Роль паразитов в жизни хозяев конспект

Обновлено: 06.07.2024

- Как проявляется взаимозависимость живых организмов друг с другом и с факторами окружающей среды?

- Каковы жизненные циклы паразитов и возможные способы заражения ими человека?

- В чем опасность паразитарных заболеваний для человека?

- Какие существуют способы профилактики, способствующие снижению риска заражения паразитарными заболеваниями?

Глоссарий по теме:

Биотические связи в природе – это взаимоотношения живых организмов – внутривидовые (организмов, принадлежащих к одному биологическому виду) и межвидовые (при взаимодействии разных видов) друг с другом.

Нейтрализм – это форма биотических связей, при которых жизнедеятельность одного организма не оказывает влияния на жизнь другого организма. Примерами нейтрализма являются заяц-беляк и дождевой червь, обитающие на одной территории, бабочка-крапивница и блоха и т.д.

Симбиоз – это форма взаимоотношений живых организмов, при которых один из них или все извлекают пользу от взаимодействия.

Паразитарные болезни (или инвазионные болезни) – это группа заболеваний, которые вызваны паразитами, главным образом, гельминтами и членистоногими.

Паразитизм представляет собой взаимосвязь, при которой один из организмов (паразит) может использовать другой вид организмов (хозяина) как место обитания, и как постоянный источник питания, оказывая негативное влияние на хозяина. При этом, в отличие от хищничества, паразит не заинтересован в скорейшей смерти хозяина, так как это лишит его источника пищи и местообитания.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 139-148.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Биотические связи – это взаимоотношения живых организмов – внутривидовые (организмов, принадлежащих к одному биологическому виду) и межвидовые (при взаимодействии разных видов) друг с другом. Биотические связи лежат в основе конкурентных отношений и цепей питания, ввиду чего являются основой функционирования экосистем.

Биотические взаимоотношения принято классифицировать по признаку того, какую пользу или вред извлекают из них организмы, участвующие в отношениях. Наиболее распространенной формой биотических связей являются трофические (пищевые) взаимоотношения живых организмов, которые формируют сети питания.

По данному признаку выделяют три группы связей – симбиоз, при котором один из оба организма-участника извлекают пользу, нейтрализм – при котором взаимоотношения отсутствуют либо не оказывают никакого влияния на жизнь участников, и антибиоз, при котором один или все участники взаимоотношений получают от них вред.

Нейтрализм – это такой тип биотических связей, при которых жизнедеятельность одного организма не оказывает влияния на жизнь другого организма. Примерами нейтрализма являются заяц-беляк и дождевой червь, обитающие на одной территории, бабочка-крапивница и блоха и т.д.

Симбиоз – это форма взаимоотношений живых организмов, при которых один из них или все извлекают пользу от взаимодействия. Организмов, которые вступили в симбиоз, называют симбионтами.

Симбиоз имеет особое значение в природе, в частности, некоторые клеточные структуры эукариот (хлоропласты, митоходрии, центриоли клеточного центра) возникли в именно в результате последовательных симбиозов.

Симбиоз подразделяют на несколько видов.

Мутуализм – сожительство с пользой для двух симбионтов, в ряде случаев, с элементами паразитирования. Наиболее типичный пример мутуализма – это симбиоз гриба и водоросли в лишайнике, в рамках которого гриб извлекает минеральные вещества из субстрата, а водоросль – осуществляет фотосинтез на их основе.

Отдельно выделяется протокооперация – это взаимосвязь организмов, выгодная для обоих, но не обязательная, которая может быть легко разорвана. Например бакланы и пеликаны устраивают совместные охоты-облавы на рыбу, однако могут и обойтись друг без друга. Также типичный пример – это креветки, очищающие от паразитов рыб-мурен. В данном случае, организмы не нуждаются друг в друге остро. Мутуализм, в отличие от протокооперации, более тесная связь, например, гриб и водоросль лишайника не могут существовать отдельно друг от друга.

Комменсализм – это взаимосвязь живых организмов, при которой один из них получает выгоду или какое-либо преимущество, а второй – не получает ни вреда ни пользы.

Комменсализм может существовать в форме сотрапезничества, нахлебничества или квартиранства.

Сотрапезничество – это вид взаимоотношений, при которых организмы, существуя примерно в одних условиях, потребляют различные пищевые ресурсы. Например, птицы лысухи, которые в процессе ныряния за водорослями, поднимают со дна ил, где много мелких организмов, которыми питаются сазаны.

Нахлебничество – это взаимоотношение, в рамках которого один организм доедает пищу, оставленную другим. Например, остатки добычи белого медведя могут доедать песцы, а затем чайки. Некоторые псовые – гиены, шакалы питаются падалью, доедая ее за более крупными хищниками.

Квартирантство – это взаимосвязь, при которой для организмов тела других животных либо их местообитания являются убежищами. Например, эпифитные лишайники и водоросли на дереве.

Антибиоз – это форма взаимоотношений живых организмов, при которой один из организмов либо оба получают вред от совместного существования или испытывают отрицательное влияние.

Антибиоз также принято разделять на несколько форм взаимоотношений.

Хищничество – это взаимосвязь, при которой один из организм поедает другого, умерщвляя его.

Антагонизм представляет собой такое межвидовое взаимоотношение организмов, при котором присутствие одного вида полностью исключает пребывание на той же территории другого вида.

Конкуренция – это взаимосвязь живых организмов, которая может возникнуть между организмами одного вида, так и разных видов, на основании чего выделяют соответственно внутривидовую и межвидовую конкуренцию. Конкуренция возникает между организмами, обладающими сходными потребностями в местообитании, пище, пространстве и иных условиях. При этом, внутривидовая конкуренция – конкуренция между особями одного вида, намного острее, чем межвидовая. Это обусловлено тем, что потребности особей одного вида более сходны, чем потребности особей двух разных видов.

В экологии выведено Правило конкурентного исключения – два вида с близкими экологическими потребностями (пища, местообитание и др.) не могут длительно существовать вместе, один из них обязательно вытеснит другой.

Аменсализм представляет собой взаимоотношение, безразличное для одного организма, но угнетающе воздействующее на второй организм. Например, корни осины сдерживают рост дуба; плесневый гриб пенициллум препятствует росту и размножению бактерий путем выработки особых веществ – антибиотиков.

Паразитизм представляет собой взаимосвязь, при которой один из организмов (паразит) может использовать другой вид организмов (хозяина) как место обитания, и как постоянный источник питания, оказывая негативное влияние на хозяина. При этом, в отличие от хищничества, паразит не заинтересован в скорейшей смерти хозяина, так как это лишит его источника пищи и местообитания.

Зараженные паразитами организмы менее плодовиты, имеют меньшую продолжительность жизни. Паразитизм – один из механизмов регуляции плотности популяций хозяев. Особенно важным такой механизм регуляции численности является для популяций крупных хищников, у которых в природе нет естественных врагов либо же в экосистемах, где нет хищников (например, караси в озере, где из-за стоячей воды и недостатка в воде кислорода не могут существовать хищные рыбы).

Различают временный и постоянный паразитизм. Постоянный (облигатный) паразитизм предполагает прямую зависимость паразита от хозяина, паразит не может существовать отдельно от хозяина, например, это такие паразиты, как дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, печеночный сосальщик. Временные паразиты не привязаны к одному хозяину и могут существовать относительно автономно. Примеры таких паразитов - комар, блоха. В то же время в обоих случаях паразитирование на хозяине – обязательная часть жизненного цикла.

Паразиты могут оказывать на человека действие различного рода: вызывать повреждение тканей и органов, отравление продуктами жизнедеятельности, повышение чувствительности организма к чужеродным агентам и развитие аллергических реакций, продлевать течение других болезней. Паразиты могут способствовать проникновению возбудителей инфекционных заболеваний и ослаблению иммунитета.

Источником возбудителя паразитарной болезни является больной или носитель (хозяин) паразита (человек или животные).

Паразитарные заболевания, часто, трудноизлечимы, ввиду чего важным является профилактика паразитарных заболеваний

Существует несколько правил профилактики заболеваний, вызываемых паразитами:

1. Соблюдение правил личной гигиены.

2. Обработка овощей, фруктов, ягод перед едой

3. Тщательная прожарка рыбы и мяса.

4. Отслеживание качества воды.

5. Ограничение контактов с дикими и чужими домашними животными. Осуществление регулярной обработки от паразитов домашних животных.

6. Уничтожение старых пыльных тканей, ковров, которые являются источниками паразитов.

Биотические связи – это взаимоотношения живых организмов – внутривидовые (организмов, принадлежащих к одному биологическому виду) и межвидовые (при взаимодействии разных видов) друг с другом. Биотические связи лежат в основе конкурентных отношений и цепей питания, ввиду чего являются основой функционирования экосистем. Наиболее распространенной формой биотических связей являются трофические (пищевые) взаимоотношения живых организмов, которые формируют сети питания.

Биотические взаимоотношения принято классифицировать по признаку того, какую пользу или вред извлекают из них организмы, участвующие в отношениях

По данному признаку выделяют три группы связей – симбиоз, при котором один из оба организма-участника извлекают пользу, нейтрализм – при котором взаимоотношения отсутствуют либо не оказывают никакого влияния на жизнь участников, и антибиоз, при котором один или все участники взаимоотношений получают от них вред.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Форма биотических связей, при которых жизнедеятельность одного организма не оказывает влияния на жизнь другого организма называется:

Правильный ответ: 1) Нейтрализм;

2. Что из перечисленного не относится к методам профилактики заболеваний, вызываемых паразитами:

1. Соблюдение правил личной гигиены.

2. Обработка овощей, фруктов, ягод перед едой

3. Тщательная прожарка рыбы и мяса.

4. Отслеживание качества воды.

5. Ограничение контактов с дикими и чужими домашними животными. Осуществление регулярной обработки от паразитов домашних животных.

6. Уничтожение старых пыльных тканей, ковров, которые являются источниками паразитов.

Разнообразие и подсчет общего количества видов существующих сегодня на планете Земля — это непростая задача. Тем не менее большинство специалистов сходится в одном: по крайней мере половина существующих сегодня видов являются паразитами, а по некоторым данным, даже больше.

Этот факт должен заставить о многом задуматься. Если мы перейдем к вопросу о роли паразитов в экосистеме, то она очень масштабна. Паразиты включены в три четверти существующих экологических связей. Поскольку многие из них имеют очень сложные жизненные циклы, они, эксплуатируя хозяев разных трофических уровней, по сути цементируют экосистему, усиливают экологические связи между различными группами. Таким образом, отрицать важность этого компонента не представляется возможным.

Что же делать в такой ситуации ? Для начала советуем почитать эту статью. В данной статье подробно описываются методы борьбы с паразитами. Также рекомендуем обратиться к специалисту. Читать статью >>>

Где обитают паразиты (черви, грибы, бактерии) в организме человека

Паразитизм — форма взаимоотношений между организмами, относящимися к разным видам, где один использует другого в качестве среды обитания и источника пищи.

Роль паразитов

Паразиты оказывают мощное и комплексное влияние на популяции живых существ в экосистеме. Они играют ключевую роль в регулировании экстремальных колебаний численности в популяциях. Уменьшая фертильность, они также препятствуют тому, чтобы некоторые виды стали многочисленными, давая другим организмам шанс процветать.

Тенденция к естественному развитию экосистем в сторону разнообразия иллюстрируется тем фактом, что монокультуры, созданные людьми (например, поля пшеницы или хвойные плантации), часто подвержены паразитарным заболеваниям, и требует много сил, чтобы держать паразитов под контролем. Разнообразные экосистемы гораздо менее уязвимы для разрушительных эпидемий. Присутствие паразитов со временем способствует сохранению биоразнообразия.

Зяблик (Fringilla coelebs) иллюстрируют влияние паразитов на естественный отбор. Чем меньше паразитов у самцов, тем ярче пигменты в его перьях. Почему это имеет значение? Яркие цветные самцы более привлекательны для самок, так как их гены и иммунитет передаются следующему поколению. Это показывает, что паразиты могут фактически улучшить долгосрочное здоровье популяции.

Паразитизм также влияет на движения животных. Мошки, в частности, вынуждают благородных оленей мигрировать на возвышенности, где более хорошие места для выпаса.

Грибы паразиты животных

Пути распространения

От вирусов до клещей, паразиты имеют множество стратегий для распространения с одного хозяина на другого. Вши, например, обычно передаются, когда оба хозяина контактируют между собой. Блохи ползают и прыгают на относительно большие расстояния, а клещи забираются на растения, и ждут, пока проходящий хозяин не зацепит их. Ржавчинные грибы и плесень распространяются с помощью спор, а другие паразитические грибы распространяются при контакте с корнями растений.

Мошка определяет местонахождение своих хозяев, обнаруживая химические сигналы, особенно углекислый газ, выделяемый при дыхании. Бактерия Borrelia burgdorferi, ответственная за болезнь Лайма, живет в кишечнике некоторых клещей и может передаваться другим организмам при укусе зараженного клеща. Это пример того, как паразит может использовать другого паразита в качестве средства передвижения (посредника) для заражения новых хозяев.

Как вступают в отношения паразит и хозяин, механизм взаимодействия

Типы паразитизма

Существует много типов паразитизма, и паразиты могут принадлежать к нескольким классификациям на основе их размера, характеристик и отношений с хозяином.

Облигатный паразитизм

Облигатные паразиты полностью зависят от хозяина, чтобы завершить свой жизненный цикл. Со временем они развились так, что больше не могут существовать без существования хозяина. Это означает, что они, как правило, не причинят серьезного вреда хозяину, поскольку паразиты нуждаются в хозяине, чтобы выжить, чтобы они могли выжить, если только смерть хозяина не необходима для передачи паразита. Облигатный паразитизм можно найти во многих различных типах организмов, таких как растения, животные, грибы, бактерии и вирусы. Глава вши являются обязательными паразитами; если они будут удалены из кожи головы, они скоро умрут.

Факультативный паразитизм

Факультативные паразиты не полагаются на хозяина, чтобы завершить свой жизненный цикл; они могут выжить без хозяина, и только иногда выполняют паразитические действия. Некоторые растения, грибы, животные и микробы могут быть факультативными паразитами. Конкретным примером является вид нематод Strongyloides stercoralis. Это тип круглого червя, который может вызывать стронгилоидоз при заражении людей, но он также может быть обнаружен свободноживущим.

Эктопаразитизм, эндопаразитизм и мезопаразитизм

Эктопаразиты – это паразиты, которые живут за пределами тела хозяина, такие как вши и клещи. Эндопаразиты, такие как нематоды и нематоды, живут внутри хозяина. Мезопаразиты попадают во внешние отверстия хозяина, такие как наружное ухо или клоака.

Макропаразитизм против микропаразитизма

Макропаразиты – это достаточно большие паразиты, чтобы их можно было увидеть невооруженным глазом. Микропаразиты слишком малы, чтобы их можно было увидеть, и их нужно смотреть под микроскопом. Они вообще одноклеточный, такие как простейшие одноклеточные организмы.

Некротрофический и биотрофный

Некротрофические паразиты, также называемые паразитоидами, по существу питаются частью хозяина организм «s ткань пока он не умрет от потери ткани или от потери питательных веществ. Биотрофные паразиты не наносят достаточно серьезного ущерба, чтобы убить их хозяина; им нужно сохранить хозяина живым, потому что он не может выжить в мертвом.

Типы паразитизма

Моногенный и дигенетический

Моногенные паразиты завершают свой жизненный цикл только у одного отдельного хозяина. Дигенетическим паразитам требуется более одного хозяина для завершения своего жизненного цикла. Plasmodium vivax, простейшие, переносящие малярию, являются дигенетическими. Чтобы завершить свой жизненный цикл, он должен быть паразитом как людей, так и комаров.

Epiparasitism

Эпипаразит – это паразит, паразитирующий на другом организме, который также является паразитом. Эпипаразиты также называют гиперпаразитами или вторичными паразитами. Одним из примеров может быть простейший, живущий в блохе, которая живет на собаке.

Социальный паразитизм

Социальные паразиты используют в своих интересах социальных насекомых, таких как муравьи, пчелы и термиты. Они могут использовать мимику для вторжения в улей. Некоторые шмели проникают в ульи других видов пчел, заставляя этот вид выращивать детенышей паразита. Один вид муравьев, Tetramorium inquilinum, является паразитом, который проводит всю свою жизнь за спиной других видов муравьев, по сути делая хозяев своими рабами. Этот вид паразитов получил такие преимущества, как еда и транспорт, но от этой крайней формы паразитизма муравьи стали настолько слабыми, что, если они упадут от своего хозяина, они не смогут ползти обратно и погибнут.

Выводочный паразитизм

Выводочный паразитизм подразумевает воспитание молодняка. Птицы, которые практикуют паразитирование выводков, в том числе коровы и кукушки, откладывают яйца в гнезда другого вида вместо того, чтобы строить свои собственные гнезда. Это форма паразитизма, потому что виды, которые откладывают яйца в других гнездах, получают выгоду (им не нужно тратить энергию на воспитание молодняка), в то время как другим видам наносится вред (им действительно нужно использовать энергию для воспитания молодняка, и это не их генетический материал).

Иногда виды паразитов даже выбивают яйца других видов из гнезда, заставляя хозяина выращивать только детенышей паразита. Выводочный паразитизм также может возникнуть у рыб. Это тип клептопаразитизма, который предполагает прямой или косвенный прием пищи у хозяина; в этом случае пища, которая могла бы быть направлена на виды-хозяева, вместо этого идет на паразитов.

Как аскарида ведет паразитический образ жизни

Примеры паразитизма

Более половины всех организмов на Земле в какой-то момент своего жизненного цикла имеют паразитную фазу, поэтому существует множество примеров паразитизма, помимо уже упомянутых и перечисленных ниже.

В людях

Более 100 различных типов организмов могут паразитировать на людях, включая грибки, пиявки, вшей, клещей, клещей, ленточных червей, простейших, вирусы и гельминты. Гельминты – это черви, которые могут жить в кишечнике и могут достигать метров в длину. Они могут вызвать различные проблемы, такие как недоедание, желтуха, диарея и даже в тяжелых случаях смерть. Однако их можно лечить антипаразитарными препаратами.

Все инфекционные заболевания, в том числе обычная простуда, происходят от организмов, паразитирующих на людях, таких как вирусы и бактерии. Многие из организмов, которые паразитируют на людях, могут также паразитировать на других млекопитающих и птицах.

В растениях

Тля – это маленькие зеленые насекомые, которые паразитируют на растениях, поедая их сок. Многие виды грибов могут также поражать растения и портить пшеницу, фрукты и овощи. Некоторые растения сами паразитируют. У покрытосеменных растений (цветущих растений) паразитизм развивается как минимум в 12 раз и 4100 видов (около 1%) покрытосеменных паразитов. Паразитические растения имеют haustoria, которые представляют собой модифицированные корни, которые соединяются с хозяином растением ксилема и / или флоэма и впитывают его сок и питательные вещества.

Некоторые растения паразитируют как микоризные грибы. Это часто случается, когда вид растения эволюционировал, чтобы больше не производить хлорофилл. Так как он больше не может фотосинтезировать, он должен получать питательные вещества для получения энергии другими способами.

В насекомых

Энтомофаговые паразиты – это насекомые, которые паразитируют на других насекомых. Обычно эти паразиты нападают на личинку или молодых насекомых. Некоторые насекомые откладывают яйца в теле личинки другого вида насекомых; когда яйца выводятся, молодые паразиты убивают и питаются личинкой, получая из нее питательные вещества.

Иногда родительский паразит парализует хозяина, которым потом питаются молодые. Обычно это происходит у ос, таких как Ampulex compressa, чьи молодые питаются парализованными тараканами, которые были ужалены родителем. Другие осы, такие как Ropalidia romandi, прячутся в живот их хозяина, а затем жить там. Они не убивают своего хозяина, но могут изменить его внешний вид и поведение и даже сделать его стерильным. Паразитизм чрезвычайно распространен у насекомых.

Фактически, почти все виды насекомых подвергаются нападению по крайней мере одного типа насекомых-паразитов.

Временные и постоянные паразиты

В рыбе

Есть много организмов, которые паразитируют на рыбе, и иногда разные популяции одного и того же вида рыб, живущих в одном и том же регионе, можно отличить друг от друга, потому что у них разные характерные паразиты. Некоторые паразиты, такие как веслоногие ракообразные (мелкие ракообразные), нематоды и пиявки, прикрепляясь к жабрам рыбы, живут там.

Cymothoa exigua – это изопод (еще один вид мелких ракообразных), паразитирующий на рыбе. Это входит в рот рыбы и в конечном счете разъединяет язык рыбы. Затем сам изопод живет там, где был язык, и становится новым языком. Рыба-хозяин все еще может есть и выжить с изоподой во рту, но она потребляет небольшое количество рыбы. кровь и слизь, живя там. Более чистая рыба, как чистые губки bluestreak, удаляет мертвых кожу и паразитов от другой рыбы, включая крупную хищную рыбу, которая иначе съела бы их.

Рыбные паразиты могут быть опасны для здоровья человека, когда люди едят пищу, содержащую сырую рыбу, такую как суши, потому что паразиты в этой рыбе также могут заражать людей. Тем не менее, заражение при употреблении в пищу сырой рыбы является относительно редким явлением в развитых странах, и некоторые виды сырой рыбы замораживают на ночь, чтобы предотвратить заражение.

Победить паразитов можно!

Антипаразитарный комплекс® - Надежное и безопасное избавление от паразитов за 21 день!

  • В состав входят только природные компоненты;
  • Не вызывает побочных эффектов;
  • Абсолютно безопасен;
  • Защищает от паразитов печень, сердце, легкие, желудок, кожу;
  • Выводит из организма продукты жизнедеятельности паразитов.
  • Эффективно уничтожает большую часть видов гельминтов за 21 день.

Сейчас действует льготная программа на бесплатную упаковку. Читать мнение экспертов.

Кого относят к грибам паразитам, паразитический грибок

Что подставляют собой кольчатые паразитические черви

Где обитают паразиты (черви, грибы, бактерии) в организме человека

Грибы паразиты злаковых растений: представители, жизненный цикл

Грибы паразиты растений: представители, жизненный цикл развития

Клубеньковые бактерии на корнях бобовых и других растений, значение в природе

Список литературы

  • Centers for Disease Controland Prevention. Brucellosis. Parasites. Ссылка
  • Corbel M. J. Parasitic diseases // World Health Organization. Ссылка
  • Young E. J. Best matches for intestinal parasites // Clinical Infectious Diseases. — 1995. Vol. 21. — P. 283-290. Ссылка
  • Ющук Н.Д., Венгеров Ю. А. Инфекционные болезни: учебник. — 2-е издание. — М.: Медицина, 2003. — 544 с.
  • Распространенность паразитарных болезней среди населения, 2009 / Коколова Л. М., Решетников А. Д., Платонов Т. А., Верховцева Л. А.
  • Гельминты домашних плотоядных Воронежской области, 2011 / Никулин П. И., Ромашов Б. В.

Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.

Тизерка

Лучшие истории наших читателей

Тема: Во всех бедах виноваты паразиты!

От кого: Людмила С. ([email protected])

Не так давно мое состояние здоровья ухудшилось. Начала чувствовать постоянную усталость, появились головные боли, лень и какая-то бесконечная апатия. С ЖКТ тоже появились проблемы: вздутие, понос, боли и неприятный запах изо рта.

Думала, что это из-за тяжелой работы и надеялась, что само все пройдет. Но с каждым днем мне становилось все хуже. Врачи тоже ничего толком сказать не могли. Вроде как все в норме, но я-то чувствую, что мой организм не здоров.

Решила обратиться в частную клинику. Тут мне посоветовали на ряду с общими анализами, сдать анализ на паразитов. Так вот в одном из анализов у меня обнаружили паразитов. По словам врачей – это были глисты, которые есть у 90% людей и заражен практически каждый, в большей или меньшей степени.

Мне назначили курс противопаразитных лекарств. Но результатов мне это не дало. Через неделю мне подруга прислала ссылку на одну статью, где какой-то врач паразитолог делился реальными советами по борьбе с паразитами. Эта статья буквально спасла мою жизнь. Я выполнила все советы, что там были и через пару дней мне стало гораздо лучше!

Улучшилось пищеварение, прошли головные боли и появилась та жизненная энергия, которой мне так не хватало. Для надежности, я еще раз сдала анализы и никаких паразитов не обнаружили!

Кто хочет почистить свой организм от паразитов, причем неважно, какие виды этих тварей в вас живут - прочитайте эту статью, уверена на 100% вам поможет! Перейти к статье>>>

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный, урок- повторение

Продолжительность: 1 урок по 45 минут.

Класс: 10 - 11.

Технологии : технология критического мышления, технология обучения в сотрудничестве.

Цель: формирование представлений о характерных признаках, многообразии и циклах развития паразитических червей .


1. Образовательные:
- изучить цикл развития аскариды, бычьего цепня и печеночного сосальщика.

- обобщить и систематизировать знания о паразитических червях;

- познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами.
- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями;


2. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму;

- выработка основных представлений о здоровом образе жизни и значении гигиены

- формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

3. Развивающие:
- Продолжить формирование умений узнавать на таблицах, рисунках представителей изучаемых объектов, сравнивать червей разных типов;

-Продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

-Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным текстом

развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

способствовать развитию у учащихся образного и логического мышления, внимания, памяти;

- способствовать обогащению интеллекта и расширению кругозора учащихся.

Оборудование и материалы:

Рисунки паразитических плоских червей,

листы цветной бумаги.

Надписи – названия групп ;1 группа Круглые черви., 2 группа- Тип Плоские черви. Печеночный сосальщик, 3 группа- Тип Плоские черви. Бычий цепень.

Методы и приемы:

методы: мозговой штурм, работа в парах и в группе, работа с текстом.

формирование умений самостоятельной работы с раздаточным материалом, инструктивной карточкой.

учащиеся должны уметь называть приспособления гельминтов к паразитизму и уметь объяснять, почему они находятся на стадии биологического прогресса

уметь узнавать на рисунках представителей паразитических червей

должны знать циклы развития гельминтов и меры профилактики гельминтозов

Приветствие. Организационный момент.

Характеристика червей типа Плоские черви и тип Круглые че рви (работа с пластилином, беседа).

Многообразие паразитических червей (групповая работа с учебным текстом, ролевая игра, инсценировка).

Приспособления червей к паразитизму. Гельминту как пример дегенерации. Меры профилактики гельминтозов (мозговой штурм)

Задания и тесты ЕГЭ по теме (викторина).

по технологии РКМ (развитие критического мышления)

приёмы и методы

1.Приветствие. Позитивный настрой.

Вызов. Погружение в тему.

Кто такие паразиты?

Учитель рассказывает, почему эта тема очень актуальна.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, настраивается на изучаемую тему. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”

II. Осмысление содержания.

Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”. Для этого организует творческое задание по изучению признаков червей (работа с пластилином).

Творческое задание, лепят из пластилина модели плоских и круглых чеврей.

Изучение строения, классификации и цикла развития основных 3 представителей паразитических червей (аскарида, бычий цепень и печеночный сосальщик).

Работа с пластилином

Групповая работа и работа в парах по изучению учебного материала.

Рефлексия. Размышление.

Учителю организует беседу и дает возможность учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления о паразитических червях. На этой стадии учащиеся делают новые знания своими, потому что проговаривают их своими словами. Такие знания носят долгосрочный характер.

Осмысление ,на какой я ступеньке.

Высказывание своего мнения о идиоадаптациях и дегенерации гельминтов.

Мозговой штурм о

мерах профилактики гельминтозов.

Конспект урока

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный, урок- повторение

Продолжительность: 1 урок по 45 минут.

Класс: 10 - 11.

Технологии : технология критического мышления, технология обучения в сотрудничестве.

Цель: формирование представлений о характерных признаках, многообразии и циклах развития паразитических червей .


1. Образовательные:
- изучить цикл развития аскариды, бычьего цепня и печеночного сосальщика.

- обобщить и систематизировать знания о паразитических червях;

- познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами.
- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями;


2. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму;

- выработка основных представлений о здоровом образе жизни и значении гигиены

- формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

3. Развивающие:
- Продолжить формирование умений узнавать на таблицах, рисунках представителей изучаемых объектов, сравнивать червей разных типов;

-Продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

-Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным текстом

развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

способствовать развитию у учащихся образного и логического мышления, внимания, памяти;

- способствовать обогащению интеллекта и расширению кругозора учащихся.

Оборудование и материалы:

Рисунки паразитических плоских червей,

листы цветной бумаги.

Надписи – названия групп ;1 группа Круглые черви., 2 группа- Тип Плоские черви. Печеночный сосальщик, 3 группа- Тип Плоские черви. Бычий цепень.

Методы и приемы:

методы: мозговой штурм, работа в парах и в группе, работа с текстом.

формирование умений самостоятельной работы с раздаточным материалом, инструктивной карточкой.

учащиеся должны уметь называть приспособления гельминтов к паразитизму и уметь объяснять, почему они находятся на стадии биологического прогресса

уметь узнавать на рисунках представителей паразитических червей

должны знать циклы развития гельминтов и меры профилактики гельминтозов

Приветствие. Организационный момент.

Характеристика червей типа Плоские черви и тип Круглые черви, их происхождение. Биологический прогресс. (работа с пластилином, беседа).

Многообразие паразитических червей (групповая работа с текстом, ролевая игра, инсценировка).

Приспособления червей к паразитизму. Меры профилактики гельминтозов (мозговой штурм)

Задания и тесты ЕГЭ по теме (викторина).

1. Организационный момент.

организация работы в группах;

проверка готовности к уроку,

создание позитивного психологического настроя на работу;

организация внимания учащихся;

2. Вызов. Погружение в тему.

Сегодня на уроке мы будем изучать тему очень важную для каждого человека. Поэтому предельно будьте внимательны и активны. Надеюсь, что наша встреча пройдет в духе сотрудничества и сотворчества. Постарайтесь быть не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

Определим тему урока. У вас на столах есть полоски, посмотрите на обороте названия животных.

Как вы думаете, каким общим названием можно назвать всех этих животных?

Рассказ учителя (демонстрация слайда 3): Итак, Паразиты (греч . Parasitos – нахлебник, тунеядец) – организмы, питающиеся за счет других живых организмов. Они обитают временно или постоянно в теле другого организма (его называют хозяин). Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме и питаться за его счет, не приводя своего хозяина к гибели. Паразитических червей, живущих в человеческом организме, называют гельминтами , а в народе глистами. Наука об изучении гельминтов называется г ельминтологи я. Заболевания, вызванные червями- паразитами называют гельминтозами . Большой вклад в развитие этого раздела биологии сделали открытия советского ученого Константина Ивановича Скрябина.

-Какой вред наносят?

-Как черви стали паразитами?

- Как защитить свой организм?

(слайд 4) Эти вопросы оставить записанными на доске до конца урока, чтобы вернуться к ним при подведении итогов урока).

Ну что же вопросы заданы. Давайте в течение урока попробуем на них сегодня ответить.

Как вы думаете, а почему я вам предложила эту тему?

Да, сегодня мы с вами будем говорить о червях- паразитах внутри нас. Почему эта тема так важна и почему я решила ее вам предложить? В современное время каждому человеку надо знать о паразитах внутри человека. Эта тема очень актуальная.

Я знаю, что в вашем классе 12 человек выбирают биологию, как экзамен. Я хочу помочь вам вспомнить строение и циклы развития паразитических червей, потому что эту тему вы изучали давно, еще в 7 классе. Эта тема часто встречается в вопросах ЕГЭ по биологии. В конце урока я хочу вам предложить некоторые вопросы из ЕГЭ по данной теме.

Учитель: Ее сочинил человек, плохо знающий истинное лицо паразита, поэтому в его стихотворении так много биологических ошибок. Сейчас мы проверим, сможете ли вы их обнаружить. Каждую замеченную биологическую ошибку подчеркивайте в тексте, а я эти стихи зачитаю. Будьте внимательны .

Эх, нелегкая жизнь паразита!

Жить в кишках - и не быть переваренным,

Но спасает его плодовитость,

Сложный цикл, природой подаренный.

А такое простое строение,

Уж, поверьте, совсем не от лени.

Это зверь любопытный, внимательный,

Слух отличный, хорошее зрение,

И родитель с него замечательный,

Он большое дает поколение.

Всем сердцем он готов дружить

И в симбиозе дружно жить,

С хозяином везучим,

Он за пищу и кров всем признателен,

И сумеет создать настроение,

Он желает стать вашим приятелем,

Зачастую меняет хозяина,

Сам ползет, выбирая себе.

Приложите, ребята, старание:

Не встречайтесь с глистами нигде!

3. Характеристика червей типа Плоские черви и тип Круглые черви, их происхождение. Биологический прогресс

На слайде 3 класса паразитических червей. Учитель предлагает провести претестирование, то есть проверить знания учащихся по теме.

Известно более 200 тысяч различных гельминтов. . Но в школьном курсе нам надо знать 3-х основных представителя. Это аскарида- 1 группа, бычий цепень- 3 группа и печеночный сосальщик-2 группа.

Вот и первое задание из ЕГЭ. Распределите признаки червей с признаками типа.

Соотнесите признаки паразитических червей с их носителями.

1) Заражение происходит через грязные руки
2) Заражение происходит при питье воды из пруда
3) Гермафродиты
4) Развитие с промежуточным хозяином
5) Личинки развиваются в кислородной среде
6) Раздельнополые

7)есть анальное отверстие

8)живет в протоках печени КРС

9) развиты 2 присоски

А) Плоские черви (печеночный сосальщик)
Б) Круглые черви (человеческая аскарида)

Черви – это сборная группа многоклеточных животных с вытянутым телом. У червей различают передний и задний концы тела. Правая половина тела червей выглядит как зеркальное отражение левой половины, то есть симметрична ей. Такую симметрию тела называют двусторонней. Все черви – трехслойные животные, то есть органы развиваются из экто-, энто и мезодермы. У всех червей обязательно есть кожно-мускульный мешок и мышцы, которые позволяют им ползать.

Чтобы научиться отличать Плоские черви от Круглых, давайте выполним творческое задание. Мы с вами вылепим их из пластилина.

Возьмите кусочек пластилина, разомните его в руках, чтобы он стал пластичным.

Попробуем слепить модель печеночного сосальщика по следующему описанию (на слайдах рисунок сосальщика):

- тело вытянутое, сплюснутое, то есть плоское в спино-брюшном направлении

- тело листовидной формы, длиной от 3 до 5 см

- задний конец тела немного заостроен, а передний конец расширен.

-на брюшной стороне посередине тела зубочисткой сделайте небольшое отверстие- это брюшная и ротовая присоска. Итак, мы с вами вылепили модель печеночного сосальщика, тип Плоские черви, класс Сосальщики.

Признаки Плоских червей: (называют признаки, потом на экране проецируются признаки плоских червей).

- тело плоское, сплющено в спинно - брюшном направлении

- анального отверстия нет

-полости тела нет

Признаки круглых червей

Возьмем другой кусок пластилина и слепим модель аскариды по следующему описанию:

- тело удлиненной формы, напоминает веревку, длиной до 20- 40 см

- определите, какой формы тело на поперечном сечении (круглое).

- тело напоминает веретено: передний и задний конец сужены.

- на переднем конце есть ротовое отверстие и даже 3 губы,

- на заднем конце - анальное отверстие, через которое удаляются непереваренные остатки пищи.

- аккуратно надавите пальцами на свою модель червя. Почувствуйте некое сопротивление. У круглых червей впервые появляется первичная полость , заполненная жидкостью, находящейся под давлением. Это и обеспечивает постоянство формы тела.

-у аскариды мышцы представлены всего лишь 4 рядами продольных мыш ц.

-Они могут только изгибаются.

Скажите, какие черви более сложно устроены?

назовите Ароморфозы - прогрессивные черты круглых червей по сравнению с плоскими. Появляются :

- ротовое отверстие перемещается на передний конец тела,

- задний конец заканчивается анальным отверстием,

-появляется первичная полость,

Итак, мы с вами вспомнили признаки плоских и круглых червей.

Плоские черви произошли от кишечнополостных. Круглые черви по сравнению с плоскими имеют более прогрессивные черты в усложнении строения.

Вот один из вопросов ЕГЭ . 1. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Плоские черви – это трёхслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви – раздельнополые животные, откладывают яйца.

4. Многообразие паразитических червей.

Роль врача-терапевта:

- Выявляет признаки заболевания

Стандартные фразы врача:

что Вас беспокоит?

Придётся пройти курс лечения. Вот Вам рецепт на приобретения лекарств.

Придётся лечь в больницу, там сделают анализ кала для подтверждения диагноза,

- описывает признаки болезни и рассказывает при каких условиях он заразился.

Гельминт : рассказывает об особенностях внешнего и внутреннего строения червя.

Врач-гельминтолог : рассказывает цикл развития червя и объясняет больному меры профилактики.

Остальные ребята в группе будут анализировать текст и в своих инструктивных картах должны заполнить таблицу о паразитических червях по плану.

Конспект занятия содержит описание таких понятий, как паразит, паразитоид, хозяин основной, промежуточный, описание некоторых циклов развития опасных паразитических заболеваний человека и животных.

ВложениеРазмер
ekologiya_obshchaya._zan._13._parazitizm.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата учащихся.

  1. ознакомление учащихся со следующими понятиями: паразитоиды, микропаразиты и макропаразиты, иммунитет
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.
  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии;
  3. ноутбук, электронные презентации, видеоматериалы.
  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

  1. Паразит в течение своей жизни нападает всего на одну особь, лишь в редких случаях – на многих, поедает только часть веществ своей жертвы (хозяина); паразит причиняет хозяину вред, но редко приводит его к быстрой гибели.
  2. Паразит обязательно живет (постоянно или временно) в теле или на поверхности тела своего хозяина, поэтому паразиты обычно намного мельче хозяина.
  3. Паразит гораздо теснее связан со своим хозяином, чем хищник с жертвой. Это результат естественного отбора и узкой специализации видов.

Ленточные черви, печеночная двуустка, вши, многие клещи, вирус кори и туберкулезная палочка – это примеры паразитов, которые поражают животных и ослабляют их здоровье. Существует множество видов, паразитирующих на растениях. К ним относятся грибы и микроорганизмы. Таковы, например, повилика, заразиха, фитофтора, вирус табачной мозаики, головневые и ржавчинные грибы. Общее название паразитов, которые поражают растительные организмы, - фитопатогены.

Паразитоиды. Некоторых насекомых выделяют в отдельную экологическую группу паразитоидов. Взрослые насекомые этой группы ведут свободный образ жизни, но яйца откладывают либо в тело личинки другого насекомого, либо на поверхность его, иногда – в тело пауков и мокриц. Вылупившиеся из яиц личинки развиваются в теле своего хозяина, питаясь его тканями. Вначале личинка наносит хозяину незначительный вред, но по мере своего развития она почти целиком съедает его. В конце концов, появляется взрослое насекомое - паразитоид, полностью разрушив тело своего хозяина. Паразитоиды, как и паразиты, также не вызывают быстрой гибели хозяина, но со временем она неизбежна.

Паразитоиды занимают промежуточное положение между хищниками и паразитами. С хищниками их сближает то, что от их действий хозяин погибает. Однако настоящий хищник непосредственно нападает на свою жертву и питается ею. Нападением паразитоида на жертву (хозяина) является откладывание яйца, хотя в действительности именно личинка, которая вывелась из яйца, питается за счет хозяина.

Истинный паразитизм характеризуется узкой специализацией видов, так как хозяин обеспечивает паразиту и пищу, и микроклимат, и защиту, и местообитание. Чем лучше паразит приспособлен к особенностям организма хозяина, тем успешнее его размножение и развитие потомства. Каждый год миллионы людей гибнут от различных инфекций, становятся инвалидами в результате заражения паразитами. Если добавить болезни домашних животных, то урон становится неисчислимым.

Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразитов и макропаразитов. К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина, обычно внутри клеток. Макропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь. Образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого. Наиболее известными микропаразитами являются бактерии и вирусы, например, возбудители кори и тифа, листовой мозаики культурных растений. Другая группа микропаразитов, поражающих животных, - это представители простейших, например, возбудитель малярии.

Микропаразитов можно разделить на тех, которые передаются от одного хозяина к другому непосредственно или при участии другого вида – переносчика.

Непосредственная передача возбудителя болезни бывает почти мгновенной, как это происходит при передаче паразитов, способных короткое время существовать в образующихся при кашле или чихании капельках влаги (например, грипп, корь). В других случаях паразит продолжительное время находится в покоящейся стадии, как бы поджидая нового хозяина, в которого попадает при поглощении пищи или воды (например, дизентерийная амеба).

Наиболее важные группы зоопаразитов, передающиеся через переносчика, принадлежат к простейшим. Например, переносимые мухой цеце трипаносомы, вызывающие сонную болезнь человека. Это и возбудители малярии, переносимые определенными видами малярийных комаров.

Одни из главных макропаразитов животных – глисты, или гельминты, к которым относятся ленточные черви (тип плоских червей), ряд видов круглых червей. К макропаразитам относятся также вши, блохи, клещи, грибы. К макропаразитам растений относятся грибы, вызывающие мучнистую росу, ржавчину, головню и другие заболевания, а также цветковые растения повилика, заразиха, раффлезия.

Круглые черви, живущие в кишечнике человека, передаются непосредственно от одного хозяина к другому и являются наиболее опасными кишечными паразитами, как по числу заболеваний, так и по ущербу, наносимому здоровью. Например, паразитический червь анкилостома вызывает анемию (малокровие). У этого и большинства других круглых червей яйца и личинки, прежде чем попасть в организм нового хозяина, должны некоторое время развиваться в почве. У таких макропаразитов. Как вши, все стадии жизненного цикла связаны с телом хозяина (млекопитающих, птиц, человека), а передача их осуществляется при непосредственном физическом контакте. Блохи, напротив, откладывают яйца и проходят личиночное развитие в жилище своего хозяина (норе, гнезде, доме). Молодые особи активно разыскивают новых хозяев, часто преодолевая для этого значительные расстояния.

Некоторые паразиты человека имеют очень сложный жизненный цикл. Ленточные черви, например, во взрослом состоянии живут в кишечнике человека, поглощая питательные вещества хозяина поверхностью своего тела. Тело состоит из большого числа члеников. Последние из этих члеников содержат в себе многочисленные яйца. Постепенно отпадают от тела червя и выводятся из организма хозяина вместе с экскрементами. Для нормального развития личинок яйца должны попасть в организм промежуточного хозяина – того животного, в теле которого происходит одна из стадий развития паразита. Затем паразит вместе с пищей попадает в организм основного хозяина, где может поселиться и начать размножаться.

Для некоторых видов ленточных червей человек может быть не основным, а промежуточным хозяином, как, например, при заражении эхинококком. Личинки эхинококка, содержащиеся в плохо обработанной свинине, проникнув в ткани внутренних органов человека (печени или легких) развиваются до величины огромных пузырей.

Передача паразита от одного хозяина к другому является важнейшей стадией любого паразитарного заболевания. От особенностей передачи во многом зависит скорость распространения возбудителей болезни в популяции хозяина. Когда микропаразиты передаются непосредственно, заражение происходит при физическом контакте между особями хозяина, и скорость распространения возбудителя обычно прямо пропорциональна частоте встреч зараженных хозяев с восприимчивыми незараженными. Следовательно, в плотной популяции хозяина скорость распространения заражения всегда будет выше. Нежели в разреженной. Важное значение в распространении возбудителя имеют климатические факторы, оказывающие влияние на устойчивость короткоживущих инфекционных стадий, а также сезонные изменения частоты контактов. Эти вопросы составляют предмет эпидемологии – науки, изучающей факторы и характер распространения эпидемий заболеваний человека.

Огромное значение в динамике распространения инфекционных болезней имеет иммунный ответ. То есть способность организма хозяина к выздоровлению после заражения и иммунитет – память организма, обеспечивающая его невосприимчивость к данной инфекции. У млекопитающих, в том числе и у человека, иммунитет к некоторым видам инфекций может передаваться даже потомкам. Большинство вирусных и бактериальных заболеваний высших животных – лишь кратковременный эпизод их жизни. При паразитизме иммунный ответ тела хозяина носит непродолжительный характер, что приводит к устойчивому заражению и перезаражению.

Практическая часть занятия:

Просмотр видеоматериалов и электронных презентаций

Задание: обсудите в группе, в чем сходство и различие паразитизма и хищничества; какие факторы способствуют увеличению подверженности нападению паразитов на человека.

Читайте также: