Решид мурад генералнынъ икяеси конспект

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 466 0

Дарсла мурадуни:

1.Багьуди ахъбурцнила мурад:

назмуличил дурх I ни тянишбарни;

мез жагадирути г I яг I ниахълуми даргни;

назмула тема, идея белгидарни.

2.Бяркъ бедлугнила мурад:

Эстетикалашалси бяркъ кагахъни

Ват I айчи, т I абиг I ятличи, бузериличи пахрубирни.

Дарсла г I яг I ниахълуми:

I .Дарсла башри:

Организационный момент – Салам, дурх I ни ва дак I ибти г I ях I ли.

-Наб Г I яшура Мях I яммадрасуловна бик I ар, рузулира К I ишала гимназиялизир, дарган мезла ва литературала дурсри кадирхьули.

-Нушани бирех I е даргала литературала дарс.

2.Учительла ихтилат:

Даргала литератураличила, поэзияличила гьанбуршух I ели, дила урк I иличи ца ишгъуна мешубуц башар: дахъал миллатунар Дагъиста литературала жагадешла варачанничи.

Ил варачанна ца кьяли, царх I илтазибад дек I арбулхъуси, сунела рангра, т I амара, макьамра сабира х I ерк I саби.

Ил х I ерк I чебирц I ули саби сагати дишт I ати х I урк I ба. Иличибли сунела ц I акь имц I абирули саби.

Илис бикьридеш дирули сари даргала поэтунала назмуртанира. Илдигъунтала луг I илизибад саби: (Буч I антази бурахъес)

А. Каймаразов, Р. Рашидов, М. Х I ямидов ва царх I илтира. Ишбарх I и нуша дарсличир ца гьат I и даргала поэтличил тянишдирих I е.

3. Р.Амадзиевла г I ямруличила къант I ли бурес:

1.Халкьли г I ямру лушух I ели, берх I или нурла шала шалали шаладирух I ели,г I ямруличи г I яшикьли, булбулти дуч I ух I ели, 1935 ибил дуслизив Убях I Мулебк I ила шилизив хъубзарла хъалибарглизив ак I уб. Агь, балагьла дургъби! Дургъбани нургъби диркьу, адамтала х I и дархти.

Селизиб саби Ражабла поэзияла ц I акь?

-Селрайчиб гьалаб поэтла назмурти г I ямрулашал х I екьти сари. Сай – алавти г I ямрулизирад кайсути сари темаби.

4. Магнитафонна белк I -далай.

Ихтилат: - Суал. Селичила саби далай?

- Суал. Ургуба се саби, балулрая х I ушани?

- Се сари духълуми…?

5. Учительли назму урк I иличиб буру

Х I ела лиг I матуни

Гибси саби наб кьуват,

Дусли х I яйна бухъабну

Халкьлис х I ела баракат.

Гьаршдук I -сири баршили,

Неш, иршули аршили.

Наб лайла буч I усири,

Нешлис кьадин ц I уэрли

Амма г I ямру дарсдариб

(Шел дус вирулри х I илх I и),

Ургубала ца барх I и.

6. Назму буч I а дурх I нани (2 учениклизи буч I ахъу ца назму)

7.Сагати дугьбачил бируси х I янчи

Ниг I матуни – лебдеш, давла, баракат

Гьаршдук I -сири-вишт I аси катес барибси

Г I яби – гуржи г I яби (ванзала удирад дашути сари)

6. 1) Назму буч I а дурх I нани (гьарра ученикли, тахта - куплет) буч I ахъу, илала мяг I на белгибиру (тема, идея).

2)Произведениелизир сегъунти образуни лера?

-Т I абиг I ятла,адамла.

3) Бух I набуц къант I ли чеббуру (ца учениклизи).

4) а) Сунела тематика х I ясибли назмуличи мешусисегъуна произведение баладаяв?

Буру чули балуси.

Б) К I инайс хьарбиу

-Урусла поэзиялизирад чиди произведение гьанбушес дирудаяв?

-Есенина, Тютчевла ва царх I илти.

7.Лук I нила дарсла бархбас.

1.Произведениела бек I мяг I на бурни.

1)Авторли ургуба чебях I бирни;

2)Г I ямру даимдарес хьулчили биъни.

8.Суратуни – карточкаби чедаахъес.

-Суратуначивад пикридирес багьираби ва буралаби. Масала: канили буган, къакъли дурадушан (дуразла гъаб).

8. Дарс кагахъни

Гьанна нушани ахтадибирех I е дарсличиб сагаси се багьуррал.

Ил багьнила дарс дурабурк I ех I е.

-Дурх I ни, дигахъадаяв произведениела авторличил

-Айзурли гъайухъун, ва буриб

сунела творчестволичила.

9.Тесты (Учительли х I янчи дурабурк I у)

Р.Адамадзиев ак I убси дус:

2. Р.Адамадзиев ак I убси ши:

б)Убях I Мулебк I и

в)Г I яймаумах I и

5.Р.Адамадзиевла назмулизир ахъдурцути темаби:

в) дургъбачила(3-ра тема)

6.Миц I ирси ах I енси сек I айчи миц I ирти сек I а, адамтала лишанти хасдарили бурнилис

IV .Дарсла итог:Нуша Ишбарх I и селичила гъайдик I ули дуира?

Х I ергъибси аргъахъес. Буч I антала суалтас жавабти дедни. Хъ/х I . А.Гъ. г I ям-ла

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В данной школе Эмилия обучается с 1-го класса.

Поведение на уроках и переменах сдержанное, без лишней активности. Выполняет все правила поведения учащихся школы, обозначенные в Уставе школы.

С одноклассниками дружна, общительна, скромна. С учителями и старшими тактична. Данные поручения выполняет точно и своевременно. В классе была членом редколлегии, хорошо рисует.

Физически развита, но на уроках физкультуры занимается в подготовительной группе.

Эмилия воспитывается в полной семье.Родители удовлетворительно занимаются вопросами развития дочери. Посещают все родительские собрания. Часто приходят в школу, беседуют с классным руководилем и учителями предметниками.

Директор школы А.Н.Архипова

Классный руководитель З.К.Меджитова

Руководитель МО учителей филологов

Заместитель директора школы по УВР

Психолого –педагогическая характеристика класса

В 2015- 2016 учебном году в 10 классе учились 15 человек, из них 9 мальчиков, 6 девочек. Дети одного возраста, познавательный уровень развития обучаемых в целом соответствует среднему. Дети активные, подвижные. Ребята всегда проявляют интерес к общественным делам и с удовольствием выполняют общественные поручения. Основной состав во время занятий занимает активную позицию.

В целом, все дети переживают неудачи своего класса,поддерживают дружелюбные отношения как внутри коллектива,так и вне,открытых конфликтов не наблюдается. Некоторые ребята дружат не только в школе, но и за её пределами. Они внимательны друг к другу, всегда стараются помочь независимо от ситуа- ции. К поручениям относятся ответственно.

10 класс обучаемые все закончили успешно. 3 человека поступили в средние специальные учебные заведения,остальные продолжают обучение в школе.Сейчас в классе обучаются 12 человек,4 девочки и 8 мальчиков. Обучаемые все ответственные,активно принимают участие в жизни школы,участвуют в школьных мероприятиях, конкурсах.

Средний уровень развития класса необходимо повышать с помощью актива класса, совместной работы классного коллектива,через участие педа-гогического коллектива и родительского коми

Литература периода Крымского ханства

Газайи (1554 – 1607)

Газайи поэт, который писал в различных жанрах и формах крымскотатарской классической литературы. В его творчестве отображены страдания на чужбине,тоска по родине, трагедия разлуки с любимой.

Творчество Газайи это одно из ярких страниц крымскотатарской литературы. Его произведения прививают подрастающему поколению такие чувства как благородство, человеколюбие, чистосердечность.

Мировая литература

Тема: «Литература периода Крымского

Работу выполнила

слушатель кафедры

филологии ДПП ПП

«Теория и методика обучения

группа РБ – 1 Меджитова

Зарема Куртмеметовна

Пояснительная записка

Содержание учебного предмета

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1ч.) О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат)

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (5 ч.) Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Пословицы и поговорки Сказки. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Детские анекдоты. Народные сказки. Сказка и ее художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера. А. Велиев. Детские анекдоты.

Тематическое планирование

Руководитель МО учителей филологов

Заместитель директора школы по УВР

Календарно-тематическое планирование 6класс (Эдебият).

№ п\п Мевзу Дерснинъ кечириль ген куню Коррекция Талебелернинъ умумтасиль севиелерине девлет стандартларнынъ талаплары

I-ЧЕРИК 1. Кириш.Аятны бедий шекильде акс эткен эдебияттыр. 2. 3. Халкъ агъыз яратыджылыгъы Ахмет акъайнынъ лятифелери. Н.И.Тильнинъ ифаделиги ве байлыгъы 4. Халкъ масаллары.Эйиликке кемлик япма 5. Масалда халкъ урф- адетлери.Н.И.Инша сыныфта 6. 7. 8. 9. СТО.Саранбай ве ыргъат.Масал. Н.И.Аллегория акъкъында анълатма Контроль иши.Халкъ агъыз яретыджылыгъындан.

1. Къырымтатар ве джиан эдебияты. 6 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 6 класс), авторы Велиулаева А и другие. Болюклернинъ ады саат Кириш 1 Халкъ агъыз яратыджылыгъы 3 Эдебий масал 3 Ватан образы ве тилимизнинъ гузеллиги поэтик эсерде 4 Ахлякъ дерси 3 Тувгъан табиат 5 Дженк атешинден кечкенлер Сюргюнлик Нутукъ инкишафы СТО 2 3 8 2

Использованная литература: 1. Къырымтатар тили. 6 сыныф (Крымскотатарский язык. 6 класс), авторы Меметов А, М., Алиева Л.А. и другие. 2. Къырымтатар ве джиан эдебияты. 6 сыныф (Крымскотатарская и мировая литература. 6 класс), авторы Велиуллаева А. и другие.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

8класс - 17часов (0,5ч в неделю)

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

Крымскотатарский язык, 7 класс

Количество часов: 34 (1час в неделю).

Составитель: Меджитова З.К.

учитель крымскотатарского языка

высшей квалификационной категории

2016/ 2017 учебный год

Пояснительная записка

Для изучения курса федерального компонента рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения крымскотатарского языка. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Срок реализации программы 1 год. Предмет крымскотатарский язык входит в образовательную область лингвистических наук о языке;обогащение словарного запаса- и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

знать/понимать: - использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи

Уметь - излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного крымскотатарского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

Личностные результаты освоения крымскотатарского языка:

Понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;

Осознание эстетической ценности крымскотатарского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения крымскотатарского языка

Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы и др.);

Коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты освоения крымскотатарского языка:

Представление об основных функциях языка; о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа;

Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста);

Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

Осознание эстетической функции языка.

2.Содержание учебного предмета

Введение. Значение языка в жизни (1 ч)

Повторение пройденного в 6 классе (1ч)

Части речи. Существительное.

Местоимение(8ч)

Общее сведения о местоимении. Разряды местоимения.

Общее сведения о глаголе. Виды глагола. Времена глагола. Наклонения глагола. Образование и правописание глаголов.

Общее сведения о причастии. Причастный оборот. Знаки препинании при причастном обороте. Образование и правописание причастного оборота.

ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ДЕПОРТАЦИИ (12 ч)

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие об очерке. Автор-повествователь.

ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.

Народные песни (по выбору)

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 6 классе (68 ч.)

На изучение художественных произведений – 52 ч.

Уроки развития речи – 8 ч.

Дополнительное чтение – 5 ч.

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат)

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (7 ч.)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Пословицы и поговорки Сказки. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Детские анекдоты.

Народные сказки. Сказка и ее художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера.

А. Велиев. Детские анекдоты.

Литературная сказка (2 ч)

Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление понятия о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.

ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ(8 ч.)

Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет. Интонация. Логическое ударение.

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (11 ч.)

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой и сюжет. Литературный герой. Поступок героя, его характер.Речевая характеристика героев.

РОДНАЯ ПРИРОДА

ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ДЕПОРТАЦИИ (12 ч)

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие об очерке. Автор-повествователь.

ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.

Народные песни (по выбору)

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 6 классе (68 ч.)

На изучение художественных произведений – 52 ч.

Уроки развития речи – 8 ч.

Дополнительное чтение – 5 ч.

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат)

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (7 ч.)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Пословицы и поговорки Сказки. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Детские анекдоты.

Народные сказки. Сказка и ее художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера.

А. Велиев. Детские анекдоты.

Литературная сказка (2 ч)

Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление понятия о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.

ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ(8 ч.)

Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет. Интонация. Логическое ударение.

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (11 ч.)

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой и сюжет. Литературный герой. Поступок героя, его характер.Речевая характеристика героев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.

Геройское,2018 г

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов;

использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;

формулировать выводы;умение самостоятельно организовать собственную деятельность;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

владение элементарными литературными терминами;

приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

создавать устные монологические высказывания; вести диалог;

написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 5 классе

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч)

Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и литература. Литература и другие виды искусства.

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (5 ч)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Малые жанры фольклора (Оюн текерлемелери. Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Загадки.) Народные сказки.

Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Виды песен, их тематика (ознакомление). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности.

Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей.

Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговоркахнародной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Народные праздники. Посиделки (3 ч.)

Народные праздники (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник Нового года по восточному календарю. Праздник весеннего пробуждения природы и начала полевых работ.

Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как распространенный вид народного развлечения. Особенности проведения посиделок.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Загадка. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.

ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (3 ч.)

Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу бороться за его свободу и счастье.

Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация. Логическое ударение. Тема и идея произведения. Гимн.

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (7 ч.)

Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний. Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей, проявленных в необычных жизненных ситуациях.

Влияние взрослого друга на формирование характера Османа. Воспитание любви к природе, к животным.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.

ПРИРОДА КРЫМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ (5 ч.)

Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема живописной картины природы и приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении.Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе.

Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки. Фольклорные традиции в рассказе.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Интонация.

СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ (6 ч.)

ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ДЕПОРТАЦИИ (3 ч)

Учебно-тематическое планирование 5 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)

Читайте также: