Русская православная церковь 8 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Основные термины и понятия: десятина, духовенство.

Оборудование: схема церковного управления в учебнике.

Тип урока: комбинированный.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с ролью Русской православной церкви в Российском государстве; повторим знания о расширении государства Российского при Василии III.


  1. Кто продолжил политику Ивана III по объединению русских земель в единое государство?

  2. Расскажите о присоединении Пскова к Московскому княжеству. При ответе используйте текст учебника.

  3. Кто помог Василию III присоединить Смоленск?

  4. Как была присоединена к Московскому княжеству Рязань?

  5. Когда завершилось объединение русских земель вокруг Москвы?

  6. Рассмотрите карту и опишите, какие территории были присоединены к Московскому княжеству при Василии III.

  7. Какими чертами характера обладал Василий III?

Помните, что в начале 16 века при Василии III русские земли окончательно объединились под властью Московского государства. Россия стала огромной и могущественной страной. Многие иностранные государства стремились жить с ней в дружбе и согласии.

Но не только убеждением помогала Русская православная церковь. Помните, что во время монголо-татарского ига возникло много монастырей. Монахи в монастырях жили более спокойно, чем все жители Руси. Поэтому вокруг монастырей селились многие земледельцы. Они спокойно работали и платили монастырю десятую часть своих доходов – десятину.

Русская православная церковь постепенно богатела. К началу 16 века она владела обширными землями в Российском государстве. Теперь русские люди платили десятину не только монастырям, а всей Церкви. На эти доходы строились новые храмы, создавались иконописные мастерские. В монастырях переписывали книги для библиотек, шили одежду для священников, изготавливали свечи. При храмах и монастырях создавались школы, в которых детей обучали грамоте. Работали здесь и ремесленные мастерские. Их изделия продавали, и Церковь ещё более богатела.

Русская православная церковь стала богатой и самостоятельной. У неё сложилась своя собственная церковная система управления. Митрополиту подчинялись епископы и игумены монастырей. Каждый епископ управлял несколькими городскими и сельскими приходами. В приходах служили приходские священники. Игумены руководили всем монастырским хозяйством. Игумену подчинялись монахи, жившие в монастыре.

МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

ЕПИСКОПЫ ИГУМЕНЫ МОНАСТЫРЕЙ

ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ПРИХОДЫ

Все служители Русской православной церкви назывались духовенством. Митрополит, епископы и игумены монастырей являлись высшим, то есть главным, духовенством Церкви.

Раньше митрополита назначал Константинопольский патриарх. Теперь же патриарх только утверждал решение Собора. Глава Русской православной церкви стал называться Митрополитом Московским и всея Руси. Он стал почти равным Государю всея Руси по своему влиянию и богатству. Великий князь всегда советовался с митрополитом, прежде чем начать какое-либо важное дело.

Поначалу Великий князь спорил и ссорился с митрополитом. Он тоже боялся, что Церковь станет богаче и сильнее княжеской власти на Руси. Но митрополит и всё высшее духовенство признали власть князя главной в государстве. Князь же сохранил за Церковью все её земельные владения.

Так закончился спор Великого князя с Русской православной церковью о том, чья власть на Руси главнее. Церковные земельные владения были сохранены. Церковь стала не только помогать, поддерживать во всём Государя всея Руси, но и подчиняться ему.

Чтение вслух по цепочке. Отвечают на вопросы.


    1. Рассмотрите схему церковного управления на с. 18 и, пользуясь текстом учебника, расскажите о том, как осуществлялось управление Русской православной церковью.

    2. Почему боярам и дворянам не нравилось, что Церковь стала богатой и влиятельной?

    3. Чем закончился спор Великого князя с Русской православной церковью?

- Зарисовывают схему церковного управления в тетрадь.

- М . Т Р О . И Т И Г У . . . С В Я . . Н Н . К

(вставить пропущенные буквы)

- Стр. 17-20 (прочитать), ответить на вопросы.

- Какую тему изучали на уроке?

- Что вы запомнили на уроке?

- Оценить работоспособность учащихся на уроке.

- Спасибо за работу на уроке.

- Запись темы урока в тетрадь.

- Учащиеся участвуют во фронтальной беседе. Ответ сопровождается показом на карте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование представлений учащихся о расколе в Русской православной церкви.

Познакомить учащихся с причинами раскола в Русской православной церкви; показать разницу между новой и старой верой;

Коррекция и развитие связной устной речи посредством специальных упражнений;

Воспитывать у учащихся уважительное отношение к людям любой вере.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Раскол в Русской православной церкви; патриарх Никон; староверы – раскольники; Аввакум

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Протопоп, старообрядцы, скиты

ОБОРУДОВАНИЕ:

Презентация Microsoft PowerPoint , карточки с заданиями

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка готовности учащихся к уроку

5 – ти минутное чтение

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. Назовите сегодняшнюю дату.

Сегодня ______________ _______________ __________ года.

ЧИСЛО МЕСЯЦ ГОД

Записываем дату и классная работа.

Сейчас проведем диктант дат.

РАБОТАЮТ В ТЕТРАДИ (ОДИН УЧЕНИК НА ДОСКЕ)

1356 год 1712 год 1670 год 1900 год

Сейчас проверяем записи в тетради с записью на слайде.

СВЕРЯЮТ ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ И ЗАПИСИ НА СЛАЙДЕ

Следующее задание: вам нужно правую колонку соединить стрелками с левой.

1356 г. II половина XVII века

1712 г. II половина XIV века

1670 г. II половина XIX века

1900 г. I половина XVIII века

РАБОТАЮТ УСТНО, ПОКАЗЫВАЮТ УКАЗКОЙ НА СЛАЙДЕ (ПРОГОВАРИВАЮТ И СОЕДИНЯЮТ)

Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке?

На прошлом уроке мы говорили о крепостных крестьянах и крестьянской войне под предводительством Степана Разина.

В каком году произошла крестьянская война?

Крестьянская война произошла в 1670 году.

Кто был участником крестьянской войны?

Участником крестьянской войны были беглые крепостные крестьяне, казаки, холопы, посадские люди, стрельцы.

В России были свободные и крепостные крестьяне. Сейчас мы с вами поговорим о крепостных крестьянах.

Кто такие крепостные крестьяне?

Крепостные крестьяне – это крестьяне, которые прикреплялись к земле одного хозяина и зависели от землевладельца.

Сейчас на карточках вам нужно отметить правильные ответы:

Что такое крепостное право?

Крепостное право – это форма зависимости, при которой:

а) крестьяне прикреплены к земле

б) крестьяне лично свободны;

в) крестьяне не имеют личной свободы;

г) крестьяне не имеют своей земли;

д) у крестьянина есть надел земли, который на время даёт ему помещик;

е) крестьянин полностью подчинен хозяину;

ж) крестьяне ходят на барщину и платят оброк.

Крепостное право – это форма зависимости, при которой: крестьяне прикреплены к земле; крестьяне не имеют личной свободы; крестьяне не имеют своей земли; у крестьянина есть надел земли, который на время даёт ему помещик; крестьянин полностью подчинен хозяину; крестьяне ходят на барщину и платят оброк.

Вспомните, что такое барщина и оброк?

БАРЩИНА ПЛАТА КРЕСТЬЯНИНА ПОМЕЩИКУ ДЕНЬГАМИ

ИЛИ ПРОДУКТАМИ ЗА ТО, ЧТО ПОМЕЩИК ДАЁТ

КРЕСТЬЯНИНУ ЗЕМЛЮ

ОБРОК РАБОТА КРЕСТЬЯНИНА НА ПОЛЕ ПОМЕЩИКА

СО СВОИМ СКОТОМ И ИНВЕНТАРЁМ ЗА ТО, ЧТО ПОМЕЩИК ДАЁТ КРЕСТЬЯНИНУ ЗЕМЛЮ

Барщина – это работа крестьянина на поле помещика со своим скотом и инвентарём за то, что помещик даёт крестьянину землю.

Оброк – это плата крестьянина помещику деньгами или продуктами за то, что помещик даёт крестьянину землю.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина послужила уроком для всех крестьяне поняли, что, только объединившись, они могут бороться против властей. Царь же и его окружение вынуждены были прислушиваться к настроению людей, чтобы не допускать таких волнений. Однако, не смотря на борьбу крестьян за свободу, крепостное право в России сохранилось.

Взгляните внимательно на эту картину.

Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.

В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.

Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?

Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему

Откройте тетради и запишите тему урока.

Учащиеся : (записывают тему урока)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня во время урока нам встретятся новые слова. Посмотрите на слайд – сначала прочитайте про себя, затем по цепочке.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

ПРОТОПОП СТАРШИЙ СВЯЩЕННИК В ХРАМЕ

СТАРООБРЯДЦЫ ВЕРУЮЩИЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ БОРОЛИСЬ ПРОТИВ

РЕФОРМ ПАТРИАРХА НИКОНА ЗА ВОЗВРАТ К

СТАРЫМ ЦЕРКОВНЫМ ОБРЯДАМ

СКИТЫ ПОСЕЛЕНИЕ БЕГЛЫХ СТАРООБРЯДЦЕВ

События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви. В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран – Филарет, отец царя Михаила Федоровича, который много сделал для восстановления былого богатства и могущества православной церкви – строились заново разрушенные храмы, восстанавливались разрушенные монастыри. В иконописных мастерских возобновлялась работа. При царе Алексее Михайловиче патриархом был избран Никон. Родом он был из крестьянской семьи. Узнав об учености Никона, Алексей Михайлович предложил избрать Никона патриархом Русской православной церкви.

Сейчас при работе с текстом на стр. 95 (2 абзац) вам нужно ответить на следующие вопросы:

Рассказать о детстве патриарха Никона.

РАБОТАЮТ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 95 (2 абзац)

Кто был избран патриархом Русской православной церкви?

Патриархом Русской православной церкви был избран Никон.

Расскажите о детстве патриарха Никона.

Патриарх Никон был из крестьянской семьи. У него рано умерла мать, а мачеха его не любила, она его постоянно ругала и наказывала. Именно поэтому когда он подрос, ушёл в монастырь, где упорно учился и много молился.

В чем же еще заключалась церковная реформа?

ДО РЕФОРМЫ

ПОСЛЕ РЕФОРМЫ

Крещение двумя перстами;

Крещение тремя перстами;

Многоголосие во время службы

Единоголосие во время службы

Почему Никон решил провести церковную реформу?

В чем заключались изменения при проведении церковной реформы?

Изменения церковной реформы заключались: Крещение тремя перстами; Поясной поклон; Единоголосие во время службы

Но людям не хотелось менять обычаи отцов и дедов, даже если они не соответствуют греческой христианской культуре. И поэтому многие стали выступать против церковных реформ Никона. И на защиту старины встал протопоп Аввакум. Вокруг него стали собираться противники никоновских реформ. Аввакум призывал людей вернуться к старым церковным обрядам. Поэтому сторонников Аввакума стали называть старообрядцами. Многие люди и священнослужители не признавали нововведений Никона. Так произошёл раскол Русской православной церкви. Старообрядцы бежали в Сибирь, где основывали целые поселения старообрядцев – скиты. Они строили свои храмы, где продолжали соблюдать старые церковные традиции и обряды.

Кто выступил против церковных реформ Никона?

Против церковных реформ Никона выступил протопоп Аввакум.

Почему сторонников Аввакума называли старообрядцами?

Сторонников Аввакума называли старообрядцами потому, что они были сторонниками старой веры.

Какое историческое событие легло в основу сюжета картины Василия Сурикова?

В основу сюжета картины легло такое историческое событие, как раскол в Русской православной церкви. На картине изображено изгнание старообрядчицы.

Посмотрите внимательно и скажите, Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.

Таким образом, церковная реформа Никона стала причиной раскола верующих. Борьба старообрядцев за возврат к прежним церковным традициям и обычаям стала еще одной формой протеста против властей.

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы говорили о расколе в Русской православной церкви.

Власть царя поддерживали …. (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)

Власть царя поддерживала церковь.

Патриарх, который провёл церковную реформу, это …

Патриарх, который провёл церковную реформу, это Никон

Люди, которые не хотели признавать нововведения, это …

Люди, которые не хотели признавать нововведения, это старообрядцы

СТАРАЯ ВЕРА КРЕСТИЛИСЬ ТРОЕПЕРСТИЕМ

СОХРАНЯЛИ ДРЕВНЕРУССКИЕ КНИГИ

НОВАЯ ВЕРА ИСПРАВЛЯЛИ ЦЕРКОВНЫЕ КНИГИ

КРЕСТИЛИСЬ ДВОЕПЕРСТИЕМ

СТАРАЯ ВЕРА КРЕСТИЛИСЬ ТРОЕПЕРСТИЕМ

СОХРАНЯЛИ ДРЕВНЕРУССКИЕ КНИГИ

НОВАЯ ВЕРА ИСПРАВЛЯЛИ ЦЕРКОВНЫЕ КНИГИ

КРЕСТИЛИСЬ ДВОЕПЕРСТИЕМ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДЕНИС, НАСТЯ, ЖЕНЯ, ВАДИМ

I ГРУППА – СТР.95 - 99, ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ СТР.98

II ГРУППА – СТР. 95 - 99, ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА 1 ВОПРОС СТР.98

III ГРУППА – СТР. 95 - 8, ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА 2 ВОПРОС СТР.98

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект можно использовать в коррекционных школах 8 вида.

Конспект урока 05.05.2014г.

Педагог : Бектурашвили Светлана Николаевна.

Предмет : История России 9 класс.

Тема урока : Русская православная церковь.

Цель : Познакомить учащихся с русской православной церковью и Патриархом московским и Всея Руси Кириллом.

Образовательные: дать учащимся сведения о развитии русской православной церкви .

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к деятельности российской церкви, уважать чужой труд.

Тип урока : изучение нового материала, комбинированный.

Понятия для запоминания : Рождество, Крещение, Пасха.

Ресурсы урока : компьютер, слайды, карточки с новыми понятиями, фото Патриарха Всея Руси митрополита Кирилла, мини фото митрополита Кирилла, учебники для 9 класса, тетради, ручки, карточки жёлтого и синего цвета, солнышко и тучка, клей.

Этапы урока, примерное время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы и приёмы

Организационный момент. 09.40 -09.42.

-Здравствуйте, садитесь. Обратите внимание на то , что у нас сегодня гости и больше на них не отвлекайтесь.

-Вспомните: какое настроение у вас возникает при появлении солнышка…, а какое – при появлении туч. И у нас хорошее настроение будет выглядеть как солнышко, а плохое настроение- будет тучкой .(вешаю их изображения на доску).

-Я вам даю синий квадрат и жёлтый. Подумайте:какого цвета сейчас ваше настроение синего или жёлтого. Покажите квадрат с цветом вашего настроения. У меня желтого. Квадрат другого цвета уберите в начало учебника.

Садятся, обращают своё внимание на гостей.

Показывают квадрат с цветом своего настроения.

-Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?

-О чем шла речь на прошлом уроке?

- Что такое терроризм?

-Кто такие террористы?

- Какие крупные теракты , произошедшие в нашей стране, вы помните?

Актуализация знаний, объявление новой темы.10.00-10.02.

-Вспомните: долгие годы советской власти гражданам запрещалось открыто исповедовать православную религию. Теперь начался возврат к православным традициям русского народа.

-Запишите в тетрадях число: 05.05.14. и тему : Русская православная церковь в России.

Записывают число и тему в тетрадях.

Работа в терадях.

-Все встаньте на физкульт.минутку.

-Садимся и продолжаем работу дальше.

Выполняют упражнения по команде.

Изучение новой темы.

-В конце 90-х годов 20 века русской православной церкви возвращают когда-та отобранные у неё советской властью храмы и монастыри. Многие россияне собирают деньги для восстановления храмов и монастырей. Во многих городах России молодые люди в воскресные дни приходят в разрушенные монастыри и помогают монахам восстанавливать их.

-Скажите,пожалуйста, какие православные праздники Вы знаете?

-Россиянам теперь никто не запрещал праздновать православные праздники- Рождество, Пасху и Крещение.

-А какой из этих трёх праздников празднуют первым, …- вторым,…-третьим ?

(вывешиваю названия на доску).

-Многие жители России стали посещать православные храмы, приходить к священникам за советами, крестить своих детей, венчаться в церкви. Так стали восстанавливаться старые русские традиции.

-Запишите в тетрадях : Православные праздники –Рождество, Крещение и Пасха.

- При православных храмах и монастырях открылись воскресные школы, где изучают православие, узнают о святых и мучениках церкви. В воскресных школах священники и монахи рассказывают о православных ценностях, которыми каждый человек должен руководствоваться в своей жизни. Это любовь к ближнему, уважение к старшим, терпение и смирение.

-Откройте учебники на стр.302 , найдите 3-й абзац и прочитайте –какую пользу для людей оказывала церковь.

-Итак: какую пользу для людей оказывала церковь?

-В великие православные праздники теперь ко всему российскому народу по телевидению обращается Патриарх Всея Руси митрополит Кирилл со словами любви и надежды.

- Посмотрите на экран и запомните как выглядит наш Патриарх Всея Руси митрополит Кирилл.

-Чтобы лучше запомнить его , я вывешиваю на доску фото митрополита Кирилла, а вам раздаю его маленькие фото – приклейте их в тетрадях и подпишите .

-Так Русская православная церковь постепенно стала возрождать православные традиции в России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по основам православной культуры для 8 класса на тему :"Значение православной церкви в деле строительства русской семьи. "Домострой"".

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

16 марта 2015 год.

1.Вступительное слово учителя

Доброе утро ребята! Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы и это здорово! Я желаю всем нам хорошего урока!

2.Организационный момент

А сейчас, проверьте, пожалуйста все ли у вас готово для урока?!

(Дети проверяют свою готовность: дневник, тетрадь, ручка.)

Молодцы! Все у вас готово, итак начнем наш урок. Обратите, пожалуйста внимание на экран, что вы на нем видите? Слайд№1

(Дети отвечают: церковь, семья, книга.)

Давайте с помощью этих трех терминов, постараемся сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Кто попробует?

(Дети формулируют тему урока)

Целью нашего урока является: развитие вашего духовно-нравственного воспитания посредством приобщения вас к ценностям православной культуры. Слайд№3

3.Изучение нового материала

Если бы не было семьи, то общество никогда бы не было человеческим обществом. Именно в семье человек становиться человеком, находит опору и поддержку. Все в человеческой жизни начинается с семьи и ею завершается. И поэтому не случайно на протяжении всей своей жизни, человечество и каждый народ ищет идеальный образ устроения семьи.

Василий Александрович Сухомлинский пишет Слайд№5 что:

А как считаете вы? Что такое семья для вас? (ответы детей)

Хорошо, давайте с вами запишем в тетрадь, определение. Слайд№6

(дети пишут определение)

А любить нам с вами помогает наше сердце, оно же и является объектом духовно-нравственного воспитания. Слайд№8 (пишем)

Очень приятно, когда видишь в Церкви целые семьи, которые пришли поблагодарить Бога, попросить у Него помощи и защиты, очиститься от зла и обрести душевный покой. А с помощью молитв, людям удается поговорить с Господом.

Существует главная молитва христиан, которая благодарит Бога, с помощью которой человек может раскаяться в своих грехах и найти защиту от зла.

Скажите, пожалуйста, какая молитва является главной для христиан?

Кто знает ее и может рассказать? Слайд№10

4.Физкультминутка.

Вы наверное устали? И я предлагаю вам, немного размяться, а поможет нам в этом физкультминутка. Слайд№19

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот

(Повороты корпусом)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

( Приседания)

И в последний раз присели, А теперь за парты сели.

( Дети садятся на свои места)

(Дети вместе с учителем проводят физкультминутку)

5.Итог урока

Ребята, спасибо большое вам за работу на уроке, а теперь давайте подведем итог нашего урока. На слайде вы видите таблицу, которая поможет вам вспомнить, что же мы узнали сегодня на уроке. Какую же ценность, православной культуры мы сегодня рассматривали? (Работа детей) Слайд№20-24

6.Домашнее задание и выставление оценок

7.Заключение

Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Вы все молодцы. И закончить наш сегодняшний урок, хочется словами пожеланиями: Слайд№25

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Желаю вам всем здоровья, мирного неба над головой, верных друзей, любви ваших родных и близких.

Читайте также: