Роды виды и жанры словесности 7 класс план конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произве­дениях. Понятия рода, вида и жанра.

Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

Устная народная словесность, ее виды и жанры (7)

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словес­ности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словес­ности.

Драматические виды народной словесности: на­родная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.

Духовная литература, ее жанры (4)

Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, пса­лом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в рус­ской литературе.

Чтение Библии. Понимание библейских текс­тов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по­вествования. Умение видеть своеобразие стиля в раз­личных библейских текстах. Умение заметить ис­пользование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды (10)

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: опи­сание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги ге­роев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо­дов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различ­ных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.

Лирические произведения, их виды (3)

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в вы­разительном чтении идейно-художественное своеоб­разие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрываю­щее личное впечатление о стихотворении, об ис­пользовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.

Драматические произведения, их виды (2)

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драма­тическом произведении.

Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматиче­ского произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специ­фических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.

Лиро-эпические произведения и их виды (4)

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали­чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе — со­единение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойствен­ных лирике и эпосу.

Понимание смысла произведений лиро-эпиче­ских жанров: их героев и сюжета, созданных посред­ством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние произведений словесности (3)

Использование чужого слова в произведении: ци­тата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере­дать это понимание в выразительном чтении произ­ведений. Использование мотивов народной словес­ности в собственном литературном творчестве.

Повторение изученного в 7 классе. (4)

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;

- определять тему и основную мысль произведения;

- различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;

- создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;

- рассказывать о событии с использованием диалога;

- создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;

- употреблять стилистически окрашенные слова в речи;

- создавать стилизацию и пародии;

- различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;

- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;

- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;

- писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;

- писать сочинение-эссе по лирическому произведению;

- создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;

- писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;

- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;

- выразительно читать эпические и лирические произведения.

В ходе освоения содержания образования по родному ( русскому) языку обучающиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- выполнение различных заданий исследовательского характера;

- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;

- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;

- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Литература и средства обучения

1. Алексеенко Л.П. Отбор дидактического материала к урокам подготовки сочинений по личным впечатлениям и наблюдениям.// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена,1987.

2. Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение,1991.

3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.//Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б.- М.: Просвещение, 1991.

4. Буслаев Ф.И., Галахов А.Д. Программа русского языка и словесности. //Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.

5. Гужва Ф.К. Морфология русского языка. Книга для учителя – Киев: Радняньская школа , 1987.

6. Данилов В.В. Методика родного языка.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.

7. Державин Н.С. Основы методики преподавания по русскому языку и литературе в средней школе.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.

8. Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. – Киев : Радняньская школа,1990.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по родной литературе(р)

Учитель Аметова С.М

Дата __________ Класс 7-А № урока _______

Дата __________ Класс 7-Б № урока _______

Дата __________ Класс 7-В № урока _______

Тема Лирические виды и жанры народной словесности.

Цели (образовательные; воспитательные; развивающие)

Научиться различать виды и жанры лирических произведений народной словесности.

Определять содержательные и языковые особенности лирических песен и частушек.

Развивать эстетический и читательский вкус, коммуникабельность при выполнении заданий в группах.

Способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Личностные : Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен-ного наследия русского народа.

Метапредметные: Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Предметные: Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование ПК, презентация к уроку, сборники русских народных песен, тетрадь

1Организационный момент. Приветствие. Готовность к урока. Проверка отсутствующих.

2Актуализация знаний. Проверка д/з.

Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?

- Каковы характерные особенности устного народного творчества? (устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.

- Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

- назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

- В чем народная мудрость малых жанров фольклора?

- Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества – лирической и исторической песнями.

4.Основная часть урока.(новый материал).

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств – словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

1. народные сказки

3. обрядовые песни

Свойства фольклора

1. Анонимность (отсутствие автора).

2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).

3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

Виды народной лирики

5.Первичное усвоение новых знаний.

Жанры народной песни

Описание слайда: ОБРЯДОВЫЕ Магическое обращение к силам природы Соединение с христианскими праздниками

Описание слайда:

Подблюдные, свадебные, веснянки, проводы в армию

Описание слайда:

Описание слайда:

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ Спи, усни, - Бай, бай, бай! Угомон тебя возьми… Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьём; Зипун сошьём, Боронить пошлём – В чистые поля, В зелены луга.

Описание слайда:

СОЛДАТСКИЕ Солдатушки, браво-ребятушки, Где же ваши деды? Наши деды – славные победы, Вот где наши деды! Солдатушки, браво-ребятушки, Где же ваши матки? Наши матки – белые палатки, Вот где наши матки! Солдатушки, браво-ребятушки, А где ваши жёны? Наши жёны – ружья заряжёны, Вот где наши жёны.

Описание слайда:

Ямщицкие, бродяжьи разбойничьи, бурлацкие

Описание слайда:

ШУТОЧНЫЕ Вот тебе помои – умойся! Вот тебе онучи – утрися! Вот тебе заслон – помолися! Вот тебе сухарь – подавися!

Описание слайда:

Жанры лирических песен Обрядовые Любовные Колыбельные Солдатские Ямщицкие Бродяжьи Разбойничьи Бурлацкие Шуточные

Описание слайда:

? Котинька, коток, Котя, серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мово Лёшеньку качать, Прибаюкивати. Я тебе, коту, За работу заплачу: Беленький платочек На шею навяжу, А другой, голубой, В ручки подарю…

Описание слайда:

Описание слайда:

Задания Выразительно прочитать .Определить, какие переживания выражены в частушке Определить, есть ли рифма и ритм. Отметить особенности языка частушки ..

Что общего ? Форма – четверостишье Есть ритм и рифма Обращение к конкретному человеку Образность Язык, присущий фольклорным произведениям

Домашнее задание Записать народную лирическую песню или частушку, исполняемую в вашей семье Объяснить, почему она любима

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения.

Долголетие песен и частушек объясняется так: Они часть нашей народной культуры Они выражают мысли и чувства, присущие русскому человеку в любые времена Они образец красоты и выразительности русского языка.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

7.Закрепление изученного материала.

Работа над идейно-художественным содержанием песен.

На заре то было, братцы, на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца.

Не сокол летал по поднебесью,

Ясаул гулял по насадику.

Он гулял, гулял, погуливал,

Добрых молодцов побуживал:

«Вы вставайте, добры молодцы,

Пробужайтесь, казаки донски!

Нездорово на Дону у нас,

Помутился славный тихой Дон

Со вершины до черна моря,

До черна моря Азовского,

Помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина.

Поймали добра молодца,

Завязали руки белые,

Повезли во каменну Москву

И на славной Красной площади

б) К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

в) С какими событиями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

г) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом (XIII-XIVвв), как отклик на события общественной и военной истории. В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительно имевшим место в истории событии. Исторические песни продуктивно развивались на протяжении XVII века, который стал временем борьбы народа с крепостничеством, крестьянских и городских восстаний. В песнях этого периода отражена национально-освободительная борьба против иностранной интервенции и период Второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина.

Вопросы и задания:

1. Определите тему и основную мысль песни.

2. Какую печальную новость принес есаул?

Поэтический параллелизм (от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.

В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания. Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва.

Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написана белым стихом.

· Белый стих – нерифмованный стих. Окончания, где обычно помещается рифма, остаются


Ах вы, ветры, ветры буйные,

Ветры буйные, залетные,

Принесите вы мне весточку

От родной моей сторонушки!

Там так ярко солнце красное,

Там свежи луга зеленые,

Там родная Волга-матушка,

Там звучна так песнь разгульная.

Скучно, душно, ветры буйные,

Жить в темнице разукрашенной,

Видеть небо всё туманное,

Слышать песни всё зловещие.

Всюду светит солнце красное,

Есть повсюду люди добрые,

Но нигде нет другой родины,

Нет нигде ее радушия.

Разнесите, ветры буйные,

Грусть-тоску мою, кручинушку,

Успокойте сердце бедное, -

Всё изныло в злой неволюшке.

Так и рвется горемышное!

Скучно, горько на чужбине жить!

Посмотрел бы хоть на родину,

Хоть взглянул бы на родимый кров.

Вопросы и задания:

· Каким настроением проникнута песня?

· С помощью каких поэтических символов передается это настроение?

· Какие синонимы подчеркивают тревогу лирической героини?

· Какова тема и основная мысль произведение?

· Найдите в песне параллелизм. Определите его роль.

Лирические песни как разновидность обрядовой поэзии – жанр фольклора, который, как считают исследователи, сформировался в XVI веке в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей и причитаний, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины).

· Какие жанры народных песен вам известны?

· Какие стороны народной жизни нашли отражения в исторических песнях?

· Какова тематика лирических песен?

· Все народные песни написаны белым стихом. Почему рифма не главное в народных песнях?

· В чем отличие лирических песен от исторических?

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выучить содержание конспекта, выразительно читать песни (в приложении), уметь отвечать на вопросы.

1. Определение темы урока в форме игры “Назови литературный термин по описанию”.

- Наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности (род).

- Исторически сложившийся вид литературного произведения (жанр).

- Род литературы, в котором отражены переживания, чувства, мысли автора литературного произведения (лирика).

- Род литературы, в котором повествуется о событиях и героях (эпос).

- Один из родов художественной литературы, в котором события, происходящие с героями, их чувства, переживания отражены в действиях и поступках и воплощены на сцене (драма).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ученики открывают тетради, записывают тему урока)

2. Слово учителя о том, что вся художественная литература – это огромная страна. Жизнь ее – это отражение жизни человека. Литература 20 века продолжает развитие литературы XIX века.

3. Работа с учебником.

- Чтение материала вступительной статьи (1, 3 абзацы). Какие изменения произошли в XX веке?

- Чтение вступительной статьи до конца. Какие изменения в сфере коммуникации отразились на искусстве слова? (Cм. эпиграф)

- Какой род литературы быстрее других откликнулся на требования времени?

4. Игра “Обозначь города-жанры на символической карте”.

Один ученик у доски, остальные на местах на “контурных картах” отмечают города-жанры в “стране” “Лирика.

5. Творческая работа “Исправь таблицу”.

Одновременно у доски выполняется индивидуальное задание: составить схему “Роды и жанры литературы”.

6. Итог урока. Используя карточки с терминами, сгруппировать их по разделам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпос - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ) - один из трех основных родов литературы, в отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры эпоса - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.

Жанры эпоса:

Роман - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.

Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.

Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Эпопея - самая крупная жанровая форма эпоса. Для эпопеи характерно:

1. Широкий охват явлений действительности, изображение жизни народа в исторически значимый, переломный момент

2. Поднимаются глобальные проблемы, общечеловеческой значимости

3. Народность содержания

4. Несколько сюжетных линий

5. Очень часто – опора на историю и фольклор

Путешествие - литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

Исповедь – литературный жанр, который может носить характер эпического или лирического. одно из семи христианских таинств, в которые входят также крещение, причащение, миропомазание, брак и др. Исповедь требовала от человека полной искренности, стремления избавиться от грехов, раскаяния. Проникнув в худож. лит-ру, исповедь приобрела дидактический оттенок, став своеобразным актом публичного покаяния (напр., у Ж. Ж. Руссо, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого). Но вместе с тем исповедь явилась и средством морального самоутверждения личности. Как жанр лирики И. была развита романтиками. Исповедь сродни дневнику, но в отличие от него не прикреплена к к.-л. месту и времени.

Лирика - один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В лирике жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством лирики является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие сюжета, небольшой размер.

Жанры лирики:

Элегия - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio - углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. Наибольшей популярностью этот возникший в античную эпоху жанр пользовался в поэзии сентиментализма и романтизма, особую известность получили элегии В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.А. Пушкина, Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова.

Послание - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д

Есть лиро-эпические жанры, находящиеся на стыке лирики и эпоса. От лирики у них – субъективное начало, ярко выраженная авторская эмоция, от эпоса – наличие сюжета, рассказывание о событиях. Лироэпические жанры тяготеют к стихотворной форме. Более крупный лироэпический жанр – поэма, более мелкий – баллада

Поэма - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике)

Баллада - жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллады - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова.

Драма - один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Это произведения, предназначенные для постановки на сцене. К драматическому роду относятся трагедии, комедии, собственно драмы, мелодрамы и водевили.

Жанры драмы:

Трагедия- (от греч. tragodia - козлиная песнь

Комедия - (от греч. от komos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

Драма – (в узком смысле) один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Читайте также: