С маршак урок вежливости конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению

ТЕМА: С.Маршак "Урок вежливости"

Цель урока: Используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому, осознанному чтению.

1.Познакомить с названием нового раздела учебника.

2.Отрабатывать навыки работы в группах.

3.Развивать умения анализировать, делать выводы, ясно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ.

4.Совершенствовать навык выразительного чтения.

5.Воспитывать у детей чувство толерантности, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

6.Отработать практические навыки учащихся по литературному чтению (выполнение теста)

I. Организационный момент

-Создадим хорошее настроение.

-Улыбнитесь друг другу! Садитесь.

II. Проверка домашнего задания.

1.Конкурс "Лучший чтец"

5-6 учеников принимают участие в конкурсе. Остальные ученики класса играют роль жюри и выставляют оценки. Выявляется победитель конкурса.

2.Викторина по произведениям раздела "Унылая пора! Очей очарованье!"

-Из какого произведения эти строки?

1)Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. (А.Фет "Ласточки пропали")

2)Но птички отпели,

Зефиры ушли. (Ф.Тютчев "Листья")

3)Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят. (М.Лермонтов "Осень")

4)Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин "Осень")

III. Работа по теме урока

1.Введение в тему.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою душа

И небо чистым быть.

Творить в душе, творить для всех!

И все собрать на век.

Дарить тепло, дарить любовь

Может - добрый человек.

-Сегодня приступаем к изучению нового раздела. Прочитайте его название. По содержанию просмотрите названия произведений, имена авторов.

-О чём же пойдёт речь, чему будут учить эти произведения?

-Что значит, по-вашему, быть вежливым? (соблюдать правила поведения за столом, в транспорте, в общественных местах, на игровой площадке, со взрослыми и т.д.)

-И первый урок вежливости на страницах этого учебника даёт С.Я.Маршак.

-Какие произведения написал С.Я.Маршак?

2.Работа над стихотворением.

а) Первичное чтение учителем с заданием

Задание: отметить на слух или карандашом в тексте непонятные, неизвестные слова.

б) Беседа по первым впечатлениям

-Удалось ли вам представить то, о чем я прочитала?

-Какие непонятные слова вам встретились?

в) Словарная работа

-Что же оно обозначает? (невоспитанным)

3.Работа по содержанию.

-Кто является главным героем стихотворения?

-Чему пытались научить медведя?

Вопросы 2,3,4 учебника, с.164

4.Вторичное чтение с заданием

а) Перечитайте стихотворение ещё раз и подумайте, какие слова чаще использует автор? Для чего? (Это глаголы, слова-действия)

Физкультминутка "ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ"

Давайте проведём разминку для глаз:

Зажмурьте глаза, а потом откройте.

Сделайте круговые движения глазами: вверх, вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Вытяните руку вперёд, следите взглядом за ногтем пальца, медленно его приближая к носу, а потом медленно отодвиньте обратно (можно повторять 5 раз).

б) Работа в группах

-Предлагаю поработать в группах.

1 группа: найти и подчеркнуть слова, где говорится, как медведь вел себя с соседями и знакомыми.

2 группа: найдёт и подчеркнёт ответ на вопрос, как медведь относится к незнакомым зверям.

в) Проверка сам.работы. (Дети по группам зачитывают ответы)

-Название стихотворения - это его тема или главная мысль? (тема)

-А что может быть главной мыслью стихотворения? Докажите словами из текста.

-Научился ли медведь вежливости?

-Человек может знать вежливые слова, выучить все правила хорошего поведения и быть в обществе вежливым и все-таки ему это не поможет, если делает он одно, а в мыслях невежа и грубиян. Нельзя быть на людях рыцарем, дома - разбойником, хлопающим дверьми, а в школе - пиратом, набрасывающимся на тех, кто слабее. Действительно воспитанный человек думает так же, как поступает. Внутренне он также порядочен, как и внешне.

-А теперь вернемся опять к названию раздела.

-Как вы думаете, а почему в конце этой фразы стоит многоточие? (мысль не закончена, нужно подумать)

-Пусть каждый из вас подумает и сделает для себя вывод.

5.Подготовка к выразительному чтению.

-Что значит прочитать стихотворение выразительно?

-С каким настроением будем читать это стихотворение?

1)Чтение стихотворения парами вслух.

2)Чтение по строкам.

3)Коллективное чтение вместе с учителем.

6.Выразительное чтение (2-3 ученика)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Я буду предлагать вам выполнить различные действия. Но слушайте внимательно и выполняйте мою команду только тогда, когда услышите вежливое слово.

Будьте добры! Повернитесь направо!

Поднимите руки вверх!

Поднимите руки вверх! Пожалуйста!

Опустите руки! Пожалуйста!

Будьте добры, помаршируйте!

Повернитесь налево! Пожалуйста!

Будьте добры, сядьте на свое рабочее место!

IV. Подведение итогов урока .

-Изучение какого раздела начали сегодня на уроке?

- Кто автор стихотворения "Урок вежливости?"

-Чему учит стихотворение "Урок вежливости"?

1.Определи жанр произведения

2.От чьего имени идет повествование?

О) от имени автора

П) от имени соседей

Р) от имени медвежонка

3.Чему учили медвежонка?

Й) не разводить костры в лесу

К) делать зарядку

Л) уступать прохожим путь

4.Каким остался медвежонок?

5. Как автор относится к медвежонку?

В) радуется за него

Г) сочувствует ему

6. Какая пословица соответствует теме текста?

Ц) Вежливость украшает человека.

Ё) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Ж) Семь раз отмерь, один отрежь.

7.Какова главная мысль текста?

Х) Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести.

Ы) Но, видно, воспитатели напрасно время тратили.

Ч) Послушен будь, и вежлив будь, и уступай прохожим путь.

Учитель: Вы, действительно, молодцы. Мне было очень интересно с вами работать. Спасибо за урок! А теперь откроем дневники и запишем домашнее задание.

Цель: Обучение правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес.

1. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.

2. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять, избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. 3. Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.

-Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самом важном качестве человека – вежливости.

Вежливый – значит воспитанный, тот кто знает правила поведения

Сейчас я прочитаю вам 2 шуточных стихотворения, а потом мы побеседуем. 1. С. Маршак Урок вежливости.

2. И. Пивоварова Вежливый ослик.

- Похожи ли герои этих стихотворений друг на друга? Если да – то чем?

-А вам в жизни встречались подобные вежливые люди?

-А может быть, кто-то узнал себя?

-Знаете ли вы правила вежливости?

(ответы детей)

1. Вежливый человек не причинит другому обид.

2. Вежливый человек – всегда здоровается и прощается

3. Вежливый человек – не отвечает грубостью на грубость.

4. Вежливый человек – всегда приветлив и внимателен.

-Попробуем определить, вежливы вы?

(карточки сигналы) красный - нет, зелный - да.

- Поздороваться при встрече (да).

- Толкнуть и не извиниться (нет).

- Помочь подняться или поднять упавшую вещь (да).

- Обозвать кого-нибудь (нет).

- Войти не постучавшись (нет).

- Обращаться по имени (да).

- Разговаривать очень громко (нет).

-Помогать старшим (да).

-Благодарить за услугу (да).

-Уступить старшему или пропустить его (да).

Молодцы! Вежливыми должны быть и слова и поступки.

-А теперь вы должны закончить фразу вежливым словом, вместе, хором:

- Растает ледяная глыба От слова тплого (спасибо).

-Зазеленеет старый пень Когда услышит (добрый день).

-Если больше есть не в силах Скажем маме мы (спасибо).

- Мальчик вежливый и развитый,говорит при встрече (здравствуйте).

- Когда нас бранят за шалости Говорим (прости, пожалуйста).

- Когда уже уйти хотим Мы (до свиданья) говорим. Молодцы!

Задание: Пожелание другу. (дети оказывают друг другу знак внимания) Игра: Подари тепло своей ладони.

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет вниманье тво, улыбка твоя

Ты счастлив, что день не напрасно прожит, то годы жившь ты, не зря…

-Мне хочется пожелать вам здоровья, будьте внимательны друг к другу и взаимовежливы. Спасибо всем.

Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей в средней группе Подборка игр по нравственному воспитанию помогут воспитателю в развитии коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, в их.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по чтению и развитию речи для 2 класса на тему: "Песенка о вежливости" С. Маршак

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края

Конспект урока по чтению и развитию устной речи

учитель начальных классов

Мария Яковлевна Попович

- воспитывать умение быть вежливым по отношению к окружающим.

Оборудование: учебник, картинки.

1. Организационный момент:

Прозвенел звонок, начался урок.

На уроке тишина,

Нам особенно нужна.

В вестибюли , в коридоры.

Нам урок пора начать

И заданье проверять.

2.Проверка домашнего задания:

Проверяем домашнее задание.

- Как нужно читать рассказ? (Громко, четко, не спеша, выразительно).

Давайте послушаем рассказ.

Дети читают рассказ. Оценки за домашнее задание.

3. Актуализация знаний:

- О чем мы прочитал и рассказ? ( О вежливости).

- Ребята, посмотрите на доску, на доске пословицы о вежливости . Каждая пословица, состоит из двух частей. Посмотрите, правильно составлены пословицы . ( - вперед пригодится, Поклониться; а будь приветлив, В чужом доме не будь приметлив.).

Дети читают пословицы (Неправильно).

- Кто может прочитать правильно первую пословицу? (Поклониться – всегда пригодиться ).

- Прочитайте правильно и вторую пословицу. (В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.)

- Как вы понима ете эти пословицы? ( Если вы будете уважительно относиться к окружающим, то и к вам будут хорошо относиться. В гостях мы должны вести себя доброжелательно. )

3. Введение в тему:

- Ребята, вспомните название раздела, который мы изучаем. Как он называется? ( Если вы вежливы…)

- Чему посвящен этот раздел? (Вежливости, хорошему поведению)

Слово об авторе (фото на доске) .

Самуил Маршак родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже, в еврейской семье, отец е го работал мастером на мыловаренном заводе. Мать была домохозяйкой. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта, и считал его очень одаренным.

Маршак много учился, путешествовал по свету. Занимался благотворительностью. Давал средства для строительства детских домов. У него была дружная семья (супруга, два сына и дочка)

З а свою жизнь Самуил Яковлевич получил много наград и орденов.

Раз, два, три, четыре, пять-

Н ачинаем отдыхать!

Спинки бодро разогнули,

Ручки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей!

5. Работа по теме:

Чтен ие учителем стр. учебника 172-173 .

Беседа по прочитанному:

Найдите в тексте как нужно вести себя в транспорте.

Поче му инвалиду нужно помочь войти в транспорт? Как бы вы это сделали?

П очему не нужно ждать, когда тебя о чем-то просят?

Чтение по цепочке (по образцу).

6. Закрепление изученного материала:

Как называется произведение которое мы сегодня чита ли? ( Песенка о вежливости).

Кто автор этого рассказа? ( Маршак С.Я.).

О чем это произведение? (О вежливости).

Чему учит на песенка? (Культуре поведения)

Вам понравилась песенка ? (Да).

В ыразительное чтение.

Выставление оценок за урок.

8. Домашнее задание:

стр. учебника 172-173 читать и нарисовать рисунок по произведению для пересказа.

1 . Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Издательский центр "Академия".2000.

2. Фалькович Т. А. Барыкилкина Л. В. Сценарий занятий по культурно- нравственному во спитанию школьников . М. :ВАКО. 2008. .


Дети проходят в группу и садятся на стульчики. Напротив детей, на стульчике сидит Чебурашка (отвернулся).
Воспитатель: Давайте мы с вами поприветствуем нашего гостья и покажем, как мы умеем с вами здороваться каждое утро.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это?
Дети: Чебурашка.
Воспитатель: Как ты оказался? Не поздоровался?
Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно было сделать Чебурашка, прежде чем зайти в группу?
Дети: Поздороваться.
Воспитатель: А затем?
Дети: Спросить разрешения пройти в группу.
Воспитатель: И еще есть одна ошибка у Чебурашки?
Дети: Спросить разрешения присесть.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Дети, я думаю, Чебуршка все понял.
Воспитатель: Давайте пригласим Чебурашку, на наше занятие и научим его вежливым, добрым словам.

Чебурашка:
Поприветствуйте меня
Я, вот какой хороший.
Умный, ловкий, смелый я
И очень уж пригожий.
Нет меня сильней
Побежу всех махом
Не боюсь ни волка, ни я лису…
Воспитатель: Ага, убежишь со страху …
Воспитатель: Дети, вам понравилось, как Чебурашка нас приветствовал? Хотели бы вы иметь такого друга хвастунишку? (ответы детей). И это правильно, слушать хвастунов очень неприятно. Скромные люди и зверята не хвалятся.
Воспитатель: Чебурашка, ты, не только хвастунишка, а еще и не вежливый. Ты с нами даже не поздоровался. А вежливые зверята всегда здороваются

Чебурашка: Опять умываться заставляет. теперь не могу, когда воспитывают!
Дети: А нас родители воспитывают незаметно
Они нам читают правильные книжки
Кстати твои любимые Вредные советы Остера Г. и есть то самое незаметное воспитание
Никогда не мойте руки
Шею уши и лицо
Это глупое занятие
Не приводить к ни к чему
Вновь испачкаются руки шея уши и лицо и так зачем же тратить силы
Время попусту терять
Стричься тоже бесполезно никакого смысла нет к старости само собой облысеет голова

Чебурашка: меня сегодня на день рождения пригласил друг и как нужно ходить на день рожденья и как дарить подарки я вам расскажу

Воспитатель: Как надо дарить подарки?
Чебурашка: Если друг на день рождения
Пригласил тебя к себе
Ты оставь подарок дома
Пригодиться самому сесть старайся рядом с тортом
В разговоры не вступай
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет
Выбирай куски помельче
Чтоб быстрее проглотить
Не хватай салат руками
Ложкой больше зачерпнешь
Если вдруг дадут орехи
Сыпь их бережно в карман
Но не прячь туда варенье
Трудно будет вынимать

Чебурашка: Подарю свою старую машинку. Он все равно сломан
Дети: Нельзя дарить старые, плохие вещи
Чебурашка: Мне книжку подарили, скучная такая, ее и подарю
Дети: Никто не дарит то что подарили ему самому
Чебурашка: Вот еще есть набор для вышивания
Дети: Дарить надо то что порадует твоего друга
Чебурашка: подарю я шпагу которую сделал сам

Итог занятия
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, научился ли Чебурашка вежливым словам?
Дети: Да, научился.
Воспитатель: Да, действительно, он же у нас хороший ученик

Читайте также: