвящен сказочным образам в музыке русских композиторов. Слушая музыку и размышляя о ней, мы будем определять характер, движение мелодии, темп и громкость. А для чего всё это нужно, вы должны будете сами ответить в конце урока.

Вы уже знаете, что в основном вся композиторская музыка берет свое начало в музыке народной. Но не только на темы народных танцев и песен пишут композиторы музыку. Сюжеты они берут и из устного народного творчества. Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

(Загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины)

– Как вы думаете, у разных народов мира герои сказок одни и те же?

(Нет, у каждого народа свои сказочные герои)

– Каких сказочных героев норвежских сказок вы знаете?

– А в сказках народа востока?

(Джины, звездочёты, султаны, падишахи)

– А в русских народных сказках кто главные герои?

(Кащей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч, Василиса Прекрасная, Колобок…..)

– Представьте, что вдруг вы встретили Бабу-Ягу, расскажите, какой её себе представляете?

(Злая, бессердечная, страшная, летает в ступе или на метле, живет в избушке на курьих ножках)

Пьесу начинают несколько сильных, резких ударов (исполнение фрагмента на фортепиано), это Баба-Яга сердито стучит своей клюкой.

Вдруг, она села в ступу и с шумом и свистом полетела над горами и лесами (исполнение фрагмента на фортепиано). Мы даже слышим, как Баба-Яга поёт своим грубым голосом какую-то странную песню, пугая лесных жителей (исполнение фрагмента на фортепиано).

И вот ступа вихрем проносится над нами и улетает куда-то вдаль.

Сейчас мы послушаем фрагмент этого произведения в исполнении симфонического оркестра.

Вы должны слушать внимательно, а когда музыка закончится, ответить, какой у неё характер, и какие средства музыкальной выразительности Мусоргский использовал, чтобы передать образ этой страшной колдуньи.

Поможет вам в этом доска-подсказка.

(Музыка колючая, грубая, тяжелая, тревожная;

мелодия отрывистая, скачкообразная;

темп быстрый, стремительный; звучание – громкое)

– Молодцы, значит, чтобы передать образ Бабы-Яги Мусоргскому понадобились именно такие музыкальные краски.

Слышен грохот, слышен вой,

Не боимся мы с тобой.

Кто шумит, кто там грохочет,

Кто попасть к нам в школу хочет?

То не снег и не пурга: Бабка древняя Яга

(В кабинет вбегает девочка, переодетая в костюм Бабы Яги и поет свою партию):

Бабушка, а вам кого?

– В ступе глубоко сижу я,

Как рулём, метлой вожу я.

Нужен мне директор школы!

– Что за бабкины приколы?

Съесть его, ты, что ли, хочешь?

Иль нам голову морочишь?

– Я директора не съем,

Я не грамотна совсем,

Буквы я хочу узнать,

Научиться чтоб читать,

Знать, что делается в мире

И что дважды два - четыре.

Чтоб в лесу всех удивить,

Надо грамотною быть.

– Бабушка, мы сейчас не можем отвести тебя к директору, у нас идёт урок. А ты побудь с нами до звонка и на перемене мы подумаем, как можно тебе помочь.

– Ребята, такой вы представляли себе Бабу-Ягу, слушая пьесу Мусорского?

(Музыка сначала злая, потом добрая, приветливая, мелодия плавная, темп медленный, звучание сначала громкое ( f ), потом тихое (р)).

Ирина Агапова использовала те же музыкальные краски, что и Модест Петрович?

Значит, музыка может по-разному представлять один и тот же сказочный образ.

II . Работа над музыкально-ритмическими движениями.

III . Представьте, в глухом, дремучем лесу стоит избушка на курьих ножках. У Бабы-Яги День рождения. Пригласила она к себе гостей – всю лесную нечисть. С самого утра Яга с подругами пекли большой яблочный пирог. Но вот пирог готов, а гостей всё нет и нет. Что же случилось?

Оказывается, пошел сильный дождь и гости с трудом пробирались сквозь заросли.

И вот измученные, грязные, мокрые, наконец-то, подошли они к жилищу Бабы-Яги. Она обрадовалась гостям и запела:

Баба-Яга успокаивает: «Это, гости, не беда

Заходите в ворота.

Поднимайтесь на порог

(Игривый, озорной, смешной)

Мы разучим песню русского современного композитора (он сейчас живет в Москве) Г. Гладкова про доброго, сказочного волшебника, который очень любит детей и может на время переместить их в красивую, добрую сказку.

– Ребята, на протяжении всего урока мы обращались к нашей доске-подсказке. С музыкой каких композиторов мы познакомились? Чему же мы постарались учиться? Для чего нам всё это нужно знать?

Послушайте дома, пожалуйста, небольшое музыкальное произведение со сказочным названием, определите его характер, средства музыкальной выразительности и запишите в тетради по музыке. Не забудьте написать название произведения.

Загрузить презентацию (850 кБ)

Цель урока: закрепление знаний о сказочных героях в музыке (на примере детских песен); формирование знаний о сказочных образах в музыке (на примере произведения П.И. Чайковского “Щелкунчик”).

а) закрепить знания о сказочных героях на примере детских песен; формировать знания о сказочных образах на примере произведения П. И. Чайковского “Щелкунчик”;
б) развивать вокально-хоровые навыки выразительного пения, корригировать слуховое восприятие;
в) воспитывать эстетические чувства.

– вокально-хоровые упражнения: “Котенок”, “Вновь солнышко смеется”, “Заяц Егорка”;

– “Неприятность эту мы переживем” – муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта;

– “Песня друзей” – из м/ф “Бременские музыканты”, муз. Г. Гладкова, сл.Ю. Энтина;

– “В гостях у сказки” – муз. Е.Птичкина;

– Марш. Из балета “Щелкунчик”. Музыка П. И. Чайковского;

– Марш деревянных солдатиков. Из “Детского альбома”. Музыка П. И. Чайковского;

– видеосюжет балета “Щелкунчик”.

– портрет П. И. Чайковского;

– наглядные пособия (изображения сказочных героев);

– дидактический материал для игры.

Ход урока

Организационный этап урока (слайд 1).

Уч.– Здравствуйте, ребята, рада видеть вас!

Об.– Здравствуйте, учитель, добрый день, наш класс!

Исполняются вокально-хоровые упражнения:

а) “Котенок” – на напевное протяжное звучание (слайд 2, рисунок 1);


Рисунок 1. “Котенок”

б) “Вновь солнышко смеется” – на пение слигованных звуков, на легкость звучания (слайд 3, рисунок 2);


Рисунок 2. “Вновь солнышко смеется”

в) “Заяц Егорка”– на развитие четкости дикции (слайд 4, рисунок 3).


Рисунок 3. “Заяц Егорка”

Уч. – Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в гости к сказочным персонажам. Ведь вы любите сказки? (ответы обучающихся)

Уч. – Назовите своих любимых сказочных героев. (ответы обучающихся)

Уч. – Но на музыкальных занятиях сказки необычны, так как их герои говорят на музыкальном языке – они поют или играют на музыкальных инструментах.

Включается инструментальная фонограмма “В гостях у сказки” (приложение 2).

Уч. (на фоне музыки): Вспомните, как называется эта сказка: давным-давно на белом свете жили глупые короли и прекрасные принцессы, страшные лесные разбойники и веселые бродячие артисты – Трубадуры. Трубадуры бродили по дорогам, пели песни и устраивали представления, которые народ очень любил. Однажды утром на дороге, ведущей в королевский замок, появился осел, запряженный в ярко окрашенную повозку. В повозке сидел веселый Трубадур, вместе с ним ехали его верные друзья: пес, кот и петух. Все они – и пес, и кот, и петух и даже осел были бродячими артистами.

– вы узнали эту сказку? (ответы обучающихся)

Уч. – Давайте и мы с вами споем эту песню

Словесная оценка исполнения.

Уч. – Как мы видим, героями музыкальных сказок бывают и люди, и животные. А какую песню исполнял этот сказочный герой?

Показывается изображение кота Леопольда (слайд 5)

Обучающиеся называют песни: “Если добрый ты”, “Неприятность эту мы переживем”

Уч. – Давайте исполним песню “Неприятность эту мы переживем”, а солистами будут (выбираются из наиболее чисто поющих воспитанников (приложение 5)

Словесная оценка исполнения

Уч. – Но музыка может рассказывать сказки и без слов – только звуками. И на прошлом уроке мы познакомились с таким произведением. Это “Баба-Яга” композитора П. И. Чайковского. Вспомните, какую Бабу-Ягу изобразил композитор? (ответы обучающихся)

– А как рассказывает музыка о Бабе-Яге? (ответы обучающихся с помощью учителя)

Словесная оценка наиболее правильно ответивших воспитанников.

Уч. – И, прежде чем мы будем дальше знакомиться со сказочными героями в музыке П. И. Чайковского, мы с вами немного отдохнем.

Физминутка. Ритмическая разминка (музыкальное сопровождение “Марш деревянных солдатиков” (приложение 1.)

– хлопки на счет: 1-2-3-4, 1-2-3-4

– повороты головы: на 1-2– направо,

на 3-4 – прямо,
на 1-2– налево,
на 3-4– прямо

– маршевый шаг: на 1-2-3-4, 1-2-3-4

– прыжки (руки на пояс): на 1-2-3-4, 1-2-3-4

Этап изучения нового

Уч. – П. И. Чайковский написал много произведений для детей. И сегодня мы познакомимся еще с одним его таким произведением – балетом “Щелкунчик”, в основе которого лежит сказка немецкого писателя Э. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. Послушайте загадку и постарайтесь отгадать, о ком идет речь?

“Сначала жил я в сказке, что Гофман написал.
Затем стал музыкальным – уже в балет попал.
Среди других игрушек я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден, огромный рот, мундир…
И для забавы ради колол орехи я.
Врагами были мыши – солдатики друзья”.

Уч. – А как это все показано в балете? Балет начинается новогоднего праздника в доме, где живет девочка Маша. К ней на праздник пришло много друзей и все они веселятся возле елки.

– этот марш похож на обычную маршевую музыку: в нем четкий ритм, слышна барабанная дробь. Вместе с тем этот марш имеет отличие: он детский, шутливый, легкий, сказочный. Композитор использует высокие звуки – как будто звучат звонкие детские голоса. Музыка звучит задорно, она полна счастья и веселья. Посмотрите фрагмент этого праздника.

Включается видеозапись балета “Щелкунчик” .

Уч. – Какой марш по характеру? (ответы)

– Почему этот марш считают сказочным и детским? (ответы)

Уч. – А сейчас мы с вами проведем игру – соревнование. Разделимся на две команды: команда “Бабы-Яги” и команда “Щелкунчика”. Каждой команде нужно выбрать из предложенных вариантов те, которые относятся к названию вашего произведения.

Уч. – Итак, подведем итоги игры. Проверим правильность выбранных вариантов.

Поздравление победившей команде

– сегодня мы с вами говорили о сказочных сюжетах в музыке. Назовите музыкальные сказки, которые вы запомнили (ответы)

– Всегда ли музыкальные сказки бывают со словами? (ответы)

Словесная оценка обучающихся

– В конце нашего урока я хочу вам сказать, что любовь к музыке превращает нас в прекрасных принцев и принцесс, которые слышат и любят сказочную красоту окружающих нас звуков. Наш урок закончен, всем спасибо, до свидания.

Выход под музыку “Песня друзей” (инструментальная фонограмма (приложение 4).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Ввести детей в мир сказочных образов.

1.Дать понятие о сказочных существах в произведениях Э. Грига: троллях, гномах.

2.Развивать творческое воображение детей, их фантазию, умение высказывать своё мнение о музыкальных впечатлениях.

3.Прививать любовь и интерес к музыке зарубежных и русских композиторов - классиков.

4.Вспомнить понятия о темпе, динамике, раскрыть значения – форте, - пиано, - крещендо.

5.Развивать творческие способности.

6.Уметь анализировать музыкальные произведения.

7.Развивать вокально-хоровые навыки.

8.Расширять музыкальный кругозор.

Музыкальный материал

Наглядный материал

1.Портрет Эдварда Грига, П. И. Чайковского

3) учебник 2 класс по музыке Г. С. Ригина, стр. 13,14

4) рабочая тетрадь к учебнику музыки 2 класс

4.Игровой прием: Уши – назад Г. Струве (улучшает певческое интонирование, лучше слышат пение других ребят, сидящих сзади)

Эдвард Григ (карлики, тролли, горные духи)

Слова: алчность, тролли (жадные люди, стремятся за богатством, наживой)

Балет, па – де – де, - вдвоем

Кордебалет, танцор па – шаг, по – де – катр – танец вчетвером, па – де – труа – танец втроем.

Оборудование:

Реквизиты для импровизации (корона, зеркальце)

этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

выражение в музыкальном исполнительстве (в т.ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок;

выполнять действия в устной форме.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

различать условные обозначения;

сравнивать разные части музыкального текста.

Коммуникативные

использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления о музыке;

принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений.

эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;

эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;

определять жанровые разновидности;

соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (с природой);

воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;

воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.

Музыкальное приветствие! Дорогие гости! Дети – Здравствуйте!

Вступительное слово учителя: беседа – рассказ

У: Ребята, сегодня мы с вами продолжим удивительное путешествие в мир музыки и сказки, где ждут вас удивительные встречи

Итак, наше путешествие начинается:

- слайд природа Норвегии

У: Норвегия – это страна диких скал, густых лесов. Издавна Норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, троллями, эльфами, и сочинил множество прекрасных сказок. Григ любил природу и сказки, любил мечтать и фантазировать. Однажды, когда Григ был маленьким, он отправился на прогулку с отцом. Дорога шла вдоль ущелья. Вдруг Эдвард остановился у сосны, выглядывающей из глубины ущелья. Сосна вросла прямо в трещину камня. Мальчик долго смотрел на сосну. Потом повернулся к отцу и спросил:

У: - Ребята, а вы знаете кто такие гномы?

В европейской средневековой мифологии гномы, существа которые обитают в горах, пещерах, под землей, их называют еще гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металл. В общем - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности (злобы), потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, если встретят человека, начинают пугать его громким криком. Они похожи на людей. Только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Ростом с ребенка, а наделены огромной силой. Носят длинные бороды и живут гораздо дольше людей. Они очень обидчивы, капризны. В недрах земли они хранят сокровища – драгоценные камни и металлы.

Слушание: - У: (просмотр ф-та фильма)

У: - Давайте, мы с вами представим, что приникли в эту пещеру.

- Во время слушания понаблюдайте, как развивается музыка?

Задание: 1 ряд – как будет меняться динамика в музыке? (крещендо) (динамика – сила музыки)

2 ряд – как будет меняться темп? (ускорение темпа) (темп – скорость движения)

3 ряд – как будет меняться характер в музыке? (взволнов)

- Обратить внимание, что означает термин – крещендо.

У: - Как вы думаете, для чего композитор использует крещендо?

Д: - Музыка становиться взволнованнее, страшнее, напряженнее.

4. У: - А где мы с вами уже встречались с маленькими гномиками?

У: - Встанем и попробуем ее исполнить с движениями, а мне поможет в этом Аяна.

5. Какая сказка вам знакома, где встречаются еще маленькие гномы?

Слушание и просмотр фрагмента этой сказки.

У: - Понравилась? Мы с вами с этой сказкой не прощаемся.

(читаю со слайда текст, как читает учитель)

- Обратите внимание, что мы сейчас должны с вами исполнить? - Импровизацию.

6. У: - Что называется импровизацией?

Д: - Сочинение на ходу.

У: - Нам нужно выбрать исполнителей на роли Королевы и Зеркальца.

- Нужно будет изобразить с помощью вашей музыки этих героев. Спеть за Королеву и Зеркальца – свою мелодию (героям корону и зеркальце) – реквизит.

- Кто еще попробует эти роли со своей импровизацией? Молодцы, замечательно.

У: - На какую сказку сильно похожа?

У: - Действительно, на либретто А.С. Пушкина, а музыку к этой сказке написал Н. А. Римский – Корсаков. С какой сказкой композитора Римского-Корсакова мы уже познакомились?

7. У: - Ребята, а вам знаком этот композитор?

Д: - Петр Ильич Чайковский.

У: - Какие произведения он создал? Назовите.

Слово балет означает танец. Что самое главное в балете – это союз танца и музыки. Каждая форма танца имеет определенное название в балете. Например, па-де-де, то есть танец вдвоем.

- А кто знает, как называют партнера балерины? – Д: Танцор. А либретто – этого балета - таково …

- А вы знаете, что лебеди – это девушки, которые были заколдованы злыми чарами.

Одетта, добрая фея.

Придумай подходящее движение к музыке. А для начала послушайте стихотворение:

Все дети знают эти па

Их нам поставил Петипа

па-па-па-па = 2 раза

Вот Лёля песенку поет

И быстрой ножкой ножку бъет

Торчит толпа от этих па.

Известно всем, что в сфере сей

Мы выше уток и гусей

Мы впереди планеты всей!

Пусть это дети подтвердят,

Недаром танец лебедят.

ИТОГ: Музыка обладает волшебной силой. Она вдохновляет человека на хорошие поступки, учит любить и понимать природу, ценить человеческие отношения, бороться со злом, верить в добро и чудеса.

У: - Какой силой обладает музыка в произведениях Э.Грига?

Д: - Волшебной, страшной, настороженной.

У: - Музыка помогает почувствовать, как добро побеждает зло, спомощью динамики (сила музыки).

У: - Вспомните законы сказок.

Д: - отвечают дети.

Вот и подошел к концу наше сказочное путешествие. Ну, а когда люди прощаются, им становится немножко грустно.

У: - Молодцы. С помощью мелодии, динамики, текста мы увидели осень – серые холодные тучи вдаль спешат, печальный листопад, вечерами долгими дождик моросит, птицы в стаи собираются и летят на юг.

У: - домашнее задание, рисунок про гномов и троллей.

У: - Всем спасибо! – До свидания!

Д: отвечают на прощание учителя (молча кивком головы).

Самоанализ урока музыки

Цель урока была достигнута, путем реализации следующих задач: развитие музыкального восприятия, внимания, наблюдательности учащихся при прослушивании музыки:

Развитие творческих способностей, на примере импровизаций.

Развитие чувства ритма, координации движения в соответствии с заданной музыки.

Развитие памяти, вокально-хоровых певческих навыков при исполнении песни.

Воспитание чувств любви, к музыке своего народа и к музыке других стран (Норвегии).

Педагогический аспект урока обеспечен соответствием содержания урока требованиям программы, комплектностью цели и задач обучения, воспитания и развития, логической связи между новым и ранее изученным учебным материалом, доступностью учебной информации.

Результат урока – были использованы различные методы, средства и приемы обучения, групповые, индивидуальные формы работы, что обеспечило достижений.

Умение использовать полученные знания способствовало развитию устойчивого интереса к обучению урокам музыки, музыкальному искусству в целом.

Психологический режим поддерживался доброжелательным отношением учителя и учащимися.

В итоге, благодаря активному сочетанию методов, приемов, форм работы с соблюдением принципов обучения, цели урока были достигнуты. Материал урока усвоен продуктивно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект урока с использованием ИКТ для 2 класса предназначен для реализации в конце 1 - начале 2 четверти учебной параллели. Тема урока: "Сказочные образы в музыке" (раздел учебника: "День, полный событий").

Комплект включает: презентацию (ppt*), методический курсор темы урока (doc*), папку с тремя звуковыми файлами (mp3) из музыкальных произведений П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева, предназначенных для аудиопрактикума и сравнительного анализа. Тематический комплект предусматривает возможность гибкой корректировки и варьирования учителем-предметником материала в соответствии с индивидуальными особенностями собственной рабочей программы, стилями и формами методики обучения.

2 класс. Урок №8

Методико-тематический курсор темы урока.

В пьесах П. Чайковского звучит песенное, задушевное высказывание простого человеческого сердца, призыв к общению. От мелодии исходят все прекрасные качества его музыки: интонации ласки, сочувствия, сострадания, дружеской поддержки, ясность и выразительность мысли, эмоциональная насыщенность образов, точность формы.

У С. Прокофьева — свобода, раскованность, своеобразный восторг, охватывающий ребенка на природе. Герой его музыкального альбома — само движение, он так похож на самого Сережу Прокофьева.


ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА!

ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА!

УРОК № 8 ТЕМА УРОКА: СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ

УРОК № 8

ТЕМА УРОКА:

СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ

В МУЗЫКЕ

СЛОВАРЬ УРОКА: МЕЛОДИЯ АККОМПАНЕМЕНТ ВСТУПЛЕНИЕ РИТМ ТЕМП ДИНАМИКА РЕГИСТРЫ

СЛОВАРЬ УРОКА:

МЕЛОДИЯ

АККОМПАНЕМЕНТ

ВСТУПЛЕНИЕ

РИТМ ТЕМП ДИНАМИКА РЕГИСТРЫ

СЛУШАЕМ НА УРОКЕ:

П.И.Чайковский

С.С.Прокофьев

Мои дорогие ребятки! Здравствуйте! Я - Кот-Воркот, старый друг вашей Музы. Она пригласила меня на ваш урок. … зачем пригласила? Ответ прост: я - образованный, много читаю, знаю уйму сказок. Именно им и посвящён этот урок.

Мои дорогие ребятки! Здравствуйте! Я - Кот-Воркот, старый друг вашей Музы. Она пригласила меня на ваш урок. … зачем пригласила? Ответ прост: я - образованный, много читаю, знаю уйму сказок. Именно им и посвящён этот урок.

Первые две музыкальные сказки, которые вам расскажет РАССКАЗОЧКА, сочинены на музыку русского композитора, имя которого знают все. Посмотрите на его портрет и скажите, как его зовут.

Первые две музыкальные сказки, которые вам расскажет РАССКАЗОЧКА, сочинены на музыку русского композитора, имя которого знают все. Посмотрите на его портрет и скажите, как его зовут.

ПРАВИЛЬНО! ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

ПРАВИЛЬНО!

БАБА ЯГА

БАБА ЯГА

Читайте также: