Русь в конце 10 первой половине 11 века становление государства 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

-сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания и образования Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей.

Развивающая:

-продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника.

Воспитательная:

-способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.

Ключевые термины: полюдье, погост, уроки, дань, древляне, история, Киев, Летопись (повесть) временных лет, Киевская Русь, Новгород, Византия

Персоналии: Олег, Игорь, Ольга, Святослав

I.Организационный момент.

Учитель предлагает учащимся установить, верны ли данные утверждения. (до прочтения текста)

– Проверить правильность выполнения данного задания вы можете после прочтения текста.

Прочитайте статью 1 на стр. 40.

Учитель:Итак, что такое государство и когда оно появляется?

Ученики: Государство имеет свою территорию, которой управляет глава государства, у которого есть войско и казна, а чтобы эта казна не была пуста, все платят налоги.

Учитель: Как вы думаете, в первобытнообщинном строе существовало государство?

Учитель: Почему, вы думаете?

Ученики: Все было общее, все были равны, вождем был самый смелый, вопросы решали сообща на народном собрании.

Задание: Заполни недостающие звенья

Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система __ людьми, проживающими на единой __ ; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых __, осуществляется охрана __ , регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими __. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Комментарий учителя: Все это стало возможно с развитием земледелия, ремесла и распадом первобытнообщинного строя. Государство появляется в тот момент, когда люди перестают быть равными друг другу, а вождем становится сын вождя и вопросы решаются не на собрании, а князем совместно с приближенными к нему людьми, которые получают название – знать. Для того чтобы все подчинялись принятым главой государства законам – нужно войско, а для пополнения казны и выдачи жалованья воинам нужно собирать налоги.

Учитель: “Повесть временных лет”: “Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?”. Эти три вопроса, задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян мы ответили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других.

Ответить на эти вопросы нам поможет историческое исследование.

Но прежде чем перейти к нему, давайте вспомним то, что узнали на предыдущих уроках.

2.2.Беседа по изученному материалу.

– Объясните, как было создано самое древнее государство на нашей территории.

– Какие теории образования государства на Руси существуют в науке?

– Откуда произошло название государства “Русь”?

III. Осмысление содержания

3.1.Объяснение учителя.

Как вы думаете, какие основные задачи, которые стояли перед Русью в IX веке?

1) Защита своего государства от степняков (хазар и печенегов). С ними воевал киевский князь Аскольд, в этих битвах погиб его сын.

2) Защита от варягов. С этой целью был построен город Новгород во 2 половине IX века. Один из варяжских князей Рюрик княжил в нем, в последствии рюриковичами считали всех русских князей.

3) Задачей государства была торговля с другими странами. Для этого существовал путь из “варяг в греки”

-Кто правил в Киеве в это время?

Учитель рассказывает летописную легенду об убийстве Аскольда и Дира

3.2.Запись даты на доске и в тетради:

882 год – объединение Киева и Новгорода. Образование Древнерусского государства.

3.3. Работа с п.1. учебника с 40-41 параграф 5

-Вспомните, что такое государство?

-Какими признаками оно обладает?

Рассмотрим, как управлялось Древнерусское государство.

3.4. работа над новыми терминами. Запись определения в тетрадь.

Полюдье – объезд князем подвластных земель с целью сбора дани.

Дань-выплата определенной части доходов и продуктов

дружина — (войско) воины князя

3.5. Работа в группах

. -Каковы же особенности правления первых киевских князей?

Рассмотрим отрывки из “Летописи временных лет”

Класс делится на три группы. Каждая группа работает над документом и текстом параграфа о княжении одного из князей и отвечает на вопросы.

Первая группа. Документ №1. Князь Олег (882 – 912 гг.) и текст с 41-42

1.Из “Повести временных лет” о покорении князем Олегом восточнославянских племён.

В лето 883. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, возложил на них дань.

В лето 884. Пошёл Олег на северян, и победил их. И возложил на них лёгкую дань.

В лето 885. Послал к радимичам, говоря им: “Не давайте дань хазарам, а платите мне”. И владел Олег полянами, и древлянами, и радимичами, и северянами, а с уличами и тиверцами воевал”.

2.Из “Повести временных лет” о походе князя Олега в Византию.

В лето 907. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. С дружиной на конях и кораблях пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города.

И повелел он своим воинам поставить корабли на колёса. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки, увидев это, испугались и передали через послов Олегу: “Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь”.

И приказал Олег дать его воинам на 2000 кораблей по 12 гривен, а затем дать дань для городов русских: Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча. И ещё, когда придут русские гости (купцы), пусть берут, сколько захотят посольского содержания”. И согласились греки. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

Дайте характеристику правлению князя Олега, ответив на вопросы:

-Какие восточнославянские племена покорил князь Олег?

– Как вы думаете почему князю Олегу удалось покорить восточнославянские племена?

-Покажите на карте территории, которые он присоединил к Древнерусскому государству.

-Когда Олег совершил поход в Византию?

-Каковы итоги этого похода?

-Какая группа населения получили выгоды от договора?

-Дайте характеристику личности князя Олега по этим отрывкам?

Вторая группа. Документ №2.Князь Игорь (912 – 945 гг.) и текст с 42-43

По смерти Олега стал княжить Игорь.

В лето 914. Пошёл Игорь на древлян, и победив их, возложил дань больше Олеговой.

  1. Из “Повести временных лет” о походах князя Игоря на Византию

В лето 941. Пошёл Игорь на греков… С востока пришли войска византийцев и окружили русь. Русы, погрузившись на ладьи, отплыли. Феофан (греческий военачальник) встретил их ладьи и стал трубами пускать огонь на русов. И было видно страшное чудо. Русы, увидев пламя, бросались в воду. И придя в землю свою, поведали о корабельном огне. Игорь же, начал собирать войско.

В лето 944. Игорь собрал войско: варягов, русь, и нанял печенегов. И пошёл на греков на кораблях и на конях, чтобы отомстить за себя. Услышав об этом, царь послал к Игорю лучших бояр с мольбою: “Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавим ещё к этой дани”. Взяв у греков золото и ткани на всех воинов, повернул назад и возвратился в Киев”

  1. Из “Повести временных лет” о походе на древляни смерти князя Игоря

В лето 945. В то лето сказала дружина Игорю: “Пойдём князь за данью”. И послушал их Игорь, пошёл к древлянам, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Поразмыслив, сказал дружине: “Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И с малой дружиной вернулся.

Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем Малом: “Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока его не убьют. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит. И древляне, выйдя из города, убили Игоря и его дружину, так как мало их было.(ПРИЛОЖЕНИЕ № 4)

Дайте характеристику правлению князя Игоря, ответив на вопросы:

-Дайте объяснение, почему древляне после смерти Олега отделились от Киева?

-Как Игорь наказал их?

-Какие отношения были у Руси с Византией при Игоре?

-Почему древляне убили Игоря?

Третья группа. Документ №3. Княгиня Ольга (945 — 957) и текст с 43-44

  1. Из “Повести временных лет” об изменении княгиней Ольгой порядка уплаты дани

В лето 946. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей. И сохранились становища её и до сих пор.

В лето 947. Отправилась к Новгороду и установила погосты (места сбора дани) по Мсте и оброки по Луге.

  1. Из “Повести временных лет” о принятии христианства княгиней Ольгой.

В лето 959(?). Направилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал цезарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга. И сказала: “Я – язычница. Если хочешь крести меня сам, иначе не крещусь”. И крестил её царь как Елену, как и древняя царица, мать Константина Великого.

И благословил её патриарх и отпустил. И сказал тогда царь, что хочет взять её в жёны. Она же ответила, что он крестил её и назвал дочерью. И сказал тогда царь: “Перехитрила ты меня” и наградил её дарами.

И отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев… (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5)

Дайте характеристику правлению княгини Ольги, ответив на вопросы:

-Как Ольга изменила порядок сбора дани?

-Как вы думаете, почему Ольга решила принять христианство?

3.6.Работа над новыми терминами. (в тетрадь)

уроки- нормы сбора дани

погосты – места сбора дани

вывод: Это было первое в истории Руси нормированное налогообложение зависимого от Руси населения.

Давайте подведём итоги.

В 882 году князь Олег объединил Киевские и Новгородские земли. Этот год считается датой образования Древнерусского государства.

Планируемые результаты

Метапредметные

Обучающиеся продолжат развивать умение искать, анализировать, развивать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях прошлого, аргументировать своё отношение к ней.

Обучающиеся усвоят важнейшие даты:

886 г. – захват Олегом Киева.

988 г. – крещение Руси князем Владимиром Красное Солнышко.

Познавательные

Общеучебные универсальные действия:

- выделение самостоятельно познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Планирование:

- определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли : владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные

Целеполагание : постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция : внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка : выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Формирование :

- основ гражданской идентичности личности, целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

- уважительное отношение к другому человеку, его истории, культуре, религии.

Нравственно-этическая ориентация , оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап. Организацион ный момент

Проверяет готов ность к уроку.

Орга низуют свое рабочее место.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Повторение ранее изученного материала: тестирование (приложение 1) и составление схемы родословной Рюриковичей у доски с помощью сигнальных карточек (приложение 2).

Выполняют тестирование в рабочих листах.

Один из обучающихся составляет схему родословной Рюриковичей.

Опираясь на схему коротко (в 1-2 предложения) дайте характеристику каждому из князей, деятельность которых мы уже успели изучить на прошлом уроке.

Что такое язычество? (стр. 235 учебника).

Причина, суть и результат языческой реформы князя Владимира?

Что такое религия (что она в себя включает) и в чём её главное отличие от язычества?

Отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал.


Вспомните, какие религии были распространены в соседних с Русью государствах. Слайд 1

Как же поступит князь Владимир после неудачной языческой реформы? Откажется от её продолжения и углубления, введёт ли на Руси единобожие или нет? Если да, то на какой религии остановится? Насколько труден этот выбор для князя?

Можем ли мы ответить на эти вопросы сразу?

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие – осознают и проговаривают его.

Обучающиеся осознают, что их знаний недостаточно для полного ответа на вопросы учителя

3 этап. Актуализация знаний

Положите руку на грудь.

Большинство из вас ощутило под одеждой тоже, что и я - нательный крест. Это значит, что князь Владимир ввёл на Руси христианство.

Но что означает дата – 1054 год?

Повторяют за учителем движение.

Высказывают мысль о христианизации Руси.

Вспоминают ИСВ и разделение христианской церкви на западную и восточную.

Целеполагание

и планирование


На какие же вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке? Слайд 2-4.

Что нужно узнать для решения проблемы?

Вопросы, которые мы сегодня рассмотрим:

Новая система управления Русской землей.

Откуда мы будем получать информацию по данной проблеме, с какими источниками мы будем работать?

Формулируют учебные задачи, определяют сферу своей деятельности на уроке (документы, историческая карта, текст учебника, иллюстрации, работа в рабочих тетрадях).

1. Принятие христианства


Работа в группах:

- предоставляем ресурсы для организации самостоятельной работы (исторические документы).

- организуем работу обучающихся по поиску и обработке информации.

Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради, исторические документы).

( Рабочая тетрадь – задание №1 стр. 19).

Работают в малых группах над решением различных сторон учебной задачи.

Называют причины и следствия принятия христианства в виде схемы.

Мнение историка Соловьёва о причинах принятия христианства православного толка (приложение 3).

Работа с иллюстрацией на стр. 51 учебника.

Записывают дату в тетрадь – 988 г. – крещение Руси князем Владимиром.

Рабочая тетрадь – задание №3 стр. 21.

(Приложение 5). Слайд 5.

Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

Учитель может ходить по классу у доски туда-сюда, а дети при ответе на вопросы будут вынуждены следить за ним глазами, выполняя тем самым зарядку для глаз.

1.Основатель династии русских князей – Рюрик?

2.Князь Олег прибил щит к воротам Царьграда (Константинополя)?

3.Христианство было принято в 882 году?

4. Христианство на Руси было принято при князе Владимире?

5.Княгиня Ольга – мать Владимира?

6. Религия Хазарского каганата - ислам?

7. Христианство разделилось в 1054 году?

8. Христианское имя князя Владимира – Александр?

9. Главой Русской церкви был Византийский патриарх?

10. Княгиня Ольга была христианкой?

2. Новая система управления Русской землей.


Попробуем составить схему управления русскими землями при князе Владимире. Слайд 6.

Формулирует наводящие вопросы, корректирует деятельность обучающихся по составлению схемы.

Составляют схему новой системы управления Русской землёй на основе текста учебника (стр. 52)

Работают со словарём, записывают определение в тетрадь

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Называют причины и следствия принятия христианства (записывают их в тетрадь в виде схемы).

7 этап. Рефлексия и оценивание

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Слайд 12.

- Выставляет и комментирует отметки.

• На уроке я работал….

• Своей работой на уроке я .

• Урок мне показался.

• Материал урока мне был.

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы ( взаимооценка).

8 этап. Домашнее задание

Инвариантная часть (соответствует базовому уровню): у чебник, § 6-7; записи в тетрадях. Слайд 13.

- в рабочей тетради задание №2 по контурной карте (стр. 20);

- составить таблицу по внутренней и внешней политике Владимира Святославича.

Записывают и уточняют домашнее задание

Ресурсный материал урока

Приложение 1.

Образование Древнерусского государства

Соотнесите понятия и термины

Дань, имеющая определённые размеры

Площадка, на которой стояли языческие идолы, храм, находилось место жертвоприношения богам

Ежегодный объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани

Натуральный или денежный сбор с покорённых народов или стран

Место временного пребывания князя при объезде земель, место своза дани

Соотнесите князя и годы его правления

Образование Древнерусского государства

Соотнесите дату и событие

Первый военный поход Олега на Византию (Царьград)

Языческая реформа князя Владимира Красное Солнышко

Призвание варягов на Русь

Окончание правления Владимира Святого

Начало правления Святослава

Второй военный поход Олега на Византию (Царьград)

Восстание древлян, смерть князя Игоря

Захват варягами власти в Киеве

Начало правления Владимира Святославича

Карточка 1. 1- Г 2- В 3- А 4- Д 5- Б; 1- Б 2- А 3- Г 4- Д 5- В.

Приложение 2.

О выборе веры

И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: "Идите и испытайте веру их".

И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", - и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей".

А.С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен

Приложение 3.

Историк С. М. Соловьев так объясняет принятие крещения:

Религия, удовлетворявшая рассеянным, особо живущим племенам, не могла более удовлетворять киевлянам, познакомившимся с другими религиями. При старой вере нельзя было оставаться, нужно было решиться на выбор другой.

Вопрос : какова причина принятия христианства, по мнению ученого?

Приложение 4.

«…После всего этого (крещения в Корсуни) Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Корсунь же отдал грекам за царицу, а сам вернулся в Киев.

Вопросы : 1. Как вы думаете, почему Владимир так жестоко расправился с идолами?

2. Какова позиция летописца в описании этого события?

4. Как объясняли принятие христианства киевляне?

5. Каковы были последствия принятия христианства?

Приложение 5.

«Вместе с христианской верой на Русь пришла и христианская церковь. Её руководителем был константинопольский патриарх. Территория Руси была одной из митрополий, которыми он руководил. Глава митрополии назывался митрополит. Его назначал константинопольский патриарх. Первыми митрополитами на Руси «были греки, присланные из Константинополя.

Митрополия делилась на епархии во главе с епископами.

Богослужение в церквях вели священники. Им было разрешено иметь семью, то есть они относились к так называемому белому духовенству.

Комбинированный урок для 6 класса по теме "Русь в конце 10- пер пол. 11 вв. Становление государства." Насыщенный, интересный.
Цель урока: формировать представление учащихся о развитии русского государства в 10 веке; дать характеристику внешней и внутренней политике; обозначить причины и значение принятия христианства для Руси. Используется фронтальная работа на вводно - мотивационном этапе и этапе актуализации знаний. При объяснение нового материала необходимо получить готовый продукт урока - это заполненная таблица по правлению Ярослава Мудрого.

Оценить 508 0

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Бочугова Татьяна Юрьевна

Учитель истории и обществознания

Общая информация

Русь в конце 10- пер пол. 11 вв. Становление государства.

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

формировать представление учащихся о развитии русского государства в 10 веке; дать характеристику внешней и внутренней политике; обозначить причины и значение принятия христианства для Руси

Компьютер, мультимедийное устройство

Таблицы, схемы, тестовые задания.

Планируемые результаты урока

- Осознание необходимости сопричастности к истории своего государства

-Умение управлять своей познавательной деятельностью.

-Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями

Обучающиеся научатся : характеризовать развитие государства в конце 10века- первой половине 11века., давать характеристику внешней и внутренней политики в это время ,обозначать причины и значение принятия христианства на Руси.

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные

1. Определять цель, проблемув учебной деятельности.

2.Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7.Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Анализировать устные и письменные тексты.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Литература и Интернет-ресурсы

Базовый учебник: И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. История России: С древнейших времён до XVI века: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

Симонова Е.В.Методическое пособие к учебнику Андреева И.Л. Фёдорова И.Н.

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Время
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Методы стимулирования интереса к учению:предъявление требований учителем

Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей.

Напомните, пожалуйста, какую проблему мы поставили на прошлом уроке ?

О каком князе на прошлом уроке мы вели речь.

Ученики отвечают на вопросы:

1.Какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделали его частью Европы

2. О Владимире Красное Солнышко

Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа

3. Актуализация знаний

Какие новвоведения характерны для периода правления Владимира 1?

Учитель: Крещение Руси –это выдающиеся событие в истории нашего государства. Проверим, насколько вы усвоили и поняли причины и значения принятия христианства на Руси (проводит небольшую письменную работу)

Учитель: Определите тему сегодняшнего урока с помощью иллюстраций. Демонстрация иллюстративного ряда по теме Родословная Рюриковичей до Ярослава Мудрого включительно.

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?

2. для защиты южных границ от набегов кочевников были построены башни с использованием сигнальных огней.

3. Крещение Руси

Учащиеся: участвуют в письменной работе.

В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы;

- Определяют тему урока;

Ученики формулируют вопросы: 1. Личность Ярослава Мудрого

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого

3. Внешняя политика Ярослава Мудрого

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы

4. Изучение нового материала

Учитывая, ваши предложения ставим следующие задачи на урок:

1.Познакомиться с личностью Ярослава Мудрого.

2.Изучим внутреннею политику Ярослава Мудрого.

3.Изучим внешнию политику Ярослава Мудрого.

Вспомните, какой порядок управления установился в Древнерусском государстве? Работа с историческим документом:

Вопрос:

Посадникглава городского управления, назначавшийся князем.

-Владимир умер в 1015г., в разгар подготовки похода против сына Ярослава, посаженного отцом в Новгороде. Новгородцы тяготились киевским владычеством, и Ярослав, опиравшийся, по-видимому, на вече, отказался платить дань отцу. Это было открытое неповиновение, и Владимир решил примерно наказать сына. Смерть киевского князя смешала все планы. Между наследниками Владимира началась упорная борьба за власть.

-Летопись рассказывает, что, возвращаясь из похода на печенегов, Борис с воинами остановился на реке Альте. Ночью сообщники Святополка окружили шатёр князя и, услышав его молитву, на мгновение смутились духом, но потом разметали охрану и пронзили шатёр копьями. Когда завёрнутое в шатёр тело привезли к Святополку, Борис еще дышал. На глазах Святополка Бориса добили мечами.

- К муромскому князю Глебу, родному брату Бориса, Святополк срочно направил гонцов с просьбой прибыть в Киев, т.к. отец тяжело болен. Не заподозривший коварства, Глеб с небольшой охраной в ладье отправился в путь. На реке его настигли и убили люди Святополка.

- Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб стали символами праведности во славу Руси. Оба князя в IX в., были причислены к лику святых.

-После расправы над Борисом и Глебом Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, подослал убийц еще к одному брату- Святославу, который управлял Древлянской землёй. Мстислав укрывался в Тмутаракани, а Ярослав повёл на Киев 40-тысячную рать во главе с варягами. Святополк выступил против него со своей дружиной.

-Борьба между Ярославом и Святополком шла с переменным успехом. Святополк опирался на военную помощь своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, а в последующем привлек на свою сторону печенегов. Святополк приглашал в свои дружины варягов. Решающее столкновение произошло в 1019г.на реке Альте. Святополк был разбит и бежал. Ярослав утвердился на киевском престоле.

Чтобы решить 2 и 3 задачи, будем работать с учебником.

Учитель: Проверим таблицу.

Русская правда – первый письменный свод законов.

Развитие, расцвет городов.

Расцвет культуры страны

(Храм Святой Софии в Киеве)

1.Династические браки

2.Победа над Печенегами

3.25 лет без войны на своей территории

Мудрая политика киевских князей.

Осознают полученную информацию

Создается познавательная мотивация.

Учащиеся: Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Киевский князь правил при помощи своих сыновей, которых он отправлял в качестве своих наместником в крупнейшие земли (волости)].

Учащиеся: Укрепление государства и ослабить власть племенных князей

Учащиеся слушают рассказ учителя

Учащиеся: Работа с учебником.

Вспоминают свой опыт, извлекают научную информацию из учебника, трансформируют ее в таблицу

Читают учебник и заполняют таблицу.

Парная мозговая атака.

Вырабатывают коллективное мнение. Делают запись в тетради

Объяснительно – иллюстративный предназначен для передачи учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности.

Организует работу с учебником

Организация парной мозговой атаки

Частично-поисковый метод имеет своей целью обучить учащихся поиску решения проблемы или ее отдельных этапов

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

Тест по новому материалу. См. приложение.

Выполняют предложенное задание

Ситуация оценки образовательных результатов

По характеру управления учебной работой:самостоятельная работа

6. Подведение итогов урока

Вернемся к теме нашего урока.: Какую роль

сыграл в истории Ярослав Мудрый?

Дайте развернутый ответ.

Учащиеся: высказывают своё мнение, учитывая тот материал с которым он познакомились на уроке.

Закрепление материала и проведение самооценки своих достижений на уроке

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный контроль

7. Организация изучения домашнего задания

Учить таблицу. Пар. 6-7 (стр 56-58)

Записывают дом.задание в дневник.

Смотреть презентацию к уроку (таблицы, схемы, персоналии представлены) и отдельно схему по внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого.

Презентация на тему: " Русь в конце X – первой половине XI в. Становление государства." — Транскрипт:

1 Русь в конце X – первой половине XI в. Становление государства

2 Принятие христианства. Поклонение разным древним языческим божествам не объединяло восточнославянские племена и не укрепляло княжескую власть. Все соседи уже встали на путь единобожия и посматривали на Русь свысока, воспринимая русичей как варваров. По договору с византийским императором князь Владимир обещал ему помочь в подавлении бунта, а император отдать ему в жёны свою сестру Анну, но с условием, что Владимир примет христианство и Русь станет христианской страной.

3 В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе в Константинополе. Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. Приняв христианство Древняя Русь смогла приобщиться к многовековой европейской культуре.

6 Князья – наместники обязаны были бороться с язычниками, собирать дань для Киева, участвовать в общерусском ополчении и защите границ государства от набегов кочевников. Для защиты южных границ на реках Стугна, Сула и Десна были построены пограничные крепости.

9 В вопросах управления князь не всегда мог действовать по собственному желанию. Его власть в волости ограничивалась вечем - представительным собранием жителей главного волостного города. В нём участвовали главы свободных семей, совершеннолетние мужчины – воины. На вече решалось, какого князя пригласить на престол; начать ли войну с соседями или заключить с ними мир. Вече распоряжалось городской казной, землями, примыкавшими к городу, заботилось об обороне города. Ни одного важного для города решения князь не мог принять без согласия веча. Верховная власть делилась между князем, дружиной и городским вечем.

10 После смерти Владимира началась кровавая усобица между его сыновьями. Святополк подослал к братьям Борису и Глебу в Киев тайных убийц, а позднее организовал убийство ещё одного брата – Святослава, правившего в древлянской земле. За свои ужасные преступления Святополк был прозван в народе Окаянным. Ярослав узнав о смерти отца и убийстве братьев, во главе наёмной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил против Святополка, призвавшего на помощь печенегов. Борис и Глеб Святополк Окаянный

11 Ярослав разбил киевлян, а Святополк бежал к тестю – польскому князю Болеславу Храброму, который в 1018 году разбил войско Ярослава и овладел Киевом. В 1019 г. Ярослав одолел Святополка, который вновь попытался найти приют в Польше, но по дороге умер. Ещё один сын Владимира Мстислав, княживший в Тмутаракани продолжил борьбу за престол с Ярославом до своей смерти в 1036 г. Болеслав Храбрый Мстислав Ярослав Мудрый

13 Ярослав в 1030 году утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера и построил там город Юрьев. В 1041 г. он заключил союзный договор с польским королём. После неудачного военного похода 1043 г. на Византию Ярослав заключил с ней в 1046 г. мирный договор, который был закреплён браком сына Ярослава – Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха. Ярослав Мудрый стремился укрепить положение Руси с помощью династических браков.

Читайте также: