Сатирическая направленность комедии д и фонвизина недоросль 8 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;

сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные умения суворовцев:

развивать навыки работы с текстом художественного произведения;

развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;

развивать творческие способности обучающихся;

логически осмысливать и излагать информацию

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитывать навыки общения, культуру речи, уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний.

ВИД УРОКА: комбинированный.

2 Проблема воспитания истинного гражданина

ВложениеРазмер
Самолетова М.П. Образы комедии Д.И.Фонвизина Недоросль 85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения

выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;

сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения

развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные умения суворовцев:

развивать навыки работы с текстом художественного произведения;

развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;

развивать творческие способности обучающихся;

логически осмысливать и излагать информацию

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ : воспитывать навыки общения, культуру речи, уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний.

ВИД УРОКА: комбинированный.

2 Проблема воспитания истинного гражданина

Организационный момент Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

« Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.

Этап постановки проблемного вопроса. Актуализация.

- Зачем я показала их? Как они перекликаются? Нет ли среди нас потомков Митрофана и его мамаши?

- В чем секрет неувядаемости комедии?

Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (это вопрос, на который, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)

Постановка цели урока. Обратимся к теме нашего урока. Какие ключевые слова есть в названии нашего урока?

( Проблема воспитания достойного гражданина Отечества )

- Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ ? Каковы цели нашего занятия?

- Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

- Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином

- Кто является настоящим гражданином?

Основной этап урока. Усвоение новых знаний

XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

3) в 1757 г. основана Академия художеств.

Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.

Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности , идеи просвещения.

  1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
  2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
  3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.
  4. Наследование античности как образцу.

– Г ерои делятся на положительных и отрицательных;

– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;

Что же такое сатира ? Комедия ?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.

Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад и вспомним героев комедии и увидит пороки отрицательных персонажей. .

Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

- Почему Митрофана называют недорослем?

Недорослями тогда называли всех дворянских подростков до 15-16 лет .

Закон 1736 г . продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления в службу..

- - Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным ?

Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот вопрос .

Инсценировка сцены из комедии (действие 4 явл.8 ).

– Почему мы смеемся?

Митрофан – характер комический. Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но смышленость и сообразительность.

--- Как вы понимаете слово воспитание ?

Воспитание - планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.

-- Как г ероя воспитывала мать?

- Какое воздействие оказывала на Митрофана мать ?

Давайте разберемся . Для этого группы получают задание на карточке и отвечают.

- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.

- Обращаясь к тексту, покажите на примерах, как Простакова ведет себя со своими б близкими: с мужем, братом, с учителями Митрофанушки, со слугами.

- Что это за женщина?

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши.

Ты еще, старая ведьма, разревелась.

Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день ( д. 3,яв. 6 );

Мужу : Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)

.К брату : … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи. ( д.З, яв.З - дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). . Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! (д.5, яв.2)

К учителям ( д.3 явл. 7 урок Митрофана )

Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.

Муж у нее под каблуком, она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо.

- В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?

- Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей ?

“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. ”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она советует сыну: “. Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. д.З, яв.7)

Простакова о географии: “. Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)

- Почему же Митрофан ничему не научился ? На кого похож ?

Сама она невежественна я, безграмотная женщина. Простакова вынуждена п ригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью, и смотрит на обучение, как на тяжелую повинность.

Простакова - невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.

Она уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и жестокость. И он действительно становится похожим на мать.

Герои - антиподы Митрофана.

Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

  • Глупому сыну не в помощь богатство.
  • Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
  • Невежда без души – зверь.
  • Золотой болван – всё болван.
  • Наличные деньги - не наличные достоинства .

- Кто Милон по роду занятий ? Какой он офицер ? Что мы узнаем о нем?

- Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества ( дейст.4 явл. 6 ).

Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина Отечества.

Включение в систему новых знаний и повторение.

Давайте обратим свои взоры в будущее . Наше будущее - сочинение на ОГЭ с приведением аргумента из своего читательского опыта для подтверждения своей позиции. Вот текст. Какую проблему ставит автор в тексте?

Аргумент – это доказательство, приведение примера для обоснования своей точки зрения на проблему.

  • Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
  • Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг материальными благами.
  • Мир изменяется. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, то не стоит удивляться тому, что ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (по Ю. Нагибину)

Подведение итогов. Рефл е ксия.

Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

- На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?

- Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?

- Можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?

Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.

Задание на самоподготовку

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Д.И.Фонвизин Недоросль 8 класс.docx

Базовый учебник

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016. – 399 с.

Цель урока :

Задачи:

Дать учащимся представление о жизни и творчестве писателя Д.И.Фонвизина;

Тип урока

урок изучения нового материала (теория и применение)

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир и место человека в этом мире.

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности по литературе. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям учебной программы, стандарту образования. Урок построен так, что каждый учащийся вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

В методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами и формами: с применением исследовательской работы и проблемных вопросов, мультимедиа оборудования. Формы организации познавательной деятельности учеников: фронтальные, групповые, индивидуальные. Данные методы и формы работы дают возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу.

Урок изучения нового материала содержит повторение знаний учащихся по истории 18 века, литературоведческих понятий, решает задачи развития речи. Форма проведения урока способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся; формированию общеучебных умений и навыков.

Конспект урока может быть использован учителями литературы в 8 классах.

Задачи: дать учащимся представление о жизни и творчестве писателя Д.И.Фонвизина;

I . Организационный момент

II . Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

Как же происходило становление русской государственности в XVIII в.? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев);

в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже – в Москве.

Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян и подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773–1775 гг.).

Дворянство же получило в XVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура – моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.

2. Русская литература XVIII века. Литература классицизма

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды

А. Д. Кантемир,
В. К. Тредиаковский,
М. В. Ломоносов,
А. П. Сумароков

1760-е – первая половина 1770-х гг.

Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет жанров сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма

Я. Б. Княжнин,
Н. И. Новиков,
М. М. Херасков

Последняя
четверть XVIII века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций

Д. И. Фонвизин,
Г. Р. Державин,
А. Н. Радищев,
И. А. Крылов,
Н. М. Карамзин,
И. И. Дмитриев

герой-любовник – героиня – второй любовник.

В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Для этого направления был характерен принцип трех единств , вытекающий из требования подражания природе (это основной лозунг классицизма):

– единство времени: действие развивается не более суток;

– единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;

– единство действия: одна сюжетная линия, ограниченное количество действующих лиц (5–10),

Требования к композиции: обязательны 4 акта; в третьем – кульминация, в четвертом – развязка.

Особенности композиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется монологами основных персонажей.

В классицизме существовало очень четкое деление на высокие и низкие жанры.

3. Запись понятий и основных требований классицизма

III . ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Работа в группах

Класс делится на четыре группы, каждая группа получает распечатку с заданиями. После прочтения статьи о Д.И.Фонвизине восьмиклассники обсуждают в группах ответы на полученные вопросы.

1. Краткая биография и продолжительность жизни Д.И.Фонвизина.

2. Первые опыты в литературе. Что такое сатира ?

Примерная запись в тетрадях: Д.И.Фонвизин родился в Москве, учился в гимназии при Московском университете, а затем и в самом университете. Знал несколько языков, занимался переводами. С юных лет начал пробовать себя в сатире.

Сатира - (лат. satira) — вид художественной литературы в прозе или стихах, ставящий своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности.

Умер Фонвизин в возрасте 47 лет после продолжительной болезни.

1.День рождения великой русской комедии. Когда?

(учащиеся называют день 24 сентября 1782 года, в который состоялось первое представление комедии "Недоросль", и который вошёл в историю литературы как "день рождения великой русской комедии")

2. Какие проблемы русской общественной жизни вынес на сцену "Недоросль"?

3. Почему Фонвизин обратился именно к театральному жанру?

Примерна запись в тетрадях: 24 сентября 1782 года - первое представление "Недоросля" на сцене (день рождения великой русской комедии). Ещё в раннем детстве Петербургский театр произвёл на Фонвизина сильнейшее впечатление. К работе над театральным театральными жанрами Денис Иванович шёл давно.

(учащиеся сообщают, что слова эти сказала императрица Екатерина Вторая после просмотра комедии "Недоросль", в которой увидела явное осуждение Фонвизиным её политики и обнажение самых острых проблем общественной жизни).

2. Какие острые политические вопросы затрагивает Фонвизин в своём творчестве?

Примерная запись в тетради : Екатерина не принимала творчество Фонвизина, т.к. в нём звучало осуждение общественного строя России, крепостного права, непросвещённости дворянства и народа.

(учащиеся отмечают, что автор этих слов - А.С.Пушкин, он адресовал их в письме своему брату. А.С.Пушкин имел в виду иностранное происхождение фамилии и рода Фонвизиных. Фамилия уже давно стала записываться и склоняться по русским законам, ведь известный носитель её всем сердцем болел за лучшее будущее страны).

Примерная запись в тетради : цитата из письма А.С.Пушкина.

2. Кто и почему повелевал Фонвизину умереть? Как вы понимаете значение этих слов?

( учащиеся сообщают, что со времён выхода на сцене комедии "Недоросль" сохранилась легенда, будто князь Г.А.Потёмкин-Таврический произнёс фразу:"Умри, Денис, - "Недоросль" тебя увенчал!". Слова эти трактовались по-разному, но, так или иначе, в них явно прослеживается понимание современниками Фонвизина значения его комедии).

Примерная запись в тетради : цитата Г.А.Потёмкина-Таврического.

IV . РЕЛАКСАЦИЯ

Опустите голову на руки, закройте глаза и представьте, что каждый из вас - маленькое зёрнышко. Вас посадили в холодную, тёмную землю. Вам холодно и неуютно. Но вот выглянуло солнышко, которое своим теплом согрело наши зёрнышки. Вы чувствуете, как жизненная сила наполняет каждую клеточку вашего организма. (Постепенно учащиеся поднимаются и открывают глаза)

1. Слово учителя

1. Сколько лет Митрофанушке?
а) 14 лет б) 15 лет+ в) 16 лет г) 18 лет

2. В чем схожи мать и Митрофанушка?
а) мудрость, доброта б) грубость, невежество+
в) уважение к другим г) любовь к близким

5. Как зовут помещика Скотинина?
а) Трифон б) Тихон в) Тарас + г) Тимофей

7. Кутейкин обучает Митрофанушку:
а) арифметике б) истории в) грамоте+ г) географии

8. Кто по происхождению Вральман?
а) итальянец б) немец + в) француз г) англичанин

9. Кто из учителей отказался от денежного вознаграждения за обучение Митрофана в финале произведения?
а) Вральман б) Цыфиркин+ в) Кутейкин

10. По какой причине Простакова захотела женить Митрофана на Софье?
а) Простакова полюбила Софью как дочь и хотела, чтобы девушка вошла в их семью.
б) Софья собирается поступать в университет, а госпожа Простакова не хочет её отпускать.
в) Софья стала наследницей большого состояния. +
г) Простакова передумала отдавать Софью замуж за грубого Скотинина, так как переживала за её судьбу.

11. Кто становится женихом Софьи?
а) Скотинин б) Правдин в) Милон г) Митрофан

12. Куда в финале пьесы забирают Митрофана?
а) в университет б) на свадьбу в) на службу+
г) в деревню Скотинина

3. Проблемный вопрос

Какие рассуждения, поступки и нравственные качества сделали имя героя комедии нарицательным. Какую оценку мы даем человеку, которого называем Митрофанушкой?

4. Беседа (с записью в тетради)

Конфликт - это столкновение между персонажами, либо между персонажами и средой.

(учащиеся без труда припоминают внешние конфликты, например, ссора Простаковой с крепостным Тришкой, ссора Скотинина с Митрофаном из-за женитьбы на Софье, наличие любовного треугольника. Наводящие вопросы учителя помогают восьмиклассникам от внешних проявлений конфликтов перейти к их внутренней, общечеловеческой сущности).

Запись в тетради :

женитьба по расчёту и по любви

Социально-политический: бесправие крестьян и произвол помещиков; просвещённые и непросвещённые дворяне; облик истинного дворянина и действительность

VII . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Ответить на вопрос: В чём смысл сатирического изображения действительности в комедиях Фонвизина?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты 4 уроков по творчеству Д. И. Фонвизина с подготовкой к сочинению и тестами.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Искитимский район, Новосибирская область

ул. Советская 21

Творчество Д.И.Фонвизина

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Стаж работы: 37 лет

Цель уроков: знать содержание литературного произведения, подлежащего обязательному изучению;

Задачи:

1)обобщение знаний по изучаемой теме;

2) развитие творческих способностей детей.

Место проведения:

Продолжительность работы:

каждый урок по 40 минут.

Предварительная подготовка

Планируемые результаты:

самоопределение в жизненных ценностях;

умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

умение осуществлять информационный поиск;

готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

выстраивание конструктивных отношений в обществе.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный, частично - поисковый.

Приёмы: беседа, обсуждение, творческие работы учащихся, работа со справочной литературой.

Технологии: ИКТ, технология критического мышления через чтение и письмо, метод проектов

Первый урок по теме

практические (работа с учебником, комментированные, учебные и письменные работы);

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Образовательные:

Познакомить учащихся с биографией Д.И.Фонвизина; формировать практические навыки при выполнении работы с учебником.

Развивающие:

Развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; углубить знание об особенностях текстов драматического произведения.

Воспитательные:

Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителю.

Словарная работа: сатира, драма, ремарка, диалог, монолог, композиция

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелой властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы.

Внимательно рассмотрите портрет. Как вы думаете, к какому веку и какой эпохе принадлежит человек, изображённый на портрете? (ответы учащихся)


Это портрет Дениса Ивановича Фонвизина. (1745 – 1792)

II.Факты из биографии Фонвизина ( презентация )

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве, дворянин по происхождению. Грамоте начали учить мальчика с четырёх лет. Десяти лет поступил в только что открытую при Московском университете гимназию. В 1760 году в числе десяти лучших учеников его возили в Петербург на встречу с основателем университета—М. В. Ломоносовым.

Студент философского отделения, Фонвизин зарекомендовал себя переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков привело его на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он сближается с выдающимися писателями своего времени— Державиным, Херасковым, Княжниным.

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы XVIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины II собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний — это грозные признаки надвигающейся народной бури. Поэтому он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, возглавляемой влиятельным вельможей, главой Коллегии иностранных дел графом Н. И. Паниным. Кружок Панина, конечно же, не помышлял о коренных преобразованиях в государстве; его члены критиковали деспотический режим императрицы, произвол ее фаворитов и считали необходимым ограничить права монархии конституцией.

III. Работа с учебником по статье о Д.И. Фонвизине (стр.37 – 40)

Заполняем таблицу:

Что узнал нового(+)

Какие факты статьи учебника говорят о Фонвизине как сатирике.

Что такое сатира?

IV. Определение понятия сатира и комедия.

- Вспомните, пожалуйста, что такое драматическое произведение и в чем его отличия от других жанров?

Краткая запись в тетрадях:

Основные виды драматических произведений — трагедия, драма, комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

Сатира (от лат. sature - смесь, мешанина) - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенство человеческой жизни.

Композиция произведения

Это построение произведения, его каркас, который держит всё художественное произведение, то есть скрепляет всё, что в нём есть: сюжет, героев, описания природы, рассуждения автора, детали и многое другое. Сюжет - это фактуальная информация, несущая конструкция нашего каркаса. В развитии сюжета выделяются важные моменты, которые определяют его движение и последующие события. Это завязка, кульминация, развязка. Завязка - это начало каких — то действий. Развязка - тоже понятно: это конец. А вот кульминация - для вас новое слово. Оно происходит от латинского culmen, что означает вершина. По этой подсказке попробуйте сами определить, что такое кульминация. (Это пик в развитии сюжета, самый напряжённый момент во всём, что происходит в произведении.) Обычно после кульминации быстро наступает развязка. Есть ещё и экспозиция. Это всё, что предшествует завязке.

Почему это завязка? ( Из письма стало известно, что Софья не бедная сирота, а богатая невеста. Борьба за богатую невесту привела в движение всех героев. Именно из - за богатства Софьи Простакова решила выдать замуж её за Митрофана. Представьте себе, что было бы, если бы Софья не получила письма? - Ровным счётом ничего. Никто бы не узнал о богатстве Софьи, Простаковой ни к чему было бы женить на ней Митрофана, не возникла бы война между дядей и племянником. и вообще не было бы комедии.)

А теперь определим кульминацию. Это момент, когда был раскрыт коварный замысел Простаковой - похитить Софью и тайно обвенчать её с Митрофаном. А тут и развязка недалеко: имение Простаковой берут в опеку, а Митрофана отправляют служить. Ребята, есть ли в комедии экспозиция? Да. Это всё, что было до письма Стародума.

V. Итог урока.

Домашнее задание.

Дочитать комедию до конца.

Выбрать понравившиеся сцены и, объединившись в группы, подготовиться к выразительному чтению по ролям.

Охарактеризовать Митрофанушку и его семью.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний с использованием элементов педагогических технологий.

1)практические (исследовательская работа, комментированные, учебные и письменные работы);

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Образовательные:

Определить главные черты характера героев; сформировать умение составлять связный текст на заданную тему; формировать практические навыки при выполнении работы с использованием текста произведения.

Развивающие:

Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Развивать речь, вызывать интерес к изучаемому произведению.

Воспитательные:

Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.


Оценить 10623 1

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: