Русская классическая скульптура 18 века шубин козловский конспект

Обновлено: 07.07.2024

- реализовать в рисунке чувство красоты, а также художественную фантазию;

- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией.

Оборудование и материалы

- Репродукции картин художников и фотографии скульптур.

- Формат А3, карандаши.

- Что такое скульптура?

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова - искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем.

-круглая скульптура, скульптурный портрет, барельеф, горельеф;

Стили и направления в скульптуре 18 века:

- Барокко (пышность и приподнятость);

- Рококо (грациозная лёгкость);

- Романтизм (фольклорные и природные формы);

- Классицизм (простота и цельность композиции, изящество деталей);

- Неоклассицизм (соблюдение классических пропорций, античные фигуры);

Трудами выдающихся зодчих и ваятелей Петербург за сравнительно короткий срок стал одним из красивейших городов мира. Создание Э.Фальконе (1716-1791) в новой столице Российского государства грандиозного памятника Петру I оказало благотворное влияние на дальнейшее развитие русской скульптуры. В Петровскую эпоху городские и загородные царские резиденции и дворцы дворянской аристократии стали украшаться круглой станковой скульптурой, декоративной пластикой, портретными бюстами. Больших успехов достигает в это времяи монументальная скульптура. Достигнув высокого уровня к концу XVIIIв., искусство отечественной скульптуры поставило многих блестящих мастеров в один ряд с выдающимся московским ваятелем XVв. В.Д.Ермолиным.

Все отечественные скульпторы были пенсионерами Академии художеств в Риме или Париже, учились у французского скульптора Н.Ф.Жилле (1709-1791), профессора Академии художеств в Петербурге, участвовавшего в украшении Зимнего дворца. Среди его учеников - плеяда замечательных российских скульпторов:

Скульптор Ф.Г.Гордеев выполнил рельефы для фасадов Останкинского дворца в Москве (1794-1798) и Казанского собора в Петербурге (1804-1807). Он руководил отливкой бронзовых статуй для фонтанов в Петергофе, установкой памятников Петру I (скульптор Э.Фальконе) и А.В.Суворову (скульптор М.И.Козловский) в Петербурге.

В 1801г. М.И.Козловский создал самое блистательное из своих творений - памятник А.В.Суворову. Всепобеждающая энергия, решительность и мужество воина, мудрость полководца и внутреннее благородство как бы озаряют изнутри всю фигуру, которую отличает строгая выразительность движения, ритм силуэта. Идеи просветительства, возвышенного гуманизма и яркая эмоциональность нашли наиболее полное выражение в этом памятнике русскому полководцу.

Начавшийся в России во второй половине XVIIIв. подъём искусства скульптуры продолжался в течение всего первого тридцатилетия XIXв. особенно больших успехов в то время достигла монументальная скульптура. Огромное значение для её развития имели события Отечественной войны 1812г. Её народный, освободительный характер убедительно выражен в памятнике К.Минину и Д.Пожарскому скульптора И.П.Мартоса (1752-1835). Отличительными чертами творчества крупнейшего русского скульптора XIXв. были стремление к строгости и чеканной ясности пластической формы, свойственной классицизму.

Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

Непревзойдённым мастером скульптурного портрета второй половины XVIIIв. был Ф.И.Шубин, который создал собственный вариант стиля, во многом обусловленный просветительскими идеями того времени. Классическая ясность и реалистическая достоверность отличают его ранние работы, выполненные в Италии, где скульптор работал под руководством Ж.Б.Пигаля (1714-1785) и изучал скульптуру Античности и Возрождения.

Бюст - изображение человека в круглой скульптуре - окончательно сложился в портретном искусстве Древнего Рима и получил широкое распространение в эпоху Возрождения и Нового времени.

Творчески освоив лучшие достижения портретной французской пластики, сближаясь в понимании задач и архитектоники портретного бюста с современными ему мастерами русского классицизма, Ф.И.Шубин создал уникальные образцы скульптурного портрета после возвращения в Россию в 1773г.

Ф.И. Шубин в обработке мрамора проявил высокое мастерство, находя приёмы для передачи тяжёлых и лёгких тканей костюма, ажурной пены кружёв, мягких прядей прически и париков. Но главным достоинством его работ была передача выражения лица портретируемого, в зависимости от возраста, пола, положения в обществе. Скульптор раскрывает характер портретируемого в органической цельности образа. Мастерски владел техникой обработки поверхности мрамора.

В бюсте генерала-фельдмаршала З.Г.Чернышёва Ф.И.Шубин мастерски передал его духовную стойкость и энергию.

В 1774-1775гг. Ф.И.Шубин выполнил большой и оригинальный цикл исторических портретов (поясных изображений великих князей, царей и императоров, начиная от легендарного Рюрика). Это 58 овальных мраморных рельефов, украшавших Чесменский дворец в Петербурге, а позднее переданных в Оружейную палату Московского Кремля.

Портретирование с натуры оставалось для Ф.И.Шубина основной линией творчества. Пристально вглядываясь в свои модели, художник стремился изобразить человека с неповторимыми особенностями его облика.

- что такое скульптура? Виды скульптуры?

- в чём проявилась индивидуальность трактовки портрета современника, достоверность и убедительность образа, созданного Ф.И.Шубиным?

- как скульптор использовал все возможности своего мастерства, чтобы создать яркие и убедительные образы (постановку фигуры в пространстве, передачу её движения, позы, жеста, светотеневую моделировку, усиливающую рельефность формы, фактуру лепки или обработку материала, организацию объёма, зрительный эффект массы, выбор пропорций, специфический характер силуэта)?

- что значат понятия аллегорические и мифологические образы в скульптуре?

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение эскиза мужской или женской фигуры в светском костюме XVIII - началатрети XIXв. в движении.

Рассмотреть, как представлен светский костюм в портретах художников и в рисунках мод, помещённых в журналах.

Обратить внимание, как передан костюм в живописном портрете и портретной скульптуре.

Размер изображения в соответствии с размером формата;

Что нового узнали:

- расцвет русской скульптуры относят к середине XVIII - началу XIXв.;

- какие русские скульпторы внесли особый вклад в развитие скульптуры и разных её типов в это время;

- какое влияние на их творчество оказали шедевры мирового искусства от времён Античности до середины XVIIIв., а также творчество французского скульптора Э.Фальконе.

Урок по предмету Беседы об истории русской культуры, тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок по предмету Беседы об истории русской культуры, тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос.

Урок по предмету Беседы об истории русской культуры, тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос.

Урок по предмету Беседы об истории русской культуры, тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос.

Урок по предмету Беседы об истории русской культуры, тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос.

Урок по предмету Беседы об истории русской культуры, тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос.

Урок по предмету Беседы об истории русской культуры, тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос.

Урок по предмету Беседы об истории русской культуры, тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос.

Урок по предмету Беседы об истории русской культуры, тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос.

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Блестящего развития достигла во второй половине 18 века русская скульптура. Ее расцвет был подготовлен высокими достижениями декоративной скульптуры в середине века и народной резьбы по дереву и кости, искони процветавшей у нас, особенно на Севере. Именно из рода потомственных резчиков по кости вышел и один из самых крупных скульпторов XVIII в.-—Ф. И. Шубин (1740—1805), односельчанин Ломоносова. Он был одним из первых учеников Академии художеств.

Основной специальностью Шубина был скульптурный портрет, который он поднял на такую же высоту, на которой стоял портрет живописный. С исключительным блеском он умел передавать личность во всей трепетности жизни и движения, не уступая в этом Д. Г. Левицкому. Как и Левицкий, Шубин показывает человека во всей его характерности, широко пользуясь для этого особыми средствами круглой скульптуры, позволяющей осматривать бюст с разных сторон, что значительно обогащает образ.

Бюсты Шубина даже еще разнообразнее, чем портреты Левицкого, еще правдивее и откровеннее. Шубин показывает и изящную улыбку усталого скептика-аристократа А. М. Голицына (1775, мрамор), и суровую, умную голову 3. Г. Чернышева (1774, мрамор), полководца, взявшего в 1760 г. Берлин, и тупое лицо его брата И. Г. Чернышева (ок. 1776, мрамор), и вдохновенный взор М. В. Ломоносова (бронза), и, наконец, жестокое и дегенеративное лицо Павла (мрамор, 1800). По реализму, выразительности и исключительному мастерству бюсты Шубина являются произведениями мирового значения.

Ф. И. Шубин работал также и в области декоративной скульптуры, но не достиг здесь такой высоты, как в области портрета. Другие скульпторы, его современники,— Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос — работали главным образом в фигуриой скульптуре, декоративной и монументальной, в которой легче всего было выразить героические гражданственные идеалы.

Первой по времени большой, монументальной скульптурой в России был памятпик Петру I, воздвигнутый в Петербурге в 1765—1782 гг. французским скульптором Э. М. Фальконе (1716—1791). Мастер грациозных статуэток, близких к стилю рококо, у себя на родине (произведения большого пафоса были редким исключением в его парижском творчестве), Фальконе создал в Петербурге произведение титанической силы, исторически верное и в полной мере отвечающее образу Петра. Фальконе показал в своем памятнике и стремительное движение коня, и непреклонную волю всадника, осадившего коня на самом краю скалы; показал в нем властелина, готового растоптать все препятствия на пути к преобразованию страны, к превращению ее в могущественную, мировую державу.

Среди блестящих русских скульпторов второй половины 18 века самыми выдающимися были М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин и И. Мартос.


Скульптурный портрет Петра I.Б.К.Растрелли , 1723-1729, ГРМ.


Анна Иоанновна с арапчонком, Б.К. Растрелли , 1741, ГРМ.


Памятник Петру I у Михайловского замка в Санкт-Петербурге, Б.К. Растрелли , 1800.


Бюст А.Д. Меньшикова . Скульптор Б.К. Растрелли , 1716-1717, Меньшиковский дворец, Санкт-Петербург.

Э.М. Фальконе ( 1816-1891).


«Медный всадник". Э.М. Фальконе , Санкт-Петербург, 1782


Зима. Э.М. Фальконе , 1771, Эрмитаж.

М.И. Козловский (1753-1802).



Памятник А.В. Суворову. Скульптор М.И. Козловский , Санкт-Петербург, 1799-1801.


Самсон, разрывающий пасть льва. Скульптор М.И. Козловский , 1800, Петергоф.

Справка : в годы Великой Отечественной войны Самсон был похищен, после войны восстановлен скульптором В.А. Самсоновым и поставлен на старом месте.

Ф.Г. Гордеев ( 1744-1810).


Прометей, скульптор Ф.Г. Гордеев, гипс, 1769, Третьяковская галерея.

Ф.И. Шубин ( 1740-1805).


Екатерина II- законодательница, Ф.И. Шубин.1789-1890


Бюст Екатерины II, Ф.И. Шубин , 1770.


Бюст Голицына. Ф.И. Шубин , 1775. За данный скульптурный портрет Екатерина II наградила мастера золотой табакеркой.


Бюст М.В. Ломоносова , скульптор Ф.И. Шубин , 1792.


Бюст Павла I, Ф.И. Шубин , 1800.

Примечание:

Скульптура ведёт своё начало ещё с периода язычества, когда создавались произведения из дерева. Однако после христианизации на Руси скульптура развивалась слабо. Это связано было с запретом идолопоклонства.

Начало развития скульптуры связано с эпохой Петра I. Сначала скульпторы заимствовали европейские жанры, методы. Да и сами творцы были в основном иностранцами. Однако со временем появляются и отечественные мастера. Высокого уровня скульптура достигла в Золотой век Екатерины II . Далее её развитие продолжалось, совершенствовалось, и сегодня скульптура- один из популярных жанров культуры.

Читайте также: