Шедевры классицизма в архитектуре россии конспект урока мхк 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.

Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Архитекторы, шедевры русского классицизма

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).

Баженов Василий Иванович (1737 или 1738—1799), архитектор.

Родился 12 марта 1737 или 1738 г. в селе Дольском близ Малоярославца (Калужская губерния); по другим данным, в Москве.

В 1758 г. Баженов блестяще выдержал вступительные экзамены в Академию художеств в Петербурге. По окончании учёбы в 1760 г. как лучший ученик он был направлен на академические средства в Италию.

Проект требовал громадных затрат, чего страна не могла себе позволить, — шла русско-турецкая война 1767— 1774 гг. Кроме того, начавшаяся разборка кремлёвской стены (на чём настаивал Баженов) вызвала резкий протест духовенства. Очень скоро Екатерина II сослалась на конструктивные просчёты и запретила дальнейшее строительство.

Разочарование не помешало талантливому зодчему продолжить воплощение новых творческих замыслов, среди которых особое место занимает дворцово- парковый ансамбль в Царицыне под Москвой (1775—1785 гг.). Царицынские постройки совмещали в себе элементы готики и древнерусского зодчества. Участь усадьбы в Царицыне также была печальной. Несмотря на красоту и своеобразие архитектурного решения, Екатерина, приехавшая на смотр своей подмосковной резиденции, повелела снести ряд корпусов ансамбля, а возведение центрального дворца поручила М. Ф. Казакову, сказав, что сооружение Баженова походит скорее на тюрьму, чем на дворец.

После очередной неудачи зодчий погрузился в работу над следующим проектом — домом Пашкова (1784—1786 гг.; ныне старое здание Российской государственной библиотеки). По чертежам Баженова были построены дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770 г.), ныне проспекте Мира, колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой улице (все 80-е гг. XVIII в.). Кроме этого, архитектор разработал проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге (1792—1796 гг.); он был сооружён в 1797—1800 гг. архитекторами В. Ф. Бренной и Е. Т. Соколовым.

В 1799 г. Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств, но не успел осуществить свои замыслы — он умер 13 августа того же года в Петербурге.

В истории искусства с именем этого архитектора связано становление и утверждение русского классицизма.

Построенный всего за два года - с 1784 по 1786 год, дом Пашкова является не только блестящим образцом русского зодчества, но и значимым архитектурным памятником своей эпохи.

Практически до самого конца XVIII века имение на Ваганьковском холме переходило из рук в руки, и наконец, в 1784 году богатейший помещик, сын Астраханского генерал-губернатора П.Е. Пашков приобрел этот участок, где запланировал строительство усадьбы. Авторство этой великолепной постройки долго не было достоверно установлено, в свое время оно приписывалось архитектору М.Ф. Казакову и французу Леграну. Только в середине XX века были обнаружены документы, которые убедительно доказали, что Дом Пашкова был возведен по проекту великого российского зодчего В.И Баженова.

Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.

Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Борозицкого холма, увенчанногоКремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигели. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадные двором. Оригинальность решения — въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию Некогда перед особняком находился сад.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

Классицизм в оформлении фасадов

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это — излюбленные приемы классицизма

Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения13

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его материУ

Михайловский замок — бывший императорский дворе в центре Санкт-Петербурга на рубеже XVII!—XIX

веков построенный как замок на воде по заказу императора Павла I и ставший местом его смерти. Это здание — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века

Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.

Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по кот.

Предпросмотр онлайн:

Посмотрите также:

Методические материалы для учителей средних школ, 2016—2020
Все права на материалы принадлежат их авторам. Материалы были собраны из открытых источников сети Интернет
Для связи с администратором используйте почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сценарий урока МХК в 11 классе

учителя музыки и МХК Поляковой Г.Н.

Цель: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, показать их красоту и неповторимость.

Воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.

Изучение творчества знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга

Развитие культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций.

Организационный момент

О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)

Слайд 1 (Тема)

Какой вклад внесли В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в создании архитектурного облика Москвы?

На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.

Актуализация ранее полученных знаний.

Слайд 2(Классицизм)

Вспомним основные черты стиля классицизм в архитектуре. Для этого из текстов, расположенных у вас на столах, выбираем главную информацию и составляем по ней 3 интересных вопроса. (Самостоятельная работа в тетради, ответы в скобках)

У каждого ряда свой текст и вопросы должны получиться разные.

Примеры возможных вопросов.

Временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)

Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)

Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)

Слайд 3 (схема ордеров )

Дайте определение ордера

Назовите вертикальные и горизонтальные части ордера (Колонна и антаблемент)

Основные ордеры Древней Греции (Дорический, ионический, коринфский)

Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.

Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма. .

Слайд 4 (Стихотворение)

Название и автора шедевра

Интересные факты и цифры

Архитектурное сооружение

Иван Егорович Старов

Городская резиденция князя Г.А.Потемкина

Андреян Дмитриевич Захаров

Длина фасада – 406 м, высота 16м

Андрей Никифорович Воронихин

Павел I и его пожелания

Здания Министерств и Главного штаба

Карл Иванович Росси

Ампир (Высокий классицизм)

Василий Иванович Баженов

Отделка рустом, арочная галерея окон, бельведер

Дворцовый ансамбль в Царицыно

Примерные вопросы для закрепления

4. Архитектурный облик Москвы

Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.

Вопросы для мини- исследования.

- почему известный русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической судьбой?

- Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?

Дети озвучивают свои ответы.

Итоги урока

Учитель. Итак, сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.

- Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?

-Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.

6. Домашнее задание

И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, показать их красоту и неповторимость, изучить творчество знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга; способствовать развитию культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций; воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: виртуальная экскурсия

Термины и понятия: классицизм

Оборудование: мультимедийные средства, презентация

__________________ Ход урока _______________

І. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку

Слово учителя

О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)

О какой же тогда архитектуре речь пойдёт сегодня?


Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18 - начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм (запись темы в тетрадь)

Слайд 1

На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.

ІІІ. Актуализация знаний

Беседа

Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем о классицизме.

Назовите временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)

Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)

Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)

Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.

Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма.

І V . Восприятие и усвоение новых знаний, формирование и развитие умений и навыков

Слово учителя

Название и автора шедевра

Интересные факты и цифры

В добрый путь, ребята, по городу, о котором Д. Самойлов писал:


Слайд 2

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчеркивает даль

В проспектах, арках и воротах

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь,

Видны, как бы для любованья,

Поставленные на ладонь…

Архитектурное сооружение


3


5

Открыто в 1823 г.

Преодолев ветров злодейство

И вьюг крутящуюся мглу,

Над городом адмиралтейство

Зажгло бессмертную иглу.

Чтоб в громе пушечных ударов

В Неву входили корабли,

Поставил Андриян Захаров

Маяк отеческой земли.

И этот шпаги острый пламень,

Прорвав сырой туман болот,

Фасада вытянутый камень

Приподнял в дерзостный полет.

Длина фасада – 406 м, высота 16м

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой. Задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И. К. Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.


6



Андрей Никифорович Воронихин

Прихоть Павла І .

Каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Рождественским.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери и Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. Строительство было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.


8

Здания Министерств и Главного штаба

Карл Иванович Росси

Александр I

Имперский город

Ампир (Высокий классицизм)

В первой трети XIX века проводилась полная реконструкция Дворцовой площади, что было связано с переносом сюда важных государственных учреждений-Генерального (Главного) Штаба русской армии и двух министерств-Иностранных дел и Финансов.

Для них по проекту К.И. Росси были возведены два больших корпуса, соединенных торжественной аркой.

Строительство здания велось на протяжении 10 лет (с 1819 по 1829 годы). В его архитектурном облике нашла отражение высокая патриотическая тема-победа русских войск в Отечественной войне 1812 года. Особенно сильно эта тема звучит в оформлении триумфальной арки Главного штаба с ее богатым скульптурным убранством.

В прошлом здание выглядело иначе: стены были светло-серыми, лепные детали-белыми, венчающая группа-бронзированной. Впоследствии стены стали красить в желтый цвет, а все скульптурные детали в черный.


9



Карл Иванович Росси

Театральная площадь

Александринский театр является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра.

С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства.


11


12

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.

В 1710 году был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Выбор пал на проект пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет.

А вот насколько вы были внимательны во время виртуальной прогулки по Санкт-Петербургу, узнаем, выполнив небольшие задания

Слайд 13 Слайд 14

Рассказ учителя

В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.

Слайд 15

Слайд 16


Именно с балкона этого дома царь тьмы в сопровождении своих тёмных рыцарей, Мастера и Маргариты покинул Москву и продолжил своё странствие.

Слайд 17


Это Пашков дом - памятник архитектуры 18 в., построенный за два года (с 1784-по 1786 гг. по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.

Слайд 18


На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище. В начале XIX века здание находилось в запустении.

Слайд 19


В 1812 году, в дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен, а великолепные баженовские интерьеры выгорели. В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета и отреставрирован за бюджетные средства. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.


Слайд 20

В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей[2]. В настоящее время Пашков входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Ещё один московский шедевр связан с именем Баженова - Дворцовый ансамбль в Царицыно. Слайд 21


Хотя его архитектором Василий Иванович не был. Удивлены? Тогда немного истории.

Слайд 22

В первых числах июня 1785 года Екатерина II запланировала осмотр Царицына. Наиболее распространённая версия случившегося в дальнейшем гласит следующее.

Баженова сменил на посту архитектор Казаков, который взялся за строительство Большого дворца, но так и не смог завершить работу. Таким образом, дворец простоял недостроенным целых 200 лет.

Слайд 23

Слайд 24


Большой дворец Казакова выполнен в стиле классицизма с элементами псевдоготики. Сегодня здесь выставлены постоянные музейные экспозиции, а также проходят временные выставки, концерты и другие мероприятия.

Слайд 25



Большой мост через овраг — самый крупный из сохранившихся мостов 18 в.

Слайд 26


Малый дворец расположен на холме, он построен в форме пирамиды и скорее похож на парковый павильон, чем на полноценный дворец. Однако здесь сохранилась белокаменная эмблема с вензелем императрицы в лучах славы, что напоминает об изначально предназначении этого здания.

Слайд 27


Средний дворец (Оперный дом) — постройка, которую Василий Баженов считал своей архитектурной гордостью. Внешне она похожа на резную шкатулку для украшений. Несмотря на название, музыка здесь впервые зазвучала в конце 20 в., а до тех пор назначение Оперного дома было исключительно декоративным.

Слайд 28


Сегодня в дворцах усадьбы регулярно проходят различные выставки, концерты классической и джазовой музыки и другие культурные мероприятия. Кроме того, на территории усадьбы у всех желающих есть возможность провести свое выступление: для этого каждую пятницу с 17:00 до 19:00 работает открытая танцплощадка.

Почему известный русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической судьбой?

V. Закрепление материала

Беседа

Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.

V І . Итоги урока

Слово учителя

И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.

V І I. Домашнее задание

Читать Гл. 10 учебника, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения.


Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчеркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь,

Видны, как бы для любованья,

Поставленные на ладонь…

ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ

ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ

ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ

ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ

АДМИРАЛТЕЙСТВО

АДМИРАЛТЕЙСТВО

КАЗАНСКИЙ СОБОР

КАЗАНСКИЙ СОБОР

КАЗАНСКИЙ СОБОР

КАЗАНСКИЙ СОБОР

Здания Министерств и Главного штаба

Здания Министерств и Главного штаба

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР

ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР

ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР

ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР

Ответьте на вопросы Какое сооружение Санкт-Петербурга венчает данный элемент? Назовите автора этого архитектурного шедевра. В каком стиле он работал?

Ответьте на вопросы

Какое сооружение Санкт-Петербурга венчает данный элемент?

Назовите автора этого архитектурного шедевра. В каком стиле он работал?

С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм - стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.

Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Архитекторы, шедевры русского классицизма

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 - 1799), М.Казакова (1738 - 1812), И. Старова(1748 - 1808).

Родился 12 марта 1737 или 1738 г. в селе Дольском близ Малоярославца (Калужская губерния); по другим данным, в Москве.

В 1758 г. Баженов блестяще выдержал вступительные экзамены в Академию художеств в Петербурге. По окончании учёбы в 1760 г. как лучший ученик он был направлен на академические средства в Италию.

Проект требовал громадных затрат, чего страна не могла себе позволить, - шла русско-турецкая война 1767- 1774 гг. Кроме того, начавшаяся разборка кремлёвской стены (на чём настаивал Баженов) вызвала резкий протест духовенства. Очень скоро Екатерина II сослалась на конструктивные просчёты и запретила дальнейшее строительство.

Разочарование не помешало талантливому зодчему продолжить воплощение новых творческих замыслов, среди которых особое место занимает дворцово- парковый ансамбль в Царицыне под Москвой (1775-1785 гг.). Царицынские постройки совмещали в себе элементы готики и древнерусского зодчества. Участь усадьбы в Царицыне также была печальной. Несмотря на красоту и своеобразие архитектурного решения, Екатерина, приехавшая на смотр своей подмосковной резиденции, повелела снести ряд корпусов ансамбля, а возведение центрального дворца поручила М. Ф. Казакову, сказав, что сооружение Баженова походит скорее на тюрьму, чем на дворец.

После очередной неудачи зодчий погрузился в работу над следующим проектом - домом Пашкова (1784-1786 гг.; ныне старое здание Российской государственной библиотеки). По чертежам Баженова были построены дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770 г.), ныне проспекте Мира, колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой улице (все 80-е гг. XVIII в.). Кроме этого, архитектор разработал проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге (1792-1796 гг.); он был сооружён в 1797-1800 гг. архитекторами В. Ф. Бренной и Е. Т. Соколовым.

В 1799 г. Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств, но не успел осуществить свои замыслы - он умер 13 августа того же года в Петербурге.

В истории искусства с именем этого архитектора связано становление и утверждение русского классицизма.

Построенный всего за два года - с 1784 по 1786 год, дом Пашкова является не только блестящим образцом русского зодчества, но и значимым архитектурным памятником своей эпохи.

Практически до самого конца XVIII века имение на Ваганьковском холме переходило из рук в руки, и наконец, в 1784 году богатейший помещик, сын Астраханского генерал-губернатора П.Е. Пашков приобрел этот участок, где запланировал строительство усадьбы. Авторство этой великолепной постройки долго не было достоверно установлено, в свое время оно приписывалось архитектору М.Ф. Казакову и французу Леграну. Только в середине XX века были обнаружены документы, которые убедительно доказали, что Дом Пашкова был возведен по проекту великого российского зодчего В.И Баженова.

Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.

Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Борозицкого холма, увенчанногоКремлём. Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.

Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигели. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадные двором. Оригинальность решения - въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой. Высокий холм создает подножие зданию Некогда перед особняком находился сад.

Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:

Классицизм в оформлении фасадов

У дома Пашкова два главных фасада - один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

Фасад, выходящий на Моховую, характеризуется протяжённостью. Композиция центробежно разворачивается во все стороны. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. А в центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это - излюбленные приемы классицизма

Главные, наиболее парадные помещения дворца были расположены в его центральном корпусе, вход в который был устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница во второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения 13

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его материУ

Михайловский замок - бывший императорский дворе в центре Санкт-Петербурга на рубеже XVII!-XIX

веков построенный как замок на воде по заказу императора Павла I и ставший местом его смерти. Это здание - крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века

Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.

Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления' 81 .

Воскресенский канал (засыпан, восстановлена часть под Трёхчастным мостом)

Горнверк, на котором был установлен памятник Петру I (современная площадь Петра Великого, ранее площадь Коннетабля)

Чтобы подчеркнуть, что Россия - великая морская держава, замок был окружён со всех сторон рвами с водой, подъемными мостами, брустверами, чугунными решетками. Воскресенский канал, получивший свое название от главных замковых ворот, проходил в непосредственной близости от главного фасада. Благодаря этому создавалось впечатление, будто замок поднимается из воды. Рядом с замком был возведён освящённый одновременно с замкомпамятник Петру I - создателю морского могущества империи. С юга по сторонам Воскресенских ворот помещены высокие гранитные обелиски, украшенные воинскими доспехами. В нишах у обелисков когда-то располагались статуи Аполлона Бельведерского и Дианы (ныне они находятся в Летнем саду). Через Воскресенские ворота по подъемному мосту можно было попасть на парадный двор. Но через Вознесенские ворота въезжать разрешалось только императору, членам его семьи и иностранным послам. Вопреки слухам о мании преследования императора свободный бесплатный доступ в резиденцию через другие ворота был открыт для всех его подданных - жителей Петербурга, для того чтобы они могли ознакомиться с произведениями искусства, стилем, модой, копировать.

Западный (церковный) фасад замка выглядел наиболее нарядно. Он был украшен декоративным лепным карнизом и аллегорическими скульптурами Веры и Надежды . На месте окон третьего этажа, которых при Павле здесь не было, располагались выполненные из белого каррарского мрамора медальоны с изображениями четырех евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка). Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма.

Аттик завершался мраморными скульптурами святых апостолов Петра и Павла работы П Трискорни, теперь установленными перед главным фасадом лютеранской церкви святых апостолов Петра и Павла на Невском проспекте, и вызолоченным крестом. [131

Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 1-00 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада -Царицынскими прудами, с востока - комплексом оранжерей

Над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи - Василий Баженов и Матвей Казаков . Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына^ 1 .

Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества яркого 13 и неординарного 151 зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой™.

Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей' 91 .

Архитектор выбирал местоположение моста с целью сделать его составной частью Берёзовой перспективы - одной из главных осей ансамбля. С Большого моста по замыслу Баженова начинался собственно дворцовый ансамбль: к нему подходило ответвление от Каширской дороги, идущей от Коломенского. С подъезда к мосту раскрывался северный фасад Царицына с ближних ракурсов 12 ^.

Мост эксплуатировался по прямому назначению до 1975 года. К началу реставрационных работ находился в аварийном состоянии; Реставрация проводилась в 1985-1995 годах с помощью польских специалистов 1 - 1 .

Удивительная по красоте, не имеющая аналогов в храмовой архитектуре России Владимирская церковь построена в 1789 г. на границе села Быкова и усадебного парка. Заказчиком строительства был владелец села и усадьбы сенатор М.М. Измайлов. Автором считается выдающийся московский архитектор Василий Баженов. Он работал под началом Михаила Измайлова в Кремле и Царицине, их связывала и принадлежность к ордену вольных каменщиков. Усадебные постройки 18 - сер. 19 в. были заменены новыми. Архитектурная жемчужина усадьбы - церковь сохранилась, рядом с ней появилась колокольня.

Церковь построена в оригинальных формах псевдоготики и имеет редкую для этого периода облицовку белым камнем. Удивительная гармония облика здания создается сложным многоголосием оригинальных объемных форм.

Овальный в плане храм, прямоугольная трапезная и башнеобразные колокольни западного фасада увенчаны небольшими купольными ротондами со шпилями в завершении. Шпили окружают ротонду основного объема. Южный и северный фасады церкви дополнены подобием портиков с беседками во втором ярусе. Обилие вытянутых стрельчатых форм, многочисленные шпили и пинакли, взятые из арсенала готической архитектуры, создают эффект устремленности сооружения ввысь.

Особо выразителен главный, западный, фасад храма. Башни-колокольни по его сторонам отсылают к архитектуре средневековых западноевропейских базилик. Расширения в их нижней части подобны контрфосам. Однако вынесенная вперед торжественная, изящно выгнутая лестница с двумя маршами близка к стилистике светских построек барокко. Она ведет в верхнюю церковь - Владимирскую. Между ее маршами - вход в нижний храм Рождества Христова.

Артистично, в формах классицизма оформлен интерьер верхнего храма. Уникально использование вместо традиционных столпов, несущих свод, 16 колонн, собранных по четыре. Особую нарядность интерьеру придает бело-розовый искусственный мрамор в облицовке стен.

Против западного фасада церкви на его оси стоит колокольня, дополнившая комплекс в середине 19 в. В ней нет легкости Владимирского храма, но в декоре фасадов повторены его детали.

Матвей Федорович Казаков
М.Казаков - яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 - 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.
Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.
Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм - здание Сената в Кремле (1776 - 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре - 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.
Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 - 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.
Голицынская больница на Калужской улице (1796 - 1801гг.). Арх. М.Казаков.
Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе - не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.
Петровский путевой дворец.
Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.
Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой

Читайте также: