С чего начинается текст роль заглавия конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.

2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.

4. Заголовок – название текста.

5. Озаглавливать текст – давать название тексту.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. - с. 10.

Часть 1. Признаки текста.

Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.

1.Текст состоит из предложений.

2. Предложения в тексте связаны между собой.

3. Текст можно озаглавить.

Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?

1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.

2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.

Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.

Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.

Посмотрим на предложения.

Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.

Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.

Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.

Теперь это хороший, красивый текст.

Часть 2. Тема и главная мысль текста.

В тексте можно определять тему и главная мысль текста.

Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:

Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.

О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.

Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?

Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.

В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.

Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.

Главная мысль текста.

У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.

Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.

Попробуем определить главную мысль текста.

Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.

Тема текста – букварь.

Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста

Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.

Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.

Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!

Часть 3. Заголовок.

Что такое заголовок и как озаглавливать текст?

Заголовок – название текста.

Озаглавливать текст – это значит дать ему название.

Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.

У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.

Тема – мальчик и его собака.

Текст можно озаглавить двумя способами.

Упражнение 1.Выберите тему текста.

Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.

В) Цветы растут в поле.

Г) Жёлтые серединки.

Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.

После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.

А) Нужно помогать маме.

Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.

В) Наташа бежит домой.

Упражнение 3. Выберите заголовок:

В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!

Упражнение 4. Допишите предложения.

1. Текст – это ________________________________ _____________________

2. Тема текста – это_________________________________________________

3. Главная мысль текста- это__________________________________________

4. Заголовок – это_____________________________________________________

5. Озаглавливать текст – это______________________________________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· Что такое тема текста?

· Чем тема отличается от основной мысли?

· Каким должно быть заглавие текста?

Но сначала мы опять наведаемся в гости к Сене. Он как раз хвастается перед Машей и Вениамином:

Я узнал всё о тексте и собираюсь стать великим писателем! Уверен, со временем я стану вторым Львом Толстым!

Здорово! – отозвалась Маша. – С чего же ты начнёшь?

Напишу роман, а лучше два! – бодро ответил Сеня. – Но сначала, конечно, я потренируюсь писать короткие рассказы.

А на какую тему ты будешь их писать? – заинтересовался Вениамин.

А разве нужна тема?! – перепугался Сеня.

Давайте поразмышляем. Мы создаём текст, чтобы сообщить какую-то информацию.

То есть, мы хотим что-то рассказать. И наш текст должен быть о чём-то.

Тема – это и есть то, о чём рассказывается в тексте.

Текст без темы получается бессмысленным. Мы можем создать вот такой набор предложений:

Вот стоит лошадь. Зачем она стоит? Она стоит! А над ней пролетают птицы. Может быть, они летят на юг. Мечтают ли ёжики о яблоках? Река уже почти замёрзла.

Что мы скажем, когда посмотрим на этот текст? Что этот текст просто ни о чём !

Тема ещё и объединяет предложения в тексте в единое целое.

Посмотрим вот на такие отдельные предложения.

Улетели птицы.

Опадают листья.

Всё чаще идут дожди.

Облетели и пожухли цветы.

Пока что каждое предложение здесь само по себе.

Посадил дед репку . Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянули репку!

Но получается, что если не было бы репки – не было бы текста! Репка объединяет всех персонажей и все части сказки. Мы можем сказать, что эта сказка – о попытках вытянуть репку . Это и есть тема нашего текста.

hello_html_31008d62.jpg

Тема – это то, о чем рассказывается в тексте.

Значит, я буду писать рассказы на тему нашей школьной жизни, - решил Сеня.

И о чем же ты расскажешь? – спросила Маша.

Помнишь, как я хотел списать твоё сочинение, Вениамин? – усмехнулся Сеня. – Я решил, что это неплохая тема для рассказа.

К сожалению, я об этом помню, – закатил глаза Вениамин.

И вот, у Сени получился такой текст.

Как-то раз Сеня забыл написать сочинение о том, как он провёл лето. Поэтому он списал домашнюю работу у своего друга Вениамина. Учительница похвалила ребят и попросила зачитать свои сочинения. Вениамин зачитал своё текст первым. Потом своё сочинение начал читать Сеня. Вот удивились ребята!

– Ну вот, – улыбнулся Сеня. – Тема этого рассказа – списанное сочинение.

– Все верно, – согласился Вениамин. – Но как насчёт основной мысли рассказа?

Ведь мы создаём текст, чтобы выразить какую-то мысль, своё отношение к чему-то.

Поэтому в тексте всегда есть основная мысль.

Основная мысль – это то, что хотел сказать автор текста.

Это его отношение к теме текста.

Тема и основная мысль между собой не равны.

Тема – это та информация , которую мы хотим сообщить. Но за этой информацией обязательно скрывается идея, мысль, которую мы хотим выразить .

Основная мысль может быть выражена в одном или нескольких предложениях текста.

hello_html_472d6f70.jpg

– Вот ты, например, какую мысль хочешь вложить в свой текст? – спросил Вениамин у Сени.

– Я хочу сказать, что списывать нехорошо, - тут же ответил Сеня.

Значит, мы можем добавить в текст вот такие предложения.

Сочинения были абсолютно одинаковыми. Ученики не могли сдержать смех, а Сене стало очень стыдно.

Вот теперь сразу стало видно – как автор относится к теме текста и какую мысль хочет выразить.

– Теперь у меня есть рассказ с темой и идеей! – восхитился Сеня.

– Отлично! – обрадовалась Маша. – Как ты его назовёшь?

– Но так нельзя, – мягко заметил Вениамин.

Мы должны дать понять читателю – о чём будет текст. И ещё нам нужно как-то отделить один текст от другого.

Поэтому в текстах есть заглавие. То есть, название текста.

Название также иногда называют заголовком.

Чаще всего заглавие отображает тему текста или что-то, что связано с темой.

Давайте прочитаем текст, определим тему, основную мысль и озаглавим его.

Как бы мы определили тему текста? (В тексте рассказывается о том, что поморы любили

А какова основная мысль текста? (Люди должны быть добрыми и гостеприимными ).

Готовясь к устному высказыванию, вдумайтесь в его тему. Каждое слово в названии темы

предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы.

Как бы мы определили тему текста? (В тексте рассказывается о том, что поморы любили

А какова основная мысль текста? (Люди должны быть добрыми и гостеприимными ).

Готовясь к устному высказыванию, вдумайтесь в его тему. Каждое слово в названии темы

предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы.

Как бы мы определили тему текста? (В тексте рассказывается о том, что поморы любили принимать гостей).

Что же нам требуется сегодня запомнить?

Тема – это то, о чём рассказывается в тексте.

Основная мысль – это то, о чём хочет сказать автор.

Заглавие – это название текста. Обычно в заглавии отражается тема текста.

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт.Предтекстовыевопросы и задания в формировании умений.

• Географические последствия землетрясений (отражает тему);

• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);

• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);

• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);

• Золотые пески Египта (рекламная функция);

• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);

• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).

Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).

Проблемныйвопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу.Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовыевопросы и задания в формировании умений.

• содержательный анализ одноготекста, определение темы и главной мысли;

• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;

– характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;

– указывающих на событие, время, действующее лицо;

– заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;

– выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;

– анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа

В работе с текстами используютсяпредтекстовыевопросы и задания:

• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?

• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?

• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?

• Что вам уже известно по этой теме?

• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?

Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.

Тема 7. Внимание к слову

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

· Реши задачу

· В поисках слова

· Устное сочинение

Индивидуальные консультации:лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.

(технология оценивания учебных успехов)

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка!!

- Садитесь, меня зовут Мария Владимировна.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

Ι. Актуализация знаний.

–Что надо записать? (Дату.) Девятое октября

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

Что изучали на прошлом занятии?

Проверка домашнего задания

Блицопрос (устный, требуем связной речи от учащихся).

1. Из чего состоит текст? ( Из предложений.)

2. Как предложения связаны в тексте? ( По смыслу.)

3. Как называются части текста? ( Начало, середина, концовка.)

4. Что значит озаглавить текст? ( Определить тему или основную мысль.)

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

– Представьте себе такую картину. Жил-был Текст. Все предложения в нём строго знали своё место. Но однажды предложения развеселились и стали играть в салочки. Осаленные предложения так и застыли на месте. Когда игра закончилась, Текст оказался непонятным.

- Как вы думаете, почему? (Предложения перемешались, потеряли своё место.)

– Откройте дидактическую тетрадь на странице 15 упр. 28

– Прочитайте про себя. Отметьте цифрами порядок предложений. (Проговариваю с учащимися предложения, затем читаю получившийся текст)

Шёл однажды бедный мужик по полю. Вдруг видит - заяц под кустом сидит. Обрадовался мужик и стал мечтать. Вот продаст зайца и купит свинью. Так увлекся мужик мечтами, что вскрикнул. А заяц испугался и убежал.

– Запишите получившийся текст в тетрадь.

– Покажите мне ваши красивые тетрадочки, как вы аккуратно написали.

– Озаглавьте текст. (Мечта убежала.)

– Обозначьте буквосочетание жи, подчеркни разделительный ь знак. (на доске написано как подчеркивать)

- Разделите на слоги и для переноса слова: мужик (му-жик, за-яц, у-бе-жал)

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

1. Развиваем умение высказывать своё предполо-жение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Работа по рабочей тетради стр. 14 задание № 4

- Основная мысль текста, что

1. Дельфины – зубастые киты;

2. Дельфины хорошо поддаются дрессировке;

3. Дельфины помогают людям;

4. Дельфины – умные и добрые существа;

Выполните задание 5. Какой заголовок вы выбрали? ( Хорошо отдыхать в деревне)

2. Словарно-орфографическая работа. (Работа по орф.тетради)

Какой это художник

На стекло нанёс

Из серебристых роз? ( мороз)

- Найдите опасное место где можно допустить ошибку ? мАроС

– Разделите на слоги, поставьте ударение. Мо-роз.

- Откройте орфографические тетради на странице 20- 21. Запишите слово Мороз.

- Ребята, давайте подберем к слову мороз однокоренные слова.

– Как мы называем маленький мороз? ( морозик)

– А какой бывает день? ( морозный)

- Запишите их в тетрадь в задание 3, обозначьте орфограммы. Выделите образующие морфемы.(Спрашиваю у доски несколько учащихся)

- Выполним задание №4

Мороз не велик, да стоять не велит. (Какую букву вставили?) Какая пословица получилась?

Мороз и метели под февраль полетели.

Береги нос в большой мороз.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Два друга - мороз да вьюга.

Был бы покос, да пришел мороз.

Откройте страницу 9 тетради по чистописанию(Урок 19)

- В первой строчке пишем слова на букву г. Город, граждане, громко. Какие это слова? ( словарные ) Пропишите первую и вторую строчку.

- На третьей строчке пропишите имена собственные на букву г. С какой буквы пишем имена собственные? (с большой)

- Какое опасное место в слове заглавие? ( Можно написать зоглавие)

- Почему нужно запомнить написание этого слова ?( Оно словарное, его нельзя проверить)

- Пропишите слово заглавие.

- Какое опасное место в слове герой ? (Можно написать гирой)

- Как правильно пишется? (Герой, через е)

- Почему нужно запомнить написание этого слова ? (Это слово не проверяемое, словарное)

- Какое отличие между написанием слова Груша? ( первое с большой буквы, второе с маленькой)

- Почему в первом случае Груша пишется с большой буквы? (Это имя, имена пишутся всегда с большой буквы)

- А во втором слово, в каком значении? (Фрукт)

-Поэтому пишем, с какой буквы? (маленькой)

- Что мы сейчас делали? (Повторяли и прописывали словарные слова )

- Для чего нам нужно запоминать словарные слова? ( Потому что мы не можем проверить опасные места, и поэтому нам нужно запомнить, как они пишутся )

- Откройте страницу 15 рабочей тетради. Прочитайте и подберите название, которое отражает то, о чем говорится тексте. ( Солнце)

- Подберите название, которое отражает основное содержание текста и его смысл ( Неутомимый труженик)

- Умнички, откройте дидактический материал на странице 14.

- Прочитайте задание упражнения 27.

- Придумайте начало текста.

- Как можно его озаглавить ? ( Забывчивый котенок, Мяу, котенок)

- Запишите заглавие и первое предложение.

- Записали, найдите и выпишите слово с буквосочетанием жи. Подчеркните.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Читайте также: