Секрет тульских мастеров в сказе левша конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Цель: совершенствовать навыки анализа текста; развивать творческие способности учащихся; прививать любовь к чтению произведений Н.С.Лескова.
Ход урока
2. Словарная работа.
Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность. Обратим внимание на новые, необычные слова сказа.
Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;
Кизлярка – виноградное кислое вино;
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;
Дансе – танец;
Мелкоскоп – микроскоп;
Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;
Тугамент – документ;
Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;
Грандеву – встреча, свидание;
Долбица – таблица.
- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?
- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?
За завесой иронии и нереальности описываемых событий писатель скрывает множество проблем русской жизни. Одной из центральных является проблема творческой одаренности человека.
Цель нашего урока – обратить внимание на жанровые особенности сказа, на связь сказа с народным творчеством; осмыслить своеобразие изображения Лесковым особенностей русского национального характера.
Так мы наметили маршрут нашего путешествия.
8. Рассказ о герое по иллюстрации.
12. Кроссворд.
1) По какой книге изучал Левша грамоту в России?
2) От чего отказался Левша, не захотев знакомиться с английской девушкой?
3) Какой науки не знал Левша совсем?
4) Кто сопровождал Левшу в Англию?
5) Где поселился Левша в Англии?
6) В какой город Англии привезли Левшу?
7) Кому обещали посылать деньги англичане, если бы Левша остался у них?
8) Что предложили английские мастера Левше, чтобы он, оставшись в Англии, стал удивительным мастером?
9) Что обещали английские мастера показать Левше в Англии?
10) Каким путем вернулся Левша в Россию?
11)Какое чувство свойственно героям Лескова: Левше, Платову, государю Николаю Павловичу?
15. Оценки за урок.
Конспект урока литературы по повести Н. С. Лескова "Левша".
Литература 6 класс ___.___.___
Цели: помочь ученикам разобраться в характеристиках персонажей.
Методические приемы: беседа по вопросам, выборочная цитатная характеристика героев; выразительное чтение; описание иллюстраций.
I. Организационное начало урока:
проверка готовности учащихся.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ эпизода по выбору учеников — 2-3 человека (в порядке повествования).
III. Беседа по вопросам.
— Какова роль Александра Павловича и Платова?
— Как изображается жизнь царской семьи?
Зачитываем цитаты, подготовленные дома — характеристики Николая I и Платова:
Зачитаем историческую справку о Платове в учебнике.
— Как изображается левша?
— Как описывается работа трех мастеров-оружейников?
(Попытки туляков выведать секрет описываются так: «Ходили к домику разные люди,
— Зачем Платов взял с собой в Петербург левшу?
— Как показан Платов в этом эпизоде?
IV. Описание иллюстраций
— Каким изображен Платов?
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Перечитать сказ до конца;
Составить рассказ о характере и судьбе тульского косого левши.
Дополнительный материал для учителя
Таким образом, в центре рассказа оказывается лишь один этап из жизни героя — пребывание в Англии, которое Левша искренне пытался использовать во благо Отечеству. Соединяя в своем произведении черты рассказа и повести, сосредоточивая внимание читателя на нескольких эпизодах из жизни героя и в то же время рассматривая их в контексте русской жизни и в целом соотнося поступки простого человека Левши и поведение Отечества, Лесков выражает свое отношение к происходящему. Соединение черт разных жанров помогает автору решить определенные творческие задачи (связанные с утверждением одного героя и развенчанием других), становится одной из форм выявления авторской позиции.
Рассказчик стремится все время подчеркнуть достоверность происходящего, приводя исторические реалии и перечисляя фамилии исторических деятелей. Это создает ощущение документальности повествования, а следовательно, серьезности тех оценок, которые автор дает поступкам императоров и их приближенных. Гиперболизация (описание чудес, показанных англичанами, изображение необыкновенного труда мастеров, а затем и подкованной блохи) напоминает нам и о жанре легенды, в основе которой всегда лежит чудо, а сила и ум главных героев нередко преувеличиваются. Легендарным в своей основе является и изображение путешествия Левши, и его пребывание в Англии. Таким образом, синтез элементов бывальщины и легенды позволяет показать Левшу не только как простого человека, в жизни которого произошел необыкновенный случай, но и как героя, которому приписываются особенные способности.
Своеобразие повествования и особенности языка.
В самом повествовании умело подчеркиваются интонационные особенности речи персонажей (ср., например, высказывания Александра I и Платова).
О смещении различных манер повествования свидетельствует характер неологизмов. Они могут более подробно описывать предмет и его функцию (двухсестная карета), место действия (бюстры — объединяя слова бюсты и люстры, писатель одним словом дает более полное описание помещения), действие (свистовые — свист и вестовые, сопровождающие Платова), обозначать иностранные диковинки (мерблюзьи мантоны — верблюжьи манто и т. п.), состояние героев (ожидация — ожидание и ажитация, досадная укушетка, на которой долгие годы лежал Платов, характеризующая не только бездействие героя, но и его уязвленное самолюбие). Появление неологизмов у Лескова во многих случаях обусловлено литературной игрой.
«царедворцы. все от него отворачиваются, ду мают: попался Платов и сейчас его из дворца вон
- Как изображён левша? Как он держится с царём и его окружением?
другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгива ются, порастеряны, а шиворот
левшу, разговаривает с ним почти на равн ых, а поняв, что же сделали ма стера, «обнял. и
- Как наградили левшу за его удивительное масте рство?
Вспомним, что государь Александр I англичанам за блоху миллион рублей дал. Левшу отправили к
- Почему англичане с тараются напоить левшу? Чем он удивлял иностранцев? Что
(Англичане хотят выведать секрет тульских мастеров . Им не верится, что левша не знает даже
Левша соглашается погостить , его водят по заводам и всё показывают. Левша же «больше всего
- Почему левша заскучал в Англии и заторопился домой?
(Левша рассматривает старые ружья и разгадывает тайну английского оружия. Мы узнаём, в чём
дело, толь ко в конце сказа. Уже перед смертью левша велит передать государю, «что у н глича н
(Патриотизм, преданность с воему делу, своей родине, горячая любовь к ней, трудолюбие,
смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одарё нность и вместе с тем
(Он хотел выведать, какой секрет везё т в Р оссию ле вша, и п оэтому решил напоить его. Та к до
- Какова была судьба участников пари после прибытия в Петербург?
(Англичанина привезли в посольский дом, позвали к н ему лекаря и аптекаря, те лечили его и
концов привезли в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведо мого сословия всех
- Почему предсмертные слова ле вши не передали государю?
(Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и н адалё ким человеком. По мнению
рассказчика, это он н е выслушал предсмертный наказ левши и из - за этого Р оссия потерпела
(Виноваты без ответств енные люди, представ ляющие власть, высок омерные и неблагода рные, но
умеющие ценить талант. Гениальный мастер был по существу убит. Он не п рельстился
предложениями англичан, а стремился на любимую родину, где его ждала с мерть.)
(Несмотря н а то, что сказ кончается трагически – левша умирает в больнице для бедных, общий
пафос его оптимистиче ский, выражает гордость за таланты, которыми богата русская земля, за
Презентация предназначена для использования на уроке литературы в 6 классе после изучения произведения Н.С. Лескова "Левша". На слайдах представлены иллюстрации художников Кукрынисксов и И. Глазунова. Учащиеся после просмотра презентации отвечают на вопросы, делают выводы, анализируют прочитанное произведение, знакомятся с понятием "патриотизм".
Высказывания левши о причинах отказа остаться в Англии
- У меня родители есть
- Мы своей родине привержены
- Мы своему отечеству верно преданные
- Наша русская вера самая правильная
- Я обстоятельного намерения жениться на девушке чужой нации не чувствую, а морочить их не хочу
Отношение к мастеру
Родина встречает своего героя
Левша в Петербурге
Иванова Е. В., учитель русского языка и литературы, ГБОУ средняя школа № 288
Читайте также: