Россия противоречия незавершенной модернизации конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Цель урока: закрепить и систематизировать знания о консервативных вариантах модернизации России на рубеже XIX – XX вв., научиться применять полученные знания для анализа исторической информации и оценки деятельности исторических персонажей, сформировать навык ведения исторической дискуссии, подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ высокого уровня сложности.

Тип урока: сдвоенный урок повторения и систематизации знаний и применения знаний на практике.

Форма урока: деловая игра с элементами самостоятельной письменной работы.

План

Вводная беседа с целью актуализации изученного материала.

Что такое модернизация?

Какие особенности отличали модернизацию в России на рубеже XIX – XX вв.?

Какую альтернативу модернизации – консервативную, либеральную или социалистическую – представляют модернизационные проекты С.Ю. Витте и П.А. Столыпина? Почему вы так думаете?

Какое важное событие отделяет друг от друга периоды реализации этих проектов?

Формирование групп экспертов № 1 и № 2 для изучения модернизационных проектов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина; это группы смешанного состава. Формирование группы стратегов для анализа изменения исторической ситуации в России в процессе реализации данных модернизационных проектов, перспективы развития страны; это группа наиболее подготовленных, системно мыслящих учеников.

Выполнение практических заданий в группах на основе предложенной информации, с привлечением ранее полученных знаний. Приветствуется использование учебника, справочной и энциклопедической литературы, интернет-ресурсов (при наличии технической возможности). Ученики обсуждают проблемные вопросы, учатся аргументировать свою точку зрения, корректно вести дискуссию. Учитель следит за ходом обсуждения и корректирует работу групп при необходимости.

Ученики самостоятельно выполняют задания профильного уровня, являющиеся тренировочными для подготовки к ЕГЭ (С5 – С6). Учитель при необходимости оказывает помощь.

В процессе беседы ученики делают выводы о модернизационных проектах С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

Проект П.А. Столыпина был более глубоким, чем проект С.Ю. Витте, но он не реализовался полностью. Да и сама личность П.А. Столыпина очень неоднозначно оценивалась на протяжении последних 100 лет.

Материал к уроку

Биографические сведения

Столыпин Пётр Аркадьевич (1862 – 1911) – гродненский губернатор, саратовский губернатор, министр внутренних дел, председатель Совета министров. Инициатор серии консервативных реформ, прежде всего аграрной реформы. Жестоко подавил революцию 1905 – 1907 гг. Убит анархистом Д. Богровым в 1911 г.

Высказывания С.Ю. Витте

Высказывания П.А. Столыпина

Задание команде стратегов

1. Охарактеризуйте историческую ситуацию в периоды реализации проектов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, учитывая влияние первой русской революции и русско-японской войны.
2. Определите социальную опору каждого из этих модернизационных проектов.
3. Как могла бы развиваться история России в случае победы того и другого пути в долговременной перспективе? Аргументируйте своё мнение.

Задание команде экспертов № 1

1. Выявите достижения в процессе осуществления варианта модернизации страны, предложенного С.Ю. Витте.
2. Выявите проблемы в процессе осуществления варианта модернизации страны, предложенного С.Ю. Витте.
3. Оцените в целом эффективность варианта С.Ю. Витте в конкретной исторической ситуации начала ХХ в. Аргументируйте свое мнение.

Задание команде экспертов № 2

1. Выявите достижения в процессе осуществления варианта модернизации страны, предложенного П.А. Столыпиным.
2. Выявите проблемы в процессе осуществления варианта модернизации страны, предложенного П.А. Столыпиным.
3. Оцените в целом эффективность варианта П.А. Столыпина в конкретной исторической ситуации начала ХХ в. Аргументируйте своё мнение.

Задания для индивидуальной самостоятельной работы

1.Прочитайте мнения современников о С.Ю. Витте. Чем различаются эти мнения? Каким предстаёт перед нами С.Ю. Витте, если обобщить эти мнения? Согласны ли вы с подобной оценкой? Аргументируйте свой ответ.

2. Прочитайте мнения современников о П.А. Столыпине. Чем различаются эти мнения? Каким предстаёт перед нами П.А. Столыпин, если обобщить эти мнения? Согласны ли вы с подобной оценкой? Аргументируйте свой ответ.

Задания 1 и 2 можно дать по вариантам.

3. Пользуясь опорной схемой, охарактеризуйте деятельность С.Ю. Витте или П.А. Столыпина (на выбор).

Цель: изучить реальное состояние социально-экономического развития России к концу XIX века, оценить место России в мировом историческом процессе.

Задачи: обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учащимися; продолжить формирование навыков анализа событий и явлений при изучении новой темы, навыков самостоятельной работы с текстом, его анализа и синтеза, навыка устной речи, формулирования выводов и умозаключений; способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.

Основные понятия: поликонфессиональное государство, мировой экономический кризис, буржуазия, политическая активность.

Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер, презентация, карточки с терминами.

Тип урока: комбинированный.

1) Работа по карточкам (термины: колонизация, индустриализация, модернизация, демократизация, информатизация, урбанизация).

2) Работа у доски (персоналии).

Юань Шикаю – генерал, в дальнейшем президент Китая.

3) Работа у доски (даты)

1905-1911 гг. – революция в Иране

1911-1913 гг. – китайская революция.

1888 г. - отмена рабства в Бразилии.

3) Фронтальный опрос.

- Назовите положительные и отрицательные последствия колонизации.

1.Территория и население.

2. Российская модель модернизации.

3. Буржуазия и рабочие.

4. Экономическая политика.

5. Сельское хозяйство.

Беседа с классом.

- Каким был политический строй Российской империи к нач. 20 в.? (абсолютная монархия)

- Какие сословия существовали в России?

Рассказ учителя. Территория и население.

К кон. 19 в. по размеру территории Россия занимала 2-е место (свыше 20 млн. кв. км).

Население страны примерно 125, 6 млн. человек, что составляло 10,2 % населения страны.

Из них 86,6 % - селяне, 13,4 – горожане.

По переписи 1897 г. жители России говорили на 146 различных языках.

Кроме русских, в России проживали: казахи (3%), татары (1,7%), немцы (1,4%), узбеки (1,3%), литовцы (1,3%), грузины (1,1%); латыши (1,1%), башкиры (1%).

Наше государство было не только многонациональным, но и поликонфессиональным.

Православие – 69,4 % населения (русские, украинцы, белорусы, грузины).

Католичество – 9, 1% населения (поляки, литовцы, армяне).

Мусульманство – 11,1% населения, а также буддисты и иудеи.

Самостоятельная работа. Российская модель модернизации.

Прочитайте текст учебника п.2 стр. 22-24 и перечислите характерные черты для российской модернизации.

- концентрация промышленного производства;

- акционирование промышленных предприятий;

- развитая банковская система;

- динамичное развитие металлургии;

- отечественный капитал сохранял лидирующие позиции в народном хозяйстве страны.

(Проверка выполненного задания, вывод. )

Работа в группах. Буржуазия и рабочие.

Прочитайте текст учебника п.3 стр. 25-26.

1 группа – буржуазия.

2 группа – рабочий класс.

Охарактеризуйте положении данных групп населения.

Рассказ учителя . Экономическая политика правительства .

Государство играло активную роль в экономической жизни предреволюционной России.

Экономическая политика правительства носила противоречивый характер.

С одной стороны – оно влияло на развитие индустриального производства, содействуя железнодорожному строительству, созданию тяжелей индустрии, росту банков, осуществляло протекционистскую политику.

С другой стороны – правительство последовательно укрепляло систему государственного управления экономикой, отстаивало интересы дворянства, ограничивало свободу предпринимательства.

Эта политика преобладала в 1892-1903 гг., когда министром финансов был Сергей Юльевич Витте. Он был сторонником ускоренной индустриализации и создания отечественной промышленности, защищенной от иностранной конкуренции таможенными рамками.

1895-1897 гг. – денежная реформа, вводившая в России золотое обращение. Это способствовало стабилизации курса рубля и привлечению иностранных капиталов.

1895 г. – введение винной монополии (налог на водку и питейный сбор).

Прочитайте текст учебника п. 5 стр. 27-29.

- Перечислите особенности развития сельского хозяйства России на рубеже 19-20вв.

 развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

 формирование и закрепление в сознании учащихся традиционно национальны х,

общечеловеческих гуманистических и демократичес ких ц енностей.

 развивать личностные качества у чащих ся и навыки познавательной , практической

деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами

публичных выступлений, использование элементов причинно - следственного анализа, исследование

реальных связей и зависимостей, анализ, поиск, синтез и извлечение информации по заданной теме .

Тип урока: анализ и синтез знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал в виде

3. Повторение и углубление ранее изученного материала.

4. Актуализация знаний: практические задания по теме ( у каждой гру пп ы свои задания).

- Какие успехи были достигну ты Россией в начале 20 века в развитии промышленности и сельского

- Используя свои записи о влиянии факторов на российску ю модернизаци ю оценить и проголосова ть,

III. Повторение и углубление ранее изученного материала.

Чтобы правильно оценить экономическое положение России в начале 20 века, когда ре альн ые

капиталистические общества всё меньше напоминали модель классического капитализма, теоретики

общественных наук создали три концепции на положение России в этот период.

2 концепция . Три группы стран второго эшелона (Германия, Япония, Россия) и их роль в мировом

государственное вмешательство в экономику страны, все мерная поддержка наци ональной

промышленности. Эту политику проводили министры финансов Бунге, В ышнеградский, Витт е,

3 концепция Фридриха Листа , поддерживаемая Витте, подвергшего сомнению британскую

классическую экономию, касающу юся взаимных выгод свободной торговли. Он полагал, что

необходим переходный период протекционизма (защища л вмешательство гос ударства в рынок и

IV. Актуализация знаний: практические задания по теме

Вы прослушали три концепции на экономическу ю политик у России . Предлагаю

проанализировать исторический материал, таблицы, схему - карту, рисунки и сделать по предлагаемым

вопросам свой вывод относительно модернизационного экономического развития России в нач але 20

проанализировать изменения, произошедшие в экономике России, указать плюсы и противоречия.

1) Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?

2) Расскажите, какие новые центры тяжёлой индустрии появились в России ?

3) Какова доля казённой промышленности в тяжёлой инд у стрии?

Выяснить роль государства в экономике России на основании исторического текста, учебника,

позволяющих представить механизмы влияния государства на экономику.

1) Какие предприятия находились в собственнос ти государства?

2) Какими способами влияло государство на деятельность частных пре дприятий?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.

по истории в 11 классе

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.

2014-2015 учебный год.

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.

Образовательные:

обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 20 века;

совершенствование навыков анализа исторических документов, навыков умения работать с картой-схемой и делать выводы;

подготовка к сдаче ЕГЭ.

Развивающие:

продолжение работы по осознанному построению речевого высказывания; решение коммуникативных задач при осуществлении совместной деятельности в группах;

развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

формирование и закрепление в сознании учащихся традиционно национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.

развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной , практической деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами публичных выступлений, использование элементов причинно-следственного анализа, исследование реальных связей и зависимостей, анализ, поиск, синтез и извлечение информации по заданной теме . Тип урока: анализ и синтез знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал в виде исторических схем, таблиц с диаграммами, рисунков.

Создание проблемной ситуации.

Повторение и углубление ранее изученного материала.

Актуализация знаний: практические задания по теме (у каждой группы свои задания).

Усвоение теоретических сведений по теме.

Итог урока. Рефлексия. Проблемный вопрос.

Домашнее задание: Самостоятельная работа

Организационный момент.

Создание проблемной ситуации.

- Какие успехи были достигнуты Россией в начале 20 века в развитии промышленности и сельского хозяйства?

- В чём Россия отставала от развитых стран?

- Используя свои записи о влиянии факторов на российскую модернизацию оценить и проголосовать, как проходила российская модернизация.

Итоги голосования (запись на доске)

Повторение и углубление ранее изученного материала.

Что такое модернизация?

Что такое монополия?

Перечислите виды монополий.

Что такое инвестиции?

Чтобы правильно оценить экономическое положение России в начале 20 века, когда реальные капиталистические общества всё меньше напоминали модель классического капитализма, теоретики общественных наук создали три концепции на положение России в этот период.

3 концепция Фридриха Листа, поддерживаемая Витте, подвергшего сомнению британскую классическую экономию, касающуюся взаимных выгод свободной торговли. Он полагал, что необходим переходный период протекционизма (защищал вмешательство государства в рынок и финансы).

Актуализация знаний: практические задания по теме

( у каждой группы свои задания).

Вы прослушали три концепции на экономическую политику России. Предлагаю проанализировать исторический материал, таблицы, схему-карту, рисунки и сделать по предлагаемым вопросам свой вывод относительно модернизационного экономического развития России в начале 20 века.

Творческие задания.

Вопросы к заданию по карте.

Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?

Покажите, какие новые центры тяжёлой индустрии появились на карте?

Какова доля казённой промышленности в тяжёлой индустрии?

Каковы успехи и противоречия в промышленности?

1) Какие предприятия находились в собственности государства?

2) Какими способами влияло государство на деятельность частных предприятий?

3) Какова роль государства в экономике России в начале 20 века?

К чему это привело?

4) Положительное и отрицательное вмешательство государства в экономику.

1) Чем обосновывает Витте необходимость приток иностранного капитала в Россию?

2) В какие районы страны иностранцы вкладывали свой капитал? (Показать на карте)

3) Почему производить продукцию на деньги зарубежных предпринимателей было в России выгодно?

4) Что положительного и отрицательного было в привлечении иностранного капитала в Россию?

Представить картину развития сельского хозяйства в России в начале 20 века на основе работы с текстом, анализом таблицы и диаграммы.

Какие хозяйства являлись главными поставщиками хлеба на мировой рынок? Почему?

Назовите причины, которые тормозили развитие сельского хозяйства.

Какова взаимосвязь между развитием промышленности и сельским хозяйством?

V. Усвоение теоретических сведений по теме.

VII. Итог урока. Рефлексия. Проблемный вопрос.

Итак, проведём повторное голосование, как проходила российская модернизация. Изменились ли итоги голосования?

Презентация на тему: " Модернизация в России 11 класс. Основные черты социально – экономического развития 1. Завершение промышленного переворота 1. Завершение промышленного." — Транскрипт:

1 Модернизация в России 11 класс

2 Основные черты социально – экономического развития 1. Завершение промышленного переворота 1. Завершение промышленного переворота 2. Вмешательство государства в экономическую жизнь 2. Вмешательство государства в экономическую жизнь 3. Противоречия в промышленности и с/х хозяйстве 3. Противоречия в промышленности и с/х хозяйстве 4. Сохранение феодально – крепостнических пережитков 4. Сохранение феодально – крепостнических пережитков 5. Появление новых отраслей промышленности 6. Формирование новых классов На рубеже XIX-XX веков Россия вступила в империалистическую стадию капитализма На рубеже XIX-XX веков Россия вступила в империалистическую стадию капитализма

3 Промышленный подъем В начале 90-х г.XIX в. в России начался экономический подъем. Началось быстрое развитие нефтяной, угольной, угольной,металлургической промышленности, промышленности, машиностроения, машиностроения,строительство железной дороги. железной дороги.

4 Что мы называем модернизацией страны? Модернизация – переход от традиционного к современному обществу, сопровождающийся изменениями в социальной структуре общества.

5 Преобладающей формой монополий в России стали синдикаты.

7 Дайте определение понятиям: монополия, синдикат. Монополия – объединение промышленников, контролирующие выпуск определённых видов продукции, способные диктовать цены рынку. Синдикат – форма монополистических объединений при которой согласуются цены на производство и сбыт и осуществляется её сбыт через общую для членов синдиката контору.

8 Особенности Российской модернизации 1. Модернизация проходила медленно 2. Особенности геополитического положения в стране 3.Ускоренные темпы модернизации 4. Сращивание банковского капитала с промышленным 5. Образование монополий. 6. Имела догоняющий характер.

9 Домашнее задание Параграф 5, Вопросы 1, 4.

10 Задание на урок Стр. 59, Стр. 59, Вопросы 2, Вопросы 2, 3 (устно), 5. 3 (устно), 5.

Читайте также: