Сказание о борисе и глебе конспект урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока

Разработала учитель ИПКЗС

Леченкова Лилия Аркадьевна

к методической разработке урока

Проблема Знакомясь с жизнью святых князей-страстотерпц ев Бориса и Глеба необходимо раскрыть величие их духовного подвига и показать истоки их мужества, мудрости, чистоты

Актуальность . Ценой собственной жизни святые страстотерпцы Борис и Глеб утверждают совершенно новый, невиданный ранее идеал отношений. После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши.
Это актуально и в наши дни.

Цели : оценить роль и значение в истории земли Смоленской и России святого и жизненного подвигов первых святых Бориса и Глеба.

Предметные (образовательные): дать понятие значения слов:

познакомить обучающихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба и их канонизацией

Уметь работать с различными источниками информации

Метапредметные (развивающие): Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, представлять информацию в разных формах, видеть причинно-следственные связи, систематизировать учебный материал (составление кластера).

Личностные (воспитательные): Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор, формировать эмоционально-ценностное отношение к святому и жизненному подвигу первых святых Бориса и Глеба , формировать навыки и умения работать в коллективе , вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Достигаемые результаты: обучающиеся получат возможность научиться;

познакомится с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба и их канонизацией , работать с различными источниками информации

Метапредметные : самостоятельно работать с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, представлять информацию в разных формах, видеть причинно-следственные связи, систематизировать учебный материал .

Личностные : формирование чувства патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор, формировать эмоционально-ценностное отношение к святому и жизненному подвигу первых святых Бориса и Глеба , формировать навыки и умения работать в коллективе , вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Обучающиеся научатся п оступать дружелюбно к окружающим, не подавать повода к разногласию; возникшее разногласие прекращать всеми средствами, даже поступаясь своими интересами, если только это не противоречит долгу и никому не вредит; стараться примирять между собой враждующих.

Технологии :Технология развития критического мышления (кластер),

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная

Методы организации деятельности : проблемно-поисковый, диалогический

Практическая деятельность: составление кластера, синквейна, памятки

Перспективность предложенных методов: способствуют достижению личностных, метапедметных и предметных результатов обучения

Цели урока: оценить роль и значение в истории земли Смоленской и России святого и жизненного подвигов первых святых Бориса и Глеба.

Предметные (образовательные): дать понятие значения слов:

познакомить обучающихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба и их канонизацией

Уметь работать с различными источниками информации

Метапредметные (развивающие): Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, представлять информацию в разных формах, видеть причинно-следственные связи, систематизировать учебный материал (составление кластера).

Личностные (воспитательные): Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор, формировать эмоционально-ценностное отношение к святому и жизненному подвигу первых святых Бориса и Глеба , формировать навыки и умения работать в коллективе , вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Тип урока : открытие нового знания

Оборудование: репродукции икон, репродукция памятного знака на месте убиения князя Глеба, ноутбук, проектор.

Эпиграф

Уклонись от зла, сотвори добро,

найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Владимир Мономах(слайд2)

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, раздача индивидуальных заданий к уроку.

Давайте наш урок начнём с улыбки.

Ведь улыбка – вещь приятная,

Простая и понятная, доступная для всех.

Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся

И силой наполняемся, дарующей успех. (Слайд3)

Я очень рада вас видеть и желаю вам сегодня интересной, творческой работы.

2. Мотивация учебной деятельности Любой грамотный человек, живя в современном обществе, должен хорошо знать историю своего государства .

3.Актуализация знаний

Давайте вспомним. При изучении темы, посвящённой принятию христианства на Руси, мы узнали очень много фактов из истории Росси и земли Смоленской

В каком году это было? В каком году были крещены смоляне? К каким последствиям для Руси это привело?

Одним из важных последствий было распространение христианской морали на Руси. Об одной из этих добродетелей мы сегодня поговорим.

А что же такое добродетель? (ответ детей). Добродетель – это положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками. (Слайд4)

4.Создание проблемной ситуации

Ученица читает стихотворение:

Смирения дорога нелегка
в миру страстей и сладких искушений.
Но так расплата иногда горька,
что очень жаль потерянных мгновений,

Потраченных зазря в пустой борьбе
с химерами, которых сам придумал.
Все рухнуло и сгинуло во тьме,
лишь только ветер посильнее дунул.

Смириться означает - стать умней
не от чужих, а от своих ошибок.
Чтоб повернуть к дороге светлых дней,
где станет разум снова чист и гибок.

О какой добродетели здесь говорится? (ответ детей – смирение).

5 .Формирование учебной проблемы .

Прокомментируйте эти высказывания. Согласны ли вы с ними? Сформулируйте проблему урока.

Смиренный человек – это не слабый, а сильный человек

6.Открытие новых знаний:

Сказание о Борисе и Глебе (отрывок).

Убийство Глеба произошло на реке Смядынь, недалеко от Смоленска.впоследствии, когда мощи св.Глеба были перенесены в Вышгород, Смядынь стала одни из главных мест Русской Церкви.

Вопросы к документу:
1. Почему Глеб проявил смирение, не оказал сопротивление наёмным убийцам ?

2. Почему стали первыми русскими святыми именно Борис и Глеб?

Борис и Глеб принесли в жертву свою жизнь во имя христианской любви к ближнему. Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания Богу (они выполнили Его повеление любить всех как своих ближних). На этом основана духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе

3. Как вы оцениваете поступок Глеба с точки зрения современности. : Пример подвига Бориса и Глеба дает нам твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.

Подвиг Бориса и Глеба отражён в русской культуре.

Демонстрация изображений икон святых Бориса и Глеба. ; Борисоглебский монастырь ( Смоленск, река Смядынь) Он был создан на месте убийства святого Глеба. (Слайды9-15)

Борис и Глеб первыми из русских были причтены к лику святых. Официальная их канонизация состоялась в Константинополе в 1072 г. Народное сознание было поражено смиренной кончиной Бориса и Глеба. Их память стала очень дорога русским людям потому, что их смерть была необыкновенной, она слишком не вязалась с образом князя-язычника. Еще недавно князья на Руси враждовали насмерть, не задумываясь ни о родстве, ни о нравственных преградах. Но вот появляется первое поколение христиан, выросших после крещения Руси. Для этих молодых князей уже евангельский идеал - основной ориентир в жизни. Борьбе со Святополком, греху братоубийства они смиренно предпочитают мученическую кончину. В этом свидетельство того, что Русь приняла новую веру не формально, не только ради вхождения в культурно-политический ареал европейского христианского сообщества, но глубоко и искренне, всем сердцем.

Страстоте́рпцы – так принято у христиан именовать святых, которые, подражая в кротости Самому Христу, молившемуся за Своих распинателей, претерпели невинные страдания вплоть до самой смерти. В данном случае подчеркивается особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам. Страстотерпцами именуются святые князья братья Борис и Глеб.

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому накануне Ледового побоища, великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы. Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины

7Закрепление.

1. Составьте кластер духовный портрет князей Бориса и Глеба.

Русские князья Борис и Глеб
праведники защитники

благочестивые горячая вера в Бога мудрые

смиренные кроткие мученики

радели за защищали землю
православную веру русскую (Куликовская битва)

3. Составьте памятку поведения и взаимоотношения между людьми, опираясь на духовный подвиг святых Бориса и Глеба

(1. Поступать дружелюбно и не подавать повода к разногласию;
2. Возникшее разногласие прекращать всеми средствами, даже поступаясь своими интересами, если только это не противоречит долгу и никому не вредит;
3. Стараться примирять между собой враждующих.
4. Помнить, что творить мир означает излучать его вокруг себя.

5.Всегда согласовывать свою волю с волей других людей.)

7. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок

- Ребята, что нового вы узнали на уроке ? Что именно вам понравилось ?

- , оценить роль и значение святого и жизненного подвигов первых святых Бориса и Глеба для нас, живущих в 21 веке?

( Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если и мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие).

8. Рефлексия

- Ребята, оцените атмосферу нашего урока с помощью галочки рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению

9 Домашнее задание

Прочитать параграф. Составить кроссворд по материалу параграфа

10.Источники:

1 . Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П.. История православной культуры земли Смоленской. Учебное пособие. Смоленск, 2004 г.
2. Аникеев. Святые подвижники земли Смоленской. Смоленск, 2005 г.
3. Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины. Учебное пособие. Смоленск, 1997 г.
4. Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия. Т.1. Смоленск, 1994 г.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь М.: Просвещение, 1999г

Тема русской святости вызывает живейший интерес у современных старшеклассников , и лучшие минуты уроков литературы, мировой художественной культуры – это обращение к житиям святых. Может быть, в этот момент ученик положил буйную головушку на руки, может быть, механически водит карандашом по листочку - но он весь внимание, он напряжённо вдумывается в текст. В этом неослабеваемом интересе проявляется генетическая память. Век, два, пять веков назад такой же русский мальчик слушал или читал жизнеописания святых (общеизвестно, что житийная литература изучалась в церковно-приходских школах и являлась любимым семейным чтением). На главные вопросы русской души отвечали жития: жизнь по Заповедям возможна, жизнь с Богом в сердце –реальность, такая же, как хлеб, вода, синее небо над головой…

Урок предваряет сочинение ученика о русском храме.

«Лето, которое не забудется.

Сочинение моё начинается обычно: лето я провёл на берегу реки Ветлуги. Мы с братом ходили на пасеку за прозрачным мёдом, искали землянику на солнечных полянах, я едва не наступил на змею и потом всё спрашивал кукушку, сколько лет буду жить на свете…

А в июле, когда река обмелела, нам разрешили сплавляться ночью на лодке! Мы не сомкнули глаз до самого утра, потом жгли костёр на берегу.

Но я хочу рассказать вам совсем о другом. Тем утром мы совершенно случайно нашли заброшенную церковь, которая и сейчас стоит у меня перед глазами.

Мы сидели в лодке и осматривались кругом. Становилось всё светлей. Казалось, что светилось не только небо, какое-то свечение шло и от жёлтого песка под прозрачной водой. Я опустил в воду руки и легонько поднял в ладонях блестящих спинками весёлых мальков.

Пока я беседовал с мальками, брат забрался на высокий берег и удивлённо позвал меня. Я перешёл ручеёк босиком, вскарабкался наверх и замер. Передо мной утопал в высокой траве белый храм. В такой глуши, без дорог и домов, он воспринимался как чудо.

Вероятно, святитель Варнава благословил строительство церкви именно здесь…

Мы вошли внутрь, попробовали подняться по ступенькам – они обрывались в воздух. Из всех окон храма была видна одна и та же картина: серебристая трава и небо.

Было очень тихо. Мы сидели на берегу и смотрели вниз с обрыва. Все дальние луга за лесом, и ближние деревья с толстой корой, и река, и птицы – всё замерло. Может быть, сто лет назад такие же ребята, как мы, молчаливо сидели на этом берегу и слушали пение птиц.

Чего же я хочу теперь, посреди осени?

Плыть куда-то далеко по нескончаемой реке, брести по цветущему лугу. Увидеть отражённый в воде храм, не разрушенный, а сияющий белизной…

Не исчезай, моё село!

Твой берег выбрали поляне…

И ты в него, судьбе назло,

Вцепись своими тополями!

Не исчезай, белая церковь над тихой рекой, прекрасная песня моей земли!

1) подвести учащихся к выводу о том, что древнерусская литература имеет огромное значение и в современном мире, обладает мощным воспитательным потенциалом;
2) показать учащимся, что умение любить – прекрасное человеческое качество, которое может подвигнуть любого человека на совершение подвига, дающее право на любовь окружающих
3) развивать мышление учащихся, монологическую речь, умение высказывать собственную точку зрения, делать умозаключения.

Оборудование урока: репродукции с изображением иконописных образов Бориса и Глеба; иллюстрация времён древнерусских междоусобиц; магнитофон; толковые словари; раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы учащихся.

Оформление: компьютерная презентация

I. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

IV. Домашнее задание.

V. Оценивание работы учащихся на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с произведениями древнерусской литературы, узнали, что эта литература включает в себя свои особые жанры. Вспомните, какие (псалом, молитва, поучение, проповедь, притча, предание, послание, договор, “слово”, хождение, житие).

– Давайте вспомним также, что это за время было? Почему именно в этот период времени появились первые произведения древнерусской литературы? На доске иллюстрация, которая поможет вам рассказать об этом времени.

Звучит музыка. На её фоне ученик рассказывает.

(Начало X века. Это время княжеских междоусобиц и частых набегов половцев на Русскую землю. Монахи-летописцы с болью и тревогой всматривались в распадающееся, терзаемое и своими князьями, и половцами отечество. Надо было разобраться, понять, отчего утрачивалось былое могущество, отчего немирно стало в Русской земле и половцы осмелели вновь. Надо было показать, какими становились люди на Руси, и что надо и не надо делать, как поступать, чтобы будущее Руси было счастливым и спокойным).

II. Работа по теме урока.

– Сегодня, ребята, мы ещё раз остановимся и поговорим об одном из жанров древнерусской литературы – о житии, самом популярном и распространённом жанре.

– Давайте прочитаем эпиграф нашего урока и ответим на вопрос: “О ком будет идти речь на нашем уроке?” (Учитель сам выразительно читает эпиграф, а ребята отвечают на вопрос – о святых).

– Предметом нашего изучения будет “Сказание о страстях и похвала святым мученикам Борису и Глебу”. Выбор не случаен: “Сказание …” – один из первых образцов русского жития, а Борис и Глеб – первые канонизированные, т.е. признанные церковью, святые.

– Чем же человек может заслужить, чтобы написали его житие?

(Жить честно, по совести, любить окружающих, помогать им словом, делом, быть добрым и пресекать любое зло, совершить какой-нибудь подвиг, верить в Бога и т.д.)

На доске открываются определения жития и святого.

1). – Итак, Святой-человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Святыми можно назвать и предметы, явления: “святые места”, “святые горы”, “святая вода”, “святой город”, то, что освящено, обожествлено, не путайте со словами с корнем “свет”.Перен. возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к матери, к Родине).

Житие – это особый духовный жанр, в котором излагается жизнеописание святого, канонизированного церковью, рассказ о его благочестивой жизни, подвигах и страданиях (“страстях” – перевод. церк.-слав.), написанное для прославления святого.

– Давайте посмотрим на конкретный пример такой святой жизни.

2). Учитель даёт сигнал учащимся о начале работы в группах (задания выданы заранее) и даёт индивидуальные задания (листы с заданиями выдаются на уроке и собираются в конце урока)

– Перескажите кратко, используя опорные слова и словосочетания, содержание “Сказания…” (1-я группа)

– В рассказе встретилось слово “окаянный” Святополк, не проклятый, не злой, а именно “окаянный”. С каким словом созвучно? (Каин, подобный Каину)

– Кто такой Каин? Откуда этот образ? (Братоубийца Авеля, из Библии, убил из зависти)

– Чем же заслужил такое сравнение Святополк, на кого поднял руку?

(На своих братьев Бориса и Глеба)

Понять, какими же были Борис и Глеб, нам помогут их монологи.

– Прочитайте выразительно по ролям монолог Бориса, объясните, что вы поняли. (2-я группа)

– Какое значение имеет этот фрагмент в сюжете “Сказания…”?

(В нём содержится указание на то, что невинный человек добровольно принимает решение о смерти, подражая Христу, живёт по заповедям Божьим. Совершает подвиг.)

– Прочитайте выразительно по ролям монолог Глеба, объясните, что вы поняли. (3-я группа)

– Какое значение имеет этот фрагмент в сюжете “Сказания…”?

(Смерть Глеба более страшная и жестокая, потому что он изображён доверчивым, беззащитным юношей, почти ребёнком, в минуту слабости он просит своих врагов о пощаде, но потом, подражая брату, принимает смерть. Убить “ребёнка”– более тяжкий грех)

– А что же Святополк? О чём думает он? Каким предстаёт он перед нами в своих мыслях?

Учитель читает отрывок из монолога Святополка .

(Не желает раскаиваться в содеянном, не верит в возможность прощения Богом, понимает это, но к “беззаконию” прибавляет ещё большее “беззаконие”)

– Из имеющихся наборов слов составьте на столе таблицу антонимов, обозначающих порок, грех или христианскую добродетель

Учитель проходит и смотрит результаты работы.

3). –Такими Бориса и Глеба изобразили летописцы. А какими мы видим их на иконах? Вот репродукция иконы. Давайте “прочитаем” её.

(На иконе изображены два человека. Один из них постарше, другой совсем юноша. Они святые, потому что у них над головами нимбы. Лица святых печальные, скорбные и спокойные. Лики отрешённые – нет глубины в глазах, ничего их не тяготит. Не чувствуется никакого движения в позах – статичные позы. В руках у них кресты и мечи. Крест-символ неестественной, мученической смерти. Мечи в руках – признак княжества и воинства, заступничества. Преобладающий цвет – красный. Потому что отдали свои жизни, заплатили своей кровью. Красный цвет также символ мученичества)

4). –Итак, мы рассмотрели сегодня на уроке “Сказание …свв. Бориса и Глеба”. Можем ли мы теперь сказать, что это образец житийной литературы? Почему? Что вы увидели в нём от жития? (Трёхчастная композиция: вступление-рассказ о происхождении; основная часть-рассказ о жизни; заключение – похвала и ожидание чудес. Контрастное изображение героев – резко положительных и резко отрицательных. Высокий, торжественный стиль повествования, насыщенный цитатами из Священного Писания, сравнения и параллели из Библии)

III. Выводы.

1). -Сегодня на уроке мы лишь прикоснулись к древнерусской литературе, но обогатились новыми знаниями. Что же нового мы для себя открыли? Чему учит нас древнерусская литература?

Звучит музыка (тихонько)

2). – Давайте проверим, что же мы вырастили сегодня на уроке. Красивый цветок, только безымянный пока. Ребята, придумайте ему имя. Какое человеческое качество вы считаете самым главным?

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорблённых,
И согревать, и насыщать
Увечных, слабых и бездомных.
Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью
И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью.
А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

IV. Домашнее задание.

Напечатано и закатано в свитки.

V. Оценивание работы учащихся на уроке.

Оценивание: устное за работу в классе + письменные ответы на вопросы = (общий балл).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок даст понятие сказания как жанра духовной литературы, познакомит обучающихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба и их канонизацией.

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ. ПРОСЛАВЛЕНИЕ КНЯЗЕМ ЯРОСЛАВОМ МУДРЫМ НЕВИННОУБИЕННЫХ БРАТЬЕВ – КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА. КОНЕЦ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО

дать понятие сказания как жанра духовной литературы;

познакомить обучающихся с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба и их канонизацией;

Воспитательные:

воспитывать патриотизм, нравственные ценности в детях (различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, смысла жизни человека);

создать условия для формирования интереса обучающихся к истории и культуре своего народа, используя исторические образы;

воспитывать осознание истинного смысла существования человека на земле.

Развивающие:

развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;

формировать умение выделять главное;

пополнять словарный запас.

Основные понятия и термины: святые, князь Ярослав Мудрый, сказание, канонизация.

Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.

Тип урока: изучение нового материала.

Уклонись от зла, сотвори добро,

найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Владимир Мономах

I. Организационный момент

(Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности обучающихся к уроку).

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Настройте себя на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу.

II. Объявление темы урока, постановка целей урока (Слайд 1-3)

Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания

Почему Борис и Глеб – святые? Чему мы должны учиться у них? (Слайд 4)

III. Подготовка обучающихся к активному усвоению знаний

Слово учителя

(Обучающиеся высказывают различные мнения).

2. Какие книги можно отнести к духовной литературе? Приведите примеры (Библия).

– Ребята, духовная литература – это не только Библия. Сюда относятся и рассказы о святых людях.

3. Кто же такие святые? (Обращение к глоссарию.) И где, как вы думаете, можно увидеть святых? Жили они давно, фотографий ещё не было (Верно, святые, как и Иисус Христос, и Богородица, изображались и изображаются на иконах).

4. А что является символом святости, как мы можем это определить, глядя на икону? (Нимб). (Слайд 6)

Работа над эпиграфом к уроку

IV. Усвоение новых знаний

Словарная работа

- К духовной литературе относятся и такие жанры как сказание, поучение, житие.

Сказание = сказ, сказка, сказочник, сказать.

Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова:

Историческая справка

У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Но так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове - глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор и это откладывает отпечаток на всю его жизнь.

Сыновья крестившего Русь князя Владимира по прозвищу Красное Солнышко жили в 11 веке. Младшие из двенадцати братьев – Борис (княжил в Ростове) и Глеб (в Муроме). Старший брат Святополк (усыновлённый Владимиром) захватил престол в Киеве после кончины отца, вероломно убив младших братьев. За свои злодеяния прозван в народе Окаянным. Это печальное событие нашей истории произошло летом 1015 года.

Братья были особенно любимы в народе как первые русские святые среди большого сонма святых, пришедших в годы крещения из Византии. Изображения Бориса и Глеба стали появляться уже в 11 веке, а – позже одноимённые церкви и монастыри. Поныне существуют города под названием Борисоглебск в Ярославской и Воронежской областях. Храмы русских святых ставились в Византии и Чехии.

Другой сын Владимира – Ярослав, княживший в это время в Новгороде, отомстил за гибель братьев: после ожесточённой борьбы, длившейся почти четыре года, Ярослав разбил Святополка, и тот бежал из Русской земли. Позднее, став великим киевским князем, Ярослав, прозванный в народе Мудрый, добился у Константинополя причисления Бориса и Глеба к лику святых. (Слайд 10,11)

Литературная справка

Физкультминутка (Слайд 13)

Работа с учебником

Чтение текста стр. 114-117, беседа по содержанию:

- Кто такой Святополк? (Старший сын князя Владимира)

- Какое прозвище он получил и за что? (Окаянный, за убийство братьев)

- Кто такие страстотерпцы? (Мученики - святые, принявшие мучение и смерть за веру

в Иисуса Христа)

- Кто такой Ярослав Мудрый? (Сын князя Владимира, правивший на Руси после его мерти)

(Слайд 14, 15)

Чтение сказания

– Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает сказание с небольшими комментариями) (Слайд 16)

- Назовите главных героев.

- Почему князь Владимир так горячо любил своих младших сыновей?

– Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…)

- Итак, князья Борис и Глеб стали святыми, потому что приблизились к Богу.

- Что же стало со Святополком Окаянным?

- Каким вы представляете себе Святополка внешне и внутренне?

- Почему он замыслил погубить братьев?

- В каком эпизоде проявляется истинное христианство Бориса?

- Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытается её избежать, не оказывает сопротивление Святополку? (Старшинство – безусловная ценность для русского человека того времени.)

С именем Христа Борис спокойно принимает свою смерть.

- Чем вызвана расправа Святополка с Глебом?

- Как погибает Глеб?

– Можно ли на основании житийного духовного портрета отнести князей Бориса и Глеба к святым?

- Почему благоверных князей Бориса и Глеба называют ещё страстотерпцами?

V. Закрепление новых знаний

Выполнение тренировочных тестов к § 2.4 №№ 7, 8, 9, 10, 11, 12 и тренировочных упражнений №№ 3, 4 (Слайд 18)

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок

- Ребята, вам понравилось сказание? Что именно?

- Чем сказание может быть интересно нам, живущим в 21 веке?

(Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если и мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие).

– Ребята, сегодня мы познакомились с вами только с одним сказанием, но их написано много. Наши предки очень любили читать духовную литературу. И у нас с вами это не последняя встреча с этим жанром. Я надеюсь, что вы теперь самостоятельно захотите познакомиться с другой сказательной литературой.

VII. Рефлексия

- Ребята, оцените атмосферу нашего урока с помощью галочки рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению (Слайд 20)

VIII. Домашнее задание (по выбору):


– Ребята, духовная литература – это не только Библия. В русской духовной литературе есть свои рассказы о святых людях.
– Кто же эти святые

3. Чтение жития

У князя Владимира было 12 сыновей. Среди них самые любимые Борис и Глеб, матерью которых была греческая принцесса Анна. Этот брак имел большое значение: он соединил династию русских царей с византийским двором.

Отец дал в удел Борису – Ростовское княжество, Глебу – Муромское. Святополк княжил в Чернигове, Ярослав в Новгороде.

У. В чём суть конфликта?

В июле 1015г. Владимир неожиданно умер. Сохранилось предание, что он успел завещать великокняжеский стол Борису. Так была заложена основа конфликта. Ситуация осложнялась тем, сто ни Бориса, ни Глеба не было в Киеве в момент смерти отца: Борис шёл походом на печенегов, а Глеб находился в Муроме. Заняв великокняжеский стол в Киеве, он сразу принял меры к устранению Бориса и Глеба. Борис представлял собой опасного конкурента – стоял во главе киевского войска и дружины отца. Не встретив печенегов, возвращаясь в Киев, он узнал о замысле Святополка убить его. Однако принял решение, поразившее дружину: не противиться воле старшего брата. Тогда войска покинули его. Почему?

Ученики: Посчитали нерешительным, немужественным.

У. Правы ли были войны?

Ученики: - Нет. Именно в том, как человек принимает смерть, часто проверяется истинное его лицо.

У. О чём просит Бога?

- Думал о смирении.

- О невозможности для него ненавидеть брата.

- О мучениках погибших от руки близких.

У. Расскажите, как был совершён злодейский поступок?

-Остановившись на реке Альте, Борис провёл последние часы в молитве. Главным утешением его была мысль о том, что его смерть - подражание Христу, соучастие в его страданиях.

Ученики: Утром, 24 июня, убийцы ворвались в шатёр и пронзили Бориса копьями. Борис же сумел выйти из шатра, попросил помолиться в последний раз и благословил убийц.

- Верный слуга князя, венгр Георгий пытался спасти князя, но был убит.

- Тело его повезли в Киев. Недалеко от города заметили, что князь ещё дышал, и тогда два варяга мечом пронзили Бориса в телеге.

У.Подводя некоторые итоги, давайте скажем, что даёт ему силы не струсить перед лицом смерти, а достойно принять её?

- Умирает как Христос.

- Принимает страдания, приносит себя в жертву.

- Почитание старшего брата как отца своего, истинная христианская вера, основанная на послушании старшему брату.

Что нам поведал иконописец?

- Глеб от близких людей потерпел предательство

У. Какая идея двигала братьями?

- Идея непротивления злу. Не убий. На зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.

- Не нарушили заповеди блаженства, данные Христом в Нагорной проповеди:

- блаженны чистые сердцем.

- Ради соблюдения послушания.

У.Мы рассказали о поведении князей в последние минуты перед смертью, можно ли назвать их поведение подвигом?

Да, можно – они пожертвовали самым дорогим, что есть у человека – жизнью.

У. Перед каким выбором они оказались?

- Принять мученическую смерть от брата, но не нарушить евангельские заповеди или продлить свою жизнь, но вступить в противоборство со старшим братом.

- Стать на путь греха.

У. С какими словами Борис и Глеб встречают смерть?

У. Не случайно эпиграфом к нашему уроку стали слова Алексея Степановича Хомякова:

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг в терпеньи

Русскому человеку свойственно терпение, любовь, обращение к Богу в трудные минуты жизни, вот поэтому так велика и сильна любовь народная к двум страстотерпцам, князьям благоверным Борису и Глебу, судьба которых образец правильной христианской жизни, совершивших подвиг души.

А что же произошло со Святополком?

У. А как вы понимаете это слово?

У. С каким библейским героем схож Святополк?

- С Каином, который получил в наказание от Бога - он стал скитальцем и отшельником. Такая же судьба постигла и Святополка - братоубийцу.

У. Слава братьев пережила века, сияют золотыми куполами церкви, построенные в честь святых, стоят на Руси большие и малые поселения, названные именами братьев. Есть надежда, что городу нашему будет возвращено исконное имя, чтобы покровительство этих святых не оставляло нашу землю. Я думаю, близко приняв жизнь благоверных к сердцу, у большинства у вас не возникнет сомнения, чьё имя должна носить наша святая земля. Давайте прислушаемся к голосу прародителей наших, мудрых людей, когда-то построивших церковь Бориса и Глеба, которая и дала название Борисоглебской слободе.

– Святым князьям – страстотерпцам Борису и Глебу посвящается. (Учитель читает житие с небольшими комментариями).

4. Беседа по прочитанному

– Назовите главных героев.
– Кратко перескажем прочитанное.

Борис и Глеб

Правдивость, доверчивость, нестяжание, презрение к земным благам

Лживость, лицемерие, корысть, властолюбие

Надежда на Бога

Упование на собственный разум

Кротость, великое смирение, любовь к Богу и ближнему, в том числе, к врагу

Злоба, ненависть

Доброта, сердечность, щедрость, блаженный плач, непрестанная молитва

Жестокосердие, черствость

Способность радоваться успехам другого, открытость

Блаженные, святые

– Вернёмся к вопросу, который я задала вам перед прочтением жития: почему святые князья Борис и Глеб не оказали сопротивления Святополку? Подтвердите текстом. («…Удивительна высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, смирение и правда, покорность старшим…)

Русские князья Борис и Глеб
праведники защитники

благочестивые горячая вера в Бога мудрые

смиренные кроткие мученики

радели за защищали землю
православную веру русскую (Куликовская битва)

5. Итоги урока

– Вам понравилось житие? Что именно?
– Чем житие может быть интересно нам, живущим в 21 веке? (Задумываемся о добре и зле, о том, что нужно уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие…)
– Ребята, мы познакомились с вами только с одним житием, но их написано много. Наши предки очень любили читать духовную литературу. И у нас с вами это не последняя встреча с житиями. Я надеюсь, что вы теперь самостоятельно захотите познакомиться с другой житийной литературой.


-75%

Читайте также: