Рослинний світ україни конспект уроку

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 141 0

Билгалбаьхна кхиамаш:

дешархошна хаьар ду байтийн чулацаман мах хадо; хезаш еша « белхан план х1отто,ешаран 1алашонаш йовза; Берашна 1емар ду диканиг довза, вочух ларвала.Бераша ойлайир ю шайн г1алех а , махках а долу дозаллех.

Билгалбаьхна кхиамаш:

Бераша шайн белхан план х1отто хаьар ду; берашна 1емар ду шайна хетарг ала, вовшех дагабовла; берашна хаьар ду кхеташ ч1ога , хезаш еша, берашна хуур ду къастош еша, хьехархочун т1едилларца оьшу к1айдарг каро и д1аеша.

Урок д1аяхьар.

1.Ц1ера болх таллар

Аг1о 92-93 еша

2.1алашо йовзийтар.

-Муьлха произведени йоьшур ю вай Тахана?Х1ун болх бийр бу вай иза толлуш?

3.Мотт шарбарехь болх бар.

-Д1адеша чехкаалар меллаша, т1аь-т1аьха чехкадовлуш.Д1агахь ала.

Букъ к1айн къиг, мукъ буткъа урс

4.Керла тема хьехар.

аь)Чулацамах лаьцн къамел дар.

-Стенах лаьцна ю байт?

-Стенца дусту яздархочо г1алийн хазалла?

-Хьа дуьллу г1алийн чу дог? Муха кхета шу цу дешнех?

-Шу хилли вайн г1али чохь?

-Х1уда мегар ду вайн г1алех вай дозалла дан?

-Дийца шайн вайн г1алийна уггаре хазахетарг?

5.Сада1аран миноташ.

Мохо мархаш лоьхку, лоьхку,

Мархаш йоьлху, йоьлху.

Т1адамаш лаьтта 1ена, 1ена, -

Мала хи, к1а, мала.

К1ено охьатаь1ий:

Молу, молу, молу.

Мела дог1а, цасоцуш,

Дог1у, дог1у, дог1у.

6)Керла тема кхин д1а ахьехар.

--Стенах лаьцна ю стихотворени?

-Д1абеша байтан т1аьххьара барх1 мог1а.

- Дийца, царах муха кхета шу.

Х1ун дан ницкъ кхечи шун?Х1ун диси ца далуш?

-Муьлха байт д1айиши вай?

-Стенах лаьцна яра иза?

-Мила ву цуьнан автор?

9.Ц1ахь бен болх .

Аг1о 93-94 дагахь 1амо.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

-рассказать об истории и предпосылках возникновения Красной книги; познакомить учащихся с охраняемыми и редкими растениями и животными Красной книги Украины, обсудить причины исчезновения видов; шаги предпринятые человеком по охране флоры и фауны;
-развивать познавательный интерес учащихся , мыслительные способности;

- воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру,.

Вид урока: урок конференция

Ход урока

1.Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок . Урок –конференция .

Это урок, где каждый из вас должен будет проявить свою эрудированность, фантазию, творческие способности, умение работать в группе, анализировать материал и делать выводыЯ надеюсь, что сегодняшнее занятие заставит каждого из вас задуматься об отношении к природе.

2.Актуализация знаний

-А в начале посмотрите на таблицу я предлагаю вы выбрать то природное явление , которое соответствует сегодняшней погоде на улице. А теперь выберите настроение с которым вы пришли на урок. (Опрос нескольких учеников) Ребята, сегодня за активную работу на уроке вы будете получать солнышки. В конце урока мы их подсчитаем и поставим оценки.

3.Мотиация учебной деятельности учащихся

-А сейчас, посмотрите на доску, что вы ведете? (Это иллюстрация Красной Книги Украины.)

-Какие ассоциации вызывает у вас Красная Книга? ( Защита животных, охрана животных, вымирающие растения, исчезающие растения)

Составление на доске ассоциативного куста.

4.Формулирование темы урока и задач урока.

-Кто из вас сможет сформулировать тему сегодняшнего урока.(Растения и животные, занесенные в красную книгу Украины) Это верно, как вы думаете, чтобы наш урок прошел плодотворно какие задачи мы должны поставить?

(- познакомиться с историей создания Красной книги и классификацией растений, принятой в ней;
-дать понятие об Красной книге и её предназначении в природе.

-познакомиться с представителями животного и растительного мира занесенными в красную книгу Украины.

-обсудить причины исчезновения некоторых видов флоры и фауны;

-расширить знания учащихся о заповедных фондах Украины;

-обсудить меры которые предпринял человек для сохранения животного и растительного мира.)

Первичное осознание материала

Сегодня мы будем работать в группах:

5.Первичное осознание и усвоение материала.

1 ученик

Охраняется “Красною книгой

Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красная книга” – Красная!
Значит, природа в опасности!

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности.

2 ученик .Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Хранят ее в швейцарском городе Морж. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека. У каждой страны есть Красная книга. В Украине она тоже есть

В 2009 году вышло 3 издание Красной книги Украины.

4 ученик. Красную Книгу называют Документом совести человека.
страницы у книги цветные:

на красных листах помещены сведения о вымирающих видах

на желтых — уязвимые виды;

на белых — сведения о редких видах,

на серых — сведения о мало изученных и редких видах;

на зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.

-А еще дети существуют черные страницы Красной книги. В Красной книге Украины их нет, но они существуют в международной Красной книге.

Как вы думаете какие виды содержат черные страницы?

Это животные и растения которые вымерли

Сумчатый волк; стеллерова корова, тарпан; квагга ; дронт; бескрылая птица моа странствующий голубь все эти животные вымерли в результате деятельности человека охоты и браконьерства. Сейчас в Австралии ученые делают попытки клонировать стеллерову корову, но к сожалению эти попытки пока безуспешны.

К сожалению этих животных не вернуть но мы должны помочь тем животным и растениям, которых еще можно спасти.

1 .Зачем была создана Красная книга? Что означает красный цвет

2.Когда была создана Красная книга Украины?.

3.Что обозначают цвета страниц красной книги?(Ответы детей)

-Посмотрите, какие прекрасные творения природы, сколь щедра на выдумки земля! Когда бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли.

3 кувшинка белая

5 пион узколистный

Рассмотрите выставку фотографий цветов. Огромное количество букетов завозят в город в выходные дни и на праздники. Дикорастущих растений с красивыми цветками становится меньше.

Редко встречается белая кувшинка: почти каждый, кто купается или плавает на лодке, обязательно сорвет цветок. Но вынутая из воды цветок сразу вянет.

К сожалению, много раннецветущих растений стали очень редкими в наших краях. Многие из них погибают, сорваные любителями весенних букетов. Все ранние весенние растения цветут всего несколько дней. Можно ли рвать эти цветы, если стоят они в вазе всего один день, или даже меньше? Многие растения размножаются семенами, а значит, если сорвешь всего один цветок, то уже через несколько лет в лесу не вырастет десяток цветов.

Формулирование основных причин исчезновения растений

сбор растений для букетов и лекарственного сырья,

Ребята, растения это очень точный барометр. Научится понимать их зеленый язык совсем не сложно ,главное быть наблюдательными.

Группа журналистов приготовила для нас народные приметы.

2.Пролески закрываются и отклоняются в сторону – быть сильному дождю.

3.Перед дождем водяная лилия закрывает свои цветы и уходит под воду.

Издавна многие растения являются символами Украины. Верба, калина, Иван- чай, рута, а о некоторых из них даже сложены легенды. Послушайте одну из них.

Наши предки собирали сон-траву с различными обрядами и наговорами. Для того чтобы цветочек подтвердил свое название – сон-трава, и избавил от бессонницы, его следует собирать в конце мая, строго с 11.00 до 11.30. Спящему с сон-травой в изголовье ничего не грозит – ни дурной человек, ни напасть посерьезнее. В старину сон-трава заменяла козакам будильник - они клали сон-траву под подушку и загадывали пробудиться в назначенное время. И просыпались вовремя.

Физкультминутка.

-Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом.

Всего в Красную книгу Украины занесено 226 насекомых ,69 рыб, 11 пресмыкающихся, 68 млекопитающих и 87 птиц. О некоторых из них вам расскажут знатоки животного мира.

загрязнение воды и воздуха

Чтобы больше узнать о животных , которые занесены в Красную книгу и лучше их запомнить группа журналистов загадает вам загадки

Клюв большой в конце крючок.
Ловит рыбу он в сачок.
Неуклюжий великан-
Это птица .
(Пеликан)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Олень)

Очень быстро, очень ровно
Он перегрызает бревна!
И на речке строит всюду
За запрудою запруду.
(Бобр)

У неё порядок свой:
Днём – поспать вниз головой,
Ну, а ночью же - резвиться.
Хоть летает, но не птица.
(Летучая мышь)

6.Первичное закрепление материала

- Ребята, сегодня я получила письма. Давайте их послушаем попробуем угадать кто их написал ?

Кто это? Это сова. Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны погубить 1 тонну зерна.

Кто это? Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.

Если в доме завелись тараканы, заведи жабу, и они исчезнут.

-В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.

О самых крупных заповедниках Украины нам расскажет следующая группа знатоков.

2 ученик. Дунайский биосферный заповедник . Заповедник поразит разнообразием животных и птиц. 5000 видов! Кот лесной, енотовидная собака, среди рыб есть белуга и осетр, лосось и ерши. И самое большое богатство – это птицы! Пеликаны, бакланы, и что самое главное, среди всего многообразия есть орланы-белохвосты. К сожалению, эти птицы находятся на грани вымирания. Только здесь орланы, подальше от людей, имеют шанс восстановить свой вид.

3 ученик.Карпатский биосферный заповедник Жемчужина Карпат необъятные просторы заповедника – озера, урочища и самая большая ценность наших Карпат – леса. Возраст некоторых из этих деревьев превышает несколько веков.
Здесь вы можете полюбоваться Долиной нарциссов, карстовыми пещерами и горными водопадами. Встретить руту или карпатский эдельвейс, можно даже наткнуться на рысь или бурого медведя.

4.Черноморский биосферный заповедник Настоящий юг для птиц – Черноморский биосферный заповедник! Здесь ежегодно зимуют 12 тысяч птиц! Ученые насчитали в Черноморском заповеднике 180 видов пернатых. Почти три десятка из них занесены в Европейский красный список. В заповедных морских водах живут 83 вида рыб. Среди них – все три вида дельфинов.

Дети: (ответы детей).

Правильно, охранять природу нужно в любом месте.

Физкультминутка

Давайте вспомним правила охраны природы
2. Тихо топать по тропинкам .разрешается
3. Не ломать деревьев ветки .разрешается
4. Не топтать цветы, травы. разрешается
5. громко музыку включать.

6 муравейники. топтать запрещается
6. птичьи яйца собирать запрещается
7.накалонясь, веточки нюхать разрешается
8. Разрушать грибов грибницы. запрещается
9. Не ловить мальков , лягушек. разрешается
10. Помагать голодным птицам разрешается
11. оставлять костер горящий запрещается
12 оставлять валятся мусор запрещается

Быть природе лучшим другом разрешае

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?

-Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

Работа в группах

Рисунок эмблемы

7.Итог урока

-Ребята, мы сегодня познакомились с вами с Красной книгой и узнали, как человек влияет на природу.

-Скажите, для чего создана Красная книга?

-Для чего она нужна человеку?

-Когда создана красная книга ?

-Какие растения и животные занесенные в Красную книгу вы запомнили?

Работа с ассоциативным кустом

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Ребята выучим наш девиз. Ребята хором повторяют девиз Давайте дружно будем жить И дружбой нашей дорожить И никогда не ссориться Тогда дела все спорятся IΙΙ. Подготовленные ребята инсценируют стихотворения Друзья. Правильно ли поступили ребята Почему Посмотрите ещё одну историю.

Дата добавления: 2014-09-02

Размер файла: 36.5 KB

Работу скачали: 3 чел.

подготовила учитель Ι категории Гаврилюк В.Н.

Дружковская ОШ № 7 Донецкой области

Цель: формирование умений правильно воспринимать другого человека, правильно оценить настроение собеседника, овладевать вежливым стилем разговора; поддержание благоприятного климата в классе, продолжение работы над формированием устной речи; воспитание толерантных отношений.

I. Организационный момент.

Если у вас хорошее настроение, вы можете подарить его друзьям при встрече. Как вы сообщите без слов о прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И наш урок мы начинаем с песни. Подпевайте все вместе.

Звучит песня “Песня о друзьях” В. Шаинского.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Попытаемся ответить на такие вопросы:

Что значит дружить?

Что такое дружба?

Кого мы считаем друзьями?

Что помогает, а что мешает дружбе?

Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды.

Испуганного зайчика, который в страхе дрожит.

Печального и грустного козлёночка.

Страдающего Гадкого утёнка.

- Кого из зверей было приятнее изображать? Почему?

- Конечно, улыбаться было приятней.

- Мы говорили с вами о животных, а как же у людей. С кем из них вы хотели бы пообщаться?

- Конечно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки.

Ребята, выучим наш девиз. (Ребята хором повторяют девиз)

Давайте дружно будем жить

И дружбой нашей дорожить

И никогда не ссориться

Тогда дела все спорятся!

IΙΙ. Первичное закрепление.

А теперь я предлагаю вам посмотреть и послушать небольшие истории, которые часто случаются с детьми. (Подготовленные ребята инсценируют стихотворения)

- Кто кого обидел первым?

- Кто кого ударил первым?

- Вы же раньше так дружили.

- Что же вы не поделили?

- Правильно ли поступили ребята? Почему? Посмотрите ещё одну историю.

- Ну, я пошёл домой.

- Правильно ли поступили ребята? Как бы поступили вы в этой истории? А теперь, ребята, послушайте один совет. Только очень внимательно. (Учитель читает отрывок из книги Г. Остера “Вредные советы”)

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал. Покажи на друга пальцем и хватайся за живот. Пусть он видит лежа в луже, ты ничуть не огорчен – настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

- Какой это совет? Как бы вы поступили? Кто автор этих советов?

А теперь мы должны дружно поработать. На доске картинки с портретами героев из разных сказок. Необходимо найти друзей и соединить их. (На доске волк, Белоснежка и гном, Чебурашка и крокодил Гена, Дядя Фёдор и кот Матроскин, Малыш и Карлсон, Буратино и Мальвина.)

Кому друга вы не нашли? Почему волк остался без друзей? Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?

“Мы делили апельсин”

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа.

Эта долька для чижа.

Эта долька для зайчат.

Эта долька для лисят.

Эта долька для бобра.

Пока мы искали друзей для сказочных героев, мы сами оказались в странном городе (на доске плакат). Посмотрите, какие грустные улицы, невеселые дома. И в этом грустном городе живет девочка, у которой сегодня день рождения. Как вы думаете, ей весело? Продумайте, какими словами вы можете поздравить именинницу с днем рождения. Составьте диалог. Каждое доброе и вежливое слово превратится в цветок (во время диалога на плакат приклеиваются цветы – город оживает и зацветает).

Соединить части пословицы и объяснить смысл пословицы.

Без друга … в беде.

Друзья познаются … на сердце вьюга.

Крепкую дружбу и … лучше новых двух.

Старый друг … и топором не разрубишь.

Составление правил для дружных ребят (деформированные предложения)

В помогай беде другу.

Если останови плохой друга совершает он поступок.

Друга обманывай не.

Признать ошибки свои умей.

Не агрессивность украшает грубость и.

Разделить другом с радость умей и горе.

V. Итог, рефлексия деятельности.

В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то, на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски.)

На кирпичиках написаны слова: подарок, счастье, мир, радость, любовь, доверие, горе, злость, жадность, гнев.

О чём же главном мы говорили сегодня на уроке? С кем приятно дружить?

- Ребята приготовили для вас в подарок интересное стихотворение о дружбе. Послушайте его. (Трое подготовленных учеников читают стихотворение у доски.)

Д А ВА Й Т Е Д Р У Ж И Т Ь

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица – с небом, а поле – с плугом,

Как ветер – с морем, трава – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь планету –

Во всей вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?

А с чего начинается дружба?

- Правильно с улыбки.

И наш урок мне бы хотелось закончить замечательной песенкой крошки енота, который боялся своего отражения, но помирился с ним, лишь улыбнувшись ему.

Звучит песенка “Улыбка” В.Шаинского.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся систему знаний об основных особенностях физико-географического положения Украины, населения и его хозяйственной деятельности, достопримечательностях городов страны.

IV. Изучение нового материала.

Геополитическое положение — это положение страны относи­тельно соседних государств с точки зрения ее общеполитических, экономических и военно-стратегических интересов. Эти интересы характеризуются своими масштабами, стабильностью и надежнос­тью. Общая длина границ Украины составляет 6500 км, из которых 1050 км составляют морские границы. Рельеф большей части территории имеет равнинный характер: низменности занимают 71 %, а возвышенности и горы — 26 % и 3 %. Горы находятся на юго-западе (украинские Карпаты, высшая точка — гора Говерла, 2061 м над уровнем моря). Назовите го­сударства, с которыми граничит страна (5350 км — Россия, Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдова).

28 лет назад Украина провозгласила независимость. Одновременно с нами в автономное плавание отправились еще 14 республик бывшего Советского Союза. Получив суверенитет, каждая страна распорядилась им по-своему. Выбрала для себя валюту, форму правления, экономический курс и внешнеполитические ориентиры.
Для одних развал СССР стал трамплином для возвращения в европейскую семью, другим - позволил законсервировать на своей территории вековые традиции восточных деспотий. Третьи, получив самостоятельность, так и не смогли избавиться до конца от въевшихся под кожу советских привычек.
За годы независимости на территории бывших сокамерников по соцлагерю чего только не было: эйфория начала 90-х, гиперинфляция, войны, революции, расстрелы парламентов, разгул коррупции и рост экономики, реальные реформы и их симулякры. Первенство в ВВП по паритету покупательной способности держат Эстония, Литва, Казахстан и Латвия. В пятерку лидеров также попала Россия. Украина по этому показателю на 11 месте. На итоговый результат могла повлиять девальвация 2014-2015 годов. Важно: 2013 году показатель ВВП по ППС на душу населения был $8629,7. За четыре года войны, потери территорий и связанных с ней экономических потрясений он почти не изменился, в то время как у других участников рейтинга он рос. Продолжительность жизни на территории бывших советских республик сильно разнится. Эстония, Латвия и Литва вышли в лидеры по продолжительности жизни (72-75лет), при этом там наблюдается резкий демографический спад. Россия и страны Восточной Европы находятся посередине (68лет). В Средней Азии относительно низкая продолжительность жизни на фоне высокого уровня прироста населения (65-67лет), в Украине- 70лет.

Попробуйте проанализировать геополитическое положение Укра­ины, обратив внимание на такие его особенности: а) членами военно-политического блока НАТО являются Польша и Венгрия (западные соседи), Турция (морской сосед); б) Украина расположена около одного из наиболее развитых ре­гионов мира — Западной Европы; в) политическое состояние непосредственных соседей Украины — Молдовы и Румынии — нестабильное и угрожает распространени­ем военных конфликтов. Геополитические интересы Украины расширяются: углубляется сотрудничество с государствами СНГ (в первую очередь с Россией и Беларусью), странами Европейского союза, Китаем, США и мно­гими другими.

Украина одна из крупнейших стран Европы. На востоке и севере Украина граничит с Россией, на северо-западе - с Беларусью, на юго-западе - с Молдовой, на западе - с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией.

Большая часть территории стран равнинная, лишь на западе возвышаются Карпаты (г. Говерла, 2061 м.)
Украина является унитарным государством, в состав которого входят 24 областей (провинций), , и город с особым статусом: Киев .
Общая площадь страны Украина - 603,7 тыс. кв. км.

Столица государства – Киев с населением свыше 2 миллионов 800 тысяч человек. Киев сегодня — один из крупнейших европейских городов (площадь — 827 квадратных километров), административный, научный и культурно-образовательный центр Украины. Здесь работают Президент, Верховная Рада (парламент), Кабинет Министров (правительство), все центральные исполнительные структуры государства, иностранные дипломатические представительства.

Украинская валюта – гривна. Иностранную валюту в стране не используют в качестве платежных денег. Однако обменные пункты, которые есть во всех крупных и мелких городах, охотно принимают к обмену евро, доллары и рубли. Обменять валюту можно также в банках, на рынках.

Украина находится в пределах Восточно-Европейской равнины, в зонах сосновых и смешанных лесов, лесостепи и степи. Лесная зона включает разнообразные смешанные и лиственные леса с белой пихтой, сосной, буком и дубом, в лесостепной зоне леса в основном дубовые, а для степной зоны характерны травы и ленточные лесонасаждения. Всего на Украине встречается более 4 000 видов цветковых и папоротниковых растений. В горных районах Карпат, на Волынской, Подольской, Приднепровской возвышенностях встречаются реликтовые виды, среди них тис ягодный, рододендрон желтый, дриада восьмилепестковая, лиственница польская, кедр и др. Общая площадь лесов в стране составляет не более 15% ее территории. Главные лесообразующие породы - сосна, граб, дуб, бук, ель, пихта, липа, клен, береза, ольха, тополь.

На всей территории Украины обитают более 100 видов млекопитающих, 360 видов птиц, 200 видов пресноводных и проходных рыб. В лесах Полесья водятся лось, косуля, кабан, белка, бобр, рысь, лесная куница. Среди птиц встречаются тетерев, дятлы, дрозды, рябчик, глухарь, серый журавль, вальдшнеп. В зелени карпатских лесов обитают европейский олень, медведь, дикая кошка, темная карпатская белка, альпийская бурозубка. Типичные обитатели степей Украины - большой тушканчик, слепушонка, серый суслик, пеструшка, степной хорь. Из птиц характерны степной орел, стрепет, жаворонки; из рептилий - степная гадюка, прыткая ящерица, желтобрюхий полоз. По долинам Днепра, Южного Буга, Днестра, Дуная на юг проникают северные виды животных. Здесь водятся выдра, водяная полевка, из птиц - кулики, крачки, дикие утки, цапли, у воды селится ондатра, речная черепаха, уж, лягушки.
Дикие животные в Украине сохранились в основном в заповедниках и заказниках, наиболее известным из которых является степной заповедник "Аскания-Нова" на юге Украины, образованный еще в 1898 году и занимающий площадь 11 тысяч гектаров. В нем обитают как местные животные, так и виды, нехарактерные для Украины: волк, шакал, лошадь Пржевальского, зебра, антилопа гну, страус, степной орел, черный гриф; в дендропарке заповедника растет более 150 видов деревьев и кустарников. В лесах на севере страны встречаются олень, заяц, волк, куница, дикий кабан.

Климат: Украина характеризуется континентальным климатом. На всей территории наблюдается четкая смена времен года. Для Украины характерна умеренно холодная зима. Лето продолжительное, теплое или жаркое. Зима на Украине длится от 55-75 дней на юго-западе до 120-130 дней на северо-востоке и характеризуется большой изменчивостью температур воздуха (средняя температура января от -8 до 2°С), частыми оттепелями, гололедом. Высота снежного покрова на севере и западе Украины - около 30 см, на юге - 10 см и менее. Теплое, на юге страны жаркое, лето наступает уже в начале мая, иногда принося с собой пыльные бури и суховеи.

Основные реки Украины- Днепр, Южный Буг, Дунай. Они впадают в Черное море. Здесь много озер и водохранилищ, среди них Каховское, Кременчугское, Киевское.

Население: По количеству населения Украина занимает 5 место в Европе (после Германии, Италии, Великобритании, Франции). Коренное население страны – украинцы (78%), русских- 17%. Остальные народности – это белорусы, татары, молдаване составляют всего 7% от всего населения.

Украина считается одной из богатейших в Европе по разнообразию и количеству минеральных ресурсов. Длительное время Украина занимала ведущее место на континенте по добыче угля, железной и марганцевых руд.

Основной угольной базой Украины является Донецкий бассейн, где запасы этого топлива оцениваются в 109 миллиардов тонн. Добывают его и во Львовско-Волынском бассейне. До 6 миллиардов тонн бурого угля разведано в Днепровском бассейне.

Украина владеет мощными запасами железной руды в Криворожском и еще в трех бассейнах. В Никопольском бассейне находятся самые большие в мире залежи марганцевых руд. Как значительные оцениваются залежи никелевых, хромовых, титановых, ртутных (второе место в мире), полиметаллических руд. В последние годы разведано почти 20 залежей золота, пригодных для промышленной добычи.

В последнее десятилетие в Украине значительно уменьшились запасы нефти и природного газа в результате их интенсивной добычи. Нынешние потребности Украины в собственной нефти покрываются пока что на 10—15 процентов, газе — на 25 процентов.

Ведущие места в Европе и мире Украина занимает по залежам нерудных (неметаллических) полезных ископаемых, имеет самые большие в мире залежи озокерита (горного воска) и самородной серы, наибольшие на европейском континенте запасы графита. Лучшими в Европе считаются украинские граниты и лабрадориты. В течение веков Украина добывала в больших количествах каменную и калийную соли.

Украина обладает достаточной сырьевой базой для металлургической, фарфоровой, химической, фаянсовой промышленности, производства керамики, литья, строительных материалов; открыты залежи драгоценных и полудрагоценных камней (берилл, аметист, янтарь, яшма, горный хрусталь, морион). Славится Украина и лечебными минеральными водами и грязями, которых больше всего в Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской областях.

Промышленность и сельское хозяйство Украины.

Украина располагает целым рядом развитых отраслей промышленности, Среди которых - черная металлургия (производство стали и готового проката), цветная металлургия, машиностроение, энергетическое машиностроение и электротехническая промышленность, приборостроение, станкостроение, радиоэлектронная промышленность, авиационная промышленность, тракторостроение, судостроение, сельхозмашиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство специализируется в основном на производстве зерна, технических культур, а также животноводстве. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница, кукуруза, ячмень, просо, гречиха, сахарная свекла, подсолнечник, лен, картофель. Развиты также овощеводство, плодоводство, виноградарство, бахчеводство.

Главные морские порты - Одесса, Ильичевск, Южный, Измаил, Рени, Николаев, Херсон, Мариуполь. Всего в Украине 18 портов. Общая протяженность речных судоходных путей - 4,5 тыс. км.

Крупнейшие аэропорты: Борисполь (Киев), Харьков, Львов, Одесса, , Донецк.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа по вопросам. 1. Каково географическое положение Украины? 2. С какими странами граничит Украина? 3. Какие моря омывают территорию Украины? 4. Какие области Украины не имеют выходов к государственным границам?

VI. Итог урока.
Итак, ребята, наше путешествие по Украине подошло к концу. Мы познакомились с вами с природой страны, населением, их основными занятиями, достопримечательностями и историей городов.

Читайте также: