Риторика в 4 классе конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Опорные конспекты

– с опорными конспектами;

– учим оценивать их и составлять в необходимых случаях.

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

– Ребята! Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках? (О системе знаков, которые окружают человека.)

– Где в нашей жизни мы можем встретить знаки?

– А в школе на уроках?

– В каких школьных предметах больше всего знаковых обозначений?

– Можно ли любой предмет перевести в знак?

– А можно ли с помощью знаков закодировать любое изображение? А как эту кодировку использовать в школе?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

(Про опорные конспекты.)

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. В ыявлять сущность, особенности объектов.

4. Н а основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Ι I . Открытие новых знаний.

Во втором варианте опорного конспекта употребляются только языковые знаки (буквы, знаки препинания, цифры), а в первом варианте в опорном конспекте использованы не только различные языковые знаки, но и знаки-символы.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III . Развитие умений. Применение знаний.

Работа в учебнике.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок риторики в 4-ом классе по теме "Сочиняем рассказ".

Тема: Сочиняем рассказ.

Закрепить понятие о рассказе как речевом жанре, о композиции рассказа.

Совершенствовать навыки работы в группе.

Артикуляционные упражнения. Биоэнергопластика.

Б) Нижние зубы касаются верхней губы и легко почёсывают её, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы. Ладонь вниз, двигаются только пальцы. 3-4 раза.

Развитие речевого дыхания.

Хоровое чтение и запоминание слов, в которых часто нарушается ударение.

Вызов. Групповая работа.

Каждая группа учащихся получает свой текст, читает его и определяет жанр текста и его особенности.

- Чем жанр рассказа отличается от других известных жанров?

- Задайте вопросы к этому рассказу.

- Кто автор рассказа? (Л.Н.Толстой)

- О ком или о чём этот текст? (Как старик сажал яблони)

- Как можно сформулировать основную мысль рассказа?

- Сколько частей в рассказе? (3 части – микротемы).

2. Постановка учебной задачи.

- Что такое рассказ? (Рассказ – это речевой жанр, в котором говорится о каком-то случае, который произошёл с автором или с другим человеком).

Определение открывается на доске.

- Найдите в определении рассказа ключевые слова (случай). В основе настоящего рассказа лежит именно случай.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Риторика (4 класс)

Тема урока: Слово утешит, спокоит.

1. Познакомить со словами утешения, учить словесно выражать сочувствие, сопереживать чужому горю, оказывать поддержку и помощь в трудных ситуациях.

2.Развивать мышление, речь учащихся.

3. Воспитывать доброту ,неравнодушие, активную жизненную позицию

I. Организационный момент. Рефлексия.

Как хорошо, что сегодня мы все вместе.. Все мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. От этого душа наполняется радостью. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, друг другу.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов, которые вы часто слышите на уроках:

- У вас все получится.

Работу начнем с риторической разминки.

II. Риторическая разминка.

1.Развитие органов дыхания.

а) Осенний листок.

Наступила осень. Начался листопад. У вас на руке один из осенних листочков. А чтобы он полетел, на него нужно подуть. Чем дольше вы будете дуть, тем больше времени листик будет лететь.

Сделаем глубокий вдох, дуем медленно, не торопясь. (3 раза)

б) А теперь вы устроили соревнование: чей листик будет лететь дальше-

вдох и три сильных, резких коротких выдоха ( на счёт И-1, 2, 3. )

(Произношение звука О с разной интонацией)

Ваш листик отстаёт- интонация разочарования

Он опережает других- радостно

На него села бабочка- удивление

Ваш листик улетел дальше всех- восхищение ликование

.3. Речевая разминка.

Произнеси стихотворные строки Л Щипахиной тоном доброго совета

Среди невезенья иного ,

среди невеселого дня

Скажи мне доброе слово ,

И слово утешит тебя.

*Как понимаете смысл этих строк?

*Как вы думете какие слова ключевые в этом стихотворении?

-Как понимаете слово утешит ?

-Найдите в словаре, что означает слово утешить

Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание.

*В жизни любого человека бывают ситуации, когда кто-то его успокаивает, или он успокаивает других. Приходилось ли вам бывать в подобных ситуациях?

Вы уже догадались о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии .

III. Тема и задача урока.Проблема.

Именно с этим словом связана тема нашего урока.

Изображение солнца и облаков (на обратной стороне каждого облака слова :

Утешить , успокоить, поддержать, помочь)

-Кого нужно утешать? (Кто тебя окружает, если у них горе.)

-Вспомните, в каких случаях вам или тем, кто вас окружает было плохо? (упал, получил плохую отметку, болеете, т.д.)

-Утешили ли вы кого –нибудь сегодня?

-Всегда ли мы можем умело утешить?

-Какую проблему будем решать на уроке?

Сегодня мы собрались , чтобы научиться правильно утешать. Мы раскроем с вами новые секреты риторики

Подберите синонимы к слову Утешить ( успокоить, поддержать, помочь, подбодрить)

Святые люди называют эти слова Божьей мудростью

IV. Утешить – успокоить словом. ( открыть первое облако)

1. В любом возрасте у каждого из нас бывают огорчения, неудачи, неприятности. Очень важно, чтобы в этот момент оказался человек, который смог бы тебя утешить.

*Что случилось с ящеренком? Что делает Денис? Как он успокаивает? С помощью чего?

- найдите в тексте слова утешения, прочтите

В русском языке очень много слов, с помощью которых можно успокоить в трудную минуту тех, кто находится рядом с вами и нуждается в утешении. Это удивительные, можно сказать волшебные слова.

*Только ли словом можно утешить

3. Несловесные формы утешения.

Бывают случаи, когда утешение словами неуместно.

Как в такой ситуации проявить сочувствие?

(ласковый жест, погладить, обнять, поцеловать, т. д.)

Встаньте, объединитесь в пары. Покажите как можно утешить без слов

- у вас появились новые силы?

Вы открыли ещё один секрет утешения. Всё это пригодится вам в жизни.

Утешить – поддержать. ( второе облако)

-Как вы считаете, какие из фраз на доске немного отличаются?

(у тебя все получится,

ты со всем справишься)

-Эти фразы я часто говорю вам перед к/р и диктантами. Для чего?

-Важно в трудную минуту не только успокоить словом, но и поддержать, предложить вариант выхода из ситуации.

Удивительным волшебником может быть каждый из нас, так как добрые слова творят чудеса. Я предлагаю вам сотворить чудо.

Работа в группах.

1группа- задание на листочках

Утешь и поддержи

Дюймовочку, когда её хотели выдать замуж за старого крота

Мальчика Кая ,которого увезла в своё царство Снежная Королева

Несчастных зверей из Африки, которые заболели

2группа- работа с иллюстрациями к сказкам ( Зайка и Лиса , Кот и Петух, Котигорошек, Красная Шапочка, Чебурашка)

-Постарайся построить риторически правильно одну фразу так,чтобы твоего героя действительно утешить, успокоить и поддержать.

Выберите для своей ситуации пословицу

Горе не беда – с кем не была.

Нет худа без добра.

Одна беда – не беда.

Наши лепешки тоже поели кошки.

3 группа- рифмовки со словами : утешать поддержать сказать не дать

( Чтоб потом не утешать- научись не обижать

Мы хотим всем рассказать как умеем утешать

Я хочу совет вам дать- научитесь утешать)

Дети занимают места за своими партами

V. Утешить – помочь. (третье облако)

*Всегда ли достаточно одних успокаивающих слов? Чем еще можно утешить, успокоить человека?

1.Постановка и решение проблемы

Вам предлагается 3 варианта выхода из данной ситуации.

Дети читают варианты на доске, объясняя способ утешения:

Оказали конкретную помощь, помогли.

-Молодцы. Не всегда утешить можно словом, важно уметь помочь делом.

Работа с ключевыми словами.

-Какие ключевые слова, прозвучавшие на уроке, вы выделите?

(утешить, успокоить, поддержать, помочь)

-Давайте сделаем вывод, что значит утешить? (Какой смысл слова утешить?)

Утешить – успокоить, поддержать, помочь.

-Вы готовы утешить?

Если ты готов утешить словом, поддержать, помочь, значит, ты добрый человек, потому что это идет от чистого сердца. На ваших партах лежат сердечки, вручите их тому, кого вы хотите сегодня поддержать. А может вы знаете, кого-то кто нуждается в утешении- тогда отдайте сердечко ему.

В заключение урока я хочу дать“Шесть шляп мышления” тем детям, которые на мой взгляд действительно прониклись темой нашего урока. Представьте себе, что когда надеваете шляпу определённого цвета, то и мысли текут в определённом направлении.

Белая – перечислить факты, рассказать, чем мы занимались на уроке.

Красная – выразить чувства.

Зелёная – подумать, где можно применить полученные знания.

Синяя – общий вывод по уроку

Чёрная – выделить недостатки.

Жёлтая – что было хорошее и почему

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 012 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.11.2015 4145
  • DOCX 19.8 кбайт
  • 31 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Варнавская Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка

Конспект урока по риторике

учитель начальных классов

Шкут Елена Васильевна

Познакомить с двумя типами описания: деловым и художественным.

Закреплять изученные знания.

Развивать речь, внимание, память, коммуникативные умения; познавательный интерес, веру в свои силы.

Форма работы: групповая.

Организационный момент. Деление на группы. Дети заходят, берут без выбора фигуры (треугольники, круги, квадраты). Садятся за стол, где лежат соответствующие фигуры.

Тоненькой и гибкой,

Зацвету я летом,

- О каком растении идет речь? ( О липе.)

- Почему так решили? Картинка липы. Священное дерево древних славян.

- Подберите однокоренные слова. (Липа, липовый, Липовка, Липецк.)

Версий, почему наш город получил такое название много.

Одна из них, по большому числу лип, которые здесь росли.

Другая, по названию реки Липовка.

А еще по названию первого поселения Студенки Липские.

Ребята, можно ли загадку назвать текстом?

Какой вопрос можно задать ко всему тексту? (Какая?)

Как назвать такой тип текста? (Описание.)

О чем будем говорить на уроке?

III. Работа с понятиями.

А теперь работаем по группам.

1-ая группа. Вспоминает все, что знает об этом типе описания.

2-ая группа. Работает по учебникам. ( Задание на карточке)

3-я группа. Работает по учебникам. ( Задание на карточке)

Какое важное слово вы обсудили в вашей группе? Описание.

Дети зачитывают свои записи.

Важные понятия урока.

Описание – это текст об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов.

Отвечает на вопрос, какой?

Для описания нужны прилагательные.

Описание дается для того, что бы читатель или слушатель видел предмет описания, представил его.

Когда дети ответят: используется в художественной литературе, учитель задаёт вопрос:

Как можно назвать такой текст?

Художественное описание. На доске запись.

Этот текст эмоционален? Нет.

Если не ответят, то задаётся вопрос:

-Какие-то чувства вызвал?

-Что получили из этого текста?

-Для чего она нужна? (Для работы, учебы, для дела).

Значит, такое описание называется … Деловое. На доске запись.

Вечер зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег.
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок

Можно, назвать этот текст физминутки описанием? (Да)

А какой деловой или художественный?

Работа над основной проблемой.

А теперь мы научимся сами составлять описание.

1-ая группа. Художественное описание ели. (Карточка со словами для справок).

2-ая группа. Деловое описание.

3-я группа Иллюстрация к двум текстам.

Слушаем художественное описание.

- Справились ли с заданием?

- Эмоционален ли текст?

- Представили ли вы себе эту ель?

Слушаем деловое описание.

- Ребята, на каком уроке мы сможем использовать этот текст? (Окружающий мир.)

Смотрим, как справилась с заданием 3-я группа.

На доске две иллюстрации.

- Как вы думаете, какой из рисунков относится к деловому, а какой к художественному описанию.

ФИЗМИНУТКА. (Сидя за партами).

-Покажите высоту ели.

-Вдохните и скажите на выдохе:

Осталось самое интересное.

Отгадаем кроссворд, состоящий из риторических понятий.

О каком важном понятии мы сегодня говорили на уроке? (Об описании.)

Какие два типа описания существуют?

Какой вопрос к тексту описания задается?

Слова, какой части речи чаще всего встречаются в описании.

-Ещё раз закрепите материал.

1 вариант. Опишите липу в деловом стиле.

2 вариант. Опишите липу в художественном стиле.

Вы принесете работы, и мы вместе с вами оценим вашу работу.

А теперь, на левую руку мысленно положите знания, которые были у вас до этого урока; на правую те, которые приобрели сегодня. На счет: 1, 2, 3 хлопком соедините ваши ладошки.

Это были аплодисменты каждому из вас за ваш вклад в урок.

Список использованной литературы

2.Запишите на листок:

1-ое значение слова …

2-ое значение слова …

Составьте художественное описание зимней ели.

Слова для справок: в тихий зимний день, глубокие сугробы, тяжёлыми шапками белого снега, темно-зелёные ветки, лесная красавица, пушистую, зеленую ёлочку, великолепный наряд, мохнатые лапы, сверкающие одежды, смолянистый запах, ослепительной красотой.

Откройте учебник на стр. 91. Найдите упр. 130

Какой это текст: стихотворный или прозаический?

Где можно встретить такое описание? Обведи верный ответ:

- средства массовой информации (газеты, интервью …)

Составьте деловое описание ели по плану:

Листья или иголки.

Где используется ель.

Одуванчик – многолетнее травянистое растение. У него желтые цветки и семена с пушистыми волосками, которые разносятся ветром. Растёт вдоль дорог, у жилья. Имеет около 200 видов.

Ответьте на вопросы.

На каком уроке можно встретить такой текст? Обведи верный ответ:

Перед вами два текста. Нарисуйте иллюстрации к первому и ко второму тексту на отдельных листах.

И вот мы выходим на поляну, и видим лесную красавицу – пушистую зелёную ёлочку, укутанную снегом, одетую в великолепный наряд. Она раскинула нам навстречу свои мохнатые лапы, словно хочет поздороваться. Её сверкающие одежды поражают ослепительной красотой. Этот наряд просто изумителен …

Ель, род хвойных вечнозелёных деревьев семейства, сосновых. Около 45 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Одна из главных лесообразующих пород. Древесина мягкая, используется в строительстве, при производстве целлюлозы, музыкальных инструментов; из неё добывают смолу, скипидар, канифоль, дёготь и прочее.

1.Наука, которая учит говорить и писать искусно, умело, успешно. (Риторика)

2.Перерыв в звучащей речи, отделяющий друг от друга речевые отрезки. Бывает короткой и длинной. (Пауза)

3.Разговор между двумя лицами, обмен репликами. (Диалог)

4.Речевой жанр. В нем говорится о каком-то случае, который произошёл с автором или другим человеком. (Рассказ) (можно выделить вступление, развитие действий, концовка)

5.Это часть текста (письменного или печатного), выделяемая отступом в 2-3 буквы в начале письменной строки. Бывает вступительной, основной и завершающей. (Абзац)

6. Вид письменной школьной работы, запись, своих мыслей, знаний на заданную тему. (Сочинение)

8.В каждом тексте о чем-то или о ком-то говорится. Она может быть отражена в названии текста. (Тема)

Читайте также: