Сирень и рябина конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: создать условия для знакомства с жизнью и творчеством Ю. Коваля, И. Токмаковой.

Задачи: - чтение со звуковым ориентиром рассказов Ю. Коваля и стихов И. Токмаковой;
- развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
- средствами образного слова воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе.

I. Организационный момент.
- Давайте поприветствуем наших гостей и начнем наш урок.
II. Речевая разминка
а) – вдох через нос – выдох через рот,
- краткий глубокий вдох - замедленный выдох,
- медленный глубокий вдох - краткий резкий выдох.
б) Загадка.
Пришла без красок и без кисти
и перекрасила все листья.
- Прочитайте шепотом и отгадайте загадку. Докажите, что это загадка.
- Прочитайте ее как бы с вопросом.
- Произнеси отчетливо, подчеркивая голосом выделенные слова.

III. Проверка домашнего задания.
- Какой поре года посвящены изученные произведения?
- С произведениями каких авторов мы познакомились?
И. Соколов - Микитов
Н. Сладков
Г. Скребицкий
Е. Интулов
Е. Благинина
- Какое стихотворение и какого автора выучили наизусть?
- Расскажите друг другу (работа в парах сменного состава)

III. Основная часть.
Введение в тему.

Собственно чтение
А. 1) Словарная работа.
Гроздья- кисти цветов, плодов.
Кипящий сиреневый куст - сильно цветущий
Срубить дом – построить дом из бревен
Ржавенькие- красно-бурого цвета
2) Установка на содержание.
3) Чтение учителя.
4) Жужжащее чтение.

Г. Ю.Коваль. Дубы.
1) Словарная работа.
Острова – участок, окруженный водой.
Поржавели – стали красно – бурого цвета.
Поредели листья - стало их меньше.
Вспыхнули березы – покраснели.
2) Физкультминутка для глаз. Красная точка.
3) Чтение со звуковым ориентиром.
4) Работа по целостному восприятию текста.
- Ответы на вопросы - стр. 59.

YI. Итог урока.
- С творчеством каких авторов мы познакомились?
- Назовите их произведения.

YII. Рефлексия.
- Какое произведение на вас произвело большее впечатление?

- Кто помнит, какие целевые установки на прошлом уроке мы определяли?

- Что умеете делать?

- А сегодня на уроке мы будем учиться составлять собственный текст, используя прием противопоставления.

4) Этап изучения нового.

- Что в задании непонятно? регулятивные

- Кто уверен, что вы все поняли?

- Из каких источников можно найти объяснения новым словам?

- Послушайте текст ( наблюдение за текстом )

- Что нового для себя вы узнали из текста? ( В августе может зацвести сирень , плоды у сирени- ржавенькие стручочки) познавательные

- Прочитайте текст самостоятельно. познавательные

- Какие задания нужно выполнить сначала? (озаглавьте текст), (выслушиваются ответы)

- Как вы думаете, какое название подходит больше остальных?

- С какой целью автор выбрал именно эти два дерева?

- Как описывает автор сирень?

- Какие признаки помогают сравнить и противопоставить деревья?

- Как автор называет деревья?

- Какие слова он подбирает чтобы описать их цветы?

- Подберите другие слова (пышно цветет, будто кипит , похоже га пену при кипении)

- Как автор называет плоды деревьев?

- Найдите уменьшительно-ласкательное выражение, передающее цвет. ( стручочки ржавенькие )

- Как вы понимаете, какие по цвету стручочки? ( рыжие, коричневые ) познавательные

- Почему испытали затруднения?

- Что для этого вам надо вспомнить?

- Где можно прочитать объяснение этому слову ( литературное значение )

В ходе обсуждения текста учителем на доске записываются признаки, по которым автор сравнивает и противопоставляет деревья. ( ученики записывают в тетрадь )

Цветов никто не замечает

Кто думает весной о рябине?

- Ребята, почему кисти сирени и грозди рябины никогда не встречаются? познавательные

- Для чего именно автор сказал, что сирень хочет поглядеть, хороша ли нынче рябина?

Групповая работа. коммуникативные

- Давайте вспомним, какое задание мы должны выполнить? ( написать собственный текст, основываясь на приеме противопоставления )

- Попробуйте объединиться в группы по 4 человека. Каждая группа должна составить текст.

- Какая главная задача будет у каждой группы ( подобрать сравниваемы предметы ).

- В чем ваше затруднение?

- Почему вы испытали это затруднение?

- Попробуйте обсудить это в группе.

- Дайте высказаться каждому – проанализируйте и выберете лучшие предложения для сравнения и противопоставления.

- Итак, с чего начинаем работу? ( выслушиваются 1-2 группы )

- Какой будет следующий шаг?

- Разделили ли вы обязанности по составлению текста?

- Если нужно поправляйте друг друга.

- Ошибки исправляйте вместе.

- Вам все теперь понятно? ( Учитель предлагает группе, которая испытывает большие трудности в подборе сравниваемых предметов свои варианты: цветы или животные, игрушки , дома или города, явления )

Самостоятельная работа. Ребята текст записывают в тетрадь.

Проверка написанного.( Каждая группа читает текст.)

- У какой группы задание по составлению текста на сравнение и противопоставление вызвало затруднение?

- Как вы думаете, почему? ( Слабые знания по сравниваемым предметам)

- Как устранить эти затруднения?

5) Этап закрепления нового материала. регулятивные

- Ребята, скажите, почему возникла необходимость изучать новую тему?

- Где мы будем применять новые знания?

6) Инструктаж по выполнению домашнего задания. познавательные

- Ребята, прочитайте задание к упражнению №2

- Встречалось ли вам такое задание?

- Как будете выполнять? Уточните пожалуйста.

- Прочитайте и попробуйте найти предложения, которые исправление не подлежат.(1,2,3)

- Где же ошибка во 2 предложении?(нужен более широкий конспект)

- Задумайтесь над 3 предложением.(поправке не поддается, т.к автомобиль может быть либо красный, либо синий)

- Давайте найдем причину ошибки в 4 предложении?(неправильно построено высказывание)

- Кто сможет охарактеризовать ошибку в 5 предложении.(грамматическая ошибка- плавал недалеко от берега, или лексическое незнание слова мелководье)

- Что нужно знать, чтобы правильно выполнить задание?

- Постарайтесь дома написать 4 и 5 предложения в исправленном виде.

7) Итог урока. Рефлексия

- Что необходимо сделать прежде чем мы закончим урок?( подвести итог работы) регулятивные

- Какая тема урока?

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Достигли ли вы поставленной цели?

- В чем было затруднение?

- Над чем надо еще поработать?

- Что помогло открыть новое знание?

- Довольны ли вы своей работой на уроке? личностные

8) Оценивание. Комментирование оцено Кашина Наталья Михайловна повторная работа

Программа Н.Ф.Виноградовой Русский Язык

Автор учебника С.В.Иванов

Класс 4 с.115-116 урок 52

Тип урока: открытие нового знания

  1. Познакомиться с текстом, построенным на основе противопоставления; научить составлять собственный текст, используя прием противопоставления.
  2. Продолжить работу над правильностью речи на основе наблюдения, анализа, сравнения и исправления речевых ошибок.
  3. Развивать универсальные учебные действия на уроке.
  1. Организационный момент.
  2. Этап целеполагания

- Ребята, откройте страницу 115.

- Прочитайте тему урока.

- К какому блоку относится данная тема? (Развитие речи)

- Это новая для вас тема? регулятивные

- Когда так называется тема?

- Что на ней изучаем?

- Какие знания получаем при изучении данной темы?

3) Этап актуализации знаний.

- Кто помнит, какие целевые установки на прошлом уроке мы определяли?

- Что умеете делать?

- А сегодня на уроке мы будем учиться составлять собственный текст, используя прием противопоставления.

4) Этап изучения нового.

- Что в задании непонятно? регулятивные

- Кто уверен, что вы все поняли?

- Из каких источников можно найти объяснения новым словам?

- Послушайте текст ( наблюдение за текстом )

- Что нового для себя вы узнали из текста? ( В августе может зацвести сирень , плоды у сирени- ржавенькие стручочки) познавательные

- Прочитайте текст самостоятельно. познавательные

- Какие задания нужно выполнить сначала? (озаглавьте текст), (выслушиваются ответы)

- Как вы думаете, какое название подходит больше остальных?

- С какой целью автор выбрал именно эти два дерева?

- Как описывает автор сирень?

- Какие признаки помогают сравнить и противопоставить деревья?

- Как автор называет деревья?

- Какие слова он подбирает чтобы описать их цветы?

- Подберите другие слова (пышно цветет, будто кипит , похоже га пену при кипении)

- Как автор называет плоды деревьев?

- Найдите уменьшительно-ласкательное выражение, передающее цвет. ( стручочки ржавенькие )

- Как вы понимаете, какие по цвету стручочки? ( рыжие, коричневые ) познавательные

- Почему испытали затруднения?

- Что для этого вам надо вспомнить?

- Где можно прочитать объяснение этому слову ( литературное значение )

В ходе обсуждения текста учителем на доске записываются признаки, по которым автор сравнивает и противопоставляет деревья. ( ученики записывают в тетрадь )

Автор: Оськина Наталья Александровна

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Тихорецк

Средняя группа. Май.

Цель: дать понятие о растениях ближайшего окружения, учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение, воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям.

Ход ИОС:

Воспитатель и дети выходят на прогулку.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня пойдем с вами в гости к одному интересному и красивому дереву на нашем участке, а к какому, вы узнаете, отгадав загадку.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это рябина. Давайте подойдем к нему.

Воспитатель и дети подходят к рябине.

Воспитатель: Зимой мы уже приходили в гости к этому дереву. Давайте рассмотрим дерево рябину сейчас. Что вы можете сказать о ней, что изменилось с приходом весны?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, на рябине появились зеленые листочки. Какие листочки у рябины?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы. А что мы видим на ветках рябины кроме листочков?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, белые цветы. А как вы думаете, что появится летом на рябине из этих цветов?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ягоды, которыми любят полакомиться многие птицы, животные и люди. Ребята, а у нас на участке есть еще одно растение с большим количеством цветов на нем. Найдете какое?

Дети подходят к сирени.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется это растение?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, это сирень. Сирень это не дерево, а кустарник. Как вы думаете, чем отличается дерево от кустарника?

Ответы детей.

Воспитатель: Первое отличие деревьев от кустарников в том, что деревья намного выше, чем кустарники. У кустарника ствол начинает ветвиться прямо у самой земли, а у дерева ствол выпрямляется и растет до определенной высоты, откуда и начинается его ветвление. Поэтому рябина это дерево, а сирень – кустарник. Иногда, у сирени тоже бывает небольшой ствол. Но так как сирень не очень высокое растение, его принято относить к кустарникам. Чем еще сирень отличается от рябины?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, листочек у сирени похож на сердечко. Цветы у нашей сирени фиолетовые. Бывает сирень с розовыми и белыми цветами. Ребята, посмотрите, из-за того, что кустарник ниже дерева мы можем легко дотянуться до цветов сирени и понюхать их. Долго вдыхать запах сирени нельзя, потому что может заболеть голова.

Дети нюхают цветы сирени.

Воспитатель: Какой аромат от цветов сирени?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, приятный, сладкий. Ребята, а кто знает, что появиться у сирени, когда цветы отцветут?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, после цветения, у сирени на ветках появляются небольшие соцветия-коробочки, в которых прячутся семена. В отличие от ягод рябины, их есть нельзя. Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру.

Д/и: Хорошо-плохо.

Воспитатель предлагает детям подумать, какую пользу приносит сирень, растущая на участке и какой вред. Затем , предложить сказать, какую пользу и вред приносит рябина.

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – рябина.

Пускай наша рябина Медленно встать.

Вырастай ты, рябина, Поднять руки вверх.

Вот такой вышины;

Вырастай ты, рябина, Развести руки в стороны.

Вот такой ширины.

Потанцуй, (имя водящего), Хлопают в ладоши.

Покружись для нас! Ведущий танцует, кружится.

А мы с этой рябины

  • срывать будем. Приближаются к ведущему.
  • нашей ………. Стараются дотронуться до ведущего.

Убегать будем! Дети убегают, ведущий их ловит.

Воспитатель: Ребята, какие деревья и кустарники произрастают на нашем участке?


Проведем настрой. Проследим за правильной посадкой на уроке русского языка, запишем дату, определим, что такое текст. Познакомимся с текстом. Подберем заголовок к тексту, обосновывая свой выбор.

Наблюдаем за текстом, построенным на приёме сравнения и противопоставления. Находим в тексте образные языковые средства. Проведем сравнения по картинкам и противопоставим деревья. Объясняем, почему кисти сирени и грозди рябины никогда не встречаются? Рассмотрим по таблице признаки, по которым автор сравнивает и противопоставляет деревья.

Проведем тест - опрос по содержанию. Осуществим взаимный контроль и окажем в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Проведем итог и рефлексию урока.

Презентация к уроку русского языка для начальных классов Текст

Сирень и рябина.

Мне кажется, что сирень и рябина - сестры. Сирень - весенняя сестра. Рябина - осенняя.

Весной за каждым забором кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, струночки ржавенькие.

Рябина тоже весной цветет, но какие у нее цветы. Никто их не замечает. Зато уж осенью - за каждым забором рябиновые гроздья.

Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине? Кто вспомнит осенью сирень?

Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветет сиреневый куст. Будто хочет поглядеть - хороша ли нынче рябина?

Срублю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину. Справа - сирень, слева - рябину, а сам посередке сяду. Вот будет здорово! Справа у меня – весенняя сестра, слева – осенняя, а я посерёдке сижу.

Содержимое разработки


 Двадцать первое ноября. Классная работа.

Двадцать первое ноября. Классная работа.

Два предложения и более по смыслу Общая тема ТЕКСТ

Два предложения и более

Сирень и рябина Мне кажется, что сирень и рябина - сестры. Сирень - весенняя сестра. Рябина - осенняя. Весной за каждым забором кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, струночки ржавенькие. Рябина тоже весной цветет, но какие у нее цветы. Никто их не замечает. Зато уж осенью - за каждым забором рябиновые гроздья. Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине? Кто вспомнит осенью сирень? Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветет сиреневый куст. Будто хочет поглядеть - хороша ли нынче рябина? Срублю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину. Справа - сирень, слева - рябину, а сам посередке сяду. Вот будет здорово! Справа у меня – весенняя сестра, слева – осенняя , а я посерёдке сижу. Ю. Коваль

Сирень и рябина

Мне кажется, что сирень и рябина - сестры. Сирень - весенняя сестра. Рябина - осенняя.

Весной за каждым забором кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, струночки ржавенькие.

Рябина тоже весной цветет, но какие у нее цветы. Никто их не замечает. Зато уж осенью - за каждым забором рябиновые гроздья.

Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине? Кто вспомнит осенью сирень?

Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветет сиреневый куст. Будто хочет поглядеть - хороша ли нынче рябина?

Срублю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину. Справа - сирень, слева - рябину, а сам посередке сяду. Вот будет здорово! Справа у меня – весенняя сестра, слева – осенняя , а я посерёдке сижу.

Сирень и рябина Дарья Герасимова

Сирень и рябина

Сирень и рябина весна

Сирень и рябина

Сирень и рябина осень

Сирень и рябина

Что сравнивается Сестры Сирень Цветы Рябина Плоды Осенняя Весенняя Кипящий куст Цветов никто не замечает Стручочки ржавенькие Рябиновые гроздья

Что сравнивается

Кипящий куст

Цветов никто не замечает

Стручочки ржавенькие

Рябиновые гроздья

Тест – опрос по содержанию. 1. Черемуха и рябина - сестры? 2. Сирень – летняя сестра? 3. Рябина – осенняя сестра? 4. Плоды у сирени в виде стручочков ржавеньких? 5. Осенью у рябины плоды – гроздья ягод? 6. Кисти сирени и гроздья рябины когда- нибудь встречаются? 7. Сиреневый куст редко снова зацветает в августе? 8. Писатель хочет посадить сирень прямо перед дверью? 9. Рябину хочет посадить справа? 10. Справа у меня – весенняя сестра, слева – осенняя, а я посередке сижу?

Тест – опрос по содержанию.

1. Черемуха и рябина - сестры?

2. Сирень – летняя сестра?

3. Рябина – осенняя сестра?

4. Плоды у сирени в виде стручочков ржавеньких?

5. Осенью у рябины плоды – гроздья ягод?

6. Кисти сирени и гроздья рябины когда- нибудь встречаются?

7. Сиреневый куст редко снова зацветает в августе?

8. Писатель хочет посадить сирень прямо перед дверью?

9. Рябину хочет посадить справа?

10. Справа у меня – весенняя сестра, слева – осенняя, а я посередке сижу?

Взаимопроверка. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - - + + + - + - - +

Взаимопроверка.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

всё удалось

были проблемы

ничего не получилось


-75%

Оборудование: раздаточный материал с текстами и биографической справкой, книжная выставка, портрет писателя.

ТСО: компьютер, магнитофон, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие учителя. Знакомство с классом.
  2. Постановка цели:

Наш урок-мастерская сегодня будет состоять из двух частей: сначала мы познакомимся с необычным человеком, детским писателем, волшебником по имени Юрий Коваль. Кто знает это имя? Кто читал его рассказы, миниатюры?

А позже мы попытаемся сами написать небольшую миниатюру, используя разнообразные средства выразительности и цитирование.

Ребята, сегодня мы работаем в трех группах: группа № 1, №2 и №3. У вас на столах лежат раздаточные материалы: листы №1, №2 и №3. На каждом этапе урока мы работаем с определенным листом.

Итак, с чего начинается знакомство с новым писателем? (С биографии)

У вас на столах лежат справочные материалы по биографии Юрия Коваля (лист №1 (см. приложение)). Изучите их и подготовьтесь ознакомить всех остальных по опорным тезисам, которые я вы видите на доске.

1. Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 г. в Москве. Его отец - сотрудник уголовного розыска; мать - врач-психиатр. Бывает так, что фамилия многое может сказать о человеке. Коваль — он мастер, рукодел. “Коли не коваль, так и руки не погань” — поговорка даже такая есть. Она приведена у Даля в “Толковом словаре живого великорусского языка”. Так что к Юрию Ковалю, наверное, вместе с фамилией перешёл и особый дар. И что за беда, коли плавил он не железо, а слова, ковал не подковы да лемехи, а строки. Зато получалось, как у заправского мастера, — добротно, легко и красиво.
Писать он начал ещё в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи. Что-то вроде:

Позже, когда Коваль поступил в Педагогический институт имени Ленина на филологическое отделение он серьёзно увлёкся там авторской песней, стал даже виртуозным гитаристом. Здесь он встретился и подружился с Юлием Кимом, Юрием Визбором.

2. Во время учебы Коваль серьёзно увлёкся не только авторской песней, а также искусством фрески, мозаики, скульптуры, рисунком и живописью. Он получил второй диплом – учителя рисования. Руки у него были мастеровитые, “умные” руки. Ладили они и с красками, и с глиной, и с металлом.

После окончания института (1960) Коваль работал учителем русского языка и литературы, истории, рисования в сельской школе в Татарии. Он сам сочинял стихотворные тексты для диктантов.

Когда трехлетний срок работы “по распределению” истек, Коваль возвращается в Москву и преподает в школе рабочей молодежи русский язык и литературу, работает в журнале “Детская литература”, “Мурзилка”, “Пионер”, “Смена”, “Огонек”. Публикуются его стихи и рассказы для детей, которые были приняты с одобрением известным писателем Борисом Шергиным, давшим Ковалю рекомендацию в Союз писателей СССР в 1972 году.

3. Одним из любимых его жанров стали прозаические миниатюры, рассказывающие о животных, о явлениях природы и деревенских жителях. Только вот откуда он, столичный житель, мог знать, как “почти не шевелясь, выползает туман к берегу” или какие они, “чудовищные, похожие на золотых гусениц корни аира”. А вот знал. Потому что исходил многие десятки километров по лесам и полям, месяцами жил и в дальних заброшенных деревеньках, и в охотничьих избушках Вологодской области. Так что действительно знал в лицо и птиц, и зверей, и травы разные. И понимал их, и любил.

При жизни Коваля было опубликовано около тридцати его книг. По сценариям Коваля сняты два художественных и более десятка анимационных фильмов. Умер Юрий Коваль в Москве 2 августа 1995 г.

Задание: Разверните эти опорные тезисы в связный рассказ:

СИРЕНЬ И РЯБИНА

Мне кажется, что сирень и рябина - сестры. Сирень - весенняя сестра. Рябина - осенняя. Весной - за каждым забором кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, стручочки ржавенькие. Рябина тоже весной цветет, но какие у нее цветы. Никто их не замечает. Зато уж осенью - за каждым забором рябиновые гроздья. Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине? Кто вспомнит осенью сирень? Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветет сиреневый куст. Будто хочет поглядеть - хороша ли нынче рябина? Срублю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину. Справа - сирень, слева - рябину, а сам посередке сяду.

  1. Есть ли антитеза в названии? (Нет, антитеза здесь кажущаяся или мнимая. Здесь сопоставление: “Сирень и рябина – сестры”.)
  2. Каким языком написана эта миниатюра? (Простым, доступным, текст потрясает своей безыскусностью. И действительно у Коваля все просто: Сирень и рябина – сестры. Значит родственные души).
  3. Кто является повествователем в миниатюре? (автор)
  4. Найдите предложение, в котором представлено философское осмысление мира самим автором? (“Срублю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину”. Есть будущее: человек должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Все так и было у Коваля. Есть и сын) (С другой стороны, сирень и рябина – это может быть и два возраста человека).
  5. Почему строчки в миниатюре написаны особым способом? Что это напоминает? (Стихотворение)
  6. Какой еще писатель 19 века обращался к такому жанру? (Тургенев И.)

Что отличает миниатюры Коваля от миниатюр Тургенева? (Язык.

Простой и доступный. Вот поэтому он и волшебник, что из простого

создает гениальное. + Философское осмысление бытия)

Именно благодаря их использованию перед нами возникает такая

7. Анализ миниатюры “Медведица кая” в творческих группах

Задание: ребята, прочитайте еще одну миниатюру Ю. Коваля (1 мин.) и обсудите вместе предложенные вопросы, выберите отвечающих (1 мин.)

По влажной песчаной тропе ползет Медведица кая. Утром, еще до дождя, здесь проходили лоси - сохатый о пяти отростках да лосиха с лосенком. Потом пересек тропу одинокий и черный вепрь. И сейчас еще слышно, как он ворочается в овраге, в сухих тростниках. Не слушает вепря Медведица и не думает о лосях, которые прошли утром. Она ползет медленно и упорно и только ежится, если падает на нее с неба запоздалая капля дождя. Медведица кая и не смотрит в небо. Потом, когда она станет бабочкой, еще насмотрится, налетается. А сейчас ей надо ползти. Тихо в лесу. С веток падают тяжелые капли. Сладкий запах таволги вместе с туманом стелется над болотом. По влажной песчаной тропе ползет мохнатая гусеница Медведица кая. 1 группа – 1. Кого вы ожидаете увидеть, прочитав название миниатюры?

2. Эпическое, юмористическое или лирическое доминирует в миниатюре?

Кто является повествователем?

2 группа – 1. Когда вы поняли, что это не медведица? Укажите нужные слова.

2. По жанру эта миниатюра - импрессионный этюд. Импрессия – впечатление.

Объясните, в чем проявляется импрессионность?

(По жанру это импрессионный этюд. Импрессия – впечатление. Здесь автор и мы с ним вместе увидели чудо жизни.)

3 группа – 1. Есть ли в миниатюре кольцевая композиция? Докажите.

2. Какие изобразительно-выразительные средства присутствуют в миниатюре?

Эпитеты: одинокий и черный вепрь, запоздалая капля дождя; Лексика: сохатый – обл. – лось, Вепрь – дикий кабан. Отросток – ответвление, медведица кая – название бабочки; повтор – “ползет”, ряды однородных членов.

8.Обобщение: А теперь вернемся к нашему заданию и ответим на вопрос: в чем особенность жанра миниатюры?

У вас есть опорные вопросы, обсудите их.

Записывать не надо, а следует подчеркнуть эти особенности в раздаточном листке №2 (вверху) (см. приложение)

9. под музыку. А сейчас каждый из вас будет творить сам. Знаете, как в стихах иеромонаха Романа: “Душа рождает слово”. Мы будем писать миниатюру вместе по предложенному плану (лист № 3 (см. приложение))

Вы записываете начало пункта, цитату, а комментируете ее сами. Вопросы переписывать не нужно, сразу записываете ответ.

Какое сегодня небо! (?)

(из книги И.Г.Минераловой “Практичская методика преподавания литературы”)

1. Я проснулся и выглянул в окно: какое сегодня небо!

  • Погожее, Необычное
  • Пасмурное, Дивное
  • Чистое, Тревожное
  • Глубокое, Радостное

2. А.Пушкин бы сказал: “Под голубыми небесами…”Почему он назвал небо небесами?

3. А у Ф.Тютчева “И льется чистая и теплая лазурь…” Что это – лазурь?(светло-синий цвет)

4. Почему вообще небо так притягательно? Почему через его описание поэт стремится выразить душу?

5. Такое . утро, а мне почему-то вспомнились стихи
иеромонаха Романа: “Все, как один, о небесах забыли…”Разве пейзаж здесь имеется им в виду?

6. Небо-небо, небеса! Как много надо еще прожить, чтобы понять твою глубину!

10. Ребята, определите в группах, чью работу вы представите для чтения и обсуждения. Презентация лучшей работы группы.

11. Подведение итогов работы мастерской слова:

Я уверена, что эти навыки помогут вам при написании части С Единого Государственного Экзамена. Спасибо за активную работу на уроке.

Читайте также: