Речевой этикет русская этикетная речевая манера общения конспект

Обновлено: 07.07.2024

Способность грамотно выражать свои мысли и при этом поддерживать интерес собеседников к определенной теме – непростая задача. Но это умение является гарантом принятия человека в любом обществе. Интересным для окружающих может стать каждый, главное – соблюдать правила поведения и понимать, насколько важными являются в современном мире вежливость и речевой этикет . Чтобы овладеть искусством речевого общения, следует знать историю страны, иметь представления о культуре народа, который ее населяет, познакомиться с базовыми понятиями из области психологии , лингвистики и культурологии. Это определяет то, насколько успешной будет человеческая деятельность в семье, трудовом коллективе и обществе в целом.

Русский речевой этикет имеет еще массу отличий. Одним из характерных признаков русской речи является ее четкость. Чем увереннее ведет себя человек, чем более внятной и звонкой является его речь, тем лучше. Тихая и невнятная речь, которую так ценят в некоторых восточноафриканских странах, может быть воспринята окружающими неоднозначно. Русские считают это признаком неуверенности, незнания того, о чем идет речь.

Говоря о времени при назначении кому-либо встречи, русский этикет предполагает уточнение (следует всегда конкретизировать, в котором часу планируется встреча). Недопустимо обозначать приблизительное время встречи, как принято за рубежом (ждите к полудню, приходите после обеда). В России не предусмотрено, как в англосаксонской традиции, планирование встречи на несколько недель вперед. Но в отличие от европейцев русский не упустит возможности поинтересоваться у человека, не забыл ли он о назначенной дате.

Формы и способы выражения несогласия в русском обществе тоже существенно отличаются. Речевой этикет в русском общении допускает доведение разговора до жарких споров, сопровождающихся высокой эмоциональностью в процессе высказывания собственной точки зрения, но не приводящих к ссорам. Такое поведение в компании является допустимым. Правила поведения в английском обществе, в отличие от русского, это не приветствуют. Русские же не стесняются открыто демонстрировать свое несогласие, но уважают мнение собеседников. Еще одной особенностью русского речевого этикета является табу на разговор через порог. Немногие знают, что в России это является грубым нарушением этикета. А вот европейцы весьма лояльно к этому относятся, и это выглядит вполне этикетно.

Принято считать, что русский является самым трудным для изучения языком в мире. Причем ошибки в речи допускают не только иностранцы, но и носители языка, что недопустимо. От ошибок в речи не застрахован никто, но чтобы свести их к минимуму, следует особое внимание уделять речевому этикету, являющемуся одним из главных компонентов владения языком. Но важно не только знать основы культуры речи , нужно уметь применять их строго по назначению. Речевой этикет в русском общении требует соблюдения целого ряда правил. Среди них: грамотность, культурность, отсутствие грубых ошибок в цензовых словах, исключение нецензурных и негативных (вульгарных) слов или грубой лексики, выбор допустимого функционального стиля, соответствующего конкретной ситуации. Ведь только человек, соблюдающий коммуникативную этику, может быть оценен обществом как нравственное и достойное подражания лицо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ реч этик.docx

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление учащихся о речевом этикете.

ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.

Вступительное слово учителя.

К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.

Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста , построения крепких семейных и дружеских отношений.

Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?

(Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).

Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.

Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

- Что же это такое - речевой этикет?

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Читать текст вы будете с пометами. Возьмите простые карандаши и в тексте на полях отметьте:

Речь и этикет.

Верно сказанное слово – половина дела.

Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.

Давайте разберемся во всем по порядку.

Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.

У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.

Л. Г. Антонова

- Скажите, какую новую информацию вы получили?

- С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?

- Какие вопросы возникли?

-Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета .

Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

начало разговора (приветствие/знакомство)

заключительная часть разговора.

Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Для этого существуют формулы приветствия.

Формулы приветствия.

Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: "приветик", "салютик", "наше вам" и т.п.

А теперь давайте попробуем заполнить таблицу примерами приветствий.

Формулы прощания.

При расставании и прощании согласно обычаю существуют тоже своеобразные приветствия. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись чуть ли не заклинаниями, например, "буераком путь", "ни пуха ни пера" и т.д. Сейчас напутствия упростились: "До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", Будьте здоровы".

Формулы благодарности.

Задание. А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испекла ваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.

Формулы просьбы-приглашения.

В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.

Существуют и другие этикетные формулы речевого общения:

Формулы вежливого отказа.

Комплименты.

Ведение спора, дискуссии.

Учащимся могут быть предложены такие задания:

1.Составьте словесный портрет приятного собеседника.

2.Попробуйте нарисовать или записать в тетради антирекламу качеств, препятствующих приятному общению.

3.Запишите в тетрадь те этикетные формулы, которыми вы пользуетесь в жизни. Подумайте, всегда ли вы правильно их используете (учитывайте речевую ситуацию).

4.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти на улицу Садовую. Как вы обратитесь с просьбой помочь вам найти нужную улицу к прохожему?

5. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.

I. – Как дела? – спросил я.

Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:

– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.

II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.

– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.

(В. Богомолов)

Использование различных формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимо для взаимопонимания между людьми.

6. Составьте синквейн по теме урока.

Итак, давайте подведём итоги урока:

- Понятна ли была тема урока?

- Что нового вы узнали?

- Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Домашнее задание (на выбор):

1. Попробуйте написать правила речевого общения в стихах.

2.Составьте кроссворд по теме урока.

3.Изобразите на рисунке различные ситуации по теме урока.

4.Подберите пословицы по теме нашего урока.

- Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке

Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.


Урок родного (русского) языка предназначен для учащихся 6 классов, занимающихся по учебнику Русский родной язык.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.

Содержимое разработки

Тема: §16 Русский речевой этикет

Пояснительная записка

Урок родного (русского) языка предназначен для учащихся 6 классов, занимающихся по учебнику Русский родной язык.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.

Урок общеметодологической направленности, носит познавательный и воспитательный характер. С целью пробуждения и поддержания интереса обучающихся к содержанию, активизации познавательной деятельности в урок включены задания в форме ролевой игры. Большое внимание уделяется расширению и обогащению словарного запаса обучающихся и воспитанию ответственного подхода к выбору форм общения русского языка.

Цель: углубить и закрепить знания обучающихся в области речевого этикета.

Обучающие: систематизировать существующие знания о понятии речевого этикета; определить свойственные именно русскому языку речевые формулы; расширить область применения речевых этикетных формул; формулировать алгоритмы вежливого общения учащихся в соответствии с поставленными учебными ситуациями.

Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся, познавательного интереса, навыков аналитического чтения, внимания, творческого мышления.

Воспитательные: воспитать потребность взаимодействовать с другими участниками коммуникации в соответствии с нормами этикета, привить навыки культуры общего поведения, воспитать интерес к родному языку, способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к слову.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

I. Организационный момент.

В класс заходит учитель и вместо стандартного приветствия произносит:

( Класс в замешательстве, не знает, в какой форме ответить)

II Актуализация знаний.

- В чем дело, ребята? Почему вы сразу не смогли мне ответить? Что не так?

(Дети указывают и поясняют несоответствия речевой ситуации: урок – официальное мероприятие, статус учителя выше, чем у ученика)

- А как вы считаете, к чему могут привести подобные несоответствия в жизни? А если представить, что нечто подобное произошло среди взрослых: на деловой встрече; на званом ужине по отношению к уважаемым или пожилым людям? Приятна ли эта ситуация? (Ответы детей)

III Формулирование цели, постановка задач.

- Итак, совершенно ясно, что во время общения очень важно быть каким? (Вежливым)

- А как им стать? Чем нужно руководствоваться? (Правилами поведения/ этикета)

-Давайте вспомним, как приветствуют друг друга японцы (поклон со сложенными руками), дотрагиваться при этом к собеседнику, равно как и смотреть в глаза, нельзя. А европейцы как приветствуют друг друга? (обнимаются и целуют друг друга) А вот жители Севера (эскимосы, лапландцы)здороваясь, легонько стучат друг друга по голове или трутся носами. Все они следуют этикету своего народа. Приемлемо ли такое у нас, в России? (Ответы учеников)

IV Изучение нового материала.

- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого. -Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

- Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

- Милый мой! - начал тонкий после лобызания. - Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был!

- Я, ваше превосходительство. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

- Как считаете, почему тонкий решил изменить форму общения? И с какой целью? (Изначально каждый из них не знал о том, кто кем стал, поэтому считал себя равным другому. И форму общения он выбрал соответствующую. Затем он меняет форму общения, чтобы выказать свое уважение)

- Итак, мы увидели, что люди используют формы вежливого обращения в разговоре с теми, кто занимает более высокий статус. А по отношению к кому еще следует вести себя уважительно, придерживаясь этикета? (старшим, лицам женского пола). Верно, запишем это в тетрадь.

- Знаете, подобные условия характерны для многих народов. Но вот если вы будете общаться с французами, будьте готовы к тому, что вас могут перебить. Это все потому, что так они проявляют интерес к собеседнику. Для вежливого общения у нас, в России, это допустимо? (нет) А как следует себя вести во время общения?

- Итак, изучив положения о том, как нужно себя вести, перейдем к вопросу о том, как обращаться при встрече с человеком, к которому следует проявить уважение?

- Работая в группах, составьте таблицу по группам ЭРФ, опираясь на данные раздела, приведите примеры. Учтите, что ЭРФ действуют не только при официальном общении, но и среди равных (неофициальное общение). Используя материал упр.138, 139 подберите примеры, дополните своими. (Можно распределить задание по рядам, на каждый ряд своя группа речевых формул – в учебнике их указано 3)

Проверка выполнения задания: демонстрация таблиц, зачитывание примеров.

- Вы хорошо справились с работой над двумя первыми группами (приветствие, прощание). Рассмотрим подробнее третью группу. Что в нее входит? Согласие/несогласие, поздравление, комплимент – так написано в этом разделе. Посмотрите задания параграфа – упр. 141, 142,143. О каких еще видах ЭРФ там идет речь? (благодарность, комплимент, сочувствие, утешение). Рассмотрите приведенные примеры ЭРФ. Оказывается для вежливого человека важно не только вовремя и правильно поздороваться или попрощаться, но и суметь тактично и искренне выразить слова поддержки или благодарности. Дополните свои таблицы этими видами ЭРФ.

V Закрепление материала

От теории перейдем к практике.

Работа в группе:

Рассмотрите (на слайде/ распечатка на стол) стихотворение известного детского поэта Г. Остера. Укажите, какие речевые нормы нарушены? Приведите свои аргументы.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Обратимся к упр. 141., подготовьте свой вариант ответа на поставленную задачу. На каждый ряд распределяется задание, соответствующее пункту упражнения (от 1-3). После небольшого обсуждения ученик от каждой группы зачитывает ответ.

Смоделируйте ситуацию в соответствии со схемой (на слайде/ распечатка на стол). Тематика может быть любой: случай в школе, дома, на улице и т.д. Текст беседы с применением ЭРФ запишите (по ролям), приготовьтесь выступить со своей сценкой перед классом.

Несколько пар представляют свои импровизации классу.

VI Подведение итогов

Итак, в начале урока вы поставили перед собой цель – разобраться в тонкостях русского речевого этикета. Как считаете, цель достигнута? (да) Как, помимо вежливого общения с другими людьми, ведет себя воспитанный человек? (Поддерживает других, говорит комплименты и благодарит)

VII Домашнее задание

Прочитайте фрагмент письма А.П. Чехова, приведенного в упр. 144. Перечислите и запишите, какие черты, по мнению А.П. Чехова, присущи воспитанному человеку. Со всеми ли вы согласитесь? Свое мнение оформите в виде небольшого сочинения-рассуждения.

VIII Рефлексия

Ребята, продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Своей работой на уроке я …

Больше всего на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я научился…

За работу на уроке я поставил бы себе…


-75%

Речевой этикет — важная часть жизни любого сообщества. Он помогает поддерживать баланс между информативной и эмоциональной составляющей коммуникации, делает общение понятным и приемлемым для представителей разных культур и социальных групп. Нормы вербального поведения распространяются как на повседневную жизнь, так и на деловую сферу, предписывают сценарии общения для торжественных случаев и скорбных ситуаций.

Речевой этикет

Основные понятия речевого этикета

Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.

Овладение данным искусством невозможно без широких познаний в области лингвистики, культурологии, психологии, а иногда и этнографии, поскольку правила речевого общения часто определяются национальными традициями. Это особенно касается народов, сохранивших аутентичный уклад жизни.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Деловой этикет

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

Функции речевого этикета

Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это:

  1. Установление и поддержание контакта. Вежливый человек легче знакомится с новыми людьми и обрастает социальными связями.
  2. Демонстрация уважения. Формулы приветствия и прощания, обращения, извинения, сочувствия подчеркивают социальную иерархию и помогают избежать неуместного панибратства.
  3. Регуляция поведения. Четкие правила и границы делают общение более понятным и предсказуемым, снимают напряжение и закрепляют социальную роль каждого участника взаимодействия.
  4. Профилактика конфликтов. Вежливое обращение призвано сглаживать углы в конфликтных ситуациях, а при начавшейся ссоре позволяет закончить ее с наименьшими потерями.

Функции этикета

Главные правила

Что такое речевой этикет в современном русском языке, известно каждому воспитанному человеку. Кратко список его правил выглядит так:

  1. Мимика и жестикуляции должны быть умеренными и понятными собеседнику.
  2. Недопустимо нарушать личные границы другого человека, сокращая дистанцию общения.
  3. Сдержанность в эмоциях не означает отсутствие доброжелательного настроя.
  4. В разговоре следует демонстрировать интерес к собеседнику и его точке зрения.
  5. Лучше избегать спорных ситуаций, но, если это невозможно, нужно исключить неодобрительные оценки оппонента и категоричность собственных высказываний. Несогласие лучше выразить молчанием, переводя разговор на другую тему.
  6. Не стоит навязчиво выспрашивать подробности личной жизни собеседника, если он избегает этих тем. Распространяться о себе также не следует.
  7. В беседе с несколькими участниками внимание должно быть равномерно распределено между всеми людьми. Лучшие темы — нейтральные: о животных, погоде, путешествиях.
  8. Юмор — как пряность, использовать его нужно аккуратно. Но легкая, всем понятная шутка поможет выйти из щекотливой ситуации. Юмор и сарказм — не одно и то же.
  9. Грубые слова и просторечия должны быть исключены.
  10. Периодичность и временные рамки общения должны быть приемлемы для всех участников общения.

Деловое общение

Умение выстроить его грамотно является залогом эффективного продвижения в карьере. Оно важно как при работе в крупных корпорациях, так и для индивидуальных предпринимателей, число которых растет день ото дня.

Повседневная культура речевого этикета на деловых встречах приемлема только в той ситуации, когда оба собеседника привыкли придерживаться этого стиля общения. В противном случае он будет расценен как фамильярность, что приведет к потере уважения и срыву сотрудничества. Деловой этикет позволят сохранить баланс между субординацией и вежливой вовлеченностью.

Принципы делового общения

Принципы речевого делового этикета

Главным отличием такого стиля общения является отсутствие в нем личных тем. Здесь исключены фамильярность, флирт, навязчивость. Только пунктуальность, честность и обязательность, располагающая вежливость и беспристрастная учтивость.

Основной целью такого общения должно быть достижение контакта и взаимопонимания между участниками.

Принципы делового этикета таковы:

  1. Фразы и манеры соответствуют ситуации.
  2. Речь ясна всем присутствующим.
  3. Информация достоверна.
  4. Участники внимательны, корректны и почтительны по отношению друг к другу, настроены на продуктивное общение.
  5. Согласованность регламента.
  6. Элементы коммуникации выстроены с соблюдением субординации.

Основные этапы

Структура деловой беседы выглядит следующим образом:

  1. Приветствие. Первым здоровается с другим участниками младший по статусу или возрасту.
  2. Диалог, выстроенный с соблюдением принципов вежливости и учтивости.
  3. Разрешение конфликтов. Конструктивный диалог, сглаживание острых углов.
  4. Рутинное взаимодействие. Решение повседневных задач.
  5. Подведение итогов и прощание.

Этапы общения

Деловое общение по телефону также имеет свои правила. Согласно им, разговор должен начинаться с приветствия и представления звонящего. При этом обязательно упоминание его должности и названия организации. Информация должна подаваться в краткой, лаконичной форме, последовательно и без отвлечения на сторонние темы. Яркая эмоциональная окраска лишает переговоры конструктивности.

В спокойной, неторопливой беседе проще найти точки соприкосновения и определить пути решения сложных ситуаций. В конце переговоров следует подвести итоги и попрощаться.

Повседневная речь

Повседневная языковая практика также выстроена на принципах поддержания социальной иерархии. Любой разговор начинается с приветствия, причем младший первым здоровается со старшим, мужчина — с женщиной, молодая девушка — со взрослым мужчиной, младший по должности — со старшим.

По форме приветствие классифицируется как:

  • указание времени (Доброе утро!);
  • пожелание здоровья (Здравствуйте!);
  • эмоция (Рад встрече!);
  • выражение уважения (Мое почтение!);
  • специфическая форма (Здравия желаю!).

Повседневная речь

Заканчивать общение принято прощанием с пожеланием всего наилучшего.

Правила речевого этикета для разных социальных групп

Внутри каждой социальной группы тоже существует свой речевой этикет. На его формирование оказывает влияние комплекс факторов, среди которых:

  • пол;
  • возраст;
  • образование;
  • профессия;
  • материальный достаток;
  • иерархический статус собеседников.

Частые нарушения и ошибки

С ошибками в речевом поведении может столкнуться каждый. К наиболее частым из них относятся:

Таким образом, нормы речевого этикета применимы в любых ситуациях: от повседневной рутины до обмена опытом на международных конференциях или дипломатических переговорах. Основные правила предписывают использование при разговоре спокойного тона, дружелюбного настроя, общепринятой лексики и поддержание субординации между собеседниками.

Читайте также: