Родина что это значит 2 класс 21 век конспект и презентация

Обновлено: 20.05.2024

Место урока в учебном плане: 1 урок в теме «Россия – твоя Родина.

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и материалы:

Технологическая карта: Приложение 1

1. Организационный момент

Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
Вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.
Теперь тихонечко все сели
И соседа не задели.

2. Подведение к теме урока

– Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?

3. Формулирование темы и целей урока

4. Знакомство с новым материалом

У меня есть роднойудивительный дом.
Нет стены ни одной в этом доме моем.
Только есть потолок –голубой – голубой,
Только много дорог – знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –от песков и до льдин! (Слайды 6, 7)
Хорошо, что я в домеживу не один.

– О каком доме идёт речь в стихотворении?
– Правильно, в этом стихотворении говорится про нашу планету Земля. (Слайд 8)
– Мы на этой планете живём.
– На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.
– Как называется это место?
– Это наша Родина.

Постановка проблемы

– Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?

– Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
– Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
– Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
– Земля, которую наши предки защищали от врагов.
– Родина – это наш край, город, село.

Что мы Родиной зовем? (Слайд 9)
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.(Слайд 10)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем, (Слайд 11)
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Беседа по тексту

– Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой стране?
– Из какой страны вернулся папа?
– Чему был рад папа, приехав из Америки?
– Почему?
– Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
– Почему человек скучает по дому?

Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.

Родина – это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
Родина – это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться.

Словарная работа

– Какие пословицы и поговорки знаете вы?

– Какие пословицы о Родине вы знаете?

На столе разрезные карточки с пословицами. Дети обсуждают в парах и составляют пословицы. (Приложение 3)

Где кто родится, чужбина – мачеха.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, там и пригодится.

Продолжение словарной работы (работа с толковыми словарями)(Слайд 12)

– Мы живём в России. Это наша Родина.Значит, мы кто? Мы Россияне.
– Россия – самая большая страна на Земле.(Слайд 13) Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.
– Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
"Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.
– Чем богата Россия?

Россия богата лесами;
полезными ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми.

Татьяна Казанкина – олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике, уроженка города Петровска, наша землячка. (Слайд 14)
Ю. А. Гагарин–лётчик-космонавт, герой Советского Союза, (Слайд 15)
Светлана Савицкая – дважды герой Советского Союза, (Слайд 16)
Олег Табаков – народный артист Советского Союза, наш земляк. (Слайд 17)
Алла Перфилова (Валерия) – заслуженная артистка России, певица, наша землячка. (Слайд 18)
Владислав Третьяк – заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Государственной Думы и многие другие.

5. Символы нашей Родины. Работа в группах(Приложение 4)

7. Закрепление полученных знаний

1) Самостоятельная работа. Работа в тетради

– Следующее задание мы выполним в тетрадина с.50 . Дан текст, в котором пропущены слова. Они записаны после текста. Вы должны будете по смыслу вставить нужные слова.(Приложение 5)
– Прочитаем, что у нас получилось?
– Каждый человек должен любить свою Родину, не забывать её, гордиться ею.

2) Составление презентации своего города. Творческая работа. Работа в группах

3) Разгадывание кроссворда. Работа в парах

1. Страна, в которой мы живём.
2. Столица нашей Родины.
3. Президент России.
4. Сколько полос на Российском флаге?
5. Как называлась наша страна раньше?
6. Как называется областной город?

8. Итог урока. Рефлексия

Метод пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс.

– Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?

Ученик: Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина – Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Б (безымянный) – близость цели.

– Что вы сегодня делали? Чего достигли?

С (средний) – состояние духа.

– Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?

Ученик: У меня было приподнятое, весёлое настроение.

У (указательный) – услуга, помощь.

– Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?

Ученик: Я отвечал на вопросы учителя.

Б (большой) – бодрость, физическая форма.

– Каким было ваше физическое состояние сегодня?
– Что вы делали для своего здоровья?

Ученик: Я был бодрым. На уроке мы выполняли физкультурную минутку.

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

9. Домашнее задание

Учебник (с. 90-93)
Творческое задание: узнать о своих предках (где они жили, чем занимались).

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Родина - что это значит?" 2 класс. Урок по окружающему миру с презентацией, с записью песни о Родине в исполнении Л. Зыкиной, с портретом и репродукцией картин И. Левитана.

Цель: создать условия для самостоятельного расширения знаний о нашей Родине.

Задачи: создание условий для формирования понятия Родина;

развитие умений самостоятельно извлекать информацию из источников,

выделять главное в тексте;

формирование навыка размышлять и анализировать;

воспитания чувства любви к родному Отечеству;

формирование умений и навыков работы в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать название родной страны, её столицы.

Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию.

Технические средства: проектор, экран, ноутбуки, система голосования.

Использова-ние оборудова-ния

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организа-ионный момент.

-Ребята! Сегодня на уроке очень важная для нас тема, поэтому настройтесь на серьёзную работу.

- Организованно начинают урок

Подведение к теме урока

Слайды со стихами

- Сейчас мы внимательно посмотрим на слайды, прочитаем на них стихотворение и решим, о чем пойдет речь на этом уроке.

-Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?

Просмотр слайдов, чтение стихотворения

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим,

Флаг России над Кремлём

- О каком доме идёт речь в стихотворении?

- Правильно, это стихотворение про нашу планету Земля.

- На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.

-Как называется это место?

Е.Серов "Мой дом”. (Чтение ст-ния учеником)

У меня есть родной
Удивительный дом.
Нет стены ни одной
В этом доме моем.
Только есть потолок -
Голубой – голубой,
Только много дорог –
Знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –
От песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме
Живу не один.

- о планете Земля

-Это наша Родина

Постановка проблемы.

- Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:

Как вы понимаете. Родина что это такое?

— Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

— Наша Родина – э то русские леса, поля, моря и реки.

— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

— Земля, которую наши предки защищали от врагов.

— Родина – это наш край, город, село.

ЗнаЗнакомство с новым материалом

- А что же значит Родина для человека?

- Откройте учебники на с. 100

2)Беседа по тексту.

-Чему был рад папа, приехав из Америки?

– Что же значит слово “чужбина”?

– А вы скучаете, если надолго уезжаете из дома?

-Почему человек скучает по дому?

- Сделайте вывод: что же такое Родина?

- Как можно назвать Родину?

- В какой стране мы живем?

- Как называются жители нашей страны?

- С какой буквы напишем слова Россия, россияне?

Ответы на вопросы

Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.

Родина- это то же родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.

Чтение детьми материала самостоятельно

- Родина, Отечество, Родная сторона, Отечество

- Россия – с большой. Россияне – с маленькой

Работа в парах

-Вы, наверно, слышали такую пословицу:

- Откройте в ноутбуках программу по окружающему миру. Найдите под № 4 название нашего раздела, задание 9.

- Что предлагается выполнить в задании 9.

- Какие пословицы получились?

- Значение какой пословицы вам не понятно?

- Тогда объясните смысл пословицы: Человек без Родины, что соловей без песни.

Дети составляют пословицы о родине

Выполняют задание: составляют пословицы из разрозненных частей

Дети зачитывают пословицы

Дети выполняют упражнения

- Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник красками.

- Сегодня вы познакомитесь с картиной И. Левитана знаменитого русского художника

Показ портрета И. Левитана

Показ репродукции

- Посмотрите на репродукцию картины

- Представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наш край. Нам хорошо и привольно здесь…
И волшебная музыка души художника через картину передается зрителю, точно так же чаруя и его.

Дети рассматривают репродукцию

Произведение о Родине.

- Ранее было сказано, что поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией.

– Можно ли сказать, что автор любит свою Родину?
– Найдите слова, подтверждающие это.

– Какие красоты России особенно волнуют поэта?)

- Это стихотворение было положено на музыку. Её написал композитор Аедоницкий.

Он описывает Родину как родного, близкого человека

Запись задания в дневники

Итоговый тест

Запуск тестовых вопросов

- А теперь проверим, что вы запомнили на уроке

1)Место, где человек родился, живет, работает, учится называется ( родня, Родина, город )

2) Столица России (Сергиев Посад, Москва, Земля)

3) Другая страна называется (Чужбина, родственница, соседка)

4) Все жители России (сергиево-посадцы, москвичи, россияне)

5) Как школьник может доказать свою любовь к Родине? (быть безнравственным человеком, выполнять все правила поведения в школе, быть достойным гражданином)

Работа с пультами.

- Какая перед нами стояла задача в начале урока?

- Справились ли с поставленной задачей?

- На этом уроке я повторил (а)…

- На этом уроке я узнал(а)…

Расширить свои знания о родине.


Данная презентация разработана в соответствии с календарно-тематическим планированием и конспектом урока на заданную тему.

Содержимое разработки


-75%

Особенности работы с гиперактивными детьми в начальной школе

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии










Презентация по окружающему миру 2 класс Начальная школа 21 века на тему "Родина - что это значит? История родного края "Ленинградская область"" (23.77 MB)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира "Что такое Родина" составлен по программе "Начальная школа 21 века" с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся 2 класса. В ходе урока используется материал используемый на уроках литературного чтения,презентация.Во время урока используется различные виды и формы работы, что вызывает интерес изучаемой теме.

Тема: Родина – что это значит?

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные: регулятивные: переносят навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осуществляют смысловое чтение; уточняют названия нашей страны (Россия. Российская Федерация).

Коммуникативные: предлагают помощь в сотрудничестве.

Личностные: нравственно- этетическая ориентация – осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная, творческий подход.

Метод: частично-поисковый.

Мотивация к учебной деятельности:

-Здравствуйте ребята. У нас сегодня много гостей. А с каким настроением надо встречать гостей? (хорошим, радостным, веселым…)

Давайте поприветствуем наших гостей, повернитесь, улыбнитесь.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе

Есть классы и лучше и краше

Пусть в нашем классе вам будет тепло,

Уютно, приятно и очень легко.

Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы закончили изучение большого раздела. Как он называется? Что мы изучали, о чем говорили? Какому выводу мы пришли, изучая этот раздел учебника? ( Нужно стремится к тому, чтобы людям, с которыми мы общаемся, было хорошо и интересно) Что, кроме слов, может нам подсказать о чувствах собеседника? (мимика. жесты) Что такое мимика? (движение мышц лица) Что такое жесты ( движения рук, ног, тела) Дома вы должны были поработать над мимикой и жестами, приятными для собеседника.

- Сейчас я произнесу небольшую речь. Один из вас изобразит мимикой и жестами. Кто желает?

- Дорогие гости, мы приятно удивлены. Очень хорошо, что вы пришли! Мы рады вам. Приглашаем на урок!

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Взгляни на глобус:

Вот он- шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной….

Ребята, а вы знаете, кто написал это стихотворение?

Почему я взяла стихотворение Мустая Карима?

О чем это стихотворение?

Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Правильно, сегодня мы будем говорить о самом дорогом – о своей родине, о России.

С какой целью мы будем изучать эту тему? ( Чтобы больше узнать о России, чтоб узнать, где мы живем….)

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле.

II. Поиск решения проблемы:

В течение урока мы выполним задания и ответим на следующие вопросы ( это будут задачи урока)

Что такое Родина?

Государственная символика России?

Формы проявления любви к Родине.

- На оценочных листах сделайте прогностическую самооценку:

-Встаньте те, кто знает ответы на все эти вопросы?

- Поднимите руку те, кто хочет узнать ответы на вопросы?

1.Ответить на первый вопрос. Что такое Родина?

- Ребята! Что такое Родина?

Вывешивает на доску опорные таблички (Родина – место, где человек родился, живет, учится, работает, где живут его близкие, родные, друзья.)

- Вы знаете, откуда произошло слово Родина? Ответ на этот вопрос подготовил нам (……..)

- Назовите слова, близкие по значению слову Родина.

Вывешивает на доску опорные карточки со словами: Отчизна, Отечество, родная страна.

Родина, родная страна

Отечество. родная сторона

- Скажите, эти слова похожи или различны по своему значению?

- Что мы так называем? (Родину, нашу страну)

- Как называется наша страна? (Российская Федерация)

- Да, это название нашей страны, в которой мы живем. Родина, Отчизна, Отечество – эти слова мы произносим с гордостью, пишем с большой буквы.

А теперь откроем учебник на стр.101 и прочитаем главную мысль.

Ответить на 2-й вопрос. Государственная символика России?

Символы нашей Родины. Работа в группах

- Назовите столицу нашей родины. Слайд.

-Кто является президентом нашего государства? Слайд

-Каждое государство имеет свои символы.

-Назовите государственные символы России?

(Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг)

Задания для 1 группы

1 Выберите российский флаг из предложенных;

2. Соотнесите цвета флага со словами-символами;

3. Устно расскажите, что вы знаете о российском флаге. Слайд

Задания для 2 группы

1.Выберите российский герб из предложенных;

2. Письменно перечислите, что изображено на гербе и что они символизируют;

3. Расскажите, что вы знаете о российском гербе. Слайд

Задания для 3 группы

Прочитайте гимн России в своей группе;

Найдите и выпишите из толкового словаря значения слов: держава, священная.

Устно расскажите, что вы знаете о российском гимне.

- А сейчас послушайте российский гимн. Слайд

Учитель: - Какие чувства возникли у вас при слушании гимна? (гордость, уверенность)

Мы справились со вторым вопросом? Сейчас отдохнем.

Возвращаются к задачам урока.

Ответить на 3-й вопрос. Формы проявления любви к Родине

О любви Родине много говорится в пословицах и поговорках. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.

Вот и новая забота,

Нужно сделать на отлично

парную работу

Я предлагаю вам составить пословицы о Родине ( соединить стрелками).

Где кто родится

там и пригодится

Проверка по слайду. Самооценка. Озвучьте наиболее понравившееся пословицу (читает каждая пара) выборочное чтение.

Какие пословицы и поговорки знаете вы?

Как человек может передать свои чувства к Родине? ( в картинах, стихах, песнях)

Как передает свою любовь к Родине поэт, художник, композитор. ?

Поэт передает свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник- красками. Слайд–музыка.

Какое чувство вы испытали? (восхищение, красоту природы, чувство гордости за свою Родину)

Ребята, а что вы почувствовали прослушав эту песню?

- Как вы можете выразить любовь к Родине?

Своими поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы. Сажать деревья.

Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Будь другом и защитником природы. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богата, а народ счастливым.

Первичное осмысление и закрепление.

Самостоятельная работа с. 50 задание 1,2

- Следующее задание мы выполним в тетради стр.50. (дан текст, в котором пропущены слова. Вы должны будете по смыслу вставить нужные слова.) Прочитаем, что у нас получилось?

- Каждый человек должен любить свою Родину, не забывать её, гордиться ею. Люди каждого уголка России воспевают свой край, свою малую родину.

- Как называется наша малая родина? ( Чуртан,Услыбаш, Кузьминовка)

Посмотрите творческие работы учащихся. Как много в них любви и гордости за наш край….

Итоги урока. Рефлексивно-оценочный

Посмотрим на тему урока.

Смогли ответить на все вопросы? Что вы узнали на уроке?

Что такое Родина.

Назовите Государственную символику России…

Как человек передает свои чувства?

Что мы чувствуем по отношению к Родине.

- Оцените свои достижения на уроке.

- Встаньте, у кого уровень знаний повысился (Я согласна с вашей оценкой. Вы работали дружно, соблюдали все правила работы. Подготовили ценную информацию. Мне было приятно смотреть и слушать ваши выступления оценки за урок….) похлопаем тем ребятам, кто мало сегодня работал, чтобы они в следующий раз лучше работали.

Читайте также: