С поляны коршун поднялся 6 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 6 классе.

Образовательные: Продолжение ознакомления с лирическими произведениями Ф.И. Тютчева, формирование полноты, осознанности, прочности знаний; совершенствование речевых навыков, овладение навыками анализа художественного текста.

Развивающие: Формирование интереса к предмету, мотивации к дальнейшему изучению поэтических произведений; развитие образного, логического мышления, речи, памяти, внимания, умения обобщать и систематизировать.

Воспитательные: Воспитание чувства восхищения красотой родной природы, гордости за свою Родину; культуры общения, веры в торжество добрых начал; развитие творческих способностей учащихся.

В 6-м классе ученики продолжают знакомство с лирическими произведениями из сокровищницы русской литературы и более детально изучают творчество поэта Федора Тютчева. Многие поэтические тексты этого автора являются небольшими по объему, но весьма содержательными, поэтому проведение их анализа может вызвать ряд затруднений. Школьники могут попросту не понимать, о чем писать объемное сочинение, когда сам текст включает в себя всего 8 строчек.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки выполненного действия и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: развитие читательских умений, ориентирование в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание, формировать тип правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), которая отражена в учебниках и тетрадях по литературе.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической речью, быть готовым корректировать свою точку зрения, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Организационный момент.

Основная часть.

(Зима, весна, лето и осень в поэзии означают большее, чем времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с осенней грустью, печалью и, напротив, с радостью, весельем, связанным с весенним пробуждением жизненных сил. Природа – не просто фон, на котором проходит жизнь человека, это часть его души).

А теперь переходим непосредственно к работе по анализу стихотворения.

Стихотворение получилось изящным, кратким, афористичным.

Чтение стихотворения несколькими учениками выразительно.

Использование плана анализа лирического произведения.

План анализа лирического произведения

Участие в обсуждении.

Определение темы и основной мысли (идеи) лирического произведения.

Повторяем: тема (о чём пишет автор), идея – (для чего, зачем, что он хочет сказать?)

Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея – это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет.

Сюжетную линию стихотворения можно разбить на событийные отрезки:

Поляна. На ней сидит коршун.

Коршун медленно отрывается от поляны. Взмахи крыльев его пока медлительны и грациозны.

Птица мгновенно набирает обороты. Взвивается в небо, как стрела.

Коршун летит всё выше, становится точкой и исчезает в облаках.

Ф.И. Тютчев размышляет о том, что природа благосклонно когда-то подарила коршуну отличное средство для полёта — сильные, быстрые крылья.

Автор разочарованно сетует о жизни человека на земле. Он не понимает, почему царь земли — человек прирос к ней мёртво и трудится на её благо в суровых жизненных условиях. И почему простая птица так счастлива в своём поднебесье. Не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.

Чтобы определить размер стихотворения, нужно разбить строчки на слоги:

Ударение падает на 2, 4 и 8 слоги. Слоги чётные. Вывод: это ямб с конечным пиррихием. Стихотворение состоит из двух четырёхстрочных строф. В первой строфе — наблюдение за полётом коршуна. Во второй — размышление автора о несправедливом решении матушки-природы. Рифма — смежная (рифмуются соседние строчки: 1 и 2-ая; 3 и 4-ая), мужская (рифмуются последние ударные слоги).

Изобразительно – выразительные языковые средства:

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Образ лирического героя — образ человека, стремящегося к независимости и свободе. В образе коршуна собрано представление о вольной, беспечной жизни. Воля и свобода сравнивается с небом, с полётом, с личным, неприкосновенным пространством, с правом выбора жизненной территории.

Подведение итогов. Что нового узнали на уроке? В чём состоит особенность тютчевского стиля в изображении природы? Надеюсь, этот урок не пройдёт для вас бесследно, и вы ещё долго будете вспоминать то, о чём мы с вами говорили. Я думаю, вас заинтересуют и другие стихотворения о природе Ф.И. Тютчева и русских поэтов.

Оборудование урока: тетради, учебник: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./под ред. В.Я.Коровиной, М.:Просвещение, 2015, компьютер и проектор (презентация, фонохрестоматия), раздаточный материал (индивидуальная карта, карта рефлексии, листы с заданиями для групп).

  1. Введение учащихся в художественный мир стихотворений Тютчева Ф.И. о природе;
  2. Обучение анализу стихотворения.

Метапредметные задачи урока:

  • Формировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД): формировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;
  • Формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; создавать собственный текст на основании имеющихся знаний; формировать приемы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи;
  • Развивать личностные УУД: воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром;
  • Развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность за деятельность группы.

В процессе урока планируется достижение следующих предметных результатов:

  • Расширяются представления учащихся о лирике Тютчева Ф.И., происходит осознание того факта, что, изображая гармоничную и динамичную природу, Тютчев Ф.И. показывает жизнь человеческой души, говорит о месте человека в мире;
  • Учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на современном этапе в литературном образовании школьников и востребованные формами итоговой аттестации;
  • Учащиеся получают опыт самостоятельной интепретации художественного текста;
  • В процессе урока развиваются речевые умения и навыки.

В процессе урока происходит формирование следующих УУД:

  • Умение планировать и реализовывать учебную деятельность;
  • Целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и реализовывать ее;
  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности (работа в паре, в группе, ведение конструктивного диалога, презентация результатов деятельности);
  • Умение работать с текстом;
  • Развитие гармоничной личности ученика.

Методы обучения: элементы метода критического мышления, метод творческого чтения, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании.

Формы работы учащихся:

  • Работа в парах;
  • Работа в малых группах;
  • Презентация результатов, выполненных группой, обсуждение результатов;
  • Интерпретация (художественное чтение) текстов стихотворений Тютчева Ф.И. как результат выполненного группой задания, индивидуальная работа, рефлексия.
  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.
  3. Объяснить , что работаем по группам, успех команды зависит от слаженной работы всех, назвать капитанов, названия групп.
  4. Задания для групп

- Откройте индивидуальную карту. Перед вами слова. Какие?

1Группа – составить синквейн со словом ПРИРОДА.

2 Группа – составить синквейн со словом ЧЕЛОВЕК.

3 Группа - Что означают эти слова? Запишите свои ответы в таблице. Используйте существительные, глаголы и прилагательные-эпитеты, характеризующие как природу, так и человека. А теперь в графе ниже запишите, как связаны и как взаимодействуют человек и природа.

Тот, кто всегда думает о хорошем и поступает разумно

Все, что нас окружает;

Бывает живая и неживая;

Природа – это огромный мир, он нас принимает и не принимает, если мы живем неправильно

Введение в тему урока.

Фёдор Иванович Тютчев

- Знаком ли вам человек, изображенный на фотографии?

Давайте проверим, а хорошо ли вы помните стихи Тютчева Ф.И., которые мы читали в прошлом году? Выполните задания №1 и №2 в индивидуальной карте.

№ 1. Узнайте стихотворение и восстановите текст первой ( и по желанию – второй) строфы, вспомните его название:

  1. Любить, резвиться, играть, грохотать.
  2. Гроза, гром, небо.
  1. Гремят, брызнул, летит, повисли, золотит.
  2. Раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит…

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит…

- Кто может прочитать это стихотворение наизусть?

Еще в полях белее снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят –

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

1 – Еще в полях белеет снег,

7 – Мы молодой весны гонцы,

10 – И тихих, теплых майских дней

3 – Бегут и будят сонный брег,

11 – Румяный, светлый хоровод

5 – Они гласят во все концы:

2 – А воды уж весной шумят

6 – «Весна идет, весна идет!

4 – Бегут и блещут и гласят –

9 – Весна идет, весна идет!

12 – Толпится весело за ней.

- Какая тема объединяет стихотворения, которое мы вспомнили?

На прошлом уроке мы начали говорить о творчестве Ф.И. Тютчева, проанализировали его стихотворение. Какое? Можно ли назвать Тютчева певцом природы, почему?

Ф.И. Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской области – имении своего отца Тютчева Ивана Николаевича, который принадлежал к древнему дворянскому роду. Ещё мальчиком полюбил Тютчев литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Многие произведения Тютчева посвящены красоте природы. В его стихотворениях природа живая и одухотворённая. Ф.И. Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу. Умел находить прекрасное в самом скромном её уголке, и ярким, эмоциональным языком описать виденное, выразить своё отношение к изображаемому. Особенность стиля Ф.И. Тютчева в изображении природы в том, что поэт ни в каком из своих произведений не изображает определённое время года. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме. В этом своеобразная философия поэта , изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

Стихотворение получилось изящным, кратким, афористичным.

Чтение стихотворения учителем или аудиозапись..

Этап 3. Работа с новым материалом.

Повторяем: тема (о чём пишет автор), идея – (для чего, зачем, что он хочет сказать?)

Кто такой лирический герой?

Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея – это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет.

внимательно прочитайте стихотворение,

выберите задание, сформулируйте задачу своей группы и примерный ход ее решения. Итоги работы группы кратко сформулируйте на листе заданий. Воспользуйтесь картой-памяткой для работы в группе.

Листы с заданиями для групп:

Прокомментируем некоторые слова, которые трудно сразу понять;

Попробуем объяснить их.

Найдем в тексте глаголы и раскроем их значение.

Расскажем о настроении лирического героя.

Найдем в тексте и расскажем об их роли.

Определим, о чем они.

Группы обсуждают и озвучивают свои пожелания, на основе которых они формулируют учебную задачу. Учитель помогает скорректировать задачи, а в процессе их решения консультирует, направляет и корректирует работу групп. Каждый из полученных группами результатов раскрывает грани смысла стихотворения и становится одним из элементов целостного анализа текста. В качестве презентации работы группы один учащийся дает связный ответ о деятельности группы и подводит итоги.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, далее вьется он –

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла –

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли.

Работа в малых группах.

Итоги: устаревшие слова и формы слов.

Действительно, это формы, пришедшие из старославянского языка, а старославянизмы указывают на принадлежность текста к высокому стилю.

В первом четверостишии 4 глагола (поднялся, взвился, вьется, ушел) – все они обозначают движение, а взвился и вьется – очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева природа вся в движении. А во втором четверостишии всего 2 глагола (дала – относится к коршуну, а прирос – к человеку), и обозначает 2 глагол скорее какую-то устойчивость, а не движение. Читать эти строки надо медленно и размерено.

Итоги: природа в стихотворениях Тютчева Ф.И. – живая, динамичная, находится в движении. А человек – в статичном состоянии, в покое. Сама возможность движения для него исключается (прирос).

В стихотворении важны образы неба, земли, сильного, мощного, свободного коршуна и человека, привязанного к земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли.

Итоги: образы: человек, коршун. Природа – сильная, свободная (небо, небосклон), огромный мир, человек – не царь земли, а маленькая ее часть.

Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет.

Стихотворение построено на противопоставлении земли и неба, коршуна и человека, движения (взвился) и неподвижности (прирос). И еще – коршун взлетает с поляны в небо – это в начале, а в последней строке человек как бы возвращает действие на землю. Повторы в стихотворении очень важны, хоть они не всегда полные. Коршун взвился и вьется, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него два мощных, два живых крыла (эпитеты), и то, что даже крылья у него живые, усиливает впечатление красоты и гармонии коршуна с природой. А человек царь земли, но прирос к земли. Повторы усиливают противопоставление образов коршуна и человека, а также делают стихотворение чуточку мрачным.

Итоги: повторы, эпитеты, антитеза. Природа – величественна; человек думает, что велик (царь земли), но мал и ничтожен перед природой.

В стихотворении противопоставлены небо символ высокого, идеального, красоты и гармонии и земля, от которой не может оторваться человек, - символ повседневности, приземленности. Небо – идеал, который недостижим для лирического героя Тютчева Ф.И.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, читать его следует медленно, торжественно, это подчеркивает и парная рифмовка, Тютчев здесь говорит о величии природы, а в последних двух строках, где появляется человек, надо перейти на более лирический лад, на медленный темп. Читать надо торжественно и печально. Еще в конце обоих четверостиший нужно повышать голос, как бы сравнивая коршуна и человека. Также надо слегка повышать голос, когда читаешь о небе, и понижать, когда о земле.

Итоги: читают стихотворение медленно, торжественно и печально (вторую строфу). Читают.

Мы разделили пространство в рисунке на 2 части: в небе кружится медленно сильный, спокойный и свободный коршун, а с земли на него с завистью смотрит человек. Коршун на переднем плане, и он больше, чем на самом деле: он хорошо виден с земли, а человек как бы отодвинут внутрь картины, и он меньше и неподвижен, застыл, но у него глаза умные и грустные. А разные цвета здесь не нужны.

Итоги: это как бы нарисованные мысли, поэтому рисуем карандашом – разные оттенки серого. (демонстрируют рисунок-набросок)

Пейзажная лирика. Философская лирика.

ФИЛОСОФИЯ – любовь к мудрости.

( Ответы учащихся. Это философская лирика, потому что стихотворение не только о природе, сильной, прекрасной и гармоничной, но и о месте человека и в природе.

Пейзажная лирика – одна из основных примет творчества Ф.И. Тютчева. Но точнее её называть пейзажно-философской. Картины природы никогда не даются сами по себе, не являются самоцелью, хотя восхищают своей эмоциональностью, выразительностью, живописностью. Пейзаж у Тютчева всегда показан через лирические переживания, связан с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о любви, о судьбе. Ф.И. Тютчев прожил 70 лет, жизнь его была насыщена многими событиями, встречами с замечательными людьми, известными поэтами и литераторами. Ф.И. Тютчев оставил богатое литературное наследство. Его стихи продолжают радовать нас спустя полтора столетия.

Первую часть стихотворения можно условно разделить на три блока: 1–2-й, 3–4-й и 5–6-й стихи. При обучении выразительному чтению 1–2-го стихов следует обратить внимание ребят на то, что для них характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета. Пауза в конце 1-го стиха короткая, и в тексте она обозначена запятой. В конце 2-го стиха пауза более продолжительная — она обозначена точкой с запятой. Логическими ударениями следует подчеркнуть в 1-м стихе слово коршун , обозначая предмет описания, а во 2-м стихе — словосочетание к небу, которое указывает на движение коршуна в пространстве.

В 3–4-м стихах следует голосом изобразить расширение пространства, в котором летит коршун, и для этого логическими ударениями выделить слова выше, дале.

Длинная пауза должна быть сделана в конце первого четверостишия. В нём рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.

Первая строфа читается плавно, спокойно. Многосложные слова поднялся и небосклон создают пропуски ударений, предусмотренных размером, — пиррихии, поэтому строфа звучит широко, свободно, чтобы передать величие и гармонию изображённой картины. В чтении почти нет пауз, кроме межстиховых, речь как бы замедляется, течёт плавно, широко. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе, и коршун воспринимается как органическая часть природы, её естественный житель.

Стоит обратить внимание школьников на слово дале . Эта архаическая форма придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

Первая строфа рисует картину, которую на кинематографическом языке можно было бы назвать общим планом. Пространство строфы расширяется вместе с полётом коршуна. Ключевое слово 4-го стиха — ушёл, форма глагола совершенного вида и прошедшего времени показывает нам завершённость картины.

Во второй строфе нет изображения реального мира. Её содержание связано с размышлениями лирического героя, который сопоставляет человека и мощную птицу. Общий план в 5–6-м стихах как бы сменяется крупным планом, становятся видны два мощных крыла коршуна, но он-то уже ушёл за небосклон, поэтому его облик рисуется как бы в воображении читателя. Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчёркивается и синтаксическим удвоением: “два мощных, два живых крыла”. Логическое ударение на слове мать показывает связь природы и коршуна, её “сына”.

Очень важно правильно прочитать последнюю строчку, в которой есть внутреннее противопоставление. Человек — “царь земли”, но именно поэтому он “прирос к земли” и не может летать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы “к земли” делает рассуждения поэта соотнесёнными с образом времени, подчёркивая извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

(…узнала о том, что когда человек задумывается о своем месте в мире и рассказывет об этом в стихах, такие размышления и стихи называются философскими, научилась отличать философскую лирику от пейзажной. И у меня такой вопрос: много ли вообще философских стихотворений у разных авторов или не очень?

Научилась видеть, какими красивыми и яркими могут быть в воображении картины после прочтения стихов. Стихотворения обычно короткие. И в них Тютчев совмещает описание (про природу) и рассуждение (о человеке). А в прозе это можно сделать коротко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Что вам вспоминается, когда вы слышите имя Фёдор Иванович Тютчёв?

- Что представляется, когда слышите слово природа? (+)

Уч. Не только Тютчев восхищался красотой природы. Кого ещё вы можете назвать?

(Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Есенин; Васнецов, Шишкин и др.)

Уч. Действительно, среди художников, писателей, поэтов нет таких, кто бы был равнодушен к русским берёзам, просторам степей, шири рек и морей…

Почитаем стихотворения, выделим основные образы в них, подчеркнём, какие чувства стихотворения вызывают, и, думаю, вы сами доскажете слова Тургенева.

- Давайте составим план нашей работы на уроке.

  1. Сведения из биографии Ф.И. Тютчева.
  2. Чтение стихотворений.
  3. Анализ стихотворений.
  4. Вывод.
  1. Работа над темой.

А) Сведения из биографии. (Один ученик рассказывает по презентации).

В) Анализ стихотворения.

1. Какие слова показались вам неизвестными? (объясняем).

2. О чём стихотворение? (+ о том, как приближается весенняя гроза, нивы радуются дождю.)

3. Перечислите основные образы. (+ солнце, ветер, гром, дождь, тучи, поля)

4. Какие картины природы представлялись вам при чтении? (+ Большая часть занята небом, которое хмурится перед дождём; под небом - нивы, покрытые молоденькими зелёными всходами).

5. Какое настроение поэта передаётся к нам при чтении? (+ тревожно, т.к. приближается гроза, дождь, молния. В тоже время дождь-то - весенний! Мы ощущаем тепло весеннего ливня. Видим, что природа обновляется, освобождается от прошлогодней пыли)

6. Проследите, как приближается дождь.

  1. Принахмурилась земля.
  2. Вдали слышится гром. Порой капает дождь.
  3. Молния.
  4. Капает чаще.
  5. Ливень.

- Вспомните, как весной начинается дождь (сначала набегают тучи, начинает греметь гром, сверкать молния, начинает капать и проливной дождь.)

Т.е. Тютчев нарисовал точную, верную картину.

7. Найдём средства художественной выразительности, которые использует поэт.

Читаем по очереди строфу, отмечаем, чем Тютчев украшает строки. (1 – Даша, 2 – Регина, 3 – Лиля, 4 – Сапият, 5 - Маша)

Поэт использует олицетворение. Поэтому картина получилась подвижная. (+ живая)

В стихотворении есть краски, движение. А звуки? В 4-й строфе дождь уже совсем близко. Обратите внимание, какие звуки слышатся отчётливо?

(+ ч, щ, ж, х, п, т, г, р, с)

Что удалось поэту передать с их помощью? (+ шум ветра, шуршание, грохот грома, свист ветра, звук дождевых каплей)

Здесь Тютчевым использовано ещё одно новое для нас схв. А точнее:

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Теперь картина получилось полная.

Это и есть недостающие слова в эпиграфе.

Г) Выразительное чтение.

Д) Групповая работа над стихотворениями.

Читаем стихотворения вслух.

Анализировать будете самостоятельно. Вот вам список целей, которые мы обычно с вами ставим перед собой при анализе стихотворения. Поставьте перед собой те, которые вам по силам.

Выслушаем каждую группу. Говорите, какую цель ставили перед собой.

Какова же природа у Тютчева? (+ живая, насыщена звуками, красками…)

Описание любого времени года, любой погоды можно найти в стихотворениях Тютчева.

- Нужно ли сегодня в 21 веке изучать творчество Ф.И. Тютчева? Почему?

- Что у вас получалось лучше всего?

- Что вызывало трудности?

Я предлагаю вам измерить барометром ваше настроение. На партах у вас лежат картинки с изображением солнца, тучи, дождя.

– Посмотрите и выберите ту картину, которая соответствует сейчас вашему настроению.

А.А. Фет. Читать, 1 стихотворение проанализировать в тетради.

произвести анализ стихотворений Ф.И. Тютчева; познакомить обучающихся с новыми средствами художественной выразительности;

развивать умения анализировать лирическое произведение; устную речь; закреплять основные качества чтения (беглость, правильность, выразительность);

воспитывать уважение и любовь к родной природе.

Речевая гимнастика.

Учитель: Что вам вспоминается, когда вы слышите имя Фёдор Иванович Тютчёв?

- Что представляется, когда слышите слово природа? (+)

Уч. Не только Тютчев восхищался красотой природы. Кого ещё вы можете назвать?

(Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Есенин; Васнецов, Шишкин и др.)

Уч. Действительно, среди художников, писателей, поэтов нет таких, кто бы был равнодушен к русским берёзам, просторам степей, шири рек и морей…

Почитаем стихотворения, выделим основные образы в них, подчеркнём, какие чувства стихотворения вызывают, и, думаю, вы сами доскажете слова Тургенева.

Планирование работы.

- Давайте составим план нашей работы на уроке.

Сведения из биографии Ф.И. Тютчева.

Работа над темой.

А) Сведения из биографии. (Один ученик рассказывает по презентации).

В) Анализ стихотворения.

1. Какие слова показались вам неизвестными? (объясняем).

2. О чём стихотворение? (+ о том, как приближается весенняя гроза, нивы радуются дождю.)

3. Перечислите основные образы. (+ солнце, ветер, гром, дождь, тучи, поля)

4. Какие картины природы представлялись вам при чтении? (+ Большая часть занята небом, которое хмурится перед дождём; под небом - нивы, покрытые молоденькими зелёными всходами).

5. Какое настроение поэта передаётся к нам при чтении? (+ тревожно, т.к. приближается гроза, дождь, молния. В тоже время дождь-то - весенний! Мы ощущаем тепло весеннего ливня. Видим, что природа обновляется, освобождается от прошлогодней пыли)

6. Проследите, как приближается дождь.

Вдали слышится гром. Порой капает дождь.

- Вспомните, как весной начинается дождь (сначала набегают тучи, начинает греметь гром, сверкать молния, начинает капать и проливной дождь.)

Т.е. Тютчев нарисовал точную, верную картину.

7. Найдём средства художественной выразительности, которые использует поэт.

Читаем по очереди строфу, отмечаем, чем Тютчев украшает строки. (1 – Даша, 2 – Регина, 3 – Лиля, 4 – Сапият, 5 - Маша)

Поэт использует олицетворение. Поэтому картина получилась подвижная. (+ живая)

В стихотворении есть краски, движение. А звуки? В 4-й строфе дождь уже совсем близко. Обратите внимание, какие звуки слышатся отчётливо?

(+ ч, щ, ж, х, п, т, г, р, с)

Что удалось поэту передать с их помощью? (+ шум ветра, шуршание, грохот грома, свист ветра, звук дождевых каплей)

Здесь Тютчевым использовано ещё одно новое для нас схв. А точнее:

Теория литературы.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Теперь картина получилось полная.

Это и есть недостающие слова в эпиграфе.

Г) Выразительное чтение.

Д) Групповая работа над стихотворениями.

Читаем стихотворения вслух.

Анализировать будете самостоятельно. Вот вам список целей, которые мы обычно с вами ставим перед собой при анализе стихотворения. Поставьте перед собой те, которые вам по силам.

Выслушаем каждую группу. Говорите, какую цель ставили перед собой.

Какова же природа у Тютчева? (+ живая, насыщена звуками, красками…)

Описание любого времени года, любой погоды можно найти в стихотворениях Тютчева.

- Нужно ли сегодня в 21 веке изучать творчество Ф.И. Тютчева? Почему?

- Что у вас получалось лучше всего?

- Что вызывало трудности?

Я предлагаю вам измерить барометром ваше настроение. На партах у вас лежат картинки с изображением солнца, тучи, дождя.

– Посмотрите и выберите ту картину, которая соответствует сейчас вашему настроению.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением С поляны коршун поднялся.

История создания – Стихотворение было написано в 1835 г., когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация – 1879 г.

Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стихотворение делится на два катрена.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка парная: ААВВ.

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему ещё предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.

Когда птица скрывается из поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Герой считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой весёлой. Он царь земли, но покинуть её не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит стих в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объёму, большинство строк посвящено природе. Формально стихотворение состоят из двух катренов.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В стихотворении используется парная рифмовка ААВВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование.

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Читайте также: