Роль растений в жизни животных конспект урока 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: определение (установление) связей между растительным и животным миром.

Задачи:

• Рассмотреть значение растений в жизни человека.
• Формировать представления об экологических связях. Познакомить учащихся с экологическими правилами, которые для человека должны стать нормой поведения в природе.
• Развивать мышление учащихся, познавательный интерес.
• Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Ход урока

I. Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок — начинается урок.

II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме

Опрос домашнего задания.

• Назовите летние месяцы.
• Какой летний месяц лето заканчивает?
• Почему лето очень любят школьники?
• Лето — лучшее время года для роста растений, так ли это?
• Как вы считаете, любят ли лето животные?

III. Организация восприятия и осмысления новой информации

Подготовка к активному сознательному усвоению нового материала.

• Сегодня мы более ближе поговорим о значении растений в жизни животных и о значении растений для человека.
• Отправляясь в поход мы возьмём с собой хорошее настроение.

Видеозаставка (Лес)

Отправляемся в поход
Сколько нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом
Полем и зелёным лугом
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают
Тишина стоит вокруг.
Чистый воздух наполняет грудь.

(На доске изображение леса)

ЛЕС!
А в лесу то как хорошо,
Радостно, красиво и светло!
Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда ни взглянешь
Всё кругом пестро
Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом куда ни бросишь взгляд
Цветы, цветы, цветы повсюду
Весёлым пламенем горят.

(На доске: ромашки, ландыши, васильки, колокольчики.,)

— Ну как удержаться, чтобы не сорвать цветок. (срываются цветы)

Очень много цветов для нас
Весёлый лес в тиши припас.
Но мы их срывать не будем.
Пускай цветут на радость людям!

— Для чего нужны цветы?

— Какое значение играют цветы в жизни человека? Насекомых?

Значение птиц в жизни человека

Лес точно терем расписной. Войдёшь в этот терем и увидишь и услышишь, как на разные лады переливаются, перекликаются птичьи голоса.

Видеозаставка (Птицы)

Загадки:

1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это? (соловей)

Издавна, соловей, славится своей песней, они способны подражать различным звукам.

Демонстрация птицы — соловья.

2.Тёмная косынка,
Синенькая спинка
Маленькая птичка
Звать её. (синичка)

Окраска перьев поражает своим великолепием. Птицы — синицы очень бойкие, шумные, пронырливые, они шныряют по ветвям и стволам деревьев, обшаривая каждую щель, трещины коры. Они поедают взрослых насекомых гусениц и кладки яиц. Прекрасные летуны, например, улетая на зимовку — каждый год возвращаются на старые места своего гнездования.

Кукушка очень интересная и полезная птица, питается одними насекомыми, уничтожая таких вредителей, которых многие птицы не едят. (гусениц — шелкопрядов.)

4. Кто на дереве сидит
Дырку в дереве долбит.
Насекомых достаёт,
Этим целый год живёт? (дятел.)

Дятлы полезны тем, что поедают очень много насекомых-вредителей. Клювом быстро определяют по звуку дерева, где находятся насекомые. Не успокоятся, пока не выберут всех насекомых — вредителей. Дупла, выдолбленные ими, долго служат для гнездования в них других птиц.

• Очень много можно загадывать загадок о птицах.
• Каких птиц можете назвать вы?
• Какое значение птицы играют в жизни человека?

Животные леса

Всё это время, проведённое в лесу с настороженностью за нами кто-то наблюдает. это животные.

• Каких животных можно увидеть в лесу? (Волка, лису, лося, медведя, зайца, барсука, ежа, белку. )
• Почему их назвали дикими?
• На ряду с дикими животными, есть и домашние животные.
• Чем отличаются домашние животные от диких?

IV. Практическая работа. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу

• Работа в парах: собрать мозайку (в конвертах разрезанные картинки домашних животных)
• Работа в дневнике наблюдений: стр.-34, определить домашних и диких животных.
• Работа по учебнику: стр. 63. Чтение текста " Растения в жизни животных"

— Чем кормятся животные?

— Какие животные строят свои жилища в зарослях растений, на стволах и ветках деревьев?

— Какое значение играют растения в жизни животных?

— Связаны ли между собой растения и животные? (Создают среду обитания, служат пищей, насыщают воздух кислородом.)

— Животные тоже влияют на растения. (Распространяют их плоды и семена.)

V. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

Лес — полон тайн и чудес!
Там на неведамых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там, на курьих ножках
Угадайте, кто живёт в ней?

Героиня в исполнении учителя или ученика — Баба Яга:

— Что приехали на отдых, воскресенье провести
А вот свободного местечка вам нигде и не найти.
Тут до вас сидели, отдыхали, пели, ели.
Отдыхали, как хотели, сотни взрослых и ребят
И, как будто всем назло, даже битое стекло.
Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли!

• Ребята, почему Баба Яга обижена?
• Надо помочь Бабе Яге? Почему мы должны это сделать?

Вы правы все: Земля — наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нём!
Если вы, наше подрастающее поколение будет любить, беречь природу, соблюдать правила поведения в лесу, наша страна будет гордиться своими сынами.

VI. Итог урока. Рефлексия

Ты, человек, люби природу!
Хоть иногда её жалей!
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.

• Понравилось ли вам путешествие?
• Чем оно вам запомнится?
• Чему мы с вами сегодня научились?
• Что новое, полезное взяли для себя?

Урок окружающего мира для 1 класса по программе "Школа 2100".

Цель: дать представление о роли растений в жизни животных.

ВложениеРазмер
okr._mir_1_kl.doc 192 КБ

Предварительный просмотр:

Мошкина Татьяна Викторовна, МБОУ СОШ №52

Тип урока : ознакомление с новым материалом

Цель: дать представление о роли растений в жизни животных.

Ценностные ориентиры : любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

уметь наблюдать, сравнивать, рассуждать, анализировать, усвоить первоначальные сведения о сущности и особенностях растений и животных.

Используемые методы и приёмы:

– групповая форма. Группы сформированы из учеников, имеющих равные учебные возможности.;

– словесный (беседа), игровой;
– наглядный (использование таблиц, рисунков в учебнике, раздаточного материала, мультимедийная презентация;);
– практические;
– метод самоконтроля;
– проблемный.

- Что вы можете рассказать о деревьях? Кустарниках? Травянистых растениях?

- Какие условия нужны для жизни растений на земле?

(тепло, пища, свет, энергия)

- Почему растения не могут жить без солнечного света?

- Многие растения, такие, как морковь, лук, картофель, накапливают энергию в корнях, клубнях, луковицах.

3Изучение нового материала

- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? (критическое мышление)

- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на планете Земля.

- Важно сказать, что для чего нам, людям, растения?

Разделитесь на 4 группы ( собрать разрезанное растение)

-Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные. Не стоит забывать, что люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для изготовления их получаем в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древеϲᴎну, пушнину, грибы, ягоды. Из листьев растений выделяется кислород. Есть много лекарственных растений.

Задание на критическое мышление:

Подумайте в группах

-Cорванные растения быстро вянут. Человек их выбрасывает. Копая картофель, многие ребята бросаются им друг в друга.

-Водитель везет зерно в кузове машины. В небольшую щель оно сыплется. Потеря почти не заметна.

Может быть, действительно, можно обойтись без растений?

Составляем вместе "Правила друзей природы".

- Давайте выработаем с вами правила поведения на природе, чтобы не навредить растениям.

- Перед вами запрещающие знаки.

Б) Правильно собирай лекарственные растения.

В) Не вытаптывай траву и почву.

Г) Не ломай ветки.

Д) Не повреди кору деревьев

Проверьте теперь все ли ,вы, указали в своем кластере в начале урока. Защита кластера. (критическое мышление, лидерство, работа с одаренными и талантливыми, коллаборативная среда, оценивание)

Критерии оценивая составляем вместе с обучающимися

У каждого из вас есть жетоны. Проголосуйте за того спикера, выступление которого понравилось вам.

6. Д/з с.25 читать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все учащиеся смогут: обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека.

Большинство учащихся смогут:указывать их сходство и различия

Некоторые учащихся смогут:сопоставить части растения с определённым видом

Ожидаемый результат

Учащиеся могут: обсуждать и сравнивать сходства и отличия растений

Ключевые слова и фразы:трава, деревья,кустарники, ветки, ствол, листопад

Дерево-агаш, tree, куст – бутак,bush, трава- щоп, grass

Полезные фразы для диалога/письма:….различаются по, …назовите 10 местных растений,…такой же как,…растения важны для нас.

Вопросы для обсуждения :

-В чём отличие/ сходство кустарника от деревьев?

— В чём отличие /сходство трав от кустарников и деревьев?

Можете ли вы сказать, почему растения имеют разные стебли…?

Подсказка для письма:

Предыдущее обучение

Растения живой организм

Деятельность учителя и ученика

Психологический настрой

Учитель: -Ребята, давайте сделаем небольшую разминочку, повторяйте за мной:

Руки подняли и покачали -это деревья в лесу.

Руки нагнули,кисти встряхнули — ветер сбивает росу.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на уроке.

Деление на группы : собрать пазлы

Картинки: дерево, кустарник, трава

Введение в тему. Загадка.

« Дом со всех сторон открыт.

Он резною крй крыт.

Заходи в зелёный дом,

Показ слайда. Беседа.

— Что вы видите на картинке?

— На какие группы можно разделить эти растения?

— Какой вывод мы можем сделать после просмотра этой картинки?

Вывод: растения делятся на три – видадеревья, кустарники, травы.

Какие бывают растения?

Вспомни, что общего у разных растений.

Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы. Чем они различаются?

У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников — твёрдые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель — ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей — стволиков.

Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных — в виде иголок (хвоинок).

Папа нарисовал несколько растений, которые увидел в парке. Назови их.

Какие из них — деревья, какие — кустарники, какие — травы?

Проверь себя

1. Сосна. 2. Калина. 3. Орешник. 4. Клён. 5. Одуванчик. 6. Репейник, 7. Вероника дубравная.

Деревья: 1, 4. Кустарники: 2, 3. Травы: 5, 6, 7.

1. Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы?

2. Чем отличаются друг от друга лиственные и хвойные растения?

Красота растений

Читайте также: