Школа 2100 конспект урока по русскому языку
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Алфимова Наталья Витальевна, МОУ СОШ №27 города Волгограда, учитель начальных классов.
При составлении конспекта использовалось стихотворение Евгения Ильина про горихвостку.
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи:
- научить распознавать сложные слова, выделять в них корень
- создать условия для наблюдения за сложными словами
- научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;
- развивать умение анализировать, сравнивать материал
- продолжить формирование орфографической зоркости;
- воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая.
Оборудование: карточки со словами парные, безударные, удвоенные, непроизносимые, водичка, водный, водопад, вода, падение, падать, карточки трёх цветов с высказываниями литературных героев для рефлексии, иллюстрация с изображением птицы горихвостки.
Тема данного урока : "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному:с большой или с маленькой буквы?
Русский язык
Тема: Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы?
– развитие умения различать написание слов с большой и с маленькой буквы;
-– развитие орфографических умений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Этапы урока
Формирование УУД,
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Повторение. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1. Организационный момент
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Учебник (раскрыт на стр.31), ручки, карандаши и тетрадки (лежат с наклоном, раскрыты)!
ΙI. Чистописание. 1 3 4 3
– С какого этапа мы начинаем урок?
– Рассмотрите героя нашего урока.
– Этого клоуна зовут Фуки-Нуки. Он очень любит детей и сегодня пришел к вам на урок. Давайте минутку чистописания посвятим клоуну и повторим написание буквы к.
1. Прописывание букв и сочетаний.
– Из каких элементов состоит строчная буква к? К?
– Как написать её безотрывно? (Начинаю писать сверху вниз наклонную палочку, веду сначала вверх по палочке до её середины, а затем вправо и плавно закругляю, по этому элементу веду до середины палочки и пишу оставшуюся часть, как букву г.)
– Прочитайте сочетания, которые у вас написаны.
– Что можете сказать о первых двух? (-чк пишется без ь, км – это сокращённое слово километр.)
– Как соединены буквы в сочетаниях?
- Запишите первую строчку. Но перед тем,как начать писать , сделаем зарядку для пальчиков:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать,
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
2. Чтение и запись слов.
– Прочитайте сначала слова, которые нельзя переносить, а потом по слогам остальные слова.
– В каких словах и где можно допустить ошибку?
– Что надо помнить при написании этих слов?
– Запишите слова. Разделите вертикальной линией слова на слоги.
– Какое слово является лишним по отношению к другим словам? Почему?
-Как вы думаете, почему слова , написанные с большой буквы ,мы включили в нашу минутку чистописания?
3. Упражнение для самоконтроля.
Жил-был клоун Фуки-Нуки,
В школе изучал науки.
А писать он не умел,
В это время Фу ревел.
Буквы лучшие в тетрадке.
Ученики обводят зеленым карандашом лучшие буквы в кружок.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
– Как назывался этот этап урока?
III. Словарная работа. 1
Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов.
Кто помочь словам готов?
- Ребята, поможем словам? (со, во, ко, ба, ро, ка, ро, ва, на)
Дети записывают слова: собака, корова, ворона
- Придумайте клички этим животным. Как пишутся клички животных?
– Взаимопроверка.
2. – Составьте предложение по схеме:
____ _____ собака _____.
– Почему в предложении два слова записаны с большой буквы?
(Начало предложения, кличка собаки.)
ΙΙΙ. Формулирование темы и цели урока. 3
- Ребята, запишите под диктовку предложение : У дома лежит шарик.
Дети пишут в тетрадях, 1 человек – у доски.
- Поднимите руку, кто написал так же? А кто написал по-другому? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой)
- Смотрите одно и то же слово написано по-разному.
- Какой у вас возникает вопрос? Какое из этих двух предложений правильное? (Почему слова, которые звучат одинаково , написаны по- разному?)
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня? (Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, когда слово пишется с маленькой буквы, а когда – с большой.)
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
– Составим план урока.
Написание слов с большой буквы.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Оборудование: рисунки именительного и винительного падежей, карточки со словарными словами, индивидуальные задания на карточках, карточки с вопросами, предлогами и т. д. изучаемых падежей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ну и грамотно писать.
2. Словарная работа.
2.1 - Начнем урок с разгадывания кроссворда.
- Но прежде, давайте вспомним, что такое синонимы.
– Поставьте ударения, подчеркните букву, которую надо запомнить.
- Какое новое слово вы видите? ПАДЕЖ
- Назовите глухие согласные звуки[ п ] , [ ш ]
- Чем они отличаются? [ ш – непарный, твердый ]
- Как проверить согласный звук на конце слова?
- Запишите проверочное слово. ПАДЕЖИ.
- Можно ещё по-другому проверить? ПАДЕЖНЫЙ
- Чем отличаются проверочные слова ПАДЕЖИ и ПАДЕЖНЫЙ? ( форма слова, однокоренное слово).
Падеж – лексическое значение [ одна из категорий имени существительного ]
- Что вы знаете о существительном?
Постоянные признаки:
- одушевленное, неодушевленное;
- собственное, нарицательное;
- имеют род.
- изменяется по числам, падежам;
- главные и второстепенные члены предложения.
- Как существительное ПАДЕЖ можно связать с темой урока?
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
- Каковы задачи урока?
- Научиться отличать И.п. от В.п.
- Учиться думать, мыслить и внимательно относиться к каждому слову.
- Что может помочь нам в умении отличать И. п. от В. п.?
Работа в парах по карточкам.
- Установить соотношение между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.
- Как вы думаете, для чего нужно знать падежи?
- А вот я знаю мальчика, который не хочет знать падежи.
Спросили Лежебокина:
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
В том не моя вина
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу.
Трудиться, а тем более творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать,
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит,
Отец во всякой мелочи
Во всем меня винит.
Да, переделка кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Просительный.
- Чтобы не быть Лежебокиными, нам необходимо научиться отличать И. п. от В. п.
4. Формирование новых знаний.
Послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете?
- читали рассказ
- рассказ рассмешил
В таком же замешательстве были и придворные. Однажды Принцам захотелось посмотреть мир, и они отправились в путешествие. Заглянули они ив нам.
- Давайте встретим их на вокзале. (Вывешиваются на доске плакаты Принцев).
Вокзал находится на окраине города.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.
Дети объясняют и подчеркивают орфограммы, записывают предложения.
- Можно ли с уверенностью сказать, что это слово стоит в одном и том же падеже?
- Найдите грамматическую основу.
- Можем ли мы сейчас определить падеж существительного ВОКЗАЛ в первом предложении?
- Как определить падеж в других предложениях? (Дети называют словосочетания).
- Как вы думаете, почему В. п. получил такое название? (Является причиной, вызывающей само действие).
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: если существительное выполняет роль подлежащего, это слово И.п., если роль второстепенного члена – В. п.
Появляется запись на доске.
Потрудились, отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
5. Формирование практических навыков.
- Что общего у существительных остров, город, рассказ?
(М. р., ед. ч., нулевое окончание).
Самостоятельное выполнение упр. 124, стр.74.
1в.- первый абзац.
2в.- второй абзац.
Третий абзац – индивидуально.
Проверка. Объяснить, какими членами предложения являются выделенные существительные.
- Какой вывод можно сделать?
- Какие цели мы ставили на уроке?
- Докажите, что цель урока достигнута.
Выдаются карточки с пословицами.
- Вина голову клонит.
- Пословица не зря молвится.
- Без заботы и репу не вырастишь.
- Всякая дорога вдвоем веселей.
Найдите пословицу, в которой нет существительного в В.п. Найдите пословицу, в которой нет существительного в И.п.
Пословицу, в которой нет существительного в И.п. и В.п.
Д. З.: стр. 76, правило.
Стихотворение-наказ. (читает ученица).
Кто только зубрит,
Чтоб от двоек бежать,
Тому никогда – никогда не понять.
Что можно идти на урок,
как на праздник,
Что каждый отличник –
шутник и проказник.
Учитесь с улыбкой!
Шутите учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как я!
В добрый час!
Автор: Алфимова Наталья Витальевна, МОУ СОШ №27 города Волгограда, учитель начальных классов.
При составлении конспекта использовалось стихотворение Евгения Ильина про горихвостку.
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи:
- научить распознавать сложные слова, выделять в них корень
- создать условия для наблюдения за сложными словами
- научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;
- развивать умение анализировать, сравнивать материал
- продолжить формирование орфографической зоркости;
- воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая.
Оборудование: карточки со словами парные, безударные, удвоенные, непроизносимые, водичка, водный, водопад, вода, падение, падать, карточки трёх цветов с высказываниями литературных героев для рефлексии, иллюстрация с изображением птицы горихвостки.
Читайте также: