Синтаксическая роль наречий в предложении 7 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Продолжаем наше путешествие по стране “Морфология”(Слайд № 3,4).

– Что обозначает слово “Морфология”?

– На какие две большие группы делятся все части речи?

Пока мы путешествуем по округу самостоятельных частей речи. И сейчас мы узнаем, как вы их помните. (Слайд № 5).

Постарайтесь узнать часть речи по её общему значению. В качестве примера выберите к каждой части речи слова, размещённые на слайдах. (Слайды № 12, 13, 14, 15, 16. 16, 17. 18). Один учение объясняет орфограммы.

Мы изучили подробно почти все части речи в округе самостоятельных частей речи. Остался один неизведанный островок. (Слайд № 3).

– Как он называется?

– Что вам известно об этой части речи?

– Что сегодня мы должны узнать об этой части речи?

Таблица с планом рассказа о частях речи.

  1. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль.

Задача урока: научиться определять наречие как часть речи.

Но прежде послушаем, что обозначает слово “Наречие”. (Слайды № 11).

Запишем число, тему урока.

Начинаем работать по плану.

Выясняем общее значение наречий. (Слайды № 6, 7).

– Хочется ли вам так сказать, увидев из– за гор встающее солнце?

– Как вы думаете, какие слова придают точность, выразительность предложениям?

Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся, и сделайте разбор словосочетаний.

(Сделали, спросила, у кого какие; проверяем по скрытой доске).

– От каких частей речи зависит наречие? (Наречия чаще всего сочетаются с глаголами, причастиями, деепричастиями, прилагательными и другими наречиями).

Давайте подумаем, признак чего обозначает наречие в каждом конкретном случае: люблю особенно и далее.

Вывод: наречие обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?

Следующий пункт нашего плана, который мы должны раскрыть, – морфологические признаки. (Слайд № 8).

Измените словосочетания: I вариант– люблю особенно, II вариант– яркое очень.

Наречия не изменяются, поэтому у них нет окончаний.

Какую часть речи напоминают? (Деепричастие).

Осталось выяснить синтаксическую роль наречий. (Слайд № 9).

I вариант записывает первое предложение, II записывает второе предложение.

Задание: сделайте синтаксический разбор предложений. Объясните пунктуацию.

Вывод: чем являются наречия в предложении?

Формулируем правило (с примерами). (Слайд № 10).

А теперь посмотрим, есть ли в учебнике дополнительные сведения о наречии?

Могут быть определениями.

Могут сочетаться с существительными.

Новые вопросы: с какой целью? В какой степени?

Запоминаем правило, повторяем (сильный– слабый).

III. Закрепление.

Упражнение № 196. Назовите наречия с теми словами, к которым они относятся, задайте вопросы.

Падают (как?) тихо;
Мчусь (как?) быстро;
Быстро (в какой степени?) очень;
Быстрей (в какой степени?) ещё.
К доске идёт ученик работать по карточке.

Карточка: запишите словосочетания; сделайте морфемный разбор наречий, устно подберите к ним синонимы:

С подчёркнутым словосочетанием составьте предложение, подчеркните наречие как член предложения.

Все: замените фразеологизмы наречиями (запишите только словосочетания с наречиями).

Спит как убитый
Работать спустя рукава
Знать как свои пять пальцев

(Сделали сами морфемный разбор записанных наречий. Рассказали).

Самостоятельная работа: (Слайд № 11) Составьте предложения по картинке, употребив в своей речи наречия.

Материал урока разработан по технологии "БиС": сжато даётся теория, и имеются дифференцированные задания для закрепления темы.

Содержимое публикации

52.Синтаксическая роль наре­чий в предложении. Морфоло­гический разбор наречия.

Морфологический разбор — это доказательство того, что данное слово является той частью речи, за которую вы его приняли.

нужно произвести морфологический разбор наречия, следует отметить общее грамматическое значение,морфологические признакиисинтаксическую роль.

производится устный морфологический разбор наречия, необходимо придерживаться следующего плана: I Часть речи. Общее значение. II Морфологические признаки: разряд; неизменяемое слово; степень сравнения (если есть). III Синтаксическая роль.

Общее грамматическое значение. Признак действия, признак предмета или признак другого признака.
Определительные наречия: образ действия - как? каким образом?
меры - в какой степени? на сколько?
Обстоятельственные наречия: места - где? куда? откуда? времени - когда? как долго? причины - почему? отчего? цели - для чего? зачем?

Образец устного разбора.
Ветер порывисто дул.
Порывисто — наречие.
Во-первых, оно обозначает признак действия: дул (как?) порывисто.
Во-вторых, относится к разряду определительных.
В-третьих, является неизменяемым словом.
В-четвёртых, в предложении является обстоятельством образа действия.

Образец письменного разбора.Ветер порывисто дул. Порывисто — наречие;
I Дул (как?) порывисто. II Морф.призн.- признак действия;
неизменяемое слово;
III Дул (как?) порывисто.
·—·—·—·—·

Морфологические признаки. Не имеют рода, числа, не склоняются и не спрягаются
Постоянные: разряд по значению (образа действия, меры и степени или места, времени, цели, причины), степень сравнения (для наречий на -о/-е, образованных от качественных прилагательных, для которых этот признак является постоянным),неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения).
Непостоянные: степень сравнения (для качественных на -о/-е с непостоянным признаком степеней сравнения).

Синтаксическая роль наречий.
Наречие связано с другими знаменательными частями речи по смыслу.
В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами, определениями, именной частью составного именного сказуемого. Издалека доносилась песня. −∙−∙−∙−∙−∙−∙
По утрам он любил яйца всмятку и кофе по-ирландски.
~~~~~~ ~~~~~~~~~~~
Пальто тебе впору. . ═════

87.Тренажёр по теме "Особенности упо­требле­ния предложений с прямой и косвенной речью. Синони­мия предложений с прямой и косвенной речью".

52.Тренажёр по теме "Синтаксическая роль наре­чий в предложении. Морфоло­гический разбор наречия".

НПС. Определите, каким членом предложения являются наречия в данных предложениях.

ППС. Найдите наречия и произведите их морфологический разбор.

ВПС. Составьте с сочетаниями слов предложения, укажите синтаксическую роль наречий.

1. Больной ел яйца всмятку. 2. Хрустально-чистый, звучный и необыкновенно сильный тенор зазвенел в комнате. 3. Плавно и нежно лились один за другим грудные, горячие, трепещущие звуки. 4. После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными. 5. Разгадка мрачного настроения доктора была налицо. 6.Этот разговор вполголоса я не расслышал. 7. Мелодия звучала просто и скромно. 8. Барину невтерпёж было мирно сидеть в тихой Астрахани. 9. Матрос навзничь рухнул на дощатую койку. 10. День прошел впустую .

1. Прогулка пешком была полезна. 2. На солнце ярко сверкнули занесённые снегом избушки. 3. Осенью хозяин велел забить наглухо дачу. 4. Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям просторно. 5. Влажный ветерок изредка набегает холодной волной. 6. И опричник молодой застонал слегка, закачался, упал замертво. 7. Сеня волнуется – это ужасно плохая примета. 8. Ночью дедушка отворил дверь настежь. 9. Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щёки. 10. Гавриле захотелось, чтобы хозяин воротился скорее.

1. Замесить гуще, каша была гуще. 2. Отец моложе, выглядеть моложе. 3. Копать глубже, озеро стало глубже. 4. Голос громче, заговорил громче. 5. Ручей шире, раскрыть шире. 6. Раздаётся реже, лес стал реже. 7. Шаги стали осторожнее, прикасаться осторожнее. 8. Идти увереннее, голос стал увереннее. 9. Движемся медленнее, движения стали медленнее. 10. Бельё чище, вымыть чище.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: расширять знания о наречии, научиться определять грамматические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный словарный запас наречиями.

Технологии: здоровье - сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться определять наречия по их грамматическим признакам

коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по конструированию словосочетаний с наречиями с последующей взаимопроверкой, написание лингвистического описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: проектор, экран.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей! Присаживайтесь.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга понимает. Чувствует и слышит. Откройте тетради.

- Запишите число, классная работа, начнем нашу работу.

3. Определение темы. Целеполагание.

- Ребята, сейчас мы будем работать в группах. У вас на столах лежат файлы, а в них желтые листочки с ребусами. Разгадайте ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.

(Внутри) (Рядом)

- На какие вопросы отвечают зашифрованные слова?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Итак, о какой части речи мы будем говорить? (О наречии).

- Молодцы! А кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока.

- Какие цели вы поставите перед собой? (расширять знания о наречии, научиться определять грамматические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении).

-Запишите в тетради слово Наречие, подберите и запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни. (Противоречие, красноречивый, изречение, противоречивость, просторечный).

4. Актуализация знаний. (Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала).

- Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем заполнять листы исследования. Будем записывать в них все то, что узнаем на уроке о наречии.

5. Ознакомление с новым материалом.

1. Слово учителя: Как вы думаете, почему наречие так назвали?

- Итак, давайте знакомиться с Госпожой Наречие!

(Выступление ученицы в роли Госпожи Наречие).

- Учитель: Госпожа Наречие, вы дали всю информацию о себе?

- Ученица: Нет, дополнительную информацию вы получите, прочитав прилежно материал на странице 92.

- Учитель: Ребята, откройте учебники на стр. 92 и прочитайте ту информацию, о которой нам не сказала Госпожа Наречие.

- Наречие – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? зачем? с какой целью? В какой степени? и др.

Давайте запишем определение наречия в наши листы исследования.

Ребята, сейчас поработаем со стихотворением, посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Прочитайте, выразительно стихотворение.

6. Работа со стихотворением.

Наш язык и скромен и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

И представишь сразу неба синь.

И увидишь – солнышко взошло.

Сразу вечер постучит в окно.

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Пред тобою вся Россия!

- Учитель: Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!)

- Назовите наречия, которые встретились в стихотворении. (Высоко, светло, темно, ароматно, красиво). Молодцы!

7. Исследовательская работа.

- Продолжим наш разговор о наречии.

Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том, на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно говорим о том, что она обозначает. То есть, о грамматическом значении. Каково же грамматическое значение наречий?

- Давайте узнаем об этом.

8. Работа в группах. (Для каждой группы свое задание).

- Достаньте карточки и выполните задание. (На все 5-7 минут).

1. Прочитайте стихотворение.

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

2. Найдите наречие. От какого слова задаем вопрос к наречию? Запишите словосочетания.

Плывут (как?) замедленно

Плывут (как?) тихо, беззаботно

- Учитель: Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово, какой части речи?

- Дети: Глагол.

- Учитель: Что обозначают глаголы?

- Дети: Действие.

- Учитель: Что обозначает наречие, примыкая к глаголу?

- Дети: Признак действия.

- Учитель: Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.

Определите, может ли наречие зависеть от слов других частей речи?

Очень внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего леса. - Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

Внимательному (насколько?) очень

Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака.

Определите, может ли наречие зависеть от слов других частей речи?

Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно.

Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

(Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака).

Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.

Чтение вслух. Чтение (какое?) вслух

Взгляд исподлобья. Взгляд (какой?) исподлобья

(Чтение, взгляд – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета).

- Учитель: Верно, но такое бывает достаточно редко. Я предлагаю дополнить определение, данное в начале урока, учитывая те знания, которые вы получили. И записать в наши листы, что же обозначает наречие.

- Наречие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак признака, реже – признак предмета и отвечающая на вопросы: где? куда? когда ? откуда? почему? зачем? насколько? как? и другие.

- К каким частям речи может относиться наречие?

Давайте сделаем вывод.

Наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (чтение вслух).

9. Физкультминутка.

- Учитель: Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.

Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Энергично повертелись,

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели.

- Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали наречия. Какие? Назовите их.

Дружно, энергично, тихонько.

10. Закрепление изученного и изучение нового материала.

- Учитель: Ребята, давайте понаблюдаем, есть ли у наречия непостоянные морфологические признаки? (Работа с предложением).

- Учитель: Посмотрите на слайд, прочитайте предложение.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

(Иван Захарович Суриков)

- Учитель: Выпишите из этого предложения наречие вместе с тем словом, от которого оно зависит.

Тихо падает

- Попробуем изменить форму слов.

Тихо падают

Тихо падаем

Тихо падали

-Какой вывод можем сделать?

- Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.

Наречие – неизменяемая часть речи и не имеет непостоянных признаков. Запишем это.

- А как этот факт отражается на строении слова?

- У наречий нет окончания.

- А теперь проверим ваши знания, выполнив задание.

11. Этап закрепления.

- Учитель: Все знают, что эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы. - Вспомните, что такое фразеологизмы?

- Замените фразеологизмы наречиями и запишите наречия.

Фразеологизм

Положа руку на сердце

У чёрта на куличках

Битый час

Бок о бок

Душа в душу

Кот наплакал

Ни свет ни заря

(Обмен карточками, взаимопроверка).

- Сдайте карточки. Я проверю ваши работы и выставлю оценки.

- На ваших столах лежат карточки с предложениями. Если выделенное слово – наречие, то напротив него поставьте букву Н, если не наречие – поставьте прочерк.

Я очень люблю весну

Он лениво потянулся

Туман медленно исчезает

Солнце слегка коснулось воды

Прогремел гром

Это платье красивое

Стол стоит крепко

Руки работают ловко

Она смотрела вдаль

Отец закрыл окно

Звездное небо

Лес закончился неожиданно

Все громко кричали

Задачу решить легко

Листья плавно опустились

- Молодцы! Продолжаем!

12. Подведение итогов.

- Учитель: Давайте вспомним, что называется наречием?

(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний).

-А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (Обстоятельство).

13. Рефлексия.

- Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком.

14. Домашнее задание. (По группам)

1. Выучить правило. Стр.91,92.

Домашнее задание.

1. Выучить правило. Стр.91,92.

2. Выполнить задание.

Проверить, насколько хорошо вы усвоили общее грамматическое значение наречий, поможет следующая работа.

- Прочитайте текст на карточках. Выпишите словосочетания с наречиями, укажите, чем выражено главное слово; определите грамматическое значение наречий: “признак действия”, “признак признака”, “признак предмета”.

Сказка об одуванчиках

Встало однажды Солнышко и пошло гулять по весеннему небу. Смотрит: необычайно красива земля. И леса, и луга – все в нарядном платье Весны. Настоящая сказка наяву! Но чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на зеленую землю солнечные пылинки, и весело засветились на лугах желтые огоньки-одуванчики.

А сердитая Зима, которая пряталась неподалёку, бросила взгляд исподлобья. Смотрит, а в траве растут маленькие солнышки и ослепительно ярко горят. Разозлилась Зима. Махнула своим серебряным рукавом, запорошила огоньки снегом и ушла на Север. А одуванчики стали щеголять в двух нарядах: в желтом платье и белой пушистой шубке.

I. Синтаксическая роль наречия в словосочетании (упр. 590 – 593)

В слабом классе по усмотрению учителя можно предложить ребятам сначала записать приведённые в упражнении 590 словосочетания в тетради, объясняя выбор написания наречий, и лишь затем распределить эти словосочетания по столбикам в соответствии с моделями, устно называя вопросы к зависимым словам, например: наполнить (в какой степени?) доверху.

В случае затруднения учеников слабого класса при работе с упражнением 591 попросим их заполнить пропуски в следующих предложениях и объяснить выбор написания омофонов.

1) В библиотеке на книжных сте(л, лл)ажах . стоят тома серии "Библиотека мировой литературы для детей" и словаря В. Даля. 2) Елена Александровна а(к, кк)уратно заворачивает (не)сколько выбра(н, нн)ых книг в . бумагу.

Предложим ребятам выписать ряды синонимов (очень – чрезвычайно – весьма; поразительно – удивительно) в тетрадь и ещё раз акцентируем их внимание на том, что разряды наречий выделяются в соответствии с их значением, поэтому и синонимичные наречия относятся к одному разряду.

Конкурс. Отведём время на выполнение задания 3 упражнения 592 и пригласим ребят поучаствовать в конкурсе на самое интересное по форме и/или содержанию предложение.

Предоставим возможность ученикам слабого класса в случае затруднения при выполнении задания 1 упражнения 593 воспользоваться материалом таблицы на с. 8 и отметим, что глаголы могут не сочетаться с наречиями определённых разрядов.

II. Синтаксическая роль наречия в предложении (вопросы и задания на с. 52, упр. 595)

Прежде чем ученики приступят к работе с вопросами и заданиями на с. 52, предложим им подчеркнуть в тексте, предварительно вынесенном учителем на доску, все наречия и слова категории состояния как члены предложения и определить вид каждого обстоятельства.

Неспроста брат с сестрой рано пришли домой из школы и сразу затеяли уборку: им очень хотелось получить разрешение пойти в кино. Они намеренно громко включили пылесос и усердно принялись за работу. Уже через час в гостиной было чисто и уютно, и детям приятно было выслушать похвалу родителей.

На основании проделанной работы семиклассники делают обобщения в соответствии с вопросами и заданиями на с. 52.

Попросим учащихся подробно прокомментировать примеры в упражнении 595. По своему усмотрению учитель может предложить образец устного ответа (см. этап I урока 68).

Д. з.: 1) упр. 594 с дополнительным заданием: выписать из предложений два словосочетания с наречиями и провести их синтаксический разбор (см. образец на с. 13 части 3 учебника); 2) индивидуальные задания – упр. 596, 598 (см. примечание).

Примечание. Распределим задание упражнения 598 между тремя учениками.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: