Русский портрет 18 века конспект урока мхк 11 класс
Обновлено: 06.07.2024
1 Русский портрет XVIII века Материалы к уроку МХК в 11 классе
10 Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795гг) -Его можно назвать прозаиком: на свои модели он смотрит трезвым взглядом простодушного художника -Особенно удавались образы знатных старух -Связь с живописью допетровской Руси -Создает конкретные, объективные образы, то, что модель хочет открыть зрителю
13 Иван Петрович Аргунов гг. -Крепостной графов Шереметевых -Одним из первых стал изображать модель просто, почти буднично -Фигуры моделей свободно развернуты в пространстве -Фигуры более объемны и самостоятельны
15 Рокотов Федор Степанович гг. Поэтичность Одухотворенность Недосказанность интимность
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
мировой художественной культуры в 11 классе по теме
ФИО : Анненкова Елена Николаевна
Должность : учитель МХК
Предмет : мировая художественная культура
7.Базовый учебник : Г.И. Данилова «Мировая художественная культура. От 17 века до наших дней" 11 класс
8. Цель урока : Формирование представления обучающихся об этапах развития русского реалистического портрета 18 века.
9. Задачи урока:
- продолжить знакомство с жанром портрета на примере русского портретного искусства 18 века,
- сформировать знания о роли русского портретного искусства 18 века в мировой художественной культуре,
- воспитывать интерес к отечественной художественной культуре.
10. Тип урока : урок изучения новых знаний .
11. Форма урока : урок-бенефис
- Здравствуйте! Сегодня у нас непростой урок. Урок-бенефис.
Кого мы можем назвать участниками нашего урока-бенефиса? Вас - учащихся, меня - учителя, и те знания, которые извлекаете из урока.
Так кто же будет героем нашего бенефиса? Ответить нам поможет кроссворд.
Приветствие. Привлечение внимания учащихся к предстоящей работе. Создание благоприятной рабочей атмосферы в классе.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя.
Актуализация знаний учащихся
Знакомясь с различными стилями изобразительного искусства, вы встречались и с различными видами портретов.
-Разгадав кроссворд, вспомните виды портретов и приведите примеры (работа в парах).
(АВТОПОРТРЕТ: в творчестве голландского художника Рембрандта – он создал около 100 автопортретов; когда знакомились с живописью барокко рассматривали автопортрет Ван Дейка, где он изобразил себя молодым франтом; в творчестве классицизма – автопортрет Никола Пуссена.
ПАРАДНЫЙ: ряд парадных портретов маркизы де Помпадур кисти Франсуа Буше в стиле рококо.
Предлагает учащимся работу с кроссвордом, организует работу в парах, корректирует ответы.
Разгадывают кроссворд, формулируют ответы, слушают других, дополняют ответы одноклассников.
Постановка целей и задач.
- Так кто же будет героем нашего бенефиса? (портрет).
Прочитайте эпиграф к нашему уроку – бенефису:
Портрет – это единственная
область в живописи, в которой Россия….
временами шла в уровень с Европой.
- Исходя из содержания эпиграфа попробуйте сформулировать тему, цель нашего урока, что вы должны сегодня узнать? ( продолжить знакомиться с портретом уже на примере русского искусства;
узнать, какую роль русское портретное искусство играет в мировой художественной культуре;
познакомиться с шедеврами портретного искусства 18 века и их авторами).
Задаёт вопросы, корректирует ответы, подводит к формулированию учащимися темы и цели урока.
Предлагает самостоятельно сформулировать тему и цель урока, затем показывает название темы и правильную формулировку цели и задач на слайдах презентации
Самостоятельно формулируют тему урока.
Записывают тему урока в тетради.
Пытаются самостоятельно сформулировать цель урока.
Изучение нового материала
- В бенефисе, посвящённом русскому портрету 18 века, принимают участие две группы искусствоведов:
1-ая группа – искусствоведы, изучавшие портретное искусство первой половины 18 века,
2-ая группа - искусствоведы, изучавшие портретное искусство второй половины 18 века.
1) Жанр портрета в русском искусстве восходит к ПАРСУНЕ - ( лат. личность, лицо) – это жанр русской портретной живописи, а также название произведения этого жанра в начальных, переходных формах от традиционной иконописи к новому, светскому искусству 17 – 18 вв.).
Парсуна была распространена в русской живописи в 16-17 веках и была тесно связана с традициями иконописи.
- Вспомните, что это за традиции?
(застылость поз, попытка идеализировать образ, плоскостное письмо, непропорцианальность форм).
В середине 17 века парсуна переросла в парадный портрет, в котором главенствовала идея возвеличивания знатного лица.
2) - Национальная школа живописи была заложена в первые десятилетия 18 века. Её представители сумели выйти за рамки парадного портрета и подчеркнуть в изображённых образах неповторимость личности.
Давайте познакомимся с основоположниками портретного жанра раннего периода – первой половины 18 века.
3) Первая группа искусствоведов познакомила нас с творчеством портретистов раннего периода развития русского портрета 18 века.
- Почему их творчество стало важной вехой на пути развития русского портретного искусства?
(они стали проводниками от парсуной и парадной портретной живописи к реалистическому портрету).
Вторая половина 18 века – это непосредственно время развития русского реалистического портрета.
Давайте посмотрим, какие же портретисты внесли свой вклад в развитие реалистического портрета 18 века.
В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.
Истоки русского портрета
Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.
Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.
Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера. Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану.
Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления
Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:
• отечественная школа живописи (творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А.
Ф.Рокотов. "Портрет неизвестного в треуголке"
Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);
• традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе (С. Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);
• живопись иностранцев на территории Росии — россика (Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).
Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество. Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).
И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.
Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.
Виды портретов в русской школе 18 века
Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды портрета, как:
• парадный (внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);
• полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);
• камерный (изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);
• интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).
Национальная специфика русской портретной живописи
С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками.
Русские мастера портрета научились правильно
выстраивать картинную плоскость,
анатомически верно передавать человеческое тело,
овладели искусством перспективы,
основами масляной техники и законами колорита.
Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения,
выработали свои композиционные схемы,
тональность и стилевые установки.
Русский портрет XVIII века стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:
На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.
Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.
№ слайда 1
Русский портрет XVIII века Материалы к уроку МХК в 11 классе
№ слайда 2
№ слайда 3
№ слайда 4
№ слайда 5
№ слайда 6
№ слайда 8
№ слайда 9
№ слайда 10
Алексей Петрович Антропов(1716 – 1795гг)Его можно назвать прозаиком: на свои модели он смотрит трезвым взглядомпростодушного художникаОсобенно удавались образы знатных старух Связь с живописью допетровской РусиСоздает конкретные, объективные образы, то, что модель хочет открыть зрителю
№ слайда 11
№ слайда 12
№ слайда 13
Иван Петрович Аргунов1727 -1802гг.Крепостной графов ШереметевыхОдним из первых стал изображать модель просто, почти будничноФигуры моделей свободно развернуты в пространствеФигуры более объемны и самостоятельны
№ слайда 14
№ слайда 15
Рокотов Федор Степанович1735-1808гг.Поэтичность ОдухотворенностьНедосказанностьинтимность
№ слайда 16
№ слайда 17
№ слайда 18
Левицкий Д.Г.Портрет Екатерины Нелидовой
№ слайда 19
Владимир Лукич Боровиковский1757-1825гг.Сентиментализм
№ слайда 20
№ слайда 21
№ слайда 22
Читайте также: