Романтические поэмы пушкина конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Конспект составлен по материалам разных интернет-ресурсов.

Содержимое разработки

познакомить детей с особенностями творчества А.С. Пушкина в период южной ссылки;

формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, выявлять авторскую позицию;

Тип урока : комбинированный

Оборудование : доска, компьютер, проектор, презентация Microsoft PowerPoint .

На доске вопросы:

2) Какую проблему затрагивает автор в прочитанном вами произведении?

3) Конфликт в произведении.

4) Краткая характеристика главного героя (героев).

5) Общее впечатление о произведении.

2. Работа с классом.

Ваше время истекло, сдаем работы, и приступаем к основной части нашего урока - анализу прочитанных вами поэм. Открываем тетради, записываем число и тему урока. (1 слайд)

7 сентября 1820 года Пушкин с семьёй генерала Раевского посещал Ханский дворец в Бахчисарае. В его письме к Дельвигу есть описание посещения дворца: "В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище."

Настало время перейти к самой поэме, к содержанию и композиции. Что такое композиция произведения?

- Композиция-это построение художественного произведения.

Правильно, а теперь давайте разберемся в композиции нашей поэмы, с чего начинается повествование?

- Повествование начинается с описание жизни наложниц во дворце Гирея, а также с рассуждения о его характере, его настроении.

Правильно, прочтите мне фрагмент из текста о жизни девушек в гареме.

- «… Однообразен каждый день,

И медленно часов теченье.

В гареме жизнью правит лень;

Мелькает редко наслажденье.

Младые жены, как-нибудь

Желая сердце обмануть,

Меняют пышные уборы,

Заводят игры, разговоры,

Или при шуме вод живых,

Над их прозрачными струями

В прохладе яворов густых

Гуляют легкими роями.

Ребята, вспомните, говорит ли Пушкин об обстоятельствах смерти Марии? Заремы? В данной видеозаписи мы видим, что Зарема убивает Марию, на глазах у Гирея, но разъяренный хан не в силах убить Зарему, он отдает ее в руки своим войнам. Ответьте, почему Гирей не смог это сделать? Что ему помешало?

- Гирей помнит свою любовь к Зареме, так же он понимает, что это ЕЕ чувства к нему толкнули девушку на такое преступление, он не может убить женщину, но знает, что такой поступок не может остаться безнаказанным и заслуживает высшей меры наказания, поэтому он поручает убить Зарему своим подчиненным.

Все правильно, можно ли назвать это действие кульминацией произведения?

- Да, кульминационной сценой является разговор Заремы с Марией, именно этот эпизод решает дальнейшее развитие сюжета.

Как заканчивается поэма? Что происходит с ханом? Почему автор так много уделил внимания девушкам- героиням и совсем немного хану? Что мы узнали о Гирее?

- Поэма заканчивается описанием истории создания ханом фонтана в честь Марии, а также рассказом автора о его посещении Бахчисарайского дворца, его впечатлении о нем.

- Автор говорит в первую очередь о характерах девушек, так как они являются главными героинями поэмы, целью поэмы было не только показать любовный треугольник Зарема- Гирей- Мария, а столкновение двух культур, двух разных религий. Мария олицетворяет христианскую веру, для нее неприемлемо поведение хана, его отношение к своим наложницам и вообще многоженство в целом, также она не может смириться с обстоятельствами ее появления в гареме, убийство ее отца. Зарема же оказалась здесь еще совсем ребенком, она не помнит свою веру, жизнь во дворце хана является для нее обычной, правильной, она не знакома с другими обычаями и поэтому она не может понять Марию.

- О Гирее мы узнали совсем немного. Узнали, что он жесток на войне, но его сердце доступно для любви, он знает, что такое сострадание, а также на многое готов ради любви. Он позволяет Марии не отрекаться от своей веры, позволяет молиться у него во дворце, также не принуждает ее насильно любить его, он терпеливо ждет, когда Мария более-менее освоится и сама пожелает узнать его лучше. Но, в то же время, он может быть и жестоким по отношению к своим близким людям. По словам Заремы, он любил ее, но, очарованный славянской красотой Марии, позабыл о ней, а после смерти Марии он жестоко наказал Зарему, не вспомнив о былых чувствах. Скорее всего, хана можно назвать простым войном, который ведет себя в жизни также как и на войне, но с другой стороны нам не хватает информации о нем, чтобы говорить что то конкретное о его характере, и оценивать его поступки.

Все правильно, вы очень верно подметили, что эта поэма не только о любви безответной и всепоглощающей, но и поэма о разных культурах, нравах и обычаях. Какой можно сделать вывод по этому произведению? На какие мысли вас натолкнул автор?

- Это поэма о любви, ревности, а также истории крымского хана. Мы узнали о том, как крепка может быть вера человека, насколько важны обычаи разных стран, также как может быть сильна любовь, узнали до чего способна довести ревность человека. А.С. Пушкин своим произведением дал большой повод поразмыслить над своими поступками по отношению к любимым, а также познакомил с историей и жизнью гаремов крымских ханов.

Итак, скажите мне, кто главный герой в этом произведении?

- Главным героем поэмы является русский пленник черкесов, оказавшийся в положении раба в одном из аулов. Повествование начинается с того как его полумертвого бросают у стен аула и заковывают в кандалы.

Все правильно, что происходит дальше, чем он занимается? Опишите его первую встречу с черкешенкой.

- Их первая встреча происходит ночью, когда она приносит ему еду. Он очень благодарен ей, видит ее сострадание к нему. В то время он не может смириться со своим положением раба, он думает только о смерти. Чуть позже он пасет овец в окрестностях аула, начинает замечать окружающее его вокруг величие гор, он обращает внимание на жизнь черкесов, она его восхищает, также он понимает, что черкешенка влюблена в него, но не может ответить ей тем же.

-«..Но европейца всё вниманье

Народ сей чудный привлекал.

Меж горцев пленник наблюдал

Их веру, нравы, воспитанье,

Любил их жизни простоту,

Гостеприимство, жажду брани,

Движений вольных быстроту,

И легкость ног, и силу длани;

Смотрел по целым он часам,

Как иногда черкес проворный,

Широкой степью, по горам,

В косматой шапке, в бурке черной,

К луке склонясь, на стремена

Ногою стройной опираясь,

Летал по воле скакуна,

К войне заране приучаясь.

Он любовался красотой

Одежды бранной и простой.

Черкес оружием обвешен;

- «..Когда же с мирною семьей

Черкес в отеческом жилище

Сидит ненастною порой,

И тлеют угли в пепелище;

И, спрянув с верного коня,

В горах пустынных запоздалый,

К нему войдет пришлец усталый

И робко сядет у огня, —

Тогда хозяин благосклонный

С приветом, ласково, встает

И гостю в чаше благовонной

Чихирь9 отрадный подает.

Под влажной буркой, в сакле дымной,

Вкушает путник мирный сон,

И утром оставляет он

Давайте подумаем, почему пленника стала привлекать жизнь черкесов?

Хорошо, оставим пока пленника и перейдем к героине поэмы, молодой девушке, которая ему помогает, что вы можете рассказать о ней?

- Черкешенка молода и неопытна, она всем сердцем полюбила пленника. Ее отец и брат хотят отдать ее замуж за нелюбимого в соседний аул. Ради своей любви она готова презреть их волю, попытаться уговорить их, или же покончить с собой в случае неуспеха. Черкешенка дарит пленнику свои ласки, пытается достучаться до его сердца, но в один вечер он признается ей, что он не сможет полюбить ее, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живет другой образ, вечно милый, но недостижимый. Черкешенка до конца надеется на ответные чувства, она даже намекает ему на то, что он мог бы из жалости полюбить ее, на что пленник ответил, что когда то и у него была неразделенная любовь, что их чувства схожи и она должна смириться с тем, что они не могут быть вместе.

Отлично, что происходит дальше? Почему, несмотря на обиду, нанесенную ей пленником, черкешенка все равно помогает ему бежать? (6 слайд) На изображении мы видим, как она собственноручно распиливает его кандалы. Почему она отказалась бежать вместе с ним?

- Она любит его, и желает ему только добра, познав его характер, она понимает, что он не может находиться в положении раба. Она решает подарить ему свободу, то, чем он дорожит больше всего в жизни. Она отказалась от побега потому, что знала, что никогда он ее не полюбит.

Скажите, как отнесся он к ее самоубийству?

- «…Всё понял он. Прощальным взором

Объемлет он в последний раз

Пустой аул с его забором,

Поля, где, пленный, стадо пас,

Стремнины, где влачил оковы,

Ручей, где в полдень отдыхал,

Когда в горах черкес суровый

Этот отрывок показывает, насколько черствым оказался герой, какой он эгоист. Он даже не попытался ее спасти, в его голове даже не появилось мысли о жалости. Ему просто стало печально, и то только из-за того, что он покидает место, где пробыл так долго. Но я считаю, что он ничего не добился, он вновь отправляется туда, откуда вернулся, туда, откуда он так старательно бежал, там он не достигнет счастья, и, думаю, это будет хорошим наказанием ему за то, что он так равнодушно отнесся к молодой влюбленной девушке.

3. Заключительная часть. Объявление домашнего задания.

Мы закончили изучение романтических поэм А.С. Пушкина. Проанализировали главных героев, выявили конфликты произведений, следовательно, цели, поставленные вначале урока, достигнуты.

На доске записано домашнее задание. Дома вы читаете повесть Пиковая дама, на следующем уроке, мы начнем с анализа главных героев.

Те, кто сегодня активно работал (фамилии) можете подойти с дневниками, я поставлю оценку. Урок окончен. До свидания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок внеклассного чтения.((9 КЛАСС)

Цели: Обучающая: работа с текстом, анализ прочитанного.

Воспитывающая: воспитание любви к литературе.

Развивающая: речь, ответы на вопросы учителя.

Оформление урока: плакат с признаками романтизма, компьютерное оборудование, призентация, портрет писателя, тексты поэм.

1.Учитель о целях и задачах урока. На уроке мы обобщим прочитанное, найдем в каждой поэме признаки романтизма, вспомним главных героев,

обратимся за доказательством к тексту.

2.Следующий этап. Рассказ ученика от лица самого А. С. Пушкина о создании своих замечательных поэм. Рассказ сопровождается призентацией. В своем рассказе ученик повествует о южном этапе творчества. Призентация сопровождается видами гор Кавказа, Крыма, Кишинева. Учитель добавляет, что эти места связаны с именами М. Ю. Лермонтова, , М.Горького , А. Чехова

А.Грина , Л. Толстого и других.

3.Словарная работа. Записи в тетради.

Романтизм-литературное направление. в котором писатель противопоставляет не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, рожденные его мечтой.

Романтический герой – образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить её.

Поэма –крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом.

Поэмы относят к лиро-эпическим произведениям, в которых поэт, рисуя образы героев, картины жизни, высказывает собственные мысли, чувства, переживания.

4.Работа с текстами поэм. Учитель просит назвать главных героев поэм.

Составляем таблицу.

Черкесская девушка, пленник

Мария, Зарема, Хан Гирей

Земфира, старый цыган, Алеко,

Родина пленника и жизнь черкесского народа.

Жизнь польской княжны Марии и Заремы-грузинки.

Мир Алеко и жизнь цыган.

Конфликт мечты и реальности.

Русский человек искал

свободу, а нашел плен.Он-раб.

Мария мечтала о жизни в родном крае, в имении отца, но попала в плен. Гирей мечтает о любви к Марии, но она умирает.

Алеко не смог привыкнуть к жизни цыган, принять их законы. Алеко выгоняют из табора.

Утверждение непреходящей ценности свободы, любви, природы.

Любовь черкесской девушки к пленнику. Природа гор.

Любовь Заремы к Гирею. Гирея к Марии.

Любовь Алеко и Земфиры. Земфира и цыган. Природа.

Изображение исключительных героев в исключительной обстановке.

Характер и русского пленника, и черкесской девушки.Жизнь свободолюбивых черкесов.

Характер Хана Гирея и

Гирею покорялись все.

Разлад личности и общества.

Пленник искал свободы, покинул Родину.

Гирей любил Марию, перестал воевать, но по ночам вспоминал битвы.

Алеко покинул свет, но он покинул и цыган.

Вольнолюбивый пафос

Все главные герои –это гордые, красивые, смелые, независимые личности.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: углубить представления уч-ся о романтизме в целом и романтизме в тв-ве Пушкина, проследить эволюцию взглядов Пушкина на романтизм, проследить обращение Пушкина к классической мифологии, познакомить с новыми фактами жизни поэта периода Южной и Михайловской ссылок и с наиболее значительными стихотворениями этого времени.

2. Лекция учителя

1.Что такое романтизм ? (делаем запись в тетради)

2.Взгляды А.С. Пушкина на романтизм.

II Основная часть

а) Обращение А.С. Пушкина к классической мифологии.

б) “Человеческая свобода” и “мелкость общественных верхов”.

в) “Бесстрастие” и “огненная страсть”.

г) “ Образ нации” в лирике Пушкина.

д) “ Морские пейзажи”.

е) Романтическая лирика Пушкина - вдохновение композиторов.

2.Романтическая поэма А.С. Пушкина “ Кавказский пленник”

а) Пленник - психологический портрет пушкинского современника.

в) Душевная охладелость героя.

г) Тема “огня” и “холода”.

д) Ревность и душевный героизм Черкешенки.

е) Общее значение поэмы.

Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу.

а) Содержательный романтический мир страстей.

б) “Солнце нашей поэзии закатилось!”

Что такое романтизм.

“Всякий по-своему его определяет и видит!” - писал о романтизме в 1826 г. поэт Н.М.Языков. А в 1958 году, через 132 года, современный исследователь П. Мейлах отметил то же самое: “. Ни в одной области литературоведения нет стольких противоречий, такой разногласицы, как в области понимания романтизма”.Что такое романтизм каждый определяет по-своему. В своем учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на социально-исторической характеристике романтизма :

“Русский романтизм, порожденный надвигающимся переломом в развитии России, стал в основном выражением новых антифеодальных освободительных тенденций в общественной жизни и мировоззрении”. Но романтики описывают не только эпоху , но и самого человека. Положительный герой романтической литературы- это “человек неистовых страстей , интеллектуально-психологически возвышающийся над толпой , мечтательно устремленный в будущее”.

Что же такое романтизм для вас ? Какой бы ни был ответ, я думаю, каждый при слове романтика вспомнит незабвенные строки из стихотворения Пушкина: “ Я помню чудное мгновенье .” Да и не удивительно , ведь поэзия Пушкина высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви , дружбы , чести , совести , справедливости , милосердия , неприятия всяческого произвола , унижения личности. Вся поэзия Пушкина - это его лирический дневник. Поэзия не только его “ памятник” , но и его “душа в заветном мире” . Пушкинская муза - муза возвышенная. Кто до него мог так возвышенно воспеть все тончайшие оттенки любовного чувства

Взгляды Пушкина на романтизм.

У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 году были написаны “Кавказский пленник” и “Бахчисарайский фонтан” , в октябре того же года были закончены “Цыганы” ) .

Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: “Сколько я ни читал о романтизме, все не то.”

В шестой главе “ Евгения Онегина” , Пушкин , цитируя предсмертные стихи Ленского замечал :

Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем , Хоть романтизма тут нимало Не вижу я ; да что нам в том ?)

Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое заявление : нельзя относить к романтической литературе “все произведения , носящие на себе печать уныния или мечтательности” .

Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими . Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет “по всем правилам парнасского православия”. Он утверждал , что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о “ перевороте” в словесности, который должны произвести романтики.

Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды на конкретную историю романтизма. Пушкин относил к романтической литературе произведения Данте, Шекспира , Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей. Это довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина , который считал самой привлекательной чертой поэта-романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми нормами, было вполне логичным .

Далеко не все лирические стихотворения Пушкина 1820-1824 годов могут быть названы романтическими . И в пору своего романтизма Пушкин написал ряд стихотворений , выдержанных в классическом духе и восходящих к русской литературе восемнадцатого века.

В стихотворениях Пушкина романтического периода мы нередко находим не романтическое обращение к классической мифологии . На ней целиком построено пушкинское стихотворение 1824 года “Прозерпина” , начатое словами:

Плещут воды Флегетона , Своды Тартара дрожат , Кони бледного Плутона

Быстро к нимфам Пелиона Из Аида бога мчат.

Эти строки пропитаны мифологией. И стиль стихотворений Пушкина романтического периода , заключающих мифологические мотивы , далёк от “разорванности” романтического стиля. Таковы превосходные антологические стихотворения “Муза” и “Нереида” :

Среди зелёных волн , лобзающих Тавриду , На утренней заре я видел нереиду.

Сокрытый меж дерев , едва я смел дохнуть: Над ясной влагою полубогиня грудь

Младую , белую как лебедь воздымала И пену из власов струёю выжимала .

У них плавные , как бы закруглённые концовки.

И всё же самые яркие и смелые лирические произведения Пушкина 1820-1824 годов - это стихотворения романтические . Их пронизывает идея человеческой свободы. Пушкина- романтика возмущало не только отсутствие свободы в самодержавном государстве , его отталкивала душевная мелкость общественных верхов. Эту мелкость он подметил в графе М.С. Воронцове , под начальством которого был вынужден служить в Одессе. В стихотворении о нем Пушкин иронически противопоставил свойственный Воронцову “хороший тон” подлинно выдающимся умственным и моральным качествам:

Он не хранил в своём запасе Глубоких замыслов и дум ;

Имел он не блестящий ум , Душой не слишком был отважен ;

Зато был сух , учтив и важен.(“Не знаю где , но не у нас” ).

В романтической лирике Пушкина иногда рассказывается, как возникает бесстрастие, как исчезает страсть.

Легко убедиться в том , что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными . В Пленнике живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому , что ищет свободы , которой нет в неудовлетворяющем его “свете”- в цивилизованном обществе.

Сам сюжет поэмы организует тема свободы : герой , лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её , попав в плен , лишается свободы физической. Таким образом , опять оказывается бессильным найти счастье

Другая важная черта Пленника — душевная охладелость. Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него Черкешенки потому , что он лишился способности чувствовать .Рисуя душевную охладелость Пленника , Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской , но и западноевропейской молодёжи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту “преждевременную старость души” на основе доступного ему жизненного и литературного материала.

О том , что пленника привели к душевной охладелости страсти , подробно рассказано в том месте поэмы , где закованный Пленник вспоминает о родине:

Где первую познал он радость , Где много милого любил ,

Где бурной жизнью погубил Надежду , радость и желанье

И лучших дней воспоминанье В увядшем сердце заключил.

Это чисто романтическая предыстория Пленника.

Общее значение “Кавказского пленника” было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи.

Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Его романтизм можно изучать бесконечно.

Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, яркие незаурядные явления “внутреннего мира души человека”. Пушкин создал наиболее содержательный и оригинальный романтический мир страстей в русской литературе. Его смерть потрясла всех. В.Ф.Одоевский опубликовал 30 января 1837 года в “Литературных прибавлениях” и журнале “Русский инвалид” такие строки: “Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!”

Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясающие стихи:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит.

И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как утешение. Как реквием.


Тип урока: комбинированный

Оборудование : доска, компьютер, проектор, презентация MicrosoftPowerPoint.

1. Слово учителя

Цикл имеет обрамляющую композицию – первую и последнюю поэмы объединяет один и тот же тип героя, близость героя к автору, связь с настоящим временем, относительная завершенность, ведущая роль, которую играет герой в разворачивающемся конфликте.

2. Работа с классом.

Написана в 1820—1821 гг. Напечатано в 1822 г. Это — первая романтическая поэма Пушкина.

2. Романтический герой

Итак, скажите мне, кто главный герой в этом произведении?

- Главным героем поэмы является русский пленник черкесов, оказавшийся в положении раба в одном из аулов. Повествование начинается с того как его полумертвого бросают у стен аула и заковывают в кандалы.

Все правильно, что происходит дальше, чем он занимается? Опишите его первую встречу с черкешенкой.

- Их первая встреча происходит ночью, когда она приносит ему еду. Он очень благодарен ей, видит ее сострадание к нему. В то время он не может смириться со своим положением раба, он думает только о смерти. Чуть позже он пасет овец в окрестностях аула, начинает замечать окружающее его вокруг величие гор, он обращает внимание на жизнь черкесов, она его восхищает, также он понимает, что черкешенка влюблена в него, но не может ответить ей тем же.

Давайте посмотрим на Кавказ (демонстрация иллюстраций) Правда красиво? Обратили ли вы внимание, насколько величественна красота гор, мы будто почувствовали свежий воздух гор, воздух свободы. Возможно, именно такой вид открывался с аула нашего пленника. Давайте обратимся к тексту, найдите и прочитайте фрагмент, где говорится о размышлениях пленника о жизни людей гор.

-«..Но европейца всё вниманье

Народ сей чудный привлекал.

Меж горцев пленник наблюдал

Их веру, нравы, воспитанье,

Любил их жизни простоту,

Гостеприимство, жажду брани,

Движений вольных быстроту,

И легкость ног, и силу длани;

Смотрел по целым он часам,

Как иногда черкес проворный,

Широкой степью, по горам,

В косматой шапке, в бурке черной,

К луке склонясь, на стремена

Ногою стройной опираясь,

Летал по воле скакуна,

К войне заране приучаясь.

Он любовался красотой

Одежды бранной и простой.

Черкес оружием обвешен;

- «..Когда же с мирною семьей

Черкес в отеческом жилище

Сидит ненастною порой,

И тлеют угли в пепелище;

И, спрянув с верного коня,

В горах пустынных запоздалый,

К нему войдет пришлец усталый

И робко сядет у огня, —

Тогда хозяин благосклонный

С приветом, ласково, встает

И гостю в чаше благовонной

Чихирь9 отрадный подает.

Под влажной буркой, в сакле дымной,

Вкушает путник мирный сон,

И утром оставляет он

Давайте подумаем, почему пленника стала привлекать жизнь черкесов?

Хорошо, оставим пока пленника и перейдем к героине поэмы, молодой девушке, которая ему помогает, что вы можете рассказать о ней?

- Черкешенка молода и неопытна, она всем сердцем полюбила пленника. Ее отец и брат хотят отдать ее замуж за нелюбимого в соседний аул. Ради своей любви она готова презреть их волю, попытаться уговорить их, или же покончить с собой в случае неуспеха. Черкешенка дарит пленнику свои ласки, пытается достучаться до его сердца, но в один вечер он признается ей, что он не сможет полюбить ее, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живет другой образ, вечно милый, но недостижимый. Черкешенка до конца надеется на ответные чувства, она даже намекает ему на то, что он мог бы из жалости полюбить ее, на что пленник ответил, что когда-то и у него была неразделенная любовь, что их чувства схожи и она должна смириться с тем, что они не могут быть вместе.

Отлично, что происходит дальше? Почему, несмотря на обиду, нанесенную ей пленником, черкешенка все равно помогает ему бежать? На изображении мы видим, как она собственноручно распиливает его кандалы. Почему она отказалась бежать вместе с ним?

- Она любит его, и желает ему только добра, познав его характер, она понимает, что он не может находиться в положении раба. Она решает подарить ему свободу, то, чем он дорожит больше всего в жизни. Она отказалась от побега потому, что знала, что никогда он ее не полюбит.

Скажите, как отнесся он к ее самоубийству?

- «…Всё понял он. Прощальным взором

Объемлет он в последний раз

Пустой аул с его забором,

Поля, где, пленный, стадо пас,

Стремнины, где влачил оковы,

Ручей, где в полдень отдыхал,

Когда в горах черкес суровый

Этот отрывок показывает, насколько черствым оказался герой, какой он эгоист. Он даже не попытался ее спасти, в его голове даже не появилось мысли о жалости. Ему просто стало печально, и то только из-за того, что он покидает место, где пробыл так долго. Но я считаю, что он ничего не добился, он вновь отправляется туда, откуда вернулся, туда, откуда он так старательно бежал, там он не достигнет счастья, и, думаю, это будет хорошим наказанием ему за то, что он так равнодушно отнесся к молодой влюбленной девушке.

7 сентября 1820 года Пушкин с семьёй генерала Раевского посещал Ханский дворец в Бахчисарае. В его письме к Дельвигу есть описание посещения дворца: "В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя lafontainedeslarmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище."

2. Романтический герой

Настало время перейти к самой поэме, к содержанию и композиции. Что такое композиция произведения?

- Композиция-это построение художественного произведения.

Правильно, а теперь давайте разберемся в композиции нашей поэмы, с чего начинается повествование?

- Повествование начинается с описание жизни наложниц во дворце Гирея, а также с рассуждения о его характере, его настроении.

Правильно, прочтите мне фрагмент из текста о жизни девушек в гареме.

- «…Однообразен каждый день,

И медленно часов теченье.

В гареме жизнью правит лень;

Мелькает редко наслажденье.

Младые жены, как-нибудь

Желая сердце обмануть,

Меняют пышные уборы,

Заводят игры, разговоры,

Или при шуме вод живых,

Над их прозрачными струями

В прохладе яворов густых

Гуляют легкими роями.

Ребята, вспомните, говорит ли Пушкин об обстоятельствах смерти Марии? Заремы? Почему Гирей не смог сам убить Зарему? Что ему помешало?

- Гирей помнит свою любовь к Зареме, так же он понимает, что это ЕЕ чувства к нему толкнули девушку на такое преступление, он не может убить женщину, но знает, что такой поступок не может остаться безнаказанным и заслуживает высшей меры наказания, поэтому он поручает убить Зарему своим подчиненным.

Все правильно, можно ли назвать это действие кульминацией произведения?

- Да, кульминационной сценой является разговор Заремы с Марией, именно этот эпизод решает дальнейшее развитие сюжета.

Как заканчивается поэма? Что происходит с ханом? Почему автор так много уделил внимания девушкам- героиням и совсем немного хану? Что мы узнали о Гирее?

- Поэма заканчивается описанием истории создания ханом фонтана в честь Марии, а также рассказом автора о его посещении Бахчисарайского дворца, его впечатлении о нем.

- Автор говорит в первую очередь о характерах девушек, так как они являются главными героинями поэмы, целью поэмы было не только показать любовный треугольник Зарема- Гирей- Мария, а столкновение двух культур, двух разных религий. Мария олицетворяет христианскую веру, для нее неприемлемо поведение хана, его отношение к своим наложницам и вообще многоженство в целом, также она не может смириться с обстоятельствами ее появления в гареме, убийство ее отца. Зарема же оказалась здесь еще совсем ребенком, она не помнит свою веру, жизнь во дворце хана является для нее обычной, правильной, она не знакома с другими обычаями и поэтому она не может понять Марию.

- О Гирее мы узнали совсем немного. Узнали, что он жесток на войне, но его сердце доступно для любви, он знает, что такое сострадание, а также на многое готов ради любви. Он позволяет Марии не отрекаться от своей веры, позволяет молиться у него во дворце, также не принуждает ее насильно любить его, он терпеливо ждет, когда Мария более-менее освоится и сама пожелает узнать его лучше. Но, в то же время, он может быть и жестоким по отношению к своим близким людям. По словам Заремы, он любил ее, но, очарованный славянской красотой Марии, позабыл о ней, а после смерти Марии он жестоко наказал Зарему, не вспомнив о былых чувствах. Скорее всего, хана можно назвать простым войном, который ведет себя в жизни также как и на войне, но с другой стороны нам не хватает информации о нем, чтобы говоритьчто то конкретное о его характере, и оценивать его поступки.

Все правильно, вы очень верно подметили, что эта поэма не только о любви безответной и всепоглощающей, но и поэма о разных культурах, нравах и обычаях. Какой можно сделать вывод по этому произведению? На какие мысли вас натолкнул автор?

- Это поэма о любви, ревности, а также истории крымского хана. Мы узнали о том, как крепка может быть вера человека, насколько важны обычаи разных стран, также как может быть сильна любовь, узнали до чего способна довести ревность человека. А.С. Пушкин своим произведением дал большой повод поразмыслить над своими поступками по отношению к любимым, а также познакомил с историей и жизнью гаремов крымских ханов.

Последняя и самая зрелая южная романтическая поэма А. С. Пушкина. Работал над поэмой велась с января по октябрь 1824 года, сначала в Одессе, потом в Михайловском. Окончательная редакция датирована последними месяцами того же года.

Существует легенда, что поэт провёл несколько дней в таборе бессарабских цыган и даже был влюблен в цыганку Земфиру, которая сначала отвечала на его чувства, а потом сбежала.

2. Романтический герой

Каков мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам?

Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных ограничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време­на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно коротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму.

Что за страсти кипели в душе молодого человека?

В это время в России кипели политические страсти. Декабристы призывали молодое поколение на борьбу за свободу человека.

Почему старик рассказывает Алеко о своей жизни?

Я не таков. Нет,

Каково отношение автора к Алеко?

Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Присутствие в нем автобиографических черт (А.— цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя, но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.

Пушкин показал трагическое положение современного человека, которому

2) невозможно бежать из этого общества, так как нигде он не сможет прижиться со своими необузданными страстями.

По Пушкину, романтический герой обречен на одиночество вовсе не потому, что мир плох (мир, бытие, по Пушкину, прекрасны, они по определению не могут быть плохи), плох романтический герой, который из-за своего эгоизма и душевной неразвитости не видит и не слышит ничего вокруг.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

1. Байронический герой.

3. Экзотическое место действия.

4. Любовный треугольник.

5. Трагический финал.

6. Незавершенность сюжета.

7. Противопоставление дикости и цивилизации.

8. Разрушение романтизма.


-75%

Читайте также: