Сказки о животных 4 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 436 1

Урок литературного слушания

формировать понятие” сказка”, умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), тему и жанр, понятие о дружбе, уме, глупости;

воспитывать доброе отношение к сказкам, к сказочным героям;

учить объяснять поступки героев и свое отношение к ним;

учить составлять схематичный план и пересказывать по плану;

работать с текстом произведения.

Организационный момент

Постановка темы урока

Первичное восприятие произведения

Учитель: Послушайте текст.

Дети слушают произведение, книги закрыты.

- Понравилось ли вам произведение?

У. Что вам понравилось?

У. Что вам не понравилось?

Д. Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца.

- Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.

- Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.

У. Когда вам было весело?

Д. Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.

У. Когда вам было грустно?

Д. Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.

Упражнения в моделировании

У. Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала?

У. Почему вы так решили? Докажите.

Д. Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.

У. Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.

У всех ребят на партах лежат листочки (модели), на которых они рисуют круг простым карандашом.

У. Подумайте, о ком, сказка, которую мы сегодня читали?

Д. О животных.

У. Правильно. Покажите это на своих моделях.

Дети закрашивают круг коричневым карандашом.

А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал?

Д. Владимир Григорьевич Сутеев.

У. Какая это сказка: народная или авторская?

Д. Эту сказку написал Сутеев, значит, сказка авторская, или литературная.

Дети чертят прямоугольник в верхней части модели и закрашивают красным карандашом, потом пишут фамилию автора.

- Сравните с моей моделью.

Учитель показывает заранее заготовленную модель.

- Ребята, что вы знаете об этом человеке, писателе, авторе?

Д. Сутеев рисовал картинки к детским книжкам.

- Писал сценарии к мультфильмам.

- Еще у Сутеева был один секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

- Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

У. С какими произведениями этого автора вы уже встречались?

У. Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?

У. А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями?

У. Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в тоже время очень просто и ласково?

Д. Да. Нам очень понравилось.

Дети чертят прямоугольник внизу модели и закрашивают синим карандашом, пишут название произведения.

- Сравните с моей моделью.

Ребята назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.

Работа с текстом

У. Кто главный герой в сказке?

Д. Дядя Миша.

У. Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это.

Учитель проделывает тоже самое на доске.

- С чего начинается сказка? Прочитайте.

Дети читают начало сказки, где Медведь встречается с Зайцем.

- Покажите на модели.

Дети показывают.

- Почему использовали двустороннюю стрелку?

Д. Потому что Медведь разговаривает с Зайцем, Заяц разговаривает с Медведем.

У. Как это явление называется в литературе, в русском языке?

У. Что такое диалог?

Д. Это разговор двух или нескольких лиц.

У. Что делал Заяц?

Д. Морковку дергал.

У. Покажите на модели.

ети рисуют морковку.

- О чем просил Зайца Медведь? Прочитайте.

Д. «Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, - задумчиво сказал Медведь, - в запас на зиму…

У. Как Медведь дергал морковь? Прочитайте.

У. Что было дальше?

Д. Дядя Миша встречается с ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.

У. Покажите на модели.

На доске висят условные обозначения.

У. Набрал ли дядя Миша с Ёжиком грибов?

У. Как он относится к делу? Прочитайте.

У. Кто потом позвал Медведя?

У. Покажите на модели.

- Как Медведь собирал орехи? Прочитайте.

У. С кем произошла встреча дальше?

У. Куда Кот позвал Медведя?

Д. На рыбалку.

У. Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?

У. Покажи на модели.

Дети показывают.

- Кто встретился потом?

У. Что предложила Лиса Медведю? Прочитайте.

Д. Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.

Дети читают.

- Покажите на своих моделях.

Дети рисуют яйцо, так как им еще трудно нарисовать курочку или утку.

- О каком еще герое говорится в сказке?

Д. О Мышонке.

У.Покажите на модели.

- Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.

У. А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?

Д. Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.

У. Ребята на ваших глазах рождается еще одна книжечка, где каждая страничка – это ваша работа.

Учитель собирает модели и степлером сшивает их, обложка для книжки подготовлена заранее.

Д. Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.

- Друзья всегда помогут тебе в трудную минуту.

Физкультминутка

Ребята превращаются в героев сказки.

Учитель задает вопросы, а ребята показывают, как скачет, прыгает Зайчик, как ходит Медведь, как Медведь дергал морковку, как прыгает Белочка; показывают хитрые глазки лисы и т.д.

Работа с текстом (продолжение)

Учитель показывает ребятам полоску с вопросом, дети читают молча, поднимают руку и отвечают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал?

У. Морковку дергал?

Д. С Зайцем.

У. Кур таскал?

У. Грибы собирал?

Д. С Ёжиком.

У. Орехи рвал?

Д. С Белочкой.

Выявление читательского опыта

У. Как называется сказка, с которой мы сегодня работали?

У. Чему учит эта сказка?

Д. Сказка учит трудиться, помогать своим друзьям и тем, кто нуждается в твоей помощи.

- Учит доводить дело до конца и только потом браться за другое дело.

У. На какую сказку очень похожа наша сказка?

У. Почему вы так считаете?

Д. Старуха тоже очень много хотела, а осталась у разбитого корыта, как и наш дядя Миша, который всю зиму будет сосать лапу, так как ничего не смог собрать, приготовить себе на зиму, хотя брался за все.

У. Какие вы можете вспомнить пословицы, которые точно отражают основную мысль нашей сказки?

Д. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Делу время, а потехе – час.

- Кончил дело – гуляй смело.

- Какова работа, такова и награда.

Рекомендации по работе с книгой

У. Ребята, расскажите эту сказку дома своим родным от имени дяди Миши.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Сказки о животных.

Восстановить события обеих сказок: первой по иллюстрации;

второй- по памяти.

Отметить, что сближает сказки;

Выявить традиционный характер лисы и волка;

Раскрыть одну из особенностей этого типа сказок: животные говорят и действуют как люди.

I .Создание ситуации успеха (мотивация)

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит … ( Сказка)

- Дети, как вы думаете, почему я начала урок этими словами?

II .Возникновение ситуации интеллектуального конфликта (разрыва)

- А знаете ли вы, что такое сказка? ( Сказка- вымышленная история, жанр устного народного творчества)

- Для определения точного значения этого слова, нам конечно нужно обратиться к толковому словарю (Ефремовой).

Женский род

Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

"Русские народные сказки"

Выдумка, неправда, ложь разг. .

- Какие бывают сказки? (Авторские и народные).

- Я предлагаю вам прослушать ( прочитать) отрывки из двух сказок.

«Как родилась Козявочка, - никто не видал. Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

«Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

– Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везет домой целый воз.

III .Фиксация места разрыва

- Сравните их и определите, какой отрывок взят из народной сказки, а какой из авторской.

- Почему вы так считаете? ( Потому что в отрывке из русской народной сказки есть какая-то особенность).

- А вы знакомы особенностями русской народной сказки о животных?

IV .Постановка учебной задачи

- Какую цель поставим на уроке? (Выяснить особенности русской народной сказки о животных).

V .Решение поставленной задачи

- Для того, чтобы выходить из затруднения нам нужен план.

Получить информацию

Проанализировать её.

Сделать вывод .

VI .Конструирование способа работы

1. ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ

- Прочитайте отрывок из русской народной сказки.

- Как она называется?

а) Давайте попробуем восстановить события сказки по иллюстрациям в учебник на с. 84.

- Что для этого надо сделать? (Поставить иллюстрации по порядку событий в сказке.)

б) – Теперь надо рассказать сказку, используя надписи к иллюстрациям на с. 85.

- Что вы можете сказать о сюжете этой сказки. Сюжет- ряд событий, происходящих в произведении. (Сюжет простой, не замысловатый).

в) Б е с е д а п о с к а з к е.

- Кто же главный герой этой сказки? (Лисичка-сестричка)

– Определите, какие слова здесь о лисе, какие – о волке:

– Нравится ли тебе лиса? А волк?

– Сколько хитростей придумала лиса? (3)

– Какой изображает народ лису в своих сказках? ( Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой ("Лиса крадет рыбу из саней"). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая).

- А волка?( В сказках он всегда изображается глупым, жадным, а иногда наглым. Он все время попадает впросак. Его обманывает не только хитрая лиса, но и другие животные – свинья, лошадь, овца, которых он хочет съесть. Главное его качество в сказках – беспредельная глупость).

- Как обращается лиса к волку? (Братец.) Волк к лисе? (Сестрица.)

- Почему в сказках такое обращение между животными? (Животные говорят и действуют, как люди, поэтому мы встречаем такое обращение.)

- В каких еще сказках лиса всех обхитрила? ( Обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса")).

– Каким сказочным героям всё же удалось обмануть, наказать, победить лису?

– Какой герой в сказках может сравниться с лисой в хитрости?

– Кто является автором сказки?

- А сейчас я предлагаю вам познакомиться ещё с одной сказкой.

- Откройте страницу№86, рассмотрите рисунок, прочитайте название и скажите, о ком мы будем читать в этой сказке?

а) Прослушивание аудиосказки до 03.37 (1)

Беседа по содержанию прослушанного фрагмента.

– Почему домашний кот оказался в лесу? (Кот надоел хозяину, так как был очень шкодливый. Мужик отнес его в лес и бросил.)

– Кого встретил кот в лесу? (Лису.)

– Почему лиса захотела подружиться с котом? (Она никогда не видела кота и очень удивилась такому зверю.)

– Что лиса рассказала о коте волку и медведю?

в) Анализ прочитанного.

– Какова развязка событий в сказке? (Все звери стали кота бояться. А кот с лисой стали жить да поживать.)

– Почему испугались волк и медведь?

– Нравится вам кот? Почему?

– Каким вы его представляете?

Словесное рисование.

– Почему к животным в сказках обращаются, как к людям: кум, кума, сестричка, братец?

– Почему называют по имени-отчеству: Лиса Патрикеевна, Михайло Потапыч, Котофей Иванович? (Животные говорят и действуют, как люди, поэтому мы встречаем в сказках такие обращения.)

– Почему их часто изображают в русских сарафанах, кокошниках, рубахах?

– Перечислите животных, которые встречаются в русских народных сказках.

– Этих животных называют в сказках постоянными, только им подходящими прозвищами. Распутай (с. 88).

– Можете дополнить список животных и их прозвищ?

VII .Подведение итогов урока (рефлексия)

- Над какой темой сегодня работали? (Сказки о животных)

- Какую цель ставили? (Выяснить особенности русской народной сказки о животных).

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе ПНШ.

ВложениеРазмер
Урок-исследование волшебной сказки 4 класс ПНШ 38.08 КБ
презентация к уроку 2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Раздаточный материал:
1) цветные карточки (красная, жёлтая, зелёная).
2) таблица для групповой работы:

Признаки волшебной сказки

Фиксация присутствия или отсутствия признака.

1. Борьба добра со злом

2. Троекратные пвторы

3. Волшебные числа

4. Волшебные события

5. Волшебные существа
волшебные предметы

6. Два мира: свой реальный и волшебный

8. Главный герой ущербный

9. Путешествие, совершение подвигов или выполнение приказа


1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке литературного чтения присутствуют гости, посмотрим, улыбнемся всем присутствующим и сядем.

- Посмотрите на первый слайд: подумайте, на что я хочу настроить вас, обратите внимание на детали! (слон с большими ушами и сова с большими глазами: все слушать и видеть)

- Вы также обратили внимание, что вы сидите в группах. Скажите, какие качества вам пригодятся на уроке? (терпение, умение слушать, не перебивать….)

- Совершенно верно: эталонами урока будут ТЕРПЕНИЕ В УЧ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИЧЕСТВА, ВЗАИМОПОМОЩИ
− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Мы узнали, что такое сказка, признаки волшебной сказки, читали волш. Сказки…).

- Ребята, на сегодняшнем уроке у нас будут два шага : ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ. Как вы считаете, что мы будем повторять и что исследовать.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− Итак, начинаем с первого шага: Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.)

Стихотворение о сказке ( 1 ученик)

−Спасибо! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.)

- Назовите известные вам признаки волшебной сказки? ( Троекратное повторение, путешествие, волш. Помощники, волшебные герои, тотемы)

РАБОТА В ГРУППАХ:

5. Выступление групп.

− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в тексте?
− У кого это задание не вызвало затруднений?

У древнего человека было свое языческое представление о мире, которые находили воплощение в сказках, а некоторые из них до сих пор находят отголоски и в наше время.

  1. Например, древний человек верил, что часть сохраняет целое : был обычай вешать над входом в дом голову медведя или лося, считалось, что он охраняет дом.
  1. Все в мире др. человек делил на свой мир и чужой мир : день/ночь, свет/тьма, право/лево

Обычай- поплевать через левое плечо, то есть в тот мир и злые духи отойдут.

Свои цвета и чужие цвета: золотой, белый, черный. Поэтому в сказках на деревьях растут

3) Тотемизм : вера в то, что племя произошло от какого-то животного.

- Перечислите сказки, в которых животное превращается в человека (финист Ясный сокол, царевна-Лягушка, девицы-голубицы, русалки). Обратили внимане, что девочку зовут Хаврошечка? Почему? Кого зовут хавроньей? (свинью)

7. Включение в систему знаний и повторение

− Скажите, ребята, где мы будем применять знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам, будем сочинять свои сказки.)


8. Рефлексия учебной деятельности.

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  • Я знаю, что такое сказка.
  • Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
  • В групповой работе у меня всё получилось.
  • Я смог понять причину ошибки, которую допустил в своей работе (если была).
  • Я сегодня был в учебной деятельности.
  • Я сегодня был терпелив.
  • Я доволен своей работой на уроке.

9) Синквейн к уроку (СКАЗКА)

1 строка ________ 1 слово (имя существительное)

2 строка ________ ________ 2 слова (признак прилагательное)

3 строка ________ ________ _______ 3 слова (глаголы)

4 строка _______________________________________ фраза из 4-5 слов

5 строка __________ вывод, эмоция, резюме (любая часть речи)


10) Домашнее задание:

Познакомься с правилами написания синквейна.

Синквейн – это стихотворение, которое пишется по особым правилам.

В синквейне не нужна рифма, в нём главное – ритм. В синквейне всего пять строк.

1 строка ________ 1 слово (имя существительное)

2 строка ________ ________ 2 слова (признак прилагательное или причастие)


продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Задачи:

- развивать мышление, связную речь;

- воспитывать умение дружить, желание прийти на помощь, сочувствие.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- У нас сегодня необычный урок. Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

(В дверь заходят бабушка и внучек, переодетые старшеклассники.)

Бабушка: Все дела переделала, теперь можно и отдохнуть.

(Садится и вяжет.)

Внук: Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка: А какую хочешь сказку, внучек?

Внук: Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Бабушка: А как же, внучек! Есть сказки волшебные. Они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец. Превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

Внук: А есть еще сказки о животных.

Бабушка: Правильно, но в них нет волшебных превращений.

Внук: Но эти сказки очень забавные. В них медведь – добродушный, заяц – трусливый, лиса- хитрая, волк злой .

Бабушка: А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.

Бабушка: Сказка- ложь, но оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.

Внук: Да, слушая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее. Бабушка, ну расскажи сказку!

2. Актуализация изученного.

а) Сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказок. Путешествие – это всегда весело и интересно, если путешествуешь с друзьями. В пути не забудьте о песнях, играх, шутках. Мы с вами разделились на 4 команды: зайчиков, лисичек, мышек и медвежат.

Путешествовать будем на паровозике из Ромашково.

Наш маршрут - в сказку!

Но попасть туда не просто, нужно получить пропуск-билет. Каждая команда должнаохарактеризовать своего сказочного героя и, таким образом получить билет на паровозик.

Вы знаете, что сказочным героям всегда приходилось преодолевать трудности и препятствия, вот и на нашем пути встретится немало препятствий, которые, я уверена, мы преодолеем.

Читайте также: