Россия родина моя 4 класс музыка конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель – воспитание-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на примере знакомства с творчеством С.В.Рахманинова.

Задачи:
1) Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, высказывать мнение о его содержании.
2) Знакомство с музыкальной мелодией, как средством музыкальной выразительности на примере концерта для фортепиано с оркестром № 3 С.В.Рахманинова
3) Знакомство с биографией и творчеством С.В.Рахманинова
4) Обогащение словаря музыкальных эмоций.

Музыка…Сила ее воздействия огромна. Она проникает в душу человека, облагораживает ее, создает настроение, может объединять и сплачивать людей, воодушевлять их на подвиги. Уже в древности люди знали, что музыка помогает человеку видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывает благородные чувства, характер, красоту поведения. Значит ли это, что музыкальное произведение может найти прямой, непосредственный путь к сознанию и сердцу каждого слушателя? Нет, так случается далеко не всегда. Язык музыки не всем одинаково понятен. Недостаточно только слушать музыку, надо еще уметь ее слышать. На каждом уроке мы учимся вслушиваться и слышать музыку, открывать для себя этот многогранных мир, выраженный в музыкальных звуках.

Конспект урока

Урок в 4 классе по теме раздела "Россия - Родина моя!" посвящен музыкальным символам России, города Смоленска, школы. Основная педагогическая технология, используемая на уроке - это технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. На уроке используются следующие методы и приемы: эмоциональной драматургии, импровизации, музыкальной пластики, частично-поисковый, сравнения, анализа и обобщения, вокалотерапии, ритмотерапии, цветовосприятия; прием контраста.Конспект содержит цель, задачи урока: образовательные, развивающие, воспитательные. Раскрыты результаты урока: личностные, метапредметные, предметные. Предложен музыкальный репертуар.

учителя высшей квалификационной категории

Киргизовой Любови Васильевны

· формирование знаний о государственной символике России и патриотического отношения к государственным музыкальным символам, песням о родном крае;

· укрепление понимания взаимосвязи истории, музыки, литературы;

· развитие активного, осознанного, прочувственного музыкального восприятия и исполнения Гимна России и песен о родном крае;

· воспитание чувства сопричастности к судьбе своей страны, родного города.

· образовательные: расширить знания обучающихся о государственных символах России с помощью музыки; познакомить с песнями смоленских композиторов о родном городе;

· развивающие: развивать находить интонации для характеристики Гимна России и песен о родном городе;

· воспитательные: прививать гражданские чувства, патриотизм.

Планируемые результаты:

· Личностные: участвовать в коллективно-творческой деятельности, реализовывать собственные творческие замыслы в хоровом пении; эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление; воспринимать учебный материал со слов учителя.

· Метапредметные универсальные учебные действия:

o познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; делать выводы, строить суждения;

o регулятивные: ставить совместно с учителем конкретную учебную задачу; самостоятельно формулировать тему и цель урока; строить речевые высказывания о музыке в устной форме; формулировать собственное мнение и позицию;

o коммуникативные: стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач; быть терпимыми к мнениям других, учитывать их в совместной работе.

Основная педагогическая технология : развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Используемые методы и приемы:

· методы : эмоциональной драматургии, импровизации, музыкальной пластики, частично-поисковый, сравнения, анализа и обобщения, вокалотерапии, ритмотерапии, цветовосприятия;

· прием контраста.

Межпредметные связи: музыка, история, изобразительное искусство, литература.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный репертуар:

Электронные ресурсы.

1. Долгополова Р.Г. Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом. – Режим доступа: nsportal . ru / nachalnaya - shkola / okruzhayushchii - mir / (Дата обращения 20.11.2013).

3. Ой, да ты, Россия…(видеоролик). – Режим доступа: ya - umni 4 ka . ru (Дата обращения 20.11.2013).

Краткое описание структуры урока:

1. Организационно-мотивационный момент.

2. Определение темы урока.

4. Повторение материала прошлого урока.

5. Открытие новых знаний.

6. Разучивание песни. Вокально-хоровая работа.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

9. Домашнее задание.

1. Организационно-мотивационный момент.

2. Определение темы урока.

Просмотр видеофрагмента. В ролике использована

· Догадались ли вы, о чем пойдет речь на уроке?

Учитель. В Видеофрагменте прозвучало название нашей Родины. Произнесем его хором!

· Как вы понимаете тему урока?

· Что такое Родина?

Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом. [1]

Р – Россия, род, родители, родственники, россияне…

О – Отечество, отец…

Д – дом, дети, дерево…

И – имя, искусство…

Н – небо, надежда …

- Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Это земля, на которой жили, трудились, которую защищали от врагов наши предки. Россиян объединяют русский язык, общие традиции и праздники.

3. Целеполагание.

- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить с вами о символах нашей Родины – России, родного города Смоленска, в котором живем.

· Как вы считаете, достаточно ли у вас знаний о музыкальных символах России, родного города, школы?

· Что же вы хотите сегодня узнать на уроке?

4. Повторение материала прошлого урока.

· Какие символы государства мы с вами знаем?

Учитель. Правильно, молодцы! Эти символы мы с вами знаем: изображения флага России и герба России очень часто используют в оформлении различных мероприятий, проходящих у нас в городе. Мы видим их по телевизору. Но сегодня мы поговорим о необыкновенных песнях, которые являются государственными музыкальными символами России, нашего города, нашей школы.

· Как называют песню, которая является государственным символом любой страны? (Ответы учеников.)

Да, вы дали правильный ответ. Важный символ государства - Гимн – торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять нацию. Каждая страна имеет свой гимн. Звучание этой песни строго регламентировано законом. Современный Гимн России объединяет всех людей нашей страны, всех, кто хочет ее процветания. Первое официальное исполнение Государственного Гимна России состоялось 30 декабря 2000 года. Авторы этого произведения – композитор Александр Васильевич Александров и Сергей Владимирович Михалков.

На экране - портреты А. Александрова и С. Михалкова.

Вы, конечно же, не раз слышали Гимн России – во время государственных праздников, в телевизионных передачах. Он звучит и на наших общешкольных мероприятиях. Прежде, чем мы прослушаем это музыкальное произведение еще раз, ответьте на вопросы…

· Какую окраску должна иметь музыка Государственного Гимна?

· Какие интонации она передает?

Молодцы! Вы хорошо помните то, о чем мы говорили во 2 классе, когда познакомились на уроке с Государственным Гимном России. Пр ослушаем Гимн РФ, как подобает гражданам России.

Слушание Гимна России (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова)

Обучающиеся стоя прослушивают Гимн России.

· Какие чувства вызвала в вас эта музыка? ( Ответы учеников.)

5. Открытие новых знаний.

· Узнали вы музыкальное произведение по его вступлению? (Ответы учеников.)

· Как называется это произведение, кто автор музыки? Ответы учеников.)

(муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)

· Какие разные чувства они выражают!

Практическая работа

Учитель предлагает детям нарисовать мелодические линии, звучащие в прослушанных произведениях; показать, как музыка движется, как меняется характер ее исполнения.

Ученики выполняют задание.

Работа с учебником.

Учитель. Предлагаю сравнить нотную запись тем двух песен.

· Найдем ли мы в них отличия?

Учитель. Важно знать историю государственной символики России. Наша большая страна состоит из разных областей, в которых много городов, сел, деревень.

· А у нашего города есть своя символика?

· Вы знакомы с ней?

Герб города с изображением птицы Феникс, сидящей на лафете пушки, мы часто встречаем и при оформлении зданий, и во время праздников, и в наших газетах.

На экране – изображение герба города-героя Смоленска.

· Известно ли вам о том, что существует песня, которая долгое время считается музыкальным символом нашего старинного, но вечно молодого города?

Эту песню называют гимном Смоленска. Ее написали композитор Иван Митрофанович Трушкин и поэт Алексей Михайлович Бодренков. Сегодня мы познакомимся с этой замечательной песней.

Звучит гимн Смоленска (муз. И. Трушкина, сл. А. Бодренкова).

6. Разучивание песни. Вокально-хоровая работа.

· Вам понравилась песня?

· О чём эта песня?

· Какие строчки или, может быть, слова вы запомнили?

· Какие чувства вызывает песня?

Учитель. Разучить эту песню нам помогут карточки-картинки: с их помощью вы легко и быстро запомните слова.

На экране - слайды, на которых изображены картинки, соответствующие каждой фразе песни.

Ученики разучивают 1-й куплет и припев по картинкам в медленном темпе без музыкального сопровождения, с показом рукой движения мелодии.

- Мы познакомились с песнями, которые являются государственными музыкальными символами, а также с теми, в которых рассказывается о любви к родному краю, его истории. Но с понятием Родина, малая Родина нас связывает еще и чувство любви к родной школе. Она всегда юная, веселая, радостная - как вы, её ученики. И она, как особая страна, имеет свой герб – эмблему, над созданием которой трудились ученики и педагоги школы.

На экране - слайд с изображением эмблемы школы.

Предлагаю вспомнить еще одну песню, нам хорошо знакомую. Она родилась не случайно, а как плод коллективной творчества всего коллектива школы в честь ее 10-летнего юбилея.

Обучающиеся вместе с учителем исполняют гимн школы №35.

7. Итог урока.

· Какой теме сегодня был посвящён наш урок?

· Какие музыкальные произведения вы на уроке сегодня послушали и спели?

1. Музыкальный символ:

2. Автор музыки Гимна России:

А) А. Александров;

3. Музыку записывают с помощью:

4. Аккомпанемент – это:

А) музыкальное сопровождение;

Б) фамилия композитора;

В) название произведения.

5. Песня состоит из:

В) куплетов.

6. Гимн – это:

А) музыкальная эмблема государства;

Б) песня о Родине;

В) песня о дружбе.

7. Композитор сочиняет:

Само- и взаимопроверка тестов по ключу, анализирование трудностей.

8.Рефлексия деятельности на уроке.

· Понравился ли вам сегодняшний урок?

Заключительное слово учителя

- Дорогие друзья, спасибо всем за активную работу на уроке! Надеюсь, что все, о чем вы сегодня узнали, оставит в ваших сердцах и душах глубокий след и поможет осознать, как важно любить свою Родину, знать историю и культуру. Желаю вам новых открытий в прекрасном мире искусства! До новых встреч!

9. Домашнее задание.

Узнать у членов своей семьи:

· Какие песни о России они знают?

· Какие книги о Смоленском крае они посоветовали бы прочитать?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 1. Россия-Родина моя.

Цель: нахождение отличительных качеств народной и композиторской русской песни.

Осуществить ретроспективный анализ известных характерных особенностей РНП;

Учить отличать интонационные особенности русской музыки;

Использовать сольфеджирование, пение песен с ориентацией на нотную запись, инструментальное музицирование; сравнение со стихами и произведениями изобразительного искусства;

Познакомить со звучанием и особенностями русского музыкального инструмента- гармоники;

Планируемые результаты:

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира,

Передавать эмоциональное состояние в пении,

Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа.

Регулятивные:

Принимать и решать учебную задачу, связанную с объяснением характерных черт русской музыки;

Решать учебную задачу.

Познавательные:

Анализировать художественно- образное содержание музыки,

Воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их, а также с текстом, ориентируясь на нотную запись.

Коммуникативные:

Участвовать в коллективном исполнении различных по образному содержанию образцов профессионального и музыкально- поэтического творчества своего народа.

Организационный момент:

Учитель ( поёт ). Здравствуйте, ребята!

Дети ( поют ). Здравствуйте!

Сколько звуков, сколько песен

Раздалося вновь во мне!

Сколько образов чудесных

Оживилось в вышине!

Проверка домашнего задания .

- О чём эта песня?

-Что такое музыка?

-Какова музыка русского народа?Появилось много разных мнений, поэтому сформулируйте нашу тему урока.

Физминутка для глаз.

Основной этап урока:

Работа по учебнику .

-Разучи партию солиста.

-Рассмотри нотную запись на с.5. Сольмизируй, а затем сольфеджируй 2 первые фразы мелодии солиста.

-Подбери определения для характера мелодии.

-Проследи за голосоведением в партии хора. Сколько здесь голосов? У голосов развернутые мелодические линии, или они изложены аккордами?

-Можно ли утверждать, что хор создает эмоциональный фон для солиста и подчеркивает мелодичность песни?

-Разучи песню и пой её как солист с хором- классом.

hello_html_18ae390d.jpg

- Можно ли сказать, что широкая напевная мелодия, её спокойный характер и размеренный темп придают этой песне черты русской народной песни?

-Какой темп у этой песни?

-Динамика: форте или пиано?

-Какое вызывает настроение?

-Какой лад: мажорный или минорный?

hello_html_70908453.jpg

Работа по учебнику. (Ответы на вопросы)

hello_html_72f6e23d.jpg

-Послушай, а потом разучи 1-й куплет песни.

-Похожи ли интонации песни на звучание самой гармони?

-Что ты знаешь о баяне?

Гармонь, или гармоника- общее название некоторых музыкальных инструментов: гармонь, губная гармоника, аккордеон, баян. Родственник органа. Звук извлекается нажатием на клавиши и при помощи мехов. Производство гармоник в России возникло в 30-е годы 19 века. Первым крупным центром производства гармошки был г.Тула.

Учитель . Как называются музыкальные произведения, которые звучали на уроке?

Учитель . Какие жанры в музыке вы знаете?

Дети .(хором по руке учителя) Песенный, танцевальный, маршевый жанры.

Учитель . Какие жанры были главными на сегодняшнем уроке?

Домашнее задание

Учитель.

Вы довольны своей работой на сегодняшнем уроке?

Было ли вам интересно?

Что больше всего понравилось на уроке?

Не устали ли вы?

-Почему в 1 куплете песни она называется красавицей?

-Какими словами подчеркивается красота звучания этого

инструмента в песне?

-Можно ли сказать, что песня, написанная композитором

и поэтом, пронизана народным духом?

Учитель . Мне было очень приятно сегодня с вами работать, вы меня порадовали. Спасибо вам за работу на уроке.

Краткое описание документа:

Дан подробный конспект к уроку музыки в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа".Урок составлен с требованиями ФГОС. Это самый первый, вводный урок. К сожалению, найти конспекты к этому предмету по данной программе весьма сложно, поэтому возникла необходимость создания данного конспекта. Надеюсь, что учитель сможет применить и оценить значимость данной разработки.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 003 материала в базе

Материал подходит для УМК

1. Россия — Родина моя

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.02.2019 2651
  • DOCX 1.6 мбайт
  • 71 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пронь Оксана Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – воспитание-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на примере знакомства с творчеством С.В.Рахманинова.

1)Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, высказывать мнение о его содержании.

2) Знакомство с музыкальной мелодией, как средством музыкальной выразительности на примере концерта для фортепиано с оркестром № 3 С.В.Рахманинова

3) Знакомство с биографией и творчеством С.В.Рахманинова

4)Обогащение словаря музыкальных эмоций.

1)Развитие музыкальной отзывчивости.

2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

3) Развитие творческого отношения к музыке.

1) Воспитание умения работать в коллективе.

2)Воспитание уважения друг к другу.

3)Воспитания любви и интереса к музыке.

Конспект урока.

1. Музыка…Сила ее воздействия огромна. Она проникает в душу человека, облагораживает ее, создает настроение, может объединять и сплачивать людей, воодушевлять их на подвиги. Уже в древности люди знали, что музыка помогает человеку видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывает благородные чувства, характер, красоту поведения.

Значит ли это, что музыкальное произведение может найти прямой, непосредственный путь к сознанию и сердцу каждого слушателя? Нет, так случается далеко не всегда. Язык музыки не всем одинаково понятен. Недостаточно только слушать музыку, надо еще уметь ее слышать. На каждом уроке мы учимся вслушиваться и слышать музыку, открывать для себя этот многогранных мир, выраженный в музыкальных звуках.

2. В музыкальном произведении очень важна мелодия. Что такое мелодия? (греч. melos — пение, музыкальная мысль, выраженная одноголосно).

Когда под утро зимушка-зима
Накроет серебром заснувший город,
Когда падёт на землю лютый холод,
Оставив островки тепла – дома
С людьми и жизнью суетной и бренной,

Когда еще всё дремлет поутру,
В квартире типовой, обыкновенной
Семь нот затеют древнюю игру
На языке – одном для всей Вселенной.

И вот она – светла, легка, чиста –
Мелодия – плывёт неторопливо.
Поверю: в мир волшебный и красивый
Раскроет Вечность в этот миг врата.

Мелодия многих композиторов полна народными и близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева во всем мире узнают как музыку русскую, Шопена – как польскую, Грига – как норвежскую…

Слушая фрагмент 3 концерта для фортепиано, попробуйте подобрать синонимы настроения к услышанной мелодии.(ответы ребят)

Рассматривая мелодию с разных точек зрения, можно сказать, что мелодия бывает:

Протяжная и отрывистая

Вокальная и инструментальная

Песенная, танцевальная, маршевая

А теперь, учитывая все перечисленные пункты, расскажите о мелодии 3 концерта Рахманинова.

Сергей Васильевич Рахманинов – композитор, пианист был так же и дирижером. Кто такой дирижер? (ответы ребят)

Движением рук дирижер поможет оркестру исполнить более плавно мелодию или более отрывисто, чуть быстрее или помедленнее. Сейчас мы с вами попробуем дирижировать фрагмент концерта № 3 С.Рахманинова (показ учитиля). Движения ваших рук должны быть очень плавными, кроме того, слушайте внимательно темп произведения. (исполнение ребят).

Невероятная любовь к своей Родине и талант композитора-мелодиста помогли Сергею Васильевичу Рахманинову создать музыкальный шедевр – концерт для фортепиано с оркестром № 3.

Нет власти времени над тем,
Что будет в мире жить веками.
Она вокруг ведь правит всем,
Так музыка властна над нами.

Читайте также: