Русский портрет 18 века конспект урока мхк 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

1 Русский портрет XVIII века Материалы к уроку МХК в 11 классе

10 Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795гг) -Его можно назвать прозаиком: на свои модели он смотрит трезвым взглядом простодушного художника -Особенно удавались образы знатных старух -Связь с живописью допетровской Руси -Создает конкретные, объективные образы, то, что модель хочет открыть зрителю

13 Иван Петрович Аргунов гг. -Крепостной графов Шереметевых -Одним из первых стал изображать модель просто, почти буднично -Фигуры моделей свободно развернуты в пространстве -Фигуры более объемны и самостоятельны

15 Рокотов Федор Степанович гг. Поэтичность Одухотворенность Недосказанность интимность

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

мировой художественной культуры в 11 классе по теме

ФИО : Анненкова Елена Николаевна

Должность : учитель МХК

Предмет : мировая художественная культура

7.Базовый учебник : Г.И. Данилова «Мировая художественная культура. От 17 века до наших дней" 11 класс

8. Цель урока : Формирование представления обучающихся об этапах развития русского реалистического портрета 18 века.

9. Задачи урока:

- продолжить знакомство с жанром портрета на примере русского портретного искусства 18 века,

- сформировать знания о роли русского портретного искусства 18 века в мировой художественной культуре,

- воспитывать интерес к отечественной художественной культуре.

10. Тип урока : урок изучения новых знаний .

11. Форма урока : урок-бенефис

- Здравствуйте! Сегодня у нас непростой урок. Урок-бенефис.

Кого мы можем назвать участниками нашего урока-бенефиса? Вас - учащихся, меня - учителя, и те знания, которые извлекаете из урока.

Так кто же будет героем нашего бенефиса? Ответить нам поможет кроссворд.

Приветствие. Привлечение внимания учащихся к предстоящей работе. Создание благоприятной рабочей атмосферы в классе.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя.

Актуализация знаний учащихся

Знакомясь с различными стилями изобразительного искусства, вы встречались и с различными видами портретов.

-Разгадав кроссворд, вспомните виды портретов и приведите примеры (работа в парах).

(АВТОПОРТРЕТ: в творчестве голландского художника Рембрандта – он создал около 100 автопортретов; когда знакомились с живописью барокко рассматривали автопортрет Ван Дейка, где он изобразил себя молодым франтом; в творчестве классицизма – автопортрет Никола Пуссена.

ПАРАДНЫЙ: ряд парадных портретов маркизы де Помпадур кисти Франсуа Буше в стиле рококо.

Предлагает учащимся работу с кроссвордом, организует работу в парах, корректирует ответы.

hello_html_75e13b11.jpg

Разгадывают кроссворд, формулируют ответы, слушают других, дополняют ответы одноклассников.

Постановка целей и задач.

- Так кто же будет героем нашего бенефиса? (портрет).

Прочитайте эпиграф к нашему уроку – бенефису:

Портрет – это единственная

область в живописи, в которой Россия….

временами шла в уровень с Европой.

- Исходя из содержания эпиграфа попробуйте сформулировать тему, цель нашего урока, что вы должны сегодня узнать? ( продолжить знакомиться с портретом уже на примере русского искусства;

узнать, какую роль русское портретное искусство играет в мировой художественной культуре;

познакомиться с шедеврами портретного искусства 18 века и их авторами).

Задаёт вопросы, корректирует ответы, подводит к формулированию учащимися темы и цели урока.

Предлагает самостоятельно сформулировать тему и цель урока, затем показывает название темы и правильную формулировку цели и задач на слайдах презентации

Самостоятельно формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетради.

Пытаются самостоятельно сформулировать цель урока.

Изучение нового материала

- В бенефисе, посвящённом русскому портрету 18 века, принимают участие две группы искусствоведов:

1-ая группа – искусствоведы, изучавшие портретное искусство первой половины 18 века,

2-ая группа - искусствоведы, изучавшие портретное искусство второй половины 18 века.

1) Жанр портрета в русском искусстве восходит к ПАРСУНЕ - ( лат. личность, лицо) – это жанр русской портретной живописи, а также название произведения этого жанра в начальных, переходных формах от традиционной иконописи к новому, светскому искусству 17 – 18 вв.).

Парсуна была распространена в русской живописи в 16-17 веках и была тесно связана с традициями иконописи.

- Вспомните, что это за традиции?

(застылость поз, попытка идеализировать образ, плоскостное письмо, непропорцианальность форм).

В середине 17 века парсуна переросла в парадный портрет, в котором главенствовала идея возвеличивания знатного лица.

2) - Национальная школа живописи была заложена в первые десятилетия 18 века. Её представители сумели выйти за рамки парадного портрета и подчеркнуть в изображённых образах неповторимость личности.

Давайте познакомимся с основоположниками портретного жанра раннего периода – первой половины 18 века.

3) Первая группа искусствоведов познакомила нас с творчеством портретистов раннего периода развития русского портрета 18 века.

- Почему их творчество стало важной вехой на пути развития русского портретного искусства?

(они стали проводниками от парсуной и парадной портретной живописи к реалистическому портрету).

Вторая половина 18 века – это непосредственно время развития русского реалистического портрета.

Давайте посмотрим, какие же портретисты внесли свой вклад в развитие реалистического портрета 18 века.

В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.

Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера. Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану.

Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления

Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:

отечественная школа живописи (творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А.

Ф.Рокотов. "Портрет неизвестного в треуголке"

Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);

традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе (С. Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);

живопись иностранцев на территории Росиироссика (Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).

Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество. Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).

И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.

Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.

Виды портретов в русской школе 18 века

Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды портрета, как:

• парадный (внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);

• полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);

• камерный (изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);

• интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).

Национальная специфика русской портретной живописи

С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками.

Русские мастера портрета научились правильно

выстраивать картинную плоскость,

анатомически верно передавать человеческое тело,

овладели искусством перспективы,

основами масляной техники и законами колорита.

Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения,

выработали свои композиционные схемы,

тональность и стилевые установки.

Русский портрет XVIII века стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:

На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.

Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.

Русский портрет XVIII века Материалы к уроку МХК в 11 классе

№ слайда 1

Русский портрет XVIII века Материалы к уроку МХК в 11 классе

«Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами шла в уро

№ слайда 2

XVII век – от парсуны – к портрету.Первые парсуны еще тесно связаныс традициями

№ слайда 3


№ слайда 4

Конец XVII – начало XVIII века. Преображенская (Потешная) серия.Проблема физичес

№ слайда 5


№ слайда 6


№ слайда 8


№ слайда 9

Алексей Петрович Антропов(1716 – 1795гг)Его можно назвать прозаиком: на свои мод

№ слайда 10

Алексей Петрович Антропов(1716 – 1795гг)Его можно назвать прозаиком: на свои модели он смотрит трезвым взглядомпростодушного художникаОсобенно удавались образы знатных старух Связь с живописью допетровской РусиСоздает конкретные, объективные образы, то, что модель хочет открыть зрителю


№ слайда 11


№ слайда 12

Иван Петрович Аргунов1727 -1802гг.Крепостной графов ШереметевыхОдним из первых с

№ слайда 13

Иван Петрович Аргунов1727 -1802гг.Крепостной графов ШереметевыхОдним из первых стал изображать модель просто, почти будничноФигуры моделей свободно развернуты в пространствеФигуры более объемны и самостоятельны


№ слайда 14

Рокотов Федор Степанович1735-1808гг.Поэтичность ОдухотворенностьНедосказанностьи

№ слайда 15

Рокотов Федор Степанович1735-1808гг.Поэтичность ОдухотворенностьНедосказанностьинтимность


№ слайда 16

Дмитрий Григорьевич Левицкий1735-1822гг.«В передаче интимного, неуловимого очаро

№ слайда 17

Левицкий Д.Г.Портрет Екатерины Нелидовой

№ слайда 18

Левицкий Д.Г.Портрет Екатерины Нелидовой

Владимир Лукич Боровиковский1757-1825гг.Сентиментализм

№ слайда 19

Владимир Лукич Боровиковский1757-1825гг.Сентиментализм


№ слайда 20


№ слайда 21

Боровиковский В.Л.Портрет Александра Борисовича Куракина

№ слайда 22

Читайте также: