Рисунок черепа план конспект

Обновлено: 05.07.2024

Развивающая: развивать умение анализа конструктивных особенностей строения черепа и изображения их на плоскости с натуры.

Воспитательная: воспитывать осознанное отношение к изображению головы человека

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ПК 3.2. Выполнять рисунки в технике фейс-арт.

ПК 3.3. Выполнять рисунки в технике боди-арт.

ПК 4.2. Разрабатывать концепцию образа индивидуального стиля заказчика и коллекции образов.

ПК 1.3 Выполнять коррекцию и окрашивание бровей.

ПК 2.2 Выполнять салонный макияж.

ПК 2.3 Выполнять специфический макияж.

ПК 2.4 Выполнять грим для кино, театра и подиума.

рисовать части головы человека;

выполнять анатомические зарисовки черепа головы человека;

Межпредметные связи пластическая анатомия, искусство создания стиля

Литература для студента Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика; Николай Ли. Основы академического рисунка

Наглядные пособия, раздаточный материал Схемы пропорций головы человека, наглядный материал по рисунку головы человека, зарисовки головы человека. Схемы пропорций черепа человека, наглядный материал по рисунку черепа человека, зарисовки черепа человека. Работы студентов и преподавателей.

ТСО, оборудование доска, бумага, карандаши

Нормативно-методическая документация КТП, рабочая программа

Изучение пропорций черепа человека. Выполнение рисунка черепа человека с натуры. Композиция. Построение деталей черепа. Работа в тоне. Работа над деталями. Завершение работы.

СРС: Выполнение зарисовок черепа человека в профиль, фас, три четверти.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Открытый урок

Преподаватель: Асалханова Екатерина Владимировна

Цели занятия:

Научиться рисовать череп человека;

изучение и анализ формы черепа человека;

проанализировать формы головы разных людей (в зависимости от расы, типажа и др.)

рассмотреть анатомические атласы, выполнить зарисовки, записать названия костей черепа человека;

продемонстрировать элементы использования информативно-коммуникативных технологий.

Образовательная технология:

личностно-ориентированная, так как в основу обучения положен индивидуальный подход к каждому из обучающихся, создание условий для самостоятельного развития их способностей.

усилить положительную мотивацию обучения;

активизировать познавательную деятельность обучающихся;

повысить качество знаний;

способствовать формированию приемов мыслительной деятельности.

Методы обучения:

метод экспозиционного показа;

метод сравнения и сопоставления произведений искусства;

метод исторического анализа рассматриваемых явлений.

Тип занятия: урок-изучение нового материала с элементами исследования новых тенденций в культуре, который способствует пробуждению интереса, развивает тягу к познанию нового, вовлекает учащихся в творческий процесс.

Структура занятия:

объявление темы, цели и задач урока;

подведение итогов и выводы.

Оборудование и материалы: репродукции, методические разработки, мультимедийная установка, компьютер, проектор, энциклопедии.

Внедрение информативно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательный процесс в условиях личностно-ориентированного обучения способствует улучшению качества образования учащихся, формирует ИКТ-компетентность у школьников. Формирование готовности преподавателя к организации личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ ведет к эффективности образовательного процесса.

Одной из составляющих профессиональной компетентности преподавателя является информационная компетентность, которая включает в себя следующие элементы:

Теоретические знания, практические умения и навыки использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Творческий подход в применении информационных технологий при решении практических задач, а также при организации обработки, хранения и передачи информации.

Гибкость мышления, способность к самообразованию и повышению профессиональной квалификации в области информационных технологий.

Сформированное мировоззрение и система личностных ценностей и жизненных приоритетов.

На данный момент одним из главных критериев оценки работы преподавателя является использование ИКТ в образовательном процессе. Так как использование ИКТ позволяет:

повысить качество усвоения материала;

осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

одновременно организовать детей, обладающих различными способностями и возможностями;

усилить образовательные эффекты.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

создание презентаций к уроку;

работа с ресурсами интернета;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

для обозначения темы урока;

в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.);

для контроля знаний.

Подобные уроки требуют более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием информационных компьютерных технологий, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Применять и уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем. Внедрение в нашу повседневную жизнь различной удобной в применении техники выдвигает перед нами требование в процессе обучения детей идти в ногу с достижениями технического прогресса.

В начале работы рекомендуется выполнение учащимися предварительных небольших набросков с черепа человека (размер 15×10 см – 2-3 наброска). Нужно рассказать учащимся о конструктивных особенностях головы человека. Череп человека состоит из лицевой части и черепной коробки. Лицевая часть состоит из лобной части, глазниц, носовой кости, носового отверстия, парных скуловых костей, верхней и нижней челюстей. Черепная коробка имеет несколько шарообразную форму с небольшими выступами (затылочный бугор и др.). Вводная часть не должна быть очень длинной, поскольку остальные кости черепа и названия важных конструктивных элементов можно рассказать во время пауз, обсуждений работ и т. п. Важно в процессе рисования повторять и акцентировать внимание на названиях основных костей и конструктивных элементов, вводя новые, чтобы учащиеся постепенно запоминали их.

Последовательность выполнения работы: Учащийся должен хорошо знать строение черепа, прежде чем приступить к рисованию головы человека (будь это гипсовый античный слепок или голова натурщика). Необходимо знать основные кости черепа и их форму, места их сочленения, конструктивные особенности главных из них, определяющих большую форму. Как известно, теменные и скуловые кости определяют характер головы, а затылочная часть влияет на изображение головы в положении три четверти или в профиль. Большую роль играют глазные впадины, кости носа и нижней челюсти. Важно не столько изобразить череп, сколько знать его строение.

1.Композиция в листе. Компоновка изображения в листе, выбор формата. Применение в рисунке основных правил перспективы. Грамотная постановка предмета на плоскости. Выявление объема и пространственности. 2.Построение. Построение начинается с уточнения общей формы. Череп состоит из двух частей – черепной коробки (задней, затылочной) и лицевой (передней). Строится средняя линия, которая устанавливает степень поворота и наклона черепа. По законам перспективного сокращения строятся основные поперечные линии построения. В лицевой части намечаются глазные впадины, носовая кость, скуловые кости, верхняя и нижняя челюсти. В черепной коробке фиксируются части, характерные для конкретного положения черепа: лобная кость (спереди), две теменные и две височные (по бокам) и затылочная (задняя).

3.Уточняются пропорции деталей, их проработка и соотношение с общей формой. Ведется парное рисование. Важными элементами в рисовании лицевой части черепа являются лобные бугры, надбровные дуги, которые нужно обязательно фиксировать. В нижней челюсти важным элементом пластической анатомии является угол нижней челюсти, который при рисовании головы человека, портрета нужно стараться выявлять.

4.Выявляется трехмерность формы за счет конструктивного построения линии и светотеневой моделировки. Здесь не нужно очень увлекаться тоном, обычно неопытные юные художники чрезмерно затемняют глазницы. Тоном нужно работать, но лишь слегка, помогая выявить форму и пропорции костей, накладывая штрихи по форме. Также зачастую чрезмерно увлекаются вырисовыванием всех зубов, здесь нужно объяснить, что главной является линия раздела нижней и верхней челюсти, а при внимательном и более широком смотрении, не все зубы одинаково четко видны.

5. В конце работы нужно обобщить рисунок, добиваясь цельности. Нужно работать над плановостью: так, скуловая кость должна быть акцентирована за счет более жесткой и темной линии, а нижняя челюсть решаться более мягкими линиями, так как она находится дальше (при трехчетвертном повороте). В рисунке черепа должна чувствоваться большая форма, детали должны быть подчинены общему целому.

После выполнения рисунка на формате А3 можно выполнить основную работу – рисунок черепа человека в 2–3 поворотах (40х50 см). Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Для выполнения рисунка необходимы: бумага (ватман), планшет, карандаши (Т, ТМ, М), ластик.

Рисунок черепа человека в 2–3 поворотах (40х50 см). Компоновка на одном листе. Задача усложняется тем, что на одном листе несколько черепов в разных ракурсах должны быть одной величины, и соответственно, размеры и пропорции их костей должны быть идентичными.

Изучение и анализ формы. Один из поворотов решить в полном тональном решении, детальной проработке формы, тоном, пропорциях, материальности. Линия, тон. Полное тональное решение, детальная проработка формы.

Выводы урока. Повторение пройденного материала. Из каких основных частей состоит череп человека? Назовите кости лицевой части черепа человека. Вспомним этапы нашей работы.

Запись домашнего задания: выполнить наброски головы человека; рассмотреть анатомические атласы, выполнить зарисовки, записать названия костей черепа человека.

Заключение : таким образом, мы познакомились с алгоритмом работы над выполнением рисунка черепа человека с помощью информационных компьютерных технологий, которые:

повышают качество знаний;

пробуждают интерес к освоению нового материала;

продвигают ребенка в общем развитии;

помогают преодолеть трудности;

вносят радость в жизнь ребенка;

позволяют вести обучение в зоне ближайшего развития;

создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Вашко А. Рисунок во втором классе ДХШ // Юный художник, №1. – 1991. – С. 42 – 45.

Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека / Перевод с англ. Е. Зайцевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 120 с.

Зыков А. Литография. Художник о своем деле // Юный художник, №1. – 1991. – С. 29–32.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1–2 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 240 с.: ил.

Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Эксмо, 2013. – 480 с.: ил.

Мазовецкая В.В. Простые уроки рисования для начинающих. СПб. : Питер, 2013. – 96 с.: ил.

Мосин И.Г. Рисование. Учеб. пособие для педагогов, воспитателей и родителей. Екатеринбург: Изд-во У-Фактория, 2000. – 117 с.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 55 с.: ил.

Учебно-методическая литература

Барбер Б. Анатомия для художников / Баррингтон Барбер ; [пер. с англ. Н.Н. Комиссаровой]. – М.: Эксмо, 2012. – 48 с. : ил.

Барбер Б. Рисуем портреты / Баррингтон Барбер ; [пер. с англ. Т. Платоновой]. – М.: Эксмо, 2012. – 48 с. : ил.

Гаптилл А. Работа карандашом // Юный художник. – 1989. – № 12. – С. 25–27.

Гаптилл А. Работа карандашом // Юный художник. – 1990. – № 1. – С. 46–48.

Дюваль М. Анатомия для художников / Матиас-Мария Дюваль ; пер. с фр. С. Васильева под ред. Б. Ускова]. – М.: Эксмо, 2012. – 240 с. : ил.

Занд Ю. Основы рисования карандашом + DVD / [Пер. с немецкого А. Литвинова]. – СПб. : Питер, 2012. – 64 с.: ил.

Кузин. В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1–3 классах: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с., ил.

Паррамон Х.М. Путь к мастерству. Как рисовать. М.: Арт-Родник, 2001. – 111 с.

Пауэлл У. Лучшие уроки. Рисуем мир вокруг нас / Уильям Пауэлл; пер с англ. Л. Степановой. – М.: аст, 2014. – 128 с.: ил.

Рисунок и живопись. Руководство для самодеятельных художников. Т. 1. – М. : Искусство, 1963. – 204 с.: ил.

Соломатин П.Г. Рисунок: Пособие для поступающих. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2015. – 15 с.

Тимохович А. Учимся рисовать людей (+ С D с видеоуроками). – СПб. : Питер, 2012. – 96 с.: ил.

Учебно-справочная литература

Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 416 с.

Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – 416 с., ил.

В плане-конспекте отражены цели и задачи урока. Расписано, что на каждом уроке длжны делать учащиеся.

Содержимое публикации

(урок рисунка в 4м классе художественной школы)

Цель урока: Изучить основные пропорции черепа. Научиться выполнять рисунок черепа в различных ракурсах. Закрепить полученные ранее графические навыки. Развивать творческий потенциал, пространственное мышление и навыки работы с портретом. Прививать интерес к изучению анатомических особенностей строения головы человека.

Задачи:Выполнить компоновку на листе. Наметить основные плоскости и части черепа. Грамотно построить череп в различных ракурсах. Выполнить работу тоном, передав при этом объем и материальность. Правильно передать освещенность предмета, выделить собственные тени.

Оборудование и материалы к уроку для учителя:наглядность, видеоматериал, рисунки учащихся на данную тему.

Оборудование и материалы к уроку для учащихся: бумага А2, карандаши разной твердости, ластик, кнопки.

Оргмомент ( 8 мин).

Объявление темы урока (3 мин).

Акцентирование внимания на целях и задачах урока (3 мин).

Объяснение новой темы. Беседа об актуальности изучения черепа в рисунке для достижения хороших результатов в жанре – портрет (с использованием наглядности к данной теме) (5 мин).

Полное поэтапное объяснение выполнения построения черепа в 3 ракурсах. (20мин).

1 урок. Знакомство с закономерностями строения формы черепа человека, ее конструктивно-анатомической структурой.

Учащиеся: Компонуют изображение на формате листа. Линейно-конструктивное построение 1 ракурса.

2 урок. Моделирование формы при помощи тона.

Учащиеся: Тональная проработка штрихом с целью передачи объёма и освещённости.

3 урок. Конструкции формы черепа, изображение его в разных ракурсах. Светотеневая моделировка.

Учащиеся: Линейно-конструктивное построение 2 ракурса. Тональное решение.

4 урок. Изменение формы черепа в зависимости от ракурса. Последовательная работа по построению и выявлению объёма.

Учащиеся: Линейно-конструктивное построение 3 ракурса. Передача объёма черепа тоном.

5 урок. Тоновое различие планов в перспективе. Уточнение деталей. Обобщение. Анализ работы.

Учащиеся: Прорабатывают детали рисунка. Обобщение работы.

Проверка выполнения компоновки и построения учителем (15 мин).

Продолжение самостоятельной работы учащихся. Выполнение работы в тоне (321 мин).

- анализ характерных частей, пропорций, передача в рисунке разнообразных черт.

- развитие художественного вкуса учащихся и творческого воображения;

Оборудование: карандаш, резинка, альбомный лист.

Ход урока

I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с разновидностями портретов, познакомились с пропорциями лица человека и научились изображать лицо человека в соответствии с пропорцией.

Что называется портретом? (Портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька твой – сосед

Как называются взаимоотношения между частями и целым? (Пропорции)

Портреты создаются и в скульптуре, и в графике, и в живописи.

Жанр портрета очень древний. Самые ранние живописные портреты были написаны на деревянных досках горячими восковыми красками в 1 веке до н. э. в Древнем Египте.

Портрет в России появился только в XVII столетии. Расцвету русского портрета. Предшествовали 8 веков древнерусской иконописи. Но если древнерусские живописцы писали лики святых по специальным правилам, то первые русские портретисты начали изображать человека “с живства”, т. е. с натуры.

Художники всегда стремятся не только к передаче внешнего сходства, но и к раскрытию внутреннего мира своего героя, его настроения.

Иногда, для передачи наиболее точной характеристики характера человека художники выбирают построение рисунка головы в профиль.

И сегодня на уроке мы научимся рисовать потрет человека в профиль.

III. Объяснение нового материала. Практическая работа.

Рисовать будем карандашом. Последовательность работы учитель ведёт на доске с опорой на таблицы (Приложение), одновременно учащиеся работают в альбоме. Все линии намечайте едва заметно. (Еле-еле касаясь карандашом бумаги, это даст возможность в дальнейшем как можно меньше применять ластик, внося изменения и уточнения).

Построим квадрат и начнём рисунок с контура головы в профиль.

Для определения положения линии глаз, разделим квадрат пополам (глаз находится посередине лица)

Величину лица делим на 7 равных частей.

Найдем линию основания носа (е), линию брови (с), линию подбородка (f). Подпишем названия.

Нарисуем 2 вспомогательные параллельные линии. Для того, чтобы нарисовать 1-ую линию нужно поставить точку (h). На нижней линии квадрата, первую половину поделим пополам и поставим точку (h). 1-ая параллельная линия проходит через точку в и h. Она нам поможет определить положение на рисунке носовых крыльев, губ и переднюю часть шеи. 2-ая параллельная линия проходит через точку 2. Это основа для задней линии шеи.

Итак, определим положение отдельных частей лица в профиль.

Линия лба от точки с к верхней точке 2 и от нее к точке 3 на затылке, данная линия очерчивает основание черепа;

Бровь расположена на уровне отрезка с, как и надбровные дуги (выпуклость черепа касается первой параллельной линии);

Нижняя часть носа располагается на уровне отрезка е, ровно между линией бровей и линией подбородка, а кончик носа либо чуть вздернут вверх, либо опущен вниз;

Рот расположен между отрезками е и f, а линия подбородка тянется до точки h;

Тонкой, чуть изогнутой линией соедините точку h и основание черепа на уровне отрезка е, изобразив линию подбородка;

Шея расположена ближе к задней части головы и наклонена вперед.

Нарисуем контур черепа, учитывая все выступы: нос, надбровные дуги, впадина подбородка.

Начинаем детальную прорисовку частей лица.

Брови расположены на линии с. Форма брови может быть разнообразной.

Глаза расположены в центральной части квадрата. Глаз напоминает форму треугольника. Рассмотрите более детально. (Приложение)

Крылья носа расположены на 1-ой параллельной линии. Прорисуйте ноздри. Выпуклость носа передается с помощью штриховки.

Губы различны по форме. Однако верхняя губа чуть шире, чем нижняя. Объем придается с помощью штриховки.

Верхний край уха находится на одном уровне с бровью по линии с, а мочка уха – на уровне основания носа по линии е, само ухо находится на вертикальной осевой линии 2-4 ближе к затылку, касается 2-ой параллельной линии.

Уберите вспомогательные линии. Придайте портрету жизненность с помощью штриховки.

В процессе создания портретов, можно обращаться к портретам, на которых изображено лицо женщины в разном возрасте (15, 25, 55, 75 лет), можно пронаблюдать какие оно претерпевает изменения.

Можно нарисовать еще один портрет без помощи учителя.

III. Итог. Домашнее задание.

Подобрать портреты написанные в профиль.

Академический рисунок предполагает, что художник в ходе работы соблюдает определенную последовательность шагов, продвигаясь поэтапно, от общего к деталям и снова к общему. Для лучшего понимания анатомических особенностей сложной объемной формы и способов их передачи на плоском листе бумаги учебное изображение черепа делают в трех положениях: анфас, профиль и в три четверти.

Ракурсы

Этапы рисования черепа

Основная задача рисующего – понять, запомнить и научиться верно передавать конструкцию человеческого черепа, так как особенности строения костей (и мышц, которые в данном уроке мы не рассматриваем) напрямую влияют на форму человеческой головы. Если этот материал прочно усвоен, приобретенные знания и навыки помогут избежать множества ошибок при рисовании портрета, поэтому уделите ему максимум усилий.

Этап 1. Изучение анатомического строения.

Форма головы яйцевидная (овоид), состоит из шарообразной черепной коробки и вытянутой лицевой части, на которой расположены глазницы, челюсти и симметричные парные и непарные кости. Очень важно уже на этом этапе запомнить, что парные части лица, включая и кости на черепе, рисуют одновременно.
Черепная коробка состоит из 8 костей, образующих сферическую форму, лицевая часть – из 14.

Этап 2. Изучение натуры, определение пропорций, конструктивных (опорных) точек, компоновка в листе. Профильная линия, линии глаз и рта.

Избежать грубых ошибок уже на начальном этапе рисунка черепа поможет знание канонических пропорций головы.
1. Линия, горизонтально проведенная через переносицу, делит высоту головы пополам. Это относится и к работе над черепом.
2. Лицо, от линии роста волос до низа подбородка, делят на три равные части по следующей схеме (ориентируются при этом не на внешние видимые признаки, а на строение костей, присущее черепу): линия надбровья, линия основания носа, линия низа подбородка.
3. На высоте 1/3 от надбровья до основания носа размещают линию глаз, одинаковых по величине парных деталей.
4. Расстояние между глазами составляет длину одного глаза; от наружного края глаза до виска – половину длины глаза.
5. Низ носа расположен на той же линии, что и мочки, а его ширина равна ширине глаза.
6. Уши находятся между линиями носа и бровей.
7. Рот расположен на 2/3 расстояния от подбородка до носа.

Позже, в ходе рисования портрета, вы будете замечать некоторые отклонения от данных канонических пропорций во внешности конкретной модели – они и будут являться индивидуальными особенностями портретируемого. Однако досконально разбирать их необходимо уже на этапе детализации, после того как вы убедитесь, что качественно выполнили общие построения и верно взяли основные пропорции.

Как строить голову

Этап 3. Построения основных форм.

Определите профильную линию, которая условно разделяет форму на правую и левую половины. Эта линия и внутренние точки опоры (характерные выступы и углубления в костях на черепе, которые мы знаем благодаря тому, что ранее изучили анатомическое строение) станут главными ориентирами в процессе дальнейшей работы.
Особое внимание уделяйте правильности пропорций и перспективы. Определите положение линии горизонта и – в зависимости от ракурса – одну или две точки, в которые сходятся линии рисунка.

При работе над черепом и учитывайте и показывайте действие перспективного сокращения. Тщательно производите замеры на натурной модели, постоянно сравнивайте с ней изображение и сразу исправляйте в рисунке неточности.

Этап 4. Детализация рисунка черепа.

Начните детализацию с самых крупных и важных форм, затем переходите к скуловым и лобным отросткам, лобным и теменным буграм, надбровным дугам, надпереносью, костям и месту основания носа, линии челюстных костей, скуловым костям и нижнему краю глазниц. Намечая расположение деталей на черепе, по-прежнему постоянно ориентируйтесь на профильную линию.

Наиболее частой ошибкой на данном этапе является повышенное внимание к отдельным деталям в ущерб остальным частям рисунка, тогда как работу следует вести равномерно.

Этап 5. Светотень.

Определите положения источника света, самые светлые, самые темные участки на натурной модели и полутона. Самыми светлыми окажутся поверхности, которые расположены перпендикулярно источнику света и ближе всего к нему. Работая над тенями, не забывайте об участках отраженного от соседних поверхностей света, которые всегда будут темнее, чем полутона в освещенных участках.

Помните и о законах воздушной перспективы: наиболее контрастными будут участки на переднем плане, а по мере удаления от зрителя контрасты смягчаются.
Наносите штрих по форме, с небольшим нахлестом, ритмичными слоями. Штрихи должны не сливаться в единую массу, а считываться аккуратной сеткой. Избегайте слишком резких пересечений и наклонов штрихов в разные стороны.

Если вам необходимо подготовиться к экзамену по рисунку в творческие вузы, колледжи или школы столицы, записывайтесь в студию К. Э. Арутюновой – ведущего преподавателя в школе №2054 при МАрхи и подготовительных курсов МАрхи. Педагоги составят учебный план с учетом вашего текущего уровня, требований учебного заведения, в которое вы планируете поступать, и времени, которым располагаете.

Читайте также: