Решение задач модели задачи краткая запись задачи схематический чертеж 2 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Личностные:
- Способствовать овладению основами логического и алгоритмического мышления, математической речи.
- Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу.
- Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности.

- Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу
- Развивать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
- Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- Развивать умение использовать знаково-символические средства для решения задач

постановки и решения проблемы:

- Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач

- Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

- Развивать умение применять математические знания и представления для решения учебных задач
- Развивать умение самостоятельно составлять выражения
- Развивать умение выполнять письменно арифметические действия с числами
- Развивать умение проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.)
- Развивать умение оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи

Компоненты вычитания - уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Задача на нахождение неизвестного вычитаемого, в этой задаче находится вычитаемое (из уменьшаемого отнять разность)

Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого, в этой задаче находится уменьшаемое (к разности прибавить вычитаемое)

Краткая запись - это коротко записанное условие задачи, последним в краткой записи пишется вопрос к задаче.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

2. Математика. Проверочные работы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова А.Д.-М.: Просвещение, 2017, с. 18, 19

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Научимся решать новые виды задач. Задача первая. На ветке было несколько птиц. Когда пять птиц улетели, на ветке осталось семь птиц. Сколько птиц было на ветке?

Сделаем краткую запись задачи. Было- ? Улетели- 5 пт. Осталось- 7 пт.

Сделаем схематический чертеж к задаче.


Начертим отрезок, который показывает, сколько птиц осталось, подпишем 7 птиц. Причертим к концу отрезка еще один отрезок, обозначающий улетевших птиц, подпишем 5 птиц. Сколько было птиц на ветке, неизвестно, поставим знак вопроса.

Рассмотрим краткую запись и чертёж к задаче

Каким действием будем решать задачу?

Правильно, чертёж нам подсказывает, что задача решается сложением, так как надо найти сумму отрезков.

Часть птиц улетели и часть осталось. Значит, мы находим уменьшаемое. А уменьшаемое находится действием сложением.

Запишем решение задачи.

Этот вид задачи называется на нахождение неизвестного уменьшаемого. Так как в этой задаче находим уменьшаемое.

Решим вторую задачу.

На клумбе было одиннадцать тюльпанов. Когда несколько тюльпанов завяло, то осталось шесть тюльпанов. Сколько тюльпанов завяло?

Сделаем краткую запись условия задачи и чертёж.

Было-11т. Завяло-? Осталось-6т.

Сделаем схематический чертеж.


6т. ?

Начертим отрезок, обозначающий все тюльпаны. Подпишем его 11 тюльпанов. Отложим на отрезке отрезок равный оставшимся тюльпанам, подпишем 6 тюльпанов. Другой отрезок, обозначает, сколько тюльпанов завяло, это неизвестно, ставим знак вопроса.

Решим задачу. Узнать сколько тюльпанов завяло, значит надо узнать, на сколько тюльпанов стало меньше. Задача решается вычитанием. По чертежу видно, что неизвестна разность отрезков. Как называется число 11? Уменьшаемое. Как называется число 6? Разность. Неизвестно в задаче вычитаемое. Как найти вычитаемое? Из уменьшаемого вычесть разность.

Ответ: 5 тюльпанов завяло.

Такой вид задач называется “на нахождение неизвестного вычитаемого”.Так как в этой задаче находим вычитаемое.

Сделаем вывод: правильно составленная краткая запись задачи подсказывает, каким компонентом является каждое число в задаче: уменьшаемым или вычитаемым. Правильно начерченный схематический чертеж подсказывает, каким действием решать задачу. По чертежу видно, что находим сумму или разность отрезков.

Тренировочные задания.

1. Решите задачу, выберите правильное решение

На стоянке было несколько машин. Когда уехало 8 машин, то осталось 7 машин. Сколько машин было на стоянке?

Правильный вариант:

2. Вставьте подходящие слова в предложения

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо ______ вычесть известное слагаемое. Чтобы найти неизвестное __________, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо ________вычесть разность

Правильный вариант:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение

План – конспект урока

по математике во 2 классе на тему:

Учитель: Яковлева Е.А._______

Методист: Старостина О.В.______

Оценка _______________________

Саратов 2017 г.

Учить делать краткую запись задачи.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, внимания, речи; развивать умение формулировать проблему, предлагать пути ее решения.

Воспитательная: формирование коммуникативных умений учащихся

Оборудование: интерактивная доска, учебник.

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему… привет
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой …
При встрече через много лет вы крикнете друзьям …
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго …
И вы запомните совет: дарите всем друзьям …
Давайте дружно все в ответ, друг другу скажем мы …

- Я бы хотела с вами сыграть в очень простую игру. На доске будут написаны примеры, ваша задача быстро сосчитать их и дать мне правильный ответ, за каждый правильный ответ, я буду давать вам жетончик, договорились? Начнем с легкого.

29+17= (46) 37+18= (55) 25+13= (38)

39+15= (54) 61-28= (33) 31-11= (20)

70-8= (62) 90-16= (74) 44-20= (24)

25+37= (62) 56+34= (90) 59 – 26= (33)

-Молодцы с этим заданием справились быстро, теперь по сложнее.

32:8= (4) 33*2= (66) 28:4= (7)

15*3= (45) 45:9= (5) 33:3 = (11)

- Откройте в учебнике страницу 107 и прочитайте задание №508. Что нам нужно сделать?

1. Восстанови текст задачи по краткой записи.

Береза – 27 лист.

Тополь - ?, на 6 лист. больше

Дуб - ? , на 17 лист. меньше

- Как нам восстановить текст задачи? (Нужно найти что нам известно в этой задаче) Так, что нам известно дальше? И что же нам нужно найти?

(На березе распустилось 27 листочков, на тополе на 6 листочков больше, чем на березе, а на дубе – на 17 листочков меньше, чем на тополе. Сколько листочков распустилось на дубе?).


На этом уроке Плюс и Минус находят в задаче опорные слова и с их помощью составляют краткое условие задач. А используя умение чертить отрезки, составляют схематические чертежи этих задач.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Краткая запись задачи и её схематический чертёж"


- Охо-хо-хо-хо… И куда этот Плюс подевался? Я один с этим заданием не справлюсь. Ну, царица! Каждый раз какое-нибудь новенькое задание подкинет.


- Добрый день, Минус! Прости, я задержался - на природу загляделся. Уж такой сегодня день красивый! Я набрал целую охапку листьев - здесь листья клёна и каштана.


- А что ты с ними делать собираешься?

- Как что - составлю осенний букет. А еще, они помогут нам разобраться в том задании, которое дала нам царица-Математика - научиться выполнять краткую запись задачи и её схематический чертёж.

- Давай скорее начнём, а то ты и так опоздал.

- Ну что же, приступим. Вот смотри - у меня несколько листьев клёна. 5 из них я поставлю в вазу и осталось ещё 4 листа.

- Да-да, я знаю. Если задать вопрос, то получится вот такая задача:

Плюс собрал несколько листьев клёна. 5 из них он поставил в вазу. После этого осталось ещё 4 листа. Сколько всего листьев собрал Плюс?

Ну, и что дальше?

- А дальше составляем краткую запись.

- И как мы это сделаем?

- Выбираем главные, опорные слова. Что происходило в задаче?

- Сначала ты собрал листья, а потом 5 из них поставил в вазу. И у тебя остались 4 листа.

- Вот именно - собрал, поставил, осталось. Вот они, опорные слова. Запишем их:


- Да, но, сколько собрал, в задаче неизвестно. В ней сказано, что собрал несколько листьев.

Ну, вот. У нас получилась краткая запись задачи. Глядя на неё мы можем вспомнить всё условие задачи.

- Но ведь нам еще надо сделать и схематический чертёж!

- Ну что же. В этом нам помогут отрезки. Мы ведь их уже отлично рисовать научились. Итак, вот первый отрезок.


Он показывает, сколько листьев я поставил в вазу. Второй отрезок мы начнем рисовать от той точки, которая является концом первого отрезка.


Этот отрезок показывает, сколько листьев у меня осталось. То есть, нам известна та часть листьев, которую я поставил в вазу и та часть листьев, которая осталась. А вот, если объединить все листья вместе, то получится уже не часть, а все листья, то есть целое.


Когда мы объединяем, то есть собираем что-то вместе, находим целое, то, конечно, используем действие сложения. И без меня, Плюса, здесь не обойтись!


Записываю ответ задачи: Плюс собрал 9 листьев клёна.

- Так, отлично, с этой задачей мы справились. Но ведь есть и ещё одна задача.

- Что еще за задача?

- А вот она: На лесной поляне росло 7 мухоморов. Несколько мухоморов съел лось. После этого на поляне осталось 2 мухомора. Сколько мухоморов съел лось?

Теперь моя очередь составлять краткое условие и схематический чертёж. Итак, выделяю числа и опорные слова. Что в задаче происходило? Росло 7 мухоморов. Несколько мухоморов съел лось. Раз несколько, значит, мы не знаем сколько. Дальше написано, что осталось 2 мухомора.


Ну вот, с кратким условием я справился. Так ведь, Плюсик?

- Теперь надо выполнить схематический чертёж.

Росло 7 мухоморов. Рисуем отрезок:


Лось съел, это неизвестно. Пока рисовать не буду, осталось 2 мухомора. Как мне их нарисовать? Откуда начинать? С конца первого отрезка?

Не-е-ет. Ведь семь - это все мухоморы, то есть целое, а два - это часть этих семи. Поэтому откладываем отрезок, обозначающий эти два мухомора от начала первого отрезка. Мы как бы отделим оставшиеся мухоморы от съеденных. А вот тот отрезок, который является второй частью целого отрезка и будет съеденными мухоморами.


Как известно, часть чего-то целого находим действием вычитания. Так что, теперь моя очередь встать в действие:


Ответ: 5 мухоморов съел лось.

- Это у тебя отлично получилось, Минус. Лихо ты справился с такой трудной задачей.

- И ничего трудного тут нет. Чтобы решить любую задачу, надо сначала представить себе все, что в ней происходит. Затем составить краткое условие, выделив опорные слова, которые нам подскажут, что именно происходит в задаче. А потом нарисовать схематический чертёж. Только надо очень внимательно разобраться, что в задаче целое, а что части.

- Если мы находим наибольшее число, то есть целое, из известных частей, то отрезки рисуем так: сначала первый отрезок, затем второй. При этом, конец первого отрезка одновременно является началом второго отрезка. И такую задачу решаем действием сложения. То есть используем знак плюс.


- А если в задаче надо узнать часть чего либо, то сначала рисуем отрезок, обозначающий самое большое число, то есть целое. Затем от начала первого отрезка рисуем второй отрезок, обозначающий меньшее известное число. Мы как бы разрезаем больший отрезок на части, одна из которых известна, а вторую нужно узнать. И, конечно, если надо узнать часть, то задачу решаем действием вычитания. То есть используем знак минус.

Читайте также: