Родительный падеж имен существительных множественного числа конспект урока 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Данная разработка урока позволяет познакомить учащихся с окончаниями имён существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имён существительных в родительном падеже.
Конспект урока построен в соответствии ФГОС к УМК "Школа России".

Оценить 1491 0

МБОУ Новомеловатская СОШ

по Русскому языку в 4Б классе

по теме: « Родительный падеж

имён существительных

Подготовила и провела:

учитель начальных классов, ВКК

Каплина Любовь Павловна

Тема урока: Родительный падеж имён существительных множественного числа.

Цели: познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имён существительных в родительном падеже.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудни­чество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценива­ние качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-эти­ческое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личност­ных ценностей.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Учитель называет слова в форме единственного числа, уча­щиеся по цепочке называют форму множественного числа. Класс проверяет. Если форма названа неправильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

Актуализация знаний

Письмо по памяти

И ровно в пять часов утра

Слетелась птичья детвора:

Чижи, стрижи, щеглята,

Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,

Пищат, галдят, клюются,

Что сделаешь — птенцы!

(Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка.)

Подчеркните имена существительные во множественном числе, укажите их падеж, выделите окончания.

Разберите слово детвора по составу.

Выполните звуко-буквенный разбор слова пять.

(Три ученика работают на откидной доске.)

Самоопределение к деятельности

Крики птиц, мамы малышей, шум городов, стаи туч.

Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Опреде­лите падеж и число зависимых слов, назовите окончания.

Что вы заметили? (Все имена существительные, являющиеся в словосочетаниях зависимыми словами, стоят в родительном падеже.)

Сформулируйте задачи урока. ( Примерный ответ . Вспо­мнить, на какие вопросы отвечают имена существитель­ные в родительном падеже, узнать, какие окончания име­ют существительные множественного числа в родительном падеже, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имён существительных множественного числа.)

Работа по учебнику

Упр. 257 (с. 135).

Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в родительном падеже множественного числа?

Назовите окончания существительных 2-го склонения.

Назовите окончания существительных 3-го склонения.

Подберите в каждую группу по два слова с такими же окон­чаниями.

(Работа в парах. Проверка. Одна пара называет свои при­меры.)

Упр. 258 (с. 135).

Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского.

Как вы его понимаете?

Найдите имена существительные в форме множественного числа. ( Облаков, дождей, лесов, болот, рек, озёр, лугов, полей, цветов, трав, слов.)

В каком падеже употреблены эти имена существительные?

Назовите их окончания.

— Назовите оставшиеся имена существительные. Определите их число. ( Имена существительные воды, воздуха, неба упо­треблены в форме единственного числа.)

Попробуйте образовать от этих существительных форму единственного числа. ( Эти существительные не имеют фор­мы множественного числа.)

Выполните письменные задания к упражнению.

(Один ученик выполняет на доске разбор слова (в) природе как части речи.)

Упр. 259 (с. 136).

Прочитайте группы слов.

Назовите окончания существительных в каждой группе.

Образуйте от них формы множественного числа по образцу.

Запишите по три существительных из каждой группы в форме множественного числа, выделите окончания.

(Взаимопроверка.)

Запишите в словарик слова килограмм, грамм, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Определите значение слов. ( Это названия мер массы.)

Как вы думаете, что обозначает часть слова кило- в слове килограмм ? (Ответы детей.)

Поставьте каждое имя существительное в форму роди­тельного падежа, придумайте и запишите с ними слово­сочетания.

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)

Упр. 260 (с. 136).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, самооценка.)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 263 (с. 137).

Какие окончания имеют эти существительные? ( Нулевые окончания.)

Можно ли их проверить? (Нет, эти формы слов надо запо­мнить.)

Спишите слова, выделите окончания.

Упр. 264 (с. 137).

Как можно определить форму родительного падежа во мно­жественном числе, если затрудняешься с ответом?

Найдите слово, форму которого вы не можете определить, в толковом словаре. ( Например, слово яблоки.)

Прочитайте словарную статью. На что указывает первое условное обозначение? ( Буква а — это окончание сущест­вительного в родительном падеже единственного числа.)

Как вы понимаете следующее условное обозначение? ( Это форма слова во множественном числе, сначала в форме име­нительного, потом родительного падежа.)

Выполните задание к упражнению.

(Работа в парах. Учащиеся составляют словосочетания, при необходимости обращаются к словарю (можно использовать

школьный словарик трудностей русского языка). Одна пара ра­ботает на откидной доске. Проверка, взаимооценка.)

Упр. 265 (с. 138).

Сравните формы трёх падежей. В каких падежах окончания одинаковы?

— Как отличить существительные в именительном и вини­тельном падежах? ( Существительное в именительном паде­же является в предложении подлежащим, а в винительном падеже — второстепенным членом.)

Как отличить существительные в родительном и вини­тельном падежах? ( Можно подставить существительное 1-го склонения в единственном числе. Если окончание бу­дет -у или -ю, то это винительный падеж, а если -ы или -и — это родительный падеж.)

Вспомните, какие предлоги употребляются с родительным падежом, а какие - с винительным. ( В, на, через - предло­ги винительного падежа; у, без, от — предлоги родительного падежа.)

Упр. 266 (с. 138).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик назы­вает слова, указывает падеж, остальные проверяют.)

Как вы разобрали третье предложение?

Назовите части слова трескучий.

Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.)

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

Чему вы научились сегодня на уроке?

Какие окончания могут быть у имён существительных мно­жественного числа в родительном падеже?

Оборудование: таблица “Имена существительные в родительном падеже множественного числа”, карточки для детей для работы по вариантам, сигнальные карточки с окончаниями в родительном падеже.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок русского языка.

Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. На уроке будьте внимательными, думающими, сосредоточенными, старательными, догадливыми.

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

II. Проверка домашнего задания.

а) – Что надо было сделать дома? – Чему учились, выполняя это задание? (Учились правильно ставить ударение в словах.)

б) Дополнительное задание было 2 девочкам: выписать из орфографического словаря школьника трудные случаи постановки ударения у существительных во мн.ч.

в) – Прочитайте существительные, которые имеют форму ед. числа. (Молодежь, золото, ворота, асфальт, порох, темнота, керосин, молоко, сметана.)

– Прочитайте существительные, которые имеют форму мн. числа. (Щипцы, шахматы, часы, весы, шаровары, сутки, каникулы, сани, весы.)

г) Игра “Назови словечко”.

Учитель называет имя существительное, учащиеся хором называют форму множественного числа этого существительного, если это возможно.

ПортфЕль – портфели
дирЕктор – директорА
звено – звенья
инженер – инженеры .
председатель – председатели
день – (дни)
метро – нет мн.ч.
пень – (пни)
лень – нет мн.ч.
столЯр -столярЫ
тОрт– тОрты
квартАл – квартАлы
.

III. Словарная работа.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом

Килограмм – основная единица веса.

Это сложное слово, состоящее из двух корней. Кило – в переводе с греческого означает тысяча. Грамм – это единица веса.

Придумайте однокоренные слова.

– Придумайте предложение с новым словарным словом.

IV. Новая тема.

(Тема записана на доске и закрыта.)

а) – Проверяя ваши тетради, я в ваших ответах к задаче я встречала такие записи:

Ответ: 100 килограмм… пшеницы привезли.

– Какое окончание должно быть у сущ-го килограмм? Как вы думаете?

– В каком падеже и числе стоит сущ-е килограмм?

Мы сегодня на уроке будем говорить о родительном падеже.

А точнее, учиться определять безударное окончание имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Научимся правильно употреблять их в речи.

б) Допишите окончания.

М.р. ученик…., геро…,писател…. –ов, -ев,– ей, -□

Ж.р. учениц…, тетрад. туфель… – □, -ей

Ср.р яблок. облак…, плать… –ов, -ев,– ей, -□

Р.п. Мужской род Женский род Средний род
-ов, -ев, -ей, -□ -□, -ей -ов, -ев, -ей, -□

Физкультминутка.

Возвращаемся к нашему вопросу. Килограмм какого рода?

В мужском роде во мн.ч. какие окончания?

Принято говорить 1 килограмм, и т.д. до 4-х, но пять килограммов и т.д.

в) Обратите внимание! Образование родительного падежа множественного числа нередко вызывает трудности. В таком случае надо обратиться к словарю или спросить у взрослых.

Запомните сущ-е в Р.п. мн.ч. с нулевым окончанием, с окончанием -ов.

Читают с доски: килограммов, помидоров, апельсинов, мандаринов, носков, облаков, рельсов.

Ботинок, туфель, сапог, чулок, яблок, груш, каникул, мест, дел, рам, окон, задач, валенок.

V. Закрепление изученного.

1. Работа у доски.

1. Спишите, изменив слова в скобках, поставив их в какой падеж? (Р.п. мн.ч.) Выделите окончания.

Дети выполняют у доски с комментированием.

Ур.жай (огурцы), ств.лы (д.рев.я), много (площ.дь), пара (с.поги), у ш.роких (п.ля), (из)вкус.ных (груши), ключи от (двери),много (рощи, задачи, тучи)

2. Самостоятельная работа.

По вариантам: 1 в. по карточкам, 2 в. – № 254. Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже множественного числа.

Стволы (дерево), крылья (самолет), простор (площадь), аромат (гриб), ключи от (дверь).

Карточка № 2.

Запишите существительные в родительном падеже множественного числа.

Дача, роща, крыло, инженер, корабль, ключ, галоша.

Проверка: прочитать, назвать окончания.

3. Упражнение “Правильно ли мы говорим”.

(Карточки, сигнальные карточки.)

– А теперь проверим, правильно ли мы говорим.

Сбор помидор…
Покупка плат….
Починка сапог….
Сушка яблок….
Доставка газет….
Полив огурц….
Слушать пение солов….
Много двер….

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит интересный дидактический материал по теме "Родительный падеж имён существительных во множественном числе", а также тестовые задания.

МКОУ Бобровская СОШ №2

Русский язык. 4 класс

Учитель начальных классов

Мачнева Людмила Альбертовна

г. Бобров, 2014 г.

Русский язык 4 класс.

воспитание и первичное осознание норм образования форм Р. п. мн. числа имен существительных; введение в употребление словаря “Как правильно изменить слово?”; повторение склонений, падежей имен существительных, способов проверки орфограмм корня;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к красоте, богатству, разнообразию, образности русского языка; воспитание коллективизма и взаимопомощи;

развитие учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных умений и навыков.

Оборудование:

Организационный момент.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

Он, наверно, не пойдет в аптеку,

А здоровым будет много лет.

- Давайте пожелаем друг другу здоровья и успехов в нашей сегодняшней работе. Я прошу вас положить на край стола ваши карточки настроения.

Чистописание. Словарная работа.


Болото, картина, космонавт, столица, железо, багаж, богатство, агроном, метро, ягода, вокзал, деревня, растение, аллея, самолет, облако, пальто, молоко.

- Какие слова вам не удалось записать во множественном числе? Почему? Проверьте себя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по русскому языку в 4 классе по программе "Школа России".

Тема урока "Родительный падеж имён существительных"

Цель: обобщить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (вопросы, основные значения, предлоги).

Задачи урока.

Совершенствовать умение находить в предложении и в тексте имена существительные в родительном падеже с помощью вопросов и предлогов. Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже. Совершенствовать умение устанавливать связь слов в предложении.

Развивать умение выполнять последовательно действия, необходимые для того, чтобы распознавать падежи имён существительных по совокупности его основных признаков. Развивать внимание, память, речь.

Воспитывать аккуратность. Содействовать развитию умения общаться, быть вежливыми, доброжелательными.

Урок соответствует требованиям ФГОС.

Щавлева Лариса Борисовна

МОУ «Киришская средняя

Педагогический стаж: 17 лет.

Образование: высшее.

УМК: самостоятельно составленный комплект.

Предмет: русский язык.

Урок русского языка, проведённый в 4 классе.

Учитель: Щавлева Лариса Борисовна.

Тема. Родительный падеж имён существительных.

Цель: обобщить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (вопросы, основные значения, предлоги).

Задачи урока.

Образовательные.

Совершенствовать умение находить в предложении и в тексте имена существительные в родительном падеже с помощью вопросов и предлогов. Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже. Совершенствовать умение устанавливать связь слов в предложении.

Развивающие.

Развивать умение выполнять последовательно действия, необходимые для того, чтобы распознавать падежи имён существительных по совокупности его основных признаков. Развивать внимание, память, речь.

Воспитательные.

Воспитывать аккуратность. Содействовать развитию умения общаться, быть вежливыми, доброжелательными.

Оборудование:

карточки с текстом

Двадцать второе октября.

Классная работа.

Тема. . одительный падеж.

Вылетел (из) гнездо;

Написал (без) ошибка;

Посидел (у) ручей;

Отплыл (от) берег;

Вырос (около) забор;

1. Берёзовый лист, еловая шишка, медвежья берлога, волчий след.

2. Шерстяное платье, ивовая корзина, брусничный кисель.

Структура урока.

I. Организационный момент. 1 мин

II. Подготовка к изучению темы. 2 мин +4 мин

1. Работа с корректурной пробой.

2. Актуализация знаний.

IV. Минутка чистописания. 3 мин

V. Словарная работа. 3 мин

VI. Работа над темой урока.18 – 20 мин

VII. Физкультминутка. 2 мин

VIII. Работа над темой (продолжение).

IX. Закрепление изученного. 2 мин

X. Обобщение знаний по теме. 2 мин

XI. Самостоятельная работа. 3 мин

XII. Итог урока. 2 мин

XIII. Домашнее задание. 1

Ход урока.

I. Орг. момент. 1 мин

- Встаньте, пожалуйста, ровно, проверьте всё ли готово к уроку.

– Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.

– Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.

- Прежде, чем приступить к теме урока, предлагаю вам поработать над развитием и концентрацией внимания.

II. Подготовка к изучению темы. 2 мин + 4 минуты

1. Работа с корректурной пробой.

- Зачеркните все повторяющиеся буквы, из оставшихся букв составьте слово, добавив гласные, которые встречались в корректурной пробе.

- Какое слово у вас получилось? (Склонение)

(При выполнении этого задания 5 человек допустили ошибки).

- Что такое склонение? (Склонение – это изменение слова по падежам).

-Сколько падежей в русском языке? Перечислите падежи с вопросами.

(Ответило 2 ученика: Солдатов Дима – без ошибок, Божинский Андрей отвечал с помощью класса).

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

(Домашнее задание: повторить название падежей, падежные вопросы, предлоги).

Тест №1 (творческий).

- Впишите пропущенные слова. (К доске вызвано три ученика, которые параллельно прочитывают фразы. Если ученик отвечает неправильно – идёт обсуждение, выбирается правильный ответ).

Имя существительное – это_____________________________________ .

Имя существительное обозначает ______________________________________.

Имя существительное отвечает на вопросы __________________________ .

Имя существительное, обозначающее один предмет, стоит в форме __________________________ .

Имена существительные, к которым можно поставить слова: он, мой __________________ рода.

У имён существительных ________________________ рода на конце после шипящего пишется мягкий знак.

(У доски отвечали Сафронова Юля(б/о), Николаева Анжела(1 ош.), Азломец (2 ош.)

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! (8 человек)

- А те ребята, которые допустили ошибки, будьте внимательнее на уроке и дома повторите правило на с. 34.

-Сегодня мы продолжим изучение темы “ Имя существительное в родительном падеже”. Мы будем продолжать учиться употреблять в нашей речи имена существительные в родительном падеже.

-Итак, тема урока “.одительный падеж”.

-Но, что это? Догадайтесь, какая буква покинула своё место? (Р)

- Какие звуки может обозначать эта буква?

Буква Р обозначает два звука р , р

Дайте им характеристику.

- р - согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

- р - согласный, непарный, звонкий, мягкий

IV. Мин. чистописания. 3 мин

- Давайте подготовим наши руки к письму.

Массаж рук. “Семья”.

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с большого пальца, дети одновременно поднимают пальцы на обеих руках.

Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – папа.
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

- Откройте тетради. Запишите дату и вид работы.

Письмо заглавной и строчной букв Рр. При письме соблюдаем основные требования: высоту, наклон, ширину букв.

(По ходу письма учитель проходит по классу, делает индивидуальные замечания).

Молодцы! Все написали аккуратно и красиво. Ваша задача – стараться так писать весь урок.

V. Словарная работа. 3мин

- Прочитайте внимательно словосочетания. Попробуйте представить то, о чём читаете.

(слова правого столбика убираются)

-Запишите слова правого столбика с помощью левого столбика. Поставьте ударение. ( У доски за створкой пишет Николаева Анжела)

-Что объединяет все эти слова? (имена существительные с непроверяемой безударной гласной в корне).

-Подчеркните букву, написание которой нужно запомнить.

- Проверьте Анжелу и себя. (У Анжелы нет ошибок). 6 детей допустили ошибку в слове пальто.

-Какое слово лишнее? Почему? (пальто, нет буквы р, несклоняемое существительное).

VI. Работа по теме урока. 18 – 20 мин

Игра “Чего не хватает?” по серии картинок: “Рисунок 1”


-Рассмотрите внимательно картинки, найдите ошибки художника. Всё ли нарисовал художник?

( У кота не хватает лапки. У слоника не хватает ушей. У собаки не хватает хвоста. У рыбки не хватает плавников. У петушка не хватает гребешка. У телефона не хватает провода. У лопаты не хватает черенка).

У лопаты не хватает (чего?) черенка.

- Запишите одно из предложений, в скобках поставив вопрос к слову, обозначающему предмет, которого не хватает.

- Прочитайте ваши предложения.

(Дети прочитывают разные варианты предложений).

(У кота не хватает (чего?) лапки.

- Какой вопрос задавали к словам? (чего?)

- В каком падеже употреблены эти имена существительные? (В родительном).

-Ещё раз назовите имена существительные в родительном падеже.

-На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (Кого? Чего?)

- Давайте понаблюдаем, какое же значение могут иметь имена существительные, употребляемые в родительном падеже.

На доске написаны словосочетания ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

1. Берёзовый лист, еловая шишка, медвежья берлога, волчий след.

2. Шерстяное платье, ивовая корзина, брусничный кисель.

Нужно заменить их словосочетаниями, состоящими из двух существительных. Запишите новые словосочетания. (Дети самостоятельно записывают словосочетания. Первое словосочетание составляется коллективно, на доске учитель показывает образец).

Лист берёзы, шишка ели, берлога медведя, след волка.

Платье из шерсти, корзина из ивы, компот из брусники.

– Определите падеж зависимых имён существительных. (Устно дети ставят вопрос и надписывают падеж – Р.п. Задание выполняется по цепочке. Образец рассуждения:

Лист берёзы: ставлю вопрос – лист чего? берёзы - Р.п.

- Кто догадался, что обозначают имена существительные в родительном падеже в новых словосочетаниях?(Принадлежность кому- чему –либо; материал, из которого сделан предмет)

- Мы продолжим работу по определению значений имён существительных в родительном падеже после небольшого отдыха.

VII. Физ.мин. (релаксация) 2 мин

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется,
Дышится легко… ровно…глубоко…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть.

VIII. Работа по теме урока (продолжение).

- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами от, до, из, без, для, около, вокруг, после, кроме, с).

Упражнение “Используйте предлоги”.

- Посмотрите на запись на доске:

Добрался (.до.) город;

Слетел (…с) голова;

Вылетел (из) гнездо;

Написал (без) ошибка;

Посидел (у) ручей;

Отплыл (от) берег;

Вырос (около) забор;

-В каком падеже стоят имена существительные? Докажите.

(Имена существительные стоят в И.п., т.к. отвечают на вопрос что? Можно сказать, что они находятся в начальной форме)

-Составьте словосочетания с существительными в родительном падеже, употребляя предлоги. Запишите полученные словосочетания.

Первое словосочетание составляем коллективно.

(Дети предлагали: добрался до города, добрался в город. Прозвучало два варианта. Давайте выберем правильный. Как будем действовать?)

(Нужно задать вопрос, обратить внимание на предлог: добрался до чего? до города – Р.п., предлог до – предлог Р.п.; добрался во что? в город – В.п., вопрос что? и предлог в).

Далее дети работают самостоятельно. Учитель проходит по рядам и помогает индивидуально детям, затрудняющимся в составлении словосочетаний.

Проверка. Каике получились словосочетания?

Добрался до города, слетел с головы, вылетел из гнезда, написал без ошибки (был ответ: написал с ошибкой – не подходит – сущ. В Т.п.); посидел у (около) ручья; отплыл от берега; вырос у (около) забора.

По ходу дети ставили вопрос и определяли падеж.

-Какие предлоги употребили? (до, с, из, без, у, от, около)

- Кто определит, какое словосочетание здесь лишнее?

(Написал без ошибки, так как в остальных словосочетаниях, существительное обозначает место).

- Мы определили ещё одно значение имени существительного в Р.п..

Вывод: имена существительные в родительном падеже могут обозначать:

принадлежность кому-либо, чему-либо;

материал, из которого сделан предмет;

-Составьте предложение с лишним словосочетанием.

Ученик написал диктант без ошибок.

-Подчеркните главные члены предложения.

-Найдите существительное в родительном падеже. От каког слова задаём вопрос?

-Каким членом предложения оно является?

(Существительное в родительном падеже является второстепенным членом предложения).

IX. Закрепление. Работа с деформированными предложениями. 2 мин

– Сейчас проверим, умеете ли вы правильно употреблять слова в родительном падеже. Составьте предложения из данных слов, правильно изменяя имена существительные.

(набор слов у каждого ученика своего цвета)

не боится, Лена , гроза

грибы, в , лесу, белые, много, растёт

Наташа, кусочек, сахар, взяла

выпил, Миша, кисель, стакан

много, набрали, спелая, мы, малина

выполняли, часть, только, работа, плотники

Алёша, не видел, никогда, сова

-Запишите своё предложение. (8 человек нуждались в помощи учителя).

- Прочитайте полученные предложения. (Проверяем предложение зелёного цвета)

- Назовите имена существительные в родительном падеже. Докажите.

Образец. Лена не боится грозы. Не боится чего? грозы; сущ. грозы в Р.п.

X. Обобщение знаний по теме. 2 мин

- А сейчас мы проведём тест.

. Тест №2.

-Обведи ответ “да”, если ты согласен, или “нет”, если ты не согласен с утверждением.

На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

да нет Кого? Чего?

да нет Кому? Чему?

Как называется изменение имён существительных по вопросам?

да нет Изменением по падежам

да нет Склонением

да нет Изменение по числам

В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: не вижу картины, учителя, Сергея?

да нет В именительном

да нет В родительном

да нет В винительном

В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами у, без, из, около?

да нет В родительном

да нет В винительном

да нет В именительном

О каком падеже идёт речь: “Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом”?

да нет О винительном

да нет Об именительном

да нет О родительном

- Встаньте, пожалуйста, те дети, кто допустил ошибки:

- в первом вопросе (нет ошибок)

- в третьем (6 ошибок)

- в четвёртом (нет ошибок)

- в пятом (4 ошибки)

XI. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. 3 мин

- Возьмите, пожалуйста, карточки с предложениями. Прочитайте.

Леса украшают природу нашей страны. Они защищают поля от засухи. Деревья очищают воздух от пыли. Из лесной чащи вытекают ручьи. Без влаги растения гибнут.

- Докажите, что это текст. (Предложения связаны между собой. Говорится о пользе леса. Можно придумать заголовок).

-Найдите и подчеркните существительные в родительном падеже и обозначьте падеж.

- Что вам поможет? ( Нам помогут предлоги, вопросы)

(Во время выполнения задания учитель проходит и оказывает помощь тем детям, которые затрудняются в определении падежей).

Вложите эти карточки в тетрадь.

XII. Итог урока. 2 мин

Давайте обобщим наши знания

- Перед вами висит план, по которому мы рассказываем о падеже. Кто готов рассказать о родительном падеже?

Название падежа.

Слово-помощник.

Основные значения.

Роль в предложении.

( Ответили 3 ученика: Солдатов Дима рассказал без ошибок – 5; Божинский и Бойцов Рома затруднились вспомнить все значения – 4)

Оценки за урок. Учитывались устные ответы + работа в тетради.

Азломец Юля – 3 ( В тесте допустила 2 ош. и в работе указала падежи над главными словами, а не зависимыми).

Солдатов – 5 ( назвал падежи и вопросы без ошибок; рассказал по плану о Р.п. без ош.)

Божинский – 3 (затруднялся в начале урока назвать все падежи и вопросы, рассказывал по плану о падеже только с помощью класса)

Николаева – 4 (тест – 1 ош. словарные слова без ош.)

Сафронова Юля -5 (тест без ош. вся работа выполнена без ош.)

Выборочно были поставлены оценки за работу в тетради (5 учеников)

XIII. Домашнее задание.1 мин

- Разукрасьте картинку. Составьте и запишите мини-рассказ по данной иллюстрации, употребляя имена существительные в родительном падеже.

Читайте также: