Система права рб конспект

Обновлено: 05.07.2024

Система права представляет собой его внутреннее строение, которое состоит из объединений правовых норм.

Традиционно структура или система современного права представлена такими элементами: норма права, институты права, подотрасль и отрасль права, которые, в свою очередь, объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное, национальное и международное. Такая система права фактически создается государством.

Норма права, как указывалось ранее, является первичным элементом системы права. В ней фиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право или юридическая обязанность.

Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный). Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовых предписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.

Таким образом, отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом.

Отраслями права являются конституционное право, уголовное право, семейное право, гражданское право и т.д.

Отрасль права обладает внутренней структурой и также системна, поскольку состоит из норм права в определенном порядке объединенных в правовые институты и подотрасли права.

Правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих вид или определенную сторону общественных отношений. Например, в конституционном праве существует институт парламентаризма, гражданства, президентства, в трудовом праве – охраны труда, заработной платы, времени отдыха, рабочего времени и т.д.

Подотрасль права регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. В гражданском праве выделяют подотрасли авторского и наследственного права, в земельном праве – водного и горного права. Подотрасль права необязательный элемент системы права, в некоторых отраслях подотраслей не выделяют.

Все отрасли права объединяются в подсистемы материального и процессуального права. Материальное право регулирует содержательную сторону общественных отношений и включает в себя административное, гражданское, финансовое и другие отрасли права. Нормы этих отраслей права непосредственно регулируют соответственно управленческие, имущественные, кредитно-денежные отношения. Процессуальное право регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права и охватывает гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное право и т.д. В систему права включается также две подсистемы публичного и частного права.

Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли и т.д.

Частное право опосредствует отношения “горизонтального” типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие отрасли и институты права.

Система права затрагивает также проблемы соотношения национального и международного права. Международное право– это правовая система, регулирующая отношения между государствами, а также между иностранным государством и гражданином и между гражданами разных государств. Существует два типа соотношения норм международного и национального права. В первом случае общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства входят в систему его национального права, причем приоритет отдается нормам международного права (Российская Федерация, ФРГ). В другом случае государство признает приоритет общепризнанным принципом международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции этого государства (Республика Беларусь)

Гост

ГОСТ

Общая характеристика правовой системы Республики Беларусь

Формирование правовой системы Республики Беларусь исторически осуществлялось в условиях воздействия правовой культуры континентальной Европы, чья правовая система относится к так называемой семье романо-германского права, которое характеризуется наличием конституции или основного закона, четкой структурированностью законодательства, кодификацией, разделением на отрасли и институты. Основным источником права в Беларуси являются нормативно-правовые акты. Высшей юридической силой обладает такой нормативно-правовой акт как Конституция Республики Беларусь. Иными источниками права являются нормативные договоры и ограничено – правовые обычаи.

Кроме того, в связи с развитием международных связей все большее значение для развития национальной правовой системы приобретает международное право и международные договоры. Так, статья 8 Конституции Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права, потому национальное законодательство должно соответствовать им. Кроме того, нормы, которые содержатся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего в стране законодательства, если вступили в силу.

Для правовой системы Республики Беларусь характерно разделение норм права на отрасли права, которые группируются по признаку юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. В настоящее время в системе права Республики Беларусь выделяют следующие основные отрасли право:

  • конституционное;
  • гражданское;
  • административное;
  • уголовное;
  • финансовое;
  • земельное;
  • трудовое;
  • семейное;
  • уголовно исполнительное;
  • гражданско-процессуальное;
  • уголовно-процессуальное право.

Основной отраслью права является конституционное право, закрепляющее основы конституционного строя, права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь.

Кроме того, Конституция содержит положения об избирательной системе, системе высших органов государственной власти, о судебных, прокурорских и контрольных органах, порядке их образования и компетенции. В качестве основного источника конституционного права выступает Конституция Республики Беларусь, которая обладает приоритетом по отношению ко всему остальному законодательства.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Правовая система Беларуси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Властные структуры в политической системе Республики Беларусь

В качестве главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь выступает Президент на основании статьи 79 Конституции РБ. Он обладает неприкосновенностью. К кандидату на пост президента предъявляется ряд специфических требований: он должен быть рожден в Республике Беларусь, иметь возраст – не моложе 35 лет, обладать избирательным правам и постоянно проживать в стране не менее 10 лет перед выборами.

Президент избирается сроком на 5 лет посредством всеобщих выборов. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало более ½ граждан, принимавших участие в выборах. Президент в данном государстве обладает очень широкими полномочиями, что характерно для президентско-парламентской республики или французской модели. Он имеет право назначать референдумы, даты выборов, может распускать основные государственные органы, назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование, выступает в качестве Главнокомандующего вооруженных сил и т.д. В 1994 г. первым и пока единственным Президентом Белоруссии стал А.Г. Лукашенко, который избирался на данный пост шесть раз.

Исполнительная власть осуществляется Советом министров, который действует на протяжение срока полномочий Президента и реализуют различные функции, в основном, в экономической, финансовой, научной, культурной, социальной и т.д. сферах. Законодательную власть реализует Национальное собрание, которое представляет собой двухпалатный парламент. Нижняя палата – Палата Представителей, верхняя – Совет республики. Срок полномочий составляет 4 года. В состав палаты представителей входят 110 депутатов.

Судебная власть реализуется судами, которые представлены Конституционным судом и судами общей юрисдикции. Возглавляются система судов Верховным Судом Республики Беларусь.

Рисунок 2. Виды отраслей права Беларуси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности правовой системы Республики Беларусь

По структуре отраслей права российское законодательство и законодательство Республики Беларусь достаточно похожи. Так, в республике Беларусь имеется Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс о браке и семье, Кодекс о земле, Банковский кодекс, которые регламентируют положения основных отраслей права в РБ.

Правовая система Республики Беларусь и обладает своей спецификой, отличаясь от законодательство других стран. В настоящее время в республике Беларусь имеются законы, которые в основном похожи на российские, однако имеется и ряд исключений:

  • В республике запрещено фотографировать кинотеатры. В настоящее время задерживаются граждане и туристы, которые фотографируют кинотеатры и некоторые административные объекты.
  • Закон предусматривает, что слово Президент нужно писать с большой буквы, для этого внесены соответствующие изменения в законодательство.
  • Уволиться с некоторых предприятий можно только получив разрешение у начальства. В 2012-м году Лукашенко был подписан соответствующий декрет, согласно которому увольняться можно только с согласия нанимателя (на некоторых местах работы)
  • В настоящее время в республике также законодательно действует положение об обязательном распределении молодых специалистов. Данное законодательное положение преподносится как забота социально ориентированного государства об выпускниках, которым предоставляется рабочее место на два года.

Многие специалисты отмечают, что правовая система Республики Беларусь пока что далека от совершенства. Большую проблему для правовой системы представляет ее тесная связь непосредственно с личностью президента. Однако не стоит забывать, что данное государство является сравнительно молодым, история которого насчитывает около 30 лет. Этого срока явно недостаточно для формирования полноценной политической и правовой системы.

Система права - это внутренняя, структура права, состоящая из норм, институтов и отраслей права и соответствующая характеру регулирующих ею общественных отношений. Развитие и совершенствование общественных процессов сопровождается преобразованием и обновлением структуры сложившейся системы права.

Система законодательства - это внешняя форма права. Она имеет свою внутреннюю структуру, выраженную в дифференцированной системе нормативно-правовых актов, их структурных подразделений, и основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов.

Соотношение СП и СЗ:

1. СП намного шире по своему объему;

2. СП говорит о содержании, а СЗ – лишь об одной из форм выражения норм;

3. система права носит объективный характер и зависит от реально существующих общественных отношений. В формировании системы законодательства большая роль отводится субъективному фактору, воле законодателя. Субъективность законодательства обусловлена потребностями правовой практики, необходимостью в правотворческой деятельности учитывать особенности отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

4. Первичным элементом СП – является норма права, а СЗ – статья НПА;

5. система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение. Система законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенций издающего их органа (вертикальное строение).

4 Система права

Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, внешне выражены, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права нельзя признать наличными, существующими, не говоря уже о том, что они без внешнего объективирования не смогут регулировать поведение.

Виды нормативных правовых актов определены ст.2 этого же Закона:

Виды нормативных правовых актов

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.




Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

- К ненормативным правовым актам относятся:

распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;

распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;

акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния;

иные правовые акты, не являющиеся нормативными в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Правовые акты, перечисленные в частях второй, седьмой–двенадцатой, семнадцатой и восемнадцатой статьи 2 настоящего Закона, могут иметь ненормативный характер.

- Общие принципы права

- ст. 8 Конституции РБ утверждает приоритет общепризнанных принципов международного права над белорусским законодательством.

Понятие и соотношение системы права и системы законодательства.

Система права и система законодательства

Система права - это внутренняя, структура права, состоящая из норм, институтов и отраслей права и соответствующая характеру регулирующих ею общественных отношений. Развитие и совершенствование общественных процессов сопровождается преобразованием и обновлением структуры сложившейся системы права.

Система законодательства - это внешняя форма права. Она имеет свою внутреннюю структуру, выраженную в дифференцированной системе нормативно-правовых актов, их структурных подразделений, и основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов.

Соотношение СП и СЗ:

1. СП намного шире по своему объему;

2. СП говорит о содержании, а СЗ – лишь об одной из форм выражения норм;

3. система права носит объективный характер и зависит от реально существующих общественных отношений. В формировании системы законодательства большая роль отводится субъективному фактору, воле законодателя. Субъективность законодательства обусловлена потребностями правовой практики, необходимостью в правотворческой деятельности учитывать особенности отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

4. Первичным элементом СП – является норма права, а СЗ – статья НПА;

5. система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение. Система законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенций издающего их органа (вертикальное строение).

4 Система права

Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, внешне выражены, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права нельзя признать наличными, существующими, не говоря уже о том, что они без внешнего объективирования не смогут регулировать поведение.

Виды нормативных правовых актов определены ст.2 этого же Закона:

Виды нормативных правовых актов

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

- К ненормативным правовым актам относятся:

распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;

распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;

акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния;

иные правовые акты, не являющиеся нормативными в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Правовые акты, перечисленные в частях второй, седьмой–двенадцатой, семнадцатой и восемнадцатой статьи 2 настоящего Закона, могут иметь ненормативный характер.

- Общие принципы права

- ст. 8 Конституции РБ утверждает приоритет общепризнанных принципов международного права над белорусским законодательством.

Система права – это юридическая категория и конструкция, которая включает в себя нормы права и объединяет их в правовые институты, подотрасли права и отрасли права.

Система права представляет собой упорядоченную, внутренне организованную совокупность норм права, в которой каждый элемент в свою очередь может рассматриваться как своеобразная система более мелких элементов.

Первичным элементом системы права является норма права.

Норма права – это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях действовать как субъекты определенных прав и обязанностей, иначе последуют определенные невыгодные для них последствия.

Правовой институт – это совокупность однопорядковых норм, регулирующих определенный вид сходных общественных отношений.

Отрасль права – это совокупность однопорядковых норм права, регулирующих определенный род сходных общественных отношений.

Различаются отрасли материального и процессуального права. Нормы, входящие в отрасль материального права, закрепляют исходные права и обязанности субъектов права в определенной сфере правовой регуляции общественных отношений. Нормы, входящие в отрасли процессуального права, определяют порядок и процедуры реализации норм материального права, правовые обязанности субъектов процессуально-правовых отношений.

Подотрасль права представляет собой крупную составную часть отрасли права, объединяющую группу однородных правовых институтов.

Отрасли права разграничиваются на основе двух основных критериев:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Система права, получая официально властное подтверждение со стороны государства, реализуется в системе законодательства. Последняя представляет собой упорядоченную, взаимосогласованную совокупность нормативных правовых актов, действующих в государстве.

Система права и система законодательства не тождественные понятия, однако они органически связаны между собой как теория и практика.

Первичным элементом системы законодательства выступает не норма права, а нормативный правовой акт. Нормативные правовые акты объединяются в институты и отрасли законодательства.

Читайте также: