Школа 2100 конспект урока по русскому языку

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Алфимова Наталья Витальевна, МОУ СОШ №27 города Волгограда, учитель начальных классов.

При составлении конспекта использовалось стихотворение Евгения Ильина про горихвостку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи:

- научить распознавать сложные слова, выделять в них корень

- создать условия для наблюдения за сложными словами

- научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- продолжить формирование орфографической зоркости;

- воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая.

Оборудование: карточки со словами парные, безударные, удвоенные, непроизносимые, водичка, водный, водопад, вода, падение, падать, карточки трёх цветов с высказываниями литературных героев для рефлексии, иллюстрация с изображением птицы горихвостки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема данного урока : "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному:с большой или с маленькой буквы?


Русский язык

Тема: Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы?

– развитие умения различать написание слов с большой и с маленькой буквы;

-– развитие орфографических умений.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.





Этапы урока

Формирование УУД,

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Повторение. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1. Организационный момент

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке

Учебник (раскрыт на стр.31), ручки, карандаши и тетрадки (лежат с наклоном, раскрыты)!

ΙI. Чистописание. 1 3 4 3

– С какого этапа мы начинаем урок?

– Рассмотрите героя нашего урока.

– Этого клоуна зовут Фуки-Нуки. Он очень любит детей и сегодня пришел к вам на урок. Давайте минутку чистописания посвятим клоуну и повторим написание буквы к.

1. Прописывание букв и сочетаний.

– Из каких элементов состоит строчная буква к? К?

– Как написать её безотрывно? (Начинаю писать сверху вниз наклонную палочку, веду сначала вверх по палочке до её середины, а затем вправо и плавно закругляю, по этому элементу веду до середины палочки и пишу оставшуюся часть, как букву г.)

– Прочитайте сочетания, которые у вас написаны.

– Что можете сказать о первых двух? (-чк пишется без ь, км – это сокращённое слово километр.)

– Как соединены буквы в сочетаниях?

- Запишите первую строчку. Но перед тем,как начать писать , сделаем зарядку для пальчиков:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать,

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

2. Чтение и запись слов.

– Прочитайте сначала слова, которые нельзя переносить, а потом по слогам остальные слова.

– В каких словах и где можно допустить ошибку?

– Что надо помнить при написании этих слов?

– Запишите слова. Разделите вертикальной линией слова на слоги.

Какое слово является лишним по отношению к другим словам? Почему?

-Как вы думаете, почему слова , написанные с большой буквы ,мы включили в нашу минутку чистописания?

3. Упражнение для самоконтроля.

Жил-был клоун Фуки-Нуки,

В школе изучал науки.

А писать он не умел,

В это время Фу ревел.

Буквы лучшие в тетрадке.

Ученики обводят зеленым карандашом лучшие буквы в кружок.

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

– Как назывался этот этап урока?

III. Словарная работа. 1

Вот так горе! Вот беда!

Как запутались слова!

Все они из трёх слогов.

Кто помочь словам готов?

- Ребята, поможем словам? (со, во, ко, ба, ро, ка, ро, ва, на)

Дети записывают слова: собака, корова, ворона

- Придумайте клички этим животным. Как пишутся клички животных?

Взаимопроверка.

2. – Составьте предложение по схеме:


____ _____ собака _____.

– Почему в предложении два слова записаны с большой буквы?

(Начало предложения, кличка собаки.)

ΙΙΙ. Формулирование темы и цели урока. 3

- Ребята, запишите под диктовку предложение : У дома лежит шарик.

Дети пишут в тетрадях, 1 человек – у доски.

- Поднимите руку, кто написал так же? А кто написал по-другому? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой)

- Смотрите одно и то же слово написано по-разному.

- Какой у вас возникает вопрос? Какое из этих двух предложений правильное? (Почему слова, которые звучат одинаково , написаны по- разному?)

– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня? (Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, когда слово пишется с маленькой буквы, а когда – с большой.)

– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?

– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

– Составим план урока.

Написание слов с большой буквы.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


– Какой кружок обозначает эти действия?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Оборудование: рисунки именительного и винительного падежей, карточки со словарными словами, индивидуальные задания на карточках, карточки с вопросами, предлогами и т. д. изучаемых падежей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ну и грамотно писать.

2. Словарная работа.

2.1 - Начнем урок с разгадывания кроссворда.

- Но прежде, давайте вспомним, что такое синонимы.

– Поставьте ударения, подчеркните букву, которую надо запомнить.

- Какое новое слово вы видите? ПАДЕЖ

- Назовите глухие согласные звуки[ п ] , [ ш ]

- Чем они отличаются? [ ш – непарный, твердый ]

- Как проверить согласный звук на конце слова?

- Запишите проверочное слово. ПАДЕЖИ.

- Можно ещё по-другому проверить? ПАДЕЖНЫЙ

- Чем отличаются проверочные слова ПАДЕЖИ и ПАДЕЖНЫЙ? ( форма слова, однокоренное слово).

Падеж – лексическое значение [ одна из категорий имени существительного ]

- Что вы знаете о существительном?

Постоянные признаки:

  • одушевленное, неодушевленное;
  • собственное, нарицательное;
  • имеют род.
  • изменяется по числам, падежам;
  • главные и второстепенные члены предложения.

- Как существительное ПАДЕЖ можно связать с темой урока?

Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.

- Каковы задачи урока?

  • Научиться отличать И.п. от В.п.
  • Учиться думать, мыслить и внимательно относиться к каждому слову.

- Что может помочь нам в умении отличать И. п. от В. п.?

Работа в парах по карточкам.

- Установить соотношение между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

- Как вы думаете, для чего нужно знать падежи?

- А вот я знаю мальчика, который не хочет знать падежи.

Спросили Лежебокина:
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:

В том не моя вина
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу.
Трудиться, а тем более творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать,
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит,
Отец во всякой мелочи
Во всем меня винит.

Да, переделка кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?

Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Просительный.

- Чтобы не быть Лежебокиными, нам необходимо научиться отличать И. п. от В. п.

4. Формирование новых знаний.

Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете?

  • читали рассказ
  • рассказ рассмешил

В таком же замешательстве были и придворные. Однажды Принцам захотелось посмотреть мир, и они отправились в путешествие. Заглянули они ив нам.

- Давайте встретим их на вокзале. (Вывешиваются на доске плакаты Принцев).

Вокзал находится на окраине города.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

Дети объясняют и подчеркивают орфограммы, записывают предложения.

- Можно ли с уверенностью сказать, что это слово стоит в одном и том же падеже?

- Найдите грамматическую основу.

- Можем ли мы сейчас определить падеж существительного ВОКЗАЛ в первом предложении?

- Как определить падеж в других предложениях? (Дети называют словосочетания).

- Как вы думаете, почему В. п. получил такое название? (Является причиной, вызывающей само действие).

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: если существительное выполняет роль подлежащего, это слово И.п., если роль второстепенного члена – В. п.

Появляется запись на доске.

Потрудились, отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

5. Формирование практических навыков.

- Что общего у существительных остров, город, рассказ?

(М. р., ед. ч., нулевое окончание).

Самостоятельное выполнение упр. 124, стр.74.

1в.- первый абзац.

2в.- второй абзац.

Третий абзац – индивидуально.

Проверка. Объяснить, какими членами предложения являются выделенные существительные.

- Какой вывод можно сделать?

- Какие цели мы ставили на уроке?

- Докажите, что цель урока достигнута.

Выдаются карточки с пословицами.

  • Вина голову клонит.
  • Пословица не зря молвится.
  • Без заботы и репу не вырастишь.
  • Всякая дорога вдвоем веселей.

Найдите пословицу, в которой нет существительного в В.п. Найдите пословицу, в которой нет существительного в И.п.

Пословицу, в которой нет существительного в И.п. и В.п.

Д. З.: стр. 76, правило.

Стихотворение-наказ. (читает ученица).
Кто только зубрит,
Чтоб от двоек бежать,
Тому никогда – никогда не понять.
Что можно идти на урок,
как на праздник,
Что каждый отличник –
шутник и проказник.
Учитесь с улыбкой!
Шутите учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как я!
В добрый час!

Автор: Алфимова Наталья Витальевна, МОУ СОШ №27 города Волгограда, учитель начальных классов.

При составлении конспекта использовалось стихотворение Евгения Ильина про горихвостку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи:

- научить распознавать сложные слова, выделять в них корень

- создать условия для наблюдения за сложными словами

- научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- продолжить формирование орфографической зоркости;

- воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая.

Оборудование: карточки со словами парные, безударные, удвоенные, непроизносимые, водичка, водный, водопад, вода, падение, падать, карточки трёх цветов с высказываниями литературных героев для рефлексии, иллюстрация с изображением птицы горихвостки.

Читайте также: