Репортаж 8 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить с особенностями репортажа как жанра публицистики, с правилами его построения.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: индивидуальная, фронтальная, групповая

I. Организационный момент – лингвистическая разминка.

- Предположите, о чём пойдёт сегодня на уроке разговор. Какова его цель? (Научиться писать репортаж.)

- Итак, сегодня мы с вами дадим определение данному жанру публицистики, рассмотрим его композицию и попробуем создать свой репортаж.

II. Актуализация незнаний

Репортаж – это глаза и уши читателя. (Солганик Григорий Яковлевич)

- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

- Какая задача стоит перед автором репортажа?

прил. репортажный, ая, ое (к 1 знач.) (Толковый словарь Ожегова)

- А кто такой репортер?

Репортёр – РЕПОРТЁР, а, м. Корреспондент, пишущий репортажи.ж. репортёрша, и (разг.). прил. репортёрский, ая, ое. (Толковый словарь Ожегова)

- Подберите синонимы к этому слову. (Корреспондент, комментатор, журналист)

- Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы каких-нибудь спортивных комментаторов?

Дмитрий Губерниев – это один из самых известных спортивных комментаторов в современной истории России. Его голос сопровождает все крупнейшие соревнования, а потому журналист остается настоящим символом российского спорта.

Также одним из выдающихся спортивных комментаторов был Николай Озеров. Это замечательный драматический актер, чемпион Советского Союза по теннису, спортивный комментатор.

III. Групповая работа.

Задание №1. Перечислите качества характера, которыми должен обладать репортер.

- Быть отважным, горячо любить свое дело, целеустремленным. Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными. Репортер должен владеть правильной литературной речью. Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.

- Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать многими чертами характера: он должен быть образованным, интеллигентным, умным, знающим современные проблемы, что сегодня актуально, терпеливым, храбрым, честным.

t1592208087aa.jpg

Задание № 2. Прочитав газетный материал (вырезка из газеты), выберите характерные особенности репортажа.

1. Автор прямо не раскрывает своего отношения к событию.

2. Изложение от автора (репортера), а не от постороннего лица

3. Ярко выраженное отношение автора к происходящему.

4. Передача всего хода события, а не одного его момента.

t1592208087ab.jpg

Вывод: итак, мы с вами выяснили, что обязательных правил построения репортажа нет, каждый автор пишет по-своему, но вот личность автора всегда присутствует в данном жанре.

Задание № 3. Составьте у себя в тетради памятку в виде постера для пишущих репортаж.

1. Изложение ведется от 1-го лица

3. Документализм, объективная точность.

4. Эскизность речи.

5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.

6. Полная и достаточно достоверная информация.

Репортаж ведет репортер.

В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события.

- Центральная часть – рассказ о событии.

- Краткий вывод, оценка события (концовка).

t1592208087ac.jpg

IV .Работа с текстом М.А. Булгакова и его анализ.

Найти доказательства, что это репортаж. Чтение с остановками.

1 остановка

- О каком авторе идет речь? Опишите внешний вид усадьбы А.П.Чехова.

Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это- Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать…

Вот здесь сидел Лев Николаевич Толстой, когда приезжал к Антону Павловичу в гости. Но кроме него сидели многие: Бунин и Вересаев, Куприн, Шаляпин, и Художественного театра актёры приезжали к нему репетировать.

2 остановка

- Опишите столовую А.Чехова.

В кабинете у Чехова много фотографий. Они прикрыты кисеей. Тут Станиславский и Шаляпин, Комиссаржевская и др.

3 остановка

- Опишите кабинет А.Чехова.

При выходе из ниши письменный стол. На нем в скупом немецком порядке карандаши и перья, докторский молоток и почтовые пакеты, которые Чехов не успел уже вскрыть. Они пришли в мае 1904 года, и в мае он уехал за границу умирать.

Вопросы и задания:

Озаглавьте текст.

Каково настроение автора? Что можно сказать об общем впечатлении Булгакова от посещения музея?

Определите жанровую принадлежность текста, для чего укажите его основные приметы.

V. Творческая работа.

VI . Рефлексия.

Ваше отношение к уроку. Свой ответ вы можете начать со следующих слов:

- показалось наиболее интересным….

Сегодня мы с вами познакомились с одним из самых популярных жанров публицистики – репортажем. Мы узнали о принципах его написания, и, может быть, кто-то из вас после сегодняшнего урока захочет выбрать для себя профессию репортера – одну из самых трудных и в то же время нужных современному обществу.

VII . Подведение итогов урока, создание синквейна.

- О чем шла речь на уроке?

-Был ли текст, произнесённый мною в начале урока, репортажем? Докажите. Виды репортажа: телерепортаж, радиорепортаж, фоторепортаж, газетный (текстовый) репортаж.

Знакомит, развивает, учит.

Мне нравятся живые репортажи.

VIII . Домашнее задание : в парах записать репортаж на любую тему (можно подготовить аудио- и видеофайлы)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Макаренкова Татьяна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Урок литературы 8 класс

Тема: Репортаж как жанр публицистики.

Познакомить с жанром публицистического стиля – репортаж; показать виды репортажей; показать, как строится репортаж;

Развитие творческих способностей и познавательного интереса школьников, развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: таблица с основными требованиями к репортажу, слайды с профессиональными словами, текст М.А. Булгакова, карта с заданиями для каждого ученика.

Многие русские писатели отдавали репортажу

много сил, внимания и находчивости.

Репортаж- глаза и уши читателя.

Каковы цели нашего урока? Подумаем над критериями оценивания.

Словарная работа

Словарь иностранных слов

Репортаж – 1) работа репортёра;

Репортёр – сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющих сведения о

текущих событиях и происшествиях.

2) репортёрская работа.

Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих

событиях местной жизни.

Советский энциклопедический словарь

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

Теория репортажа

Чтение с выделением главного.

Репортаж-жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детально или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.

-Репортаж изображает событие как процесс.

-В репортаже личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.

- Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет и говорит по-своему.

-Однако выделяют зачин-начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды-все зависит от авторского замысла.

-Зачин должен быть динамичным. А динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции.

-Репортаж может начаться с прямого обращения к слушателям, читателям.

-В центральной части репортажа –рассказ о событии. Обычно представляет собой тип речи- повествование.

Используются также формы прошедшего времени совершенного вида , краткие страдательные причастия прошедшего времени.

-Выделяют в репортаже и концовку. Она чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому он подводит читателя или слушателя.

- В репортаже всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию ( радость, гордость, сочувствие..)

- Выразить эти чувства помогают различные синтаксические конструкции, например вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения, обращения, вводные слова и предложения.

В репортаже может быть рассказано не только о событии или каком-либо действии. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками или просто улицами.

Репортаж следует отличать от газетной заметки.

- Просмотреть номер газеты, найти репортаж.
- О каких событиях рассказывается в них? Назвать темы.
- Какие бывают репортажи?
Необходимо отличать репортаж и информационную заметку.
- Что общего и в чем различия?
Заполнить таблицу.

1. Лишь сообщает о событии как о
свершившемся факте.
2. Автор остается в тени.
его отношение к событию всегда
проявляется.

1.Изображает событие как процесс.

2. Личность автора всегда присутствует.

Сообщается о каком-либо важном событии

Составление памятки для тех, кто пишет репортаж.
Памятка
Отобрать самое главное из того, что происходит.

Выразить свое отношение к событию.

Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.

Концовка. Краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Пишем правила репортажа. Постер.

Физминутка. Деление на группы.

1. Изложение ведется от 1-го лица

3. Документализм, объективная точность.

4. Эскизность речи.

5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.

6.Полная и достаточно достоверная информация.

Репортаж ведет репортер.

В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события.

Работа с текстом М.А. Булгакова и его анализ.

Найти доказательства, что это репортаж.

Чтение с остановками.

1 остановка

О каком авторе идет речь? Опишите внешний вид усадьбы А.П.Чехова.

Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это- Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать…

-Вот здесь сидел Лев Николаевич Толстой, когда приезжал к Антону Павловичу в гости. Но кроме него сидели многие: Бунин и Вересаев, Куприн, Шаляпин, и Художественного театра актёры приезжали к нему репетировать.

2 остановка

Опишите столовую А.Чехова.

В кабинете у Чехова много фотографий. Они прикрыты кисеей. Тут Станиславский и Шаляпин, Комиссаржевская и др..

3 остановка

Опишите кабинет А.Чехова.

При выходе из ниши письменный стол. На нем в скупом немецком порядке карандаши и перья , докторский молоток и почтовые пакеты, которые Чехов не успел уже вскрыть. Они пришли в мае 1904 года, и в мае он уехал за границу умирать.

Вопросы и задания:

Каково настроение автора? Что можно сказать об общем впечатлении Булгакова от посещения музея?

Определите жанровую принадлежность текста, для чего укажите его основные приметы.

Задания разного уровня.

Составить телевизионный новостной репортаж.

Доказать, что текст является репортажем.

Авторский стул.

Домашнее задание.

Написать репортаж – экскурсия в город Костанай. Придерживаясь выработанными правилами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: Предметные: умеют составлять текст публицистического стиля в жанре репортажа; Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяю правила делового сотрудничества; Метапредметные: Познавательные: структурируют знания, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. Коммуникативные: умеют работать в паре, обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.

Р. Сочинение -репортаж

Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.

Обучающие: формирование представлений о жанровых особенностях репортажа; создание собственного текста с учетом требований к данному жанру.

Развивающие: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа, совершенствование умения наблюдать события текущей жизни, давать им оценку, обсуждать, анализировать;

Воспитательные: формирование интереса к творческому труду, профессии журналиста, воспитание осознанной потребности в знаниях.

Планируемые результаты:

Предметные: умеют составлять текст публицистического стиля в жанре репортажа;

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяю правила делового сотрудничества;

Познавательные: структурируют знания, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: умеют работать в паре, обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности:

Еще стоит шум в коридорах, в классе идут последние приготовления к урокам, приходят гости- жители нашего села. Раз, два, три, четыре! Вот он, долгожданный звонок. Прозвенел опять звонок и позвал всех на урок в мир открытий, знаний, света. Давайте вместе со всеми зайдем в кабинет, где будет проходить мероприятие.

III. Актуализация знаний:

- Ребята, скажите, в каком жанре создана речь, которую вы только что услышали? (репортаж)

- К какому стилю речи относится репортаж? (публицистическому)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

- Как мы определим задачи урока?

- Для начала давайте вспомним особенности публицистического стиля речи.

-В каких жанрах реализуется данный стиль? (заметка, интервью, репортаж)

Репортаж – это глаза и уши читателя.
Солганик Григорий Яковлевич

- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

Словарь иностранных слов

1) работа репортёра;

- А кто такой репортер?

Репортёр –доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.

Подберите синонимы к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.

IV. Усвоение новых знаний:

1. Толковый словарь

2) репортёрская работа.

Словарь иностранных слов

1) работа репортёра;

Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих

событиях местной жизни.

Подберите синонимы к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.

Советский энциклопедический словарь

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участник

2. Фронтальная беседа с классом:

-Итак, тема нашего урока - репортаж

- Еще раз о нем, как о жанре публицистического стиля

(Репортаж-жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детально или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.

-Репортаж изображает событие как процесс

-В репортаже личность автора всегда присутствует,

его отношение к событию всегда проявляется

- Есть ли единые требования к репортажу?

(- Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет и говорит по-своему.)

-Однако выделяют зачин-начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды-все зависит от авторского замысла.

-Зачин должен быть динамичным. А динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции.

-Репортаж может начаться с прямого обращения к слушателям, читателям.

-В центральной части репортажа –рассказ о событии. Обычно представляет собой тип речи- повествование.

_ А что же еще используется?

(Используются также формы прошедшего времени совершенного вида , краткие страдательные причастия прошедшего времени).

-Выделяют в репортаже и концовку. Она чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому он подводит читателя или слушателя.

- В репортаже всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию ( радость ,гордость, сочувствие..)

- Выразить эти чувства помогают различные синтаксические конструкции, например вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения ,обращения, вводные слова и предложения.

В репортаже может быть рассказано не только о событии или каком-либо действии. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками или просто улицами.

Таким образом, каковы же приметы жанра?

1. Изложение ведется от 1-го лица

3. Документализм, объективная точность.

4. Эскизность речи.

5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.

-А что еще нужно?

Полная и достаточно достоверная информация.

Репортаж ведет репортер

В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события

VI. Рефлексия.

1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)

2. Напутственное слово молодым репортерам:

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет.
Для чего? Ищите свой ответ.

VII. Информация о домашнем задании:

1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)

1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)

1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)

1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)

Оборудование: газеты, таблицы с основными требованиями к репортажу, папка с памятками (на партах учащихся), таблички с профессиональными словами, видеозаписи, фотографии репортеров, книги В.Пескова, Ю. Фучика.

Эпиграф: Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости. В.Гиляровский.

Основные этапы урока

I. Организация урока.

- Сегодня, ребята, мы проводим урок на тему: “Сочинение в жанре репортажа “Прекрасное рядом с нами”. Вы должны познакомиться с особенностями репортажа как газетного жанра и научиться самостоятельно работать над сочинением-репортажем.

II. Вступительное слово учителя.

- Вся жизнь страны, вся жизнь планеты на газетных листах. Коротенькие заметки, репортажи, очерки, фельетоны и эссе на различные темы печатаются в газетах.

Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных газетных жанров. Многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров.

Прочитаем эпиграф, записанный на доске (читается и комментируется учеником).

III. Словарно-семантическая работа.

1) Обратимся к журнально-газетной лексике.

- Какие слова, относящиеся к работе журналистов, вы можете назвать? (Ответ: Журналист, журналистика, рубрика, корреспондент, репортаж, репортер, хроника)

2) Найдите в толковом словаре лексическое значение слов: репортаж, репортер, хроника, хроникер, корреспондент и запишите в тетрадь.

Репортер – сотрудник газеты, журнала, радио, информационного агентства, доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях).

Учитель: Ребята, какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое более узкое? (Ответ: Репортер - понятие более узкое, так как он занимается конкретной работой)

Учитель: Репортажи печатаются в особом разделе газеты – хронике.

Хроникер – сотрудник газеты, журнала, работающий в отделе хроники.

IV. Фронтальная беседа с классом.

Вопрос. Каких журналистов, информирующих о текущих событиях, вы можете назвать, ребята?

Ответ. Михаил Любимов – телерепортер информационной программы “Доброе утро” на Первом канале; Александр Школьник - репортер информационной программы “Доброе утро” на Первом канале, рубрики “Шпаргалка”, “Школьные повести”; Эдуард Хайруллин – работает собственным корреспондентом от Казани, А.Мамонтов - собственный корреспондент Первого канала.

Учитель: Профессия репортера нелегкая. Какой материал нашли вы, готовясь к уроку?

Ученик: Мне хочется прочитать напутствие известного спортивного журналиста Н.Озерова юным спортивным комментаторам

Спортивный репортаж

Приятели часто подшучивают надо мной: что же тут сложного!

Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно не так уж сложно. Но нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах.

Каждое спортивное соревнование- это проверка мужества спортсмена, его воли, стремления к победе.

Я сам прошел большой и совсем не легкий путь в спорт. Знаю, сколько пота надо пролить на тренировках, сколько поволноваться, прежде чем чего-нибудь добьешься.

Спортивный комментатор должен прежде всего знать и любить спорт, особенно тот вид, о котором он рассказывает.

Перед матчами, о которых мне предстояло рассказывать на радио, я старался бывать на тренировках команд. Встречался с известными тренерами. Это мне очень помогло.

Советую и вам, юные комментаторы, заранее узнавать обо всех предстоящих соревнованиях, бывать на тренировках, прислушиваться к тому, что говорят тренеры.

Вы должны увидеть не только успехи, но и неудачи. Ничего нет страшного в критике. Только она должна быть доброжелательной, а не походить на разное и брюзжание.

Когда я веду репортаж, я вижу перед собой тысячи зрителей, но я думаю не о них. Я знаю, что сотни тысяч любителей спорта, сидящих у радиоприемников, внимательно слушают комментатора. И я стараюсь, очень стараюсь помочь им “увидеть” все, что происходит на футбольном поле.

Вот и вы должны так писать свои репортажи, чтобы каждый читатель увидел ваши соревнования.

Успехов вам, юные комментаторы!

Учитель: Послушаем запись одного из репортажей А.Школьника и подумаем над вопросом: “Какими качествами должен обладать репортер?” (Репортаж А.Школьника)

Репортаж А.Школьника

Здравствуйте, дорогие ребята!

Хочу познакомить вас с интересными людьми – вашими ровесниками.

Московская школа № 1241. Первое сентября. Подхожу к группе мальчишек и девчонок, оживленно жестикулирующих, перебивающих друг друга:

- Я думаю лучше сегодня.

- А может еще один прогон?

- О чем спор, ребята, - интересуюсь я.

Удивлению моему не было границ. Оказывается, группа энтузиастов-старшеклассников под руководством учителя музыки Виталия Петровича Бодрова организовали музыкальный театр. Начали с небольших постановок, а теперь уже сочинили трехактную пьесу. Все лето репетировали, шили костюмы, рисовали и сколачивали декорации.

- А как же отдых? – спрашиваю я.

Ребята смотрят на меня с недоумением.

В самом деле, что это я.

Лучшего отдыха не придумать.

Здорово живут ученики школы № 1241.

Учитель: Так какими качествами должен обладать репортер?

  • должен владеть правильной литературной речью;
  • должен знать вопрос, который он освещает;
  • репортеры часто сталкиваются с разными трудностями, поэтому они должны быть сильными, выносливыми, мужественными.

Учитель: Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать всеми этими качествами. Он должен правдиво и точно изображать события, ярко и образно, уметь общаться с людьми, быть смелым и мужественным в своей работе.

Кто из журналистов жизнью заплатил за правдивость своих репортажей?

2) Дмитрий Холодов

3) Семья Никулиных

Таким образом, профессия журналиста требует помимо профессионализма еще и мужества, даже геройства.

А еще ребята, мне хочется сегодня рассказать о замечательном человеке, журналисте, телерепортере, фотографе, в прошлом ведущем программы “В мире животных” Василии Пескове. В.Песков написал замечательную книгу “Шаги по росе”. Герои этой книги строят заводы, прокладывают каналы, воздвигают дома, сажают яблони. У них немало общего. И в то же время образ каждого из них, живой и яркий, несет те черты, которые присуще ему, и только ему. Каждое событие им не просто описано, а выношено, пропущено через свое, личное восприятие. Песков не боится “присутствовать” в своих материалах, но это присутствие не навязчиво, а органично. Автор здесь лицо активно действующее, думающее, остро видящее. Он умеет душевно беседовать, задавать людям нужные вопросы, искренне радоваться вместе с ними и, когда надо, негодовать. Это всегда вызывает доверие читателя.

Важной приметой творчества Пескова является то, что для него рассказать о человеке – это всегда написать о земле, на которой он вырос, об его отношении к родной природе.

Да ,своим творчеством Песков славит людей труда. Но, подобно одному из героев своего репортажа, он утверждает: “Жизнь не представляю себе без птичьего пения…”.

Василий Песков умеет видеть, слушать, чувствовать природу нашей Земли и пишет о ней свежо, сочно, подлинно. Песков много фотографирует. Он часто охотиться с фотообъективом за лесными загадками. В поле, в лесу он свой человек. Он все время напоминает: вы тоже можете стать “своим человеком”. Лесной праздник доступен всем. “На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед седлайте, а лучше – пешком. Пораньше из дому, лучше с самой зарей. Тогда весь праздник – ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки, увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой “хлеб” трудолюбивый дятел. Не заявляйте о себе криками, приберегите песни. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатство…”

Ребята, надо сказать, что репортажи бывают нескольких видов: информационный, оперативный (где авторы сообщают о том, что видели и слышали), и фоторепортажи. Предлагаю вашему вниманию образцы таких репортажей. Это работы ваших сверстников. Докажите, что это репортаж. Прочитайте текст “Нет им дела до игрушек”.

Нет им дела до игрушек

Мы вошли в небольшое здание из красного кирпича с вывеской “Загорский историко-педагогический музей игрушки”. И почти сразу попали в экспозиционный зал.

Тут была загорская матрешка из 30 куколок… Швейцарская заводная игрушка “Сельский праздник”: механические человечки пляшут, играют и поют, механические птицы порхают…

Действующая корабельная пушка – игрушка Александра I… Едва мы углубились в изучение диковинных экспонатов, как экспозиция закончилась. Неужели все?

- В музее 30 тысяч экспонатов, - объясняет нам научный сотрудник Виктор Алексеевич Соловьев, - но в экспозиции выставлены только две с половиной тысячи. Нам катастрофически не хватает места. Восемь лет просили у исполкома расширить помещение, но пока все тщетно.

Жаль, что взрослые не играют, поэтому и нет им дела до музея игрушек, да и до игрушек вообще.

  • тема очень интересная, пишется с места события;
  • репортер описывает ход события и ведет тебя за собой.

Учитель: На таблице вы видите требования к репортажу, прочтите их.

Учитель: А теперь прочитаем сочинение-репортаж “Случай на плотине” и постараемся доказать, что он соответствует требованиям, которые предъявлены к репортаж

Случай на плотине

Это случилось вчера, 2 июня. Мы, учащиеся старших классов Марьевской средней школы, возвращались с прополки свеклы. Было жарко, и проходя мимо плотины, мы стали уговаривать Люсю, нашу наставницу, свернуть к ступеням, ведущим к воде, и разрешить нам искупаться.

- Искупнемся здесь? Разреши, Люсь, - просили мы.

- У плотины опасно. Пойдем на пляж, - ответила Людмила.

- Там далеко же. Сил нет – такая жара, - канючили ребята.

- Все же умеют плавать. Разреши, Люсенька, - вступили девочки.

Срывая на ходу футболки, шорты и обувь, ребята помчались к спасительной воде. Бросили на ступеньках плотины одежду и с радостным смехом и визгом попрыгали в озеро , тяжело шлепнулась на воду и толстая Кларка.

Как ласточки носились по воде, обгоняя друг друга, Вадик и Женя. Словно дельфины выныривали и снова ныряли Марат и Сережа. Тут же барахталась Клара, неумело загребая по-собачьи.

Вода была теплая, прозрачная, легкая.

- Мама! Тону-у, - послышался сдавленный хрип. Ребята замерли. На дно шла Клара. Первой к девочке бросилась Люся. Клара судорожно вцепилась в нее, и обе скрылись под водой. Ребята оцепенели от ужаса. Вынырнули обе. И тут Люся скомандовала:

- Цепью вытянитесь к ступенькам, цепью!

Мы сначала не поняли ее, но когда она стала сзади подталкивать Клару к плотине, нам стало понятно, как она решила спасти тяжелую и неуклюжую “пловчиху”.

Самые сильные стали по очереди выталкивать тонущую Клару из воды к ступеням запруды, а остальные образовали цепь, конец которой – Иван, который стоял на ступенях, держа за руку Сережку.

Обезумевшая Кларка умудрялась утянуть под воду то одного, то другого из нас.

Вода была теплая, тяжелая… Ступеньки казались недосягаемыми.

Но Люсин замысел удался. Мы дотолкали Клару до Марата, плавающего первым в спасательной цепочке. Он крепко ухватил девочку за волосы и потянул к себе, Марата за руку крепко держал Вадим…

Вытянули испуганную, нахлебавшуюся воды “русалку” на ступеньки и, измученные, попадали рядом. Молчали… Ласково шлепалась взбаломученная нами вода на ступени плотины. Ребята медленно приходили в себя.

- Ты молодец, Люся, - сказал я.

Все понимали: если бы не Люсины хладнокровие и смекалка, быть беде.

  • по жанру это оперативный репортаж, т. к. указывается дата – 2 июля;
  • репортаж написан с места события, автор был очевидцем и сам участвовал;
  • автор описал интересное событие, показал героизм девушки, не растерявшейся в трудную минуту;
  • событие описано в динамике;
  • много ярких деталей;
  • Зачин.
  • Основная часть.
  • Концовка.

Учитель: Ребята, мы с вами уяснили требования к репортажу, его композицию. А теперь представьте, что вы репортеры, а ваши тетради – репортерские блокноты. Вспомните нашу воскресную прогулку в лес.

По данному зачину продолжите репортаж на тему: “Прекрасное живет рядом с нами”. Ваша работа будет сопровождаться видеорепортажем.

Теплый воскресный день. Шумной толпой идем на лыжную базу. Нас встречает долгожданный лес. Быстро проходим около домиков. Скорее, скорее… Знакомство с лесом началось… (Чтение 2-х продолжений учащимися)

Учитель: Соответствуют ли эти продолжения тем требованиям, с которыми мы познакомились?

Ответ: Да, в репортажах все элементы композиции, указывается место действия, события показаны в развитии. Используется эмоциональная лексика, чувствуется присутствие автора.

Итак, мы учились писать сочинение-репортаж. На следующем уроке мы будем совершенствоваться в написании репортажей.

Читайте также: