Русский язык как хранитель духовных ценностей нации конспект урока 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

Разработка содержит презентацию и приложения для групповой работы.

ВложениеРазмер
konspekt.doc 51.5 КБ
prezentatsiya1.ppt 1.26 МБ
prilozheniya.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русский язык в современном мире.

обучающие: определить место и назначение русского языка в современном обществе; закрепить умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы русского языка;

развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы, лекция, презентация); развивать умение критически мыслить;

воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности учащихся: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция, тестовое задание.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

  1. организационный момент (0,5 мин);
  2. мотивация учебной деятельности (2 мин);
  3. определение темы, целей, задач урока (2 мин);
  4. работа по теме урока (25 мин);
  5. объяснение домашнего задания (1 мин);
  6. выполнение повторительно-закрепительных заданий (12 мин);
  7. оценивание работы учащихся (1 мин);
  8. рефлексия (1,5 мин).
  1. Организационный момент : приветствие классу, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки кабинета к уроку (0,5 мин).

До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны.

К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.

Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.

Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.

Беседа с учащимися:

- В чем состояла ошибка коменданта? Почему в музей тянулись жители оккупированного фашистами города?

- Какая роль русского языка передана в легенде? (умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа)

- Более 7-ти десятилетий прошло после окончания Великой Отечественной войны. Какую роль выполняет русский язык в современном обществе? (переход к теме урока)

3. Определение темы урока, целей, задач (совместно с учащимися). (2 мин)

4. Работа по теме урока.

1) Самостоятельная работа в 4 группах .(5 мин)

Задание: составьте устное высказывание о роли русского языка в современном обществе, выразив свою точку зрения

- с использованием раздаточного материала – 1-2 группы (Приложение 1,2),

2) Слушаем 2-3 устных высказывания и дополнения учащихся (5 мин).

3) Лекция - диалог и составление тезисов по её материалам (презентация). (10 мин)

Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества.

Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.

Язык в своем развитии прошел долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры.

Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами.

Россия – многонациональное государство. Выполняя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития нашей многонациональной страны. В соответствии с Конституцией РФ (1993 год) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. (Беседа: почему встала проблема преодоления языкового барьера между нациями?)

«Разноязычность народов с глубокой древности поставила проблему преодоления языковых барьеров. В многонациональных странах необходимость преодоления языкового барьера между нациями приводит, как правило, к развитию двуязычия. Этот процесс наблюдается во многих странах мира, где общим обычно становится язык наиболее многочисленной нации. Как, скажем, китайский в КНР, вьетнамский во Вьетнаме, английский в Великобритании, русский в нашей стране.

В многоязычных странах без общего языка обойтись нельзя. Полиглотами могут быть немногие. А наличие общего языка не требует таких усилий, второй язык наряду с родным выучить по силам каждому.

Весь мировой опыт говорит за то, что иного пути нет, что государство не может существовать как единое целое без общего средства общения. Тем более страна с развитой культурой, экономикой.

Распространение русского языка может быть только добровольным. Ведь всякое насилие или поспешность неизбежно будут встречать сопротивление. Потребность овладения русским языком должна быть осознана как необходимость, как способ приобщения к многогранным культурам наших народов.

Численность людей, которые считают русский родным языком, превышает 200 миллионов человек. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года русским языком владеют 138 миллионов (99,4%) из почти 143 миллионов человек, проживающих на территории России.

Всего же, по данным Интернет, русским языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в мире после китайского и английского.

Русский язык – один из развитых языков. Он обладает богатым словарным запасом и терминологией по всем областям науки, техники, культуры, выразительностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отобразить все многообразие и богатство окружающего мира. (Назовите известных ученых-лингвистов.)

В период, предшествующий распаду СССР, и непосредственно после него, во многих зарубежных странах существенно сократилось количество людей, изучающих русский язык; в бывших союзных и автономных республиках началось не всегда оправданное ограничение сфер функционирования русского языка, вытеснение его из экономической, образовательной и культурной сфер. (Что вы знаете о ситуации с русским языком в Латвии, Украине, других постсоветских республиках?)

За последнее время авторитет русского языка возрос не только среди народов России, но и в других странах СНГ и за рубежом. (В чем это, по вашему мнению, проявляется?)

4) После прочтения лекции 2-3 ученика зачитывают тезисы , остальные слушают, дополняют (5 мин).

5. Объяснение домашнего задания (по выбору, разноуровневое) (1 мин):

- Подготовьте реферат об одном из известных ученых-лингвистов, осветив проблемы языкознания, которые его интересовали.

6. Выполнение повторительно-закрепительных заданий.

1) Запишите под диктовку текст, объясните орфографию, пунктуацию (5 мин).

2) Очень многие писатели восхищались русским языком, отмечая его красоту и особенности. Кратко проанализируйте высказывания, высказав своё согласие или несогласие ,приведите аргументы в защиту своего мнения.

Запишите в тетрадь высказывания, используя прямую или косвенную речь. (3 мин).

3) Работа в парах по таблице-тесту (4 мин).

- Вы прошли тест, если после обработки набрали18 баллов.

7. Комментарий отметок, поставленных в течение урока ( 1 мин).

8. Рефлексия (1,5 мин).

белая – считаю материал урока полезным для социальной адаптации, подготовки к экзаменам;

Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации

4 . Ход урока

Виды деятельности учащихся

Орг. момент. Работа в группах.

Ребята, перед вами 3 высказывания. Прочитайте их и определите в каждом из них проблему.

На слайде вопросы и задания:

Определите роль языка в жизни общества.

Как вы думаете: о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Я предлагаю вам поделиться на 3 группы: филологи, философы, историки. И посмотрим как раскрывается эта проблема с разных точек зрения.

1 группа – язык, среда обитания, традиции, голос предков

2 группа – язык – ценность народа

3 группа – язык бессмертен

Язык связан с историей народа, его традициями и далёким голосом предков.

Язык народа самый ценный, потому что на нём говорят и думают

Язык бессмертен и потому никогда не умрёт.

1. Целеполагание

Выделив проблемы в высказываниях. Кто сможет сформулировать тему урока? Русский язык – хранитель духовных ценностей нации.

Найдите ключевое слово в теме урока? Хранитель.

Как вы его понимаете? Как даётся толкование этого слова в словаре? Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

Хранитель хранителя, м.

Тот, кто хранит, бережет что-н. (книжн.). Хранитель преданий. Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений. Пушкин (так называет он воспоминание).

Тот, кто охраняет, оберегает кого-что-н. (книжн.). То не был ангел-небожитель, ее божественный хранитель. Лермонтов. Ангел-хранитель (к-рый, по религ. верованиям, охраняет данного человека). Была ты нянею моей и ангелом-хранителем, родная! Некрасов.

Название нек-рых должностных лиц в музеях, библиотеках и т. п. (офиц.). Хранитель рукописей. Хранитель музея.

Подберите синоним к данному слову. Сторож, блюститель, дозорный, караульный, караульщик. Конвойный, оберегатель. Смотритель. Страж, стражник. Цербер, часовой

Слово учителя. РОССИЯ ОБЪЯВИЛА СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Москва, 4 января 2016 г.

31 декабря 2015 года Владимир Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ. В документе подчеркивается, что сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей - одно из важнейших условий национальной безопасности России. К таким ценностям относится приоритет духовного над материальным. В документе говорится, что одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности является "сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности".

2. Изучение нового материала

Работа с текстом по группам.

Для того чтобы определить, кто автор данного текста, обратите внимание на лексику. По его мнению, какова роль языка? В каждом тексте подчеркните ремы.

1 группа - упр.3 (2 часть) . Речь воплощается в букве и в звуке, в диалогах и монологах, в стенограммах и конспектах, в магнитофонной ленте. Язык же материально не существует никак! Нет такого сундука или сейфа, где хранился бы отлитый или сотканный эталон русского языка. Учёные собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности создают обширные словари, пишут научные грамматики. Можно представить основные особенности и закономерности языка, хотя и косвенным образом, но можно. Потрогать же его, поглядеть на него — этого вы ни в одном музее не сможете.

Нет языка. И однако он всё-таки есть! В каждом из вас, и в ваших соседях, и в ваших родителях. Исчезни он — и вы попросту перестанете понимать друг друга. Исчезнут книги и газеты, радио и телевидение, заводы и фабрики, институты и учреждения — остановится жизнь, потому что наличие языка — самое незаметное (потому что привычное), но самое существенное условие цивилизации. Значит, есть язык?
Ну как же он есть, если его нет! Дайте мне что-то, что я мог бы назвать, например, русским языком . Вот какой заколдованный круг: язык вне речи не существует, речи без языка нет. Язык воплощается в речи и это влияет на развитие языка.
(По В. Колесову.)

2 группа - упр.1 Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Оба вместе обусловливают иногда нераздельность свою в мысли одним названием: так и мы, русские, вместе с другими славянами искони соединили в одном слове "язык" понятие о говоре народном с понятием о самом народе. Таким образом, в той доле науки, которую мы можем назвать нашей русской наукой, необходимо должны занять место и исследования о русском языке.

Язык есть собственность нераздельная целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделаться ни богаче, ни беднее, — ни умножиться, ни растратиться. Частная воля может не захотеть пользоваться им, отречься от его хранения, отречься с этим вместе от своего народа; но за тем не последует уменьшение ценности богатств, ей не принадлежащих. Независимый от частных волей, язык не подвержен в судьбе своей случайностям. Все, что в нем есть, и все, что в нем происходит, и сущность его и изменяемость, все законно, как и во всяком произведении природы. Можно не понимать, а потому и не признавать этой законности, но от того законы языка не перестанут быть законами. Можно не понимать их, можно и понять, — и разумение их необходимо должно озарять своим светом наблюдение подробностей языкознания.

Народ выражает себя в языке своем. Народ действует; его деятельностью управляет ум; ум и деятельность народа отражаются. в языке его. Деятельность есть движение; ряд движений есть ряд изменений; изменения, происходящие в уме и деятельности народа, также отражаются в языке. Таким образом, изменяются народы, изменяются и языки их. Как изменяется язык в народе? Что именно в нем изменяется и по какому пути идет ряд изменений? Без решения этих вопросов невозможно уразумение законов, которым подлежит язык, как особенное явление природы. Решение их составляет историю языка; изыскания о языке, входящие в состав народной науки, невозможны без направления исторического. История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку, как ее необходимая часть. И.И. Срезневский

3 группа - "Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры", - также сказано в документе.

"К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры" (Пункты 76-79). 4 января 2016 г.

группа историков– собственность данного народа, народ выражает себя в своём языке, отречься от языка- отречься от народа, изменяется язык – изменяется народ, история языка связана с историей народа.

Группа филологов - речь воплощается в буквах и звуках. Виды речевой деятельности. Закономерности и особенности языка. Язык в каждом из нас. Исчезнет язык – исчезнет всё. Язык вне речи не существует язык воплощён в речи.

Группа философов – духовно-нравственные ценности, защита человеческой жизни, гуманизм, справедливость, взаимопонимание, многонациональность, религиозная терпимость.

Ребята, а теперь давайте графически в виде красивого цветка изобразим содержание нашего урока .


на лепестках подписываем духовные ценности нашего народа –

гуманизм, патриотизм, доброта, милосердие, толерантность, отзывчивость, совесть, любовь ко всему живому на Земле, уважение старших, справедливость


Лингвистический эксперимент. Обратите внимание на синтаксические конструкции языка.

Все виды сложных предложений, предложения с причастными и деепричастными оборотами, предложения с однородными членами, вопросительные и восклицательные предложения .

Безличные предложения, предложения с вводными словами.

ССП, предложения с однородными членами, вводное предложение .

Охарактеризуйте текст с эмоциональной точки зрения .

Обилие вопросительных и восклицательных предложений, что говорит о том, что авторы переживают за духовное наследие нации.

А теперь представьте, что вам надо объяснить тему урока ребятам другой национальности. Упростите текст, перестроив сложные предложения, предложения с причастными оборотами в простые,. Одним словом, адаптируйте для иностранцев. ….Прочитайте, что у вас получилось.

Найдите в интернете тексты – высказывания великих писателей, философов, учёных, которые можно использовать как воззвание, призывающее изучать русский язык, который является хранителем духовных ценностей нации.

Россия – многонациональное государство. Наряду с русским языком в нашей стране звучат другие. Русский язык выступает среди них как язык межнационального общения народов, населяющих Россию

Поменяйтесь своими работами. Прочитайте работу соседа, определите проблему текста и выскажите своё суждение: согласен или не согласен с автором.

5. Рефлексия

- Мне больше всего удалось .

- Я могу себя похвалить за…

- Я могу похвалить одноклассников за.

- Меня удивило…

- Для меня было открытием то, что .

- На мой взгляд, не удалось…, потому что…

- На будущее я учту…

6. домашнее задание

Упр.3 (первая часть) проанализируйте текст. Или

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_1d9aeb47.jpg

Конспект урока русского языка,

посвященный Дню русского языка

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №38 г. Калининграда

Войтенко Елена Петровна

Интегрированный урок развития речи в 10 классе

(русский язык, литература).

Цель: воспитание представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Задачи:
1 . Воспитательные

- воспитание любви к родному слову, русскому языку как символу государства;

- воспитание чувства гордости за силу, красоту русского слова как выразителя менталитета русской нации;

- воспитание бережного отношения к слову.

2 . Образовательные

- совершенствование навыка разноаспектного анализа текста;

- создание собственного художественного текста как эмоционального отклика на поднятую тему.

3. Развивающие

- развитие критического мышления учащихся при работе с текстом;

- развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к богатству и красоте русского слова;

- развитие творческих способностей учащихся.

Методы и технологии, используемые на уроке:
- диалоговая технология, полилог;

- элементы технологии критического мышления;

- продуктивно-творческий метод (написание эссе).

«Сбережение русского языка, литературы и культуры

— это вопросы национальной безопасности,

В.В .Путин на съезде Общества русской словесности.

Структура урока
I этап

Вызов (создание творческой мотивации урока развития речи).

1.Слово учителя.

Русский язык! Какая буря чувств, эмоций, мыслей, переживаний нахлынет на каждого из нас при вдумчивом произнесении этого словосочетания! Для многих из нас русский язык - родной язык.

А ведь родной язык для личности человека – примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности. Да, важнейшим средством коммуникации является слово. Без правильной речи нельзя обойтись. Бизнес - это умение говорить убедительно. Политика - это умение убеждать и завоевывать симпатии. И обычные человеческие отношения – дружба, сотрудничество, любовь - насквозь пронизаны словами. Представления человека о мире и своей стране в этом мире отражаются в словоупотреблении: ведь словом всё начинается и в слове же завершается.

Язык - это основа основ духовной культуры. Это то прекрасное, что нам досталось от наших предков. Язык - это связь времен и народов. Каждый должен любить, уважать и ценить свой язык, к какой бы языковой группе он не находился.

Уважения к своему языку - это уважение к самому себе, к своей Родине.

Тема сегодняшнего урока – это один из этапов важного диалога о духовных традициях нашего Отечества, который вы сможете продолжить на уроках литературы, истории, обществознания, иностранного языка.

2. Осмысление эпиграфа.

Обратимся к эпиграфу урока. Найдите ключевые слова.

Составление кластера

Работа в группах (учащиеся используют толковые словари)

Дайте толкование ключевых слов.

Как вы понимаете главную мысль эпиграфа?

Сбережение русского языка – это не только сохранение культуры народа, его духовной составляющей, но сохранение нации.

II этап

Вот какая историческая ответственность лежит на каждом поколении за передачу языка в сохранности и чистоте, а значит, эта же ответственность лежит на каждом человеке. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский указывал, что родной язык – это лучший выразитель духовных свойств народа.

1.Чтение и осмысление текста.

Вопросы и задания:

Почитайте текст про себя, озаглавьте.

Прочитайте текст выразительно вслух.

О чем этот текст? Какова его тема?

Что утверждает автор?

Как он доказывает свою точку зрения? Какие аргументы приводит?

Какой вывод делает?

Какие средства художественной выразительности помогают автору убедительно изложить свою позицию?

2. Размышление о прочитанном (создание собственного текста).

Разделяете ли вы точку зрения автора? Письменно ответьте на вопрос.

3. Решение лингвокультурологической задачи.

Учитель. Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры 24 мая. В 863 году они создали азбуку для обращенных в христианство славянских народов, с этого времени ведет свое начало славянская письменность, книжность. Нужно помнить, что у каждого слова есть свой исторический корень, свой глубинный духовный смысл.

Задание: напишите свои ассоциации со словом благодарность.

Работа в группах: с раздаточным материалом.

Группа № 1.Лексикография слова.

1.Толковый словарь В. И. Даля:

Благодарствовать или благодарить кого, на чем, за что, дарить словом или делом, или желать кому благ, добра; изъявлять благодарность, признательность; объявлять себя должником за услугу, признавать одолжение; спасибить кому- то, говорить спасибо. Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить. Благодарение – действие благодарящего, изъявление спасибо, признательности; благодарность - чувство признательности, желание воздать кому за одолжение, услугу, благодеяние; самое исполнение этого на деле. Благо дарительный или благодарственный - способный. Благодать – дары Духа Святого; помощь, ниспослания свыше, к исполнению воли Божьей; милость, благодеяние, благотворение, помощь, преимущество, выгода, обилие, избыток, довольство .

2.Толковый словарь С.И. Ожегова :

БЛАГОДАРНОСТЬ - Чувство признательности к кому-н. за оказанное добро, внимание, услугу. Принять с благодарностью что-н. Принести б. кому-н. Сделать что-н. в знак благодарности или в б. за что-н. 2. только мн. Слова, выражающие эти чувства (разг.). Рассыпаться в благодарностях. 4. Официальное действий. Объявить б. в приказе. Получить Б. от дирекции.

3.Толковый словарь Д.Н. Ушакова:

Благодарность – 1) чувство признательности за оказанное добро. 2) выражение этого чувства. Рассыпаться в благодарностях. 3) взятка.

Группа №2 .Этимология слова.

1.Этимологический словарь русского языка И.А. Крылова:

Заимствование из старославянского, где существительное благо ("добро, счастье") возникло на основе прилагательного среднего рода благо – "хорошо". Исконно русская форма этого слова сохранилась лишь в названии города Бологое между Москвой и Санкт-Петербургом.

Общеславянское – bolgo (благо).

Производные: благотворный, благотворительный, благополучие, благодетельствовать, благодетель, благодать, благородный, облагородить.

3.Этимологический словарь А. Ситниковой:.

Благодарить, благодарность, благодарение, признательность .

4.Этимологический словарь М. Фасмера :

благо благо́й –цер. слав. заимств. вместо исконнорусск. *бологъ; см. болого.

Весьма употребительно благо- в словосложениях как соответствие греч. εὑ-напр.: благочести́вый εὑσεβής, благонра́вный εὑήθης, благоро́дныйεὑγενής и т. д .

5.Этимологический словарь Н.М.Шанского:

Группа №3. Толкование слова в иных словарях и энциклопедиях.

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры:

БЛАГОДАРНОСТЬ отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

2. ЛетяговаТ.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь:

Благодарность эмоционально-чувственное состояние признательности, высокой оценки значимости чьих-то деяний, отношений. Выражается как любовь, уважение к человеку или коллективу организации, как готовность сделать ответное благо.

3. Бим-Бад Б. М. Педагогический терминологический словарь:

Благодарность – чувство одобрения или любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. Как моральное чувство и обязанность Б. восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами, а также к отношениям взаимности услуг. В истории мысли немало моралистов усматривали в б. основополагающее проявление добро деятельности человека. Изначально б. понималась как ответ услугой на услугу, как взаимность, характеризующая корыстные отношения (Аристотель, Сенека, И. Кант. объясняют Б. как особого рода дарения, а именно, бескорыстное, добровольное, ценное само по себе, осмысляется постепенно. В античности б. понималась как добродетель. Христианство понимает б. скорее, как обязанность.

Вывод: вышеуказанные словари рассматривают благодарность как моральное качество человека, характеризующееся признательностью и готовностью ответить взаимным действием.

Группа №4. Толкование слова в Библии.

Благодарность

Благодарить

Благодарить

Перевод

То же, что

Значение

хвала, прославление, воспевание Бога

благодарность Богу за его жертву ради спасения человека

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Создание творческих работ.

Чтение творческих работ. Сравнение с первоисточником.

Что нового вы узнали о русском языке сегодня на уроке?

Что вы узнали нового о себе после сегодняшнего урока?

Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания М.А. Шолохова.

Ход урока

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Д.С.Лихачев

1. Организационный момент.

2. Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни общества.

1) Что такое язык? Какие важные жизненные понятия и ассоциации связаны для вас с языком?
Составление кластера и беседа

  • На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В.В.Путина был объявлен Годом русского языка.
  • Народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.
  • Русский язык - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык общения 160 народов и национальностей России.
  • Это один из шести рабочих языков ООН.
  • Русский язык – это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
  • Это язык матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.

2) Какие высказывания великих людей о русском языке вы знаете?

3. Еще одно высказывание о русском языке на доске.

Автор цитаты – Д.С.Лихачев. Вспомним, что мы знаем про этого известного человека.

4. Работа с эпиграфом. Как вы понимаете это высказывание?

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

  1. Анализ предложения. Синтаксический разбор.
  2. Какие виды сказуемых встретились в этом предложении?
    Какие виды сказуемых вы знаете?
  3. Как называется предложение, в котором есть только один главный член?
    Какие виды односоставных предложений вы знаете?
  4. Какие способы связи слов могут быть в словосочетании?
    Запишите примеры из предложения.
    Согласование: большая ценность;
    Управление: ценность народа, пишет на котором;
    Примыкание: его язык.
  5. Фонетическая минутка.
    В каком слове букв больше, чем звуков: ценность – 8 букв, 6 звуков;
    Звуков больше, чем букв: самая – 5б., 6 зв., его – 3 б., 4 зв., язык – 4 б., 5 зв., думает – 6б., 7зв.
  6. Назовите слово, образованное суффиксальным способом:

5. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение.

2) Назовите стиль и тип текста.

3) Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста. Запишем тезисы.

- Вся жизнь человека проходит через родной язык.

- Язык человека – показатель его культуры.

- Русский язык - один из совершеннейших языков мира.

4) Поработаем над отдельными предложениями (14-16). Подчеркните грамматические основы, назовите вид предложения по составу и тип сказуемого.

(1. двусоставное, простое глагольное, 2. безличное, составное глагольное, 3. двусоставное, составное именное).

6. Тест. Задания с выбором ответа (уровень А)

А 1. В каком слове звуков больше, чем букв

А 2. Укажите верную характеристику 7 предложения:

  1. сложное с подчинительной и бессоюзной связью
  2. простое с однородными членами
  3. сложносочиненное
  4. сложноподчиненное

А 3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного 4 предложения:

  1. эмоции, ощущения окрашивают
  2. подталкивают мысль
  3. эмоции, ощущения окрашивают или подталкивают
  4. окрашивают то или подталкивают

А 4. Какие предложения (6 – 10) являются сложными

А 5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова развивавшийсяиз 14 предложения

  1. действительное причастие
  2. прилагательное
  3. страдательное причастие
  4. деепричастие

Задания с кратким ответом (уровень В)

В 1. Из предложения 10 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

В 2. Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание

В 3. В каком предложении (7 -11) есть однородные подлежащие. Напишите номер этого предложения.

В 4. Среди предложений (1-5) найдите предложение, которое связывается с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В 5. Назовите вид сказуемого из 6 предложения

Взаимопроверка
А 1. 1, А 2. 4, А 3. 3, А 4. 4, А 5. 1.
В 1. по-настоящему, В 2. его культуры, В 3. 8, В 4. 3, В 5. составное-именное.

7. А теперь обсудим домашнее задание.

В тетради записаны тезисы статьи Лихачева. Это и есть проблемы, которые поднимает автор статьи.

Ваша задача - прокомментировать одну из названных проблем.

Это должно быть сочинение-рассуждение. Как строится такое сочинение?

Тезис, доказательства, вывод.

Поделитесь своими мыслями. О чем вы будете писать? Какова роль языка в жизни общества? Для аргументации своих утверждений вы можете использовать цитаты.

Для обсуждения представлены 5 слайдов:

8. Я думаю, что наш урок прошел с пользой. Спасибо за сотрудничество. Надеюсь, что ваши работы будут отличаться языковой грамотностью и богатством мысли.

Читайте также: