Шагреневая кожа конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

1. Орг. момент. Психологический настрой. 2. Проверка д. з. Стихи о М. Ю. Лермонтове (наизусть)

3. Слово учителя:

Женские образы романа включают в себя также двух второстепенных персонажей, являющихся особами лёгкого поведения. С ними Рафаэль встречается на ужине у барона Тайфера – известного покровителя молодых учёных, художников и поэтов. Величественная красавица Акилина и её хрупкая подруга Ефрасия ведут свободную жизнь по причине своего неверия в любовь. У первой девушки возлюбленный погиб на эшафоте, вторая – не желает связывать себя узами брака. Ефрасия в романе придерживается той же самой позиции, что и графиня Феодора: они обе хотят сохранить себя, просто разной ценой. Бедная Ефрасия согласна жить, как ей хочется, и умереть никому не нужной в больнице. Богатая и знатная Феодора может позволить себе жить в соответствии со своими потребностями, зная, что её деньги дадут ей любовь на любом этапе – хоть в самой суровой старости.

Тема любви в романе тесно связана с темой денег. Рафаэль де Валантен признаётся своему другу Эмилю в том, что в женщине он ценит не только её внешность, душу и титул, но ещё и богатство. Прелестная Полина привлекает его внимание не раньше, чем становится наследницей большого состояния. До этого момента Рафаэль глушит все чувства, которые вызывает у него юная ученица. Графиня Феодора разжигает его страсть всем, что только у неё есть: красотой, богатством, неприступностью. Любовь к ней для героя сродни покорению Эвереста – чем больше трудностей встречается на пути Рафаэля, тем сильнее он хочет разгадать загадку Феодоры, оказавшуюся в итоге ничем иным как пустотой… Русская графиня в своём жестокосердии не зря соотносится Бальзаком с великосветским обществом: последнее так же, как и Феодора, стремится только к довольству и наслаждениям. Растиньяк хочет выгодно жениться, его друг-литератор – прославиться за чужой счёт, молодая интеллигенция – если не нажиться, то хотя бы поесть в доме богатого мецената. Истинные реалии жизни, такие как любовь, нищета, болезнь, отвергаются этим обществом как нечто чужеродное и заразное. Нет ничего удивительного в том, что как только Рафаэль начинает отдаляться от света, он тут же умирает: человек, познавший истинные ценности жизни, не может существовать внутри обмана и лжи.

Ученик 3: (Краткое содержание повести) Основная тема произведения – страсть. Она исследуется в повести на двух уровнях: с одной стороны, Гобсек изучает человеческие страсти (любовь к богатству, власти, женщинам, эгоистическое себялюбие и т.п.), с другой, сам Бальзак исследует натуру старого ростовщика и показывает нам, что даже под личиной умудрённого жизнью человека может скрываться одна всепоглощающая и всё разрушающая страсть – тяга к золоту, к накоплению, к постоянному обогащению.

Художественный образ героини лишён однозначности: она – и несчастная женщина, поддавшаяся любовной страсти, и изменившая жена (младшие дети Анастази не от мужа), и ни перед чем не останавливающаяся скряга, стремящаяся к богатству, и, возможно, хорошая мать, одинаково желающая добра всем детям. При всей своей рассудочности Гобсек на пороге смерти сталкивается один на один со своей индивидуальной страстью – он умирает, не оставив после себя завещания (устное, данное на словах Дервилю – не в счёт), в доме, под завязку забитом гниющими деликатесами, деньгами и последней полученной им кучкой золота, спрятанной по немощи в каминной золе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лекция по зарубежной литературе.

ТВОРЧЕСТВО ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

1. Жизненный путь писателя.

1. Жизненный путь писателя

У Бальзака каждый находит свое. Одним импонировала полнота и слаженность картину мира, которую он обрисовал. Других волновали готические тайны, вписаны в эту объективную картину. Третьи восхищались колоритными характерами, которые создало воображение писателя, поднятыми над действительностью своим величием и своей низостью.

У исследователей не раз возникал соблазн совсем не брать во внимание ранние произведения писателя. И вряд ли стоит этому искушению поддаваться. Без них образ писателя не стал бы полным. Кроме того, они стали для него своеобразным испытательным полем.

В 1834 г. в квартире Бальзака нашел временный приют Жюль Сандо, отторгнут спутник Авроры Дюпен. Писатель предложил ему должность секретаря. Сандо стал свидетелем званых обедов. Но через полтора года он сбежал от Бальзака, потому что считал, что лучше умереть с голоду, чем так работать.

После 30-ти лет Бальзак начал мечтать о браке с знатной, красивой, молодой и богатой женщиной, что помогло бы ему наладить свои финансовые и личные проблемы.

Когда пришла слава, когда он стал властителем дум, его огромные гонорары уже не могли ничего изменить. Деньги исчезали, еще не появившись в кошельке; сожрать долгами, они сыпались, словно в пропасть, не удовлетворяя и малой части кредиторов. Великий Бальзак убегал от них, словно легкомысленный повеса, а однажды (хоть и ненадолго) даже попал в долговую тюрьму.

Все это кардинально изменило его жизнь. Чтобы погасить долги, ему приходилось работать с лихорадочной скоростью (примерно за два десятка лет он написал 74 романов, множество рассказов, очерков, пьес, статей), а чтобы поддерживать славу избалованного успехом платежеспособного денди - залезать в долги снова и снова.

Разделена на три части, каждая из которых включала определенные произведения

• Идея этого произведения родилась в результате сравнения человечества с животным миром.

• Стремление найти в обществе единый механизм, поскольку оно, по его мнению, похоже на Природу.

• Главная идея замысла - дать огромную панораму общества на основе закона эгоизма.

«Сцены частной жизни изображают детство, юность и свойственные этому возрасту ошибки.

Сцены провинциальной жизни подают страсти в их зрелом возрасте, описывая расчеты, интересы и амбиции.

Сцены парижской жизни рисуют картину вкусов, пороков и неуемных проявлений жизни, связанные с обычаями, которые процветают в столице, где одновременно можно встретить и неповторимое добро, и неповторимое зло.

Сцены политической жизни отражают интересы многих или всех - то есть речь идет о жизни, что течет будто не в общем русле.

Сцены военной жизни показывают грандиозную картину Общества в состоянии наивысшего напряжения, когда оно выходит за пределы своего существования - когда защищается от вражеского нашествия или отправляется в завоевательные походы.

Трудно назвать все темы произведений Оноре де Бальзака. К вниманию автор взял, казалось бы, антихудожні темы: обогащение и банкротство торговца, история имения сменил владельца, спекуляция земельными наделами, финансовые аферы, борьба вокруг завещания. В романах именно эти главные события и определили отношения родителей - детей, женщин - мужчин, любовников - любовниц.

Главная тема, объединившая произведения Бальзака в одно целое, - стремление объяснить закономерности действительности. Автора интересовали не только конкретные темы и проблемы, но и взаимосвязь этих проблем; не только отдельные страсти, но и формирование человека под влиянием среды.

Эти методы позволили писателю сделать в книге определенные выводы о деградации человека в буржуаВНОм обществе. Однако он не абсолютизировал влияние среды, а подводил героя к самостоятельному выбору своего жизненного пути.

Объединило такое огромное количество произведений и действующих лиц следующее: Бальзак разработал важный мотив человеческих поступков - стремление к обогащению.

Творческий метод писателя

• введены бальзаковские герои: яркие, талантливые, неординарные личности;

• склонность к контрастам и преувеличений;

• Бальзак над персонажем работал в три этапа:

- набросал образ человека, отталкиваясь от кого-то из своих знакомых или из литературы,

- собирал весь материал в единое целое;

- персонаж стал воплощением какой-то определенной страсти, идеи, которая и придавала ему определенной формы;

• все, что происходило в его произведениях - это результат многочисленных причин и последствий;

• значительное место в произведениях отводилось описаниям.

Вопросы для самоконтроля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит краткую лекцию о биографии Бальзака, хронологическую таблицу, тезисы об особенностях "Человеческой комедии".

познакомить учащихся с жизнью и творчеством Бальзака;

показать глубину общественных и психологических проблем, поднятых в его произведениях; совершенствовать умения составлять конспект лекции учителя, хронологическую таблицу;

вызвать интерес к творчеству Бальзака.

Планируемые результаты

Метапредметные: выдвижение гипотез; их обоснование; установление причинно-следственных связей; структурирование знаний; формулирование собственного мнения; выполнение учебных действий; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности

Средства обучения: иллюстрации к произведениям писателя

Тип урока: открытие нового знания

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Итак, на нас ждет открытие для себя новых величественных фигур в литературе!

Объявление темы и цели урока

3. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Повторение направлений в литературе

4. Выявления места и причины затруднения

Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти.

«Я не верю в бесконечное совершенствование человеческого общества, я верю

5. Построения проекта выхода из затруднения

Познакомиться с биографией писателя

Узнать тематику романов писателя

6. Этап реализации построенного проекта

Вступительное слово учителя.

Классический реализм XIX века представляет литературное направление, возникшее после французской революции и условиях зрелого развития европейского буржуазного общества, сделавшего возможным правдивое критическое изображение современной общественной жизни в социально типических лицах и обстоятельствах Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.

Культурологический комментарий (работа с иллюстрацией).

Работа с портретом писателя.

Воспоминания сестры Бальзака, Лоры Сюрвиль, первого биографа писателя

Оноре был словно маленький ребенок: веселый нрав, хорошо очерченный, всегда улыбающийся рот, темные глаза, блестящие и мягкие, высокий лоб, густые черные волосы. И этот наивный, ласковый мальчик всегда встречал суровый, испепеляющий, как пламя, взгляд матери. Она не любила своего старшего сына.

Воспоминания поэта Ламартина, современника О. де Бальзака

Он был дородный, крепкий, квадратный снизу и в плечах; крепкие грудь, шея, корпус, но никакой тяжести. Его короткие руки непринужденно жестикулировали, он говорил, как оратор. Голос у него был громким, но в нем не было ни грубости, ни иронии, ни гнева. Волосы спускалось на лоб крупными прядями, черные глаза пронизывали, словно стрелы, по-дружески проникая в ваши. Щеки полные, розовые, яркие; нос красивой формы, хотя немного длинновато; губы привлекательные, крупные, с чуть приподнятыми уголками. Голову он часто склонял набок, а когда оживлялся во время спора, то забрасывал ее вроде как с героической гордостью. Но самой главной чертой его, даже больше, чем ум, была доброта заразительна. Он очаровывал ваш ум, когда говорил, а когда молчал, он очаровывал ваше сердце.

7 Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Составление хронологической таблицы

20 мая 1799 года Оноре де Бальзак родился в г. Тур.

1807-1813 года — Бальзак обучался в Вандомском колледже, и именно здесь проявилась его любовь к литературе.

1814 год — переехал с отцом в Париж, учился в частных учреждениях.

1816 г. — вольный слушатель юридического факультета, одновременно работал писцом у нотариуса,

1819 — получил диплом юриста, работал по специальности недолго, хотел писать

2 марта 1850 года венчается в городе Бердичеве с Эвелиной Ганской (с которой познакомился в 1832 году)

1847—1850 гг. жил с женой в Верховне (ныне — село в Ружинском районе Житомирской области, Украина).

4 августа 1850 года Оноре де Бальзак скончался.

8 Этап самостоятельной работы

Главный герой "Человеческой комедии" - общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе - они лишь подробности всей картины.

Работа с учебником (статья С. 47)

9 Включение изученного в систему знаний

Два типа прочтения:

Монументальный свод произведений Оноре де Бальзака, объединенных общим замыслом и названием - "Человеческая комедия", состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции второй четверти XIX столетия. Он представляет собой своеобразную социальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества: процесс становления и обогащения французской буржуазии, проникновение выскочек и нуворишей в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх , быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога - деньги.

Подчиненная единой "сверхзадаче" - всесторонне охватить жизнь общества того времени, дать почти энциклопедический перечень социальных типажей и характеров - "Человеческая комедия" имеет четко выраженную структуру и состоит из трех циклов

4. Оноре де Бальзак

Родился 20 мая1799 года в Туре. Его
жизнь — это история труженика, который
с неутомимой энергией стремится
пробиться вперед, во что бы то ни стало
завоевать себе славу и богатство. Его
творчество проникнуто стремлением
перенести методы современного
естествознания в художественную
литературу, стереть грань, отделяющую
литературу от науки.

5. Литературное творчество

6. Литературное творчество

Если обвести контуры первого текста и
контуры тела Христа на картине Рафаэля, то
получившиеся фигуры представляются
подобными.
Перед главным героем романа –
два подобных друг другу образа –
талисман, обладающий
магической силой, и картина
Рафаэля с магическим
изображением.

4. Рафаэль Валантен как герой своего времени, его духовный облик, соотношение романтического (байронический герой-одиночка) и реалистического (герой романа карьеры) в характере протагониста, его место в системе образов. Женские образы в романе (Феодора и Полина).

5. Трехчастная композиция романа и ее смысловое наполнение, роль сюжетной инверсии. Символика ключевых сцен: игорный дом, лавка антиквара, оргия у Тайфера и др.

7. Стиль Бальзака. Ведущие художественные приемы. Новаторство Бальзака-романиста, его место в мировой литературе.

Литература:

1. Кучборская, Е. П. Творчество Бальзака. – М., 1970.

2. Моруа, А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М. 1963.

3. Обломиевский, Д. Д. Бальзак: Этапы творческого пути. – М., 1961.

4. Цвейг, С. Бальзак. – М., 1980.

5. Чичерин, А. В. Доктор социальных наук: Эстетические и нравственные уроки Бальзака // Литературная учеба. 1981. № 1. С. 148–155.

6. Чичерин, А. В. Произведения Бальзака “Гобсек” и “Утраченные иллюзии”. М., 1982. C. 37-91.

7. Чичерин, А. В. Точность и сила в языке романов Бальзака // Чичерин А. В. Идеи и стиль: О природе поэтического слова. Изд. 2-е, доп. М., 1968. С. 156–174.

8. Реизов, Б. Г. Бальзак / Б. Г. Реизов. – Л.: Искусство, 1972.

10. Наливайко, Д. С. Оноре Бальзак / Д. С. Наливайко. – Киев, 1985.

Сост. Полушкин А. С.

4. Рафаэль Валантен как герой своего времени, его духовный облик, соотношение романтического (байронический герой-одиночка) и реалистического (герой романа карьеры) в характере протагониста, его место в системе образов. Женские образы в романе (Феодора и Полина).

5. Трехчастная композиция романа и ее смысловое наполнение, роль сюжетной инверсии. Символика ключевых сцен: игорный дом, лавка антиквара, оргия у Тайфера и др.

7. Стиль Бальзака. Ведущие художественные приемы. Новаторство Бальзака-романиста, его место в мировой литературе.

Литература:

1. Кучборская, Е. П. Творчество Бальзака. – М., 1970.

2. Моруа, А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М. 1963.

3. Обломиевский, Д. Д. Бальзак: Этапы творческого пути. – М., 1961.

4. Цвейг, С. Бальзак. – М., 1980.

5. Чичерин, А. В. Доктор социальных наук: Эстетические и нравственные уроки Бальзака // Литературная учеба. 1981. № 1. С. 148–155.

6. Чичерин, А. В. Произведения Бальзака “Гобсек” и “Утраченные иллюзии”. М., 1982. C. 37-91.

7. Чичерин, А. В. Точность и сила в языке романов Бальзака // Чичерин А. В. Идеи и стиль: О природе поэтического слова. Изд. 2-е, доп. М., 1968. С. 156–174.

8. Реизов, Б. Г. Бальзак / Б. Г. Реизов. – Л.: Искусство, 1972.

Читайте также: