Русские аграрные праздники пропп конспект

Обновлено: 08.07.2024

Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — Л. : Изд-eo ЛГУ, 1963.

Бесспорна значимость этого труда — не очень большого по объему — как одного из первых системно выстроенных и наиболее полных по охвату материала описаний русских календарных ритуалов. Факты русской календарной обрядности, разбросанные в разнообразных изданиях XIX—XX веков, выявлены, типологизированы и описаны в таком виде, который позволяет представить общую картину основных обрядов годового цикла. О достоверности и достаточной репрезентативности этой картины свидетельствует то обстоятельство, что этнографическими описаниями, систематизированными В. Я. Проппом, пользуются исследователи, стоящие на самых разных теоретических позициях.

Различные по материалу и проблематике работы при внимательном рассмотрении обнаруживают в основе своей строгую методоло- 1

Дорога Домой - славяне|традиция|язычество

Дорога Домой - славяне|традиция|язычество

Дорога Домой - славяне|традиция|язычество запись закреплена

1. Пропп В.Я. — Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования)

Книга адресована специалистам разного профиля - лингвистам, фольклористам, этнографам, а также всем интересующимся традиционной духовной культурой славян и славянскими древностями.

Гадание на салфетках
Рунический код
Мандалы
Разговор с мирозданием

Пропп В. Русские аграрные праздники

Пропп В. Русские аграрные праздники

(Опыт историко-этнографического исследования)

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Значение изучения аграрных праздников для современности. — Праздники церковные и народные и их смешение. — Названия и сроки основных праздников. — Направления в их изучении в досоветской науке. — Труды советских ученых. — Цель и методы настоящей работы . 13

Глава I Поминовение усопших
Календарные даты русских праздников. — Поминальный стол на святках. — Кутья и блины как обрядовые блюда. — Обычай звать предков греться. — Масленичная обрядовая еда. — Прощание с покойниками на масленицу. — Поминки на могилах в Троицу.— Праздник навьего дня и радуницы.— Поминовение в другие сроки. — Выводы и предположения. 23

Глава II Обрядовая еда
Новогодние и масленичные угощения и их происхождение. — Святочный кесарийский поросенок. — Козульки на Святках, в Егорьев день и на Троицу. — Лесенки в день Вознесения . 35

Глава III Встреча весны
Сроки праздника встречи весны. — Печение жаворонков из теста и связанные с этим обычаи. — Встреча весны как праздник детский. — Веснянки. — Заклинательный характер этого
праздника. 41

Глава IV Поздравительно-заклинательные песни
Колядование, овсень, виноградье, щедровки. — Состав этих песен. — Подарки. — Посулы. — Кумулятивные сказочные и другие песни как замена колядок. — Хождение со звездой. — Вертеп. — Шествие с козой. — Шествие с плугом. — Имитация сеяния. — Колядование на Масленицу. — Волочебные песни. — Вьюнец. — Заключение . 45

Глава V Культ растений
Рождественская елка. — Масленичное дерево. — Верба. — Завивание березок на семик. — Сборы трав на Ивана Купалу. — Жнивные обряды. — Праздник последнего снопа. 67

Глава VI Смерть и смех
Похоронная игра на святках. — Встреча и проводы масленицы. — Растерзание, сожжение и потопление чучел. — Троичная березка. — Проводы русалок. — Предание смерти и погребение Купалы, Костромы, Ярилы. — Похороны кукушки. — Предание смерти в другие сроки. — Теория Фрэзера в свете русских материалов. — Фазы развития божеств растительности. — Происхождение христианства. — Вопрос о ритуальном смехе и о фарсовом характере похорон . 79

Глава VII Обрядовые игрища и увеселения
Святочные вечорки. — Новогодние гадания. — Подблюдные песни. — Ряжение. — Шествие с козой. — Вождение кобылки. — Игра в быка. — Маскировка перемены пола. — Смысл ряжения. — Обрядовый эротизм. — Игры, имитирующие свадьбу. — Шутки в святочную ночь. — Масленичные состязания: скачки, кулачные бои, взятие снежного городка. — Катание с гор, катание по улитам. — Качели. — Целовник. — Столбы. — Колодки. — Русальная неделя. — Обряд кумления. — Поверия о русалках. — Некоторые детали похорон Костромы и Ярилы. — Купальская ночь. — Очистительные обряды как конец празднеств . 115
Заключение . 145
Литература . 146
Приложение . 151

Пропп "Русские аграрные праздники" (отрывок)

Календарные даты русских праздников. – Поминальный стол на святках. – Кутья и блины как обрядовые блюда. – Обычай звать покойников греться. – Масленичная обрядовая еда. – Прощание с покойниками на Масленицу. – Поминки на могилах в Троицу. – Праздник Навьего дня и Радуницы. – Поминовение в другие сроки. – Выводы и предложения.

Почему при поминках употреблялись блины - на этот вопрос можно ответить только предположительно. Во вся­ком случае не потому, что они своей круглой формой напо­минают солнце и должны служить магическим средством возвращения солнца после зимы, как думают некоторые исследователи. Вместе с тем блины должны иметь другое обрядовое значение, чем кутья, так как они не взаимозамени­мы, а употребляются параллельно. По-видимому, блины - древнейшая форма печеной мучной еды. Когда еще не уме­ли печь хлеб, муку смешивали с водой, делали жидкое тесто и порциями выплескивали его на горячие камни. Таким об­разом, блины по происхождению - не магическая еда, как кутья, а древнее, архаическое блюдо, средство насыщения, получившее обрядовое применение.

Рассматривая рождественскую вечернюю трапезу как поминальный стол, необходимо указать, что дело в этом слу­чае идет не о поминовении покойников вообще, а покойни­ков своей семьи, своих предков.

Из воспроизведенной Д. К. Зелениным рукописи 1852 г. последние строки для нас особенно интересны. Они показывают, что обряд обогревания предков производился с целью получить хороший урожай. Мы можем предположить, что не только этот, но и другие обряды заупокойного культа имели целью воздействовать на урожай. Подробнее об этом можно будет говорит после того, как будут рассмотрены подобные обряды в другие сроки.

С Радуницей обрядовое поминовение усопших прекра­щалось. На Ивана Купалу, например, уже никаких призна­ков поминок нет.

Какие же выводы можно сделать из приведенных мате­риалов? Чем объяснить упорное, с наступлением весны все нарастающее стремление почтить своих предков?

Стремление время от времени вспоминать о своих близ­ких, находящихся в могилах, как будто совершенно естест­венно объясняется любовью к близким; причитания и вопли прочно входили в быт русского крестьянина. Мы имеем излияние чувств скорби, желание почтить память усопших так, как это делалось испокон веков. В этом особой пробле­мы нет. Проблема же состоит в том, что это чествование совершалось в определенные дни солнечного календаря. Оно начиналось с зимнего солнцеворота и кончалось ко времени летнего солнцеворота.

Наши материалы приводят нас к другому предположе­нию. Время между двумя солнцеворотами есть время про­буждения сил земли, нужных земледельцу. Культ мертвых стоит в связи с земледельческими интересами и стремлениями. Русские обряды не показывают прямо, в чем именно здесь состояла связь. Русский материал - материал пережиточный. Чтобы решить, какие представления определяли исполнение этих обрядов, какова их мыслительная основа и цель, нужно обратиться к таким народам, где эти представле­ния и обряды были не пережиточным, а живым явлением.

Уже давно замечено сходство между земледельческими обрядами античности и позднейшей Европы, включая и Русь. Это не значит, что все можно объяснить заимствова­нием; это означает, что есть некоторая закономерная связь между формами труда и формами мышления.

Ко дню летнего солнцеворота, т. е. ко времени, когда солнце находится в зените, а земля в расцвете своих сил, никакие обращения к подземным помощникам уже не нужны. Они уже либо сделали, либо не сделали своего дела, и поминовение их прекращается вплоть до нового солнце­ворота, когда снова начнут чествовать своих предков за сто­лом и на могилах.

Этот исконный смысл заупокойных обрядов давно забыл­ся, но они совершались по привычке, по традиции, поддер­живаемой естественным стремлением вспоминать своих ушедших из жизни близких и оказывать им честь.

Читайте также: