Роль растений в жизни животных конспект урока 1 класс
Обновлено: 07.07.2024
Цель: определение (установление) связей между растительным и животным миром.
Задачи:
• Рассмотреть значение растений в жизни человека.
• Формировать представления об экологических связях. Познакомить учащихся с экологическими правилами, которые для человека должны стать нормой поведения в природе.
• Развивать мышление учащихся, познавательный интерес.
• Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.
Ход урока
I. Орг. момент
Прозвенел и смолк звонок — начинается урок.
II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме
Опрос домашнего задания.
• Назовите летние месяцы.
• Какой летний месяц лето заканчивает?
• Почему лето очень любят школьники?
• Лето — лучшее время года для роста растений, так ли это?
• Как вы считаете, любят ли лето животные?
III. Организация восприятия и осмысления новой информации
Подготовка к активному сознательному усвоению нового материала.
• Сегодня мы более ближе поговорим о значении растений в жизни животных и о значении растений для человека.
• Отправляясь в поход мы возьмём с собой хорошее настроение.
Видеозаставка (Лес)
Отправляемся в поход
Сколько нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом
Полем и зелёным лугом
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают
Тишина стоит вокруг.
Чистый воздух наполняет грудь.
(На доске изображение леса)
ЛЕС!
А в лесу то как хорошо,
Радостно, красиво и светло!
Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда ни взглянешь
Всё кругом пестро
Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом куда ни бросишь взгляд
Цветы, цветы, цветы повсюду
Весёлым пламенем горят.
(На доске: ромашки, ландыши, васильки, колокольчики.,)
— Ну как удержаться, чтобы не сорвать цветок. (срываются цветы)
Очень много цветов для нас
Весёлый лес в тиши припас.
Но мы их срывать не будем.
Пускай цветут на радость людям!
— Для чего нужны цветы?
— Какое значение играют цветы в жизни человека? Насекомых?
Значение птиц в жизни человека
Лес точно терем расписной. Войдёшь в этот терем и увидишь и услышишь, как на разные лады переливаются, перекликаются птичьи голоса.
Видеозаставка (Птицы)
Загадки:
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это? (соловей)
Издавна, соловей, славится своей песней, они способны подражать различным звукам.
Демонстрация птицы — соловья.
2.Тёмная косынка,
Синенькая спинка
Маленькая птичка
Звать её. (синичка)
Окраска перьев поражает своим великолепием. Птицы — синицы очень бойкие, шумные, пронырливые, они шныряют по ветвям и стволам деревьев, обшаривая каждую щель, трещины коры. Они поедают взрослых насекомых гусениц и кладки яиц. Прекрасные летуны, например, улетая на зимовку — каждый год возвращаются на старые места своего гнездования.
Кукушка очень интересная и полезная птица, питается одними насекомыми, уничтожая таких вредителей, которых многие птицы не едят. (гусениц — шелкопрядов.)
4. Кто на дереве сидит
Дырку в дереве долбит.
Насекомых достаёт,
Этим целый год живёт? (дятел.)
Дятлы полезны тем, что поедают очень много насекомых-вредителей. Клювом быстро определяют по звуку дерева, где находятся насекомые. Не успокоятся, пока не выберут всех насекомых — вредителей. Дупла, выдолбленные ими, долго служат для гнездования в них других птиц.
• Очень много можно загадывать загадок о птицах.
• Каких птиц можете назвать вы?
• Какое значение птицы играют в жизни человека?
Животные леса
Всё это время, проведённое в лесу с настороженностью за нами кто-то наблюдает. это животные.
• Каких животных можно увидеть в лесу? (Волка, лису, лося, медведя, зайца, барсука, ежа, белку. )
• Почему их назвали дикими?
• На ряду с дикими животными, есть и домашние животные.
• Чем отличаются домашние животные от диких?
IV. Практическая работа. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу
• Работа в парах: собрать мозайку (в конвертах разрезанные картинки домашних животных)
• Работа в дневнике наблюдений: стр.-34, определить домашних и диких животных.
• Работа по учебнику: стр. 63. Чтение текста " Растения в жизни животных"
— Чем кормятся животные?
— Какие животные строят свои жилища в зарослях растений, на стволах и ветках деревьев?
— Какое значение играют растения в жизни животных?
— Связаны ли между собой растения и животные? (Создают среду обитания, служат пищей, насыщают воздух кислородом.)
— Животные тоже влияют на растения. (Распространяют их плоды и семена.)
V. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:
Лес — полон тайн и чудес!
Там на неведамых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там, на курьих ножках
Угадайте, кто живёт в ней?
Героиня в исполнении учителя или ученика — Баба Яга:
— Что приехали на отдых, воскресенье провести
А вот свободного местечка вам нигде и не найти.
Тут до вас сидели, отдыхали, пели, ели.
Отдыхали, как хотели, сотни взрослых и ребят
И, как будто всем назло, даже битое стекло.
Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли!
• Ребята, почему Баба Яга обижена?
• Надо помочь Бабе Яге? Почему мы должны это сделать?
Вы правы все: Земля — наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нём!
Если вы, наше подрастающее поколение будет любить, беречь природу, соблюдать правила поведения в лесу, наша страна будет гордиться своими сынами.
VI. Итог урока. Рефлексия
Ты, человек, люби природу!
Хоть иногда её жалей!
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
• Понравилось ли вам путешествие?
• Чем оно вам запомнится?
• Чему мы с вами сегодня научились?
• Что новое, полезное взяли для себя?
Урок окружающего мира для 1 класса по программе "Школа 2100".
Цель: дать представление о роли растений в жизни животных.
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_1_kl.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Мошкина Татьяна Викторовна, МБОУ СОШ №52
Тип урока : ознакомление с новым материалом
Цель: дать представление о роли растений в жизни животных.
Ценностные ориентиры : любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
уметь наблюдать, сравнивать, рассуждать, анализировать, усвоить первоначальные сведения о сущности и особенностях растений и животных.
Используемые методы и приёмы:
– групповая форма. Группы сформированы из учеников, имеющих равные учебные возможности.;
– словесный (беседа), игровой;
– наглядный (использование таблиц, рисунков в учебнике, раздаточного материала, мультимедийная презентация;);
– практические;
– метод самоконтроля;
– проблемный.
- Что вы можете рассказать о деревьях? Кустарниках? Травянистых растениях?
- Какие условия нужны для жизни растений на земле?
(тепло, пища, свет, энергия)
- Почему растения не могут жить без солнечного света?
- Многие растения, такие, как морковь, лук, картофель, накапливают энергию в корнях, клубнях, луковицах.
3Изучение нового материала
- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? (критическое мышление)
- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на планете Земля.
- Важно сказать, что для чего нам, людям, растения?
Разделитесь на 4 группы ( собрать разрезанное растение)
-Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные. Не стоит забывать, что люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для изготовления их получаем в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древеϲᴎну, пушнину, грибы, ягоды. Из листьев растений выделяется кислород. Есть много лекарственных растений.
Задание на критическое мышление:
Подумайте в группах
-Cорванные растения быстро вянут. Человек их выбрасывает. Копая картофель, многие ребята бросаются им друг в друга.
-Водитель везет зерно в кузове машины. В небольшую щель оно сыплется. Потеря почти не заметна.
Может быть, действительно, можно обойтись без растений?
Составляем вместе "Правила друзей природы".
- Давайте выработаем с вами правила поведения на природе, чтобы не навредить растениям.
- Перед вами запрещающие знаки.
Б) Правильно собирай лекарственные растения.
В) Не вытаптывай траву и почву.
Г) Не ломай ветки.
Д) Не повреди кору деревьев
Проверьте теперь все ли ,вы, указали в своем кластере в начале урока. Защита кластера. (критическое мышление, лидерство, работа с одаренными и талантливыми, коллаборативная среда, оценивание)
Критерии оценивая составляем вместе с обучающимися
У каждого из вас есть жетоны. Проголосуйте за того спикера, выступление которого понравилось вам.
6. Д/з с.25 читать
Все учащиеся смогут: обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека.
Большинство учащихся смогут:указывать их сходство и различия
Некоторые учащихся смогут:сопоставить части растения с определённым видом
Ожидаемый результат
Учащиеся могут: обсуждать и сравнивать сходства и отличия растений
Ключевые слова и фразы:трава, деревья,кустарники, ветки, ствол, листопад
Дерево-агаш, tree, куст – бутак,bush, трава- щоп, grass
Полезные фразы для диалога/письма:….различаются по, …назовите 10 местных растений,…такой же как,…растения важны для нас.
Вопросы для обсуждения :
-В чём отличие/ сходство кустарника от деревьев?
— В чём отличие /сходство трав от кустарников и деревьев?
Можете ли вы сказать, почему растения имеют разные стебли…?
Подсказка для письма:
Предыдущее обучение
Растения живой организм
Деятельность учителя и ученика
Психологический настрой
Учитель: -Ребята, давайте сделаем небольшую разминочку, повторяйте за мной:
Руки подняли и покачали -это деревья в лесу.
Руки нагнули,кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на уроке.
Деление на группы : собрать пазлы
Картинки: дерево, кустарник, трава
Введение в тему. Загадка.
« Дом со всех сторон открыт.
Он резною крй крыт.
Заходи в зелёный дом,
Показ слайда. Беседа.
— Что вы видите на картинке?
— На какие группы можно разделить эти растения?
— Какой вывод мы можем сделать после просмотра этой картинки?
Вывод: растения делятся на три – видадеревья, кустарники, травы.
Какие бывают растения?
Вспомни, что общего у разных растений.
Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы. Чем они различаются?
У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников — твёрдые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель — ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей — стволиков.
Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных — в виде иголок (хвоинок).
Папа нарисовал несколько растений, которые увидел в парке. Назови их.
Какие из них — деревья, какие — кустарники, какие — травы?
Проверь себя
1. Сосна. 2. Калина. 3. Орешник. 4. Клён. 5. Одуванчик. 6. Репейник, 7. Вероника дубравная.
Деревья: 1, 4. Кустарники: 2, 3. Травы: 5, 6, 7.
1. Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы?
2. Чем отличаются друг от друга лиственные и хвойные растения?
Красота растений
Читайте также: