Рельеф и хозяйственная деятельность конспект

Обновлено: 07.07.2024

Разработка урока по теме 8 класса " Человек и рельеф". Разработка состоит из презентации, итогового теста и технологической карты урока.

ВложениеРазмер
urok_8_klass_chelovek_i_relef.docx 17.47 КБ
8_klass_prover_sebya_relef_i_chelovek.docx 17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тип: урок общеметодологической направленности

Учебная цель: выяснить каково взаимовлияние рельефа и человека на территории России.

  • сформировать у обучающихся яркое, логическое представление о влиянии рельефа на жизнь человека;
  • опираясь на изученный материал, расширить представление обучающихся о взаимодействии человека и литосферы;
  • способствовать овладению обучающихся основного понятийного материала по данной теме.

Самостоятельно определять цель учебной деятельности;

·выполнять учебные действия

в соответствии с заданием;

·владеть алгоритмом работы по образцу.

Коммуникативные : ·организовывать и планировать сотрудничество

с учителем и одноклассниками. Познавательные: · осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, находить определения понятиям, устанавливать аналогии;

·классифицировать информацию, преобразовывать её из одного вида в другой

содействовать в ходе урока формированию обучающихся ответственности за свою землю.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Подготовить учащихся к работе на уроке. Приветствие класса. Опрос у доски по предыдущей теме

Задает вопросы по предыдущим темам:

1)Что такое рельеф?

3) Какова последовательность изучаемых тем?

4) Какой компонент необходимо рассмотреть для получения целостной картины темы?

·Слушают учителя, отвечают у доски, отвечают с места.

Мотивация познавательной деятельности

Прошу учащихся самим сформулировать: в чем выражается взаимодействие рельефа и человека . На экране высвечиваются основные моменты.

-Формулируют в чем выражается взаимодействие рельефа и человека

Организация познавательной деятельности

Последовательно рассматриваем с учащимися обе точки зрения:

1) Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

2) Влияние человека на рельеф.

А) Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Уточняю, что сложнее вести хозяйственную деятельность в горах, априори на равнинах проще (1\2 жителей планеты-жители низменных равнин. (на слайде-зависимость расселения от высоты местности).

Задаю наводящие вопросы:

1) В чем сложность освоения горных территорий?

А) сильно расчлененный рельеф;

Б) большие абсолютные высоты.

(1) Дороговизна строительства транспортной сети и зданий.

2) Сложность добычи полезных ископаемых.

3)Сложность ведения сельского хозяйства и недостаточное количество с\х площадей.

4) Опасные явления в горах: землетрясения, оползни, обвалы, осыпи, сели…)

Привожу примеры вместе с учащимися.

Б) Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

Подвожу учащихся к формулированию влияния человека на рельеф

Вспоминаем что такое антропогенные формы рельефа.

Рассматриваем как влияет на рельеф:

1)Добыча полезных ископаемых

3) Сельское хозяйство.

Слушают учителя, отвечают на вопросы работают с учебником и атласом. Работают в тетрадях

Предварительный просмотр:

1.Верно ли утверждение:

А) Оползни –распространенное явление в горах.

Б) Терриконы- это результат строительства железных дорог.

В) Самый сейсмоопасный район России находится в Азиатской части.

Г) Землетрясения и вулканизм- являются результатом действия внутренних сил Земли.

Д) Чем выше в горы, тем условия жизни наиболее благоприятны.

2. Как называется:

А) Бурный грязекаменный поток.

Б) Внешние рельефообразующие факторы.

В) Смещение горных пород вниз по склону под воздействием силы тяжести.

3. В пределах какой из перечисленных территории России имеются действующие вулканы?

А) Алтай, Б) полуостров Камчатка, В) Урал, Г) Кольский полуостров.

4.Какие из перечисленных форм рельефа являются антропогенными?

5. Среди перечисленных территорий России выберите ту, в которой сейсмическая активность наименьшая.

А) Валдайская возвышенность, Б) Чукотский полуостров,

В) Кавказ, Г) Забайкалье.

6.Установите соответствие между антропогенными изменениями рельефа и его причинами:

Причины антропогенных изменений Антропогенные изменения

А) Нарушение целостности залегания горных пород 1) Возникновение отвалов и терриконов.

при добыче полезных ископаемых. 2) Проседание земной поверхности.

Б) Извлечение большого количества полезных 3) Возникновение антропогенных

В) Добыча полезных ископаемых открытым 4) Возникновение карьеров.

7.Восстановите причинно-следственную связь (напишите правильную последовательность букв):

А) Горные районы слабо заселены.

Б) Пересеченный рельеф и большие высоты.

В) Сложные условия жизнедеятельности.

Г) Природные условия горных территорий.

8. Восстановите причинно-следственную связь (напишите правильную последовательность букв):

А) Горные районы слабо заселены.

Б) Пересеченный рельеф и большие высоты.

В) Удорожание строительства и транспортных путей.

Г) Потребность в дорогостоящем инженерном обеспечении строительства.

1) В сейсмически опасных районах России отсутствуют хозяйственные объекты, представляющие экологическую опасность;

2) Землетрясения могут вызвать другие опасные явления: сели ,оползни, обвалы.

А) верно только 1; Б) верно только 2; В) оба неверны; Г) оба верны.

10.Назовите не менее 2-х территорий России (можно субъект РФ) , где нарушение рельефа вызванное добычей полезных ископаемых наиболее велико.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"


Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы.

Методическая разработка урока для 6 класса. Тема: Любовь - наивысшее чувства человека.

На уроке учащиеся должны определить понятие любви, рассказать о многоликости этого понятия, объяснить, почему каждый человек стремиться к любви и каковы ее проявления;- совершенствовать н.

Разработка урока в 10 классе по теме: Тепловые двигатели и их роль в жизни человека

Урок-конференция в 10 классе по теме: Тепловые двигатели и их роль в жизни человека. Урок включает в себя историческую справку о развитии тепловых двигателей, модель теплового двигателя, решение эколо.


Разработка урока в 4 классе по теме "Моя семья, обязанности, хобби, описание человека"

Разработка урока по теме "Моя семья, обязанности,хобби, описание человека".


Разработка урока "Человек на войне" по истории России в 9 классе

Урок усвоения новых знаний и способов действия способствует формированию ценностных ориентаций ученика на общечеловеческие ценности, призван помочь понять антигуманную сторону войны и стать проти.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 11. Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей

Цели урока: познакомить учащихся с рельефообразующей деятельностью человека, показать масштабы этой деятельности, убедить в необходимости охраны рельефа и его разумного преобразования.

Средства обучения: физическая карта мира атласа, учебные картины, слайды и видеофильмы о способах добычи полезных ископаемых.

Основные представления и понятия: способы разработки месторождений полезных ископаемых, другие виды хозяйственной деятельности, изменяющие рельеф.

Межпредметные связи: монументальные сооружения различных эпох (история).

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Влияние хозяйственной деятельности на рельеф

Рассказ учителя. Виды рельефопреобразующей деятельности людей, демонстрация слайдов или видеофильма.

Актуализация личного опыта и знаний учащихся. Какие (даже незначительные) изменения рельефа можно наблюдать в местности, где расположена школа?

2. Изменения рельефа при разработках месторождений полезных ископаемых

Рассказ учителя и работа с учебником (§ 10, стр. 41-43).

Задание. Заполнить таблицу:

Виды деятельности людей

Характер изменения рельефа

Закрепление изученного

Возрастает или снижается роль хозяйственной деятельности в изменении рельефа? Почему?

Как искусственные сооружения влияют на географическую среду?

Согласны ли вы с мыслью А. И. Вернадского, которая приводится в тексте параграфа?

Деятельность людей изменяет рельеф и земную кору. С развитием технологий это воздействие только увеличивается.

Больше всего человек оказывает влияние на литосферу в процессе добычи полезных ископаемых, строительстве дорог, мостов, тоннелей, метро и т. д.

1024px-ЖД_Крымский_мост.jpg

Во время этих работ нарушается целостность земной коры. Последствиями этого может быть проседание почвы, разрушение зданий и сооружений на её поверхности. Антропогенные землетрясения происходят в местах активной добычи огромного количества полезных ископаемых. В России это районы Западной Сибири и Предуралья.

1024px-Рудник_Восточный.jpg

При добыче минерального сырья возникают огромные карьеры, глубокие шахты, терриконы (горы из отработанных горных пород). Отвалы горных пород вредны для почвы, внутренних вод, растений, животных и здоровья человека. При разработке обширных карьеров из сельскохозяйственного оборота исключаются огромные площади плодородной почвы.

1280px-Slag_heaps_shaft_15_BIS_in_Snizhne_Donetsk_region.jpg

Огромные территории России состоят из антропогенных ландшафтов. Это крупные городские застройки с высотными зданиями, это территории заводов и фабрик, плотины, мосты и т. д. Антропогенный рельеф изменяет экологическое состояние окружающей среды, влияет на поверхностные и подземные воды, изменяет климат.

Комплекс неровностей твердой земной поверхности, называемый рельефом, со времен появления человека оказывает влияние на все виды деятельности человечества, в том числе на хозяйственное производство. Строительство инженерных сооружений, добыча природных ресурсов, развитие дорожной инфраструктуры зависят от рельефа местности.

Содержание статьи

Как рельеф влияет на хозяйственную деятельность

  • Как рельеф влияет на хозяйственную деятельность
  • Факторы развития сельского хозяйства
  • Рельеф как фактор почвообразования

Рельеф планеты многообразен – от высоких гор до широких равнин. Как и все другие составляющие части природы, рельеф постоянно претерпевает изменения. Современные рельефообразующие процессы делятся на внутренние (эндогенные), вызванные движениями земной коры, и внешние (экзогенные).

Рельеф в истории человечества

С древних времен человек использовал пещеры и навесы для постоянных стоянок. Загонные охоты велись в речных крутоярах либо карстовых массивах.

На этапе формирования древнейших государств человек использовал формы рельефа как защитные укрепления. Например, более десятка крепостей, созданных в останцовых формах рельефа, отделяли Верхний Египет от Нубаи.

В Средние века четко прослеживается привязка сельскохозяйственной деятельности к рельефу. Земледелие и скотоводство были широко распространены в равнинных местностях.

Рельеф в хозяйственной деятельности

На равнинах легче обрабатывать землю и пасти скот. Осуществление хозяйственной деятельности в горах было намного сложнее и экстремальней. Это связано со сложным рельефом и климатом. Именно поэтому горные местности освоены меньше, чем равнинные. Число видов деятельности человека в условиях сложного рельефа было достаточно ограничено. В основном использовались минеральные и гидроэнергетические ресурсы.

В современных условиях, с ростом технических возможностей человека, эта особенность горного рельефа уже не играет такой большой роли. Человек научился изменять рельеф – к примеру, Байкало-Амурская магистраль проложена через семь высоких хребтов (Байкальский, Буреинский, Кадарский и др.). Для строительства магистрали сквозь горные породы была проложена сеть туннелей.

Постепенно горная местность приобретает новые функции: производственные, спортивные, туристические, оздоровительные.

Исторически большая часть населения проживает в равнинных местностях. В поймах и низменностях легче вести сельское хозяйство, производить строительные работы, развивать дорожную инфраструктуру, вести добычу полезных ископаемых.

При производстве всех видов работ в условиях равнинного рельефа требуется использовать меньше ресурсов (человеческих и материальных), чем в условиях горного рельефа.

Читайте также: