Система органов государственной власти в рф конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Механизм государства - целостная иерархическая система социальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом.

Правовой иммунитет - освобождение определённого круга субъектов права из-под действия общих правовых норм.

Правительство - высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление государством.

Местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Принципы местного самоуправления - обусловленные природой местного самоуправления идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, осуществляющих управление местными делами.

Парламент — высший представительный и законодательный орган многих государств.

Ключевые слова: Механизм государства; принципы механизма государства; аппарат государства; орган государства.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, в чем заключается суть государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов механизма государства

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений).

Система органов государственной власти — это совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти в демократическом государстве:

1. Единство системы

2. Разделение властей

В Конституции России 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя страны выступает принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Полномочия президента РФ: Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

1) Назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) Принимает решение об отставке Правительства

3) Формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) Утверждает военную доктрину РФ

5) Формирует Администрацию Президента

6) Назначает: а) полномочных представителей Президента; б) высшее командование Вооруженных Сил РФ; в) дипломатических представителей РФ.

7) Назначает выборы Государственной Думы

8) Распускает Государственную Думу

9) Назначает референдум

10) Подписывает и обнародует федеральные законы

11) Обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) Осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) Вводит в стране военное положение

14) Решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) Осуществляет помилование

2. Исполнительная власть в РФ.

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство во главе с председателем Правительства.

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти:

2. Федеральные службы;

3. Федеральные агентства.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) Осуществляет управление федеральной собственностью

4) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

3. Законодательная ветвь власти:

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек. Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность: а) Конституционного суда Верховного суда; б) Генерального прокурора; в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности: а) Председателя Центрального банка; б) Председателя Счетной палаты; в) Уполномоченного по правам человека

5) Объявление амнистии

6) Выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

4. Судебная ветвь власти

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации:

1. Осуществляется только судами;

2. Номинально имеет полную самостоятельность;

3. Реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства;

4. Характеризуется единством судебной системы РФ

Судебная система РФ.

Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации.

1. Конституционные суды (соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ).

2. Суды общей юрисдикции (уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции)

3. Арбитражные суды (судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности)

Судами высшей (надзорной) инстанции являются Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.

К судам уровня субъекта РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.

5. Принципы формирования организации и функционирования демократического государства

- Принцип разделения властей (обеспечивает систему сдержек и противовесов в деятельности механизма государства)

- Принцип гласности (возможность граждан знать все аспекты государственной политики)

- Принцип законности (соблюдение и исполнение законов и гражданами, и государством)

- Принцип гуманизма (человек, его права должны быть в центре государственной политики)

- Принцип демократизма (участие народа в управлении государством)

- Принцип федерализма (равноправие субъектов)

- Принцип профессионализма (подготовка квалифицированных госслужащих)

Разбор типового тренировочного задания

Соотнесите принципы формирования организации и функционирования государства с их внутренним содержанием.


На этом уроке назовём основные органы государственной власти России, потренируемся в определении их полномочий.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Органы государственной власти Российской Федерации"

Орган государственной власти (государственный орган) – это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.


Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

В соответствии с Конституцией законодательную власть в нашей стране осуществляют законодательные органы государственной власти: Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и так далее).


Федеральное собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. На него возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации.


Общее число членов Совета Федерации может достигать 187 человек, по два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85, и 17 сенаторов, назначенных президентом Российской Федерации. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.


Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации).

Выборы депутатов Государственной думы проводятся по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), а другие 225 депутатов – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за партийные списки кандидатов.

Каковы предметы ведения Государственной Думы и Совета Федерации?

Предмет ведения – это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

В совместном ведении обеих палат находятся:

· обсуждение и принятие законов;

· обсуждение и принятие федерального бюджета;

· установление налогов и сборов, финансовое регулирование;

· ратификация международных договоров, вопросы войны и мира;

· вопросы статуса и защиты государственных границ.

В ведении государственной Думы находятся:

· дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

· решение вопроса о доверии правительству;

· заслушивание ежегодных отчётов правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

· выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности;

· назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии.

К ведению Совета Федерации относятся:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами страны;

· назначение выборов Президента Российской Федерации;

· отрешение Президента Российской Федерации от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Верховного Суда Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

· назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии.

Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что президент выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

На основании Конституции правительство осуществляет следующие полномочия:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

· представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

· представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Исполнительная власть в субъектах федерации представлена: президентами, правительствами и министерствами в республиках, и администрациями, мэриями, их органами управления, департаментами и так далее (в субъектах федерации).

Судебная власть – это обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Все суды в нашей стране можно сгруппировать в два блока: Конституционный суд Российской Федерации, а также Верховный суд Российской Федерации и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор.

Конституционный суд Российской Федерации:

· разрешает дела о соответствии всех законов и нормативных актов Конституции Российской Федерации;

· рассматривает дела о нарушениях конституционных прав и свобод граждан;

· даёт толкование Конституции Российской Федерации;

· разрешает споры между органами власти.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по предложению Президента.

Запросы на проверку соответствия различных правовых актов Конституции России в Конституционный Суд могут направлять Президент, обе палаты Федерального Собрания, Правительство России, Верховный Суд и органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Обращаться в Конституционный Суд могут и граждане России, если они считают, что тот или иной закон, который применяется при разрешении конкретного дела, нарушает их конституционные права и свободы.

Конституционному суду напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно и на практику других правоохранительных органов.

Верховный Суд Российской Федерации – это высший судебный орган государства как по делам общей юрисдикции, так и по разрешению экономических споров.

· осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;

· изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;

· рассматривает апелляции и кассации в пределах своей компетенции;

· решает вопросы, связанные с международными договорами России.

В отличие от Конституционного суда, Верховному суду отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов:

Специализированные суды (по рассмотрению гражданских и административных дел) – рассматривают только административные и гражданские дела по определённым категориям, касающимся некоторых групп населения или определённых видов деятельности.

К таким судам относится: суд по интеллектуальным правам – это специализированный суд, который разбирает споры, связанные с охраной результатов интеллектуальной деятельности, с патентными правами, правами на секреты производства (ноу-хау) и так далее.

· Верховные суды республик, суды краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономной области.

· Районные суды.

· Мировые судьи.

Рассматривают гражданские, экономические споры, уголовные и административные дела.

· Военные суды.

· Военные (флотские) окружные суды.

· Военные (флотские) гарнизонные суды.

Осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная служба.

· Арбитражные суды.

· Арбитражные суды округов.

· Арбитражные апелляционные суды.

· Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Конституции, Президент Российской Федерации прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Президент Российской Федерации – это глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.


Какие требования предъявляются к кандидатам на пост Президента?

Это должен быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. По общему правилу (для осуществления как активного, так и пассивного избирательного права) он должен быть дееспособным и не содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

Можно выделить следующие основные функции Президента Российской Федерации:

· Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

· Принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности.

· Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

· Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

· Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Основные полномочия Президента Российской Федерации можно разделить по сферам деятельности.

Правотворческая деятельность президента заключается в издании указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории страны. Как глава государства, президент подписывает все федеральные законы.

В сфере правового статуса личности президент предоставляет гражданство и политическое убежище в России. Обладает правом помилования. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие военные и высшие специальные звания.

В сфере федеративного устройства государства назначает и освобождает полномочных представителей президента в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов федерации в случае их противоречия обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Назначает и освобождает от должности глав субъектов Российской Федерации.

В отношениях с парламентом президент назначает выборы в Государственную Думу. Назначает членов Совета Федерации. Обладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке.

В отношениях с органами исполнительной власти президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, определяет структуру Правительства Российской Федерации. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.

Отношения с органами судебной власти: президент выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации.

В сфере обороны и безопасность страны президент является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами. Утверждает военную доктрину. Вводит в случае необходимости на территории РФ или отдельных её местностей военное или чрезвычайное положение.

В сфере внешней политики президент ведёт переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Дайте определение понятию орган государственной власти (государственный орган).

2. Дайте характеристику законодательным органам власти Российской федерации.

3. Дайте характеристику исполнительным органам власти Российской федерации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система органов государственного управления в Российской Федерации

Государственная власть - это способ управления обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения

Органы государственного управления - это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

В Российской Федерации существует разделение на три ветви власти: исполнительную, судебную и законодательную, причем каждая из них осуществляется независимо от двух других. В соответствии с этим и система органов управления РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. В нее входят органы государственного управления РФ и органы государственного управления ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь.

Система органов государственного управления в Российской Федерации

В Конституции РФ нет термина государственное управление. Вместо него используется понятие государственная власть, однако эти понятия различны. Государственная власть относится к уровню политических решений и выражает суверенную волю народа. Власть есть способность принимать решения и добиваться проведения их в жизнь.

Действенным инструментом государственной власти является государственный аппарат-система органов государства. Государство осуществляет свою активную роль в жизни общества через государственный аппарат. Реализация политических решений через исполнительно-распорядительную деятельность госаппарата и есть государственное управление.

Государственный аппарат как сложная система государственных органов строится в соответствии с потребностями общества, интересами человека, различных социальных групп населения. Согласованные действия всех входящих в систему государственных органов обеспечиваю единство государственной власти, ее могущества, эффективность в решении многочисленных задач в экономической, социальной, политической, культурной сферах общества, а также в отношениях с зарубежными государствами, в обеспечении и защите суверенных интересов государства.

В рассмотрении органов государственного управления в РФ необходимо исходить из положений Конституции 1993 г., закрепившей организацию федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Органами государственной власти РФ являются Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Арбитражный суд РФ и другие суды РФ, а также Федеральные Министерства и ведомства. Органами государственной власти являются главы администраций, возглавляющие систему органов исполнительной власти в субъектах РФ. Действуют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но в то же время сотрудничают с ними.

Государственное управление - тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Соответственно, все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

Тем не менее, весь аппарат исполнительной власти нельзя сводить только к исполнительным органам общей компетенции. Этот аппарат многообразен и включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации – высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти, гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации.

Для обеспечения условий реализации Президентом его конституционных полномочий создается Администрация Президента. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте.

Законодательная власть

Обе палаты могут собираться совместно.

Состав палат, как и принципы, их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

· назначение выборов Президента Российской Федерации;

· отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.

Руководители Аппарата Совета Федерации - Свинарев Владимир Валентинович с 2008 г.

Государственная дума - одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации.

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система , так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Конституция Российской Федерации определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

· дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

· заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

· решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;

· назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

· выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган. Осуществляет правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Исполнительная власть

Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Президент Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

· представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

· представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства применимы к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Судебная власть

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов. Оно имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента.

Главой Конституционного суда является Председатель Зорькин Валерий Дмитриевич.

Верховный Суд Российской Федерации:

· является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

· осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

· в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, – также и в качестве суда первой инстанции.

· является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

· изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

· разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Председателем Верховного Суда Российской Федерации является Вячеслав Михайлович Лебедев.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации находится на вершине системы арбитражных судов:

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является Иванов Антон Александрович.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать чувство ответственности за будущее своей страны.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний с элементами практической работы

Предварительно класс делится на 4 группы.

Открытый урок правоведения

Тема урока:

Государственная власть в РФ

разъяснить особенности президентской, законодательной, исполнительной, судебной властей в современной России;

совершенствовать умение самостоятельно добывать и систематизировать знания;

формировать чувство ответственности за будущее своей страны.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний с элементами практической работы

Предварительно класс делится на 4 группы.

Организационный момент.

Мотивационная беседа, настрой на успешную плодотворную работу, целеполагание.

Актуализация знаний.

Практическая работа с источником.

На столах приложение и Конституция.

На подготовку отводится 10-12 минут, затем группы афишируют свою информацию (10-12 минут), которую учитель сопровождает показом видеороликов (по 1 минуте каждый) об осуществлении видов власти.

Инструктаж домашнего задания.

Релаксационный момент.

Анализ предварительной анкеты на определение способности быть Президентом (см. Н. Кашанина)

Закрепление. Выполнение заданий самостоятельно в парах (5 минут).

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из приведенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

____________(1) РФ предусматривает разделение на законодательную, исполнительную и судебную_______(2). Главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, т.е. захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность ______________(3) каждой из ветвей власти. Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный___________(4), в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать___________(5). Так практически обеспечивается господство _____(6).

Правовое _________(7) считают наиболее демократически развитым государством – лучшего пока человечество не придумало.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Читайте также: