Россия противоречия незавершенной модернизации конспект урока
Обновлено: 20.05.2024
Цель урока: закрепить и систематизировать знания о консервативных вариантах модернизации России на рубеже XIX – XX вв., научиться применять полученные знания для анализа исторической информации и оценки деятельности исторических персонажей, сформировать навык ведения исторической дискуссии, подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ высокого уровня сложности.
Тип урока: сдвоенный урок повторения и систематизации знаний и применения знаний на практике.
Форма урока: деловая игра с элементами самостоятельной письменной работы.
План
Вводная беседа с целью актуализации изученного материала.
Что такое модернизация?
Какие особенности отличали модернизацию в России на рубеже XIX – XX вв.?
Какую альтернативу модернизации – консервативную, либеральную или социалистическую – представляют модернизационные проекты С.Ю. Витте и П.А. Столыпина? Почему вы так думаете?
Какое важное событие отделяет друг от друга периоды реализации этих проектов?
Формирование групп экспертов № 1 и № 2 для изучения модернизационных проектов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина; это группы смешанного состава. Формирование группы стратегов для анализа изменения исторической ситуации в России в процессе реализации данных модернизационных проектов, перспективы развития страны; это группа наиболее подготовленных, системно мыслящих учеников.
Выполнение практических заданий в группах на основе предложенной информации, с привлечением ранее полученных знаний. Приветствуется использование учебника, справочной и энциклопедической литературы, интернет-ресурсов (при наличии технической возможности). Ученики обсуждают проблемные вопросы, учатся аргументировать свою точку зрения, корректно вести дискуссию. Учитель следит за ходом обсуждения и корректирует работу групп при необходимости.
Ученики самостоятельно выполняют задания профильного уровня, являющиеся тренировочными для подготовки к ЕГЭ (С5 – С6). Учитель при необходимости оказывает помощь.
В процессе беседы ученики делают выводы о модернизационных проектах С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
Проект П.А. Столыпина был более глубоким, чем проект С.Ю. Витте, но он не реализовался полностью. Да и сама личность П.А. Столыпина очень неоднозначно оценивалась на протяжении последних 100 лет.
Материал к уроку
Биографические сведения
Столыпин Пётр Аркадьевич (1862 – 1911) – гродненский губернатор, саратовский губернатор, министр внутренних дел, председатель Совета министров. Инициатор серии консервативных реформ, прежде всего аграрной реформы. Жестоко подавил революцию 1905 – 1907 гг. Убит анархистом Д. Богровым в 1911 г.
Высказывания С.Ю. Витте
Высказывания П.А. Столыпина
Задание команде стратегов
1. Охарактеризуйте историческую ситуацию в периоды реализации проектов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, учитывая влияние первой русской революции и русско-японской войны.
2. Определите социальную опору каждого из этих модернизационных проектов.
3. Как могла бы развиваться история России в случае победы того и другого пути в долговременной перспективе? Аргументируйте своё мнение.
Задание команде экспертов № 1
1. Выявите достижения в процессе осуществления варианта модернизации страны, предложенного С.Ю. Витте.
2. Выявите проблемы в процессе осуществления варианта модернизации страны, предложенного С.Ю. Витте.
3. Оцените в целом эффективность варианта С.Ю. Витте в конкретной исторической ситуации начала ХХ в. Аргументируйте свое мнение.
Задание команде экспертов № 2
1. Выявите достижения в процессе осуществления варианта модернизации страны, предложенного П.А. Столыпиным.
2. Выявите проблемы в процессе осуществления варианта модернизации страны, предложенного П.А. Столыпиным.
3. Оцените в целом эффективность варианта П.А. Столыпина в конкретной исторической ситуации начала ХХ в. Аргументируйте своё мнение.
Задания для индивидуальной самостоятельной работы
1.Прочитайте мнения современников о С.Ю. Витте. Чем различаются эти мнения? Каким предстаёт перед нами С.Ю. Витте, если обобщить эти мнения? Согласны ли вы с подобной оценкой? Аргументируйте свой ответ.
2. Прочитайте мнения современников о П.А. Столыпине. Чем различаются эти мнения? Каким предстаёт перед нами П.А. Столыпин, если обобщить эти мнения? Согласны ли вы с подобной оценкой? Аргументируйте свой ответ.
Задания 1 и 2 можно дать по вариантам.
3. Пользуясь опорной схемой, охарактеризуйте деятельность С.Ю. Витте или П.А. Столыпина (на выбор).
Цель: изучить реальное состояние социально-экономического развития России к концу XIX века, оценить место России в мировом историческом процессе.
Задачи: обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учащимися; продолжить формирование навыков анализа событий и явлений при изучении новой темы, навыков самостоятельной работы с текстом, его анализа и синтеза, навыка устной речи, формулирования выводов и умозаключений; способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.
Основные понятия: поликонфессиональное государство, мировой экономический кризис, буржуазия, политическая активность.
Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер, презентация, карточки с терминами.
Тип урока: комбинированный.
1) Работа по карточкам (термины: колонизация, индустриализация, модернизация, демократизация, информатизация, урбанизация).
2) Работа у доски (персоналии).
Юань Шикаю – генерал, в дальнейшем президент Китая.
3) Работа у доски (даты)
1905-1911 гг. – революция в Иране
1911-1913 гг. – китайская революция.
1888 г. - отмена рабства в Бразилии.
3) Фронтальный опрос.
- Назовите положительные и отрицательные последствия колонизации.
1.Территория и население.
2. Российская модель модернизации.
3. Буржуазия и рабочие.
4. Экономическая политика.
5. Сельское хозяйство.
Беседа с классом.
- Каким был политический строй Российской империи к нач. 20 в.? (абсолютная монархия)
- Какие сословия существовали в России?
Рассказ учителя. Территория и население.
К кон. 19 в. по размеру территории Россия занимала 2-е место (свыше 20 млн. кв. км).
Население страны примерно 125, 6 млн. человек, что составляло 10,2 % населения страны.
Из них 86,6 % - селяне, 13,4 – горожане.
По переписи 1897 г. жители России говорили на 146 различных языках.
Кроме русских, в России проживали: казахи (3%), татары (1,7%), немцы (1,4%), узбеки (1,3%), литовцы (1,3%), грузины (1,1%); латыши (1,1%), башкиры (1%).
Наше государство было не только многонациональным, но и поликонфессиональным.
Православие – 69,4 % населения (русские, украинцы, белорусы, грузины).
Католичество – 9, 1% населения (поляки, литовцы, армяне).
Мусульманство – 11,1% населения, а также буддисты и иудеи.
Самостоятельная работа. Российская модель модернизации.
Прочитайте текст учебника п.2 стр. 22-24 и перечислите характерные черты для российской модернизации.
- концентрация промышленного производства;
- акционирование промышленных предприятий;
- развитая банковская система;
- динамичное развитие металлургии;
- отечественный капитал сохранял лидирующие позиции в народном хозяйстве страны.
(Проверка выполненного задания, вывод. )
Работа в группах. Буржуазия и рабочие.
Прочитайте текст учебника п.3 стр. 25-26.
1 группа – буржуазия.
2 группа – рабочий класс.
Охарактеризуйте положении данных групп населения.
Рассказ учителя . Экономическая политика правительства .
Государство играло активную роль в экономической жизни предреволюционной России.
Экономическая политика правительства носила противоречивый характер.
С одной стороны – оно влияло на развитие индустриального производства, содействуя железнодорожному строительству, созданию тяжелей индустрии, росту банков, осуществляло протекционистскую политику.
С другой стороны – правительство последовательно укрепляло систему государственного управления экономикой, отстаивало интересы дворянства, ограничивало свободу предпринимательства.
Эта политика преобладала в 1892-1903 гг., когда министром финансов был Сергей Юльевич Витте. Он был сторонником ускоренной индустриализации и создания отечественной промышленности, защищенной от иностранной конкуренции таможенными рамками.
1895-1897 гг. – денежная реформа, вводившая в России золотое обращение. Это способствовало стабилизации курса рубля и привлечению иностранных капиталов.
1895 г. – введение винной монополии (налог на водку и питейный сбор).
Прочитайте текст учебника п. 5 стр. 27-29.
- Перечислите особенности развития сельского хозяйства России на рубеже 19-20вв.
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
формирование и закрепление в сознании учащихся традиционно национальны х,
общечеловеческих гуманистических и демократичес ких ц енностей.
развивать личностные качества у чащих ся и навыки познавательной , практической
деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами
публичных выступлений, использование элементов причинно - следственного анализа, исследование
реальных связей и зависимостей, анализ, поиск, синтез и извлечение информации по заданной теме .
Тип урока: анализ и синтез знаний и способов деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал в виде
3. Повторение и углубление ранее изученного материала.
4. Актуализация знаний: практические задания по теме ( у каждой гру пп ы свои задания).
- Какие успехи были достигну ты Россией в начале 20 века в развитии промышленности и сельского
- Используя свои записи о влиянии факторов на российску ю модернизаци ю оценить и проголосова ть,
III. Повторение и углубление ранее изученного материала.
Чтобы правильно оценить экономическое положение России в начале 20 века, когда ре альн ые
капиталистические общества всё меньше напоминали модель классического капитализма, теоретики
общественных наук создали три концепции на положение России в этот период.
2 концепция . Три группы стран второго эшелона (Германия, Япония, Россия) и их роль в мировом
государственное вмешательство в экономику страны, все мерная поддержка наци ональной
промышленности. Эту политику проводили министры финансов Бунге, В ышнеградский, Витт е,
3 концепция Фридриха Листа , поддерживаемая Витте, подвергшего сомнению британскую
классическую экономию, касающу юся взаимных выгод свободной торговли. Он полагал, что
необходим переходный период протекционизма (защища л вмешательство гос ударства в рынок и
IV. Актуализация знаний: практические задания по теме
Вы прослушали три концепции на экономическу ю политик у России . Предлагаю
проанализировать исторический материал, таблицы, схему - карту, рисунки и сделать по предлагаемым
вопросам свой вывод относительно модернизационного экономического развития России в нач але 20
проанализировать изменения, произошедшие в экономике России, указать плюсы и противоречия.
1) Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?
2) Расскажите, какие новые центры тяжёлой индустрии появились в России ?
3) Какова доля казённой промышленности в тяжёлой инд у стрии?
Выяснить роль государства в экономике России на основании исторического текста, учебника,
позволяющих представить механизмы влияния государства на экономику.
1) Какие предприятия находились в собственнос ти государства?
2) Какими способами влияло государство на деятельность частных пре дприятий?
Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.
по истории в 11 классе
Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.
2014-2015 учебный год.
Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.
Образовательные:
обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 20 века;
совершенствование навыков анализа исторических документов, навыков умения работать с картой-схемой и делать выводы;
подготовка к сдаче ЕГЭ.
Развивающие:
продолжение работы по осознанному построению речевого высказывания; решение коммуникативных задач при осуществлении совместной деятельности в группах;
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
формирование и закрепление в сознании учащихся традиционно национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.
развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной , практической деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами публичных выступлений, использование элементов причинно-следственного анализа, исследование реальных связей и зависимостей, анализ, поиск, синтез и извлечение информации по заданной теме . Тип урока: анализ и синтез знаний и способов деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал в виде исторических схем, таблиц с диаграммами, рисунков.
Создание проблемной ситуации.
Повторение и углубление ранее изученного материала.
Актуализация знаний: практические задания по теме (у каждой группы свои задания).
Усвоение теоретических сведений по теме.
Итог урока. Рефлексия. Проблемный вопрос.
Домашнее задание: Самостоятельная работа
Организационный момент.
Создание проблемной ситуации.
- Какие успехи были достигнуты Россией в начале 20 века в развитии промышленности и сельского хозяйства?
- В чём Россия отставала от развитых стран?
- Используя свои записи о влиянии факторов на российскую модернизацию оценить и проголосовать, как проходила российская модернизация.
Итоги голосования (запись на доске)
Повторение и углубление ранее изученного материала.
Что такое модернизация?
Что такое монополия?
Перечислите виды монополий.
Что такое инвестиции?
Чтобы правильно оценить экономическое положение России в начале 20 века, когда реальные капиталистические общества всё меньше напоминали модель классического капитализма, теоретики общественных наук создали три концепции на положение России в этот период.
3 концепция Фридриха Листа, поддерживаемая Витте, подвергшего сомнению британскую классическую экономию, касающуюся взаимных выгод свободной торговли. Он полагал, что необходим переходный период протекционизма (защищал вмешательство государства в рынок и финансы).
Актуализация знаний: практические задания по теме
( у каждой группы свои задания).
Вы прослушали три концепции на экономическую политику России. Предлагаю проанализировать исторический материал, таблицы, схему-карту, рисунки и сделать по предлагаемым вопросам свой вывод относительно модернизационного экономического развития России в начале 20 века.
Творческие задания.
Вопросы к заданию по карте.
Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?
Покажите, какие новые центры тяжёлой индустрии появились на карте?
Какова доля казённой промышленности в тяжёлой индустрии?
Каковы успехи и противоречия в промышленности?
1) Какие предприятия находились в собственности государства?
2) Какими способами влияло государство на деятельность частных предприятий?
3) Какова роль государства в экономике России в начале 20 века?
К чему это привело?
4) Положительное и отрицательное вмешательство государства в экономику.
1) Чем обосновывает Витте необходимость приток иностранного капитала в Россию?
2) В какие районы страны иностранцы вкладывали свой капитал? (Показать на карте)
3) Почему производить продукцию на деньги зарубежных предпринимателей было в России выгодно?
4) Что положительного и отрицательного было в привлечении иностранного капитала в Россию?
Представить картину развития сельского хозяйства в России в начале 20 века на основе работы с текстом, анализом таблицы и диаграммы.
Какие хозяйства являлись главными поставщиками хлеба на мировой рынок? Почему?
Назовите причины, которые тормозили развитие сельского хозяйства.
Какова взаимосвязь между развитием промышленности и сельским хозяйством?
V. Усвоение теоретических сведений по теме.
VII. Итог урока. Рефлексия. Проблемный вопрос.
Итак, проведём повторное голосование, как проходила российская модернизация. Изменились ли итоги голосования?
Презентация на тему: " Модернизация в России 11 класс. Основные черты социально – экономического развития 1. Завершение промышленного переворота 1. Завершение промышленного." — Транскрипт:
1 Модернизация в России 11 класс
2 Основные черты социально – экономического развития 1. Завершение промышленного переворота 1. Завершение промышленного переворота 2. Вмешательство государства в экономическую жизнь 2. Вмешательство государства в экономическую жизнь 3. Противоречия в промышленности и с/х хозяйстве 3. Противоречия в промышленности и с/х хозяйстве 4. Сохранение феодально – крепостнических пережитков 4. Сохранение феодально – крепостнических пережитков 5. Появление новых отраслей промышленности 6. Формирование новых классов На рубеже XIX-XX веков Россия вступила в империалистическую стадию капитализма На рубеже XIX-XX веков Россия вступила в империалистическую стадию капитализма
3 Промышленный подъем В начале 90-х г.XIX в. в России начался экономический подъем. Началось быстрое развитие нефтяной, угольной, угольной,металлургической промышленности, промышленности, машиностроения, машиностроения,строительство железной дороги. железной дороги.
4 Что мы называем модернизацией страны? Модернизация – переход от традиционного к современному обществу, сопровождающийся изменениями в социальной структуре общества.
5 Преобладающей формой монополий в России стали синдикаты.
7 Дайте определение понятиям: монополия, синдикат. Монополия – объединение промышленников, контролирующие выпуск определённых видов продукции, способные диктовать цены рынку. Синдикат – форма монополистических объединений при которой согласуются цены на производство и сбыт и осуществляется её сбыт через общую для членов синдиката контору.
8 Особенности Российской модернизации 1. Модернизация проходила медленно 2. Особенности геополитического положения в стране 3.Ускоренные темпы модернизации 4. Сращивание банковского капитала с промышленным 5. Образование монополий. 6. Имела догоняющий характер.
9 Домашнее задание Параграф 5, Вопросы 1, 4.
10 Задание на урок Стр. 59, Стр. 59, Вопросы 2, Вопросы 2, 3 (устно), 5. 3 (устно), 5.
Читайте также: